Доклад "Игровая технология" из опыта работы.
консультация (младшая группа)

Миниахметова Екатерина Александровна

Описание использования игровой технологии в работе воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игровая технология25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация г.Улан-Удэ

Комитет по образованию

МБДОУ №70 «Солнышко»

Применение игровой технологии в ознакомлении детей с устным народным творчеством

Воспитатель: Миниахметова Е.А.

Улан-Удэ

2018

«… Весь процесс воспитания ребенка мы

рассматриваем как обучение тому, в какие игры

следует играть и как в них играть.»

Эрик Берн

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Моя позиция по отношению к детям: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Моя цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Поэтому в организации образовательной деятельности с детьми, я использую игровую технологию.

 Игровыми технологиями» - это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В своей работе использую такие игровые методы как:

  • Дидактические игры,
  • подвижные игры,
  • игры-забавы, инсценировки (воображаемой ситуации).

Приемы:

а) Внесение и обыгрывание игрушек

б) Создание игровых ситуаций

в) Сюрпризность, эмоциональность

г) Внезапность появления, исчезновение игрушки

д) Изменение местонахождения

е)Показ предметов в разных действиях

ж)Интригующие обстановки

В качестве одного из эффективных видов игровых технологий  являются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками. Их использование в педагогическом процессе не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они приобщают воспитанников к народной культуре, традициям, воспитывают толерантность и уважение к разным народам. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.

 Я хотела бы поделиться опытом использования детского фольклора в играх с детьми, так как веду фольклорный кружок «Веснушки»

Была разработана программа кружка «Веснушки».

Цель: развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредствам малых фольклорных форм.

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить детей с разнообразными формами фольклора: колыбельные, потешки, загадки, пословицы, поговорки.
  • Расширение словарного запаса.

Развивающие:

  • Приобщить детей к устному народному творчеству, развивать их речь, чувство ритма и рифмы.

Воспитывающие:

  • Создать благоприятные условия для развития интереса детей к фольклору.
  • Вызвать у детей эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на произведение устного народного творчества.

Был составлен перспективный план работы на один год.

Сроки реализации работы кружка: 1 учебный год

Продолжительность: 1 раз в неделю 15-20 мин.

Кружок посещает 15 детей.

 В процессе реализации программы применяю фольклорно-игровые занятия, на которых использую прием действенного соучастия детей, привлечение детей к поисковой деятельности, самостоятельности. Проведение занятий в русской горницы позволит ввести детей в особый самобытный мир русской старины путем действенного познания. В горнице создана специальная среда, попадая в которую ребёнок может почувствовать себя в русской народной сказке, поиграть с предметами народного быта, познакомиться с традиционными промыслами, костюмами (например дети рассматривают кошечку у печки, играют с ней, знакомлю с потешкой «Кисонька мурысонька»)Именно «Русская горница» помогает детям увидеть, прочувствовать удивительный исторический мир. И хотя многие впечатления ещё не осознаны ими глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности ребёнка.

Самые любимые игры для детей - это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки - это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность.

Например, игра «Салки-догонялки»:

Мы весёлые ребята,

Любим бегать и играть.

Ты попробуй нас догнать!

Нельзя не отметить влияние таких игр на воспитание яркой интонационной выразительности, эмоциональности речи детей. Для них особенно характерны интонационно-мимические компоненты, которые зависят от личных способностей игроков, от духа игры.

Использую хороводные игры - любимые забавы у малышей. Они помогают поддерживать доброжелательные отношения между детьми. Удовлетворяются самые разные потребности малышей: в общении друг с другом, физическом контакте (ведь часто детки обожают обниматься, браться за ручки), выражении своих эмоций (можно и посмеяться, и громко покричать-попеть). Дети учатся действовать согласованно и слаженно. В хороводных играх восприятие речи взрослого происходит с опорой на собственные действия и движения ребенка. Они включают повторы действий и слов с четкой концовкой («топ-топ», «да-да»). Важно и то, что в ходе таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребёнком. Всё это облегчает малышу понимание речи и побуждает его подражать речевым действиям. По мере овладения речью ребёнок начинает самостоятельно играть в эти игры, руководствуясь собственной словесной «инструкцией».

Игры-забавы. Многие из них связаны с выполнением определенных движений (бег, прыжки), тем самым они могут оказать помощь в физическом воспитании.

Огромное значение в развитии речи младших дошкольников имеют дидактические игры. Когда  речевые задачи решаются в игровом действии: формирование звукопроизношения, обогащения словаря, развитие связной речи. Например В игре «Поезд» дети «едут в лес», дети идут по кругу и изображают гудок паровоза у-у-у, с шумом пускают пар ш-ш-ш. Воспитатель произносит слова потешки:

Поехали , поехали,

За грибами, за орехами.

Когда поезд набирает скорость дети говорят «чух-чух», потом «гу-гу-гу» (поехали быстро), и наконец «ш-ш-ш» выпускают пар.

Приехали, приехали,

С грибами с орехами.

В игре «Уложим куклу спать» дети уточняют и закрепляют название предметов, которые необходимы для быта, напевают колыбельные песни. Дети активизируют в речи слова люлька, зыбка. Игру «Доскажи словечко» использую при повторении с детьми знакомых сказок, потешек. А также, чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей. Например:

- Это куколка Акулька,

У нее кроватка … (люлька).

- Пошел котик на … (торжок)

Купил котик пирожок.

-Кашу варит всем дружок, круглобокий … (чугунок).

Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки (например, игра «Молчанка» в которой дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками). В игре мы используем попевочку:

Первенчики, червенчики,

Летели голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок -

Молчок!

Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализовываются, показывают себя. А для меня такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей.

Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор - игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем такие движения:

  • Самомассаж.
  • Шевеление пальчиков и т.д.

Вместе с движениями произносим текст игры.

14сл. Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику детей, с помощью игровых действий учу и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки

Я рыжая лисица

Я бегать мастерица,

я по лесу бежала,

я зайку догоняла.

И в ямку - бух!

Дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.

Планируя игры, детский фольклор подбираю разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).

 Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используем с детьми инсценировки разных видов. Например, дети в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка - это целая живая картина.

На материале детского фольклора составляю творческие игры-инсценировки. Такие инсценировки мы разыгрываем по подгруппам: одна группа играет спектакль, другая – зрители, а потом наоборот. Для инсценировок использую потешки, небылицы, короткие сказки, героями которых являются животные и дети. Игры-инсценировки способствуют развёртыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи.

Я хотела бы обратить внимание на то, что детский фольклор помогает в работе не только воспитателям. Логопеды могут использовать фольклор в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи.

Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т. к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.

А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для их родителей.

В результате проделанной работы речь детей стала более внятной, понятной, эмоционально окрашенной. Повысился интерес к народному творчеству. Словарь детей существенно обогатился. Они знают потешки, песенки, игры, сказки. Ребята активно осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек, песенок, сказок в повседневную деятельность, в игру, отражают полученный опыт и знания в изобразительной деятельности. У детей закрепились некоторые правила поведения в общественных местах. Они стали более открытыми, раскрепощёнными в общении со взрослыми и своими сверстниками.

У родителей также замечен интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. Во многих семьях была заведена традиция чтения сказок перед сном. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл, используют их в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».

Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.   В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»

laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение  персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....