Главные вкладки

    И. С. Бах. Классическая музыка в детском саду. Рождественская сказка "Три ржаных колоска"
    учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

    Аксёненко Ирина Евгеньевна

    Восприятие классической музыки может быть увлекательным. В этом нам помогут сказки. Вдохновленная опытом О. П. Радыновой, я соединила наследие И. С. Баха и народную шведскую сказку "Три ржаных колоска". Воспитанники и педагоги получили море эмоций, а главное появился интерес к творчеству И. С. Баха, желание слушать его музыку.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tri_rzhanyh_koloska.doc48.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Три ржаных колоска

                                                                                          З. Топелиус

                                                                         Перевод со шведского А. Любарской

                                                                                         

    Случилось это под самый светлый и радостный праздник- Рождество.

    Трек 1

    Концерт для фортепиано с оркестром ля мажор (3 часть)

    Жил в одной деревне богатый крестьянин. Стали в его доме к празднику святому готовиться, вот жена и говорит:

    — Послушай, хозяин, давай положим на крышу хоть три ржаных колоска — для воробьев! Ведь праздник нынче — Рождество Христово.

    Отвечает крестьянин:

    — Не так я богат, чтобы столько зерна каким-то воробьям выбрасывать!

    Но жена не унимается, просит мужа:

    — Уж, наверное, и тот бедняк, что на другой стороне озера живет, не забыл про воробьев в рождественский вечер. А ведь ты сеешь хлеба в десять раз больше, чем он…

    Прикрикнул на нее старик:

    — Не болтай вздора! Что ты еще выдумала: воробьям зерно выбрасывать! Принимайся-ка лучше за стол праздничный.

    Стали в богатом доме печь да варить, да жарить, да тушить.

    Трек 2

    Куранта из Английской сюиты ля минор

    Только воробьям, что по крыше прыгали, не досталось ни одной крошки. Покружили они над домом: ни одного зернышка, да и прочь полетели.

    Вдруг смотрят, а на крыше бедного домишки, всем ветрам открытого, приготовлено на крыше богатое угощение — целых три колоса спелой ржи. Обрадовались воробьи, стали зернышки клевать!

    Трек 3

    Кантата №4 BWV

    Услыхали в доме воробьиную возню.

    Вздохнула хозяюшка:

    — Эх, в печи у нас нынче пусто и на столе не густо. Взяли бы мы те три колоска, вымолотили, тесто замесили, я из того теста лепешек напекла — так было бы у нас к празднику угощение! Детям в радость, нам на утешение!

    Засмеялся крестьянин:

    — Полно, жена! Если бы да кабы… Какие там лепешки! Много ли зерна намолотишь из трех колосьев! Как раз для воробьиного пира! Собирай-ка лучше детей, пусть идут в деревню и купят нам свежего хлеба и кувшин молока — припас ведь я к празднику кое-какие копеечки! Будет и у нас праздник — не хуже, чем у воробьев!

    Обрадовались дети: Юхан и Нилла .

    — Пойдем! Пойдем! Угощенье принесем!

    А матери неспокойно:

    — Стужа-то на дворе! Дорога неблизкая, темнеет! Да и волки…

    А детям все нипочем:

    — Дайте нам крепкую палку, этой палкой мы всякого волка отпугнем!

    Дал отец Юхану палку, перекрестила их мать, отправились дети в деревню.

    Идут, а снег все валит да валит, сугробы растут да растут.

     

    Трек 4

    Концерт для фортепиано с оркестром ля мажор (1часть)

    Шли долго ли, коротко — купили дети свежего хлеба четыре каравая да молока кувшин и домой пошли. Вдруг, навстречу им волк, большущий, худой. Пасть открыл, стоит поперек дороги и воет.

    Трек 5

    Сарабанда из сюиты №2 для виолончели и соло ре минор

    Не оробел Юхан, замахнулся палкой, а у самого голос дрожит:

    — Не бойся, Нилла, сейчас я его прогоню!

    А волк завыл вдруг, да так жалобно:

    — У-у-у, какая сту-у-ужа, какая лютая сту-у-ужа, моим волчатам совсем есть нечего! Они пропадут с голоду-у-у! С голоду-у-у!

    Пожалела Нилла волка с волчатами, смотрит на брата да шепчет:

    — Нет у нас ничего, кроме хлеба, отдадим волчатам два каравая!

    Подумал Юхан да и протянул волку хлебушка. Обрадовался волк, завилял хвостом, точно собака:

    — Век не забуду вашу доброту!

    Схватил волк зубами два каравая и убежал.

    А дети дальше пошли. Идут, торопятся, вдруг слышат: кто-то позади тяжело ступает за ними по глубокому снегу.

    Трек 6

    Хоральная прелюдия соль минор

    Оглянулись дети, да так на месте и замерли: идет им вслед огромный медведь. Остановился медведь, зарычал:

    — Мор-р-роз, мор-р-роз! Р-р-р-ручьи замерзли, р-р-реки замерзли!.. Чем, чем медвежат напоить? Медвежата плачут, пить пр-р-р-росят!

    Встрепенулся Юхан:

    — Эвон, в чем дело! Не горюй, отольем тебе молока, напоишь медвежат, будешь спать, как другие медведи, в своей берлоге до самой весны!

     Отлили ему дети полкувшина молока.

    — Добрые дети, хорошие дети, — забормотал медведь и пошел своей дорогой, переваливаясь с лапы на лапу.

    И Юхан с Ниллой пошли дальше. До дома уж совсем близко. Слышат вдруг шум над головой.

    Трек 7

    Жига из Английской сюиты ля минор

    Глянули: сова на них налетает, крыльями машет, скрипучим голосом кричит:

    — Отдайте мне хлеб! Отдайте молоко! Хлеб мне! Молоко! — сова острые когти растопырила, так и норовит добычу схватить.

    Взмахнул Юхан палкой:

    — Вот я тебе сейчас дам, разбойница!

    Пришлось сове убираться прочь!

    А дети скоро до дому добрались. Рассказали о произошедшем.

    И все были рады, что все закончилось благополучно.

    И зажглась на небе первая звездочка, стали люди Рождество Христово славить.

    Трек 8

    Буре из оркестровой сюиты №1

    В доме бедняка Богу помолились, уселись за стол. Смотрят: что за чудо — сколько отец от каравая ни отрезает, сколько кусочков хлеба ни раздает, а каравай все целым остается! Стала мать молоко разливать — сколько ни отливает, а молока в кувшине не убывает!

    — Ну и ну! Ну и чудеса!

    Но вот всему свой черед: прошли праздничные дни.

    Стали хозяева за дела приниматься. За что ни возьмутся крестьянин с женой — все у них ладится да спорится. Где было пусто, там стало густо. Что за диво?

    Трек 9

    Концерт для фортепиано с оркестром ля мажор (3 часть)

    Зато у богатого крестьянина хозяйство пошло вкривь и вкось:

    — Все оттого, что мы добра не бережем! Тому дай, этому одолжи. Нет, не так мы богаты, жена, не так богаты, чтобы о других думать. Гони-ка прочь со двора всех попрошаек!  Стали они гнать всех, кто приближался к их воротам.

    Но только удачи им все равно ни в чем не было.

    — Может, едим мы слишком много или слишком жирно? — призадумался старик. И наказывает жене: — Верно, нужно нам по-иному как-то стряпню готовить! Пойди-ка ты к тем, что на другом берегу озера живут, да поучись, как стряпать!

    Пошла старуха, а старик ждет-пождет. Долго или коротко — вернулась жена. Старику уж не терпится:

    — Что, жена, набралась ума-разума? Узнала, отчего у них все в доме ладится?

    А старуха в ответ:

    — Ну, так слушай! Кто ни зайдет к ним во двор, того они привечают, за стол сажают да еще с собой дают. Бездомную собаку и ту накормят. И всегда от доброго сердца... Вот оттого, старик, им и удача.

    Заспорили они, как им поступить.

    Трек 10

    Жига из партиты до минор

    Подивился хозяин:

    — Чудно! Что-то не слыхал я, чтобы богатели оттого, что другим помогают. Ну да ладно, проверим: возьми целый каравай и отдай его нищим на большой дороге. Да скажи им, чтобы убирались подальше на все четыре стороны!

    Старуха печалится:

    — Нет, не поможет это... Надо от доброго сердца подавать…

    Заворчал старик:

    — Вот еще! Мало того, что свое отдаешь, так еще от доброго сердца. Ну да ладно, дай от доброго сердца. Но только уговор такой: пусть отработают потом. Не так мы богаты, чтобы раздавать свое добро даром.

    Но старуха на своем стоит:

    — Нет, уж если давать, так без всякого уговора.

    Призадумался старик, покачал головою да вдруг говорит:

    — Чудные дела!.. Ну вот что, жена, остался у нас небольшой сноп необмолоченной  ржи.  Знаешь что, вынь-ка три колоса, да прибереги… для воробьев. Начнем с них!..

    За зимой пришла весна, и добрым людям воздалось за их доброту и участие, а злым дано было время исправиться.

    Трек 11

    Гавот из оркестровой сюиты №1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "Классическая музыка в детском саду"

    Прект расчитан на 7 месяцев (с ноября по май)...

    проект "Классическая музыка в детском саду"

    Представляю  информационную карту проекта и системную паутинку  "Классическая музыка в детском саду". Такие проекты необходимы с целью повышения эстетического уровня детей, педагогического с...

    Выступление на окружном мероприятии "Круглый стол" по теме: "Научно-методическая работа педагогического коллектива по реализации проектов "Классическая музыка в детском саду" и "Театр в детском саду"

    Тема доклада :Влияние театрализованной деятельности на развитие эстетического вкуса ребенка-дошкольникаСовременная дошкольная педагогика располагает разнообразными сферами воспитательно-образовательно...

    Реализация проекта классическая музыка в детском саду "Мир фоновой музыки"

    Проблема координации всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей ее решения не теряет своей актуальности. Что может стать фактором наиболее эффективной организа...

    Образовательный проект "Классическая музыка в детском саду" - Сказочные образы в музыке Н.А. Римского-Корсакого

    Знакомство дошкольников с классической музыкой в рамках образовательного проекта....

    Конспект музыкального занятия в рамках изучения классической музыки в детском саду: Сказочные персонажи в классической музыке

    Изучение произведений классической музыки очень важны для формирования представления ребенка об окружающем мире. В данном конспекте представлены материалы для изучения произведения композиторов ...

    Реализация проекта классическая музыка в детском саду "Мир фоновой музыки"

    Проблема координации всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей ее решения не теряет своей актуальности. Что может стать фактором наиболее эффективной организа...