Эколого-исследовательский проект «ЭкоАзбука».
проект (старшая, подготовительная группа)

Тихомирова Татьяна Александровна

Тематика проекта: изучение объектов флоры и фауны родного края и сбор (фиксация) их неофициальных названий. Воспитание в детях добрых чувств, любознательности, эстетического восприятия, связанных с красотой природы через совместную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эколого-исследовательский проект169.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 «Горошинка»

Эколого-исследовательский проект

«ЭкоАзбука».

http://openvlz.ru/Media/Default/NewsImages/02%20%D1%84%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%202016/%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0.jpg

Разработчик:

Воспитатель

старшей/подготовительной

группы №4 «Кораблик»

Тихомирова Татьяна Александровна

Шахунья

2018

Актуальность        

Экологическое образование и воспитание — чрезвычайно актуальная проблема современности. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. Познавательный, исследовательский и творческий проект призван восполнить эти пробелы, научить любить и понимать природу, сформировать у детей основы экологической культуры.

На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными объектами природы – реки, озера, ручьи, родники, ключи, луга, поляны, леса, просеки, тропы. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле.

Ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе всего живого на земле для здоровья человека и правилах поведения в природе. Но нужно учесть то, что для маленьких детей каждый объект  природы представляет интерес по-разному: в отличие от живой природы, неживую они считают малоинтересной. Процесс познания должен быть интересен как в плане содержания, так и применяемых методов и приемов. 

Тематика проекта: изучение объектов флоры и фауны родного края и сбор (фиксация) их неофициальных названий. Воспитание в детях добрых чувств, любознательности, эстетического восприятия, связанных с красотой природы через совместную деятельность.

Вид проекта: долгосрочный

Участники проекта: дети от 5 до 7 лет, педагоги, родители (законные представители).

Цель проекта: формирование начала экологического сознания дошкольника.

Задачи для воспитанников:

  • формирование у дошкольников первоначальной системы ценностных ориентаций в восприятии себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценности и многообразия природы, значимости общения с ней;
  • воспитание у ребенка потребности здорового образа жизни, позитивного отношения к природе и самому себе, как ее части; стремления быть в гармонии с собственной природой и той, которая его окружает;
  • усвоение детьми основ экологических знаний на базе элементарных, естественно - научных представлений;
  • формирование первоначальных умений и навыков грамотного и безопасного поведения ребенка в природе;
  • развитие умения и желания детей наблюдать за природными объектами и явлениями, предвидеть последствия действий человека в окружающей среде.

Задачи для педагогов:

  1. Создать информационную базу (создание и оформление наглядно-практического материала).
  2. Организовать образовательное и развивающее предметное пространство, скорректировать деятельность родителей (законных представителей) по теме проекта.
  3. Создать условия для благополучного и комфортного состояния воспитанников в процессе реализации проекта.

Задачи для родителей (законных представителей):

  1. Способствовать повышению уровня экологической грамотности у родителей (законных представителей).
  2. Содействовать в экологическом воспитании детей в условиях семьи.
  3. Вовлекать родителей (законных представителей) в познавательный диалог с детьми посредством разработки детско-родительских проектов и совместного поиска информации.
  4. Привлекать родителей (законных представителей) к участию в создании "ЭкоАзбуки".
  5. Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок, педагог-ребенок.

Основные принципы реализации проекта:

  1. Принцип обогащения и углубления содержания экологического воспитания дошкольников.
  2. Принцип интегративности -  предусматривающий возможность использования содержания познавательных представлений и их реализацию в разных видах деятельности.
  3. Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка - создание условий для возникновения эмоциональных реакций.

Предполагаемые результаты:

Для воспитанников:

  1. Сформировались начальные природоведческие, природоохранительные знания, умения сопереживать бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности).
  2. Сформировались первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
  3. Расширились перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей.
  4. Повысилось ответственное отношение детей к окружающей среде и к своему здоровью.
  5. У детей появился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.
  1. У ребят сформировалось стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
  2. Дети уверенно отличают и называют характерные признаки разных времен года.
  3. Узнали много интересного о жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений лесов, лугов; учатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике и на грядке детского сада.
  4. Многие дети научились проводить простые и сложные опыты, исследовать объекты природы, с пользой для себя занимаются поисковой деятельностью.
  5.  Ребята гуманно обращаются со всеми объектами природы и соблюдают правила безопасности на природе по отношению к себе.

Для педагогов:

  1. Обновление содержания работы по  экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
  2. Пополнение развивающего предметного пространства информационно-практическим материалом об экологии.

     3.  Создание условий  для  формирования у детей дошкольного возраста системы представлений об экологии.

Для родителей (законных представителей):

  1. Повысился уровень осведомлённости родителей об экологическом воспитании дошкольников.
  2. Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную исследовательскую проектную деятельность.
  3. Экологическое просвещение родителей дает больший плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

Продукт деятельности.

  1. Составление книги «ЭкоАзбука».
  2. Выставки коллективных работ из природного материала.
  3. Оформление экологического стенда "Как привить любовь к природе у детей?".
  4.  Посадка овощных и цветочных культур на грядке и цветнике детского сада.
  5. Составление тематических альбомов.
  6. Экологический праздник «В гости в Мир природы»

Формы и содержание работы с детьми:

  1. Педагогическая диагностика.
  2. Игровая деятельность.
  3. Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
  4. Досуговая деятельность.
  5. Совместный сбор информации для «ЭкоАзбуки».
  6. Этические, ситуативные беседы.
  7. Чтение художественной литературы и заучивание стихов.
  8. Рассматривание альбомов экологической тематики.
  9. Просмотр мультипликационных фильмов, презентаций о природе, викторин.
  10. Изготовление поделок из природного материала.
  11. Слушание и разучивание музыкальных произведений.

Формы и содержание работы с родителями (законными представителями):

  1. Анкетирование с целью выявить уровень знаний об экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
  2. Консультирование.
  3. Совместный сбор информации для «ЭкоАзбуки».
  4. Выставка информационного материала экологической тематики.
  5. Выставка детской художественной литературы экологической тематики.
  6. Совместная досуговая деятельность.
  7. Совместное творчество.

Этапы и сроки реализации проекта.

1 этап Подготовительный

Сроки реализации:  

Цель - обеспечение мотивационной готовности к освоению проекта.

№ п/п

Содержание

Формы работы

Сроки реализации

1

Создание педагогических условий

Педагогический анализ по проблеме экологического воспитания дошкольников.

Определение целей и задач.

Составление тематического плана по экологическому воспитанию, оснащение предметно-развивающего пространства.

Сентябрь

2

Анализ уровня знаний об экологии.

Анкетирование родителей (законных представителей), педагогическая диагностика воспитанников.

Сентябрь

3

Создание информационного поля.

Информирование и вовлечение родителей (законных представителей) в проектную деятельность. Составление информационных листов.

Октябрь-май

2 этап  Практический

Сроки реализации:  

Цель:  обеспечение практической готовности педагогов, детей и родителей к реализации проекта.

План мероприятий по реализации проекта.

Совместная деятельность педагога с детьми

Изменение  предметного пространства

Взаимодействие с родителями (законными представителями) и с другими организациями

НОД

Досуговая деятельность

Сентябрь, октябрь, ноябрь

«Прохождение экологической тропы».

Цель:  расширять представление детей о сезонных изменениях, показать объекты экологической тропы.

Рисование «Золотая осень»

Цель: продолжать учить рисовать деревья, передавая его характерные особенности, ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветки. Учить детей передавать в рисунке образ осеннего дерева.

Рисование

«Ай да береза»

Цель: упражнять рисовать дерево ствол, тонкие ветки, подбирать точнее цвета красок для изображения.

Рисование

«Листопад»

Цель: учить изображать осень, упражнять в умении рисовать осеннюю листву. Закреплять передавать образное явление.

  1. Д/и  «Угадай с какой ветки?»

Цель: формировать представление детей о листьях, рассмотреть формы, окраску, воспитывать чувство прекрасного.

  1. «На что похож листок»

Цель: Рассмотреть формы, строение и окраску.

  1. «Части дерева»

Цель: способствовать развитию внимания, к строению дерева, образное мышление.

  1. «Подбери одинаковые по окраске»

Цель: развивать умение сравнивать, и анализировать.

  1. «Подбери листочки по размеру»

Цель: развивать  умения сравнивать листья между собой, находить одинаковые по размеру.

  1. «Плоды деревьев»

Цель: дать детям представления, о том с какого дерева мы собираем плоды.

  1. Наблюдение деревья осенью

Цель: учить выделять характерные особенности внешнего вида, формировать интерес к деревьям.

  1. «Деревья детского сада»

Цель: дать элементарные понятия, о том какие деревья растут на территории нашего детского сада.

  1. Экспериментирование:  «Почему шуршат листья?»

«Садовые деревья»

«Какие деревья позднее всех сбрасывают свою листву».

  1. Соберем красивые букеты.
  2. Наблюдение «Скоро зима»
  3. П/и  «К дереву беги»

Цель: Закреплять знания детей о названиях деревьях, и внешнем виде.

  1.  «Хоровод у березки»

Заучивание «Ни листочках ни травинки»

  1. «Загадки о деревьях»
  2. Чтение глав энциклопедий «Все о деревьях».
  3. Экспериментирование  «Зачем дереву корень»
  4. Рассматривание коры деревьев, уточнить: кора для дерева – «одежда»
  5. Заготовление семян, плодов, веточек, листьев для поделок.
  6. Трудовые поручения: сбор листьев для занятий по аппликации.

Цель: учить детей выбирать листья по определенному признаку (по цвету, размеру, форме), рассказывать о своих действиях. 

Внесение тематических альбомов: "Осень",

"Листья бывают разные".

Консультация «Учитесь видеть красоту осенних деревьев»

Развлечение «Осень зашагала быстрыми шагами»

Выставка «Дары осени»

Папка-передвижка "Осень".

Совместная экскурсия в лес.

Декабрь, январь, февраль

Рисование «Зимний пейзаж"

Цель: Учить детей рисовать зимние деревья, развивать память, эстетическое восприятие родной природы, вызвать эмоциональной отклик художественного произведения и от собственного рисунка, воспитывать аккуратность в рисовании, правильно набирать краску, держать кисточку, воспитывать бережное отношение к родной природе.

  1. Наблюдение  «Кто как зимует»

Цель:  расширять представления детей о зимних явлениях.

  1. «Белые березы под моим окном».

Цель: учить наблюдать за деревьями в зимний период.

  1. «Хрупкие веточки».

Цель: дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.

  1. «Как найти дерево зимой».

Цель: расширять представления, о зимних объектах в зимний период времени.

  1. Чтение «Зимняя пирушка» Павлова

Акция

«Елочка - живая иголочка»

1.Развлечение "В лесу родилась елочка"

Цель: дать  детям представление о некоторых деревьях, которые растут в лесу, рассказать, почему елка стала украшением праздника Нового года. Формировать умение любить и беречь природу; развивать любознательность, мышление, радоваться результатам своей работы.

Альбом

"Зима".

Оформление родительского уголка на экологическую тему:

«Как прививать детям любовь к природе?»

Март, апрель, май, июнь

1."Экологическая тропа весной»

Цель: Закрепить знания детей  об особенностях их внешнего вида, о повадках птиц, об их жизни в весенний период. Продолжать знакомить с характерными признаками весны. Воспитывать любознательность; доброе, бережное отношение к пернатым друзьям; любовь к природе. Развивать интерес к жизни птиц; слуховое и зрительное внимание, мышление, память, речь; учить понимать образный смысл загадок.

Рисование «Весна в саду»

Цель: учить рисовать красивые ветки деревьев, работая всей кистью и ее концом. Развивать эстетические чувства, представления о красоте

«Этажи леса»

Цель: расширять представление о том, кто живет под землей, закреплять знания, о том кто нас окружает на земле.

Викторина «По лесным тропинкам»

Цель: расширять представления о жизни животных леса, птиц, и насекомых. Учить называть и различать птиц по внешним признакам.

  1. Наблюдение+экспериментирование с ветками тополя «Где быстрее появятся листья?»

Цель: расширять представления об сезонных изменениях в мире растений.

  1. «Какие деревья просыпаются раньше?»
  2. «Сравнение деревьев и кустов».

Цель: формировать умения различать деревья по внешнему признаку деревья и кустарники.

  1. «Как цветут разные деревья»

Цель: формировать желание отражать красоту природу.

  1. «Сажаем деревья и кусты»
  2. П/и "Когда это бывает?"

Цель: формировать умение по словесному описанию угадать время года.

  1. Беседа о весне.

Цель: уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны.

  1. Компьютерная презентация "Времена года".

Цель: обогащать представления детей о явлениях природы.

Внесение иллюстраций

Альбом "Времена года".

Привлечь родителей к оформлению огорода на окне.

«Изготовление скворечников своими руками».

Конкурс рисунков

«Зеленая планета глазами детей»

Озеленение участков

«Деревья и кустарники растут с детьми»

3 этап Итоговый

Сроки реализации:

Цель - определение эффективности проектной деятельности, подведение итогов.

№ п/п

Содержание

Формы работы

Сроки реализации

1

Анализ уровня знаний об экологии.

Педагогическая диагностика воспитанников.

Апрель (II половина)

2

Оценка результативности реализации проекта

Пополнение микротопонимами «ЭкоАзбуки»

Составление отчета о реализации проекта.

Создание презентации по итогам реализации проекта.

Май

Июнь

3

Трансляция положительного педагогического опыта

Подготовка методических, практических материалов для трансляции положительного опыта.

Май

Июнь

Список литературы:

  1. Николаева Н.С. «Юный эколог» Программа экологического воспитания в детском саду// Москва: Мозайка-синтез, 2010.
  2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004.
  3. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» // Москва: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации» // Москва: Мозаика – Синтез, 2006.
  5. Журналы «Дошкольное воспитание» №7, 2003.; №7, 2005 г. ; №7, 2006 г. ; №10, 2009 г. ; №3, 7, 2010 г.
  6. Плешаков А. А. «Мир вокруг нас»// Москва, «Просвещение», 2005.
  7. Сайты интернета для педагогов.
  8. Сахипова З. Г. «Читаем детям»// «Просвещение», 1987.
  9. Толмачева Л. П. «Окно в удивительный мир природы»//ИКФ «Сталкер», 1988.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

http://openvlz.ru/Media/Default/NewsImages/02%20%D1%84%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%202016/%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0.jpg

«ЭкоАзбука»

Микротопонимы

(неофициальные названия экологических объектов) Шахунского района Нижегородской области.

Аве́ринский кордо́н [ав’е́р’инск’ий кордо́н]. Место в лесу.

[та́м фс’ево́ од’и́н до́м ав’е́р’инскъвъ бы́л]

Андре́евский липня́к [андр’е́йъфск’ий л’ипн’а́к]. Аллея.

[д’а́д’ушкъ ондр’и́й и́х сад’и́л/у-до́мъ йево́ росл’и́/ мно́гъ о́ч’ьн’/ на́м на-н’и́х кач’и́л’и на-па́сху зав’е́шывъл’и]

Астафе́я боло́то [астаф’е́йъ боло́тъ]. Болото.

[па́с’ькъ астаф’е́йъ та́м была́]

Ахмана́тка [ахмана́ткъ]. Река, приток реки Какши.

[нъ-б’ьр’егу́ йейо́д’ер’е́вн’ъ  в’е́кшыхъ стойа́лъ/ а-пъч’ему́ та́к зва́л’и /хто́ зна́йът]

База́рный про́сяк [база́рный про́с’ьк]. Лесная тропа, пролегающая по просеке.

[по-то́й про́с’ьк’ъ ф-то́ вр’е́м’ъ нъ-база́р в-в’етлу́гу и́з’д’ил’и]

Банди́тская тропа́ [бан’д’и́цкъйъ тропа́]. Лесная дорога между починком Терёшинский и починком Гусевский.

[ф-ста́ръйъ вр’е́м’ъ по-йе́й воз’и́л’и воро́въный това́р/ та́к во́т и зову́т]  

Безру́ковский про́сяк [б’езру́къфск’ий про́с’ьк]. Дорога, полегающая по просеке.

[мужык’и́ та́м д’ел’а́нку выруба́л’и/ та́к бр’игад’и́р у-н’и́х бы́л б’езру́къй]

Берё́зовое боло́то [б’ер’о́зъвъйъ боло́тъ]. Болото.

[б’ер’о́зы одны́ на-н’о́м росл’и́]

Борки́ [борк’и́]. Место в лесу.

[то́м’е́стъ в-бору́ сосно́въм/ гр’ибо́ф мно́гъ раст’о́т]

Быстря́на [быстр’а́нъ]. Река, приток реки Какши.

[у́ш шы́пкъ бы́стръйъ была́]

Валя́вино [вал’а́в’инъ]. Починок. Отдельный населенный пункт.

[а́к та́м ва́л’ьнцы мужы́к вал’а́л/ во́т и-про́звъл’и та́к]

Ва́сино боло́то [ва́с’инъ боло́тъ]. Болото.

[вас’и́л’ий та́м р’а́дъм па́с’ьку д’ержа́л]

Ве́рхняя доро́га [в’е́рхн’ьйъ доро́гъ]. Дорога.

[она́ пъ-в’ьрхот’и́н’ъ л’е́съ ид’о́т/ пъ-бугра́м]

Весело́вский моги́льник [в’ьс’ело́фск’ий мог’и́л’н’ик]. Место в лесу.

[ф-ста́ръйъ вр’е́м’ъ та́м  бойа́р хърон’и́л’и]

Ветлу́жский тра́кт [в’етлу́шск’ий тра́кт]. Дорога.

[о́н ч’е́р’ес на́с от-в’етлу́г’и дъ-тонша́йъвъ ид’о́т/ до-си́х по́р п’е́ш’ьм та́м хо́д’им]

Во́лковский про́сяк [во́лкъфск’ий про́с’ьк]. Лесная тропа, пролегающая по просеке.

[пъ-то́му про́с’ьку во́лк’и ход’и́л’и]

Воротни́к [въротн’и́к]. Река, приток реки Какши.

[вокру́к л’е́съ она́т’екла́/ ка́к въротн’и́к]        

Вязо́вская про́сека [в’азо́фскъйъ про́с’ькъ]. Лесная дорога. Название образовалось от густых зарослей вяза.

[та́м одны́ в’а́зы ро́стут]

Гага́ринский про́сяк [гага́р’инск’ий про́с’ьк]. Лесная тропа, пролегающая по просеке.

[йево́ пръруб’и́л’и ф-сто́ръну гага́р’инскъвъ/ во́т и-тропу́ та́к нъзыва́йут]

Горбушо́к [гърбушо́к]. Холм на окраине починка Гусевский.

[м’е́стъ в-д’ер’е́вн’ъ/ на-схо́тку съб’ира́л’ис’/ та́м кълъкола́ стойа́л’и]

Горю́шкино [гор’у́шк’инъ]. Починок. Населенный пункт.

[та́к хто́т’еп’е́р’ьч’ъ ска́жът/ пъч’ему́ йе́дък на́звъл’и]

Гри́вы [гр’и́вы]. Место в лесу.

[м’е́стъ в-л’есу́ высо́къйъ бы́лъ/ та́м гру́з’д’и росл’и́]

Грязево́е боло́то [гр’ьз’ево́йъ боло́тъ]. Болото.

[оно́ то́пкъйъ бы́лъ/ гр’а́знъйъ]

Да́льняя[да́л’н’ьйъ]. Поляна.

[пол’а́нъ дъл’еко́ така́йъ была́/ туда́ по-йа́гъды ход’и́л’и]

Да́рьянский клю́чик [да́р’йънск’ий кл’у́ч’ик]. Ключ.

[о́н в-огоро́д’ъ у-ба́пк’и да́р’ий бы́л/ та́к ипро́звъл’и]

Десяти́ны [д’ьс’ат’и́ны]. Поле.

[ра́н’шъ-тъ кр’ест’йа́нъм з’е́мл’у нър’еза́л’и/ та́к то́ по́л’ь на-д’е́с’ьт’ ч’ьлове́к пъд’ьл’е́но бы́ло/ та́к и зов’е́м д’ьс’ат’и́ны]

Дружи́нин мо́ст [дружы́н’ин мо́ст]. Мост через реку Быстряну.

[р’а́дъм кордо́н дружы́н’инъ бы́л/ та́к и зва́л’и]

Дубнико́вская доро́га [дубн’ико́фскъйъ доро́гъ]. Лесная дорога.

[та́к дубы́ одны́росл’и́ по-то́й доро́г’ъ]

Дубова́я река́ [дубова́йър’ека́]. Река. Приток реки Какши.

[та́к пъ-б’ьр’ега́м одны́ дубы́ росл’и́]

Дубо́вка [дубо́фкъ]. Река. Приток реки Какши.

[она́ме́л’ьн’къйъ/ в-дуба́х т’екла́/ поч’т’и́ ка́к руч’е́й]

Екатери́нины бере́зы [екът’ер’и́н’ины б’ер’о́зы]. Деревья за домом Екатерины Речкиной, починок Малиновский.

[и́х т’о́ткъ ка́т’ъ сад’и́лъ/ пото́м он’е́  ръзросл’и́с’ о́ч’ьн’]

Ерё́мино боло́то [йер’о́м’инъ боло́тъ]. Болото.

[мужы́к та́м пропа́л йер’о́мъ]

Забы́лиха [забы́л’ихъ]. Лесная поляна у реки Казанки.

[м’е́стъ то́ дъл’е́ко бы́лъ/ пол’а́нъ у-р’е́ч’к’и]

Зайчё́нкова поля́на [зъйч’о́нкъвъ пол’а́нъ]. Поляна.

[на-то́йпол’а́н’ъ на-за́йцъф охо́т’ил’ис’]

Зу́евское боло́то [зу́йъфскъйъ боло́тъ]. Болото.

[жы́л зу́йъф в-з’емл’а́нк’ъ на-то́м боло́т’ъ]

Иву́новский родни́к [иву́нъфск’ийродн’и́к]. Родник.

[о́н в-за́ръсл’ьх ивн’ака́ бы́л]

Иго́шенская доро́га [иго́шънскъйъ доро́гъ]. Дорога между починком Гусевский и починком Игошино.

[зва́л’и йе́дък/ а пъч’ему́/ хто́ зна́йът]

Каза́нка [каза́нкъ]. Река. Приток реки Какши.

[ры́бы в-н’е́й мно́гъ бы́лъ/ нало́в’ьт и ф-къзан’е́ вар’и́л’и]

Каза́нское боло́то [каза́нскъйъ боло́тъ]. Болото.

[йе́дък во́т и зва́л’и/ а пъч’ему́/ хто́ ска́жът]

Кали́нин ло́г [кал’и́н’ин ло́к]. Овраг.

[одна́кал’и́нъ та́м рост’о́т/ шы́пкъ мно́гъ та́м йейо́]

Ка́сть [ка́с’т’]. Болото.

[фс’о́ гъвор’и́л’и/ пошл’и́ ф-ка́с’т’ за-йа́гъдъм/ а пъч’ему́ та́к зва́л’и/ н’ихто́ н’е-зна́йът]

Ка́тино боло́то [ка́т’инъ боло́тъ]. Болото.

[зъблуд’и́лъс’ и пропа́лъ д’е́фкъ кат’ер’и́нъ/ та́к и зову́т]

Кварта́льный про́сяк [кварта́л’ный про́с’ьк]. Лесная дорога. Соединяла починок Малиновский и станцию Шестериково.

[д’ел’а́нку-ту пъд’ел’и́л’и по-ква́ртълъм/ а пото́м дого́ру та́м и зва́т’ ста́л’и]

Кири́ллов пру́д [к’ир’и́лъф пру́т]. Пруд за починком Малиновский.

[та́к мужы́к у-тово́ пруда́ жы́л/ к’ир’и́лъм зва́л’и]

Кобы́лье боло́то [кобы́л’йъ боло́тъ]. Болото.

[ в-войну́ л’е́с выроба́тывъл’и/ ло́шът’ и утону́лъ/ та́к и зову́т]

Колпако́вский почи́нок [кълпако́фск’ий поч’и́нък]. Сельское поселение в несколько домов.

[поч’и́нък  то́т зо́тъфск’ий бы́л/ а звал’и кълпако́фск’ий/ а́к та́м ша́пк’и шы́л’и]

Ко́млевху́тор [ко́мл’ьф ху́тър]. Обособленный земельный участок с усадьбой владельца.

[жы́л та́м мужы́к ко́мл’ьф/ во́т и на́звъл’и]

Копри́ха [копр’и́хъ]. Лес.

[фс’о́ гъвор’и́л’и/ пошла́ ф-копр’и́ху пъ-гр’ибы́/ а пъч’ему́ та́к нъзыва́л’и н’е-зна́йу]

Коро́ткая река́ [коро́ткъйъ р’ека́]. Река. Приток реки Какши.

[ма́л’ьн’къйъ/ коро́ткъйъ была́ она́]

Костю́хин почи́нок [кост’у́х’ин поч’и́нък]. Починок.

[основа́л то́т поч’и́нък ко́ст’ъ/ та́к и про́звъл’и]

Кра́сная доро́га [кра́снъйъ доро́гъ]. Дорога из починка Малиновский к Лавренькиному болоту.

[гл’и́нъ одна́ была́/ фс’о́ красно́ было́/ та́к и зва́л’и]

Кра́сное боло́то [кра́снъйъ боло́тъ]. Болото.

[кл’у́квы та́м мно́гъ раст’о́т/ фс’о́ кра́снъйъ о́т йа́гът]

Кру́тенькое боло́то [кру́т’ьн’къйъ боло́тъ]. Болото.

[м’е́ш дву́х гр’и́ф овра́к бы́л/ на-скло́н’ъ р’ек’и́]

Круто́й овра́г [круто́й овра́к]. Овраг.

[о́н глубо́къй бы́л/ стра́шнъй/ та́м б’ьсофшы́нъ была́]

Крю́кова поля́на [кр’у́къвъ пол’а́нъ]. Поляна на окраине починка Гусевский.

[р’а́дъм с’ем’йа́ кр’у́къвых жыла́]

Кугуне́р [кугун’е́р]. Река. Приток реки Вахтанки.

[наро́д-тъ на́ш с-мар’и́йцъм  п’ьр’ем’е́шън/то́ и́х назва́н’йъ-тъ/ ч’ево́ зна́ч’ит/ н’е-зна́йу]

Кули́га [кул’и́гъ]. Место в лесу.

[там иагъды съб’ирал’и/ м’естъ то дал’окъ былъ/ нъ-кул’ич’къх/ вот и-звал’и кул’игъ]

Курдоша [курдошъ]. Лесной ручей.

[вот-уш т’еп’ер’ьч’ь н’ихто н’е-скажът/ пъч’ему назвъл’и так]

Лавренькино болото [лавр’ьн’к’инъ болотъ]. Болото.

[лавр’ен’т’ии д’ет р’адъм жыл]

Лавруха [лаврухъ]. Лесной ручей.

[там мужык пас’еку став’ил/иево лавр’ент’ии звал’и/ так и-р’еч’ку назвъл’и]

Лебедиха [л’ьб’ед’ихъ]. Поляна.

[пол’анъ была/ иеио л’еб’ьд’ьвы кос’ил’и]

Ленинский просяк [л’ен’инск’ии прос’ьк]. Просека.

[д’ел’анку-ту иету к-дваццът’ п’атъму сиезду парт’ии  прърубал’и/ а к-ч’ему/ да-наштъ/ н’е-знаиу]

Лесная река [л’еснаиь р’ека]. Река.

[в-л’есу она была/ так и-звал’и]

Липовая гора [л’ипъвъиь гора]. Холм.

[ран’шъ л’ипы на-н’еи росл’и/ вот и-прозвъл’и]

Ложный просяк [ложныи прос’ьк]. Просека.

[он колхознъи лес от каз’оновъ отд’елал/ а-пъч’ему ложнъи/ хто знаиьт]

Лохматое болото [лохматъиь болотъ]. Болото.

[труднъ иагъды былъ съб’ират’/ высокъиь р’езуч’ьиь трава росла]

Лубянское болото [луб’анскъиь болотъ]. Болото.

[н’ь-тъпуч’инъ/ но болотъ/ иагъды там съб’ирал’и/ оно р’адъм с-поч’инкъм луб’аны былъ]

Лубяны[луб’аны]. Починок.

[там л’ипы одны росл’и/с-н’их луб’иъ сн’имал’и/так и поч’инък назвъл’и]

Лужановские полосы [лужанъфск’ииь полъсы]. Поле.

[ф-старъиь вр’ем’ь пол’ь-тъ пъ-пълосам кр’ес’т’ианъм нар’езъл’и/ так и-стал’и зват’/ и-т’еп’ер’ьч’ь зовут]

Луконина  просека [лукон’инъ]. Лесная тропа.

[тропа такаиь в-л’есу ест’/ а-хто так назвъл н’е-знаиу]

Люльпа [л’ул’пъ]. Лесная поляна.

[пол’анъ такаиъ была/ од’ин л’уп’ин рос/ а по-н’еи одны покосы шл’и]

Макарова пожня [макаръвъ пожн’ь]. Лесная поляна.

[круглъиь пол’анъ/ там макаръвы кос’ил’и]

Малиновский просяк [мал’инъфск’ии прос’ьк]. Просека.

[иево к-мал’инъфскъму поч’инку прърубал’и]

Малиновский хутор [мал’инъфск’ии хутър]. Обособленный земельный участок с усадьбой владельца.

[мал’иновы ф-том хутър’ь  жыл’и/ вот и-прозвъл’и]

Марана [маранъ]. Ручей.

[так уш н’ихто н’е-скажът т’еп’ер’ьч’ь/ отч’ево так назвъл’и]

Маранский кордон [маранск’ии кордон]. Земельный участок с домом, где жил лесник со своей семьей.

[там тр’и домъ стоиал’и/ у-р’еч’к’и мараны]

Маревьянино болото [мър’ев’иан’инъ болотъ]. Болото.

[на-иом д’евушкъ пропалъ/ мър’ев’ианъи звал’и]

Марьин луг [мар’иин лук]. Лесная поляна.

[т’откъ мар’иь там фс’о козу пасла]

Марьянский кордон [мар’иьнск’ии кордон].Земельный участок с домом, где жил лесник со своей семьей.

[од’ин дом там стоиал/ однои с’ем’иои мар’ииных ]

Медвежий угол [м’едв’ежыи угъл]. Часть леса.

[м’естъ т’омнъиь/ м’едв’ед’и вод’ил’ис’/ пъ-гр’ибы туды ход’ил’и]

Мишина поляна [м’иш’инъ пол’анъ]. Лесная поляна.

[м’едв’ед’и там вод’ил’ис’/ многъ б’ерлок былъ]

Мошка [мошкъ]. Река. Приток реки Какши.

[многъ по-тои р’ек’е мошк’и былъ]

Наволок [нъволок]. Лесная поляна.

[пол’анъ с’ьнокоснъиь была/ в-н’из’ин’ь/ с’енъ волъкъм вытаск’ивъл’и]

Наумовский ручей [наумъфск’ии руч’еи]. Ручей.

[мужык наум там жыл/ у-домъ иево тот руч’еи б’ежал]

Наустьевское болото [науст’иьфскъиь болотъ]. Болото.

[былъ р’адъм с-уст’иьм р’ек’и вахтанк’и]

Неявская дорога [н’еиьфскъиь дорогъ]. Дорога к реке Нее от починка Гусевский.

[она к-р’ек’е н’еиь ид’от/ вот и-зовут так]

Нечайка [н’еч’аикъ]. Река. Приток реки Какши.

[она возн’иклъ н’еч’аиьнъ/ вот и-назвал’и так]

Никаноркова поляна [н’иканоркъвъ пол’анъ]. Лесная поляна.

[на-тои пол’ан’ь н’иканор жыл]

Николаевское болото [н’иколаиьфскъиь болотъ]. Болото.

[мужык  н’иколаи там пропал/ вот и-зовут так]

Новенькая дорога [нов’ьн’къиь дорога]. Дорога от починка Гусевский до Светлого болота.

[так она посл’ь уш поиав’илъс’/ вот и-нов’ьн’къиь]

Новожил [нъвожыл]. Поляна у опушки леса.

[она у-домъ нъвожылъвых была]

Новоселовская дорога [нъвос’олъфскъиь дорогъ]. Дорога от починка Малиновский к деревне Новоселовка.

[она в’ела к-д’ер’евн’ь нъвос’олъфкъ]

Обжиги [обжыг’и]. Болото.

[многъ г’ектар л’есъ  сгор’елъ/ туды зъ-гр’ибам ход’ут/нъ-охоту/ на-т’ет’ьр’ьвъ]

Омшанник [омшан’ик]. Болото.

[моху многъ на-том болот’ь]

Омут Антоныча [омут антоныч’ь]. Место на реке Какше.

[там мужык антоныч’ утоп/ вот и-звал’и иедък]

Ортюжанской [орт’ужънскъи]. Сельское поселение в несколько домов.

[поч’инък был/ нъзывал’и орт’ужънскъи/ а-пъч’ему/ н’е-знаиу]

Павловский просяк [павлъфск’ии прос’ьк]. Тропа по просеке в сторону Перовского починка.

[мужык’и там д’ел’анку вырубал’и/ так бр’игад’ир у-н’их был/ павлъм звал’и]

Патуровский пригон [пътурофск’ии пр’игон]. Место в лесу.

[п’ьр’ел’есък был/ патуръф жыл/ мы туда по-иагъды ход’ил’и]

Переливное болото [п’ьр’ьл’ивноиь болотъ]. Болото.

[пъ-с’ьр’ед’ин’ь дорогъ л’еснаиъ шла/а-болотъ п’ер’ел’иваиьцъ с-однои на-другуиу сторъну]

Першинский перелесок [п’ершынск’ии п’ьр’ел’есък]. Лесная тропа.

[хто иево знаиьт/ можът п’ершын какои был/ иедак и- зовут]

Петрушовский мыс [п’ьтрушофск’ии мыс]. Опушка леса.

[мужык п’етрухъ там жыл/на тои опушк’ь]

Платонкова поляна [платонкъвъ пол’анъ]. Лесная поляна.

[так платон на-тои пол’ан’ь жыл/ так и-звал’и]

Плачущая гора [плач’ушъиь гора]. Холм.

[он в’ес’ в-ръдн’иках был/ словнъ плакъл]

Поповское болото [попофскъиь болотъ]. Болото.

[ран’шъ-тъ топ’и дъ-болотъ одны зд’ис’ был’и/ л’еса др’емуч’ииь/ вот и-згон’ал’и фс’ех в’еруш’их  с’уды]

Притыкино [пр’итык’инъ]. Починок, сельское поселение в несколько домов.

[он у-л’есъ был/што т’еб’е пр’иткнул’и туды иево/ вот и-назвъл’и]

Прытовский лес [прытофск’ии л’ес]. Лес.

[он ф-сторъну д’ер’ивн’и прытъвъ был/ мы так и-звал’и]

Пустошка [пустъшкъ]. Овраг.

[фс’егда так иево звал’и/ а-пъч’ему/ н’е-знаиу]

Раздельный [разд’ел’ныи]. Просека.

[прос’ьк такои был/ шахунск’ии дъ-в’етлушск’ии раионы д’ел’ил]

Раздеря [разд’ер’ь]. Река. Приток реки Какши.

[она два пол’ь ръзд’ел’алъ]

Ратная тропа [ратнъиь тропа]. Лесная тропа.

[на-тои троп’е ч’астъ ратныиь ч’ерв’и ползъл’и/ н’е-знаиъм/што за он’е так’ииъ/м’елк’ииъ да-б’елыиъ/он’е как ж’ел’езъ тв’ордыиъ//съб’ирал’и их/ дъ-сушыл’и/потом с-собои нос’ил’и/он’е удач’у пр’инос’ьт/ вот их там и-съб’ирал’и]

Рютина [р’ут’инъ]. Лесная поляна.

[на-р’ут’ину пол’ану гул’ат’ ход’ил’и/ а назван’иь откудъ/ н’ихто н’е-знаиьт]

Самарихинские  холмы [съмар’и́х’инск’ийъ холмы́]. Холмы.

[а́к он’е́ у-р’ек’и́ съмар’и́х’и/ та́к и на́звъл’и]

Светлое болото [св’етлъиь болотъ]. Болото.

[много г’ектар оно/ д’ер’ев’иьф софс’ем н’ь-росло]

Сеньга [с’ен’га]. Ручей в поле.

[ак уш хто тֹ’еп’ер’ьч’ь скажът/ пъч’ему так назвъл’и]

Сенькина река [с’ен’к’инъ р’ека]. Река. Приток реки Какши.

[так мужык с’ен’къ на-н’еи жыл/ дом нъ-б’ьр’егу стоиал]

Сибирское болото [с’иб’ирскъиь болотъ]. Болото.

[бол’шоиь кък-с’иб’ир’ оно былъ]

Слань [слан’]. Лесная дорога от починка Зотовский до починка Гусевский.

[дорогъ та бр’овнъм выслънъ была/ вот и-слан’]

Соленый омут [сол’оныи омут]. Ключ.

[вода в-иом сол’онъиъ]

Соломатова просека [съломатъвъ просֹ’ькъ]. Лесная дорога.

[так и-зовут/а-пъч’ему/н’е-знаиу]

Спечинский просяк [сп’еч’инск’ии прос’ьк]. Просека.

[нъзывал’и иедък/ а-пъч’ему/ н’е-знаиу]

Старый конный [старыи коныи]. Болото.

[иедък болотъ звал’и/ р’адъм кон’ушн’ъ была]

Столбовая дорога [стълбоваиъ дорогъ]. Дорога вдоль линии электросвязи от починка Гусевский в Шахунью.

[по-н’ои н’е-изд’ил’и/ тол’къ столбы стоиал’и/ п’ешъиь была]

Студеной овраг [студ’онъи оврак]. Ключик.

[вода в-иом с’ил’нъ холоднъиь]

Суворовский [суворъфск’ии]. Починок, сельское поселение в несколько домов, располагался на опушке леса, рядом с починком Малиновский.

[суворъф туды п’ервъи пр’ииехъл и-построилс’ь]

Сухан [сухън]. Лес.

[п’ьр’ел’есък был/ зъ-гр’ибам ход’ил’и туды]

Таранка [таранкъ]. Река. Приток реки Раздери.

[рыбы многъ в-н’ои /налов’ьт/дъ-насушът/сушонуиу-тъ и зовут таранкъ/хот’ какуиу]

Тимина поляна [т’им’инъ пол’анъ]. Поляна.

[на-тои пол’ан’ь пас’екъ т’имоф’еиь была]

Толчин омут [толч’ин омут]. Место на реке Какша, около деревни Вороваткино.

[нъ-б’ьр’егу иетъвъ омутъ стоиал дом толч’инъ/ вот и-звал’и]

Топкое болото [топкъиь болотъ]. Болото.

[зыпкъиь оно/ нал’и н’ихто н’ь-ход’ил туды]

Трехречье [тр’охр’еч’иь]. Место слияния трех рек: Курнуш, Самариха, Унжа.

[там тр’и р’ек’и  вм’ист’ь т’екут]

Турковское болото [туркъфскъиь болотъ]. Болото.

[м’имъ дорогъ шла/ туркъфскъи звал’и/ так и-болотъ зват’ стал’и]

Тювина поляна [т’ув’инъ]. Поляна у леса.

[пол’ану так назвъл’и/ а-хто и-пъч’ему/ н’е-знаиу]

Угольная просека [угъл’нъиь прос’ькъ]. Лесная дорога.

[по-н’еи угъл’ воз’ил’и]

Унжа [унжъ]. Река. Приток реки Самарихи.

[ил’истъиь она оч’ьн’/ так и-назвъл’и]

Фокина дорога [фок’инъ дорогъ]. Лесная дорога.

[иеио богач’ фокъ построил]

Хаймовское болото [хаимъфскъиь болотъ]. Болото.

[оно р’адъм с-д’ер’евн’ьи хаимъфкъ]

Холунная дорога [холунъиь дорогъ]. Дорога вокруг болота Сибирское.

[уш хто скажът/ пъч’ему иедък звал’и/ н’е-знаиу]

Чапыга [ч’апыгъ]. Часть леса.

[м’естъ то н’ьпролазнъиь/вал’ожн’ик од’ин]

Часовельный [ч’асов’ел’ныи]. Просека.

[на-тот прос’ьк сонцъ в-окурат ф-полд’ен’ выход’илъ]

Ченебечиханская дорога [ч’ьн’еб’еч’ихънскъиь дорога]. Дорога вдоль реки Ченебечиха от починка Малиновский до деревни Ченебечиха.

[так шла она к-ч’ьн’еб’еч’их’ь в’ела/ вот так назвъл’и]

Черновский [ч’ернофс’к’ии]. Хутор, обособленный земельный участок с усадьбой владельца.

[на-хутър’ь том ч’ьрноз’ом брал’и/ так и-звал’и/там од’ин дом тол’къ стоиал/одна с’ем’иа жыла]

Черная поляна [ч’орнъиь пол’анъ]. Поляна около Казанского болота.

[ч’ерн’ику там съб’ирал’и/ дъ-попас’т’ туда можнъ тол’къ по-жордъч’к’ь/ топ’ там]

Черное болото [ч’орнъиь болотъ]. Болото.

[др’емуч’ьиь м’естъ/ вот и зовут так]

Чернушка [ч’ернушкъ]. Река. Приток реки Самарихи.

[вода бол’шаиъ да-ч’орнъиъ в-н’еи]

Шаварган [шъварган]. Хутор, обособленный земельный участок с усадьбой владельца.

[хутър так назвъл’и/ м’естъ там др’емуч’ьиь]

Широкий просяк [шырок’ии прос’ьк]. Лесная дорога.

[нъ-лъшад’ах по-тои дорог’ъ изд’ил’и/ шырокъиь была]

Щепинское болото [ш’еп’инскъиь болотъ]. Болото.

[р’адъм д’ер’евн’ь ш’еп’инъ была]        

Шименер [ш’им’ен’ер]. Река. Приток реки Вахтанки.

[народ-тъ наш с-мар’иицъм  п’ьр’ем’ешън/то их назван’иь-тъ/ ч’ево знач’ит/ н’е-знаиу]

Южное болото [иужнъиь болотъ]. Болото.

[оно сухоиь/ на-иук выход’ит]

Якуниха [иакун’ихъ]. Река. Приток реки Какши.

[н’ихто н’е-знаиьт / иакун’ихъ/ да и-фс’о]

Ялыгино болото [иалыг’инъ болотъ]. Болото.

[зъ-брусн’икъи туды ход’ил’и/ иаг’ьл’ъ многъ там росло]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эколого-исследовательский проект "Луковка"

Формировать у детей основы исследовательской деятельности, экологического самосознания. Выявить благоприятные условия для роста и развития лука. Увидеть конечный результат исследовательской работы....

Семейный экологический проект "Наши руки не для скуки,или подарки из вторсырья", в рамках конкурса эколого-исследовательских проектов "Юные экологи Москвы"

Бытовые отходы, которые мы используем от продуктов питания, загрязняют окружающую среду. Большая их часть имеет очень длительный срок разложения или совсем не разлагается в естественных условиях. Чтоб...

Эколого-исследовательский проект «Наше дерево – Кедр»

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста имеет большое значение....

Эколого - исследовательский проект "Капелька - волшебница вода

Введение. Если ты посмотришь на карту, или на глобус, то увидишь: в основном они голубого цвета. Потому, что воды на земном шаре гораздо больше, чем суши. Может, и назвать надо было нашу планету &nda...

Эколого-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста «От желудя к деревцу»

Эколого-исследовательский проектс детьми старшего дошкольного возраста «От желудя к деревцу»...

Эколого –исследовательский проект «Удивительная вода»

Эколого –исследовательский проект«Удивительная вода» Вода - основа жизни на Земле, Она необходима всем вокруг: Растениям, животным, человеку, Расходуй ее бережно, мой друг!Тип п...