Проблемная лекция:
учебно-методический материал

Карапетян Татьяна Александровна

«РАЗРАБОТКА ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ППРС)ВДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnaya_lektsiya.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемная лекция:

«РАЗРАБОТКА ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

(ППРС)ВДОУ»

Цель: формирование у родителей знаний о предметно-пространственной развивающей среде в группе в соответствии с ФГОС.

Задачи: содействовать сплочению родительского коллектива. Вовлечение родителей в оформление ППРС в группе.

Дошкольный возраст в настоящее время рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности человека. Ребенок по своей натуре природный исследователь окружающего мира. Мир, в который приходит малыш, достаточно богат и разнообразен. Чтобы успешно жить в нем, надо много знать: разбираться в свойствах и качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношениях, явлениях окружающей действительности. Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды. Неудивительно, что этот мир оказывает свое формирующее воздействие на все стороны развития ребенка.

Таким образом, предметно - пространственная среда - составная часть развивающей среды дошкольного детства. Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к программе дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС ДО - это, прежде всего:

-образовательная среда - совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей;

-развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем), для развития детей дошкольного возраста, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

В соответствии с ФГОС групповые помещения условно должны быть разделены на три зоны:

  •  Спокойная зона: «Центр познания», «Уголок уединения», «Центр книги», «Центр природы».
  •  Зона средней интенсивности: «Центр конструирования», «Центр воды и песка», «Лаборатория», «Центр социально-коммуникативного развития», «Центр ИЗО- деятельности».

• Зона насыщенного движения: «Центр двигательной активности», «Центр музыки», «Центр театра», «Центр игры».

Каждая зона должна быть оснащена специальным оборудованием, пособиями и материалами.

Воспитатель: На данный момент для нашей группы актуально организовать зону насыщенного движения, так как от этого зависит здоровье наших детей. Поэтому мы хотим с вами совместными усилиями организовать эту зону в соответствии с ФГОС.

ПРЕДМЕТНО - ИГРОВАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

  1. Теоретическая часть.

Современные условия жизни и профессиональной деятельности предъявляют исключительно высокие требования к состоянию здоровья психической устойчивости, физическому развитию подготовленности человека к жизни (слайд 1).

Для достижения гармонии с природой, человеку необходимо учиться заботится о своем здоровье. Встает вопрос - когда необходимо начинать заботиться о своем здоровье? Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно, в этом возрастном периоде происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества, закладываются основы правильного физического развития и здоровья, его сохранения и укрепления с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

Здоровый образ жизни, культура здоровья включают в себя: настрой на здоровый образ жизни; двигательную активность; личную гигиену; умеренное и сбалансированное питание; ритмичность жизни; безопасность жизни.

Планомерная, выстроенная в системе работа по формированию основ культуры здоровья детей с использованием предметно - пространственной развивающей среды группы и всего пространства дошкольного учреждения в целом является необходимым условием построения системы здоровьесбережения детей в дошкольной организации.

Федеральный государственный стандарт на современном этапе дает свое определение развивающей предметно-пространственной среды. И требования предъявляемые ФГОС ДО к среде необходимо учитывать при ее создании, независимо для каких целей вы ее организуете (слайд 2).

Главной целью создания предметно-развивающей пространственной среды для формирования основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является создание условий для укрепления и развития физического, психического здоровья детей, развитию культурно - гигиенических навыков; приобщению к здоровому образу жизни.

Наполняемость этой среды в каждой возрастной группе имеет свои особенности. Они зависят от задач физического развития, предъявляемое образовательной программой ДОУ, а также решаемой годовой задачи учреждения - «Продолжать формировать основы физической культуры и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через использование современных образовательных технологий» (слайд 3).

При проектировании предметно-игровой среды, способствующей формированию основ культуры здоровья воспитанников, учитываются следующие факторы:

  •  индивидуальные социально-психологические особенности детей;
  •  особенности их эмоционально-личностного развития;
  •  индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  •  особенности физического развития и здоровья детей.

В группах могут быть оформлены:

1 .УГОЛОКИ ЗДОРОВЬЯ ИНФОРМАЦИОННЫЕ (слайд 4).

  1. УГОЛОКИ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ (слайд 5)
  2. УГОЛОКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (слайд 6)

Жизнь ребенка в группе должна быть насыщена разнообразными, плодотворными и результативными видами деятельности. Ребенок должен быть непрерывно и разнообразно занят. Он всегда находится в движении. И приобщение к основам культуры здоровья неразрывно связано с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Поэтому следует уделять особое внимание к наполнению «Уголков физического развития», оборудованием которое может использоваться для разнообразных организованных форм двигательной активности детей.

В практике детского сада существуют определенные требования к физкультурному уголку, его расположению. Известно, что одним из условий физического воспитания в дошкольном учреждении является создание материальной среды: рациональная планировка помещения, обеспечение мебелью и физическим оборудованием в соответствии с возрастом детей. Физкультурный уголок должен быть максимально приспособлен для удовлетворения потребности детей в движениях. К физкультурному утолку и его оборудованию предъявляются следующие требования: педагогические, эстетические, гигиенические. Одним из необходимых требований является обеспечение безопасности детей при использовании оборудования. Каждое пособие должно быть прочным, надежным, пригодным для эксплуатации. Прежде всего, в групповой комнате нужно правильно выбрать место для расположения физкультурного уголка. В целях безопасности его необходимо удалить от окон и дверей. Для того чтобы не мешать детям в других зонах, спортивный уголок не следует совмещать с уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей. Наилучшим решением проблемы является размещение физкультурного уголка в нише групповой комнаты. При оформлении уголка необходимо учитывать взаимосочетание отдельных снарядов по форме, цвету, величине. При создании физкультурного уголка нужно стремиться предусмотреть и санитарно-гигиенические требования по освещенности, вентиляции и теплоизоляции в соответствии с принятыми нормативами, чтобы весь материал был безвредный, не имел неприятных запахов, имел термо-, влаго- устойчивость, несгораемость. Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными. Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования должно способствовать воспитанию художественного вкуса у детей. Наиболее предпочтительны для окраски оборудования нежные пастельные тона. Перечисленные выше требования к физкультурному уголку необходимо знать и соблюдать.

В связи с тем, что дошкольным учреждениям приходится самостоятельно обеспечивать себя необходимым оборудованием важно при его подборе учитывать рекомендации, которые достаточно полно раскрыты в аннотированном перечне Т. И. Осокиной, Е. А.Тимофеевой, М. А. Руновой «Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений», Москва, «Мозаика-Синтез», 1999. При подборе физкультурного оборудования существенное значение имеет учет особенностей физического развития детей и возрастных этапов формирования моторики. Поэтому в предлагаемом пособии оборудование подобрано в соответствии с возрастными группами. Кроме того, для большинства предметов физкультурного оборудования указаны размеры, соответствующие основным параметрам возрастного развития детей. Рекомендуемый набор физкультурного оборудования для каждой возрастной группы указан в примерном перечне игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений (Письмо Министерства образования и науки России от 17.11.2011 № 03-877 «О реализации Приказа Министерства образования и науки России от 20 июля 2011 года №2151»)

Успешное формирование основ здорового образа жизни у маленьких дошкольников во много зависит от целенаправленной систематической работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, от комплексного подхода к созданию условий для осуществления образовательного процесса, согласованного взаимодействия в триаде «ребенок-педагог-родитель», инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.

Поиск инновационных подходов к организации предметно — игровой развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

  1.  Практическое задание для родителей «Решение кроссворда».

Цель: ответить на вопросы и найти слово, которое заложено в смысл здорового образа жизни.

Вопрос I. Кто является главным участником образовательного процесса в ДОУ? (Ребенок) Вопрос 2. Что это такое? Создание условия для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с требованиями образовательной программы. (Цель)

Вопрос 3. Какое требование к предметно-развивающей среде позволяет каждому ребенку, в том числе и с ОВЗ, посещать все помещения ДОУ? (доступность)

Вопрос 4. Каким требованиям должны соответствовать организация предметно-развивающей

среды в ДОУ? Начните фразу:        - гигиенические требования

(Санитарно)

Вопрос 5. Какое требование говорит вам о том, что все элементы соответствуют надежности их исполнения? (Безопасность)

Вопрос 6. Это требование к среде дает возможность изменять предметно-развивающую среду в зависимости от образовательной ситуации. ( Трансформируемость )

Вопрос7.0 каком требовании говорится: периодичная сменяемость оборудования (Вариативность)

Вопрос 8. Одна из форм двигательной активности детей, являющаяся активным отдыхом? (Досуг)

Заключение:        основой        формирования        здорового образа жизни

является ЗДОРОВЬЕ.

  1.  Психологическая игра «Внутренние и внешние ресурсы»

Обозначить что есть в группе на данный момент, а что есть у родителей. Что могут родители привнести из своей домашней среды в ППРС группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

НОД "Ссора" с использованием разных видов деятельности: обсуждение проблемной ситуации, поиск путей решения проблемной ситуации, просмотр видеороликов,весёлый танец, элементы психологического тренинга (приветствие, рисование эмоции и др.)

Непосредственная образовательная деятельность. Тема: Ссора Цель: Расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне. Задачи:Расширение и ...

«Создание проблемных ситуаций путем постановки эвристических и проблемных вопросов»

Одним из приемов создания проблемных ситуаций является побуждение детей к сравнению, обобщению выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов. И это закономерно: вс...

Тема лекции: «Технология проблемного обучения в развитии познавательной активности дошкольников»

Сегодняшняя лекция посвящена  повышению профессиональной компетентности педагогов по проблемам применения технологии проблемного обучения. Я раскрою специфику использования проблемного обучения в...

Проблемное обучение в ДОУ (картотека проблемных ситуаций)

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенш...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной на основе проблемного подхода (образовательной технологии проблемного обучения) «Лунтик возвращается домой»

Методическая разработка«Конспект непрерывной образовательной деятельности своспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной наоснове проблемного подхода (образовательной технологиипробл...