Школа молодых специалистов. «Взаимодействие с родителями в свете ФГОС. Нетрадиционные формы организации родительских собраний»
методическая разработка

Бодрова Наталия Анатольевна

Рекомендации молодым специалистам по взаимодействию с семьями воспитанников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа молодых специалистов.

«Взаимодействие с родителями в свете ФГОС. Нетрадиционные формы организации родительских собраний»

Можно ли представить жизнь  современного  ДОУ без тесных контактов с родителями?

Давайте на мгновение включим фантазию и попробуем представить…

Утром мамы и папы приводят детей к дверям детского сада, вежливо говорят педагогам: «Здравствуйте!» - и уходят. Целый день ребёнок в детском саду  с воспитателем: играют, гуляют, занимаются.  А вечером опять приходят папы и мамы и, сказав: « До свидание », уходят домой.

Педагоги и родители практически не общаются, не обсуждают успехи своих детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живёт ребёнок, что его интересует, радует, огорчает.

- А почему???

Потому что занятость современных родителей не даёт им больше общаться с воспитателем и узнавать обо всём.

-Что же делать, как  же больше нам узнать о семье, о их традициях, о воспитании детей???

У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.

Наше дошкольное учреждение много делает для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным.

С одной стороны, педагоги сохраняют всё лучшее и проверенное временем, а с другой стороны – ищут  и  стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых - достижение реального сотрудничества между детским садом и семьёй.

Как показывает практика, эффективной  является любая совместная деятельность родителей и педагогов.

Нетрадиционные формы важны для улучшения отношений между родителями и детьми. Родители учатся любить ребёнка таким, каков он есть.

Они  имеют   возможность  увидеть собственного ребёнка в обстановке, отличной  от семейной, понаблюдать за его общением со сверстниками и педагогом, открыть в нём новые способности.

В совместной деятельности родители и дети учатся понимать друг друга, доверять друг другу, становятся настоящими партнёрами.

Цель работы с родителями:

Создать благоприятные условия для совместной деятельности с родителями.

Существует много форм и методов взаимодействия с семьёй это:

Формы работы с родителями:

-коллективные,

-индивидуальные.

Коллективные формы работы:

  • консультации и беседы,
  • наглядная педагогическая пропаганда(раздевальная комната),
  • лекции, семинары(раскладушки),
  • конференции, родительские собрания
  • дни открытых дверей.

Индивидуальные формы работы:

  • посещение семьи,
  • индивидуальные беседы,
  • консультации,
  • оформление индивидуальных папок-передвижек.
  • Работа с неблагополучными семьями.
  • «Почта доверия»
  • Открытые дни для родителей. Проводятся с целью обогащения знаний родителей о методах и приемах воспитательной работы с детьми в д/с. Проводятся 1 раз в квартал.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются родительские собрания нетрадиционной формы.

« Педагогическая лаборатория» - рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – детский сад» Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что ближе воспитатель узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

« Читательская конференция». Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, воспитатель просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, собрание во 2 младшей группе - кризис 3-х лет. Предлагается несколько высказываний классиков, и родители комментируют, как они понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд « Копилка семейных советов».

« Аукцион». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, кризис трех лет. Воспитатель дает понятия – кризиса трех, совместно с родителями он анализирует как остро протекает этот период у детей. Воспитатель предлагает поделиться родителям, как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, ( т.е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек помещают на стенд « Копилка родительского опыта»

« Семинар – практикум». На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему детских страхов. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят сказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления. Далее с родителями проводятся мини-тренинги по саморегуляции, игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того, чтобы родители при возникновении трудностей помогли своим детям.

« Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрания родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенность их детей и установить точно – какая степень леворукости у ребенка слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка ( нестандартного). Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того, чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

« Мастер – класс». Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце собрания подводится итог. Собрание имеет подготовительный этап, воспитатель предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по привитию у детей, например, хороших манер. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку по соблюдению правил приличия. В конце собрания подводится итог, и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенде « Копилка родительского опыта».

« Ток–шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток–шоу выступают родители, воспитатель, может пригласить специалистов. К примеру, возьмем кризис 3х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса 3х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.

Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.

« Мозговой штурм» - метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

« Реверсионная мозговая атака, или Разнос» - этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.

« Список прилагательных и определений». Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, « Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели.

« Ассоциации» - на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в детском коллективе или педагог для нашей группы) Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, собрание на тему « Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.

« Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм». Например, тема «Как любить своего ребенка» родители заносят запись наиболее важных моментов по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного.

« Запись на листах» При обсуждение проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как успокоить ребенка, если он расстроен» . Каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.

« Эвристические вопросы». К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.

«Мини-эксперимент». Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.

Задание для педагогов: организовать и провести родительское собрание с использованием одной из нетрадиционных форм.

Что же должен знать и уметь современный педагог в работе с родителями, каким он должен быть?

  1. Уметь преодолевать психологические барьеры общения с родителями, осуществлять индивидуальный подход к ним в процессе общения.
  1. Владеть методами изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
  1. Уметь прогнозировать результаты развития ребёнка в семье, определять оптимальные пути его развития.
  1. Уметь ориентироваться в информации, отбирать необходимые для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье.
  1. Уметь конструировать программу деятельности с родителями, отбирать содержание и методы её осуществления, моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями.
  1. Уметь организовывать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями, осуществлять педагогическое руководство и оказывать им действенную помощь.
  1. Коммуникативные умения и навыки педагога:
  • Устанавливать контакт с родителями,
  • понимать их, сопереживать им, проявлять к ним внимание,
  • предвидеть результаты общения, возможные трудность;
  • управлять своим поведением,
  • предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации;
  • проявлять гибкость в общении с родителями;
  • создавать в процессе общения  с родителями атмосферу совместного творчества;
  • Владеть этикетными нормами речи и поведения;
  • Организовывать содержательное общение с родителями;
  • Осуществлять индивидуальный подход на основе знания их конкретных  особенностей.

Современный педагог – компетентный в сфере общения с родителями,

Понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует

Памятка для воспитателей

«Групповые родительские собрания»

Составляются на весь год , использование слайд-шоу, видео-роликов. Родительские  собрания проходят в  игровой  форме  с совместными  выступлениями родителей). Методика проведения родительских собраний. Качество проведения родительских собраний зависит от выбора темы, которая должна основываться на работе конкретной группы, конкретности материала. При подготовке к собранию необходимо учитывать следующие моменты:

  1. Различный уровень педагогической культуры родителей. Поэтому воспитатель должен уметь общаться с родителями, проявлять уважение и такт.
  2. На род.собраниях обсуждаются воспитательные вопросы, знания родители получают в процессе консультаций, через наглядную агитацию. Необходимо беседовать с родителями по поводу прочитанной педлитературы по данной теме.  Тематика групповых родительских собраний зависит от:

1. Ранее проведенной работы с родителями

2. Возраста детей

3. Результатов воспитания

4. Условий работы детского сада

5. Воспитание ребенка в семье

6. Интереса родителей.

Темы родительских собраний необходимо обсудить на педсовете.

В                         зависимости от темы в родительском собрании могут участвовать муз. руководитель («Праздники ребенка в семье»), медсестра («Растить детей здоровыми»).

Подбор тем для родительских собраний

1. Младшие группы – «Организация жизни детей в д/с и семье» (о воспитании культурно-гигиенических навыков, воспитании самостоятельности и т.п.)

2. Средние группы – о формировании характера, воспитании положительных черт характера( о трудолюбии, честности, формирование нравственных качеств)

3. Старшие группы – о вопросах умственного воспитания.

4. Подготовительные группы – подготовка детей к школе, о воспитании дисциплинированности и т.д.

Подготовка и проведение родительских собраний

За 2 недели до собрания вывешивается приглашение родителей на собрание с указанием темы и точного времени. В течение недели воспитатели проводят индивидуальные беседы, заинтересовывая в теме собрания, убеждая в необходимости присутствия на собрании. На каждом родительском должна проводиться регистрация присутствующих.

Сообщение воспитателя должно быть не более 20 мин. и состоит из 3-х частей:

- значение темы для воспитания детей

- основная - о работе в группе по данной теме

- советы родителям по воспитанию детей дома.

Во второй части необходимо рассказать:

- о приемах и методах, которые способствуют решению данных вопросов в д/с

- критический материал с примерами

- дать конкретные характеристики детей в связи с поставленным вопросом.

В третьей части приводятся примеры из опыта родителей, присутствующих на собрании.

К каждому родительскому собранию воспитатели готовят наглядно-иллюстративный материал:

  1. Выставка детских работ
  2. Тематическая выставка
  3. Папка-передвижка
  4. Выставка игрушек
  5. Выставка книг
  6. Показ работы с детьми (занятия, игровая деятельность, труд).

К родительскому собранию необходимо подготовить выступления 2-3 родителей на 5-7 минут.

Проведение собрания

1. Собрание проводится только в том случае, если оно подготовлено полностью, подобран материал.

2. Сообщение воспитателя должно быть эмоциональным, нацеливать родителей на размышления и обсуждения.

3. Для ведения собрания выбирается председатель, секретарь.

4. Каждое собрание заканчивается принятием конкретных мер, выполнение которых может быть проверено. Проект решения  подготавливается заранее воспитателем вместе с членами родительского комитета, зачитывается на собрании, дополняется или исправляется родителями и принимается родителями. По каждому решению выбираются ответственные и срок выполнения. Следующее собрание начинается с сообщения о выполнении принятых решений. Если что-то не было выполнено, надо оставить его в силе и добиться выполнения всеми родителями.

5. Собрание проводится, если присутствует 30% родителей. Если кто-то из родителей не был на собрании, надо до его сведения довести решение собрания, познакомить с сообщением воспитателя. С этой целью оформляется папка-передвижка.

Как правильно писать протокол родительского собрания.

Протокол №1

от 01.09.20___ г.

Присутствовало -______чел.

Причина отсутствия: Ф.И.О.-

Повестка дня.

1. Знакомство с тематической выставкой, просмотр деятельности детей и т.д.

2. Сообщение воспитателя.

3. Выступление родителей.

4. Разное.

Родители познакомились с тематической выставкой по теме ________.

Член родительского комитета Ф.И.О. рассказала о выполнении решений прошлого собрания.

Сообщение воспитателя группы (прилагается)

Записываются вопросы родителей и ответы на них.

Далее записываются решения по главной теме.

Секретарь_______

Председатель ______

За 10 дней до проведения собрания материалы представляются заведующей и методисту для ознакомления и утверждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ через нетрадиционные формы проведения родительских собраний

Методические рекомендации из опыта работы  по проведению родительских собраний с использованием нетрадиционных форм работы с родителями. В разработке также представлены примеры игр, упражнений, т...

Мастер – класс: «Нетрадиционные формы проведения родительских собраний – эффективное средство повышения правовой и педагогической культуры родителей (законных представителей)»

ЦеЦель:повысить компетентность педагогов в создании условий для развития ответственных и партнёрских отношений с родителями воспитанников;Обогатить педагогический опыт коллег в проведении родительских...

Мастер – класс: «Нетрадиционные формы проведения родительских собраний – эффективное средство повышения правовой и педагогической культуры родителей (законных представителей)»

Цель:повысить компетентность педагогов в создании условий для развития ответственных и партнёрских отношений с родителями воспитанников;Обогатить педагогический опыт коллег в проведении родительских с...

Нетрадиционная форма проведения родительского собрания в подготовительной к школе группе на тему «Готовность детей к школе».

-Уважаемые родители, вы сегодня все станете членами экспертной комиссии. На днях ваши дети участвовали на дошкольной олимпиаде. Хочу сказать, что это мероприятие очень понравилось вашим детям. Они был...

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний как ресурс взаимодействия с семьей

В  данной  статье  описан  опыт  работы подготовительной  группы  № 5  МБДОУ "Детский  сад  № 26 комбинированного  вида"   воспитателей Овся...

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний как ресурс взаимодействия с семьей.

Будьте изобретательны – проводите    родительские  собрания  по – новому,  идите   в  ногу  со  временем и  тогда   вас...