Воспитание и социализация детей
методическая разработка (старшая группа) на тему

Шарипянова Татьяна Ивановна

Сценарий родительского собрания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Яйский детский сад «Солнышко»

Конкурс методических материалов по организации и содержанию

деятельности, направленной на воспитание, обучение,

развитие и социализацию обучающихся

«Ступени»

Номинация: Дошкольная образовательная организация

Направление: Подготовка родителей к воспитанию и социализации детей

Воспитание и социализация детей

Сценарий родительского собрания

Составители:

Шарипянова Татьяна Ивановна,

воспитатель

Воротникова Светлана Николаевна,

воспитатель

Пгт. Яя, 2018


Аннотация

Социально педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

За основу особенностей взаимодействия педагога с семьями воспитанников берется принцип партнерства: «Родители не ученики, а партнеры по общению».

Главной целью в сотрудничестве с родителями является – профессиональная помощь в вопросах воспитания и образования детей.

При взаимодействии родителей и педагогов решаются следующие задачи:

  1. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между родителями и педагогами с помощью эффективных средств, форм и методов социокультурных технологий.
  2. Способствовать установлению партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.
  3. Развивать чувство родительской ответственности.

Одним из направлений в работе с родителями по вовлечению их в процесс воспитания и развития воспитанников является проведение групповых родительских собраний, на которых используются такие приёмы как игровые ситуация, дискуссии, психологические разминки. Также на собрании был использован метод социоигровой технологии, включающий в себя игры и упражнения, направленные на формирование доброжелательного отношения друг к другу, сплочение группы, развитие адекватных способов выражения отношения к другим, развитие умения выражать свои чувства и способности, используя разные средства: пластику, мимику, жесты; умение владеть своим телом.

С уверенностью можно утверждать, что использование социоигровой технологии направлено на активизацию родителей в решении проблемных вопросов, способствует созданию доброжелательной атмосферы и ведению конструктивного, открытого и увлекательного диалога. Важно, что при этом каждый получает возможность почувствовать себя в ситуации успеха!


Воспитание и социализация детей

Сценарий родительского собрания

Предварительная работа: подборка материала по теме, раздача пригласительных на собрание, изготовление карточек, подборка игр для родителей

Оборудование и материалы:  музыка, собака (игрушка), шляпа с карточками  вопросов и ответов (функциями семьи, со стилями семейного воспитания, с афоризмами, для рефлексии), ромашка с высказываниями знаменитых педагогов и писателей, ватман, альбомные листы, клей, цветные карандаши, «волшебная шкатулка» с карточками – сердечками со стилями семейного воспитания.

Ход родительского собрания.

Уважаемые родители!

Сегодня наше собрание мы начнем со знакомства с родителями, которые пришли к нам в новом году. Я прошу всех Вас встать в круг. В руках у меня символ нашего нового года - Собака. Китайцы говорят, что в 2018 году требуется сопереживание, терпеливость к ближнему, а благородство и воспитанность выйдут на первый план. Вот главные черты, присущие Желтой Собаке:

  • Целеустремленность в достижении целей;
  • Упорство и решительность;
  • Обдумывание и четкость в принятии решений;
  • Солидарность, дружелюбие и терпение.

Я хочу пожелать, чтобы все эти черты присутствовали в нашем дружном коллективе.

Я предлагаю каждому взять в руки игрушку и рассказать немного о себе, о своих увлечениях.

Ну, вот мы все с вами и познакомились. Я приглашаю вас за круглый стол.

Тема нашей встречи сегодня - «Воспитание и социализация детей».

Свое выступление я хотела бы начать со слов знаменитого педагога Макаренко А.С.:        

Рождение ребёнка - это очень важный шаг

в жизни каждого человека.

Воспитывая детей, нынешние родители

 воспитывают будущую историю

 нашей страны, а значит — и историю мира.

Макаренко А. С

Как вы считаете, что такое воспитание? И что такое социализация?

Как говорил Себастьян Бранбт: «Ребенок учиться тому, что видит у себя в дому, родители пример ему...»

Главные институты социализации – это семья и детский сад.

Цель взаимодействия Семьи и Детского сада – стимулирование позитивных факторов семейного и общественного воспитания детей.

Что такое для ребенка «семья»? (обсуждение с родителями)

Для ребенка семья - это место рождения и основная среда обитания, это общность близких людей, которые понимают его и принимают таким, какой он есть, это первая социальная школа отношений с людьми и персональная микросреда развития личности.

 Функции семьи (зачитывают родители и обсуждают совместно каждый пункт).

Перед родителями лежат карточки, на которых прописаны функции семьи. Родители зачитывают карточки и совместно с педагогом обсуждают каждый пункт.

В семье:

  • формируется чувство безопасности;
  • дается ребенку возможность без страха взаимодействовать с внешним миром;
  • учат детей определенным способам и моделям поведения, свойственным их родителям;
  • родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения;
  • психологический климат семьи влияет на успешность взаимодействия ребенка с социумом.

А теперь мы с вами немного отдохнем

Упражнение «Представь и покажи»

Нам нужно разделиться на две команды и каждой взять по платочку.

Задание 1-ой команде: закрыть лицо платочком и представить, какое лицо бывает у мамы, когда она сердится (радуется, печалиться)

Задание 2-ой команде: представьте лицо ребенка, которого обидели (обрадовали, огорчили)

 Посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете характер, посейте характер - пожнете судьбу. (Уильям Мейкпис Теккерей)

Социализация ребенка в семье зависит от стиля семейного воспитания.

Какие стили семейного воспитания вы знаете? (высказывание родителей)

 «Волшебная шкатулка»

У меня в руках «волшебная шкатулка», которая поможет нам разобраться в этом вопросе. Родители по очереди вынимают из шкатулки карточки в виде сердечек и обсуждают.

(Обсуждение с родителями стилей воспитания по Д. Баумринду)

Авторитарный стиль – все решения принимают родители.

Демократический стиль – родители поощряют личную ответственность.

Попустительский стиль - неспособность семьи контролировать поведение.

Хаотический стиль – это отсутствие единого подхода к воспитанию.

Опекающий стиль – стремление постоянно быть около ребенка,

решать за него все возникающие проблемы.

А сейчас мы с вами поиграем Игра «Шапка вопросов и ответов»

Воспитатель вопросы на листочках опускает в шапку, а потом родители берут по вопросу из шапки и отвечают на них, находя ответы на карточках, лежащих на столах.

Какие, по вашему мнению, существуют неблагоприятные семейные условия воспитания? (Обсуждение с родителями)

Неблагоприятные семейные условия:

  • отрицательный пример родителей;
  • аморальный образ жизни;
  • нарушение структуры семьи;
  • недостаток общения родителей с детьми.

Какие, по вашему мнению, существуют благоприятные семейные условия воспитания? (Обсуждение с родителями)

  • каждый член семьи воспринимается как равный другим;
  • доверие, честность, взаимоподдержка и открытость являются существенными
  • каждый в семье несёт свою часть ответственности за семью в целом;
  • отдыхают, получают удовольствие, радуются и грустят вместе;
  • существенное место занимают традиции и ритуалы;
  • все в семье принимают особенности и уникальность каждого из них;
  • уважается право на приватность (на наличие личного пространства, на неприкосновенность частной жизни);
  • чувства каждого человека в семье принимаются и прорабатываются.

Основной мыслью очень многих афоризмов о воспитании можно назвать роль примера взрослых. 

«Детям нужны не поучения, а примеры», - слова Жозефа Жубера, французского  писателя  XVIII века.

Эту мысль можно понять как проблему воспитания в современном обществе в целом. Чем больше внимания уделяется воспитанию детей, тем культурнее общество.

Многие афоризмы можно трактовать неоднозначно, в них нет прямого указания к действию. Они дают нам возможность предположить результат, а также оценить правильность принятого решения.

Я предлагаю вам обратить внимания на ромашку, расположенную на доске.

Высказывания знаменитых писателей и педагогов:

  • Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает. 

Э. Бомбе

  • Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

В. А. Сухомлинский

  • Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его.

Ушинский К. Д

  • Дети очень часто умнее взрослых и всегда искреннее.

М. Горький

  • Наши потребности определяются, главным образом, не природой, а нашим воспитанием и привычками.

 Генри Филдинг.

  • Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным,— это приучить его не встречать ни в чем отказа. 

Руссо Ж.-Ж.

  • Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать. 

Коменский Я

  • Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует много жертв.

Буаст П.

  • Воспитывать... самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут-то было: только начинается!

Лермонтов М. Ю.

  • Дети – это живые цветы земли.

М. Горький

Рефлексия.

Игра «Какой он – мой ребенок».

Предложить родителям определить, каким они видят своего ребёнка. Для этого каждый из них обводит контур руки, на изображении каждого пальца пишет по букве имени ребенка. Затем родителям предлагается расшифровать буквы, назвать качества характера ребенка, начинающиеся на данную букву. В центре ладони можно изобразить символ, кем он является в семье.

Ладошки приклеиваются на ватман.

Подводится итог. Родителями даются положительные характеристики, что позволяет видеть в ребенке положительные качества, тем самым настраивать его на успех. Также игра наводит родителей на определенные выводы о сформированности личности ребёнка.

Заключение.

Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности, а родителям приносят радостное чувство удовлетворения. В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

 Но счастливо жить одному невозможно!

 Всегда будьте вместе, любовь берегите,

 Обиды и ссоры подальше гоните!


Список литературы

  1. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н. Веракса -М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  2. Ильчиков М.З.Социология воспитания : Монография / М.З.Ильчиков, Б.А. Смирнов; Ин-т междунар .права и экономики.- М.: Гардарика, 1996.
  3. Ледлофф Ж. Как вырастить ребенка счастливым: принцип преемственности / Жан Ледлофф [пер.с англ. Л. и И. Шарашкиных]. - 5-е изд. -М.: Генезис, 2008.- ( Психология для жизни).
  4. Мустаева Ф.А. Социализация личности ребенка под влиянием социальных проблем современной семьи / Ф.А.Мустаева // Вестн. Челяб. гос. ун-та -2010- №1 (16) Философия. Социология. Культурология.
  5. Скиннер Р. , Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. - М.: АСТ, 2004- (Сам себе психолог).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА"

Любая современная мама начинает думать о развитии своего любимого чада задолго до того, как малышу исполнится год! Существует множество программ по разностороннему развитию детей и различных специализ...

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ

Данная программа составлена с учетом современных требований к образовательному процессу в коррекционных школах и предназначена для педагогических работников специальных /коррекционных/ школ VIII вида....

Модель системы обучения, воспитания и социализации детей с СДВГ в условиях инклюзивного пространства ДОУ.

Разработка модели реализации проекта региональной инновационной площадки «Инклюзивное образование детей с СДВГ в условиях преемственности дошкольного, начального и дополнительного образован...

Консультации для родителей «Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей в обществе»; "Художественно-эстетическое воспитание детей"; «Подготовка детей к школе».

Предлагаю вашеву вниманию консультации «Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей в обществе»; "Художественно-эстетическое воспитание детей"; «Подгото...

содержание городской базовой площадки «Профессиональный педагог – залог успешного обучения, воспитания и социализации детей – инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями»

содржание городской базовой площадки «Профессиональный педагог – залог успешного обучения, воспитания и социализации детей – инвалидов и детей с особыми образоват...

Консультация для родителей "Влияние экологического воспитания на социализацию детей дошкольного возраста"

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю п...