Программа дополнительного образования детей 6-7 лет "Занимательная логика"
рабочая программа по математике (подготовительная группа)

Ксенофонтова Ольга Александровна

Дополнительная программа познавательной направленности «Занимательная логика» для детей подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_logika._podgotovitelnaya_gruppa.docx74.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №8 г. Вязьмы Смоленской области

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

познавательной направленности

«Занимательная логика»

возраст обучающихся: 6-7 лет

срок освоения программы: 1 год

Автор-составитель:

Ксенофонтова О.А.,

воспитатель

        

        

Пояснительная записка

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа  «Занимательная логика» (далее – Программа) относится к программам познавательной направленности.

Математическое развитие детей – значимый компонент формирования целостной картины мира ребёнка, где одной из главных задач является развитие у ребёнка интереса к математике. Приобщение к этой области познания в игровой и занимательной форме помогает ребёнку в дальнейшем быстрее и легче усвоить школьную программу. Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребёнка и его познавательную активность. 

Направленность

        Программа объединения  «Занимательная логика» имеет познавательную  направленность.     Программа направлена на развитие основных интеллектуальных качеств детей предшкольного возраста; создание условий для максимального развития пространственных представлений и  логического мышления  старших дошкольников.

Актуальность

Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.

Роль логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребёнка соответствующим образом. В целом эти занятия  способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию интеллектуальных и творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Новизна

Логика — очень важный навык для человека, поэтому  с дошкольного возраста важно развивать в детях логическое мышление. Новизна программы заключается в организации процесса освоения образовательного материала: ключевые понятия вводятся через игровые задания и упражнения, поэтому внимание воспитанников акцентируется на важных моментах, не снижая интереса к самому виду деятельности.

Педагогическая целесообразность

Детство – самая счастливая пора жизни человека. Малыш очень  энергичен и активен. Его притягивает практически все, он мучает  вопросами взрослых, пытается много узнать и понять. Основное правило, которое должен запомнить взрослый: он призван помогать ребенку, создавать условия для познания мира.

Еще в раннем детстве закладываются основы развития логического мышления ребенка. Мышление, как известно, представляет собой процесс познания и осознания мира.

Обсуждать с ребенком различные свойства предмета, помочь ему понять, какие из них являются главными, а какие второстепенными. Поощрять неожиданные ответы малыша, позволяющие увидеть предмет с другой стороны.  Помнить, что занятия с ребенком должны проходить при хорошем эмоциональном настрое. Это сделает восприятие материала более эффективным. Если ребенок испытывает трудности, помочь ему, объяснить задание, проверить правильность его выполнения.

В основу развивающих игр положены два принципа обучения – это «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Это позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием способностей:

Во-первых, развивающие игры могут дать пищу для ума с самого раннего возраста.

Во-вторых, их задания – ступеньки всегда создают условия для опережения развития способностей.

В-третьих, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего потолка, ребенок развивается наиболее успешно.

В- четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Этот путь более всего способствует развитию самостоятельности мышления, самоконтроля и логической интуиции.

Отличительные особенности

В содержании курса программы интегрированы задания из различных областей знаний. Особое внимание обращено на развитие логического мышления у дошкольников.

В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала дошкольники не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают, разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.

Основные характеристики образования

Цель программы: развитие логического и творческого мышления, творческого воображения, умения строить простейшие умозаключения, аргументировать свои высказывания.

Задачи:

*  учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале;

* совершенствовать внимание, память;

* способствовать расширению кругозора;

* формировать логическое,  творческое и критическое  мышление, речь дошкольников;

* развивать мотивацию к познанию и творчеству;

* развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу;

* развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний;

* воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.

Содержание программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ:

  1. полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
  3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  5. сотрудничество ДОУ с семьей;
  6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  7. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  8. учет этнокультурной ситуации развития детей.

Данным принципам соответствуют следующие подходы к формированию Программы:

- культурно-исторический подход (Л.С.Выготский). Культурно-исторический подход к развитию психики человека, предложенный Л.С.Выготским, рассматривает формирование психики в онтогенезе как феномен культурного происхождения. Культурно-исторический подход Л.С.Выготского наиболее полно отражает качественный подход к развитию ребенка. В рамках этого подхода развитие определяется как «...процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» (Л.С.Выготский, 1956).  

- деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов). В рамках деятельностного подхода деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.

-личностный подход.  Все поведение ребенка определяется непосредственными и широкими социальными мотивами поведения и деятельности. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие.

Исходя из положения, что в основе развития  лежит, прежде всего, эволюция поведения и интересов ребенка, изменяется структура направленности его поведения. Идея о поступательном развитии ребенка главным образом за счет его личностного развития принципиально противоположна господствующим в современной педагогике идеям о приоритете интеллектуального развития.  

Планируемые результаты освоения программы

В ходе занятий дети получают устойчивые знания, умения и навыки,  поэтому  к концу учебного года дети могут:

- проявлять интерес к русским народным загадкам, пословицам, фразеологическим оборотам, метафорам. Относиться к ним с чувством юмора;

- выделять выразительные средства лабиринтов, уметь находить пути решения, не только с помощью указки, но и по зрительному восприятию;

- знать особенности логических и математических задач, решать их;

- разгадывать и придумывать бытовые загадки, а также загадки о сказочных героях;

- проявлять познавательный интерес к головоломкам различного направления (словесно-логические, математические, геометрические, конструктивные);

- обобщать предметы по признаку формы, размера, назначения, цвета;

- анализировать закономерности и восстанавливать логические связи;

- сравнивать предметы по форме и цвету, по размеру, по расположению, по назначению;

- легко решать логические и проблемные ситуации, делать умозаключения и выводы;

- ориентироваться в пространстве и на плоскости;

- следовать инструкциям и работать со схемами и простейшими таблицами.

Современные ценностные ориентиры, формируемые в процессе освоения Программы

        Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

     Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

     Ценность труда и творчестваТруд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом.

     Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Уровень программы, объем и сроки реализации программы

Уровень программы - базовый.

Срок реализации – программа «Занимательная логика»   рассчитана на один год обучения.

На освоение  программы отводится 34 часа.

Организационно-педагогические условия реализации Программы

      Форма проведения занятия – очная.

       Режим занятий: занятия проводятся в групповом помещении 1 раз в неделю, академический час (продолжительность одного занятия) – 30 минут, количество учебных недель – 34.

       Возраст обучающихся: дети подготовительной к школе группы (6-7 лет).

      Принцип формирования групп:         Программа  «Занимательная логика»  не предусматривает никаких условий отбора по способностям, принимаются дети 6-7 лет разного пола и разной подготовки.

      Форма организации образовательного процесса: групповая.

Образовательные технологии, приемы и методы

Образовательные технологии

Перечисленные ниже методики и технологии обеспечивают выполнение  программы и соответствуют принципам полноты и достаточности:

  • игровая технология;
  • технология сотрудничества (В.Дьяченко, А.Соколов и др.);
  • технология проектной деятельности;
  • Технология проблемного обучения.

Игровая технология

Концептуальные идеи и принципы:

  • игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;
  • игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности;
  • постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;
  • игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;
  • использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;
  • цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;
  • механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.

Технология сотрудничества

Концептуальные идеи и принципы:

  • позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;
  • уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности;
  • неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
  • диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;
  • сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;
  • сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.

Технология проектной деятельности

Концептуальные идеи и принципы:

  • развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, динамичностью предметно-пространственной среды;
  • особые функции взрослого, побуждающего ребёнка обнаруживать проблему, проговаривать противоречия, приведшие к её возникновению, включение ребёнка в обсуждение путей решения поставленной проблемы;
  • способ достижения дидактической цели в проектной технологии осуществляется через детальную разработку проблемы (технологию);
  • интеграция образовательных содержаний и видов деятельности в рамках единого проекта совместная интеллектуально – творческая деятельность;
  • завершение процесса овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Технология проблемного обучения

Концептуальные идеи и принципы:

  • создание проблемных ситуаций под руководством педагога и активная самостоятельная деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и осуществляется развитие мыслительных и творческих способностей, овладение знаниями, умениями и навыками;
  • целью проблемной технологии выступает усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие умственных и творческих способностей;
  • проблемное обучение основано на создании проблемной мотивации;
  • проблемные ситуации могут быть различными по уровню проблемности, по содержанию неизвестного, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям;
  • проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, требующей актуализации знаний, анализа, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

Методы обучения:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

- практические

- игровые

Приемы:

- показ способов, уточнение приёмов выполнения работы взрослым с подробным объяснением; поэтапный показ или показ с привлечением детей;

- использование литературного ряда (стихи, загадки, поговорки, и т.д.); фонограмм;

- игровые приёмы;

- индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность взрослого и ребёнка;

- обследование, рассматривание, наблюдение.

1.Учебный план

№ п/п

Тема

Количество академических часов

Формы аттестации

всего

теория

практика

1.

«Путешествие в мир логики»

2

0,5

1,5

наблюдение

2.

«Свойства и признаки предметов»

2

0,5

1,5

наблюдение

3.

«Сравнение предметов»

2

0,5

1,5

наблюдение

4.

«Поиск всех возможных вариантов решения задачи»

2

0,5

1,5

наблюдение

5.

«Развитие произвольного внимания»

2

-

2

наблюдение

6.

«Лабиринт»

2

0,5

1,5

наблюдение

7.

«Ориентировка в пространстве. План»

2

0,5

1,5

наблюдение

8.

«Работа с информацией»

2

1

1

викторина

9.

«Природа как источник творчества»

2

0,5

1,5

фотовыставка

10.

«Развитие творческого воображения»

3

-

3

Выставка рисунков

11.

«Загадки на функции»

3

1,5

1,5

наблюдение

12.

«Задачки в кроссвордах»

2

0,5

1,5

наблюдение

13.

«Измерение площади»

2

0,5

1,5

наблюдение

14.

«Который час?»

2

0,5

1,5

наблюдение

15.

«Полёт фантазии»

2

-

2

наблюдение

16.

«Причинно-следственные цепочки»

2

0,5

1,5

наблюдение

Итого

34

8

26

2.Календарный учебный график

(приложение к Программе «Занимательная логика»)

Срок учебного года (продолжительность обучения)

Каникулы

Кол-во занятий в неделю, продолжительность одного занятия

Кол-во учебных недель

Место проведения занятия

Время проведения занятия

Сроки диагностики

01.09.2025-

31.05.2026

01.01.2026-

10.01.2026

1

30 мин.

34

МБДОУ детский сад № 8

Группа №6

15.30-16.00

День:

вторник

Стартовая:

октябрь

Итоговая:

май

Тема занятия

Сроки занятия

Режим занятия

«Путешествие в мир логики»

09.09.25

16.09.25

15.30-16.00

«Свойства и признаки предметов»

23.09.25

30.09.25

15.30-16.00

«Сравнение предметов»

07.10.25

14.10.25

15.30-16.00

«Поиск всех возможных вариантов решения задачи»

21.10.25

28.10.25

15.30-16.00

«Развитие произвольного внимания»

11.11.25

18.11.25

15.30-16.00

«Лабиринт»

25.11.25

02.12.25

15.30-16.00

«Ориентировка в пространстве. План»

09.12.25

16.12.25

15.30-16.00

«Работа с информацией»

23.12.25

13.01.26

15.30-16.00

«Природа как источник творчества»

20.01.26

27.01.26

15.30-16.00

«Развитие творческого воображения»

03.02.26

10.02.26

17.02.26

15.30-16.00

«Загадки на функции»

24.02.26

03.03.26

10.03.26

15.30-16.00

«Задачки в кроссвордах»

17.03.26

24.03.26

15.30-16.00

«Измерение площади»

31.03.26

07.04.26

15.30-16.00

«Который час?»

14.04.26

21.04.26

15.30-16.00

«Полёт фантазии»

28.04.26

12.05.26

15.30-16.00

«Причинно-следственные цепочки»

19.05.26

26.05.26

15.30-16.00

Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы  «Занимательная логика»

1. «Путешествие в мир логики»

Цель: знакомство с содержанием кружка «Занимательная логика»

2. «Свойства и признаки предметов»

Цель: сформировать представления о способах обозначения свойств предметов с помощью знаков (символов); тренировать умение определять и применять свойства предметов.

3. «Сравнение предметов»

Цель: формировать умение сравнивать предметы по величине, форме, цвету, материалу, назначению; применять полученные умения при решении задач.

4. «Поиск всех возможных вариантов решения задач»

Цель: активизация мыслительной деятельности детей, формировать умение находить разные варианты решения проблемы.

5. «Развитие произвольного внимания»

Цель: развитие у детей произвольного внимания и его свойств с помощью системы игровых упражнений

6. «Лабиринт»

Цель: закреплять представления о лабиринтах и правилах их прохождения.

7. «Ориентировка в пространстве. План»

Цель: развитие пространственной ориентации, способности логически мыслить; закреплять умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве.

8. «Работа с информацией»

Цель: формирование первичных навыков работы с информацией.

9. «Природа как источник творчества»

Цель: учить видеть особенности и свойства природы как источника человеческих открытий, изобретений и творчества.

10. «Развитие творческого воображения»

Цель: развитие образного и творческого мышления; формирование умения выходить за пределы первичных представлений об окружающем мире.

11. «Загадки на функции»

Цель: формировать представления о функциональных загадках, их отличии от обычных загадок.

12. «Задачки в кроссвордах»

Цель: формирование представлений о сложении и вычитании чисел.

13. «Измерение площади»

Цель: познакомить с понятием «площадь»; формировать представление о способе измерения площади с помощью мерки.

14. «Который час?»

Цель: сформировать представление о разных видах часов; тренировать умение определять время по часам.

15. «Полёт фантазии»

Цель: упражнять в фантазировании и словотворчестве.

16. «Причинно-следственные цепочки»

Цель: научить детей путём рассуждений строить цепочки взаимосвязей разного вида, формировать умение прогнозировать следствия и причины явлений, событий, изменений в состоянии объектов, развивать способность моделировать причинно-следственные связи и отношения.

Методические материалы

Алгоритм ООД

Части занятия

Цель

Формы работы

Продолжительность

1.

Разминка

Постановка цели индивидуально или группе детей;

- Вовлечение в совместную деятельность;

- Использование наглядных, информационных средств.

- Развитие интереса у детей к предстоящей деятельности и сосредоточение внимания на предстоящей деятельности.

- сказочное повествование,

- игровые ситуации,

- элементы пантомимы,

- игры-путешествия,

- дидактические игры,

- погружение ребенка в ситуацию слушателя,

- погружение ребенка в ситуацию актера.

5-6 минут;

2.

Физ.минутка

-позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.

- проведение специальной физкультминутки перед началом работы с использованием художественных текстов

3 минуты;

3.

Основное содержание – изучение нового материала

представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на исследование и решение поставленных задач данного занятия.

- задания, связанные с использованием раздаточного материала, наглядные пособия

- литературные произведения;

11 минут;

4.

Закрепление нового материала

даёт педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием и поставить цель к следующему занятию.

- задания, связанные с использованием раздаточного материала, наглядные пособия

- литературные произведения;

 совместное обсуждение.

5 минут;

5

Развивающие игры на развитие логического мышления

- Вовлечение в совместную деятельность;

- Использование наглядных, информационных средств.

работа в тетради по теме, работа с палочками, полосками, геометрическим материалом, в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служит стимулом для ее продолжения.

5 минут

Условия реализации программы.

Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.

В ходе реализации программы предусмотрены различные виды деятельности: игровая, продуктивная, поисково-исследовательская, учебная. Интерес воспитанников поддерживается внесением творческого элемента в занятия.

 Для реализации программы используются следующие методы:

- словесные (рассказы педагога и детей, чтение художественных произведений, беседы, словесные игры);

- наглядные (работа с иллюстрациями, коллажем, таблицами, логическими цепочками, демонстрация видеофильмов, заучивание стихотворений с опорой на картины);

- практические (элементарные опыты, моделирование, игры на определение количества звуков в слове, на местонахождение звука в слове, на развитие логического мышления, на развитие грамотной речи и пр.);

- интерактивные методы (работа в парах, цепочка, интервью, работа в малых группах).

Требования техники безопасности

Состояние предметно-развивающей среды соответствует санитарным нормам и правилам, проектируется на основе:

- требований нормативных документов;

- материальных условий;

- общих принципов построения предметно-развивающей среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетание привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, учета гендерных и возрастных различий детей, уважение к потребностям и нуждам ребенка).

 Все базисные компоненты развивающей предметной среды включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.

Для проведения игровых занятий с детьми имеется специальная групповая комната, где педагог гибко проектируют конкретную среду, учитывая особенности образовательного учреждения и детей (темперамент, подвижность, познавательные интересы, показатели развития).

Групповая комната оснащена необходимым оборудованием и материалами:

учебно-методические пособия, двусторонний  мольберт, фланелеграф, дидактический материал по математическому и сенсорному развитию, есть возможность использовать мультимедиа.

Игры, направленные на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Игра «Сравнение картинок»

Цель: научить детей анализировать предметы по какому-либо признаку (форма, цвет, размер, длина, правильность, скорость, количество предметов и др.), рассуждать и сопоставлять найденные сходства и различия, определять наибольшее (наименьшее) значение сравниваемых признаков, развить связную речь детей.

Оборудование: карточки с предметами для сравнения.

Описание. Взрослый показывает картинку или предметы для сравнения и задает вопросы ребенку: «Какая картинка правильная? Какой предмет самый длинный (самый большой, самый маленький)? В какой группе больше (меньше) всего предметов? Кто самый быстрый? Подбери такую же фигуру» и т.д.

Ребенок должен рассмотреть предметы и правильно ответить на вопрос, выбрав соответствующий предмет.

Игра «Найди отличия (сходство)»

Цель: научить детей сравнивать похожие с первого взгляда предметы, находить сходство и различия между ними.

Оборудование: пары картинок, отличающиеся друг от друга некоторыми деталями, не бросающимися в глаза, фишки.

Описание. Детям предлагается рассмотреть картинки и найти между ними определенное количество отличий (сходных деталей) за ограниченное количество времени. За каждое отличие ребенок получает фишку. Кто набрал большее количество фишек, считается победителем.

Игра «Что идет дальше?»

Цель: развить у детей понимание последовательности и умение ее продолжить.

Оборудование: заданная последовательность из 3-4 предметов или картинок.

Описание. Взрослый показывает ребенку последовательность предметов или ряд картинок, а также несколько отдельных предметов из этого ряда. Ребенок должен выбрать из отдельных предметов тот, который продолжит ряд.

Игра «Найди предмет, который отличается от других»

Цель: развить у детей внимательность к деталям, зрительное распознавание отличий между похожими с первого взгляда предметами.

Оборудование: ряды из 3-4 предметов, кажущихся с первого взгляда одинаковыми.

Описание. Сначала взрослый предлагает ребенку предметы, отличающиеся каким-то достаточно крупным элементом, затем - мелким и требующим для его нахождения особого зрительного внимания ребенка.

Игра «Что где находится?»

Цель: развить у детей умение различать положения верх и низ, внутри и снаружи, справа и слева, посередине.

Оборудование: сюжетные картинки, на которых предметы занимают необходимое для ответа на вопрос положение.

Описание. Взрослый показывает ребенку картинку и задает соответствующий вопрос: «Покажи (назови) сначала того, кто находится внизу, затем того, кто вверху. Назови того, кто находится посередине, что лежит внутри, что снаружи; предмет, находящийся справа - слева». Ребенок должен показать (или назвать) предмет в нужном положении.

Игра «Кто кем был или будет?»

Цель: развивать мышление детей, умение определять прошлое и будущее предмета или объекта.

Описание: предложить детям поразмышлять и определить прошлое заданного предмета и его будущее.

Пример: кем (чем) будут (были): яйцо, цыпленок, желудь, семечко, икринка, день, больной и т.д. поощряйте ребенка за правильные ответы.

Игра «Фантазия»

Цель: развивать у детей умение находить заместители предметов.

Описание: воспитатель предлагает детям порассуждать: чем можно заменить предмет в случае его исчезновения. Например, чем заменить пуговицы, если они исчезнут? (крючками, липучками, завязками…)

Чем заменить книги…

Чем заменить спички…

Чем заменить ручки…

Чем заменить тарелку…

Игра «Фантастические гипотезы»

Цель: развивать логическое мышление, умение формулировать умозаключения; придумывать нестандартные вопросы.

Описание: воспитатель предлагает детям поразмышлять: что бы было, если бы… дальше называет любой  предмет и действие:

Например:

Что было бы, если внезапно исчезнет солнце?

- если исчезнут все взрослые?

- если на планете исчезнет вода?

- если на планете исчезнут леса?

- если к нам пришёл крокодил?

- если к нам пришёл слон?

Игра «Аукцион»

Цель: учить детей выделять дополнительные ресурсы предмета.
Описание: На аукцион выставляются разнообразные предметы. Дети по очереди называют все ресурсы ее использования. Выигрывает тот, кто последним предложит возможное его применение.

Взаимодействие с семьями воспитанников

Мероприятие

Содержание

Сроки

Родительское

собрание

Ознакомление родителей с программой творческого объединения «Занимательная логика»

Сентябрь 2025

Консультации для родителей

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых занятий»

«Логика на прогулке»

«Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста»

Октябрь 2025

Январь 2026

Март 2026

Индивидуальное

консультирование

родителей

Рассмотрение интересующих

вопросов

В течение

учебного года

Фотоотчёты о работе творческого объединения

Ознакомление родителей

с успехами детей

В течение

учебного года

Оценочные материалы

Мониторинг освоения программы

       Формой отслеживания и фиксации результатов детей является диагностика, составленная педагогом. Программа предполагает стартовую и итоговую диагностику детей 6-7 лет. Стартовый контроль осуществляется в начале учебного года и направлен на диагностику начального уровня знаний, умений и навыков детей. Итоговая диагностика осуществляется в конце учебного года и направлена на выявление уровня освоения программы за весь срок обучения.

       Данный вид диагностики не предполагает специальных форм и видов организации детей, осуществляется в наблюдениях, во время занятий.

Критерии диагностики логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Высокий уровень: Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.

Средний уровень: Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.

Низкий уровень: Ребенок не владеет логическими операциями: сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Не может мысленно установить сходство и различие предметов. Не умеет пользоваться обобщающими понятиями. Ребенок имеет небольшой словарный запас, не внимателен, ему не хватает усидчивости.

Список литературы

  1. Дьяченко О.М., Агаева Е.Л., Чего не свете не бывает? – М.: Просвещение, 2001.
  2. Закон РФ «Об образовании.
  3. Ильина М.В. Развитие воображения дошкольников. – М.: Национальный книжный центр, 2017.
  4. Кашкаров А.П. Развиваем нестандартное мышление. ТРИЗ для детей. – М.: СОЛОН-Пресс, 2018.
  5. Ковригина Е. Решение актуальных проблем дополнительного образования дошкольников// Детский сад от А до Я. – 2005, № 1. –с. 45-46.
  6. Колесникова Е.В. Игровые упражнения по развитию произвольного внимания у детей 6-7 лет. – М.: Ювента, 2015.
  7. Колесникова Е.В. Я решаю логические задачи: Математика для детей 5-7 лет. – М.:ТЦ Сфера, 2017.
  8. Краев О.А. ТРИЗ для малышей: пособие по развитию творческого воображения у детей 6-8 лет. – Красноярск, 2000.
  9. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Задачи в кроссвордах. Математика для детей 5-7 лет. – М.: Издательство «Ювента», 2012.
  10. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка – ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
  11. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Который час? Математика для детей 5-7 лет. – М.: Просвещение, 2022.
  12. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Сказочная математика. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
  13. СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
  14. Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения дошкольников. – М.: АРКТИ, 2008.
  15. Сунцова А., Курдюкова С. Учимся ориентироваться в пространстве. Рабочая тетрадь. – СПб.: Питер, 2008.
  16. Интернет - источники:

- Социальная сеть работников образования  nsportal.ru

- Международный образовательный портал maam.ru

- Ассоциация российских разработчиков и преподавателей ТРИЗ https://ratriz.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развитие логического мышления, как основы интеллект...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Программа дополнительного образования детей 5-7 лет "Занимательная логика"

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мысл...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых по формированию ранней профориентации у детей дошкольного возраста "Мир профессий"

Цель программы: Создать систему действенной профориентации воспитанников, способствующей формированию у детей способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями,...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4-5 лет «НАУКОГРАД» (Логико-малыш)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4-5 лет  «НАУКОГРАД» (Логико-малыш)...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....