Памятка "Основные психологические особенности детей и индивидуальный подход"
консультация на тему

Лисинко Ольга Владимировна

Это напоминание об основных психологических особенностях детей, которые всегда нужно учитывать в повседневной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malchiki_i_devochki.doc41 КБ
Microsoft Office document icon temperament.doc39.5 КБ
Microsoft Office document icon giperaktivnost.doc33 КБ
Microsoft Office document icon agressivnost.doc30 КБ
Microsoft Office document icon trevozhnost.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Различия в психике и поведении детей[1]

Психические явления

мальчики

девочки

Восприятие:-острота слуха,

-кожная чувствительность

-зрение

Выше

Ниже

Дальнее: используют всё предоставленное им пространство, бросают предметы в цель. Если пространства мало в горизонтальной плоскости, осваивают вертикальную: лазают по лестнице, залезают на шкаф.

Более чувствительны к шуму.

Выше: больше раздражает телесный дискомфорт, более отзывчивы к прикосновению, поглаживанию

Ближнее: играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.

Мышление

Обобщённое, абстрактное. Ориентированы на поисковую деятельность, выдвижение новых идей, нестандартное решение задачи; требования к качеству, тщательности, аккуратности в мыслительной деятельности невелики. Манипуляции с геометрическими формами, пространственное мышление (форма, величина, пространство, время).

Детальное, конкретное. Ориентированы на результат, типовые и шаблонные задания, которые требуют тщательности исполнения. Манипуляции с цифрами и формулами (количество и счёт).

Речь

Более позднее развитие речи.

Более правильная, сложная, беглая; лучше понимают письменный текст; неречевые задачи решают речевым способом (проговаривают вслух).

Память

Развитие завершается раньше.

Внимание

На занятиях вырабатываются долго, на воспитателя смотрят редко; в случае несоответствия педагогических воздействий индивидуальным особенностям психики, стараются уйти из-под контроля, проявляют негативизм; адаптироваться к несвойственному виду деятельности исключительно трудно.

Быстро набирают оптимальный уровень работоспособности; в случае несоответствия педагогических воздействий способны адаптироваться к ним.

Работоспособность

Быстрее утомляется левое полушарие (речевое мышление, логические операции).

Быстрее утомляется правое полушарие (образное мышление, эмоциональное самочувствие).

Эмоции

Кратковременно, но ярко реагируют на эмоциональный фактор, отсюда потребность быстро снять напряжение, переключиться на продуктивную деятельность. В ответ на долгие «нотации» взрослых «отключают» слуховое восприятие, не воспринимают информацию.

Резко нарастает общая активность всех структур мозга, готовы в любую секунду отреагировать на эмоциональный фактор. В ответ на долгие «нотации» взрослых реагируют слезами, гневом.

Межличностное общение

Ориентированы на информацию, чаще задают вопросы ради получения конкретного ответа («Какое у нас следующее занятие?»). Во время общения смотрят в сторону или перед собой

Ориентированы на отношения между людьми, задают вопросы ради установления контактов («А вы к нам ещё придёте?»). Во время общения смотрят в лицо взрослого, ждут одобрения.

Познавательная мотивация

При несоответствии содержания и форм учебной деятельности индивидуальным особенностям реагируют негативно, знания приобретают избирательно; обучаются менее успешно.

При несоответствии содержания и форм учебной деятельности индивидуальным особенностям реагируют лояльно, более внушаемы, дисциплинированы; обучаются более успешно.


[1] Шелухина И.П. мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. – М.: Сфера, 2008. – 92-93.



Предварительный просмотр:

Особенности работы с детьми с различными типами темперамента[1]

Тип темперамента

Характеристика типа

Особенности работы

Холерик

- очень энергичны;

- увлечения носят характер страсти;

- настроение изменчиво;

- непредсказуемы;

- шумны; импульсивны;

- движения резкие;

- лезут во все запретные места;

- любят руководить;

- речь стремительная; часто говорят: «Я не буду…»;

-любят подвижные игры, физкультурные и музыкальные занятия;

- их трудно успокоить;

- торопятся при выполнении заданий, поэтому часто допускают ошибки;

- долго засыпают, но быстро просыпаются

- нельзя использовать силовые меры воздействия: угрозы, окрики, шлепки (т.к. нервная система детей ещё больше перевозбуждается);

- давать трудовые поручения (например: «давай починим книжку»);

- учить считаться с желаниями других людей (детей, взрослых);

- учить ждать своей очереди;

- чаще давать одобрения;

- не лишать свободы («посиди, подумай»), лучше дать задание, поручение;

- необходим контроль за выполнением заданий;

- напоминать о правилах поведения;

- подвижные игры, в которых требуется временное прекращение движения,  типа «Стоп, машина!», «Морская фигура замри».

Сангвиник

- внешне похожи на холериков, но поведение управляемое;

- движения более плавные, жесты, мимика плавные;

- устойчивое жизнерадостное настроение;

- быстро засыпают и быстро просыпаются;

- быстро привыкают к новым условиям (лёгкая адаптация);

- быстро находят друзей;

- быстро справляются с заданиями;

- в играх берут на себя как главные, так и второстепенные роли

- необходимо контролировать их привычки (т.к. быстро сходятся с людьми и перенимают многое от них);

- - необходим контроль за выполнением заданий (т.к. быстро переключаются на другой вид деятельности);

- необходимо привлекать к разнообразным видам деятельности (т.к. они готовы делать все и всем помогать);

- им подходят все виды игр

Флегматик

- сильно уравновешен;

- малоактивен;

- делает всё медленно, но верно;

- поведение устойчивое;

- их трудно вывести из себя;

- долго привыкают к новым условиям, плохо адаптируются;

-привычки и навыки формируются долго, но они становятся прочными;

- речь неторопливая с паузами между словами;

- могут долго заниматься одним делом

- не торопить при выполнении заданий и в речи;

- стараться не вводить много новых элементов в их жизнь;

- знакомство с людьми (не более 1-2 человек) должно происходить в знакомой обстановке;

- больше подходят игры малой подвижности и настольно-печатные

Меланхолик

- очень ранимы, обидчивы;

- быстро утомляются (у них слабая нервная система);

- ведут себя тихо;

- малоактивны;

- не любят, когда их тормошат;

- не выкрикивают (даже если точно знают ответ);

- играют спокойно, часто в одиночку;

- им необходимо время для обдумывания задания и выполнения работы;

- не стремятся к широкому общению; часто боятся других людей, общения с ними

- необходим более продолжительный отдых (раньше уложить спать и позже разбудить);

- знакомство с людьми (не более 1-2 человек) должно происходить в знакомой обстановке;

-не сажать рядом с шумными детьми (холериками);

- не кричать, не делать замечаний;

- не сажать за дальние столы (будут заниматься «своими» делами, не буду слушать педагога)


[1] Крутецкий В.А. Психология.- М.: Просвещение,2000.-336с.



Предварительный просмотр:

Портрет гиперактивного ребёнка[1]

Основные признаки:

I. Дефицит активного внимания:

  1. непоследователен, ему трудно удерживать внимание;
  2. не слушает, когда к нему обращаются;
  3. с большим энтузиазмом берётся за задание, но так и не заканчивает его;
  4. испытывает трудности в организации;
  5. часто теряет вещи;
  6. избегает скучных и требующих умственных усилий заданий;
  7.  часто бывает забывчив.

II. Двигательная расторможенность:

  1. постоянно ёрзает;
  2. проявляет признаки беспокойства (суетливые движения руками, ногами; барабанит пальцами, двигается на стуле, в кресле; бегает, забирается куда-то);
  3. спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве;
  4. очень говорлив.

III. Импульсивность:

  1. начинает отвечать, не дослушав вопроса;
  2. не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает;
  3. плохо сосредотачивает внимание;
  4. не может дождаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза);
  5. не может контролировать и регулировать свои действия; поведение слабо управляемо правилами;
  6. при выполнении заданий         ведёт себя по-разному и показывает очень разные результаты (на одних занятиях ребёнок спокоен, на других – нет; на одних успешен, на других - нет).

Если в течение 6 и более месяцев устойчиво проявляются 6 признаков, то можно предположить, что ребёнок гиперактивен. (Но диагноз может поставить только врач!)

Особенности работы с гиперактивными  детьми:[2]

- указания должны быть немногословными;

- не давать несколько инструкций сразу (например: «пойди в комнату, убери игрушки. Потом помой руки и иди обедать.»); указания следует давать порциями, после выполнения предыдущего (необходим контроль за выполнением заданий);

- последовательность в воспитании, единство требований;

- пример спокойного поведения взрослого, не переходить на крик (т.к. у детей перевозбуждается нервная система и они становятся неуправляемыми);

- заранее предупреждать детей о начале новой деятельности (например: звонок будильника);

- при выполнении ребёнком поручений взрослого, необходима похвала, поощрение;

- соблюдение режима дня (когда дети переутомляются, проявляется двигательное беспокойство, снижение самоконтроля);

- избегать «одёргиваний» ребёнка;

- похвала и положительные реакции не должны преподноситься слишком эмоционально (т.к. у детей перевозбуждается нервная система, и дети становятся неуправляемыми);

- объяснение поступка ребёнка и наказание (но не физическое) лишь после того, как ребёнок успокоится (и будет способен вас слушать);

- не допускается либерально-попустительский стиль взаимодействия (т.к. дети начинают манипулировать взрослыми);

- взрослым необходимо сдерживать свои обещания, данные ребёнку;

- стараться не использовать в речи частицу «не» (вместо «не кричи», лучше сказать «веди себя тихо», «разговаривай спокойно»);

- необходимо ограничивать пребывание ребёнка в больших, шумных компаниях детей и взрослых;

- важно, чтобы ребёнок высыпался;

      - релаксация (свободное движение под музыку, глубокое дыхание, мышечное расслабление, поглаживание тела), лёгкий массаж;

- подвижные игры, в которых требуется временное прекращение движения,  типа «Стоп, машина!», «Морская фигура замри».


[1] Пасечник Л.В. Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте. – М.: Сфера, 2007. – С. 75-76.

[2] Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – С. 277-286.



Предварительный просмотр:

Портрет агрессивного ребёнка[1]

Основные признаки:

  1. часто (чаще по сравнению с другими людьми) теряют контроль над собой;
  2. часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми;
  3. намеренно раздражают взрослых, отказываются от выполнения их просьб;
  4. часто винят других в своём «неправильном» поведении и ошибках;
  5. завистливы и мнительны;
  6. часто сердятся и прибегают к дракам.

Если в течение 6 и более месяцев устойчиво проявляются 4 признака, то можно говорить об агрессивности детей.

Дополнительные признаки:

- дети сверхчувствительны к негативному отношению к себе;

- низкий уровень эмпатии (сочувствия, сопереживания);

- слабо осознают свои эмоции, кроме гнева;

-не умеют прогнозировать последствия своих действий;

- положительно относятся к агрессии (так как через неё чувствуют свою силу, значимость);

- слабо развит самоконтроль;

- многие ситуации воспринимают как враждебные, угрожающие ему;

- боятся непредсказуемости в поведении взрослых (родителей);

- рассеянное внимание, неустойчивое запоминание;

- высокий уровень тревожности;

- неадекватная самооценка (чаще заниженная);

- чувствуют себя отверженными.

Особенности работы с агрессивными детьми:

- единство требований в семье;

- отказ от физических наказаний;

- больше похвалы, поощрений;

- пример спокойного поведения взрослых;

- чаще выражать ребёнку любовь к нему (если он не отталкивает);

- развивать положительную самооценку;

- включение ребёнка в секции, кружки по интересам;

- разработка системы поощрений («альбом успехов», медали, аплодисменты и др.);

- ролевые игры, этюды (на изображение эмоций);

- творческие задания;

- собирание пазлов;

- ввод правила: «посчитай до 10, прежде чем перейдёшь к действию»;

- релаксация (свободное движение под музыку, глубокое дыхание, мышечное расслабление);

- рисование, лепка гнева с последующим обсуждением;

- комкание бумаги, битьё подушки или боксёрской груши, топание ногами, пинание мяча, втирание пластелина в бумагу.


[1] Смирнова Т.А. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – С. 11-13.



Предварительный просмотр:

Портрет тревожного ребёнка[1]

Основные признаки:

  1. постоянное беспокойство, частые слёзы на глазах;
  2. трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чём-либо;
  3. мышечное напряжение (особенно в области лица и шеи);
  4. раздражительность;
  5. нарушение сна (ребёнок долго и плохо засыпает, мало или совсем не спит, часто снятся страшные сны);
  6. смущается чаще других детей, краснеет в незнакомой ситуации;
  7. пуглив, многое вызывает страх;
  8. не уверен в себе, своих силах, боится трудностей.

Если в течение 6 и более месяцев устойчиво проявляется хотя бы 1 признак, то можно предположить, что ребёнок тревожен.

Дополнительные признаки:

-низкий уровень самооценки;

- очень самокритичны;

- часто говорят, что ничего не боятся (иногда сквозь слёзы).

Помимо этого при тревоге могут проявляться:

- головные боли, боли в животе;

- головокружение;

- спазмы в горле;

-  затруднённое поверхностное дыхание;

- сухость во рту;

- слабость в ногах;

- «ком» в горле;

- учащённое сердцебиение;

- руки влажные, холодные;

- сильно потеет.

Особенности работы с тревожными детьми:

- не предъявлять завышенные требования;

- не сравнивать с другими детьми;

- пример спокойного поведения взрослых (иначе тревожность взрослого передаётся на ребёнка);

- важно устанавливать с ребёнком контакт глаз;

- повышать самооценку детей;

- чаще хвалить (но не льстить, не врать, т.к. дети чувствуют ложь);

- нельзя торопить, подгонять детей;

- не рекомендуются задания на скорость (спортивные эстафеты – травма для этих детей);

- спрашивать их лучше в середине занятия;

-  зарисовывание страхов, сочинение про них сказок, рассказов;

- ролевые игры (где с куклами, игрушками дети могут обыгрывать свои страхи);

- «секретничать» с детьми (взрослым необходимо рассказывать о своих детских страхах, т.к  дети часто скрывают свои);

- релаксация (свободное движение под музыку, глубокое дыхание, мышечное расслабление, растирание, поглаживание тела), массаж, йога; игры, связанные с телесным контактом (например: «Сиамские близнецы», «Липучка», «Кенгуру» и т.п.).


[1] Пасечник Л.В. Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте. – М.: Сфера, 2007. – С. 28-40.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»

    Тренинг для родителей детей раннего возраста. Тема: «Психологические особенности  детей раннего возраста»...

Индивидуально-психологические особенности детей трех лет

Психологические особенности трех лет.Ведущая деятельность ребенка.Речевое развитие ребенкаНегативизмРекомендации по воспитанию детей а период кризиса....

Индивидуально-психологические особенности детей трех лет

Психологические особенности трех лет.Ведущая деятельность ребенка.Речевое развитие ребенкаНегативизмРекомендации по воспитанию детей а период кризиса....

«Учет индивидуальных и возрастных психологических особенностей детей при создании развивающей среды».

Пространственно-предметный компонент среды – один из ключевых факторов личностного развития. Сконструированная для ребенка образовательная среда в нашей группе создает условия для индивидуализации и г...

Психологическая методика по исследованию психологических особенностей детей дошкольного возраста

Важнейшим периодом развития человека в отношении формирования его морфофункционального статуса можно признать «дошкольный» период, завершающийся поступлением в школьное образовательное учр...