Статья на тему: "Развитие социально - коммуникативной компетенции через сюжетно - ролевую игру".
статья (младшая группа)

Михайлова Вера Сергеевна

В статье рассказано, что у детей раннего возраста через сюжетно - ролевую игру более эффективно развивается социально - коммуникативная компетенция

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

 Тема: «Развитие социально-коммуникативной компетенции детей раннего возраста через сюжетно – ролевую игру».

(Из опыта работы)

Автор – воспитатель Михайлова В. С.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка

вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»

В.А.Сухомлинский.

В своей группе я столкнулась с проблемой наличия у детей раннего возраста низкой коммуникативной компетенции. В силу своих возрастных особенностей дети отличались неумением выражать свои эмоции, чувства, просьбы, а если выражают, то это происходит в резкой форме, у детей отмечается неумение и нежелание уступать друг другу, быть терпимее и доброжелательней, что приводит обычно к проблемам в общении со сверстниками и с взрослыми. Поэтому проблему формирования коммуникативных компетенций было решено преодолевать через использование элементов сюжетно-ролевой игры. Так как в сюжетно-ролевой игре дети вступают в непосредственное общение со сверстниками.

Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства.

Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот) игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни.

Актуальность данной темы я считаю состоит в том, что сюжетно - ролевая игра, являясь самостоятельной деятельностью, в которой дети вступают в непосредственное общение со сверстниками, является важным средством развития коммуникативных умений у детей. Обострение проблемы взаимодействия дошкольников со сверстниками диктует необходимость интенсивной работы по формированию у детей социально-коммуникативной компетенции. Между тем, как показывает практика использование традиционной методики по развитию социально – коммуникативной компетенции в детском саду не всегда приводит к высоким результатам.

Развитие социально-коммуникативной компетентности дошкольников - важная социальная и психолого-педагогическая проблема. Взаимодействие и общение с взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором, во многом определяющим развитие ребенка как человека общественного. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также подготовки его к успешной дальнейшей жизни.

Общительность является одной из составляющих социально-коммуникативной компетентности, которая направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, на развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру. Именно в игре ребенок может проявить себя субъектом деятельности.

Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание. Дети изображают людей, животных, работу врача, парикмахера, водителя и др. Понимая, что игра – не настоящая жизнь, малыши в то же время по – настоящему переживают свои роли, откровенно показывают своё отношение к жизни, свои мысли, чувства, воспринимая игру как важное и ответственное дело.

Общение является важным элементом любой игры. В этот момент происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Известный психолог Л.С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную.

Развитие социально-коммуникативных навыков происходит по мере развития сюжетно-ролевой игры. Условно я поделила данную работу на 3 этапа.

Первый этап.

На данном этапе я сначала знакомлю детей с различными профессиями, правилами взаимодействия, предметами и атрибутами различных сюжетных игр. Дети не берут на себя роли на этом этапе, они скорее учатся манипулировать с предметами и обогащают свой опыт и знания.  На этом этапе провожу с детьми экскурсии к сотрудникам детского сада – повар, медсестра. Так же мы рассматриваем различные картинки, смотрим мультики.

Второй этап.

Появляется роль, хотя у детей еще нет достаточного количества самостоятельности. Действия ребенка направлены в основном на повторение за мной тех или иных действий. На данном этапе организую игры-ситуации, которые предполагают участие в игре группы детей. Ведь живой партнер привлекательнее, чем игрушка, с ним можно разговаривать, он может сам действовать. Так дети учатся ролевому диалогу. Для игры чаще выбираю программные сюжеты, а также использую, например, стихотворения А. Барто «Игрушки».  Показываю детям пример, как накормить куклу, покачать её, уложить спать, спеть колыбельную песню, затем передаю куклу ребенку для самостоятельной игры, при затруднении провожу совместную игру.  Во время игр с куклой дети проявляют заботу о ней, учатся действовать самостоятельно. В этих играх формируются нравственные положительные качества.

Третий этап.

Дети активно отображают впечатления, полученные в повседневной жизни, примеряют на себя элементарные роли. На этом этапе организую сюжетно – ролевые игры, благодаря которым формируются социальные взаимоотношения между сверстниками, играющими роли людей труда. В процессе игры дети общаются со сверстниками, создаются дружеские взаимосвязи, что способствуют объединению в коллектив. Так же стараюсь поощрять к ролевому общению, одобряю реплики при игровом взаимодействии детей, своим участием демонстрирую ролевое поведение. Ввожу детей в сюжетно – ролевую игру не прямыми указаниями, а косвенными методами (советы, напоминание). Ведь играя, дети подражают взрослым, принимают на себя социальные роли: мамы, воспитателя, врача, повара. Такие игры   воспитывают у детей уважение к труду и стремление быть полезным для людей. Благодаря сюжетно-ролевым играм, дети учатся общаться друг с другом, контролировать свое поведение согласно правилам игры, а также развивают свои творческие способности и познавательные интересы.

В основном сюжетно-ролевые игры, которые я использую, отражают труд взрослых: «Поликлиника»,  «Магазин»,  «Парикмахерская»,  «Семья»«Поход в гости». Для того чтобы игры были интересны, привлекательны и способствовали формированию коммуникативных компетенций я старалась создать, подобрать соответствующие атрибуты к игре, постоянно пополняю и обновляю предметно-игровую среду, помощь в этом оказывают  родители. Они помогли нам сшить костюмы врача, продавца, принесли не хватающие атрибуты.

Игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но и учат быть добрыми, смелыми внимательными, ловкими, всесторонне развивают и воспитывают.

Я считаю, что руководство этим видом игры требует большого педагогического такта. Поэтому я стараюсь влиять на игровой замысел опосредованно, обогащая чувственный опыт детей, содержание жизни, расширяю их представление о быте и труде взрослых, о взаимоотношениях людей. Все эти способы не прямо воздействуют на игру, а направлены на более глубокое раскрытие тех источников, из которых дети черпают ее содержание. Однако в расширении знаний и представлений соблюдаю меру. Так как переизбыток впечатлений может привести к неустойчивости, недостаточной организованности игры. В своей работе наиболее эффективным способом руководства сюжетно-ролевой игрой, я считаю участие самого педагога в игре. Через выполняемую роль, я могу воздействовать (не навязывать, а именно воздействовать) на развитие содержания игры, помогаю включению в неё всех детей, особенно робких. Так как воспитатель это участник игры, и исполняет роль, то, поначалу я беру на себя главную роль «Я продавец, дети – покупатели»«Я врач, дети – пациенты». Далее видя, что дети уже готовы взять главную роль, то есть усвоили определенные ролевые навыки, овладели определенными навыками общения, могли играть и главные роли. При этом я  продолжаю быть игроком, способствуя развитию игрового сюжета, провоцируя на правильную реакцию в соответствии с сюжетом. В процессе игры я заметила, что детям игра доставляет радость, удовольствие, дети с интересом наряжаются в костюмы врача, продавца, любят переодеваться в уголке ряженья. Дети постепенно учатся терпению, умению договариваться в распределении ролей, подборе атрибутов, учатся уступать. Ближе к середине – концу учебного года все проигранные сюжеты, нормы общения дети начинают переносить в самостоятельную игровую деятельность.

Сейчас я предлагаю вам посмотреть фотографии, как дети моей группы играют в различные элементы сюжетно- ролевых игр. Фото разных годов, сделанные мной.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что сюжетно-ролевые игры   являются средством формирования социально-коммуникативных навыков дошкольников, помогают не только адаптироваться в коллективе, но и активно его осваивать. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила.  В результате системного применения элементов сюжетно-ролевых игр работа в данном направлении позволила достичь положительных результатов, у детей улучшились навыки общения, обогатились сюжеты игр, усвоились определенные нормы правил поведения. От того, как ребёнок общается сейчас, ещё в дошкольном возрасте, зависит его будущее. Ведь мы живём в обществе, постоянно налаживая контакты с разными людьми. Если научим ребёнка коммуникативным навыкам как можно раньше, то ребёнку будет легко пройти процессы социализации и реализоваться в обществе.

 Так давайте же играть вместе с нашими детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Развитие социально-коммуникативных навыков в сюжетно-ролевых играх по ПДД".

Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице. Знакомство с дорожными знаками....

Проект «Развитие социально-коммуникативных навыков в сюжетно-ролевых играх»

Игра – основной вид деятельности дошкольников. В игре ребенок учится общению, взаимодействию с другими людьми и познает самого себя. В игре ребенок учится выражать свои чувства и понимать ч...

Конспект открытого занятия в старшей группе «Вишенка» по социально-коммуникативному направлению. Тема : Сюжетно-ролевая игра «Кафе».

Интересное занятие, которое поможет расширить игровые замыслы и умения детей в сюжетно-ролевой игре «Кафе»....

Совместная деятельность учителя – дефектолога и воспитателей по разделу «Социально - коммуникативное развитие»: обучение сюжетно – ролевой игре дошкольников с ОВЗ

Формирование у детей с нарушением интеллекта коммуникативных умений является важнейшим условием социально-личностного развития, и сюжетно-ролевая игра, создает благоприятные условия для развития всех ...

Методическая копилка "Развитие коммуникативных способностей через сюжетно- ролевую игру" Нестерова Н.А. воспитатель МБДОУЦРР д/с №6 город Чебаркуль 2018 год

Нашему обществу нужны люди с активной жизненой позицией, пользующиеся авторитетом, умеющие работать в коллективе. Закладывать основу этих качеств можно и нужно в дошкольном возрасте....

Развитие социально-коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры.

Развитие социально-коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры....