Программа дополнительного образования детей 5-7 лет "Занимательная логика"
рабочая программа (старшая группа)

Безгодова Анна Сергеевна

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.
   Данная программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_logika_bezgodova_a.s._kruzhok.docx42.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования

г. Ялуторовска "Детский сад № 8"

                                                                                           УТВЕРЖДАЮ

Директор МАУДО «Детский сад № 8»

                                                                                       Квашнина Н.В.__________________

Приказ №             от «___».___.20___ г.

Программа

кружка дополнительного образования

для детей старшей группы

"Занимательная логика"

Руководитель:  

Безгодова  А.С

г. Ялуторовск 2017г

Пояснительная записка

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, рассуждений.

Выделяют три вида мышления:

Наглядно-действенное. Познание происходит с помощью манипулирования предметами, игрушками (развивается в младшем возрасте).

Наглядно-образное. Познание происходит с помощью представления предметов, явлений (развивается в среднем возрасте).

Словесно-логическое. Познание с помощью понятий, слов, рассуждений.

К 5 - 7 годам начинается более интенсивное формирование словесно – логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

      Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей при обучении в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению.

       Овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Через специальные игры и упражнения можно сформировать  умение дошкольников самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности.

       Работая с детьми над развитием познавательных процессов, приходишь к выводу, что одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т.е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата.
Актуальность
        Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.
       Развитие логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.

       Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников, можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение.

        Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.
      Занимаясь с детьми, можно заметить, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. Например, большинство детей старшего дошкольного возраста не могут правильно ответить на вопрос о том, чего больше: фруктов или яблок, даже если у них в руках картинка, на которой нарисованы фрукты – много яблок и несколько груш. Дети будут отвечать, что больше груш. В подобных случаях они обосновывают свои ответы на том, что видят собственными глазами. Уже в старшем дошкольном возрасте у них начинают проявляться элементы логического мышления, характерного для школьников и взрослых, которые необходимо развивать.

      Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.

Цель:

Создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе.

Задачи:

1. Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям.

2. Учить детей ориентироваться в пространстве.

3. Развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать.

4. Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.

Сроки реализации программы, возраст детей:

Сроки реализации программы – 2 года.

Программа рассчитана на детей 5 – 6,7 лет.


Формы работы:

Математические (логические) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры: дидактические игры и упражнения (геометрический материал), конкурсы, соревнования и др.

Методические приемы:

Взаимодействие.

Поощрение.

Наблюдение.

Коллективная работа.

Игра.

Ожидаемые результаты:

К концу года дети должны усвоить:

  • принципы построения закономерностей, свойства чисел, предметов, явлений, слов;
  • принципы строения ребусов,  кроссвордов, чайнвордов, лабиринтов;
  • антонимы и синонимы;
  • названия геометрических фигур и их свойства;
  • принцип программирования и составления алгоритма действий.

К концу года дети должны научиться:

  • определять   закономерности   и   выполнять   задание   по   данной  закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельность;
  • путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять творческо-поисковые, словесно- дидактические, числовые задания, находить ответ к математическим загадкам;
  • быстро и правильно отвечать во время разминки на поставленные вопросы;
  • выполнять задания на тренировку внимания, восприятия, памяти;
  • выполнять графические диктанты, уметь ориентироваться в схематическом изображении графических заданий;
  • ставить цель, планировать этапы работы, собственными усилиями добиться результата.

Перспективный план кружковой работы

Месяц

Тема занятия

Часы

Программное содержание

Октябрь

Математика – царица наук.

1

Формировать представление о значении математики в жизни людей, развивать логическое мышление, внимание.

Беседа воспитателя. Интеллектуальная разминка. Логические задачки. Упражнение на формирование умения отделять форму понятия от его содержания. Упражнение «Сложи фигуры».

Как люди научились считать.

1

Формировать представление о том, как люди учились считать, о правилах счета у древних людей. Развитие логического мышления, наблюдательности.

Беседа воспитателя. Интеллектуальная разминка "Дополни фразу". Логические задачки. Нахождение закономерностей.

Как  люди научились записывать цифры.

1

Формировать представление о том, как люди научились записывать цифра. Развивать смекалку и наблюдательность детей.

Математические цепочки. Задание "Пронумеруй картинки в нужной последовательности", "Что перепутал художник?", "Сравнение предметов", "Логические истории".

Геометрические фигуры. Из истории круга. Квадрата, треугольника.

1

Познакомить с историей геометрических фигур. Развивать умение конструировать фигуры по схеме.

Беседа воспитателя. Задание "Раскрась только те фигурки, из которых можно составить круги", Игра «Танграмм». Загадки-шутки. Задание на смысловое соотнесение.

Ноябрь

Игра – занятие «Путешествие по стране МАТЕМАТИКА».

1

Развивать логическое мышление. Совершенствовать ориентировку в пространстве.

Математические лабиринты. Магические квадраты. Работа с пазлами различной сложности. Сказочная задача "Кот с бубенцом", игра "Что я загадал?"

Развивающие игры.

1

Лабиринты. Закономерности.     Графические диктанты. Игры: «Что изменилось», «Найди то что спрятано», "Определи, какие фигуры должны быть в пустых клеточках и нарисуй их".

Цифра ноль. История открытия ноля.

1

Познакомить с историей открытия ноля. Развитие умения продолжать логическую цепочку, находить закономерности.

Рассказ воспитателя "Загадочная и необычная цифра, которой обозначают отсутствие чего – либо".

Игры  «Число и цифру я знаю», "Четвертый лишний", "Логические цепочки", "Речевые аналогии".

История возникновения знаков «+»,

«-», «=».

1

Беседа воспитателя "Откуда в тетрадках и учебниках  появились простые знаки «+», «-», «=». Загадки-шутки", "Логические задачки", "Сложение и вычитание геометрических фигур".

Декабрь

История линейки.

1

Познакомить с историей линейки. Выставка различных линеек.

Упражнения "Сложи фигуру", Сказочная задача "Голодовка", "Речевые аналогии", "Раскрась геометрические фигуры, из которых сложили паровозик".

Математические игры.

1

Развивать логическое мышление, воображение, речь, пространственные представления.

Интеллектуальная разминка. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур. Игры "Четвертый лишний", "Подбери к замку подходящий ключ", "Поиск недостающей фигуры", "Продолжение ряда".

Сказочная задача "Простоквашино".

Математические ребусы.

1

Развитие умения разгадывать и составлять математические ребусы.

Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках. Математические ребусы.

Заседание Клуба знатоков математики.

1

Игры "Что было раньше, что потом?", "Расположи картинки разными способами", "Веселый счет".

Январь

История игры «Танграмм».

1

Познакомить с историей возникновения игры "Танграмм"

Складывание фигурок по образцу и по замыслу.

Ориентировка во времени.

1

Игры "Успей вовремя", "Тик-так", "Составь неделю", "Живая неделя", "Месяцы", "Вчера, сегодня, завтра".

Математический КВН.

1

Конкурсы «Сосчитай треугольники», «Занимательная лесенка». "Задачи бабушки Загадушки".

Февраль

Составление рассказа по серии картинок.

1

Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.

Увлекательная математика.

1

Учить распределять предметы по группам по их существенным признакам.

Задания "Дорисуй вторую половинку каждой фигурки в зеркальном отражении", "Найди закономерность", "Раскрась парные предметы одним цветом", "Соедини линиями предметы с противоположными свойствами".

Учимся думать.

1

Развивать мышление и речь.

Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть).

Ориентировка в пространстве

1

Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Игры "Рисуем дорожку к участку", "Линии и точки".

Март

Задачи в стихах.

1

Решение занимательных задач в стихах.

Математические сказки.

1

Слушание математических сказок и выполнение заданий к ним.

Как родилась линия? Приключения точки.

1

Упражнения в черчении разных отрезков, сравнение по длине.

Час веселой математики.

1

Конкурсы «Кто решит раньше», «Таблица сложения», «Не собьюсь», «По порядку номеров», «Узнай свое число»., "Загадки-шутки".

Апрель

Математический бой.

1

Участие в дидактических играх соревновательного характера.

Математические цепочки.

1

Составление математических цепочек детьми.

Составление задачек.

1

Развивать умение составлять математические задачки.

Презентация "Занимательная математика".

1

Выполнение занимательных заданий на развитие логического мышления с использованием презентации.

Май

Любимые логические игры и задания.

1

Шашечный турнир.

1

Соревнование детей с родителями.

Итоговое занятие "Весело считаем, в математику играем»

1

Веселые задачи, решение необычных примеров, математические квадраты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развитие логического мышления, как основы интеллект...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЕ» (программа ориентирована на детей второй младшей группы 3-4 года)

Конструирование является одной из самых любимых и занимаемых занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. В своей программе я бы хотела бы повысит...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых по формированию ранней профориентации у детей дошкольного возраста "Мир профессий"

Цель программы: Создать систему действенной профориентации воспитанников, способствующей формированию у детей способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями,...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4-5 лет «НАУКОГРАД» (Логико-малыш)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4-5 лет  «НАУКОГРАД» (Логико-малыш)...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....