Главные вкладки

    Мастер-класс «Дидактическая игра как средство эколого-валеологического воспитания детей дошкольного возраста»
    методическая разработка (подготовительная группа) на тему

    в помощь педагогам

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master.docx21.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 с.Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»

    Мастер-класс «Дидактическая игра как средство эколого-валеологического воспитания детей дошкольного возраста»

    Воспитатель:Швецова Ольга Владимировна

    Образование: высшее

    Категория:1

    Стаж: 15 лет

    2017 г

    Тема: «Дидактическая игра как средство воспитания у детей дошкольного возраста эколого-валеологической культуры»

    Актуальность

    Человек и природа. … Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого.

    Экология - это наука о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействиях человека и природы.

    Осваивая экологические знания, у детей совершенствуются познавательные умения, наблюдательность, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе. Все это позволяет им творчески применять полученные знания и умения в повседневном общении с природой.

    Ребенок должен не только любить, охранять природу, но и заботиться о своем здоровье. И в этом ему помогает валеология - наука о здоровье.

    Современное состояние общества, высокие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Здоровье является основным фактором в системе важнейших человеческих ценностей. Стремление человека к здоровому образу жизни вытекает из потребностей, которые выработались в процессе исторического развития. Здоровье оказывает большое влияние на духовное развитие человека, является необходимым условием для его культурного развития.

    Под эколого-валеологическим образованием детей дошкольного возраста понимают природосообразный процесс обучения, воспитания и развития, ориентированный на формирование гармоничных отношений ребенка с окружающей средой, который проявляется через познавательные, нравственные, эстетические и практические составляющие и активное отношение к своему здоровью.

    Эколого-валеологическую культуру нельзя навязать ребёнку. Детство - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования многогранных отношений к природе. Особая чувствительность и эмоциональность дошкольников создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды.

    Опираясь на исследования И. Д. Зверева, Л. Г. Татарниковой, И. Т. Суравегиной, я разработала систему дидактических игр и упражнений, которая направлена на формирование ответственного отношения к природе, людям и самому себе. Предложенный мной опыт обобщает и обосновывает систему работы по эколого-валеологическому развитию и может быть реализован на практике воспитания и обучения с детьми дошкольного возраста.

    Цель: систематизировать наиболее эффективные направления в работе по использованию дидактических игр как средства воспитания эколого-валеологической культуры у детей дошкольного возраста, и определить наиболее эффективное применение в работы с детьми.

    Задачи:

    1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования возможностей дидактической игры как средства формирования у дошкольников экологической культуры и практических умений и привычек по укреплению личного здоровья.

    2. Систематизировать содержание и организационные формы работы по воспитанию у детей эколого-валеологической культуры средствами дидактических игр.

    3. Апробировать систему дидактических игр как средство формирования эколого-валеологической культуры у детей дошкольного возраста.

    Предполагаемые результаты: в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы посредством использования системы дидактических игр и упражнений по эколого-валеологическому развитию научить детей ответственно относиться к себе, своему здоровью и сбережению окружающей среды.

    Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемые педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения, но, в то же время, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Они обучают тем или иным навыкам, необходимым человеку в процессе его повседневной жизнедеятельности.

    Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

    Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности.

    Далеко не всякая игра является эколого-валеологической по своим целям и содержанию. Чтобы реализовать посредством игры задачи эколого-валеологического образования, нужен тщательный педагогический отбор и анализ игрового материала. При отборе игр необходимо соблюдать следующие требования:

    игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач эколого-валеологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе;

    игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные знания и стимулировать к усвоению новых;

    содержание игры не должно противоречить эколого-валеологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности;

    игровые действия должны производиться в соответствии с правилами гигиены и нормами поведения в природе;

    предпочтение отдается тем играм, которые позволяют решать не только задачи эколого-валеологического образования, но и обеспечивают решение общих задач формирования личности ребенка-дошкольника;

    для того, чтобы игра выступала эффективным средством эколого-валеологическому образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии.

    Учитывая возрастные особенности дошкольников, всю работу по эколого-валеологическому воспитанию детей я построила на игровой основе, с большим включением разных видов игр:

    1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности детей, способствуют закреплению изученного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.

    2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению пройденного материала. Примерами таких игр могут быть: «Путешествия в зимний лес»; «Путешествия в страну цветов»; «Прогулка с мойдодыром» и так далее. Фантазии здесь безграничны. Активность детей в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.

    3. Игры-предположения «Что было бы.? » или «Что бы я сделал. ». Дидактическое содержание этих игр заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия.

    4. Игры-загадки. Загадки рассматриваются как вид обучающей игры.

    Содержанием загадок является окружающая действительность: социальные и природные явления, предметы труда и быта, растительный и животный мир.

    5. Игры-беседы. В основе игры-беседы лежит общение воспитателя с детьми, детей с воспитателем и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей.

    Эффективность эколого-валеологического развития дошкольников во многом зависит, насколько грамотно строится педагогами взаимодействие с детьми.

    Поэтому педагогический процесс по эколого-валеологическому воспитанию строился в двух направлениях:

    • совместная деятельность педагога и детей;

    • самостоятельная деятельность детей.

    В образовательной деятельности по эколого-валеологическому воспитанию дети осваивали не только эколого-валеологические представления, но и овладевали различными способами познавательной деятельности, учились проявлять отношение к объектам природы и себе. Образовательная деятельность планировалась так, чтобы ребенок постепенно переходил от освоения фактов к установлению связей между ними и обобщению полученных представлений.

    Подбор и введение в педагогический процесс дидактических игр производится таким образом, чтобы, опираясь на имеющийся у детей опыт, постепенно и последовательно расширять представления детей о строении человека, о живой природе, учить их использовать имеющиеся знания для расширения игровых задач, развивать и совершенствовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

    Игры для обогащения эколого-валеологических представлений целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей, использовать их вариантно, в зависимости от уровня сформированности эколого-валеологических представлений дошкольников.

    Чтобы помочь детям научиться любить, охранять природу, заботиться о своем здоровье, эколого-валеологические дидактические игры и упражнения я классифицировала по дидактическим задачам и группам:

    1. «Человек и здоровье» – игры, направленные на закрепление представлений о себе, о своем теле («Что у нас внутри? », «Органы чувств», «Части тела», «Осанка - стройная спина», «Наше тело», «Какие мы? » и другие) .

    2. «Природа и мы»– игры, направленные на расширение и уточнение представлений о природе («Найди по описанию», «Где, чей домик», «Что дает нам лес? », «Кому нужны деревья в лесу», «Как вести себя в лесу», «Как зовут тебя, деревце? », «Кто испортил поляну? », «В гостях у лешего», «Кто, где живет», «Времена года», «Там, где всегда мороз», «Зоологическое лото», «Узнай животный мир» и другие) .

    3. «Основы здорового образа жизни» – игры, направленные на развитие представлений о составляющих здорового образа жизни и факторах, разрушающих здоровье («10 шагов к здоровью», «Полезно-вредно», «Правила гигиены», «Если хочешь быть здоров! », «Закаляйся» и другие) .

    Мониторинг детского развития с использованием тестовых методов и метода наблюдения помог выявить достижения дошкольников в освоении эколого-валеологической культуры и определить уровень их эколого- валеологической воспитанности.

    В ходе мониторинга детского развития интегративного качества «Имеющий первичные представления о себе, о природе» дети достигли положительных результатов.

    В результате проведенной работы дети овладели эколого-валеологическими знаниями, средствами физической культуры, психогигиены и природной среды, которые необходимы для сохранения, укрепления, коррекции своего здоровья, становления эколого-валеологических умений, способствующих ведению здорового образа жизни.

    Прикреплённые файлы:

    http://www.maam.ru/images/icons/filetypes/file.gif

    master-klas-iskandarova_66247.ppt | 5967 Кб | Скачан: 98

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактическая игра – как средство развития словаря у детей дошкольного возраста с ОНР.

    В данной метатической разработке подробно описано, как дидактическая игра влиет на развитие речи детей....

    Мастер класс «Нетрадиционные способы рисования как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста».

    Знакомство со специальными знаниями и практическими умениями в области изобразительной деятельности по нетрадиционным способам рисования;Умение сочетать на практике несколько нетрадиционных способов в...

    Мастер- класс" Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"

    Мастер- класс" Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"...

    Мастер – класс для педагогов «Коллаж, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

    9 ноября 2017 года в нашем детском саду прошло методическое объединение «Творческое самовыражение педагога – основа реализации инновационных идей и практик, в подходах организации самостоя...

    МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «МУЗЫКЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Задачи:Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного);создание  условий для  формирования основ музыкаль...