Проект: "Готовность детей и их родителей к обучению в школе ".
проект (подготовительная группа)

Кочейшвили Наталья Викторовна

В  настоящее время родители и педагоги отмечают, что многие дошкольники испытывают трудности при переходе на новую школьную ступень, все вышеперечисленное позволяет актуализировать проблему формирования «внутренней позиции школьника».

 Проблема несформированность мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Профилактика дезадаптации в начале обучения ребенка в школе и создание условий для его успешности.

Именно поэтому я выбрала для проекта тему: "Готовность детей и их родителей к обучению в школе ".

Практическая значимость этого проекта для педагогов - психологов, воспитателей, родителей, - всех, кто заинтересован в формировании психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Так как процесс воспитания и обучения детей должен проходить в тесном сотрудничестве всех социальных сторон.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_proekta.docx88.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта:  "Готовность детей и их родителей к обучению в школе ".

Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2015 года  – апрель 2016 года)

Вид проекта: познавательно – творческий

Возраст детей: подготовительная группа

Участники проекта: педагоги ДОУ, дети подготовительной группы, родители, учителя и ученики начальных классов.

Формы и методов работы: создание предметно – развивающей среды, педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями и учениками гимназии.

Цель: формировать представления  о школе и положительное  отношение к школьной жизни у старших дошкольников; создание условий для информационной подготовки родителей к новым жизненным и социальным переменам в связи с поступлением детей в школу.

Задачи:

- формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;

- продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со  

   сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения;

- снятие чувства тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой;

- повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.

Актуальность проекта:

Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения со взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки). К дошкольному образованию всегда предъявлялись повышенные требования. С одной стороны, родители хотели видеть своего ребенка разносторонне развитым, с другой, учителя желали, чтоб первоклассник был максимально готов к обучению в школе. Традиционно под готовностью к школе понимали физическую, социальную и интеллектуальную зрелость ребенка, где уровень развития предпосылок интеллекта являлся ведущей составляющей.

      Исследователи психологической готовности к школьному обучению (Е. Е. Кравцова, B.C. Мухина, Г. А. Цукерман, Т. И. Бабаева и др.) сходятся во мнении, что готовность к школьному обучению не сводится к формированию у ребенка системы некоторых исходных знаний, умений и навыков. При несомненной важности их нельзя считать обязательными и решающими.

     Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин указывают, что важнейшей составляющей личностного развития ребенка шести-семи лет является мотивационная готовность к школе. Она предполагает сформированность внутренней позиции школьника и адекватных ей познавательных и социальных мотивов учения, отношения к школе, к учителю, к предстоящим школьным обязанностям, к положению школьника, в способности сознательно управлять своим поведением (психологическая готовность). Если говорить о коммуникации, то умение ребенка общаться, вести себя в коллективе сверстников и выстраивать общение со взрослым опосредуется особенностями его личности.

      На современном этапе в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

      В свою очередь «внутренняя позиция школьника» является основным понятием, характеризующим личностную готовность к школе.

Доктор биологических наук, директор Института возрастной физиологии РАО М. М. Безруких,так высказывается по вопросу определения степени готовности ребенка к школьному обучению: «Самый главный показатель готовности к школе — умение ребенка принять инструкцию, услышать и понять, что от него хотят. А инструкция — это любое задание, любая просьба к ребенку. Если вы попросили ребенка что-то сделать, но он не слышит просьбу или слышит только ее часть, значит, он пока не умеет воспринимать инструкцию. Маленький ребенок исходно чрезвычайно любознателен, у него не насыщаемая познавательная потребность, он хочет все знать, думать. А если он делает что-то не так, как мы хотим, значит, мы, взрослые, не сумели организовать его работу. Это очень важно. Не ребенок не хочет, а мы не смогли его заинтересовать.

Второй показатель: умеет ли ребенок элементарно спланировать свою работу. Попросите его сложить мозаику по рисунку и посмотрите внимательно, как он это сделает: просто так будет брать фигурки или положит перед собой рисунок, отберет нужные цвета, нужные фигурки? Какое-то элементарное планирование есть? Если нет, то учиться ему будет очень трудно.

Третий показатель — умение исправлять то, что он делает неправильно. Если ребенок сделал задание кое-как и результат его не интересует, значит, этого компонента деятельности нет.

Еще один, не менее важный, показатель — умеет ли ребенок принимать помощь? Умеет ли он попросить помощь, умеет ли он сказать «я не понял», «я не знаю»? До тех пор, пока ребенок не умеет всего этого, ему будет очень сложно учиться. Но это не значит, что ребенок должен научиться этому сам. Его надо учить. С ребенком нужно работать. Работа ребенка 5-6 лет — это три минуты активного внимания. Но если ребенок не может сосредоточиться даже три минуты, и ему еще нет шести лет, стоит годик с ним поработать — в игре, в спонтанной деятельности. Все можно организовать так, чтобы ребенок не испытывал насилия, а получал от обучения удовольствие. ». Работая с ребенком, ни в коем случае нельзя спешить, т. к. «форсированное обучение не столько увеличивает темп деятельности, сколько замедляет его и нарушает механизмы формирования навыка».

Итак, в настоящее время родители и педагоги отмечают, что многие дошкольники испытывают трудности при переходе на новую школьную ступень, все вышеперечисленное позволяет актуализировать проблему формирования «внутренней позиции школьника».

 Проблема несформированность мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Профилактика дезадаптации в начале обучения ребенка в школе и создание условий для его успешности.

Именно поэтому я выбрала для проекта тему: "Готовность детей и их родителей к обучению в школе ".

Практическая значимость этого проекта для педагогов - психологов, воспитателей, родителей, - всех, кто заинтересован в формировании психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Так как процесс воспитания и обучения детей должен проходить в тесном сотрудничестве всех социальных сторон.

В нашем детском саду этому вопросу уделяется огромное внимание. Ежегодно проводятся мероприятия, конкурсы, соревнования, собрания которые направлены на развитие общего кругозора детей,  развитие крупной и мелкой моторики, умения быть внимательным, личностно-коммуникативным, зрелым дошкольником, что является главными критериями готовности детей к школе.

План реализации проекта:

Подготовительный этап:

  • подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и игр, экскурсий, праздников);
  •  собрать необходимую информацию для родителей и оформить её;
  • привлечь родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику;
  • отрудничество с библиотекой и учителем начальных классов;
  • анкетирование родителей;
  • планирование образовательной деятельности в рамках проекта;
  • комплексный план взаимодействия педагогов ДОУ и родителей;

 Реализация проекта.

Взаимодействие с социальными партнёрами.

ученики

МОУ

"Гимназия №21"

МАДОУ

"ЦЕНТР РАЗВИТИЯ

РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД

№35"

библиотека

 "Филиал №5"

 сестра

Администрация

г.о. Электросталь  

учителя

МОУ

"Гимназия №21"

родители воспитанников

библиотека

"Буратино"

 сестра

Основной этап

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями, учителем начальных классов, библиотекарем.

Образовательная деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

1.

Выставка иллюстративных книг школьной тематики и чтение произведения

« Филиппок» Л.Н.Толстого

Цель: развивать выразительность речи. Побуждать дошкольников к самостоятельности.

Беседа «Будьте добры»

(вежливые слова в жизни будущего школьника)

Цель: приучать детей к самоконтролю своего поведения.

Рассматривание иллюстративных книг.

Просмотр мультфильма «Козленок, который умел считать до 10»

Цель: формировать представления детей о важности умения считать.

Помощь родителей в подборе мультфильмов, книг  и настольных игр о школе.

Цель: сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.

2.

Беседа с детьми

« Чем школа отличается от детского сада. Что мы знаем о школе»

Цель: создание положительных установок на школу.

«Будь готов!»

( акцент на организацию режимных моментов, сборы на прогулку, подготовка к игре, совместная деятельность и т.д.)

Цель: развитие организованности, аккуратности, пунктуальности

Просмотр мультфильма «Остров ошибок»

 Цель: формировать у детей желание и понимание в                       необходимости учиться в школе.

Совместное с детьми чтение книг о школе дома.

 Цель: привлечение семей к чтению.

 

 

3.

Игра – соревнование

«Скоро в школу»

( игры, эстафеты и т.д.)

Цель:

развивать внимание, память, мышление. 
Воспитывать умение детей осознанно подчиняться установленным правилам.

Загадывание загадок, чтение пословиц о школе.

Цель: воспитание интереса к школьной жизни. Развитие внимания, мышления.

Издание книжки «Загадки из портфеля»

Цель: учить детей отражать в свои впечатления в речи и рисовании.

Сюжетно – ролевая игра

«Детский сад»

Цель: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.

Оформление папки – передвижки для родителей

«Какие стороны готовности к школе особенно важны».

Цель: рекомендации для родителей по успешной подготовке к обучению в школе.

4.

Оформление выставки детских рисунков « Что тебе понравилось в школе» (на основе личных знаний – экскурсия)

Цель: отразить свои впечатления в рисунке, способность выработке желания учиться в школе.

Игра «Собери портфель»

Цель: закрепить знания детей о назначении школьных предметов. Развитие внимания.

Игра «Что лишнее? » (школьные принадлежности и другие предметы)

Цель: активизация словаря, классификация предметов, развитие речи.

Сюжетно – ролевая игра

«Школа»

Цель: закрепить в игре правила поведения в школе. Воспитывать дружеские отношения между детьми.

Подготовка консультации для родителей:

 «Подготовка детей к школе»

«Советы для родителей, дети которых готовятся к школе.

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности  по вопросам мотивационной готовности ребенка к школьному обучению.

Ссылка на сайте:

http://zateyniki.estalsad35.edumsko.ru/folders

http://zateyniki.estalsad35.edumsko.ru/about

5.

Рассматривание картины

«Школа»

Цель: расширять представления детей о школе.

Беседа «Мы будущие школьники»

Цель: формировать установки на ответственное выполнение правил поведения школьников, освоенных в течение недели.

Дидактические и настольно – печатные игры школьной тематики:

- «Числовые домики»и др.

Цель: создание активной развивающей среды, обеспечивающей

единые подходы к развитию личности в семье и детском

коллективе.

Встреча с учениками – выпускниками детского сада. (Рассматривание портфеля, книг, тетрадей, пенала и т.д.)

Цель: показать дошкольникам разницу между школой и детским садом, их сходство и взаимосвязь.

6.

 Экскурсия к школе на линейку «1 сентября»

http://estalsad35.edumsko.ru/about/news/2146

Цель: воспитывать интерес к школьному обучению. Знакомство с традициями школьной жизни.

Рассматривание школьных принадлежностей.

Цель: познакомить детей со школьной атрибутикой, её назначением.

Дидактические и настольно – печатные игры школьной тематики:

- «Слоговые домики»;

- «Монгольская игра».

Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:
«Советы родителям будущих первоклассников»,
«Готовим руку к письму»,
«Как подготовить ребенка к школе»,
«Леворукий ребенок»,
«Учим детей считать, писать, читать»,
«Семья и ребенок: взаимоотношения и готовность к обучению в школе».

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению.       

7.

Областной открытый урок "Дорога в школу»

http://estalsad35.edumsko.ru/about/news/2114

Беседа по картине «Дорога в детский сад»

Цель: предупреждение детского дорожного травматизма.

Дидактические и настольно – печатные игры школьной тематики:

- «Дорожные знаки»

Участие родителей в областном открытом уроке.

Цель: сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.

8.

Акция «Георгиевская ленточка» (Проводили ученики гимназии)

http://estalsad35.edumsko.ru/about/news/akciya_georgievskaya_lentochka

Цель: отметить положительные качества учеников; воспитывать желание быть на них похожими.

Совместная экскурсия воспитанников детского сада и гимназистов МОУ «Гимназия № 21» в библиотеку.

http://estalsad35.edumsko.ru/about/news/12_maya_2016_goda_v_gorodskoj_biblioteke_filial_5_sostoyalas__vstrecha_s_veteranom-_zhitelem_blokadnogo_leningrada

Цель: знакомство с учениками; показать положительный пример школьника.

Дидактические и настольно – печатные игры школьной тематики:

- «Логический поезд»;

- «Колумбово яйцо».

Сопровождение родителей в библиотеку.

Цель: сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.

9.

Культурно-спортивное мероприятие "Мы –единая команда"

Цель: приобщение к здоровому образу жизни.

http://estalsad35.edumsko.ru/about/news/2121

http://estalsad35.edumsko.ru/about/news/zimnyaya_spartakiada_my_-_edinaya_komanda

Досуг «Учение с увлечением» Встреча со спортсменкой – ученицей гимназии.

http://estalsad35.edumsko.ru/about/news/ekskursiya_v_biblioteku1

Цель: знакомство с учениками; показать положительный пример школьника.

Рассматривание книги «Правила поведения для воспитанных детей» Г.П. Шалаева

Цель: воспитание у дошкольников поведения,  соответствующего поведению школьника.

Тест для родителей «Может ли ваш ребенок?»

Цель: выявление уровня готовности детей к обучению в школе на начало учебного года; выявление общих и частных проблем в воспитании и

развитии ребенка.

10

Участие во Всероссийском конкурсе «Классики, скоро в школу!»,

«Мечтай! Исследуй! Размышляй!»

http://estalsad35.edumsko.ru/about/news/itogi_vserossijskogo_konkursa_mechtaj_issleduj_razmyshlyaj

http://estalsad35.edumsko.ru/about/news/vserossijskogo_konkursa_klassiki_skoro_v_shkolu_rad_soobwit__o_podvedenii_itogov_konkursa_my_pozdravlyaem_vseh_uchastnikov_iz_po

Цель: развитие психологических качеств (память, внимание), умения применять знания на практике.

 

Экскурсия в библиотеку.

Цель: воспитывать интерес к книгам, бережное отношение к ним. Учить выбирать книги по интересам.

http://estalsad35.edumsko.ru/about/news/22_marta_starshie_i_podgotovitel_nye_gruppy_nashego_detskogo_sada_posetili_vystavku_v_biblioteke_na_pr_yuzhnom_posvyawyonnuyu_tv

Просмотр мультфильма

«Наш друг Пишичитай»

Цель: формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе.

Родительское собрание:

- « Особенности развития детей 6-7 - летнего возраста. Подготовка  детей к школе».

Цель: обозначение задач по подготовке детей к школьному обучению, знакомство с вариативными программами начального образования в школе.

- «Почему так важно играть с ребёнком в период подготовки к школе»

Цель: объяснить родителям значение игры для развития всех психических процессов; предложить игры для старшего дошкольного возраста.

- «Скоро в школу»

Тематическое родительское собрание с участием учителя начальной школы МОУ «Гимназии № 21».

Цель: обеспечение естественности перехода из детского сада в школу;

обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи, помощь семьи в новой ситуации, возникающей при поступлении ребенка в школу.                  

11

Городской фитнес – фестиваль «Красоту, здоровье, спорт в каждую семью!»

Цель: обеспечить открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок).

http://estalsad35.edumsko.ru/about/news/gorodskoj_fitnes-festival__krasotu_zdorov_e_sport_-_v_kazhduyu_sem_yu

«Последний звонок для девятиклассников». (Участие в концертной программе).

http://estalsad35.edumsko.ru/about/news/poslednij_zvonok_dlya_devyatiklassnikov

Цель: заинтересовать традициями школьной жизни.

Дидактические и настольно – печатные игры школьной тематики:

- «Лёгкий счет», «Танграм».

Открытое занятие для родителей.

Цель: ознакомление родителей с основными методами и приемами развития ребенка при подготовке к обучению в школе.

12

Кружок по дополнительному образованию

 «Игралочка»

Цель:

формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов; подготовка к умению читать и писать, развитие речи и произвольности психических процессов; развитие интереса детей к математике в процессе ознакомления с количеством и счетом, изменением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

http://estalsad35.edumsko.ru/finance/paid_services/2800

Досуговый развлекательный вечер «До свидания, детский сад!»

Цель:

вызвать у детей положительные эмоции, поддерживать желание идти в школу.

Дидактические и настольно – печатные игры школьной тематики:

- «Палочки Кюизинера»,

- «Сложи узор»,

- «Четвёртый лишний».

Заключительный этап.

- Презентация проекта;

- Создание альбома с детьми «Загадки из портфеля».

- Презентация творческих рисунков детей «Что тебе понравилось в школе».

Ожидаемый результат:

-формирование «внутренней позиции будущего ученика», эмоционально – положительное отношение к школе, новый уровень самосознания;

- расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной

   атрибутике;

- повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки;

 -благоприятное течение адаптационного школьного периода.

СИСТЕМНАЯ  ПАУТИНКА  ПРОЕКТА


Использованная литература:

1.Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М.; Дрофа,2001.

2. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.,1972.

3. Венгер Л.А., Венгер  А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.,1989.

4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность детей 6 – 7 лет к школьному обучению. Сюжетно-ролевые и развивающие игры. М.,1995.

5.Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6 – 7 лет к школьному обучению: практическое пособие. М., 1996.

6.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1996.

7. Идбина М.Н. Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты. 1999.

9. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М.,1995.

10. Особенности психического развития детей 6 – 7 – летнего возраста. Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера.  М., 1988.

16. Петровский В.А., Виноградова А.М., Кларина Л.М. и др. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателей детского сада. М., 1993.

11. Сенсорное воспитание в детском саду. Под ред. Н.П. Сакулиной, Н.Н.Подъякова.М.,1999.

12. Степанова М.И. Что такое «школьная зрелость»? Справочник для родителей будущего первоклассника. Издательство АСТ, 1999.

Приложение №1.

Конспект экскурсии в школу для детей подготовительной группы

Задачи:

  •         Расширять представления о школе: здесь дети учатся читать, писать, узнают много интересного.
  •         Вызывать стремление как можно больше узнать о школьной жизни, желание учиться в школе.
  •         Развивать у детей наблюдательность, внимание, умение слушать и слышать воспитателя.
  •         Воспитывать умение проявлять инициативу и любознательность с целью получения знаний о школе.

Предварительная работа

  •         Заранее продумать маршрут.
  •         Сообщить родителям о предстоящей экскурсии.
  •         Разработать конспект занятия.

Активизация словаря

школа

трехэтажное здание

школьный двор

школьный огород

вход

крыльцо

цветник

спортплощадка

Ход экскурсии:

I. Вводная часть.

Сегодня мы с вами пойдем на экскурсию. А куда? Ответ на этот вопрос вы найдете в загадке, которую я вам загадаю.

Там учат детишек

Читать и писать,

Природу любить,

Стариков уважать.

Буквы разные писать

Тонким перышком в тетрадь

Учат в …..

Правильно, молодцы! (Дать указания по поведению детей)

II. Основная часть.

- Мы с вами пришли к зданию школы. Что такое школа? (ответы)

- Чему учат в школе? (ответы)

- Посмотрите на здание, сколько этажей? Здание высокое? (ответы)

- Да, оно четырёхэтажное. В школе учится много учеников. Дети, как вы думаете, кто построил школу? Люди каких профессий принимали участие в строительстве школы? (ответы)

- Ребята, обратите внимание на крыльцо. Какое оно широкое, большое. Здесь вход в школу. Видите, дети торопятся на уроки. Опаздывать в школу нельзя.

- А как называется территория вокруг школы? (ответы)

- Это школьный двор. Что можно увидеть на школьном дворе? (ответы)

Рассмотреть цветник (клумбы). Обратить внимание на чистоту и порядок.

- Ребята, как вы думаете, кто ухаживает за цветами? (ответы)

- А кто убирает школьный двор?

- Дворник!

- Молодцы! А кто ему помогает? (ответы)

Понаблюдать, как ученики складывают мусор (опавшие листья) в мешки.

- Сейчас мы пройдем вокруг школы. Что мы видим?

- Спортплощадку!

- Да, во время перемены дети выходят поиграть, побегать, повеселиться на спортплощадку.

III. Заключительная часть

- А теперь, дети, послушайте стихотворение «В школу» П. Чайникова:

Осенняя погода,

Последний куст отцвел,

И сын промолвил гордо:

-Мне год седьмой пошел.

Пойду я скоро в школу,

За парту сяду я,

О трех медведях книга

Давно есть у меня.

Все буквы прочитаю,

Смогу писать, считать.

За прилежанье, знаю,

Меня похвалит мать.

- Какие у вас есть вопросы?

- Давайте сфотографируемся на память у здания школы.

                                                                               

Приложение №2.

Конспект экскурсии в библиотеку

для детей подготовительной группы

Задачи:

  • Познакомить детей с трудом библиотекаря.
  • Показать  значимость его труда.
  • Формировать любовь к книгам и бережное отношение к ним.
  • Углублять интерес к школе.
  • Воспитывать умение проявлять инициативу и любознательность с целью получения знаний о школе.

Предварительная  работа:

  • Сообщить родителям о предстоящей экскурсии.
  • Заранее договориться с библиотекарем о времени экскурсии, получить разрешение директора школы на посещение библиотеки.
  • Беседа о книге (рассказать о происхождении слова «библиотека»; что книга состоит из обложки, страниц, иллюстраций, переплета и что у каждой книги есть название и автор).
  • Работа в уголке книги.
  • Разработка конспекта экскурсии.

Активизация словаря:

библиотека, библиотекарь,

книги, полки, стеллажи,

читатель, формуляр,

бережно, аккуратно.

Ход экскурсии:

1. Вводная часть.

- Ребята, помните, мы недавно ходили с вами на экскурсию  к зданию школы, но в школу мы не заходили.

Сегодня мы тоже пойдем на экскурсию, но уже внутрь школы, в школьную библиотеку.

- Кто знает, что такое библиотека?

(Там много книг, там хранятся книги.)

- Да, библиотека – это хранилище книг. Мы сегодня убедимся в этом.

(Дать указания по поведению детей в школе и библиотеке:

Не шуметь, говорить тихим голосом, вопросы задавать по одному и т.д.)

2. Основная часть.

Ребята, мы с вами пришли в школьную библиотеку. Здесь красиво, чисто, уютно, много книг.

- Ребята, обратите внимание на книжные полки. Они называются «стеллажами»

- Что стоит на полках? (Книги).

- Обратите внимание, как аккуратно они расставлены на полках, все стоят ровными рядами. У всех книг аккуратный вид. Почему?  (С ними аккуратно обращаются).

- Как надо относиться к книгам? (Бережно).

- Как нужно беречь книги? (Не загибать уголки, не рвать, не бросать, не пачкать, не черкать и не рисовать на них).

- Для чего нужны книги?  (Чтобы читать их.  Чтобы стать грамотными.  Чтобы узнать много интересного, нового).

- Еще раз скажите, ребята, что такое библиотека? (Хранилище книг).

-Как называются люди, которые берут в библиотеке книги? (Читатели).

- Какими качествами должен обладать библиотекарь?

- Самое главное свойство его души – бескорыстная и бесконечная любовь к книгам.

Великолепная память – ведь библиотекарь должен прекрасно помнить, где находится та или иная книга.

Общительность, знание литературных произведений, их авторов.

Кроме того, библиотекарь должен обладать выдержкой, умением слушать, тактичностью и внимательностью к читателям.

- Так в чем же, ребята, заключается работа библиотекаря? (Помочь читателю выбрать книгу, записать ее на карточку – формуляр. Библиотекарь объясняет, на какое  время дается книга, как нужно обращаться с ней).

- Ребята, давайте мы с вами тоже возьмем интересную книгу и почитаем ее в группе.

(Библиотекарь показывает интересные книги, предлагает взять одну из них в группу. Дети рассматривают книги, благодарят библиотекаря за рассказ).

3. Заключительная часть.

- А сейчас, ребята, я загадаю вам загадки. Будьте внимательны!

1. Без языка, без голоса, а все расскажет. (Книга)

2. Не куст, а с листочками, не рубаха, а сшита, не человек, а разговаривает. (Книга)

3. Кто говорит молча? (Книга)

4. Ты беседуй чаще с ней, будешь вчетверо умней.  (Книга)

5.Мы стоим рядком на полке, нас немало – толстых, тонких,

Помогаем детям мы стать разумными людьми.

Нас ребята носят в класс, а лентяй не любит нас.  (Книги)

-Молодцы! Все эти загадки были о книгах.

       Приложение 3.

Конспект занятия по речевому развитию для детей подготовительной группы на тему: «Рассматривание картины «Школа»

Задачи:

  1. Продолжать учить детей рассматривать картины.
  2. Формировать умение замечать в ней самое главное, правильно понимать содержание картины.
  3. Продолжать   развивать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребенком.
  4. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
  5. Упражнять детей в согласовании числительных с  существительными в родительном падеже.
  6. Развивать внимание, наблюдательность, память.
  7. Воспитывать желание учиться в школе.

Предварительная  работа:

1. Экскурсия к зданию школы.

2. Чтение стихотворений о школе.

3. Разучивание физкультминуток про школу.

4.Беседа о школе по впечатлениям, полученным детьми во время экскурсии.

Активизация словаря:

Школа, ученики,

здание высокое,

крыльцо широкое,

вход – просторный, огромный,

перемена.

Материал к занятию

Картина «Школа»

Ход занятия:

- Помните, на прошлой неделе мы ходили на экскурсию? Куда? Кто скажет? (К школе). Правильно! Что мы там видели?

- Вы были наблюдательны. А сейчас посмотрите, пожалуйста, на эту картину внимательно. (Дать время на рассматривание).

- Что вы видите на этой картине? (Здание школы, школьный двор, спортивную площадку и т.д.)

- Что вы можете сказать о здании школы?

- Кто еще изображен на картине?

- Что делают дети, изображенные на переднем плане?

(Они собирают  урожай яблок. Мальчик снимает яблоки, а девочка  поддерживает лестницу).

- Куда дети относят яблоки, как вы думаете? И для чего?

- Что еще вы можете сказать об учениках в спортивной форме?

(Мальчики играют в волейбол. А девочки рядом прыгают через скакалку. Три девочки наблюдают за ними.)

 Молодцы!

 Что вы можете сказать о детях, изображенных в левом верхнем углу?

(Дети прыгают в длину с разбега).

- Кто за ними наблюдает? (Это учитель физкультуры).

- Как вы думаете, где находятся все эти дети? (На спортивной площадке, на школьном дворе.)

- Правильно, школьный двор очень просторный, огромный. Здесь  расположены и спортплощадка,  и школьный сад, и школьный цветник.)

- О чем вы еще хотели бы спросить? Посмотрите внимательно на картину! (Про крыльцо. Какое оно?)

- Молодцы! Что вы можете сказать про вход в школу?

- И еще, ребята, скажите, какое время года изображено на картине? Как вы думаете? (Осень)

- По каким признакам вы догадались, что это осень?

- Молодцы! Вот и вы на следующий год осенью пойдете

В школу в первый класс. Вы там научитесь писать, читать, узнаете много интересного.

Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

ДА!

И поэтому все встали,

дружно все в кружочек встали.

Вверх ладошки

Хлоп – хлоп!

По коленкам

Шлеп – шлеп!

По плечам теперь похлопай,

По бокам себя пошлепай!

Можем хлопнуть за спиной,

Хлопаем перед собой!

Вправо можем! Влево можем!

И крест – накрест руки сложим!

Раз – два!

Топ – топ – топ!

Три – четыре!

Хлоп – хлоп – хлоп!

Пять – шесть!

Фыр – фыр – фыр!

Семь – восемь!

Ха – ха – ха!

(После физкультминутки дети садятся).

- Послушайте, ребята, мой рассказ.

На этой картине изображены школа и школьный двор. Здание школы высокое, четырёхэтажное. Крыльцо школы  большое, широкое. Здесь просторный вход в школу. На школьном дворе очень много учеников. Одни дети занимаются спортом – прыгают в длину, через скакалку, играют в волейбол. Другие дети помогают убирать урожай яблок. На школьном дворе очень чисто. Дворнику помогают ученики, сами же ученики ухаживают и за цветником. Как интересно дети проводят время!

- И последний вопрос, ребята.  Как бы вы назвали эту картину?

(Школьный двор. Спортивная площадка. Школа.)

- Правильно. Художник тоже назвал эту картину «Школа».

- А сейчас мы с вами поиграем. Будьте внимательны!

Дидактическая игра «Чего не стало».

                                   

 

Приложение № 4

Стихи о школе, учителях и школьных принадлежностях.

ШКОЛА.

Стоит веселый светлый дом,

Ребят проворных много в нем.

Там пишут и читают,

Рисуют и считают.

Все я знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Надо правилам учиться.

Эти правила просты –

Быстро их запомнишь ты.

Отдыхать или работать –

Надо делать все с охотой:

Песни петь, смеяться, прыгать

И читать учиться книгу,

Помогать по дому маме,

Получать от жизни знания.

РУЧКА.

Я совсем не белоручка –

Ученическая ручка.

Стану буквы я писать –

Получу за это «пять»!

Буду буквы я писать

Простые и заглавные,

Значит, все должны признать:

В ранце Ручка – главная!

БУКВАРЬ.

Я старый – старенький букварь,

И я не в первый раз

С мальчишками, девчонками

Отправлюсь в первый класс.

Прошу поверить мне, друзья:

Напрасны споры Ваши!

Мы все важны, мы все нужны

Для наших первоклашек.

Нам в этом ранце вместе жить,

Давайте же, друзья, дружить!  

КАРАНДАШ.

Я главней всех, Карандаш!

Я – малютка – карандашик,

Исписал я сто бумажек!  

Когда ты мне работу дашь,

Все нарисует карандаш!

ПАЛОЧКИ.

Мы не простые палочки –

Мы палочки – считалочки,

Надоело нам молчать,

Нам не терпится считать:

Раз, два, три, четыре, пять!

МЕДЛЕННЫЕ  СТИХИ.

Сидит в тени мальчишка с книжкой,

Читает сказку по складам,

Проходит час. И два проходит,

Мальчишка с книгою сидит.

По строчкам тихо пальцем водит,

Губами молча шевелит,

Вокруг жара, в тени прохлада

И тишина, и благодать.

Куда спешить? Спешить не надо:

Мальчишка учится читать.                                              

                                           В.Суслов

Подметает и вздыхает.

Начинаю жить по плану.

Завтра я послушным стану,

Послезавтра так и быть,

Перестану я грубить.

Хорошо себя вести

На уроках буду.

И в квартире пол мести

Тоже не забуду…

Все я сделал честь по чести:

План висит на видном месте.

Пункты бабушка читает…

                                       В.Орлов

Рано утром

Мама – квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила:

- Не дерись,

Не дразнись,

Не петушись.

Поспеши,

Уже пора.

Ну, ни пуха, ни пера!

Через час, едва живой,

Петушок идет домой.

Ковыляет еле – еле

Он со школьного двора.

А на нем

И в самом деле

Нет ни пуха,

Ни пера.

Спит первый снег.

Открыт букварь зимы.

Его еще не прочитали мы.

Но вот уже на чистую страницу

Вспорхнула пестрой буковкой синица.

Она звенит, как маленький звонок.

Как будто первый начался урок…

                                        А.Горбунова

Учитель наш собрал тетрадки,

Всю ночь разгадывал загадки.

- Ах, неужели гвозди

Вбивают молоком?! (молотком)

Написано у Кости

О чуде о таком

Я – ластик, я – резинка,

Чумазенькая спинка.

Но совесть у меня чиста:

Помарку стерла я с листа.

                                 В.Берестов

Буквы печатные

Очень аккуратные.

Буквы для письма

Я пишу сама.

Очень весело пишется ручке:

Буквы держат друг дружку за ручки.

                                              В.Берестов

Две девчонки говорили:

- В нашей школе день продлили!

- Я люблю продленье дня

Запишите и меня!

Записали.

Тут же их

Повели в продленный класс.

Там в окно продленное

Солнце удивленное.

А потом –

Обед продленный –

Борщ, сметаной забеленный.

А потом, внимание! –

Продленное гуляние!

А потом – продленный срок,

Чтобы выучить урок.

…..Только вечер

Очень – очень

Был в тот вечер

Укорочен

                               Л.Фадеева

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Мы за парты дружно сели!

И на доску поглядели,

И открыли поскорей

Двадцать девять букварей.

Мы учили букву «А»,

Мы  учили букву «У»,

Малыши кричат: УА,

Мы в лесу кричим: АУ!

С буквы «А» – арбуз и аист

(Мы запомнить постарались)

С буквы «У» -  у нас, ребята,

Ухо, удочка, утята…

Вот чему на первый раз

Научился первый класс.

                                      Л.Демьянов

- Учитель у меня в портфеле!

- Кто? Быть не может! Неужели?

- Взгляни, пожалуйста! Он тут.

Его учебником зовут

                                    В.Берестов

Над бумажным над листом

Машет кисточка хвостом.

А не просто машет,

А бумагу мажет.

Красит в разные цвета.

Ух, какая красота!

                                В.Берестов

Глупенький кораблик

В гавани ютится.

Плавать не умеет –

Не хотел учиться.

Он кораблик смелый,

Бури не боится,

Только знает мало –

Не хотел учиться.

Он в Карибском море

Может заблудиться,

Потому что в детстве

Не хотел учиться.

                         В.Викторов

                        (перевод с испанского)

Букву «А»

За первой партой      

Посадили перед картой,

А на карте –

Вся Земля –

Реки, горы и поля.

И спросили, кем она

Стать мечтает, буква «А»?

- Я хочу быть агрономом,

Я смогу и астрономом,

Архитектором, артистом

И еще… аквалангистом!

А какие вы слова

Знаете на букву «А»?

Вновь Октябрь в золото

Листья облачил.

Значит, День учителя

Снова наступил!

Много в мире праздников,

Всех не сосчитать.

Только День учителя

Каждый должен знать.

И спешит с улыбками

В школу детвора,

Ведь сегодня добрые

Все учителя.

И оценки лучшие

Можно получать!

Все предметы школьные

Выучили школьники

Только лишь на «пять»!

                               Л.Чадова

Школьный учитель!

Этим словом

Каждый бывает согрет:

Сталевар, хлебороб, строитель,

Космонавт, ученый, поэт…

Учитель!

Пусть тебя стократ

Восславят, возблагодарят

И вознесут на трон

Из песен,

Чтоб с каждым поколеньем

Впредь

Тебе волшебно молодеть

В труде,

Который так чудесен!

Пусть в День учителя сегодня

Сияет солнце в небесах,

А праздник светлый и веселый

Навек останется в сердцах!

Мы любим Вас и уважаем,

И помним каждый день и час.

Спасибо Вам за пониманье

Сегодня скажет целый класс

Приложение №5.

Конспект занятия по рисованию для детей подготовительной группы на тему: «Здание школы»

Задачи:

  1. Продолжать учить рисовать большое здание, передавать прямоугольную форму стен, ряды окон на основе впечатлений.
  2. Продолжать   развивать  у детей интерес, расширять представления о школе.
  3. Совершенствовать умение изображать предметы по памяти.
  4. Развивать художественное восприятие, мышление, память, воображение.
  5. Воспитывать самостоятельность.

Предварительная  работа:

  • Экскурсия к зданию школы.
  • Рассматривание картины «Школа».
  • Рассматривание иллюстраций на тему: «Скоро в школу».
  • Наблюдение на прогулках с воспитателями, с родителями;
  • Рассматривание домов, различных зданий.

Материал к занятию:

Простой графитный карандаш, цветные карандаши,  листы бумаги.

Ход занятия:

- Ребята, на прошлой неделе мы ходили на экскурсию к школе.

Давайте вспомним еще раз, что мы там видели. Расскажите мне о здании школы. Какое оно? (Спросить детей о форме здания, расположении в пространстве. Уточнить расположение частей – окон, дверей,  входа в здание, крыльца, крыши).

Сегодня мы будем рисовать то, что больше всего вам запомнилось во время экскурсии. Мы будем рисовать здание школы, с большим количеством прямоугольных окон, с широким крыльцом и входом в школу, здание школы со школьным двором.

Перед вами альбомные листы, цветные карандаши. Постарайтесь, чтобы ваши рисунки были выразительными, яркими, красочными, на весь альбомный лист.

(Дети садятся за столы. Напомнить приемы рисования простым карандашом – не нажимая сильно, легонько для выделения контуров здания, окон; и приемы закрашивания, по-разному нажимая на карандаш с целью получения оттенков, цветов.)

Физкультминутка

 (в середине занятия)

«Мы сегодня рисовали»

Мы старались, рисовали,

А теперь все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Затем пальчики сожмем, -

Снова рисовать начнем.

Наши пальчики встряхнем –

Сядем и рисовать опять начнем.

        В конце занятия рассмотреть все рисунки на ковре, предложить детям выбрать самый красивый рисунок. Почему этот рисунок самый лучший? У …… в рисунке все линии ровные, использованы все оттенки цветов, выполнен рисунок очень аккуратно.

Вы все постарались, молодцы!

А мне больше всего понравился рисунок….. Он нарисовал не только школу, но и цветник перед школой, спортивную площадку и учителя физкультуры.

                             

 Приложение № 6.

Пословицы, поговорки о книгах, учении и труде.

Азбука – к мудрости ступенька.

Азбуку учат – на всю избу кричат.

Без терпения нет умения.

Без терпения нет учения.

Без ума голова – котел.

Без ума голова – лукошко.

Большому уму и в маленькой голове не тесно.

Век живи – век учись.

Грамота – второй язык.

Грамоте учиться – вперед пригодится.

Есть и читать вместе – память проглотишь.

Знание лучше богатства.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Кулаком победишь одного, а умом – тысячи.

Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – жизнь потерял.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Не спеши языком, спеши делом.

Не сиди сложа руки, не будет скуки.

Знай больше, а говори меньше.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Тот, кто учен, от тысячи бед защищен.

Дорога та сила, которая уму послужила.

Ученье – путь к уменью.

Глупый осудит – умный рассудит.

Умелые руки не знают скуки.

Умный себя винит, глупый – своего товарища.

Нет скуки, коль заняты руки.

Без муки нет науки.

Умел ошибаться – умей и поправляться.

Лучше ученый, чем золоченый.

Не учись разрушать, а учись строить.

У дружбы нет границ, у знаний нет дна.

Делано наспех – сделано на смех.

Хорошо того учить, кто хочет все знать.

К большому терпению приходит и умение.

Почитай учителя, как родителя.

Ученику удача – учителю радость.

Сила ломит все, а ум – силу.

Без труда нет плода.

Кто не стыдится спрашивать – узнает многое, кто стыдится спрашивать, забудет  то, что знал.

По одежке встречают, по уму провожают.

Повторение – мать учения.

Сам не научишься – никто не научит.

Что написано пером – не вырубишь топором.

Ум – разума подспорье.

Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать.

Приложение № 7

Загадки  о  школе  и школьных  принадлежностях.

Палочка волшебная

Есть у меня, друзья,

Палочкою этой

Могу построить я:

Башню, дом и самолет

И большущий пароход!

                           (карандаш)

Если ей работу дашь –

Зря трудился карандаш.

                           (резинка)

Сговорились две дуги

Делать дуги и круги.

                            (циркуль)

Маленький Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом ткнет,

Там черту проведет.

                           (карандаш)

Два конца, два кольца,

А посередине – гвоздик.

                          (ножницы)

У меня живут в темнице

Неразлучные сестрицы.

Если я пишу, читаю,

Их на службу призываю.

                          (очки)

Где живут АБВГД?

Тут живут АБВГД.

Видишь, дома сидят,

Из окошечек глядят.

                         (азбука большого формата)

Прилетели галки в поле

И уселись на снегу…

Стану я учиться в школе –

Разобраться в них смогу

                           (буквы)

Тридцать три родных сестрички –

Писаных красавицы.

На одной живут страничке

А повсюду славятся.

                          (буквы)

В коридоре топот ног,

То зовет всех в класс…

                           (звонок)

Я черный, красный, желтый, синий,

С начинкой твердой в древесине,

Я с острым ножиком дружу

И, что хочу, изображу.

                            (карандаш)

Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно,…

                           ( карандаш)

Веселятся Оля, Лена.

Это значит –

                           (перемена)

Портфель у меня

Не велик и не мал

Лежат в нем задачник,

Букварь и …..    (пенал)

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой.

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым.

                           (кисточки и краски)

В черном поле заяц белый

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Кто же этот заяц?

                              (мел)

Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.

                             (мел)

Если ты все будешь знать,

То получишь в школе …

                             (пять)

Быть должны всегда в порядке

Твои школьные …

                              (тетрадки)

Море есть – плавать нельзя,

Дороги есть – ездить нельзя,

Земля есть – пахать нельзя.

Что это?

                      (карта географическая)

Новый дом несу в руке,

Дверца дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные.

                         (портфель)

Стальной конек по белому полю бегает,

За собой черные следы оставляет.

                            (ручка)

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей – ка.

Можешь и нарисовать.

Кто такая я?

                            (тетрадь)

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Отсчитают все на свете.

                            (цифры)

Прямота – моя главная черта.

                           (линейка)

Приложение №8

Восемь советов родителям будущих первоклассников

1. Самое главное - поговорить с учительницей. Она должна стать «второй мамой», создать комфортную для учебы среду.

2.  Поговорить с родителями о том, что они думают об этом учебном заведении.

3.  Школа должна быть рядом с домом.

4. Зайдите на сайт школы и внимательно его изучите.

5. Новое школьное здание необязательно означает хорошую школу.

6.  Выбирая школу для гиперактивного или, наоборот, медлительного ребенка, нужно прежде всего выбирать учительницу. Она должна быть спокойной и уравновешенной.

7.  Домашнего ребенка, который не привык работать в коллективе, лучше отдавать в частную школу, где маленькие классы и учитель сможет уделить ему особое внимание.

8.  Болезненного ребенка лучше не отдавать в гимназию или языковую школу: процесс приготовления уроков превратится в каторгу.

Какими знаниями, умениями и навыками должен обладать ребенок при поступлении в школу?

Главный приоритет в вопросе образования ребенка на этапе его подготовки в школе, как и всего периода дошкольного детства, должен принадлежать общему развитию ребенка. Именно оно обеспечивает дальнейшую успешность обучения ребенка к школе. Это означает, что педагоги дошкольных образовательных учреждений и родители, дети которых идут и школу, должны заботиться, прежде всего, о том, чтобы у них были сформированы те общие способности и те качества личности, которые необходимы ребенку для осуществления принципиально новой для него деятельности - учебной.

Среди главных составляющих понятия «готовность к школе» - развитее любознательности и познавательной активности ребенка, умения самостоятельно думать и решать простейшие умственные задачи.

Интеллектуальная подготовка к школе предполагает не столько накопление определенной суммы знаний, умений и навыков по отдельным предметам, сколько формирование восприимчивости детей к знаниям, развитие у них личного опыта познания, проблемно-поисковой деятельности, элементарного экспериментирования. Главное в дошкольном обучении - развитие потенциальной способности узнавать новое, поэтому па этапе дошкольного детства знании, умения, навыки рассматриваются не как самоцель, а как средство умственного развития. Их объем не должен превышать возрастных возможностей детей и дублировать школьные учебные программы.

Важнейшими показателями уровня подготовки ребенка к школе являются хорошо развитые речь, восприятие, память, воображение, наглядно-образное мышление: умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребенка, сравнивать предметы, находить различия и сходство. выделять целое и его часть, группировать предметы по определенным признакам, делать простейшие выводы и обобщения и др.

Помимо перечисленного, для осуществления успешной учебной деятельности в первом классе необходимо, чтобы у ребенка были развиты волевые качества личности. Чтобы он в доступных для его возраста пределах управлял своим поведением, умел направлять свои усилия на решение учебных  задач, был организованным, понимал и выполнял правила, которые будут предъявляться ему учителем.                                              

Важно, чтобы будущий ученик умел общаться с окружающими людьми, был доброжелательным с другими детьми, взрослыми,  в том числе педагогами, и т.п.                            

Важно также, чтобы ребенок умел управлять своим телом, хорошо двигался и ориентировался в  пространстве, чтобы у него была развита мелкая моторика рук, а также были скоординированы движения руки и глаза.

Необходимо отметить также, что недопустимы проверки умения читать и писать при приеме ребенка в первый класс, которые ориентируют родителей и воспитателей детских садов на совершенно неверный путь подготовки ребенка к школе. Научить ребенка читать и писать - задача начальной школы.

  Приложение № 9

Немного об игре

Общаясь с родителями своих воспитанников, часто слышишь такие высказывания: "Детям скоро идти в первый класс, а вы все играете. Это несерьезно. Мы будем ходить на курсы подготовки к школе".

И вот вечером сын шести с половиной лет прячется от мамы в шкафу и кричит оттуда: "Не хочу в школу! Хочу играть!"

Через месяц мальчик уже не кричит, а тихо, беспомощно плачет.

Для многих родителей детская игра - пустое времяпровождение. Ребенка хвалят за написанную букву, за прочитанное слово и почти никогда - за игру.

Как объяснить взрослым, что игровая деятельность - основа психического развития дошкольника? В игре ребенок познает окружающий мир, развивается его мышление, речь, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания.

В игре формируется произвольность поведения. Посмотрите, как ребенок играет: подчиняется ли он правилам или своим желаниям, считается ли он с мнением других, адекватно ли реагирует на неудачу, и вы поймете, готов ли он к школе.  

Коллективная деятельность в классе предполагает общение с другими детьми, с учителем. Поэтому так важно, чтобы дошкольники умели распределять и разыгрывать роли, умели договариваться. Многие проницательные родители приводят в детский сад перед школой своего развитого не по годам ребенка, чтобы он научился быть членом детского коллектива, умел общаться с взрослыми.

Игра помогает сформировать у детей положительное отношение к школе, расширяет их представления об учебной деятельности. Интересно, что играя в школу, дети младшего возраста берут на себя роль учителя, старшие же дошкольники предпочитают роль ученика, так как эта роль им кажется особенно значимой.

Практика показала: "недоигравшие" дети приходят в школу с низким уровнем развития воображения, у них часто возникают не только учебные, но и психологические проблемы.

Так давайте дадим детям возможность "доиграть", чтобы учеба в школе стала успешной и принесла им радость.

История от Даши С., 6 лет 3 месяца. Посещает подготовительную к школе группу, занятия по подготовке к школе, музыкальную школу и дополнительные занятия по рисованию в детском саду. Все занятия посещает охотно... на первый взгляд.

- Жил-был мальчик Степа. Было ему всего полтора годика. Он еще не ходил, только ползал, в штанишки писал и говорить умел только три слова: мама, папа и киса. Он даже играть еще не умел ни во что; его только старшая сестра немного научила. Но он был большой и толстый, и родители решили его в школу отдать, чтоб Степа учился и пятерки получал, а они им бы гордились. А сначала отдали его на курсы, на пятидневку! Учительница там строгая-престрогая. Она спрашивает Степу: "Сколько будет сто плюс двести?" Степа не знает, что сказать, и плачет, плачет... Очень громко! Учительница позвонила родителям домой и говорит: "Заберите вашего мальчика. Он противно плачет и ничего не знает!" Родители рассердились, Степку отругали, телевизор смотреть ему не разрешили и на дргие курсы потащили, потому что ведь в школу все равно идти придется. Даже если Степа не захочет, его на коляске отвезут. И даже если заболеет, скажут: "Это ты нарочно кашляешь, чтобы в школу не ходить".

- Даша, ну и что же Степе делать? Как ему быть?

-  Ему, наверное, придется спрятаться где-нибудь и там сидеть и ждать, когда он вырастет. Тогда он сможет сам на работу ходить. И дом он купит далеко-далеко от школы.

    Приложение № 10

Анкета для родителей

Уважаемые мамы и папы!

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы нашей анкеты

на  тему:

«КАК ПОМОЧЬ УЧИТЬСЯ».

1.        Чему Вы больше отдаете предпочтение: обучению чтению, счету или общему развитию памяти, внимания, любознательности? Почему?

2.        Каким Вы желали бы видеть Вашего ребенка на пороге школы?

3.        С радостью ли пойдет Ваш ребенок в  школу?

4.        Готов ли, по Вашему мнению, Ваш ребенок к школе?

5.        Что Вас больше всего беспокоит по вопросу подготовки ребенка к школе?

6.        Как часто он задает Вам вопросы? Какие?

7.        Отражает ли он впечатления в разных видах деятельности?  Приведите примеры.

8.        Чем интересуется Ваш ребенок больше всего?

9.        Трудно ли Вам удается воспитать в ребенке умение управлять собой? Почему?

10.        Какие знания, умения, навыки Ваш ребенок должен приобрести в детском саду, чтобы ему было легче учиться?

11.        Готовите ли Вы ребенка к обучению в   школе.

                               

  Приложение № 11

Рекомендации родителям будущих первоклассников

•  Испытывать уважение к ребенку как к личности.

•  Сохранять доброжелательную эмоциональную атмосферу в семье.

•  Развивать и поддерживать интерес ребенка к обучению.

•  Убеждать ребенка соблюдать правила поддержания здоровья, развивать необходимые для этого навыки.

•  Поощрять успехи ("Ты сможешь, ты способен"), не акцентировать внимание на неудачах при обучении.

• Не требовать любой ценой только высоких результатов и оценок.

•  Объяснять, как важно получать новые знания и развивать свои способности.

•   Не наказывать ребенка ограничением его двигательной активности (не запрещать гулять вместе с другими детьми на свежем воздухе).

• Строго придерживаться режима дня.

•  Перенести на субботу просмотр телевизионных передач, компьютерные игры (с целью ограничения  времени  пребывания  в статичной позе).

•  Совершать в выходные дни семейные прогулки на свежем воздухе, выезды на природу, по возможности организовать посещение бассейна.

•  Во время выполнения домашнего задания  (не более 90 минут)  проводить физкультминутки, следить за осанкой ребенка.

•   Для  мобилизации  внимания  ребенка напоминать правило "Успеваек":

"Делай все скорее сам, не смотри по сторонам,

Делом занимайся, а не отвлекайся!"

• Два раза в неделю выполнять с ребенком комплекс из семи упражнений для укрепления мышц спины, плечевого пояса и живота (с целью сохранения правильной осанки).

•  Вместе с ребенком как можно чаще делать "пальчиковую" гимнастику, используя песенки для улучшения вентиляции легких и поддержания хорошего настроения.

•        Проводить релаксационную гимнастику с использованием аудиозаписи звуков природы (лежа на спине в расслабленном состоянии с закрытыми глазами, в течение 10 минут).

• Следить, чтобы после школы ребенок гулял на свежем воздухе 30-60 минут.

•   Обеспечить отход ребенка ко сну не позже 21.00.

•  За 10 минут до отхода ребенка ко сну проветрить комнату. По возможности провести аэроионизации помещения с помощью лампы Чижевского в течение 15-20 минут.

•  Перед сном предложить ребенку принять ванну с водой комфортной температуры, при этом следить за тем, чтобы он закрыл глаза и лежал не двигаясь.

•  Для снятия возбуждения перед сном можно использовать аромалампу с маслом лаванды (2-3 капли).

•  Посидеть на кровати рядом с ребенком; мягко, плавно погладить его по спине вдоль позвоночника, поцеловать, сказать, что завтра все будет хорошо, все у него получится, что он очень умный и добрый.

• Следить, чтобы пробуждение ребенка было плавным (он должен полежать в кровати не менее 10 минут; ставить будильник у изголовья детской кровати противопоказано).

•  Проводить с ребенком водные гигиенические процедуры, а после проветривания комнаты - утреннюю гимнастику под музыку.

•  Перед завтраком дать ребенку выпить стакан фруктового или овощного сока.

•  Использовать при приготовлении блюд продукты, богатые минералами и микроэлементами, белками, легкими углеводами, витаминами.

•  В период риска заболевания ОРВИ давать в виде добавки к супам чеснок и зеленый лук.

•  Обеспечить ребенка одеждой из натуральных волокон, чтобы она способствовала полноценному  кожному дыханию  и   правильному теплообмену.

•   Нужно убедительно  сказать  ребенку, что после физкультуры необходимо снять спортивную майку и надеть сухую сменную.

• Предупредить ребенка, что сразу после физкультуры нельзя пить холодную воду (если очень хочется пить, взять в столовой теплый сладкий чай с лимоном).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»

Цель: ознакомить родителей с понятием "психологическая готовность к школе", что оно включает; обсуждение точек зрения родителей, педагогов на роль семьи в период ожидания школы; повышение психол...

Формирование мотивационной готовности детей с нарушением зрения к обучению в школе.

Методические рекомендации, мониторинг  и особенности готовности детей с нарушением зрения к обучению....

Справка по итогам фронтального контроля «Готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе »

Справкапо итогам фронтального контроля«Готовность  детей старшего дошкольного возрастак  обучению в школе » Во исполнение плана контрольно-аналитической деятельности в период с  15...

«Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»

Цель: ознакомить родителей с понятием "психологическая готовность к школе", что оно включает; обсуждение точек зрения родителей, педагогов на роль семьи в период ожидания школы; повышение психологичес...

Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Безусловно важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным к ней. Однако готовность к школе не сводится к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность к ней, к новым...

«Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»

Родительское собрание на тему:«Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе» Цель:1. Познакомить родителей с понятием «психологическая готовность к .шко...

Программа формирования социальной и психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе: "В школу с улыбкой!"

Поступление ребенка в школу — один из наиболее важных и трудных этапов в жизни детей. Любой период жизни человека обладает самоценностью и уникальностью. Психическое развитие – это процесс...