И. С. Бах. Классическая музыка в детском саду. Рождественская сказка "Три ржаных колоска"
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Аксёненко Ирина Евгеньевна

Восприятие классической музыки может быть увлекательным. В этом нам помогут сказки. Вдохновленная опытом О. П. Радыновой, я соединила наследие И. С. Баха и народную шведскую сказку "Три ржаных колоска". Воспитанники и педагоги получили море эмоций, а главное появился интерес к творчеству И. С. Баха, желание слушать его музыку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tri_rzhanyh_koloska.doc48.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Три ржаных колоска

                                                                                      З. Топелиус

                                                                     Перевод со шведского А. Любарской

                                                                                     

Случилось это под самый светлый и радостный праздник- Рождество.

Трек 1

Концерт для фортепиано с оркестром ля мажор (3 часть)

Жил в одной деревне богатый крестьянин. Стали в его доме к празднику святому готовиться, вот жена и говорит:

— Послушай, хозяин, давай положим на крышу хоть три ржаных колоска — для воробьев! Ведь праздник нынче — Рождество Христово.

Отвечает крестьянин:

— Не так я богат, чтобы столько зерна каким-то воробьям выбрасывать!

Но жена не унимается, просит мужа:

— Уж, наверное, и тот бедняк, что на другой стороне озера живет, не забыл про воробьев в рождественский вечер. А ведь ты сеешь хлеба в десять раз больше, чем он…

Прикрикнул на нее старик:

— Не болтай вздора! Что ты еще выдумала: воробьям зерно выбрасывать! Принимайся-ка лучше за стол праздничный.

Стали в богатом доме печь да варить, да жарить, да тушить.

Трек 2

Куранта из Английской сюиты ля минор

Только воробьям, что по крыше прыгали, не досталось ни одной крошки. Покружили они над домом: ни одного зернышка, да и прочь полетели.

Вдруг смотрят, а на крыше бедного домишки, всем ветрам открытого, приготовлено на крыше богатое угощение — целых три колоса спелой ржи. Обрадовались воробьи, стали зернышки клевать!

Трек 3

Кантата №4 BWV

Услыхали в доме воробьиную возню.

Вздохнула хозяюшка:

— Эх, в печи у нас нынче пусто и на столе не густо. Взяли бы мы те три колоска, вымолотили, тесто замесили, я из того теста лепешек напекла — так было бы у нас к празднику угощение! Детям в радость, нам на утешение!

Засмеялся крестьянин:

— Полно, жена! Если бы да кабы… Какие там лепешки! Много ли зерна намолотишь из трех колосьев! Как раз для воробьиного пира! Собирай-ка лучше детей, пусть идут в деревню и купят нам свежего хлеба и кувшин молока — припас ведь я к празднику кое-какие копеечки! Будет и у нас праздник — не хуже, чем у воробьев!

Обрадовались дети: Юхан и Нилла .

— Пойдем! Пойдем! Угощенье принесем!

А матери неспокойно:

— Стужа-то на дворе! Дорога неблизкая, темнеет! Да и волки…

А детям все нипочем:

— Дайте нам крепкую палку, этой палкой мы всякого волка отпугнем!

Дал отец Юхану палку, перекрестила их мать, отправились дети в деревню.

Идут, а снег все валит да валит, сугробы растут да растут.

 

Трек 4

Концерт для фортепиано с оркестром ля мажор (1часть)

Шли долго ли, коротко — купили дети свежего хлеба четыре каравая да молока кувшин и домой пошли. Вдруг, навстречу им волк, большущий, худой. Пасть открыл, стоит поперек дороги и воет.

Трек 5

Сарабанда из сюиты №2 для виолончели и соло ре минор

Не оробел Юхан, замахнулся палкой, а у самого голос дрожит:

— Не бойся, Нилла, сейчас я его прогоню!

А волк завыл вдруг, да так жалобно:

— У-у-у, какая сту-у-ужа, какая лютая сту-у-ужа, моим волчатам совсем есть нечего! Они пропадут с голоду-у-у! С голоду-у-у!

Пожалела Нилла волка с волчатами, смотрит на брата да шепчет:

— Нет у нас ничего, кроме хлеба, отдадим волчатам два каравая!

Подумал Юхан да и протянул волку хлебушка. Обрадовался волк, завилял хвостом, точно собака:

— Век не забуду вашу доброту!

Схватил волк зубами два каравая и убежал.

А дети дальше пошли. Идут, торопятся, вдруг слышат: кто-то позади тяжело ступает за ними по глубокому снегу.

Трек 6

Хоральная прелюдия соль минор

Оглянулись дети, да так на месте и замерли: идет им вслед огромный медведь. Остановился медведь, зарычал:

— Мор-р-роз, мор-р-роз! Р-р-р-ручьи замерзли, р-р-реки замерзли!.. Чем, чем медвежат напоить? Медвежата плачут, пить пр-р-р-росят!

Встрепенулся Юхан:

— Эвон, в чем дело! Не горюй, отольем тебе молока, напоишь медвежат, будешь спать, как другие медведи, в своей берлоге до самой весны!

 Отлили ему дети полкувшина молока.

— Добрые дети, хорошие дети, — забормотал медведь и пошел своей дорогой, переваливаясь с лапы на лапу.

И Юхан с Ниллой пошли дальше. До дома уж совсем близко. Слышат вдруг шум над головой.

Трек 7

Жига из Английской сюиты ля минор

Глянули: сова на них налетает, крыльями машет, скрипучим голосом кричит:

— Отдайте мне хлеб! Отдайте молоко! Хлеб мне! Молоко! — сова острые когти растопырила, так и норовит добычу схватить.

Взмахнул Юхан палкой:

— Вот я тебе сейчас дам, разбойница!

Пришлось сове убираться прочь!

А дети скоро до дому добрались. Рассказали о произошедшем.

И все были рады, что все закончилось благополучно.

И зажглась на небе первая звездочка, стали люди Рождество Христово славить.

Трек 8

Буре из оркестровой сюиты №1

В доме бедняка Богу помолились, уселись за стол. Смотрят: что за чудо — сколько отец от каравая ни отрезает, сколько кусочков хлеба ни раздает, а каравай все целым остается! Стала мать молоко разливать — сколько ни отливает, а молока в кувшине не убывает!

— Ну и ну! Ну и чудеса!

Но вот всему свой черед: прошли праздничные дни.

Стали хозяева за дела приниматься. За что ни возьмутся крестьянин с женой — все у них ладится да спорится. Где было пусто, там стало густо. Что за диво?

Трек 9

Концерт для фортепиано с оркестром ля мажор (3 часть)

Зато у богатого крестьянина хозяйство пошло вкривь и вкось:

— Все оттого, что мы добра не бережем! Тому дай, этому одолжи. Нет, не так мы богаты, жена, не так богаты, чтобы о других думать. Гони-ка прочь со двора всех попрошаек!  Стали они гнать всех, кто приближался к их воротам.

Но только удачи им все равно ни в чем не было.

— Может, едим мы слишком много или слишком жирно? — призадумался старик. И наказывает жене: — Верно, нужно нам по-иному как-то стряпню готовить! Пойди-ка ты к тем, что на другом берегу озера живут, да поучись, как стряпать!

Пошла старуха, а старик ждет-пождет. Долго или коротко — вернулась жена. Старику уж не терпится:

— Что, жена, набралась ума-разума? Узнала, отчего у них все в доме ладится?

А старуха в ответ:

— Ну, так слушай! Кто ни зайдет к ним во двор, того они привечают, за стол сажают да еще с собой дают. Бездомную собаку и ту накормят. И всегда от доброго сердца... Вот оттого, старик, им и удача.

Заспорили они, как им поступить.

Трек 10

Жига из партиты до минор

Подивился хозяин:

— Чудно! Что-то не слыхал я, чтобы богатели оттого, что другим помогают. Ну да ладно, проверим: возьми целый каравай и отдай его нищим на большой дороге. Да скажи им, чтобы убирались подальше на все четыре стороны!

Старуха печалится:

— Нет, не поможет это... Надо от доброго сердца подавать…

Заворчал старик:

— Вот еще! Мало того, что свое отдаешь, так еще от доброго сердца. Ну да ладно, дай от доброго сердца. Но только уговор такой: пусть отработают потом. Не так мы богаты, чтобы раздавать свое добро даром.

Но старуха на своем стоит:

— Нет, уж если давать, так без всякого уговора.

Призадумался старик, покачал головою да вдруг говорит:

— Чудные дела!.. Ну вот что, жена, остался у нас небольшой сноп необмолоченной  ржи.  Знаешь что, вынь-ка три колоса, да прибереги… для воробьев. Начнем с них!..

За зимой пришла весна, и добрым людям воздалось за их доброту и участие, а злым дано было время исправиться.

Трек 11

Гавот из оркестровой сюиты №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Классическая музыка в детском саду"

Прект расчитан на 7 месяцев (с ноября по май)...

проект "Классическая музыка в детском саду"

Представляю  информационную карту проекта и системную паутинку  "Классическая музыка в детском саду". Такие проекты необходимы с целью повышения эстетического уровня детей, педагогического с...

Выступление на окружном мероприятии "Круглый стол" по теме: "Научно-методическая работа педагогического коллектива по реализации проектов "Классическая музыка в детском саду" и "Театр в детском саду"

Тема доклада :Влияние театрализованной деятельности на развитие эстетического вкуса ребенка-дошкольникаСовременная дошкольная педагогика располагает разнообразными сферами воспитательно-образовательно...

Реализация проекта классическая музыка в детском саду "Мир фоновой музыки"

Проблема координации всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей ее решения не теряет своей актуальности. Что может стать фактором наиболее эффективной организа...

Образовательный проект "Классическая музыка в детском саду" - Сказочные образы в музыке Н.А. Римского-Корсакого

Знакомство дошкольников с классической музыкой в рамках образовательного проекта....

Конспект музыкального занятия в рамках изучения классической музыки в детском саду: Сказочные персонажи в классической музыке

Изучение произведений классической музыки очень важны для формирования представления ребенка об окружающем мире. В данном конспекте представлены материалы для изучения произведения композиторов ...

Реализация проекта классическая музыка в детском саду "Мир фоновой музыки"

Проблема координации всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей ее решения не теряет своей актуальности. Что может стать фактором наиболее эффективной организа...