Программа дополнительного образования детей 6-7 лет "Занимательная логика"
рабочая программа по математике (подготовительная группа)
Дополнительная программа познавательной направленности «Занимательная логика» для детей подготовительной к школе группы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 74.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8 г. Вязьмы Смоленской области
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
познавательной направленности
«Занимательная логика»
возраст обучающихся: 6-7 лет
срок освоения программы: 1 год
Автор-составитель:
Ксенофонтова О.А.,
воспитатель
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная логика» (далее – Программа) относится к программам познавательной направленности.
Математическое развитие детей – значимый компонент формирования целостной картины мира ребёнка, где одной из главных задач является развитие у ребёнка интереса к математике. Приобщение к этой области познания в игровой и занимательной форме помогает ребёнку в дальнейшем быстрее и легче усвоить школьную программу. Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребёнка и его познавательную активность.
Направленность
Программа объединения «Занимательная логика» имеет познавательную направленность. Программа направлена на развитие основных интеллектуальных качеств детей предшкольного возраста; создание условий для максимального развития пространственных представлений и логического мышления старших дошкольников.
Актуальность
Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.
Роль логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребёнка соответствующим образом. В целом эти занятия способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию интеллектуальных и творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Новизна
Логика — очень важный навык для человека, поэтому с дошкольного возраста важно развивать в детях логическое мышление. Новизна программы заключается в организации процесса освоения образовательного материала: ключевые понятия вводятся через игровые задания и упражнения, поэтому внимание воспитанников акцентируется на важных моментах, не снижая интереса к самому виду деятельности.
Педагогическая целесообразность
Детство – самая счастливая пора жизни человека. Малыш очень энергичен и активен. Его притягивает практически все, он мучает вопросами взрослых, пытается много узнать и понять. Основное правило, которое должен запомнить взрослый: он призван помогать ребенку, создавать условия для познания мира.
Еще в раннем детстве закладываются основы развития логического мышления ребенка. Мышление, как известно, представляет собой процесс познания и осознания мира.
Обсуждать с ребенком различные свойства предмета, помочь ему понять, какие из них являются главными, а какие второстепенными. Поощрять неожиданные ответы малыша, позволяющие увидеть предмет с другой стороны. Помнить, что занятия с ребенком должны проходить при хорошем эмоциональном настрое. Это сделает восприятие материала более эффективным. Если ребенок испытывает трудности, помочь ему, объяснить задание, проверить правильность его выполнения.
В основу развивающих игр положены два принципа обучения – это «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Это позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием способностей:
Во-первых, развивающие игры могут дать пищу для ума с самого раннего возраста.
Во-вторых, их задания – ступеньки всегда создают условия для опережения развития способностей.
В-третьих, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего потолка, ребенок развивается наиболее успешно.
В- четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Этот путь более всего способствует развитию самостоятельности мышления, самоконтроля и логической интуиции.
Отличительные особенности
В содержании курса программы интегрированы задания из различных областей знаний. Особое внимание обращено на развитие логического мышления у дошкольников.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала дошкольники не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают, разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
Основные характеристики образования
Цель программы: развитие логического и творческого мышления, творческого воображения, умения строить простейшие умозаключения, аргументировать свои высказывания.
Задачи:
* учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале;
* совершенствовать внимание, память;
* способствовать расширению кругозора;
* формировать логическое, творческое и критическое мышление, речь дошкольников;
* развивать мотивацию к познанию и творчеству;
* развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу;
* развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний;
* воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
Содержание программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество ДОУ с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Данным принципам соответствуют следующие подходы к формированию Программы:
- культурно-исторический подход (Л.С.Выготский). Культурно-исторический подход к развитию психики человека, предложенный Л.С.Выготским, рассматривает формирование психики в онтогенезе как феномен культурного происхождения. Культурно-исторический подход Л.С.Выготского наиболее полно отражает качественный подход к развитию ребенка. В рамках этого подхода развитие определяется как «...процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» (Л.С.Выготский, 1956).
- деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов). В рамках деятельностного подхода деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.
-личностный подход. Все поведение ребенка определяется непосредственными и широкими социальными мотивами поведения и деятельности. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие.
Исходя из положения, что в основе развития лежит, прежде всего, эволюция поведения и интересов ребенка, изменяется структура направленности его поведения. Идея о поступательном развитии ребенка главным образом за счет его личностного развития принципиально противоположна господствующим в современной педагогике идеям о приоритете интеллектуального развития.
Планируемые результаты освоения программы
В ходе занятий дети получают устойчивые знания, умения и навыки, поэтому к концу учебного года дети могут:
- проявлять интерес к русским народным загадкам, пословицам, фразеологическим оборотам, метафорам. Относиться к ним с чувством юмора;
- выделять выразительные средства лабиринтов, уметь находить пути решения, не только с помощью указки, но и по зрительному восприятию;
- знать особенности логических и математических задач, решать их;
- разгадывать и придумывать бытовые загадки, а также загадки о сказочных героях;
- проявлять познавательный интерес к головоломкам различного направления (словесно-логические, математические, геометрические, конструктивные);
- обобщать предметы по признаку формы, размера, назначения, цвета;
- анализировать закономерности и восстанавливать логические связи;
- сравнивать предметы по форме и цвету, по размеру, по расположению, по назначению;
- легко решать логические и проблемные ситуации, делать умозаключения и выводы;
- ориентироваться в пространстве и на плоскости;
- следовать инструкциям и работать со схемами и простейшими таблицами.
Современные ценностные ориентиры, формируемые в процессе освоения Программы
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Уровень программы, объем и сроки реализации программы
Уровень программы - базовый.
Срок реализации – программа «Занимательная логика» рассчитана на один год обучения.
На освоение программы отводится 34 часа.
Организационно-педагогические условия реализации Программы
Форма проведения занятия – очная.
Режим занятий: занятия проводятся в групповом помещении 1 раз в неделю, академический час (продолжительность одного занятия) – 30 минут, количество учебных недель – 34.
Возраст обучающихся: дети подготовительной к школе группы (6-7 лет).
Принцип формирования групп: Программа «Занимательная логика» не предусматривает никаких условий отбора по способностям, принимаются дети 6-7 лет разного пола и разной подготовки.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Образовательные технологии, приемы и методы
Образовательные технологии
Перечисленные ниже методики и технологии обеспечивают выполнение программы и соответствуют принципам полноты и достаточности:
- игровая технология;
- технология сотрудничества (В.Дьяченко, А.Соколов и др.);
- технология проектной деятельности;
- Технология проблемного обучения.
Игровая технология
Концептуальные идеи и принципы:
- игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;
- игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности;
- постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;
- игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;
- использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;
- цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;
- механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.
Технология сотрудничества
Концептуальные идеи и принципы:
- позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;
- уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности;
- неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
- диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;
- сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;
- сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
Технология проектной деятельности
Концептуальные идеи и принципы:
- развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, динамичностью предметно-пространственной среды;
- особые функции взрослого, побуждающего ребёнка обнаруживать проблему, проговаривать противоречия, приведшие к её возникновению, включение ребёнка в обсуждение путей решения поставленной проблемы;
- способ достижения дидактической цели в проектной технологии осуществляется через детальную разработку проблемы (технологию);
- интеграция образовательных содержаний и видов деятельности в рамках единого проекта совместная интеллектуально – творческая деятельность;
- завершение процесса овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Технология проблемного обучения
Концептуальные идеи и принципы:
- создание проблемных ситуаций под руководством педагога и активная самостоятельная деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и осуществляется развитие мыслительных и творческих способностей, овладение знаниями, умениями и навыками;
- целью проблемной технологии выступает усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие умственных и творческих способностей;
- проблемное обучение основано на создании проблемной мотивации;
- проблемные ситуации могут быть различными по уровню проблемности, по содержанию неизвестного, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям;
- проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, требующей актуализации знаний, анализа, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.
Методы обучения:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
- практические
- игровые
Приемы:
- показ способов, уточнение приёмов выполнения работы взрослым с подробным объяснением; поэтапный показ или показ с привлечением детей;
- использование литературного ряда (стихи, загадки, поговорки, и т.д.); фонограмм;
- игровые приёмы;
- индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность взрослого и ребёнка;
- обследование, рассматривание, наблюдение.
1.Учебный план
№ п/п | Тема | Количество академических часов | Формы аттестации | ||
всего | теория | практика | |||
1. | «Путешествие в мир логики» | 2 | 0,5 | 1,5 | наблюдение |
2. | «Свойства и признаки предметов» | 2 | 0,5 | 1,5 | наблюдение |
3. | «Сравнение предметов» | 2 | 0,5 | 1,5 | наблюдение |
4. | «Поиск всех возможных вариантов решения задачи» | 2 | 0,5 | 1,5 | наблюдение |
5. | «Развитие произвольного внимания» | 2 | - | 2 | наблюдение |
6. | «Лабиринт» | 2 | 0,5 | 1,5 | наблюдение |
7. | «Ориентировка в пространстве. План» | 2 | 0,5 | 1,5 | наблюдение |
8. | «Работа с информацией» | 2 | 1 | 1 | викторина |
9. | «Природа как источник творчества» | 2 | 0,5 | 1,5 | фотовыставка |
10. | «Развитие творческого воображения» | 3 | - | 3 | Выставка рисунков |
11. | «Загадки на функции» | 3 | 1,5 | 1,5 | наблюдение |
12. | «Задачки в кроссвордах» | 2 | 0,5 | 1,5 | наблюдение |
13. | «Измерение площади» | 2 | 0,5 | 1,5 | наблюдение |
14. | «Который час?» | 2 | 0,5 | 1,5 | наблюдение |
15. | «Полёт фантазии» | 2 | - | 2 | наблюдение |
16. | «Причинно-следственные цепочки» | 2 | 0,5 | 1,5 | наблюдение |
Итого | 34 | 8 | 26 | ||
2.Календарный учебный график
(приложение к Программе «Занимательная логика»)
Срок учебного года (продолжительность обучения) | Каникулы | Кол-во занятий в неделю, продолжительность одного занятия | Кол-во учебных недель | Место проведения занятия | Время проведения занятия | Сроки диагностики |
01.09.2025- 31.05.2026 | 01.01.2026- 10.01.2026 | 1 30 мин. | 34 | МБДОУ детский сад № 8 Группа №6 | 15.30-16.00 День: вторник | Стартовая: октябрь Итоговая: май |
Тема занятия | Сроки занятия | Режим занятия |
«Путешествие в мир логики» | 09.09.25 16.09.25 | 15.30-16.00 |
«Свойства и признаки предметов» | 23.09.25 30.09.25 | 15.30-16.00 |
«Сравнение предметов» | 07.10.25 14.10.25 | 15.30-16.00 |
«Поиск всех возможных вариантов решения задачи» | 21.10.25 28.10.25 | 15.30-16.00 |
«Развитие произвольного внимания» | 11.11.25 18.11.25 | 15.30-16.00 |
«Лабиринт» | 25.11.25 02.12.25 | 15.30-16.00 |
«Ориентировка в пространстве. План» | 09.12.25 16.12.25 | 15.30-16.00 |
«Работа с информацией» | 23.12.25 13.01.26 | 15.30-16.00 |
«Природа как источник творчества» | 20.01.26 27.01.26 | 15.30-16.00 |
«Развитие творческого воображения» | 03.02.26 10.02.26 17.02.26 | 15.30-16.00 |
«Загадки на функции» | 24.02.26 03.03.26 10.03.26 | 15.30-16.00 |
«Задачки в кроссвордах» | 17.03.26 24.03.26 | 15.30-16.00 |
«Измерение площади» | 31.03.26 07.04.26 | 15.30-16.00 |
«Который час?» | 14.04.26 21.04.26 | 15.30-16.00 |
«Полёт фантазии» | 28.04.26 12.05.26 | 15.30-16.00 |
«Причинно-следственные цепочки» | 19.05.26 26.05.26 | 15.30-16.00 |
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Занимательная логика»
1. «Путешествие в мир логики»
Цель: знакомство с содержанием кружка «Занимательная логика»
2. «Свойства и признаки предметов»
Цель: сформировать представления о способах обозначения свойств предметов с помощью знаков (символов); тренировать умение определять и применять свойства предметов.
3. «Сравнение предметов»
Цель: формировать умение сравнивать предметы по величине, форме, цвету, материалу, назначению; применять полученные умения при решении задач.
4. «Поиск всех возможных вариантов решения задач»
Цель: активизация мыслительной деятельности детей, формировать умение находить разные варианты решения проблемы.
5. «Развитие произвольного внимания»
Цель: развитие у детей произвольного внимания и его свойств с помощью системы игровых упражнений
6. «Лабиринт»
Цель: закреплять представления о лабиринтах и правилах их прохождения.
7. «Ориентировка в пространстве. План»
Цель: развитие пространственной ориентации, способности логически мыслить; закреплять умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве.
8. «Работа с информацией»
Цель: формирование первичных навыков работы с информацией.
9. «Природа как источник творчества»
Цель: учить видеть особенности и свойства природы как источника человеческих открытий, изобретений и творчества.
10. «Развитие творческого воображения»
Цель: развитие образного и творческого мышления; формирование умения выходить за пределы первичных представлений об окружающем мире.
11. «Загадки на функции»
Цель: формировать представления о функциональных загадках, их отличии от обычных загадок.
12. «Задачки в кроссвордах»
Цель: формирование представлений о сложении и вычитании чисел.
13. «Измерение площади»
Цель: познакомить с понятием «площадь»; формировать представление о способе измерения площади с помощью мерки.
14. «Который час?»
Цель: сформировать представление о разных видах часов; тренировать умение определять время по часам.
15. «Полёт фантазии»
Цель: упражнять в фантазировании и словотворчестве.
16. «Причинно-следственные цепочки»
Цель: научить детей путём рассуждений строить цепочки взаимосвязей разного вида, формировать умение прогнозировать следствия и причины явлений, событий, изменений в состоянии объектов, развивать способность моделировать причинно-следственные связи и отношения.
Методические материалы
Алгоритм ООД
№ | Части занятия | Цель | Формы работы | Продолжительность |
1. | Разминка | Постановка цели индивидуально или группе детей; - Вовлечение в совместную деятельность; - Использование наглядных, информационных средств. - Развитие интереса у детей к предстоящей деятельности и сосредоточение внимания на предстоящей деятельности. | - сказочное повествование, - игровые ситуации, - элементы пантомимы, - игры-путешествия, - дидактические игры, - погружение ребенка в ситуацию слушателя, - погружение ребенка в ситуацию актера. | 5-6 минут; |
2. | Физ.минутка | -позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики. | - проведение специальной физкультминутки перед началом работы с использованием художественных текстов | 3 минуты; |
3. | Основное содержание – изучение нового материала | представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на исследование и решение поставленных задач данного занятия. | - задания, связанные с использованием раздаточного материала, наглядные пособия - литературные произведения; | 11 минут; |
4. | Закрепление нового материала | даёт педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием и поставить цель к следующему занятию. | - задания, связанные с использованием раздаточного материала, наглядные пособия - литературные произведения; совместное обсуждение. | 5 минут; |
5 | Развивающие игры на развитие логического мышления | - Вовлечение в совместную деятельность; - Использование наглядных, информационных средств. | работа в тетради по теме, работа с палочками, полосками, геометрическим материалом, в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служит стимулом для ее продолжения. | 5 минут |
Условия реализации программы.
Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.
В ходе реализации программы предусмотрены различные виды деятельности: игровая, продуктивная, поисково-исследовательская, учебная. Интерес воспитанников поддерживается внесением творческого элемента в занятия.
Для реализации программы используются следующие методы:
- словесные (рассказы педагога и детей, чтение художественных произведений, беседы, словесные игры);
- наглядные (работа с иллюстрациями, коллажем, таблицами, логическими цепочками, демонстрация видеофильмов, заучивание стихотворений с опорой на картины);
- практические (элементарные опыты, моделирование, игры на определение количества звуков в слове, на местонахождение звука в слове, на развитие логического мышления, на развитие грамотной речи и пр.);
- интерактивные методы (работа в парах, цепочка, интервью, работа в малых группах).
Требования техники безопасности
Состояние предметно-развивающей среды соответствует санитарным нормам и правилам, проектируется на основе:
- требований нормативных документов;
- материальных условий;
- общих принципов построения предметно-развивающей среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетание привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, учета гендерных и возрастных различий детей, уважение к потребностям и нуждам ребенка).
Все базисные компоненты развивающей предметной среды включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.
Для проведения игровых занятий с детьми имеется специальная групповая комната, где педагог гибко проектируют конкретную среду, учитывая особенности образовательного учреждения и детей (темперамент, подвижность, познавательные интересы, показатели развития).
Групповая комната оснащена необходимым оборудованием и материалами:
учебно-методические пособия, двусторонний мольберт, фланелеграф, дидактический материал по математическому и сенсорному развитию, есть возможность использовать мультимедиа.
Игры, направленные на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста
Игра «Сравнение картинок»
Цель: научить детей анализировать предметы по какому-либо признаку (форма, цвет, размер, длина, правильность, скорость, количество предметов и др.), рассуждать и сопоставлять найденные сходства и различия, определять наибольшее (наименьшее) значение сравниваемых признаков, развить связную речь детей.
Оборудование: карточки с предметами для сравнения.
Описание. Взрослый показывает картинку или предметы для сравнения и задает вопросы ребенку: «Какая картинка правильная? Какой предмет самый длинный (самый большой, самый маленький)? В какой группе больше (меньше) всего предметов? Кто самый быстрый? Подбери такую же фигуру» и т.д.
Ребенок должен рассмотреть предметы и правильно ответить на вопрос, выбрав соответствующий предмет.
Игра «Найди отличия (сходство)»
Цель: научить детей сравнивать похожие с первого взгляда предметы, находить сходство и различия между ними.
Оборудование: пары картинок, отличающиеся друг от друга некоторыми деталями, не бросающимися в глаза, фишки.
Описание. Детям предлагается рассмотреть картинки и найти между ними определенное количество отличий (сходных деталей) за ограниченное количество времени. За каждое отличие ребенок получает фишку. Кто набрал большее количество фишек, считается победителем.
Игра «Что идет дальше?»
Цель: развить у детей понимание последовательности и умение ее продолжить.
Оборудование: заданная последовательность из 3-4 предметов или картинок.
Описание. Взрослый показывает ребенку последовательность предметов или ряд картинок, а также несколько отдельных предметов из этого ряда. Ребенок должен выбрать из отдельных предметов тот, который продолжит ряд.
Игра «Найди предмет, который отличается от других»
Цель: развить у детей внимательность к деталям, зрительное распознавание отличий между похожими с первого взгляда предметами.
Оборудование: ряды из 3-4 предметов, кажущихся с первого взгляда одинаковыми.
Описание. Сначала взрослый предлагает ребенку предметы, отличающиеся каким-то достаточно крупным элементом, затем - мелким и требующим для его нахождения особого зрительного внимания ребенка.
Игра «Что где находится?»
Цель: развить у детей умение различать положения верх и низ, внутри и снаружи, справа и слева, посередине.
Оборудование: сюжетные картинки, на которых предметы занимают необходимое для ответа на вопрос положение.
Описание. Взрослый показывает ребенку картинку и задает соответствующий вопрос: «Покажи (назови) сначала того, кто находится внизу, затем того, кто вверху. Назови того, кто находится посередине, что лежит внутри, что снаружи; предмет, находящийся справа - слева». Ребенок должен показать (или назвать) предмет в нужном положении.
Игра «Кто кем был или будет?»
Цель: развивать мышление детей, умение определять прошлое и будущее предмета или объекта.
Описание: предложить детям поразмышлять и определить прошлое заданного предмета и его будущее.
Пример: кем (чем) будут (были): яйцо, цыпленок, желудь, семечко, икринка, день, больной и т.д. поощряйте ребенка за правильные ответы.
Игра «Фантазия»
Цель: развивать у детей умение находить заместители предметов.
Описание: воспитатель предлагает детям порассуждать: чем можно заменить предмет в случае его исчезновения. Например, чем заменить пуговицы, если они исчезнут? (крючками, липучками, завязками…)
Чем заменить книги…
Чем заменить спички…
Чем заменить ручки…
Чем заменить тарелку…
Игра «Фантастические гипотезы»
Цель: развивать логическое мышление, умение формулировать умозаключения; придумывать нестандартные вопросы.
Описание: воспитатель предлагает детям поразмышлять: что бы было, если бы… дальше называет любой предмет и действие:
Например:
Что было бы, если внезапно исчезнет солнце?
- если исчезнут все взрослые?
- если на планете исчезнет вода?
- если на планете исчезнут леса?
- если к нам пришёл крокодил?
- если к нам пришёл слон?
Игра «Аукцион»
Цель: учить детей выделять дополнительные ресурсы предмета.
Описание: На аукцион выставляются разнообразные предметы. Дети по очереди называют все ресурсы ее использования. Выигрывает тот, кто последним предложит возможное его применение.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Мероприятие | Содержание | Сроки |
Родительское собрание | Ознакомление родителей с программой творческого объединения «Занимательная логика» | Сентябрь 2025 |
Консультации для родителей | «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых занятий» «Логика на прогулке» «Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста» | Октябрь 2025 Январь 2026 Март 2026 |
Индивидуальное консультирование родителей | Рассмотрение интересующих вопросов | В течение учебного года |
Фотоотчёты о работе творческого объединения | Ознакомление родителей с успехами детей | В течение учебного года |
Оценочные материалы
Мониторинг освоения программы
Формой отслеживания и фиксации результатов детей является диагностика, составленная педагогом. Программа предполагает стартовую и итоговую диагностику детей 6-7 лет. Стартовый контроль осуществляется в начале учебного года и направлен на диагностику начального уровня знаний, умений и навыков детей. Итоговая диагностика осуществляется в конце учебного года и направлена на выявление уровня освоения программы за весь срок обучения.
Данный вид диагностики не предполагает специальных форм и видов организации детей, осуществляется в наблюдениях, во время занятий.
Критерии диагностики логического мышления детей старшего дошкольного возраста
Высокий уровень: Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Средний уровень: Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.
Низкий уровень: Ребенок не владеет логическими операциями: сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Не может мысленно установить сходство и различие предметов. Не умеет пользоваться обобщающими понятиями. Ребенок имеет небольшой словарный запас, не внимателен, ему не хватает усидчивости.
Список литературы
- Дьяченко О.М., Агаева Е.Л., Чего не свете не бывает? – М.: Просвещение, 2001.
- Закон РФ «Об образовании.
- Ильина М.В. Развитие воображения дошкольников. – М.: Национальный книжный центр, 2017.
- Кашкаров А.П. Развиваем нестандартное мышление. ТРИЗ для детей. – М.: СОЛОН-Пресс, 2018.
- Ковригина Е. Решение актуальных проблем дополнительного образования дошкольников// Детский сад от А до Я. – 2005, № 1. –с. 45-46.
- Колесникова Е.В. Игровые упражнения по развитию произвольного внимания у детей 6-7 лет. – М.: Ювента, 2015.
- Колесникова Е.В. Я решаю логические задачи: Математика для детей 5-7 лет. – М.:ТЦ Сфера, 2017.
- Краев О.А. ТРИЗ для малышей: пособие по развитию творческого воображения у детей 6-8 лет. – Красноярск, 2000.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Задачи в кроссвордах. Математика для детей 5-7 лет. – М.: Издательство «Ювента», 2012.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка – ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Который час? Математика для детей 5-7 лет. – М.: Просвещение, 2022.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Сказочная математика. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
- СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
- Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения дошкольников. – М.: АРКТИ, 2008.
- Сунцова А., Курдюкова С. Учимся ориентироваться в пространстве. Рабочая тетрадь. – СПб.: Питер, 2008.
- Интернет - источники:
- Социальная сеть работников образования nsportal.ru
- Международный образовательный портал maam.ru
- Ассоциация российских разработчиков и преподавателей ТРИЗ https://ratriz.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развитие логического мышления, как основы интеллект...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Программа дополнительного образования детей 5-7 лет "Занимательная логика"
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мысл...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых по формированию ранней профориентации у детей дошкольного возраста "Мир профессий"
Цель программы: Создать систему действенной профориентации воспитанников, способствующей формированию у детей способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями,...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4-5 лет «НАУКОГРАД» (Логико-малыш)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4-5 лет «НАУКОГРАД» (Логико-малыш)...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
