Конспект проведения совместной деятельности по гендерному воспитанию дошкольников «Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Камшукова Анна Александровна

Целью данного занятия является формирование начальных гендерных представлений, обучение осознанному восприятию половой принадледности и адекватной модели поведения.

Преследуемые задачи: - формирование у детей понятия о чертах характера, поступках мальчиков и девочек, их внешнем виде; - воспитание у детей культуры взаимоотношения полов; - развитие логического мышления, внимания, зрительного и слухового восприятия через игровую деятельность; - воспитание дружеских отношений в детском коллективе, культуре общения между детьми разного пола; - способствование сопереживанию, сочувствию и стремлению помочь сказочным персонажам; - развитие наблюдательности, умение аргументировать свои наблюдения и выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx53.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проведения совместной деятельности по гендерному воспитанию дошкольников  «Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой».

Цель: формирование начальных гендерных представлений, обучение осознанному восприятию половой принадлежности и адекватной  модели поведения.

Задачи:

- формировать у детей понятие о чертах характера, поступках мальчиков и девочек и их внешнем виде;

- воспитывать у детей культуру взаимоотношений полов;

-развивать логическое мышление, внимание, зрительное и слуховое восприятие через игровую деятельность.

-воспитывать дружеские отношения в детском коллективе, культуру общения между детьми разного пола

-способствовать проявлению сопереживания, сочувствия, стремления помочь сказочным персонажам.

-развивать наблюдательность, умение аргументировать свои наблюдения и выводы.

Предполагаемый результат:
Дети дифференцируют представления о собственной половой принадлежности, включая внешний вид, маскулинные и фемининные качества.
Проявляют сочувствие, стремление помочь сказочным персонажам.
Аргументируют свои наблюдения и выводы. Воспитывают в себе дружеское отношение с противоположенным полом.
Используют полученную информацию о человеке в различных видах деятельности (игровая, музыкальная, трудовая, коммуникативная)

Материалы и оборудование:

Мяч, две куклы - мальчика и девочки, галстук, бант, мешочек, предметы для него - помада, кукла, лак, заколка, пистолет, самолет, машинка, меч,  набор из 6 пиктограмм, бланки к заданию «лабиринт», маркеры или карандаши, карточки с профессиями, одеждой и ответами к загадкам.

  Ход совместной деятельности:

   Дети заходят в группу, встают в круг.

  -Заходите, заходите,

   Друг друга за руки возьмите,

   Мы построим ровный круг,

   Что же мы увидим вдруг?

   Собрались здесь все друзья:

   Девочки и мальчики — дружная семья.

Ребята! Посмотрите к нам сегодня гости пришли! Давайте с ними поздороваемся и подарим свои улыбки.

Упражнение «Приветствие».

А мы с вами давайте попробуем поздороваться по-другому:

Когда я хлопну в ладоши 1 раз, вы пожмете друг другу руки, когда хлопну 2 раза, вы здороваетесь плечиками вот так (показать), когда хлопну 3 раза, вы обнимаете друг друга.


Теперь поиграем  в
игру «Знакомство». Вы будете передавать друг другу мяч, называть свое имя и говорить, кто вы: мальчик или девочка.

   -Посмотрите, ребята, оказывается в нашей группе есть не просто дети, а мальчики и девочки.  

«Да здравствуют девчонки
С косичками и без!
Пусть солнце улыбнется
Им с голубых небес!»

«Пусть плачут сосульки и ржавые вёдра

И мокрые шляпы кап-кап.

Но мы ведь мужчины реветь без причины

Нельзя нам по чину никак

Ведь мы же мальчишки, а значит мужчины

Мы слёз не покажем никак».

Скажите, у нас в группе мальчики и девочки дружат? Их можно назвать дружными ребятами? Давайте мы посмотрим:

Упражнение «Друзья»

Дети стоят в кругу.

1 куплет.
Вот и ты, вот и я
(протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь)
Ссориться нельзя
(грозят в центр пальцем)
Вот и ты, вот и я (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь)
Вместе мы друзья (взялись за руки)
2
куплет (повтор движений в парах)
Вот и ты, вот и я (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь)
Ссориться нельзя (грозят друг другу пальцем)
Вот и ты, вот и я (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь)
Вместе мы друзья (обнимают друг друга)

Садятся за столы.

Посмотрите, ребята, кто рядом с вами сидит?

Дети:

- Маша, Вася…(называют имена рядом сидящих детей)

Психолог:

- А кто Маша, Вася?

Дети:

- Маша- девочка, Вася- мальчик.

Я предлагаю вам побольше узнать друг о друге.

   -А вы знаете, что любят девочки? ( Ответы мальчиков).

   -А что любят мальчики? (Ответы девочек).

   -Скажите, пожалуйста, девочки — какие?

   -Мальчики какие?

 Упражнение "Найди сходства и отличия"

-Что общего у мальчиков и девочек?

   -А чем они отличаются?

(дети по очереди объясняют, чем отличаются мальчики от девочек)

отличия

Мальчик

одеждой

юбки, платья, блузки, шляпы, косынки, туфли (на каблуке), сапоги высокие

цвет в одежде

розовый, красный

причёской

стрижка, короткие волосы

играми, игрушками

куклы, посудка, "Дочки - матери":

Девочка

штаны, шорты, футболки, ботинки, кроссовки

синий, голубой, серый, зелёный:

длинные волосы, косы:

машинки, пистолеты, "Войнушки":

Загадки:
–А теперь  у меня для вас есть интересные загадки
– Вы любите отгадывать загадки? (Да). Тогда слушайте.
1.Уселись дружно на диванчике Алеша с Вовой – наши… (мальчики)
2.У кукол чистые тарелочки, помыли их сегодня… (девочки)
3.Сверкают пестрые юбчонки, танцуют весело…(девчонки)

– А когда я к вам шла, то на дороге нашла вот эти вещи (Воспитатель показывает галстук и бант)
– Как вы думаете, кто их мог потерять?
– Взрослые  или дети? (Дети)

– Как догадались? (Галстук маленький, поэтому он принадлежит мальчику, а бантик носят только девочки)
– Теперь мы знаем, что эти вещи принадлежат девочке и мальчику.

– Когда вы что-нибудь теряете, как вы себя  чувствуете? (расстраиваемся, нам грустно, обидно…)
– Да, эти неизвестные герои тоже наверное очень огорчились.
– Что же нам все-таки делать с этими вещами? (Найти хозяев этих вещей)
– Да, конечно, нужно найти тех, кому они принадлежат

– Давайте вместе выполним некоторые задания чтобы найти загадочных героев, которые потеряли эти вещи? Согласны? (Да)
– Но прежде чем мы начнем поиски, я хочу узнать, какие же вы ребята? – Вы грустные ребята? (Мы веселые ребята)
– Вы ленивые? (Мы трудолюбивые)
– Вы недружные ребята? (Мы дружные)
– Вы злые? (Мы добрые)

Ну что, веселые, трудолюбивые, дружные и добрые мальчики и девочки начинаем?
– Представьте себе, что мы сейчас в лесу.
– Покажите, какие там высокие деревья (дети поднимают руки вверх)
– Подул теплый ветерок: ш-ш-ш
– Зашелестели листья (дети шевелят пальчиками)
– Подул холодный и сильный ветер: с-с-с
– Закачались сосны (дети покачиваются и машут руками)
– Нет в лесу никого, посмотрите внимательно (нет)

– Мы с вами оказались на поляне ошибок, которые нужно исправить. Послушайте рассказ и скажите, бывает так или нет.
– Жил-был мальчик Лена .
– Бывает так? (Нет) Почему? (Лена – это имя девочки)
– Как зовут девочек вашей группы?
– А какие имена девочек вы знаете?
– Девочки! А как зовут ваших мальчиков?
– Какие еще имена дают мальчикам?

– Давайте придумаем имя нашему мальчику. Как мы его назовем. (Сережа)
– Слушаем дальше.

– Собрался Сережа к своему другу Пете на день рождения и стал думать, какой наряд он выберет?
– И решил он надеть красивое платьице.
– Может быть такое? (Нет) Почему? (Мальчики не носят платье, только девочки)
– А что же носят мальчики? (Рубашку, брюки)

– И чтобы Сережа запомнил, что носят мальчики, давайте ему расскажем. Я буду показывать картинки с изображением различных вещей. Если я покажу вещь для мальчика, то хлопайте, а если для девочки – топайте.
– Молодцы! Теперь Сережа знает что носят мальчики и не перепутает. На день рождения принято дарить подарки. Сережа решил подарить Пете косметику для куклы Барби.

– Как вы думаете, обрадуется Петя такому подарку? (Нет) Почему? (В куклы играют девочки)
– А кто обрадуется такому подарку? (девочки)
– А что бы вы подарили своим друзьям?

– Молодцы! Здесь все ошибки исправлены.

Загадки

 Слушайте внимательно:

- Четыре колеса,

  Резиновые шины,

Мотор и тормоза…

И что это?...( машина)

 Верно . А кто играет с машиной?

 Правильно! Теперь следующая загадка слушайте внимательно:

- Эти шарики на нити

 Вы примерить не хотите ль?

 На любые ваши вкусы

 В маминой шкатулке… (бусы)

Верно . А кто одевает бусы?

-  Молодцы! Следующая загадка  слушайте внимательно:

- Вот стальная птица

  В небеса стремится,

  А ведёт её пилот.

  Что за птица?...( самолёт)

Верно! . Кто любит играть с самолётом?

- Молодцы! Теперь следующая загадка слушайте внимательно:

- В ушках маминых сверкают,

  Цветом радуги играют.

  Серебрятся капли- крошки

  Украшения…(серёжки)

- Верно!. А кто одевает серёжки?

- Верно! Все хорошо справились с загадками 

Послушайте следующее задание: «Какое имя лишнее?». Слушайте внимательно девочки:

- Ира, Оля, Серёжа, Наташа, Катя. Какое имя лишнее и почему?

Дети:

- Серёжа, потому что имя мальчика, а остальные имена девочек.

Психолог:

- Молодцы! Теперь слушайте мальчики:

- Витя, Артём, Оксана, Вася, Никита. Какое имя лишнее и почему?

Дети:

- Оксана, потому что это имя девочки, а остальные имена мальчиков.

Психолог:

- Молодцы! Все хорошо справились с заданием.

Игра "Лабиринт"

 - Ой, ребята, кажется, кто - то плачет. У нас потерялись человечки. Они не могут найти дорогу домой. Давайте поможем им. Мы будем их друзьями. Игра называется "Лабиринт".

 Каждый ребенок получает карточку с изображением человечка. Он должен провести по дорожке человечка, по пути собрать его из соответствующих геометрических фигур. И "поселить" человечка в домик.

http://50ds.ru/img/_3MO0UB1IT.jpg

- А как вы думаете, это мальчики или девочка? (есть и мальчики, и девочки)

- Я сейчас раздам каждому карточку с изображением человечка. Вы, по очереди, сначала находите такую же геометрическую фигуру, как голова у вашего человечка, потом проведёте человечка по дорожке, находя геометрическую фигуру, такую же, как туловище у него. Затем поселите вашего человечка в тот домик, куда привела вас дорожка.

Ребенку нужно расселить всех человечков, нарисовав их маркером в домике.

   Физминутка «Разные профессии».

   Самолетом правит летчик,

   Трактор водит тракторист,

   Электричку — машинист,

   Стены выкрасил маляр,

   Доску выстрогал столяр,

   В доме свет провел монтер,

   В шахте трудится шахтер,

   В жаркой кузнице — кузнец,

   За прилавком — продавец,

   Кто все знает — молодец!

Проводится игра «Кто что делает?»

-Мы знаем, что у всех взрослых есть профессии, но не знаем, что люди этих профессий делают. Подскажите, нам пожалуйста.   Проводится игра «Кому что нужно для работы?»(летчик, машинист, повар, медсестра, швея, пожарный, моряк, строитель……)

Дети встают из-за столов.

Над нами собрались тучи. Они не простые, а клеевые. Какой из них пойдет дождь? ( Из них польется клей).

 Пошел унылый клеевой дождь, и мы все склеились (дети держат друг друга за плечи).

Но у нас нет времени ждать, когда клей высохнет, и мы отклеимся друг от друга. Нам надо спешить. Что же нам делать? Как мы можем выйти из этой ситуации? Что нам поможет в решении этой загадки? Придется двигаться всем вместе. 

Упражнение «Клеевой дождь»

Дети преодолевают препятствия, не отпуская рук: огибают озеро, перепрыгивают через ручеёк, пробираются сквозь лес, перешагивают через камни, проползают через тоннель.

В: Наконец, клей высох и мы отклеились друг от друга. Нам нужно спешить! Но что же случилось? У ребят в глазах ещё не успели высохнуть капельки этого дождя (называет имена 2 ребят). Ведущий завязывает глаза детям повязкой. Что же нам делать? Как помочь товарищу передвигаться? Нужно взять ребят за руку и помочь преодолеть путь. Молодцы, вы не бросили товарища.

Упражнение «Превращение»

Ведущий предлагает детям изобразить разных животных и птиц:

  • трусливый зайчик;
  • злой волк;
  • хитрая лиса;
  • весёлая обезьянка;
  • гордый орёл;
  • смелый лев.

Молодцы! Вы успешно преодолели все трудности. Смотрите дети! Кто это здесь? Появляются изображения мальчика и девочки, им возвращают бант и галстук и далее раздают вещи из мешочка.

Игра "Волшебный мешочек"

В мешочке спрятаны разные предметы - помада, заколка, расчёска, галстук, пистолет, зеркало. Дети, по очереди, нащупывают какой - либо предмет, отгадывают его, вытаскивают и дарят либо мальчику, либо девочке. Есть два предмета - расчёска и зеркало, которые подойдут обоим.

Первый ребенок вытаскивает какой - либо предмет.

- А как вы думаете, кому эту вещь можно подарить: мальчику или девочке?

Ребенок кладёт свой предмет какой - либо из кукол. Игра продолжается.

Мальчик, и девочка получили свои подарки. Они вам благодарны за помощь.

Динамическая пауза "Как живёшь?"

- Весело мы живём! А настроение у вас какое? (веселое)

- Как живёшь? - Вот так!

- А плывёшь?

- А бежишь?

- Вдаль глядишь:

- Ждёшь обед:

- Машешь вслед:

- Утром спишь:

- А шалишь:

(дети отвечают любыми жестами на вопросы психолога)

- А мама вошла в комнату и посмотрела как? (дети изображают мимикой)

- Вот так. Что она сделала? (удивилась или рассердилась. Демонстрируются пиктограммы удивления и злости)

- Подойдите к столу, там ещё есть пиктограммы.

Игра "Узнай лицо"

Перед каждым ребенком набор из 6 пиктограмм:

радость, страх, гнев, удивление, обида, грусть .

Психолог предлагает каждому ребенку, по очереди, вытащить сюжетную картинку, на которой изображено какое - то эмоциональное состояние , не показывая её, изобразить это состояние мимикой. Дети должны молча, показать ту пиктограмму, которой соответствует это выражение лица. Затем ребенок демонстрирует сюжетную карточку. Игра продолжается.

http://50ds.ru/img/_3MO0UB27U.jpg

Рис. 6

- Сейчас каждый, по цепочке, будет вытаскивать сюжетную картинку, и изображать нам своим лицом, мимикой, настроение ребенка, который на ней нарисован. А все остальные ребята, молча, будут отгадывать и показывать пиктограмму, которая подходит к этому выражению лица.   

Пальчиковая гимнастика "Апельсин"

- Вы  знаете стихотворение про апельсин?

Очищаем апельсин, (изобразить)
На тарелке он один,
("тарелка")
Апельсин я разломлю,
(изобразить)
Всех знакомых наделю:
(движения кистями от груди вперед)
Эту дольку Ване, эту дольку Тане,
(загибаем пальчики, начиная с большого пальца, на обеих руках одновременно)
Эту дольку Толе, эту дольку Коле,
Ну, а что останется, только мне достанется
(движения кистями вперед, к груди)

 Проводится игра «Пожелания». Дети передают друг другу игрушечное сердечко и говорят друг другу пожелания.

Речевое упражнение «Комплименты» 

Дети стоят по кругу и говорят друг другу комплименты (если дети забыли что такое комплименты напомнить, что комплименты – это любезные, приятные, красивые слова и выражения).

Дыхательная гимнастика.

Ребенок находится в положении сидя. Даётся установка: после каждой строчки вдохи и выдохи носиком, ротик закрыт. Взрослый произносит рифмовку:

Носиком дышу свободно,

Тише - громче, как угодно.

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы,

Дышим он, и я, и ты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект проведения совместной деятельности с детьми подготовительной группы "путешествие в Африку"

Совместная деятельность по теме классы животных (рыбы, птицы, насекомые, звери) с детьми подготовительной группы  с использованием мнемотехники, игрового проблемного обучения, моделирования, испо...

2012-2013 Педагогический проект по гендерному воспитанию в первой младшей группе «Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком»

Вид проекта: краткосрочный (неделя)Участники проекта: дети первой младшей группыКоличество девочек: 9 человекКоличество мальчиков: 14 человекСрок реализации проекта: 12-16 мартаАктуальность темыПробле...

Проект по гендерному воспитанию дошкольников. «Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой».

Проблема подготовки детей к выполнению социальных ролей в обществе и семье, а также воспитанию основ мужественности у мальчиков и женственности у девочек в эпоху кризиса семьи, как социального ин...

Конспект интегрированной совместной деятельности по гендерному воспитанию дошкольников Творческое название «Девчонки и мальчишки

Конспект интегрированной совместной деятельности по гендерному воспитанию дошкольниковТворческое название «Девчонки и мальчишки...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию в средней группе «Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой».

Как известно в детстве происходит становление образа «Я»- мальчика (девочки)» и приобретения им (ею) полоролевого опыта как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол (физ...

Конспект совместной деятельности по гендерному воспитанию в подготовительной группе

Конспект совместной деятельности по гендерному воспитанию в подготовительной группе «Сказочная страна мальчиков и девочек» Задачи: • Продолжать учить детей идентифицировать свою полову...

Конспект проведения совместной деятельности по гендерному воспитанию дошкольников «Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой».

формирование начальных гендерных представлений, обучение осознанному восприятию половой принадлежности и адекватной  модели поведения....