Консультация для педагогов "Материалы, применяемые для занятий лепкой с дошкольниками"
консультация

Ульянова Людмила Сергеевна

консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialy_dlya_lepki.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы, применяемые для занятий лепкой с дошкольниками

Лепка - это один из видов изобразительной деятельности дошкольников, основное назначение которой – образное отражение действительности. Значение лепки для развития ребенка огромно. Скульптор И. Я. Гинцбург говорил о значении лепки следующее: «…В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках.»

Лепка - один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности. Техника лепки - самая развивающая. В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий. Лепка – это не только забавные игрушки и радость совместного общения -это и:

- координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;

- разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса);

- возможность создания объемных поделок;

- умение планировать работу и доводить ее до конца;

- богатое воображение.

В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат.

Лепка содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогает создать обстановку эмоционального благополучия, обеспечить развитие у детей способностей к эстетической деятельности. Во время работы с пластилином, глиной ребенок получает эстетическое наслаждение от их пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Одновременно ребенок осознает различные свойства глины и пластилина, знакомиться с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности.

Материалами для лепки детей дошкольного возраста могут быть любые пластичные тела: глина, пластилин, тесто, снег, влажный песок.

ПЛАСТИЛИН

Пластилин – самый традиционный материал. Дети очень любят лепить из пластилина - это красочный, яркий пластичный материал. Благодаря развитию современной химической промышленности на прилавках магазинов можно увидеть много разных видов пластилина - обычный, перламутровый, флуоресцентный; в коробочках, баночках. Даже взрослому трудно устоять перед изобилием выбора – сразу хочется лепить. Чтобы пластилин к началу работы был мягок, его следует положить ненадолго в теплое место. Для детей младшего дошкольного возраста следует брать более мягкий пластилин на основе воска, для детей постарше подойдет пластилин любой дугой марки («Луч», «Гамма» и др). Приемы лепки из пластилина разнообразны, но работать с ним надо осторожно, так как пластилин оставляет жирные пятна. Создавая работы из пластилина, дети самостоятельно решают не только задачи по созданию объема, но и задачи, связанные с выбором цвета. Пластилин прекрасно смешивается и получается большое разнообразие оттенков. Процесс смешивания пластилина очень интересен детям и тоже способствует развитию творческой активности. Вылепленые изделия красочны, красивы, имеют только один недостаток: они непрочные, при надавливании деформируются.

ТЕСТО

Соленое тесто пластично, при высыхании изделия становятся прочными. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени.

В последние годы соленое тесто стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей. Этому виду творчества придумали современное название – «тестопластика». Техника лепки проста, ее не трудно освоить, если под рукой есть соль, мука и вода, а уж эти материалы найдутся в каждом доме. Надо правильно замесить тесто, чтобы работа с ним доставляла удовольствие, а не мучение.

Рецепт приготовления соленого теста:

Рецепт 1.

• мука пшеничная – 2 части

• соль «экстра» - 1 часть

• вода – 2 части

Рецепт 2.

• мука пшеничная – 2 части

• соль «экстра» - 1 часть

• вода – части

• сухой обойный клей

Добавив в классический рецепт одну столовую ложку картофельного крахмала, мы увеличиваем пластичность материала; обойный клей повышает прочность изделия; растительное масло не дает тесту липнуть к рукам. Вариантов много и я советую выбрать свой собственный.

соленое тесто замечательный материал

• дешевое и доступное: можно приготовить в любой момент;

• если правильно замешано, хорошо лепится, не липнет к рукам;

• мягкое, пластичное, простое в использовании;

• легко отмывается;

• безопасно для детей, если не добавлять клей;

• добавив в тесто пищевой или продуктовый краситель (какао, фруктовый или овощной сок) – можно сделать его разноцветным;

• добавив немного специй - ванилин, мускатный орех или корицу – можно придать тесту приятный запах.

• украсить изделие можно «впечатанным» в него бисером, крупами, бусинками в конце лепки или приклеенными уже на высушенное изделие с помощью обильного слоя клея ПВА;

• можно сушить в духовке, а можно просто на воздухе;

• тесто можно окрасить любой краской - гуашью, акрилом, акварелью

• если покрыть лаком – сохранится на долгое время;

• с готовыми фигурками можно играть.

Поделки из соленого теста займут достойное место в уголке изодеятельности, украсят интерьер группы, также их можно использовать в сюжетно-ролевых играх.

СНЕГ

Зимой во время прогулок материалом для создания лепных скульптур может быть снег. Лепка из снега - очень интересное и увлекательное занятие. Но обязательным условием для этого материала является достаточная влажность. Снег можно заготавливать в любую погоду, складывая его в определенное место и прихлопывать, а во влажную погоду гора снега готова для творения. Море положительных эмоций вызовет коллективная лепка снеговика или снежной крепости. Совместное обыгрывание построек сближает детей, укрепляет дружбу, формирует нравственные качества. И пусть живут изделия из снега недолго, но даже за короткое время они радуют всех своей необычной красотой.

ПЕСОК

Любимое занятие детворы на прогулке летом – игры с песком. Лепить из песка можно как отдельные постройки, так и целые города. Пользоваться для создания объемных фигур различными формочками, ведерками, лопатками. Как и для снега, так и для песка обязательное условие – достаточная влажность. Дети с большим удовольствием лепят из песка и обыгрывают свои постройки, будь то дорога для машины или торт для кукол. И не так важно, что может быть испачкана одежда, ведь это вполне устранимо, а вот полученные умения и навыки, эстетическое удовлетворение от сделанного стоят неизмеримо дороже.

ГЛИНА

.Она эластична, хорошо формуется; высохшее изделие обладает достаточной крепостью, сохраняет форму, хорошо принимает любую краску. Очень важно соблюдать определенную влажность, если глина слишком влажная, она будет прилипать к рукам и поверхности, на которой лепим; если сухая – станет крошиться. Хранят глину в полиэтиленовых пакетах, чтобы не проходил воздух; время от времени глину обрызгивают водой. Для предохранения рук от прилипания глины, перед началом работы следует слегка смазать руки подсолнечным маслом. С самых первых занятий следует приучать детей аккуратно обращаться с глиной: не крошить, не сорить ею. Если глина попала на одежду - это не страшно, после высыхания она легко стряхивается. В современном мире существует аналог натуральной глины – полимерная глина. У этого материала очень много преимуществ, она пластична, красочна,  не прилипает к поверхности и к рукам, после запекания очень прочная; единственный недостаток: при запекании токсична, поэтому помещение должно быть проветриваемо.

ГИПС

Гипс тоже можно применять в дошкольном учреждении. Он экологичен, т.е. не вреден для здоровья детей, изделия после высыхания достаточно прочные, хорошо покрываются любой краской. В отличии от других материалов, гипс не пластичен. Порошок гипса разводят в одноразовой посуде до консистенции жидкой сметаны и заливают в форму. В качестве формы могут служить силиконовые молды, формочки для выпечки, формочки из под шоколадных конфет. После высыхания изделия легко извлекаются из формы.

Ассортимент материалов для организации занятий лепкой с дошкольниками достаточно широк. Зная все свойства и особенности каждого,  любой педагог сможет наиболее оптимально организовать свою работу с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Физическая культура — это самостоятельная область общей культуры человека. Древнейшим ее компонентом является физическое воспитание, возникшее еще в первобытном обществе в связи с естественной необход...

Консультация для логопедов-воспитателей "Коррекция нарушений мелкой моторики у дошкольников с неврозоподобным заиканием посредством занятий лепкой из пластилина"

Одним из самых проверенных методов для недоразвития мелкой является такой вид лепка из пластилина, так как деятельности требует усилий со стороны кистей рук, скоординированности движений, а та...

Основные виды инновационных технологий, применяемых в музыкальном воспитании старших дошкольников с ОНР:

1. Здоровьесберегающие технологии:В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения....

Консультация для педагогов Развитие пластических навыков у старших дошкольников на занятиях лепкой.

Овладение изобразительными и техническими средствами лепки составляет для ребенка большую сложность, и это заставляет воспитателя с особой ответственностью подходить к отбору материала для лепки, соде...

«Инновационные технологии, применяемые в коррекционной работе с дошкольниками в условиях ДОУ»

В статье рассматривается использование иннавационных образовательных технологий , применяемых в образовательном процессе детей дошкольного возраста . Описаны основные виды иновационных технологий , пр...

Методы, применяемые на занятиях физическими упражнениями с дошкольниками

Методы, применяемые на занятиях физическими упражнениями с дошкольниками...

Семинар -практикум «Проблемно-игровые технологии, применяемые в финансово-экономическом воспитании дошкольников»

Семинар-практикум «Проблемно-игровые технологии, применяемые в финансово-экономическом воспитании дошкольников»Цель: распространение педагогического опыта по экономическому воспитанию...