перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста
рабочая программа

Лоскутова Светлана Петровна

перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vkr_perse_plan.docx50.38 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста

по формированию   экологической культуры.

Месяц

Тема и содержание занятий по экологии

Музыкальная деятельность

Продуктивная деятельность

Работа с семьей.

С

е

н

т

я

б

р

ь

Тема 1: “Планета Земля в опасности!”.

Дать детям представление о том, что планета Земля – это огромный шар. Большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди. Таких материков несколько: Америка, Африка, Австралия, Европа, Азия, Антарктида. На земном шаре есть два полюса: Северный и Южный. На планете Земля обитают много живых существ: в океане и на морях живут рыбы и морские звери, на суши (материках) растут растения, обитают разные животные (наземные, водные, воздушные), живут люди. Всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух.

Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, земля, воздух стали грязными. Всем трудно дышать. Люди и животные болеют. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться

Слушание

“Утро” Э. Григер.

Коллективная работа

Изготовление самодельного глобуса (На голубом шаре наклеить вырезанные материки из контурных карт).

Отметить полюса.

Рисование на тему

“Букет ромашек, божья коровка и птичка”.

Задание на дом:

поговорить с родителями о нашем поселке, области. Спросить: в опасности наш край или нет? Что ему угрожает? Нужно ли ставить рядом с названием поселка значок

SOS ?

С

е

н

т

я

б

р

ь

Тема 2: “Что такое природа? Живая и неживая природа”.

Закрепить и развивать далее знания о природе. Дети учатся отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы от объектов неживой природы.

Знакомятся с основными природными компонентами и их связями. Играют в игру “Живая и неживая природа”, “Угадай, что в мешочке”. проводят опыт: гром и молния, где воспитатель помогает детям понять интересное природное явление – гром и молнию.

В ежедневнике наблюдения за сезонными явлениями природы, осматривание растительности и животного мира участка, работы с календарем.

Исполнение песни

“Дедушка Ежик”.

Муз. В. Волкова,

Сл. народные.

Танец – хоровод

“На горе – то калина”.

Рисование на тему “Фруктовая сказка”.

Аппликации “Дары осени”.

Родители вместе с детьми рисуют иллюстрации к стихотворению Л. Дайнеко: “Вот на земле огромный дом, под крышей голубой”.

Принести из дома объекты “не природы» (кусочек гранита, кирпича и др.)

С

е

н

т

я

б

р

ь

Тема 3: Целевая прогулка к речке: “Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях”. Продолжить знакомить детей с разнообразием животного мира и связью с условиями их обитания. Возле реки обратить внимание на сырость: влажную почву, обилие влаголюбивых растений, мошкару. Рассмотреть как лягушки передвигаются, какая их внешность, почему они могут делать такие большие прыжки, когда их хорошо видно и когда они совсем незаметны. А в саду рассмотреть вопросы: как зимуют, как из икринки развивается головастик, который потом превращается в лягушонка.

Исполнение песни “Здравствуй осень!”.

Изготовление бус из ягод рябины

Дом задание:

в выходные дни, выезжая с родителями в лес, поискать лягушек, обратить внимание на их окраску, посмотреть как они скачут по земле, среди каких растений встречаются, есть ли в этом месте водоем.

О

к

т

я

б

р

ь

Тема 4: “Любите землю - матушку”.

 Воспитатель объясняет детям, что только любовь к земле и труд дают возможность людям выращивать в достатке продукты питания. Рассказывает детям о наиболее простых приемах земледелия. Знакомит детей с добрыми отношением к земле, учит их, что нужно делать, чтобы поддерживать ее плодородие, чтобы урожай был качественным. Загадывают загадки об овощах. Имитируют движения работы в огороде. Затем проводят опыт “пар – тоже вода”. Берут термос с кипятком. Открывают его, чтобы дети видели пап. Доказывают, что пар – это тоже вода. Помещают над паром стекло, на нем образуются капельки воды.

Песня “За грибами”. В. Селунев.

Песня “Листопад” Потапенко.

Рисование на тему “Ветка рябины”.

Родители вместе с детьми подбирают пословицы о земле, труде

О

к

т

я

б

р

ь

Тема 5: Начинаем читать книгу “Экология в картинках”.

Дать детям представление о том, что в книге рассказывается о “доме” для различных живых существ: растений, животных, людей. Сберегая их “дом” - условия в которых они живут, мы сбережем живые существа.

Учить детей слушать чтение познавательной книги, правильно понимать ее содержание, отвечать на вопросы, опираясь на текст рассказа. Учить детей рассуждать, делать предложения, слушать высказывания других.

Танец “Травушка - муравушка”.

Рисование на тему “Не обижайте муравья”.

Обсудить с детьми: почему в наших лесах не живут крокодилы, слоны, обезьяны, белые медведи. Изготовление самодельной книги “Экология в картинках”

Задание: вместе с детьми нарисовать животное или растение которое не встречается в наших лесах.

О

к

т

я

б

р

ь

Тема 6: Экскурсия в парк: “Как растения готовятся к зиме”.

 Дети на экскурсии в парке любуются деревьями. Воспитатель формирует у детей представления о состоянии растений осенью, дает знание о плодах и семенах конкретных деревьях, кустарниках, травянистых растений, показывает приспособления семян к распространению. Уточняет представление детей об условиях жизни растений осенью. Учит устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений. Продолжает знакомить с трудом взрослых в парке по уходу за растениями осенью.

Проводится экологическая игра: “Кто больше запомнит”, где дети учатся находить предметы по описанию.

Ежедневные наблюдения за сезонными явлениями природы, осматривание растительности и животного мира определенного характера, работа с календарем.

Пение “Осень бродит по лесам”. Муз. Е. Тиличеевой

Рисование на тему: “Унылая пора! Очей очарование!”.

Сбор осенних листьев гербария

Изготовление гербария из веточек с ярко окрашенными листьями.

Наблюдать за погодой в субботу и воскресенье и зарисовывать ее значками на бумаге, принести в понедельник в детский сад.

О

к

т

я

б

р

ь

Тема 7: Комплексное занятие. “Беседа об осени”.

Сформировать у детей обобщенное представление об осени как о времени года, когда заметно меняются условия жизни для живых существ (укорачивается день, становится холоднее и др.). Растения и животные приспособились к этим изменениям: лиственные деревья и кустарники сбрасывают листву, насекомые прячутся и замирают, перелетные птицы улетают в теплые края. Некоторые звери залегли в спячку, другие сделали запасы пищи. В полях, на огородах в садах убирают урожай. Учить детей по значкам и рисункам календаря описывать события природы.

Слушание музыки И. П. Чайковского “Времена года”.

Пение “Что осенью в корзине”.

Музыкальная игра “Что нам осень принесла”

Коллаж “В осеннем лесу”

Оформление совместной выставки “Осень золотая”.

Родители помогают подобрать иллюстрации на темы “Птицы леса”

Н

о

я

б

р

ь

Тема 8: “Обитатели нашего уголка природы”

Уточнить виды растений и животных, которые имеются в уголке природы. Формировать представление: растения и животные – живые существа. У них есть потребности в определенных условиях: для растений это тепло, свет, вода, питательная почва; для животных – их пища, вода, место, где они строят гнездо, едят, отдыхают. Если условия соответствуют потребностям, то растения и животные остаются живыми, хорошо себя чувствуют, растут и приносят потомство. Обитателям уголка природы условия жизни создают люди (воспитатель, дети), они заботятся о них, ухаживают. В свою очередь, и людям полезно для здоровья находится в помещении, где много зеленых, цветущих растений, красивый аквариум, поющие птицы.

Цикл наблюдений за аквариумными рыбками. (Начинается на этой недели, продолжается в последующие) “Кто живет в нашем аквариуме ?”, “Что есть в аквариуме и кому это надо ?”, “Что и как едят рыбы?”.

Слушают музыку Д. Лолей “Одинокий пастух”.

Музыкальная игра “Журавль с журавлятами”

Опытническая – деятельность “Определение возраста рыб”.

Рисование на тему: “Тайна подводного царства”.

Родители вместе с детьми выращивают овес, просо, для корма попугая в группе .

Родители вместе с детьми рисуют иллюстрации по теме “дом для рыб”.

Н

о

я

б

р

ь

Тема 9: “Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения”.

Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге: одним растениям с мягкими тонкими листьями требуются много влаги, они родом из влажных мест, их надо часто поливать, а некоторые – еще и опрыскивать; другие с плотными толстыми листьями, стеблями – засухоустойчивые, они родом из засушливых мест, поэтому их следует поливать реже, чем остальные растения. Толстые листья, стебли, иногда колючки вместо листьев – это приспособленность засухоустойчивых растений к запасу воды и малому ее расходованию. Поливать комнатные растения надо по-разному – в соответствии с их потребностями во влаге.

Учить детей рассматривать особенности внешнего строения растений и на этой основе относить их к засухоустойчивым  и к влаголюбивым.

Музыкальная дидактичная игра “Листочки”.

Слушание “Вальс цветов”.

Конструирование из бумаги “Цветы моей мечты”.

Рассмотрите вместе со своими детьми дома особенности внешнего строения комнатных растений и на этой основе определите какие из них засухоустойчивые, какие влаголюбивые.

Н

о

я

б

р

ь

Тема 10: Цикл наблюдений за рыбками “Какие наши рыбки?”, “Как рыбы плавают?”.

1. “Через добрые дела можно стать юным экологом”.

Раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах, что бывает хорошие и плохие поступки. Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных) в детском саду и дома, создает для них хорошие условия жизни.

2. Ежедневные наблюдения за сезонными явлениями природы, осматривание растительности и животного мира определенного участка, работа с календарями.

3. Цикл наблюдений за рыбками. “Как рыбы отдыхают и спят?”, “Как дышат рыбы? Легко ли им дышать?”

Праздник “Осень золотая”.

Слушание “Осень”. Александрова.

Пение “Осень” А. Артюнова

Сл. В. Семернина

Лепка на тему “Золотая рыбка”.

Наблюдать за погодой в выходные дни и зарисовывать на бумаге, принести в понедельник в детский сад.

Д

е

к

а

б

р

ь

Тема 11: Комплексное занятие. “Беседы о лесе”.

Уточнить и расширить представление детей о лесе. В лесу растет много разных деревьев, кустарников, травянистых растений, лесных ягод и грибов. В лесу живут разные животные: хищные звери (волк, лиса, медведь, рысь, куница), животные, которые питаются растениями или насекомыми (лось, заяц, белка, лесная мышь, еж, лягушка, ящерица), лесные птицы (сорока, соловей, сова, синица, дятел, клест), насекомые (муравьи, жуки, гусеницы, комары).

  Лес – это общий дом для растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнезд, нор. Леса бывают разные: смешанные – в них растут лиственные и хвойные деревья. Бывают березовые, дубовые рощи, сосновый бор, тайга. Лес по – разному выглядит в разное время года. Он всегда красив, поэтому многие художники любят рисовать лес.

Воспитывать у детей интерес к жизни леса. Учить видеть красоту лесного пейзажа на картинах.

Слушание музыки “Утро” Э. Григер.

Лепка на тему “Мишка косолапый по лесу идет”.

Начать изготовление плакатов на тему “Сохраним елку – красавицу наших лесов”.

Д

е

к

а

б

р

ь

Тема 12: “Цепочки в лесу и невидимые весы”.

Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Дать знание о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга. И то что началом пищевых цепочек являются растения, это самое главное звено в цепочке.

Ритмические упражнения “Снег - снежок”.

Аппликация на тему “Новогоднее веселье”.

Предложить родителям вместе с детьми понаблюдать для кого плодовые деревья или сада стали “домом” или “столовой”.

Д

е

к

а

б

р

ь

Тема 13:   “Дуб и сосна”.

1. Давать детям представление о взаимосвязях животных организмов. Рассказать, что жизнь одних из них связана с дубом, жизнь других – с сосной. Обратить внимание детей на то, что с каждым из деревьев связаны разные организмы: растения, животные (причем – разные птицы, насекомые, звери) грибы. Рассказать о возможных последствиях рубки отдельных деревьев и лесов в целом. Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые они разносят.

2. Ежедневные наблюдения за сезонными явлениями природы, осматривание растительности и животного мира определенного участка, работа с календарем. Подкормка птиц на участке.

Игра музыкальная “Мыши и мышеловка”.

Изготовление плакатов на тему “Сохраним елку – красавицу наших лесов”.

Наблюдать за погодой в выходные дни и зарисовывать ее значками на бумаге, принести в понедельник в детский сад.

Д

е

к

а

б

р

ь

Тема 14: “Экскурсия в зимний лес”.

1. Дать представление о лесе как сообществе множества растений и животных проживающих на одной территории. Показать многоярусность смешанного леса: верхний ярус – высокие деревья, ярус пониже – высокие кустарники и подрастающие деревца. Нижний ярус – это трава, кустарнички. Зимой этот ярус бывает под снегом. В зимнее время деревья и кустарники находятся в покое (не растут, не цветут), так как условия жизни недостаточны: очень холодно, мало света, вместо воды снег. Они приспособились – сбросили листву и отдыхают. На всех ярусах живут животные, лес – это их дом. В зимнее время на снегу можно увидеть следы их деятельности. Растения животные одного леса связаны друг с другом, живут как одно сообщество. Люди, приходящие в лес, - это гости, они должны вести себя скромно, соблюдать правила, чтобы не нарушать жизнь хозяев.

Воспитывать у детей познавательный интерес, бережное отношение к природе, развивать чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа.

2. Акция “Зеленая елочка – живая иголочка”.

Песня “В лесу родилась елочка”.

Рисование на тему “Очарован лес стоит”.


Конспект занятия

Тема:  Планета Земля в опасности.

Цель: Дать детям представление о том, что планета Земля – это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди. Таких материков несколько: Америка, Африка, Австралия, Европа, Азия, Антарктида. На земном шаре два полюса: Северный и Южный.

На планете Земля обитают много живых существ: в океане и на морях живут рыбы и морские звери, на суши (материках) растут растения, обитают разные животные (наземные, водные, воздушные), живут люди. Всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух.

Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, земля, воздух стали грязными. Всем трудно дышать. Люди и животные болеют. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться.

Развивающая среда: глобус, плакат SOS, флажок SOS. Грамзаписи: Д. Лолей “ Одинокий пастух”,  “Капли дождя” Э. Марикони.

Содержание

Включается грамзапись музыки Эрио Марикони “Капли дождя”. Воспитатель читает стихотворение:

Наш дом родной, наш общий дом –

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг:

Тут – речка, там – зеленый луг.

В лесу дремучем не пройдешь,

Воды в пустыне не найдешь!

А  где – то снег лежит горой,

А где – то жарко и зимой...

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря –

Все называется Земля!

А если в космос ты взлетишь,

Ты из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой,

Любимую планету!

Давайте вместе с вами посмотрим на модель нашей планеты. Как мы назовем модель земного шара? (Маленькую копию земного шара?)

Дети: Глобус!

Наша планета – это огромный – преогромный шар. Такой большой, что нужно много – много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.

Прежде всего, на Земле есть два полюса.

Короной снежной с двух сторон

Наш шар прекрасный окружен!

Два полюса, два братика –

Антарктика и Арктика!

(Северный и Южный полюс)

Чтоб полюса мне не искать,

Должны вы их скорей назвать,

Потом на шаре показать.

Воспитатель:         А теперь вопрос такой:

                                 Так почему же голубой

Наш общий дом, наш шар земной?

(Потому, что большую часть поверхности Земли покрывает вода.)

Из недр Земли забил родник,

Ручьем хрустальным ставший вмиг...

Спешат ручьи, вперед бегут,

И вот рекой уже текут!

Река течет не как – нибудь,

А прямо к морю держит путь...

И море, как огромный рот,

Все воды в себя вольют!

Ну, а потом их примет сам

Необозримый океан!

И он омоет шар земной

Водою чистой, голубой.

Может быть, вы знаете, как называются некоторые моря и океаны?

Земля – это не только вода, но и суша. Это огромные материки, где живут звери, птицы, где растут деревья и цветы, где высятся горы и дышат жаром пустыни.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает материки: Африку, Америку, Австралию, Европу, Азию, Антарктиду.

Вопросы:

1. Чего больше на земном шаре – воды или суши?

2. Кто живет в морях и океанах? А на суше живет кто – нибудь?

3. А где на земном шаре живем мы с вами?

4. Где наш материк, где на нем место, которое занимает наш город? Как называется наш город?

5. Как называется наша страна?

6. Как называется главный город России?

Воспитатель показывает города на глобусе.

Воспитатель:  Все мы – люди, животные, птицы, растения – жители Земли!

Ну, а теперь о самом важном:

Взглянуть на нашу Землю страшно!

Вода мутнеет с каждым днем,

А воздух! Сколько грязи в нем!

Когда – то чистый, голубой,

Теперь он грязный и больной!

Погибнуть может все живое!

Земля, что сделали с тобой?!...

Пусть знак беды у нас отметит

Больные точки на планете!

Наша планета Земля в опасности. На ней много больных мест. Это получилось потому, что люди построили много заводов, фабрик, электростанций, атомных станций. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязняет дым, который выходит из труб в небо, газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки, моря и загрязняют их, нефть из танкеров во время аварий проливаются в воду морей и океанов. Так загрязняется наша Земля. От этого загрязнения гибнут животные, растения, болеют люди. Гибнет природа. Наша планета в опасности! Она требует помощи. Вы знаете сигнал бедствия? (ответы)

Я вам скажу: SOS  (показывает плакат). Это призыв о помощи. Как же мы с вами можем помочь нашей планете?

Чтобы помочь ей, надо научиться любить природу, любить ее с детства, научиться понимать, как живут все живые существа. Этим занимаются люди – экологи. Хотите стать юными экологами? Я вам сейчас покажу два места в нашей стране, которые надо спасать.

Далеко в Сибири есть озеро Байкал. Это очень красивое глубокое озеро. Сейчас оно загрязнено. Люди не только в нашей стране думают, как его спасти.

На юге нашей страны есть Аральское море. С ним другая беда. Воды в нем с каждым годом становится все меньше и меньше, оно усыхает. Сейчас люди думают, как его спасти.

Аутотренинг

Ребята, вы утомились, волновались, знакомились с нашей планетой Земля и ее бедами. Давайте отдохнем, закроем глаза, послушаем музыку (запись Д. Лолей “Одинокий пастух”).

Ярко светит солнце,

Дует легкий ветерок,

Я вздыхаю его чистый,

Свежий воздух.

Колышутся травы.

Надо мною гордо кружат птицы.

Мне хорошо и приятно.

Я хочу жить в мире с природой.

Я буду другом и защитником

Всему живому.

Дома поговорите с родителями о нашем городе. Спросите: в опасности наш город или нет? Что ему угрожает? Завтра скажете, надо ли ставить рядом с названием нашего города значок SOS.

Формирование экологической культуры у детей  старшего дошкольного возраста.

Рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Уважаемые педагоги!

Катастрофическое учреждение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой, противопоставив ее господствующей ныне психологии потребления, прагматизму и эгоизму. В этом процессе воспитанию принадлежит заглавная роль, поскольку тот или иной уровень культуры человека – общий или экологический – есть результат воспитания, показатель человеческого в человеке, мерило его развития как существа разумного.

Над проблемой формирования экологической культуры  у дошкольников и экологического образования в целом работали ученые – Н. Н. Моисеев, А. И. Печчеи, Н. Ф. Реймерс, А. И. Васильева. Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях – И. А. Хайдуровой, П. Г. Саморуковой, Н. А. Рыжовой, И. В. Цветковой, С. Д. Деряюбко, В. А. Ясвина.

Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, направленный на усвоение систематизированных знаний об окружающей среде, умений и навыков природоохранной деятельности, формированию общей экологической культуры.

Для полноценного экологического развития ребенка, в том числе и средствам приобщения к экологической картин мира, необходимо тесное, сотрудничество педагогов и семей воспитанников. Родители должны знать, чем дети занимаются в образовательном учреждении, и в силу своих возможностей развивать и поддерживать, полученные знания у своих детей в домашних условиях.

Наиболее эффективно формирование экологической картины мира происходит при создании следующих условий:

1. Взаимодействие  педагога по экологии, педагога по изобразительному искусству, музыкального рисования. Мы рекомендуем согласовать учебно-воспитательные планы педагогов по экологии, по изобразительному искусству, музыкального руководителя. В перспективном плане мы рекомендуем следующую последовательность в работе: на первом этапе ознакомление с новым материалом, затем детальная проработка материала, после чего провести итоговое занятие, закончить процесс проведением праздника.

Например, занятие: “Планета земля в опасности! ”  (Приложение № 2) На этом занятие дети получили первоначальные знания о том, что планета Земля – это огромный шар. Большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями. Кроме того есть материки. На планете Земля обитают много живых существ: в океанах и морях живут рыбы и морские звери, на суши растут растения, обитают разные животные, живут люди. Дети узнают чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться. Знания, которые дети получили на занятиях по экологии закрепились в музыкальной и продуктивной деятельности музыкальным руководителем и педагогом по изобразительной деятельности.

2. Использование экспериментальной зоны. Это мини – музей, лаборатория “ Исток ”, для проведения опытнической деятельности.

Желательно, чтобы оформление мини – музея в группе, стало началом большой поисковой деятельности детей и взрослых, содержанием которой является предметы привезенные с мест отдыха, моря, из леса, грибы и т.д. В лаборатории мы проводим опыты, где раскрываем причину наблюдаемого явления, подводим детей к суждениям, умозаключениям.

3. Использование разнообразных форм (праздники, акции, игры – путешествия, экскурсии, викторины, аукционы, КВН,  “Поле чудес ”,  “Что, где, когда ”.

Устраивали для детей праздники на природе и о природе. Проводили их один раз в месяц или сезон. Например: “Осенние Узоры ”, “ Праздник осени ”,  “Праздник первоцветов ”,  “День птиц ” (фрагмент  “Аукцион  ” и  “Викторина  ”: См. приложение № 10)

Проводили природоохранные акции:  “Зеленая елочка – живая иголочка ”, “Украсим Землю цветами ” (22 апреля – День Земли). Дети рисовали плакаты в защиту ели, развешивали их, выращивали цветочную рассаду и высаживали ее на территории детского сада.

Мы широко применяли на практике игры – путешествия, в которой дети с помощью ТСО попадали на Северный полюс к медвежонку Умке, на дно океана в Подводное царство, в Африку, в лес к Боровичку, на озеро к Водяному, в космос к звездочке, в подземное царство к дождевому червячку.

С помощью таких игр мы объясняли детям такие темы как развитие живых организмов, их приспособленность к среде  обитания и друг другу; растения как птица для животных; правила поведения в природе.

Играли в имитационные экологические игры: “Экосистема лес”, “Экосистема луг ”, “Экологическая пирамидка ”.

 Чтобы повысить интерес детей к живым существам мы использовали соревновательные экологические игры. Они стимулировали активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурс – аукцион, конкурс – марафон, КВН, экологическая викторина,  “Поле чудес ”, “Что, где, когда? ”,  “Знатоки природы ”. Или вводили элементы соревнования: “Кто больше? ”,  “Кто быстрее? ”.

Мы считаем, что в работе с детьми по становлению экологической картины мира имеют дидактические игры: “ Лесные заморочки ”, Угадай по описанию”,“Птицы, звери, рыбы ”, “Природа и человек ”

Природоохранные игры: “Не рви и не уничтожай живое в природе ”, “Отходы и отбросы ”, “Вода ”, “Умеете ли вы обращаться с огнем ”, “Охрана атмосферы ”

4. Работа с родителями воспитанников по формированию у детей экологической картины мира. Мы рекомендуем использовать следующие приемы: совместные семейные проекты, например такие, как “Генеалогическое древо нашей семьи ”, “Семейная коллекция ”, “Доисторический лес ”, “Путешествие по карте ”;

Проведенная работа, дает положительный результат на основании контрольного этапа эксперимента, и может быть рекомендована в практике.

Желаем Вам успехов!

Список литературы:

  1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх – М: 1993.
  2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М: 2001
  3. Маневцова Л. М. Мир природы и ребенок. СПБ 1998.
  4. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве – М: 1995.
  5. Рыжова Н. А. Я и природа – М: 1996.
  6. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду – М: 2000.
  7. Шорыгина Т. А.  “Какие месяцы в году? ” – М: 2000

Цветущий луг

Место проведения: цветущий луг.

Время года: весна, лето.

Время проведения: 2,5 – 3 часа.

Участники: 8 – 12 детей.

Ведущие: 2 человека

Подготовительный этап. Подходящий для проведения занятий сухой обширный участок необходимо предварительно исследовать и определить, где располагается станции. Подыщите природные объекты, к которым необходимо привлечь внимание детей.  

Ход занятия.

Станция «Пищевая сеть»: Дети встают в круг. Один из ребят берет клубок ниток и называет какое – либо луговое растение или животное. Затем завязывает на нитке узелок, держит его в руке и бросает клубок другому ребенку, который         должен назвать следующий животный организм, обитающий на лугу и связанный пищевыми связями с предыдущим, и так далее.   Предлагает детям обсудить, что произойдет с другими организмами луга, как может быть разрушена экосистема луга, если исчезают отдельные виды растений и животных.

Станция «Как муравей ползет через луг». Каждый ребенок выбирает себе место и втыкает в землю палочки, к которым привязывает концы двухметрового шнура. Детям необходимо проползти вдоль своего шнура, не поднимая голову выше, чем на 20 см от земля. Ползти надо медленно, сантиметр за сантиметром. Так ребенок «превращается» в муравья, который совершает свое путешествие по двухметровому маршруту, делая необходимые для муравья наблюдения: кто тебе встретился?

Станция «Цветовая палитра природы». На картонной палитре ведущий и дети красками создают многоцветную картину. Затем ведущий выбирает на лугу наиболее цветистый участок, на котором дети наблюдают разнообразие природных красок, пытаются обнаружить как можно больше оттенков. Станция «Отгадай растения».  Один ребенок выбирает для себя какое – либо луговое растение. Остальные с помощью вопросов пытаются отгадать, какое это растение. Вопросы должны подразумевать только ответы «да» или «нет». Так дети самостоятельно обнаружат, на какие характерные признаки растения следует обратить внимание. Срывать растения во время игры не следует.

Станция «Фантазия «Луговые цветы». Каждый ребенок из белой и цветной бумаги вырезает цветок самой фантастической формы и расцветки. Дети могут сделать свои цветы ароматными с помощью духов – достаточно одной капли на цветок. Затем все цветы раскладываются на луговой         траве и представляются детям.

Во время занятия не забудьте о подарке имениннику. Хорошо, если он поможет ребенку в дальнейшем общении с природой. Подарите, например, луну, бинокль или тетрадь для записи наблюдений.

Конспект занятия

Тема: «Первоцветы»

Цель: закрепить знания детей о первоцветах, их  строении и отличительных признаках, о взаимосвязи живой и неживой природы, правилах поведения в природе.

Виды деятельности: работа со сказочными персонажем – игрушкой Старичка – Лесовичка, с иллюстрациями мать – и – мачехи и одуванчика; отгадывание загадок, чтение стихов, рассказа М. Пришвина «Золотой луг»; угощение детей салатом из одуванчиков; работа со знаками, обозначающими правила поведения в природе; рисование цветов одуванчика; подвижные игры: «Дождик, солнце и цветы», «Узнай растение по листву».

Ход занятия.

(Из – за ширмы выходит Старичок – Лесовичок).

Старичок – Лесовичок: Здравствуйте, ребята. Какое сейчас время года?

Дети: Весна!

Старичок – Лесовичок: А что происходит в лесу весной?

Дети: Тает снег, распускаются почки на деревьях, вырастает первые цветы.

Старичок – Лесовичок: Давайте поговорим сегодня о первоцветах. В большом конверте у меня для вас есть загадки, вопросы и игры. (Достает из конверта иллюстрации с изображением мать – и мачехи и одуванчика).

Старичок – Лесовичок: Какие цветы вы видите на картинках? (ответы детей)

(Старичок – Лесовичок задает вопросы, уточняя ответы)

  1. Чем отличаются цветы одуванчика от цветов мать – и – мачехи?
  2. А что вырастает раньше у одуванчика?
  3. А кто из вас знает, почему цветок назвали таки странным именем – мать – и – мачеха?

Верхняя часть листва мать – и – мачеха гладкая и всегда прохладная. Приложишь к щеке – холодновато. «Мачеха», - говорили в народе. А нижняя – всегда теплая и покрыта мягким пушком – «родная мать». (Достает из конверта листья мать – и – мачехи). Сейчас я посмотрю, угадаете ли вы, где мать, а где мачеха. (Проводится игра с листочками мать – и – мачехи).

Воспитатель: Давайте послушаем отрывок из рассказа М. Пришвина «Золотой луг». (Зачитывается отрывок из рассказа).

Старичок – Лесовичок: Как вы думаете, почему луг становится то золотым, то зеленым? Как реагируют цветы одуванчика на изменение погоды?

Ведущая: Ребята, что здесь за знаки? Кто их расставил?

Старичок – Лесовичок: Я поставил знаки и хочу, чтобы вы мне рассказали, что они означают. Как вы думаете? (Ответы детей)

Смотрите, выглянуло солнышко, запели птицы. (Включается записи голосов птиц.) Солнышко своими золотыми лучами приготовило краску. Спасибо, ребята, я очень рад, что луг стал вновь золотым. Предлагаю вам поиграть в игру «Дождик, солнце и цветы». Слушайте внимательно музыку, она вам подскажет, когда раскрыть цветок, когда закрыть. (Проводится подвижная игра под музыку.)

А теперь заглянем в конверт. (Из большого конверта достаем маленькие конвертики.) В конвертиках у меня рисунки цветов, а какие, вы должны узнать из стихотворений или загадок.

3. А в следующем конверте у меня близкие родственники белых подснежников. Как вы думаете, о каком растении идет речь? (Картинка с изображением пролески.)

4. Теперь угадайте цветы, которые зацветают, когда прилетают дикие гуси и утки. Какие цветы я спрятал в конверте? (Картинка с изображением гусиного луга.)

В моем конверте остались только рисунки листьев. ( Поочередно листья ландыша, сон – травы, гусиного луга, пролеска, подснежника размещаются на доске; ребятам предлагается подобрать цветы к листьям соответствующих растений.)

Путешествие в страну экологию.

Что лишнее?

1. Свет, тепло, вода, песок, почва. (Абиотические факторы/ компоненты – биокосное образование.)

2. Лес, луг, свалка, белка, одуванчик. (Природные объекты – антропогенный объект.)

3. Дятел, свет, сосна, лес, семена. (Объекты неживой природы – абиотический фактор)

4. Микроорганизмы, грибы, черви, кислород. (Живое – неживое.)

5. Сосна, шиповник, дуб, ландыш, липа. (Покрытосемянные растения – голосеменное растение.)

Почемучка

        1. Почему личинку жука – плавунца называют «водяным тигром»? (За нрав хищника и прожорливость.)

        2. Почему у некоторых хищных птиц птенцы разного возраста?  (Так родителям легче их прокормить)

        3. Какие птицы прилетают раньше: стрижи или ласточки? (Ласточки, так как они могут питаться насекомыми земли, а стрижи ловят насекомых, летающих выше, - такие появляются позже)

        4. Почему стрекоза считается самым прожорливым хищником? (За день стрекоза съедает в несколько раз больше, чем весит сама)

        5. Почему многие лестные птицы принимают «муравьиные ванны»? ( Чтобы избавится от паразитов)

        6. Почему зимой на реках и озерах следует делать проруби? (Чтобы рыба не погибли от недостатка кислорода)

7. Почему зимой надо подкармливать птиц? (Голод для птиц страшнее, чем холод)

Веселые сценки на лесной полянке

Ведущие – Леший и Баба Яга.

Аукцион.

1. Кто назовет больше пословиц и поговорок о птицах? (Свободен, как птица. Седой, как лунь. Ни пуха, ни пера. Гусь свинье не товарищ. Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Хватилась синица море поджечь. Всяк кулик свое болото хвалит. Воробья на мякине не проведешь. Птицу узнают по полету. Соловья баснями не кормят. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. Синица в избе – зима на дворе)

2. Кто назовет больше растений, в названиях которых есть имена птиц? (Вороний глаз. Куриная слепота. Куриное просо. Кукушкины слезки. Кукушкин лен. Гусиный лук.)

3. Кто назовет больше признаков перемен погоды, связанных с птицами? (Воробьи в пыли «купаются» - к дождю. В продолжительное ненастье защебетали птицы – к ясной погоде. Ласточки, стрижи низко летают – к дождю. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – к холодному лету. Ранний прилет грачей – к теплой весне. Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.)

Шуточная викторина

1. Как называют человека, говорящего много и приносящего пользу?  (Сорока)

2. Можно ли парусник утонуть во время шторма? (Нет, если это птица)

3. Когда температура тела воробья выше – зимой или летом? (Одинакова весь год)

4. Какая птица очень похожа на утку? (Селезень)

5. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить)

6. Назовите птицу – кашевара. (Сорока)

7. Назовите птицу с хорошим ночным кругозором. ( Сова)

8. Какая птица носит имя девочки? (Галка)

Неделя экологии

День первый «В гостях у Лесовика».

Материал. Костюм Лесовика. Карта местности. Планшеты и бумага для выполнения зарисовок и оригами, цветные карандаши или фломастеры – на каждого ребенка. Карточки с изображением обитателей леса. Пластиковые бутылки с питьевой водой. Лупы.

Предварительная работа. Разработка воспитателем маршрута и составление карты – схемы похода. Оборудование мест стоянок в соответствии с планом.

Утром во дворе детского сада детей встречает Лесовик (его роль исполняет взрослый) и приглашает их в путешествие по лесной тропинке.

Лесовик проводит с детьми зарядку, затем вручает им карту – схему своих владений (план местности, на котором условными знаками отмечены места стоянок, где дошкольников ожидают задания и сюрпризы – см. рис.1.)

Стоянка 1 – «Азбука леса 2».  Лесовик объясняет детям, что хозяева леса – его обитатели (растения, птицы, животные, насекомые), а люди – гости, которые должны знать и соблюдать определенные правила поведения. (В лесу нельзя кричать, рвать цветы, ломать ветки, разводить костер, сорить, разорять муравейники, трогать гнезда птиц и т. п.)

Стоянка 2 – «Загадки лесной поляны». Лесовик загадывает детям загадки о растениях леса, например: Ах, не трогай меня: Обожгу без огня! (Крапива.) Дети отгадывают загадку, находят растение на поляне.

Стоянка 3 – «Я тонкая травинка» (психологический этюд).

Лесовик предлагает детям представить себя травинкой (или цветком) и рассказать о том, что они чувствуют, когда их согревают лучи солнца (покачивает легкий ветерок; на них кто – то наступает и т. д.), подводя детей к мысли о необходимости бережного отношения к растениям.

Стоянка 4 – «Клад».  Дети находят клад – пластиковые бутылки с питьевой водой. Что делать, если нет стаканов или чашек?

        Используя примеры оригами, складывают стаканчики.

Стоянка 5 – «Разведчики».

В лесу у пня, суета, беготня – Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи.)

Дети отгадывают загадку и по словесной инструкции          Лесовик  рассказывает о повадках муравьев и пользе, которую они приносят лесу.

        Стоянка 6 – «Сюрприз». Используя лупы, дети рассматривают кору и листья деревьев разных пород, насекомых, цветы и т. п., рассказывают о том, что интересного они обнаружили.

        Стоянка 7 – «Лесные фанты».  Лесовик раздает детям карточки с изображением того или иного обитателя леса и предлагает мимикой и жестами показать его. Остальные должны догадаться, кто нарисован на картинке.

        Стоянка 8 – «Игры на опушке».

«Кто быстрее?»

Дети по сигналу Лесовика бегут наперегонки к определенному объекту.

«Кукушка».

Один из детей становится «кукушкой», прячется за деревом, кукует. Остальные должны его найти, ориентируясь на звук

«Найди такой же».

Лесовик, показывая лист растения, просит детей найти дерево или куст, на котором растут такие же листья, и назвать его.

После игр проводится упражнение на релаксацию, во время которого дети слушают звуки леса. Затем Лесовик провожает из в группу, обещая вернутся после дневного сна.

День второй. «Домашние любимцы».

Материал. Фотовыставка. Оборудование для ухода за обитателями живого уголка; книга о собаках.

Предварительная работа. Сбор фотографий животных, которые содержатся в семьях детей, и оформление фотовыставки «Домашние любимцы». Договоренность с ветлечебницей об организации экскурсии или приглашение в детский сад ветеринарного врача. Подбор и съемка видеосюжета о домашних животных силами родителей и сотрудников детского сада.

Утро начинается с посещения фотовыставки, билет на которую дети могут приобрести, отгадав загадку, повторив скороговорку или вспомнив пословицу о каком – либо домашнем животном.  

Во второй половине дня группе организуется просмотр видео сюжетов о домашних питомцах, предоставленных сотрудниками детского сада или подобранных педагогом.

День третий « В гостях у Водяного».

Материал. Кукла Водяной. Элементы Костюмов русалок (ленты, бусы и т.п.) Угощенье для детей. Оборудование для опытов с водой (емкость разной формы, анилиновые красители и т. п.)        

Утром детей будит Водяной (звучит аудиозапись песни из мультфильма «Летучий корабль»: Я Водяной, я Водяной, никто не водится со мной...

Дети, выслушав жалобы гостя, обещают помочь ему найти друзей к близлежащему водоему – месту обитания водных животных и растений.  

Вторая половина дня посвящена играм и опытам с водой. День завершается спуском на воду «Плота дружбы

День четвертый «На воздушном шаре».

Материал. Воздушные шары, один из которых заполнен гелем. Цветная бумага, ножницы, клей, цветные карандаши или фломастеры. Лист ватмана, раздавленный на квадраты, помеченные буквами и цифрами. Вырезанные из бумаги силуэты изображений ( завод, люди и животные).

Предварительная работа. Украшение группы воздушными шарами. Проведение беседы с детьми о воздухе, его свойствах, о перемещении воздушных масс (ветре). Оборудование на веранде участка «Центр управления полетом» («рация», столы и стулья для детей).

Утро начинается с сюрприза – групповая комната украшена воздушными шарами. Дети «проводят аэрофотосъемку» (см. рис. 2):  рисуют то, о чем сообщает педагог, и наклеивают готовые детали изображения (каждый ребенок оформляет один квадрат).

Воспитатель. Внимание! Наш воздушный шар поднялся над детским садом. Мы вас видим и шлем привет! Воздушные потоки несут нас вперед. Воздух на высоте значительно холоднее, чем на земле. Все, что мы видим с высоты, кажется меньше, чем на самом деле. Рядом с нашим шаром (квадрат 1А) плывет облако, похожее на самолет. Пролетали три ласточки. По окончании выполнения «аэрофотосъемки» воспитатель подводит детей к выводу, что воздушное пространство является частью природы и его следует беречь от загрязнения.

Во второй половине дня воспитатель делит детей на две команды, вместе с ними придумывает им названия («Ветерок» и «Облачко») и эмблемы, организует в спортивном зале конкурсы и соревнования.

«Дружная компания».

Каждый ребенок надувает воздушный шар, рисует на нем фломастером лицо и, используя дополнительные аксессуары (платки, шляпы, ленты, пленку из аудиокассет, шерстяную пряжу и т.п.), создает фантастический образ. Затем этим шарам украшает зал.

«Эстафета  с вертушками».

На лини старта капитаны команд собирают из готовых деталей вертушки. Пробегая с ними определенную дистанцию, передают эстафету следующим членам команд.

«Пушинки».

Дети соревнуются парами. Каждый паре выдают перышко, которое надо удержать в воздухе как можно дольше, дуя на него снизу.

 «Самолеты».

Участники складывают из бумаги модели самолетов и проводят с ними соревнование на дальность полета.

«Знатоки».

Дети отвечают на вопросы воспитателя по теме «Воздух»: Почему небо голубое? Почему облака движутся? Почему дождь бывает «косой. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов по итогам всех состязаний. Воспитатель отмечает вклад каждого ребенка в победу команды.

День пятый «Хоровод дружбы».

В первой половине дня с детьми проводится досуг.

Материалы. Стол со стрелкой и крутящимся игровым полем (барабан), конверты с заданиями. Элементы костюмов насекомых (для инсценировки сказки «Муха – Цокотуха»). «Волшебный мешок» с фигурками животных. Коробка с частями растений (лист клена, сережка березы, пух тополя, кора осины, хвоя сосны и ели, лист подорожника, цветок ромашки и т.д.). Аудиозапись пения птиц. Демонстрационный стенд.

Предварительная работа. Заучивание стихотворений, загадок.

        Дети по очереди подходят к игровому столу, крутят барабан. Воспитатель вскрывает конверты, на которых указывает стрелка. В них – задания, которые дошкольники должны выполнить, после чего педагог открывает на демонстративном стенде круги с изображением природных факторов (солнце, воздух и вода) или животных, принадлежащих к разным видам, обитающим на Земле.

                                Примерные задания.

Насекомое. Воспитатель показывает изображения различных насекомых, предлагает их назвать, вспомнить литературные произведения Затем показывают инсценировку сказки «Муха – Цокотуха» К. Чуковского.

Животные.

Воспитатель проводит игру «Волшебный мешок». Дети  по очереди ощупывают небольшие фигурки животных, которые в нем находятся, называя их. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков культурного поведения

Работая более 20 лет с детьми дошкольного возраста, непосредственное общение с родителями воспитанников, определенная осведомлённость о жизни детей, позволяют мне сделать вывод о том, что самым ценным...

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста (дополнительное образование по изодеятельности)

Перспективный план работы педагога дополнительного образования по изодеятельности...

"Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по ПДД"

1. Блок " Улица " ( сентябрь - октябрь )Цель: знакомство с улицей ( тротуар, проезжая часть, пешеходный переход..), обучение детей правилам поведения на улице и необходимым мерам предосторожности.Форм...

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста

"Формирование  у детей старшего дошкольного возраста морально-нравственных качеств через приобщение  к культуре и традициям русского народа"...

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по психомоторному развитию

Перспективный план предназначен для воспитателей групп старшего дошкольного возраста...