Эколого-исследовательский проект "Луковка"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Формировать у детей основы исследовательской деятельности, экологического самосознания. Выявить благоприятные условия для роста и развития лука. Увидеть конечный результат исследовательской работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_lukovka.docx30.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное  бюджетное учреждение Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» городского округа Рошаль московской области

             

            Проектная деятельность

 Эколого – исследовательский проект

                          «Луковка»

       Образовательная область «Познание»

                                                                 

                                                             

                                                                                 

                                                                         

                                                                                   Выполнила: воспитатель

                                                                                   Мишина Нина Петровна

   

                                                     2013 год

Актуальность:

В процессе познавательно – исследовательской деятельности ребёнок самостоятельно или в партнёрстве со взрослым – познаёт окружающий его мир: вещи, природные явления, находящиеся в определённых связях и отношениях. Естественность познавательно – исследовательской деятельности проявляется в свойственном дошкольнику свободном эксперементировании с предметами, в поисковой активности, отвечающей на вопросы «почему?» «зачем?», «Как устроен мир?» Работа с дошкольниками проводится в форме непринуждённой познавательно – исследовательской деятельности взрослого с детьми, где взрослый является равноправным партнёром, учитывающий детские интересы и инициативы.

В нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного человека. В воспитании и обучении детей используется много приёмов и методов для решения этой задачи, но наиболее перспективным является метод проектной деятельности.

В проекте участвуют, как дети, так и родители, Для решения поставленной цели дети используют полученные знания и навыки, приобретённые в различных видах деятельности, что естественно способствует всестороннему развитию самого ребёнка, формирует навыки сотрудничества.

Цель: Формировать у детей основы исследовательской деятельности, экологического самосознания. Выявить благоприятные условия для роста и развития лука. Увидеть конечный результат исследовательской работы.

Задачи:

  1. Познакомить детей с основной культурой: лук.
  2. Познакомить детей с особенностями жизни и развития лука.
  3. Воспитывать интерес к выращиванию растений.
  4. Способствовать развитию у детей познавательной активности.
  5. Формировать навыки посадки ( поместить в землю, крепко нажать, присыпать землёй, полить).
  6. Активизировать словарь, Учить составлять рассказ о луке По опорным таблицам.
  7. Привлечь внимание родителей к объекту исследования.

Участники проекта «Луковка»: дети средней группы, родители, педагоги.

Продолжительность проекта – 2 месяца, февраль, март. (с4 февраля по 29 марта).

Объект исследования – культура, лук репчатый.

                                                                     

                                                           

 

 

                  План  эколого – исследовательского проекта « Луковка»

   Февраль                                 Работа с детьми

1.  Проведение эксперимента «Луковка» Цель: Уточнить представление о луковице(гладкая, круглая и т.д.). Выяснить, есть ли у луковицы корневая система. Как она выглядит, Для чего она нужна луковице

2.  Опыт: «Лук и земля»( посадка клубней в комнатных условиях для эксперимента)

Цель: Закреплять представление о луке, особенностях внешнего строения, учить находить «донце» с корнями и верхушку. Выяснить, каким образом сажать лук в лоток с землёй. Учить правильно сажать лук (сделать лунку, посадить луковицу корешками вниз, прижать плотно, полить

3.  Ведение дневника наблюдений за ростом луковиц.

Цель: Фиксировать опыты, наблюдения в процессе работы эколого – исследовательского проекта «Луковка

4.  Художественное творчество (рисование) «Лук»

Цель: Закрепить представление о внешнем виде луковицы, Научить изображать некоторые характерные детали, делающие изображение выразительным, образным

5.  Художественное творчество (аппликация) «Луковка» в банке»

Цель: Закрепить знания детей о внешнем строении лука (цвет, форма, зелёные пёрышки, корешки). Продолжать учить пользоваться ножницами. Вырезывать силуэт предмета по контуру, Развивать творческие способности.

                     

                         Совместная работа с детьми и родителями

Экспериментальная деятельность в домашних условиях (посадка и наблюдение за ростом лука).

                                       Работа с родителями

Создание условий по организации эколого – исследовательского пространства в помещении группы.

Март                                Работа с детьми

1. Составление загадок. Цель: Учить детей составлять загадки. Развивать умственные и речевые способности дошкольников. Работать над различением предметов: цвет, форма, вкус.

2. Наблюдение за первыми ростками фиксирование в дневнике наблюдений.

3. Чтение рассказов о пользе лук Цель: Познакомить детей с особенностями лука через художественную литературу.

4. Проведение поливов, рыхление по мере необходимости.

5. Проведение эксперимента «Свет и темнота».

Цель: Формировать представление об основных потребностях лука в условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло).

6. Проведение опыта «Вкус и луковые следы».

Цель: Определить вкус лука (горький, сладкий, солёный)

7.Художественное творчество (объёмная лепка) «Луковичка»

Цель: Учить детей видеть предмет в объёме. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать познавательные и наблюдательные способности.

                   Совместная работа с детьми и родителями

  1. Проведение исследовательской акции в домашних условиях «Чего боится лук?»

Цель: Выяснить в домашних условиях «Чего боится лук?»

  1. Помочь получить знания не только в дошкольном учреждении, но и домашних условиях.

                 

                       Серия опытов и экспериментов.

Для фиксирования опытов и экспериментов вместе с детьми вели дневник наблюдений.

1.«Луковка»  - 4 февраля

Цель: Уточнить представление о луковице (гладкая, круглая, овальная, жёлтая). Выяснить есть ли у лука корневая система. Как она выглядит, Для чего она нужна луку.

2. «Лук и земля» - 19февраля.

Цель: Закрепить представление о луке, особенностях внешнего строения. Учить находить донце с корнями, верхушку. Выяснить, каким образом сажать лук в лоток с землёй. Учить правильно сажать лук в лоток с землёй. Учить правильно сажать (сделать лунку, посадить лук корешками вниз, прижать плотно землю, полить).

3. «Свет и темнота» - 2 марта.

Цель: Формировать представление об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло).

4.«Вкус и луковые следы» - 18 марта.

Цель: Определить вкус лука (горький, сладкий, солёный…).

5.«Два брата лучок и чесночок» - 28 марта.

Цель: Сравнить чем похожи и чем отличаются лук и чеснок (форма, вкус, цвет).

Исследование проходило в групповом помещении.

Итог проекта: Сбор урожая по мере созревания луковиц

Все луковицы вызрели и дали хороший урожай.

В период эксперимента растения находились в одинаковых условиях (температура, режим, освещённость, рыхление и полив).

Урожай получился одинаковый.

Заключение

Лук – растение поистине удивительное. Без него не обходится практически ни одна хозяйка. Лук входит в рецептуру многих блюд, его добавляют в салаты, и в первые блюда, и во вторые. Используются и зелёные »пёрышки», и сами луковицы. Мы настолько привыкли к луку, что порой забываем о том, что у нас с вами в любое время года под руками дешёвое средство борьбы со многими болезнями.

Наблюдая за развитием и ростом овощной культуры – лук, работая с литературой, мы сделали для себя много открытий: познакомились с историей культуры лука, его ценностями и сделали выводы, что для правильного роста и развития лука необходимы: вода, свет, тепло, воздух, земля, в которой находятся все питательные элементы. В луке содержатся полезные для человека витамины, способствующие устранению заболеваний и укреплению иммунной системы человека. Лук пригоден для употребления в пищу. Из него можно приготовить различные блюда.

Работая над этой темой я задумалась над тем, а может опытным путём возможно будет вывести новый сорт лука – сладкий. Ведь все мы знаем, что лук полезный, но дети его не хотят есть. А новый сорт малыши могли бы употреблять в пищу с удовольствием и получали бы для организма максимальную пользу.

         Реализация эколого – исследовательского проекта «Луковка»

В ходе проекта мною была проведена большая подготовительная работа.

  1. По изучению литературы об овощной культуре  - лук.
  2. Анкетирование родителей.
  3. Разработка плана эколого – исследовательского проекта.

    Для развития познавательной активности детей использованы серия опытов и           экспериментов для решения различных исследовательских задач. Все опыты, эксперименты и наблюдения зафиксированы в дневнике наблюдений за исследуемым объектом.

Использование художественного творчества и художественного труда позволили приобщить к изобразительному искусству. Развитие воображения, формирование образного творческого мышления, развитие мелкой моторики, развитие детского творчества, используя природный материал.

В процессе проекта формировались умения детей составлять описательные рассказы и составлять загадки о луке. Чтение художественной литературы и составление сказок детей вместе с родителями. Всё это позволило активизировать и обогатить словарь детей, за счёт образных слов, сравнений, противоречий, художественного слова.

В конце проекта количество вопросов возросло, потребность получить ответы экспериментальным путём укрепилось, действия детей стали более целенаправленными. Появились попытки работать самостоятельно. Возрос интерес к особенностям жизни и росту растений.

Вся эта работа помогла мне разнообразить познавательный интерес с детьми. Различные задания доставили интерес не только детям, но и родителям, что позволило ещё больше активизировать родителей к принятию участия в жизнедеятельности группы, сблизить родителей с педагогами дошкольного учреждения. Чаще принимать участие в творческой деятельности детей в домашней обстановке. Вследствии  этой работы, считаю все поставленные задачи выполненными.