Проблемная лекция:
учебно-методический материал

Карапетян Татьяна Александровна

«РАЗРАБОТКА ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ППРС)ВДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnaya_lektsiya.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемная лекция:

«РАЗРАБОТКА ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

(ППРС)ВДОУ»

Цель: формирование у родителей знаний о предметно-пространственной развивающей среде в группе в соответствии с ФГОС.

Задачи: содействовать сплочению родительского коллектива. Вовлечение родителей в оформление ППРС в группе.

Дошкольный возраст в настоящее время рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности человека. Ребенок по своей натуре природный исследователь окружающего мира. Мир, в который приходит малыш, достаточно богат и разнообразен. Чтобы успешно жить в нем, надо много знать: разбираться в свойствах и качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношениях, явлениях окружающей действительности. Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды. Неудивительно, что этот мир оказывает свое формирующее воздействие на все стороны развития ребенка.

Таким образом, предметно - пространственная среда - составная часть развивающей среды дошкольного детства. Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к программе дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС ДО - это, прежде всего:

-образовательная среда - совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей;

-развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем), для развития детей дошкольного возраста, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

В соответствии с ФГОС групповые помещения условно должны быть разделены на три зоны:

  •  Спокойная зона: «Центр познания», «Уголок уединения», «Центр книги», «Центр природы».
  •  Зона средней интенсивности: «Центр конструирования», «Центр воды и песка», «Лаборатория», «Центр социально-коммуникативного развития», «Центр ИЗО- деятельности».

• Зона насыщенного движения: «Центр двигательной активности», «Центр музыки», «Центр театра», «Центр игры».

Каждая зона должна быть оснащена специальным оборудованием, пособиями и материалами.

Воспитатель: На данный момент для нашей группы актуально организовать зону насыщенного движения, так как от этого зависит здоровье наших детей. Поэтому мы хотим с вами совместными усилиями организовать эту зону в соответствии с ФГОС.

ПРЕДМЕТНО - ИГРОВАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

  1. Теоретическая часть.

Современные условия жизни и профессиональной деятельности предъявляют исключительно высокие требования к состоянию здоровья психической устойчивости, физическому развитию подготовленности человека к жизни (слайд 1).

Для достижения гармонии с природой, человеку необходимо учиться заботится о своем здоровье. Встает вопрос - когда необходимо начинать заботиться о своем здоровье? Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно, в этом возрастном периоде происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества, закладываются основы правильного физического развития и здоровья, его сохранения и укрепления с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

Здоровый образ жизни, культура здоровья включают в себя: настрой на здоровый образ жизни; двигательную активность; личную гигиену; умеренное и сбалансированное питание; ритмичность жизни; безопасность жизни.

Планомерная, выстроенная в системе работа по формированию основ культуры здоровья детей с использованием предметно - пространственной развивающей среды группы и всего пространства дошкольного учреждения в целом является необходимым условием построения системы здоровьесбережения детей в дошкольной организации.

Федеральный государственный стандарт на современном этапе дает свое определение развивающей предметно-пространственной среды. И требования предъявляемые ФГОС ДО к среде необходимо учитывать при ее создании, независимо для каких целей вы ее организуете (слайд 2).

Главной целью создания предметно-развивающей пространственной среды для формирования основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является создание условий для укрепления и развития физического, психического здоровья детей, развитию культурно - гигиенических навыков; приобщению к здоровому образу жизни.

Наполняемость этой среды в каждой возрастной группе имеет свои особенности. Они зависят от задач физического развития, предъявляемое образовательной программой ДОУ, а также решаемой годовой задачи учреждения - «Продолжать формировать основы физической культуры и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через использование современных образовательных технологий» (слайд 3).

При проектировании предметно-игровой среды, способствующей формированию основ культуры здоровья воспитанников, учитываются следующие факторы:

  •  индивидуальные социально-психологические особенности детей;
  •  особенности их эмоционально-личностного развития;
  •  индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  •  особенности физического развития и здоровья детей.

В группах могут быть оформлены:

1 .УГОЛОКИ ЗДОРОВЬЯ ИНФОРМАЦИОННЫЕ (слайд 4).

  1. УГОЛОКИ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ (слайд 5)
  2. УГОЛОКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (слайд 6)

Жизнь ребенка в группе должна быть насыщена разнообразными, плодотворными и результативными видами деятельности. Ребенок должен быть непрерывно и разнообразно занят. Он всегда находится в движении. И приобщение к основам культуры здоровья неразрывно связано с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Поэтому следует уделять особое внимание к наполнению «Уголков физического развития», оборудованием которое может использоваться для разнообразных организованных форм двигательной активности детей.

В практике детского сада существуют определенные требования к физкультурному уголку, его расположению. Известно, что одним из условий физического воспитания в дошкольном учреждении является создание материальной среды: рациональная планировка помещения, обеспечение мебелью и физическим оборудованием в соответствии с возрастом детей. Физкультурный уголок должен быть максимально приспособлен для удовлетворения потребности детей в движениях. К физкультурному утолку и его оборудованию предъявляются следующие требования: педагогические, эстетические, гигиенические. Одним из необходимых требований является обеспечение безопасности детей при использовании оборудования. Каждое пособие должно быть прочным, надежным, пригодным для эксплуатации. Прежде всего, в групповой комнате нужно правильно выбрать место для расположения физкультурного уголка. В целях безопасности его необходимо удалить от окон и дверей. Для того чтобы не мешать детям в других зонах, спортивный уголок не следует совмещать с уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей. Наилучшим решением проблемы является размещение физкультурного уголка в нише групповой комнаты. При оформлении уголка необходимо учитывать взаимосочетание отдельных снарядов по форме, цвету, величине. При создании физкультурного уголка нужно стремиться предусмотреть и санитарно-гигиенические требования по освещенности, вентиляции и теплоизоляции в соответствии с принятыми нормативами, чтобы весь материал был безвредный, не имел неприятных запахов, имел термо-, влаго- устойчивость, несгораемость. Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными. Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования должно способствовать воспитанию художественного вкуса у детей. Наиболее предпочтительны для окраски оборудования нежные пастельные тона. Перечисленные выше требования к физкультурному уголку необходимо знать и соблюдать.

В связи с тем, что дошкольным учреждениям приходится самостоятельно обеспечивать себя необходимым оборудованием важно при его подборе учитывать рекомендации, которые достаточно полно раскрыты в аннотированном перечне Т. И. Осокиной, Е. А.Тимофеевой, М. А. Руновой «Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений», Москва, «Мозаика-Синтез», 1999. При подборе физкультурного оборудования существенное значение имеет учет особенностей физического развития детей и возрастных этапов формирования моторики. Поэтому в предлагаемом пособии оборудование подобрано в соответствии с возрастными группами. Кроме того, для большинства предметов физкультурного оборудования указаны размеры, соответствующие основным параметрам возрастного развития детей. Рекомендуемый набор физкультурного оборудования для каждой возрастной группы указан в примерном перечне игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений (Письмо Министерства образования и науки России от 17.11.2011 № 03-877 «О реализации Приказа Министерства образования и науки России от 20 июля 2011 года №2151»)

Успешное формирование основ здорового образа жизни у маленьких дошкольников во много зависит от целенаправленной систематической работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, от комплексного подхода к созданию условий для осуществления образовательного процесса, согласованного взаимодействия в триаде «ребенок-педагог-родитель», инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.

Поиск инновационных подходов к организации предметно — игровой развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

  1.  Практическое задание для родителей «Решение кроссворда».

Цель: ответить на вопросы и найти слово, которое заложено в смысл здорового образа жизни.

Вопрос I. Кто является главным участником образовательного процесса в ДОУ? (Ребенок) Вопрос 2. Что это такое? Создание условия для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с требованиями образовательной программы. (Цель)

Вопрос 3. Какое требование к предметно-развивающей среде позволяет каждому ребенку, в том числе и с ОВЗ, посещать все помещения ДОУ? (доступность)

Вопрос 4. Каким требованиям должны соответствовать организация предметно-развивающей

среды в ДОУ? Начните фразу:        - гигиенические требования

(Санитарно)

Вопрос 5. Какое требование говорит вам о том, что все элементы соответствуют надежности их исполнения? (Безопасность)

Вопрос 6. Это требование к среде дает возможность изменять предметно-развивающую среду в зависимости от образовательной ситуации. ( Трансформируемость )

Вопрос7.0 каком требовании говорится: периодичная сменяемость оборудования (Вариативность)

Вопрос 8. Одна из форм двигательной активности детей, являющаяся активным отдыхом? (Досуг)

Заключение:        основой        формирования        здорового образа жизни

является ЗДОРОВЬЕ.

  1.  Психологическая игра «Внутренние и внешние ресурсы»

Обозначить что есть в группе на данный момент, а что есть у родителей. Что могут родители привнести из своей домашней среды в ППРС группы.