РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ 6-7 ЛЕТ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ «Б» ГРУППЫ
рабочая программа (подготовительная группа)

Кучерова Ольга Александровна

Рабочая программа по организации жизнедеятельности воспитанников подготовительной «А» группы разработана в соответствии с основной образовательной программой МБОУ «СОШ №6», в соответствии с введением в действие ФГОС дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_nezabudki.docx103.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

ПРИНЯТО                                                                                      УТВЕРЖДЕНО

на Педагогическом совете                                                            Директор МБОУ «СОШ № 6»

Протокол № ___                                                                             ____________Т.Н. Барматина

от ____________                                                                            Приказ №____ от___________

                                                                                       

                                                                                   

                                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ 6-7 ЛЕТ

  ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ «Б» ГРУППЫ  

(составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «ОткрытиЯ», образовательной программы МБОУ)

Срок реализации: 2018-2019 год

                                                                              Авторы:

                                                                                     Воспитатели

                                                                                           Пашкаева Н.Н

                                                                                            Кучерова О.А.

                                                                           

г. Нефтеюганск, 2018

СОДЕРЖАНИЕ

I.Целевой раздел

1.

Пояснительная записка

3

Введение

3

Цели и задачи

3

Принципы и подходы

7

Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики

8

Возрастные особенности детей подготовительной группы

8

Индивидуальные особенности детей подготовительной «А» группы

9

Особенности организации образовательного процесса в группе

11

1.2.

Планируемые результаты освоения программы образовательного процесса

11

II.Содержательный раздел

2.1.

Учебный план

14

2.2.

Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе

14

2.3.

Взаимодействие с семьей

17

2.4.

Планирование работы с детьми

23

Годовое планирование тематических проектов

23

Планирование заданий в центрах активности в рамках реализации тематического проекта

26

2.5.

Вариативная часть

26

III.Организационный раздел

3.1.

Оформление предметно-пространственной среды в группе

32

3.2.

Режим дня

34

3.3.

Расписание непосредственно образовательной деятельности

35

3.4.

Система закаливания

36

3.5.

Двигательный режим

36

3.6.

Модель календарного планирования воспитателя

37

3.7.

Перечень методических пособий

38

3.8.

Система мониторинга развития воспитанников

40

     

     

I. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

  • Введение

Рабочая программа по организации жизнедеятельности воспитанников подготовительной «А» группы разработана в соответствии с основной образовательной программой МБОУ «СОШ №6», в соответствии с введением в действие ФГОС дошкольного образования.

Рабочая программа по организации жизнедеятельности воспитанников подготовительной группы «А» группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.

Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

-приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

-постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

-Устав учреждения.

  • Цели и задачи основной образовательной программы МБОУ.

Программа разработана на основе:

Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «ОткрытиЯ» под редакцией Е.Г. Юдиной, соответствует ФГОС ДО, ориентирована на личностно-ориентированный подход к ребенку в дошкольном образовании, что и дает ей основания позиционировать себя как программу, ориентированную на ребенка.

        Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Открытия» – это программа развития личности ребенка дошкольного возраста в группе Организации.

Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Согласно ФГОС ДО, программа направлена на «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности» (ФГОС ДО, п. 2.4.) .

В соответствии с установками Программы, ребенок является не объектом, а субъектом, участвующим в своем собственном развитии, поэтому особенно важно способствовать развитию у ребенка инициативы и самостоятельности, чувства собственного достоинства, а также создавать условия для развития сотрудничества со сверстниками и взрослыми, т.е. для создания сообщества детей и взрослых в группе Организации.

Целью Стандарта является повышение социального статуса дошкольного образования и обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, ее структуре и результатам ее освоения.

Цели Программы достигаются через решение следующих задач, определенных ФГОС ДО:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Данное требование Стандарта определяет обращение к личностно-ориентированной педагогике, заложенное в Программе. В этой связи важно понимать, какие цели преследует подход, ориентированный на ребёнка (личностно-ориентированный), и чем он отличается от целей традиционной системы образования (знаниево-центристский), часто не столько ориентированной на интересы детей, сколько отвечающей интересам педагогов.

Позиции

Знаниево-центристский

(ориентированный на педагога)

Личностно-ориентированный

(ориентированный на ребёнка)

Цель

Вооружить ребёнка знаниями, умениями,

навыками

Содействовать становлению и развитию личности ребёнка, его самореализации

Содержание

образовательного

процесса

Передача знаний, социальных норм,

подготовленных и предлагаемых педагогами

Ориентация активной деятельности детей по

созиданию, получению, овладению и применению

полученных знаний для решения проблем

Ожидаемый результат

Знания по дисциплинам

Компетентности

Направление контроля

Овладели ли дети знаниями?

Приобрели ли дети

компетентности?

Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Цель Программы заключается в расширении прав и возможностей ребенка, в развитии его способностей, его человеческого достоинства и уверенности в себе, самостоятельности и ответственности, причем способами, ориентированными на ребенка, позитивными по отношению к нему, поддерживающими и охраняющими его личное достоинство.

Согласно ФГОС ДО основная образовательная Программа Организации должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности в следующих образовательных областях:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Программа нацелена на то, чтобы ребенок на этапе завершения дошкольного образования оказался способен:

  • принимать перемены и порождать их;
  • критически мыслить;
  • осуществлять самостоятельный и осознанный выбор;
  • ставить и решать проблемы;
  • обладать творческими способностями;
  • проявлять инициативу, самостоятельность и ответственность;
  • заботиться о себе, других людях, обществе, стране, окружающей среде;
  • работать в команде.

Задача Программы заключается в раскрытии и развитии индивидуальности каждого ребенка, создании субъектного опыта его жизнедеятельности, благоприятных условий для реализации активности, самостоятельности, личностно значимых потребностей и интересов. Развитие детей, приобщение их к культурным нормам действий и взаимодействия с другими людьми строится, исходя из способностей каждого ребёнка и с опорой на законы возраста.

Согласно ФГОС ДО основная образовательная Программа в дошкольной образовательной организации обеспечивает «создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;

4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

5) обеспечивает открытость дошкольного образования;

6) создает условия для участия родителей (законных представителей)» (ФГОС ДО, п. 3.1.)

Программа решает все эти задачи в комплексе:

•  способствуя развитию детей во всех образовательных областях, сохраняя и укрепляя физическое и психическое здоровье детей, создавая в Организации сообщество детей и взрослых, в рамках которого детям прививаются принципы свободной дискуссии, сотрудничества, содействия, уважения к личности каждого человека, ответственности и самостоятельности;

• оказывая поддержку всем детям, включая детей со специальными потребностями, в достижении высоких стандартов, устанавливаемых программой, обеспечивая равный доступ к обучающему содержанию, методам обучения, обучающим заданиям, материалам и образовательной среде группы;

  • создавая условия для вовлечения семьи в образовательный процесс в Организации, уважая и поддерживая все формы участия семей и местного сообщества в образовании детей.

Программа основана на практике образования, учитывающего развитие каждого ребенка, что позволяет большинству детей развиваться и учиться, полностью используя свой потенциал. Именно такая практика является основой высококачественной работы Организации.

  • Принципы и подходы в организации образовательного процесса:

-Принцип развивающего образования предполагает, что образовательное содержание предъявляется ребенку с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учётом его интересов, склонностей и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога в зоне ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, т.е. реализации как явных, так и скрытых возможностей ребенка;

-Принцип позитивной социализации ребёнка предполагает освоение ребёнком в процессе сотрудничества с обучающим взрослым и сверстниками культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми;

предполагает освоение ребенком в процессе сотрудничества с обучающим взрослым и сверстниками культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми;

-Принцип возрастной адекватности образования предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенности детей;

-Принцип личностно-ориентированного взаимодействия лежит в основе образования детей дошкольного возраста;

-Принцип индивидуализации дошкольного образования предполагает: постоянное наблюдение за развитием ребёнка, сбор данных о нем, анализ его деятельности и создание индивидуальных программ  развития; помощь ребёнку в сложной ситуации; предоставление ребёнку возможности выбора  в разных видах деятельности, акцент на инициативность, самостоятельность и личную активность.

Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

  • Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики

Количество воспитанников в группе – 29 детей. Из них: 11 мальчиков, 18 девочек.

- Возрастные особенности воспитанников подготовительной «Б» группы

Показатели

Содержание

Ведущая деятельность

Ролевая игра и игры с правилами. Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения.

Познавательная деятельность

Условия успешности

развития ребенка на данном этапе

Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле.

Объект познания

Причинно-следственные связи между предметами и явлениями.

Способ познания

Познавательное общение со взрослыми и сверстниками; самостоятельная деятельность,  экспериментирование.

Мышление

Образно-схематическое мышление.

Словесно-логическое мышление

(слушают и понимают).

Восприятие

Ставит  цель, изучает свойства того или иного предмета, сравнивает  предметы между собой.

Воображение

Становится произвольным, ребенок сам порождает какие-либо идеи и придумывает (воображает) план ее реализации.

Произвольность познавательных процессов

Выполняет инструкции взрослого, придерживаться игровых правил

(прилагает волевые усилия).

Личностные особенности

Форма общения

Ребенок осознает особенности взаимоотношений между сверстниками и взрослыми и особенности своей личности. В этом возрасте взрослый должен эмоционально поддерживать значимость личности ребенка, его самоценности.

( Внеситуативно-личностное).

Отношения со сверстниками

Собеседник, партнер по деятельности.

Открытие новой соц. позиции – позиции школьника. (Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни).

Отношения со взрослыми

Источник эмоциональной поддержки. Устанавливает правила поведения и регулярно следует 5 правилам

Решает конфликты со сверстниками, пользуясь приемами замещения, убеждения и обсуждения.

Эмоции

Развитие высших чувств: интеллектуальных, моральных, эстетических.

Речь

Развитие внутренней речи

(речь «про себя»).

Ведущая потребность

Общение.

Новообразования

-Внутренний план действий.

-Проявление произвольности всех психических процессов.

-Возникновение соподчинения мотивов.

-Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.

-Возникновение первой целостной картины мира.

-Появление учебно-познавательного мотива.

- Индивидуальные особенности группы

В нашей группе воспитанники общительные, доброжелательные, умеют договариваться между собой, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результат. Решают конфликты разными способами с помощью взрослого.

Все воспитанники группы владеют в совершенстве навыками самообслуживания, соблюдают правила личной гигиены. У детей сформированы культурно-гигиенические навыки. Воспитанники обращают внимание на аккуратность своего внешнего вида, замечают неопрятность у других. Соблюдают элементарные правила гигиены и приема пищи.

Развиты навыки трудовой деятельности и самообслуживания. Дети с удовольствием помогают взрослым (дежурство, трудовые поручения в группе и на участке). Самостоятельно одеваются, раздеваются, складывают и убирают одежду, приводят ее в порядок.

Воспитанники группы самостоятельно выбирают центры активности, деятельность, материал, способ действия, партнера. В группе отмечается в целом возросший уровень речевых навыков: дети используют элементарные нормы общения, внимательно слушают взрослого и сверстника, соблюдая правила, вступают в контакты с окружающими, хвалят друг друга, поддерживают, приходят на помощь и обращаются за помощью в соответствии с ситуацией, сопереживают окружающим, могут дать оценку своим действиям и действиям сверстников.

Достаточно свободно овладеют фразовой речью 40%-50% детей. Отвечают на вопросы, могут без помощи педагога составить несложный рассказ по картине, пересказать простой текст, рассказать о хорошо известных, интересных событиях, т.е. построить всё высказывание в пределах близкой им темы.

В сюжетно-ролевых играх воспитанники нашей группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающих характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, болезнь, и т. д. Сотрудничают со взрослыми, сверстниками, детьми разного возраста: договариваются, распределяют действия, действуют согласованно и приходят к общему результату в микрогруппе. Задают вопросы и отвечают: для чего? как? почему? зачем?

Инициируют и осуществляют взаимодействие со сверстниками. Участвуют в групповых играх с принятием совместных решений, распределением ролей, соблюдением правил.

Воспитанники контролируют свое поведение: делятся игрушками с другими, спрашивают разрешения на пользование чужими вещами, аккуратно с ними обращаются. Обосновывают свои суждения: почему лгать и присваивать чужие вещи плохо, а защищать малышей и помогать им хорошо. Разрешают конфликты со сверстниками, пользуются приемами замещения, убеждения и обсуждения.

Не все воспитанники оценивают способ действия, как ошибочный или приводящий к результату, самостоятельно меняют способ достижения цели или обращаются за советом к взрослым. Многие воспитанники выполняют действия по словесной инструкции и схемам, выдвигают и проверяют гипотезы с помощью взрослого.

      Дети применяют способы познания в соответствии с ситуацией: 40% с помощью взрослого, 60% самостоятельно (работа с книгой, обращение к другим людям, наблюдения, обследовательские действия, опыты, эксперименты).

 Воспитанники нашей группы достаточно адекватно оценивают результаты своей деятельности, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях.

  • Особенности организации образовательного процесса в группе 

1) При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона. Ханты-Мансийский Автономный округ – север России: в группе разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные и психофизические возможности детей, их интересы и климатические условия (в течении года режим дня меняется дважды). В отличие от зимнего в летний оздоровительный период увеличивается время пребывания детей на прогулке. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда и во вторую половину - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -20°С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ. Дневному сну отводится 2часа. Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов. Общественно-полезный труд детей подготовительной группы проводится в форме самообслуживания (дежурства по столовой, сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям и т.п.). Его продолжительность не превышает 20 минут в день.

Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:

1. Холодный период: учебный год (сентябрь-май), составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности;

2. Летний период (июнь-август), для которого составляется другой режим дня.

 2) Демографические особенности: Анализ социального статуса семей выявил, что в старшей группе «Б» воспитываются дети из полных (83%), из неполных (17 %) и многодетных (20 %) семей. Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим (70 %) и средним профессиональным (30 %) образованием.

3) Национально – культурные особенности: Этнический состав воспитанников группы: русские, татары, дагестанцы, таджики, азербойджанцы но основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке. Все воспитанники проживают в условиях города.

1.2. Планируемые результаты освоения программы 

(в виде ключевых компетентностей, где критерии и показатели соответствуют целевым ориентирам)

   

К концу года воспитанник способен:

Способность

Показатели                  

Контролировать свое поведение

1.Делится с другими.

2.Спрашивает разрешения на пользование чужими вещами, аккуратно с ними обращается.

3.Обосновывает свои суждения: почему лгать и присваивать чужие вещи плохо, а защищать малышей и помогать им хорошо.

4.Разрешает конфликты со сверстниками, пользуется приемами замещения, убеждения и обсуждения.

Формулировать свой интерес, предпочтение, намерение

1.Выбирает самостоятельно центры активности, способ действия, партнера при поддержке взрослого.

2.Критически оценивает и анализирует результаты (достижения и ошибки) при поддержке взрослого.

3.Предлагает, высказывает свое мнение.

4.Выражает словами свои мысли, планы, чувства, желания, потребности.

5.Формулирует причины своих чувств.

6.Аргументирует свою точку зрения с помощью наводящих вопросов.

7.Предлагает  свое достижения, связно рассказывает,  что получилось или чему научился.

Анализировать и комментировать свои действия

1.Отвечает на вопросы взрослого: у тебя получается сделать, как хотел или ты поменял план?  Почему ты поменял свой план? В чем допустил ошибку?

2.Комментирует 4-5 действий.

Выполнять простые правила, договариваться о правилах

1.Устанавливает и выполняет 5 правил поведения.

Организовывать свою работу

1.Понимает учебную задачу с помощью вопросов (что? для чего?), выполняет.

2.Определяет замысел и реализует его (описывает результат, отбирает нужный  материал, составляет план действий с помощью знаковых средств, контролирует промежуточный результат по схеме, плану, оценивает результат по трем заданным критериям).

3.Оценивает способ действия как ошибочный или  приводящий к результату, самостоятельно меняет способ достижения цели или обращается за советом к взрослым.

4.Выполняет действия по словесной инструкции и схемам.

5. Выдвигает и проверяет гипотезы с помощью взрослого.

6.Применяет   способы познания в соответствии с ситуацией с помощью взрослого, самостоятельно (работа с книгой, обращение к другим людям, наблюдения, обследовательские действия, опыты, эксперименты).

7.Выполняет 7-12 операций.

8.Доводит действия до результата.

9.Кооперируется со сверстниками для достижения результата (работа в микрогруппе).

Задавать вопросы и отвечать на вопросы  

Задает и отвечает на вопросы: для чего? как? почему? зачем?

Работать  с информацией

1.Называет источники знаний, (взрослый, сверстник, книги, собственный опыт, СМИ, Интернет);

2.Отбирает нужную информацию (с помощью взрослого); присваивает (запоминает, обобщает, изображает).

3.Предоставляет информацию с помощью схемы, модели самостоятельно.

Высказываться в пределах темы

1.Делает спонтанные  высказывания в связи с высказываниями других в пределах определенной заранее темы.

Использовать элементарные нормы общения

1.Внимательно слушает взрослого и сверстника, соблюдая правила.

2.Вступает в контакты с окружающими.

3.Хвалит, поддерживает, приходит на помощь и обращается за помощью в соответствии с ситуацией.

4.Знает и говорит слова приветствия и благодарности.

5.Сопереживает окружающим.

6.Дает оценку своим  действиям и действиям сверстников.

Сотрудничать со взрослыми, сверстниками, детьми разного возраста

1.Договаривается, распределяет действия, действует согласованно и приходить к общему результату в микрогруппе.

2.Инициирует и осуществляет взаимодействие со сверстниками.

3.Участвует в групповых играх с принятием совместных решений, распределением ролей, соблюдением правил.

II. Содержательный раздел

2.1. Учебный план

1. Базовая часть (инвариативная) федеральный компонент

Совместная интегрированная  деятельность в центрах активности

Ежедневно в 1 половину дня

До 110 мин.

НОД предметной  направленности

Музыкальное развитие

2

Физическое развитие

2+1(прогулка)

2.Вариативная часть

Занятия в детских объединениях, студиях

(изостудия, шахматная студия, эко студия,  студия робототехники,)

4

Обучение грамоте

1

Лего – конструирование

1

«Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»

1 (раз вмесяц)

Итого

11+1

2.2. Формы, способы, методы реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

«Социально-коммуникативное развитие»

Задачи

Формы работы

Присвоение общепринятых норм, моральных и  нравственных ценностей

Акции

Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Совместные задания для работы в микрогруппе

Дежурство

Поручение

Работа над конечным продуктом в тематическом проекте

Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками

Коммуникативные игры

Диалог

Презентация конечного продукта

Мастер-класс

Формирование представлений  об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе

Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач

Решение проблемных ситуаций

Освоение способов безопасного поведения в быту, на улице, в природе

Смоделированные ситуации с детьми

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

Экскурсии

Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач

Чтение и анализ литературных произведений

Ситуативный разговор

Дежурство

Уборка в центрах активности

Настольно-печатные игры

Формирование  элементарных навыков самообслуживания

Игра

Чтение

Практические действия

«Познавательное развитие»

Задачи

Формы работы

Развитие любознательности и познавательной мотивации,

формирование познавательных действий

Теоретические исследования

Эксперименты

Опыты

Экскурсии

Формирование первичных представлений о себе и других людях

Теоретические исследования

Работа со схемами и моделями

Работа над конечным продуктом в тематическом проекте

Формирование представлений  об объектах и явлениях окружающего мира,  их свойствах и отношениях 

Исследовательская деятельность

Эксперименты

Развивающие игры

Экскурсия

Чтение

Работа со схемами и моделями

Сюжетно-ролевые игры

Просмотр и анализ видеофильмов, телепередач

Работа над конечным продуктом в тематическом проекте

Формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках

События

Настольно-печатные игры

Режиссерские игры

Составление и разгадывание кроссвордов

Составление картографов

Теоретические исследования

Изготовление тематических альбомов, книг, макетов, плакатов

Постановка спектаклей

Формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира

Исследовательская деятельность

Эксперименты

Развивающие игры

Экскурсия

Чтение

Работа со схемами и моделями

Просмотр и анализ видеофильмов, телепередач

Подвижные игры

Работа над конечным продуктом в тематическом проекте

«Речевое развитие»

Задачи

Формы работы

Обогащение активного словаря

Просмотр видеофильмов, телепередач

Теоретические исследования

Развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;

Презентация конечного продукта

Мастер-класс

Совместные задания для работы в микрогруппе

Решение проблемных ситуаций

Речевые игры (технология ТРИЗ)

Составление рассказов, писем

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Игры - драматизации

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Кроссворды

«Художественно-эстетическое развитие»

Задачи

Формы работы

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного, музыкального, изобразительного искусства

Рассматривание произведений искусства

Экскурсия (музей, выставки)

Формирование элементарных представлений о видах искусства

Просмотр видеофильмов, презентаций

Посещение концертов, выставок

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной,  и др.).

Организация выставок

Создание коллекций

Концерты

Литературные гостиные

Конкурсы

«Физическое развитие»

Задачи

Формы работы

Накопление и обогащение двигательного опыта (развитие основных движений), воспитание культуры движений

Соревновательные состязания

Эстафеты

Развитие физических качеств

Формирование начальных представлений о некоторых  видах спорта

Просмотр видеофильмов и презентаций

Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни

Развивающие игры

Ситуативный разговор

Тематический досуг

2.3.Взаимодействие с семьей

План работы с родителями по участию в образовательном процессе

подготовительной «Б» группы

№ п\п

Название мероприятия

Цель

Ответствен

ные

Сроки

1.

Акция «Внимание, дети!»

Привлечение родителей к адаптации воспитанников к транспортной среде,  обеспечению безопасности детей на дорогах.

Воспитатели,

родители

сентябрь

2.

Тематическая копилка

Вовлечение родителей  в работу по текущему тематическому проекту.

Воспитатели,

родители

в течение года

3.

Домашнее задание

Вовлечение родителей к передаче умений детям активного использования источников информации, адекватных возрасту и индивидуальным возможностям детей.

Воспитатели,

родители

в течение года

4.

Родительское собрание «Ребёнок – субъект деятельности»

Формирование субъектной позиции у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Воспитатели

сентябрь

4.

Анкетирование родителей (составление социального паспорта семьи)

Получение и анализ первичной информации о ребенке и его семье.

Воспитатели,

родители

сентябрь

5.

Акция «Пожарная безопасность»

Привлечение родителей к формированию у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, созданию условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности.

Воспитатели,

родители

октябрь

6.

Выставка рисунков «Золотая осень»

Привлечение внимания родителей к детскому творчеству. Совершенствование у детей техники рисования красками, развитие представления у детей о разнообразности цветов и оттенков в окружающей природе.

Родители

октябрь

7.

Выставка поделок из природного материала «Тайны леса»

Привлечение родителей к  совместной с детьми продуктивной деятельности дома, к обмену знаниями и техникой изготовления поделок между родителями и детьми.

Воспитатели,

родители

октябрь

9.

Экологическая акция «Покормите

птиц зимой»

Привлечение родителей к совместному с детьми изготовлению кормушек, к формированию у детей целостного представления о жизни зимующих птиц.

Воспитатели,

родители

ноябрь

10.

Выставка рисунков

 «Моя любимая мама»

Привлечение родителей к воспитанию уважения и бережного отношения к маме. Побуждение детей к передаче эмоционального отношения и чувств в портрете, передаче в рисунке настроения и внешние особенности конкретного человека.

Воспитатели,

родители

ноябрь

День открытых дверей

Знакомство родителей со спецификой работы педагогов в центрах активности с детьми. Передача способов совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Воспитатели

ноябрь

11.

Консультация «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей»

Формирование единого подхода к методам оздоровления и закаливания детей в детском саду и дома.

Воспитатели

ноябрь

12.

Родительское собрание

«Социальная компетентность ребёнка дошкольного возраста – одна из главных ступеней подготовки его к жизни в обществе, семье, коллективе»

Формирование социальной успешности ребёнка дошкольного возраста.

Воспитатели

декабрь

13.

Индивидуальные тематические консультации с родителями по выстраиванию стратегии дома, по решению задач развития ребенка

Активное участие родителей в определении целей развития своих детей.

Родители, воспитатели

декабрь

14.

Мастер – класс «Новогодняя шкатулка»

Передача способов изготовления ёлки в различных техниках.

Воспитатели,

родители

декабрь

Родительская газета «Новогодние традиции»

Обмен опытом семейных традиций подготовки и празднования Нового года.

Воспитатели, родители

декабрь

15.

Беседа с родителями «Ребенок и компьютер»

Распространение среди родителей знаний о правильной организации работы ребенка на компьютере.

Воспитатели

декабрь

16.

Круглый стол на тему «Первый раз в первый класс»

Привлечение родителей, учителей школы к совместной подготовке и сотрудничеству в проблеме готовности детей к школе.

Воспитатели,

специалисты МБОУ

январь

17.

Выставка рисунков «Зимние забавы»

Привлечение родителей к совместной творческой деятельности с детьми дома. Передача способов взаимодействия между взрослым и ребёнком.

Воспитатели,

родители

январь

18.

Семейные увлечения и интересы «Организация семейных досуга»

Обмен информацией между родителями и педагогами  о опыте организации прогулки с ребенком в семье, знакомство с новыми формами организации семейного досуга.

Воспитатели, родители

январь

19.

Памятка для родителей «Читаем дома»

Привлечение родителей к совместному чтению с детьми дома.

Воспитатели

январь

20.

Фестиваль проектов «Моя Югра»  

Оказание поддержки родителей   в самореали-зации личностных познавательно-творческих способностей своих детей.

Воспитатели,

родители

февраль

21.

Конкурс на изготовление книги своими руками.

Развитие интереса детей и родителей к детской художественной литературе и детскому чтению.

Родители, воспитанники

февраль

22.

Выставка творческих работ «Наша армия»

Привлечение к совместному оформлению с родителями и детьми выставки рисунков, поделок «Нашей армии - салют!».

Воспитатели,

родители

февраль

23.

Фотовыставка «Я горжусь своим папой».

Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца в воспитании ребенка.

Воспитатели,

родители

февраль

24.

Спортивные состязания между командами пап и детей группы

Сплочение родителей детей группы. Пропаганда активных форм отдыха.

Инструктор по физкультуре, воспитатели,

родители

февраль

25.

Фотовыставка «Моя мама»

Демонстрация уважительного отношения детского сада к семейным ценностям. Развитие позитивного отношения родителей к детскому саду.

Воспитатели

март

26.

Конкур чтецов «Расскажи мне, дружок,  выразительно стишок!» (27 марта - День театра и к 1 апреля День смеха).

Формирование у детей и родителей интерес к чтению стихов дома и в группе. Обмен опытом между родителями методами заучивания стихов.

Воспитатели

апрель

27.

Социальные практики «Земля – наш дом»

Обучение родителей методам и приемам по формированию социальной активности детей.

Воспитатели

апрель

28.

Пресс – конференция  «Учим детей общаться»

Возбуждение интереса родителей к теме общения, нравственного воспитания, формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Воспитатели

апрель

29.

Выставка детского рисунка

«Я и дорога»

Привлечение внимания родителей  и детей к безопасному поведению на дороге.

Воспитатели

май

30.

Консультация «Ребенок на дороге»

Реализация единого воспитательного подхода при обучении ребенка правилам дорожного движения в детском саду и дома.

Воспитатели

май

31.

Акция «Пусть цветёт наш детский сад!» (Посадка цветов в клумбы)

Активизация инициативности родителей в благоустройстве детских участков.

Воспитатели,

родители

май

32.

Благотворительная акция «Подари открытку ветерану»

Привлечение родителей и детей к созданию подарков и поздравлению ветеранов. Формирование у родителей и детей чувство благодарности ветеранам и участникам  ВОВ.

Воспитатели,

родители

май

33.

Выставка рисунков «Спасибо деду за победу»

Приобщение родителей и детей к уважительному отношению исторического прошлого Родины.

Воспитатели

май

34.

Интерактивные площадки «Мы в заботах круглый год,  посмотри на нас народ!»

Мотивация  родителей по использованию опыта педагогов  со своими детьми в домашних условиях

Воспитатели

май

35.

Индивидуальные консультации по запросу родителей

Информирование родителей по вопросам развития ребенка.

Воспитатели

в течение года

2.4. Планирование работы с детьми в группе

  • Годовое планирование тематических проектов

№ п/п

Тема проекта

Краткое содержание

Предполагаемые продукты

1.

«Энциклопедия безопасного поведения»

Виды транспорта.

Телефоны спецслужб.

Город Нефтеюганск.

Достопримечательности города.

Дорожная безопасность.

Дорожные знаки.

Участники движения.

Акция «Осторожно, дети на дороге!» (изготовление и раздача листовок водителям). Альбом «Будь внимателен,  водитель!» (рисунки на тему «Дорожная безопасность»)

2.

«Загадочный мир часов»

Прошлое  и настоящее часов.

Разные виды часов

Мини – музей  часов.

Выставка творческих работ часов «Какие разные часы».

3.

«Моя родина – Югра»

Растительный мир Югры.

Животный мир Югры.

Водоёмы Югры. Природные ископаемые Югры.

Профессии нефтяного края.

Экология Югры.

Коллаж «Природа Югры».

Красная книга Югры.

4.

«Традиции народов Югры»

История возникновения Югры.

Жизнь и быт коренных народов Югры.

Города и достопримечательности Югры.

Сказки народов Югры.

Выставка творческих работ детей «Предметы быта ханты и манси».

5.

«Зимушка - Зима»

Зима в нашем крае. Традиции празднования Нового года в России и в других странах.

Подготовка человека и животных к зиме.

Образование снега и свойства снега, снежинок.

Забота о здоровье зимой.

Зимние виды спорта.

Акция «Покормите птиц зимой».

Выставка творческих работ «Зимние забавы». Альбом «Новый год в разных странах».

Акция «Альтернативная ёлка».

6.

«В здоровом теле, здоровый дух»

Строение тела человека.

Настроение и эмоции.

Профилактика заболеваний.

Правила гигиены.

Здоровое питание.

Режим дня.

Фотовыставка «Как я и моя семья заботятся о здоровье».

Альбом «Наши помощники».

7.

«Народная игрушка»

Ознакомление с произведениями народного творчества 

Воспитание чувства гордости за талант и самобытность русского народа.

Альбом детских рисунков по мотивам народных росписей 

 Выставка «Народные игрушки своими руками»

8.

«Мир динозавров»

Мезозойская эра – эра динозавров.

Происхождение динозавров.

Виды динозавров.

Пресмыкающиеся.

Образование и извержение вулканов.

Палеонтологический музей.

Мини-книжки «Динозавр, который любил бодаться», «Про динозавра, который «побывал в космосе», «Какого динозавра считают умным», «Прекрасные и ужасные», «Они такие разные».

Макет вулкана.

9.

«Времена года»

«Времена года»

«Как природа рисует красками»

Картины Советских художников

«Времена года»

Оформление результата проекта в виде презентации.
Оформление альбома «Времена года».

10.

«Волшебные краски весны»

История праздника «Женский день». Пробуждение природы. Поведение насекомых и животных.

Выставка рисунков по нетрадиционным техникам. Альбом «Фантазии весны». Постановка сказки «Заячья избушка»

11.

«23февраля день защитника Отечества»

История возникновения праздника.

«Военные профессии»

«Современная армия России».

«Военная техника» детские игрушки

«Папин портрет с галстуком»

Коллективная стенгазета, посвящённая «Дню защитника Отечества»

12.

«Космос»

Строение Солнечной системы.

Освоение космоса.

Планета Земля.

Глобус – модель Земли.

Солнце – источник жизни на Земле.

Звёзды и созвездия.

Викторина «Космическое путешествие».

Выставка совместного творчества детей и родителей «Загадочный космос».

13.

«Спасибо за Победу»

Роль ВОВ для нашей страны.

Подвиг народа.

Герои ВОВ.

Память о войне и героях.

Рода войск и военная техника.

Жизнь народа в годы войны.

Символы мира.

Атрибуты к Параду Победы.

Выставка творческих работ «Спасибо скажем за победу».

Коллаж «Дети-герои, мы вас помним».

14.

«Мы – единый народ!»

Россия многонациональная.

Традиции разных народов.

Толерантное отношение к людям.

Права детей.

Выставка национальных предметов быта.

Коллажи «Мы – татары», «Мы - башкиры», «Мы – русские», «Мы – украинцы».

Книга семейных национальных блюд.

15.

«Скоро в школу»

Какие школы были раньше.

Как наши родители (бабушки и дедушки) учились в школе.

Чем занимаются ученики в школе и после школы.

Как работает школа.

Как устроена школа.

Как найти друга в школе.

Режим дня.

Безопасное поведение.

Драматизация по сказке Л. Толстого «Мальвина и Буратино».

Выставка семейных газет «Школьная жизнь моей семьи».

  • Примерные задания в центрах активности в рамках реализации тематических проектов

Центры активности

Формы образовательной деятельности

Математика

Измерение.

Счет.

Деление целого на части.

Дидактические упражнения с геометрическими фигурами, формами, на ориентировку во времени, в пространстве.

Работа с рабочими листами

Наука

Поиск информации.

Составление альбомов, книг, журналов, картографы.

Опыты.

Эксперименты.

Коллекционирование.

Работа с картами.

Макетирование (горы, ландшафты, улицы и т.д)

Зарисовка моделей.

Работа с перфокартами.

Литература

Печатание (лепка) букв, слов, предложений, их оформление.

Составление (разгадывание) кроссвордов.

Подбор картинок по местонахождению звуков в слове.

Составление рассказов творческих, по картине.

Создание книжек.

Составление предложений с помощью моделей.

Составление загадок.

Печатание слов по теме.

Подбор картинок по определенной теме с печатанием слов, составление сказок.

Зарисовка рассказа в моделях.

Работа с пословицами на понимание

Драматизация

Игра на музыкальных инструментах.

Составление мелодии.

Постановка спектаклей.

Игры-драматизации.

Инсценировки.

Сюжетно-ролевые игры.

Разыгрывание придуманных сюжетов.

Искусство

Рисование.

Аппликация.

Лепка.

Изготовление поделок из природного материала,

бросового, бумаги.

Работы в разных техниках.

Составление узоров.

Роспись предметов.

Поделки из папье-маше.

Строительство

Выполнение построек по замыслу, по схемам на различны темы.

Движение

Выполнение основных видов движений.

Разработка подвижных игр.

Кулинария

Приготовление блюд.

Составление рецептов в моделях.

Измерение веса.

Песка и воды

Постройка из песка.

Эксперименты.

2.5. Вариативная часть

        Учитывая возможности педагогического коллектива, пожелания родителей, интересы детей, вариативная часть программы представлена реализацией дополнительных программ и традициями группы.  Вариативная часть программы направлена на поддержку образовательных областей обязательной части программы, представлена:

1) Дополнительными программами

Наименование программ, направленность

Задачи

Время реализации

«Фантазеры», художественно-эстетическая направленность.

Авторы: Вострикова С.Х.

Развитие творческих способностей, художественно-образного мышления, воображения, эстетического чувства через нетрадиционные техники рисования.

В первой или второй половине дня, по подгруппам.

«Робототехника»,

научно – техническая направленность.

Автор: Мешавкина З.Р.

Формирование умений и навыков конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских  задач по механике, знакомство и освоение  программирования в компьютерной среде.

Во второй половине дня, по подгруппам.

«Я – исследователь»  

ЭКО студия

Автор: Пашкаева Н.Н.

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Во второй половине дня, по подгруппам

«В королевстве шахмат»,

познавательная направленность.

Автор: Кучерова О.А.

Активизация мыслительной деятельности детей, развитие ориентировки на плоскости, логического мышления, наблюдательности, внимания.

Во второй половине дня, по подгруппам.

«Лего – конструирование»,

техническая направленность.

Автор: Ишмакова М.С.

Развитие самостоятельного детского экспериментирования с ЛЕГО-материалом, формирование обобщенных способов конструирования.

В первой и во второй половине дня, по подгруппам.

«Обучение грамоте»,

речевая направленность.

Авторы Л.Е.Журова, Н.О. Сарайкина

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа слова. Обогащение словарного запаса. Развитие навыков построения связного высказывания.

В первой и во второй половине дня, по подгруппам.

2) Программой «Основы безопасности детей дошкольного возраста», социальной направленности. Авторы Авдеева Н.Н., Князева Н.Л.

Цель программы: развитие социализация детей и популяризация знаний безопасного поведения в различных ситуациях (на дороге, в городе, в детском саду и т.п.) Реализуется в течение дня, в разные режимные моменты, в форме ситуаций, ситуативного разговора, чтения, моделирования ситуаций и т.д.

3) Традициями группы, направленными на социализацию воспитанников

Название традиции

Содержание (задачи)

Новоселье группы

Направлено на облегчение процесса адаптации воспитанников к новой группе и педагогам, установление теплых, доверительных отношений.

Дни рожденья

Направлено на развитие способности у воспитанников радостных событий, вызывает положительные эмоции, подчеркивает значимость каждого ребенка в группе.

Взаимодействие  со всеми возрастными группами  

Способствует формированию социальной компетентности. У воспитанников формируется умение договариваться, распределять действия, согласованно действовать, оказывать помощь.

Межсемейные проекты «Взрослые и дети»

Дети и взрослые участвуют в реализации межсемейного тематического  проекта, который организовывается между семьями группы. Семьи воспитанников объединяются в малые группы для  создания совместного продукта, что способствует их сближению, становления положительных взаимоотношений между ними,  при этом ребенок видит  образцы взаимодействия и отношений.

А у нас сегодня гость

В качестве гостей в группу приглашаются родители или другие люди, представители разных профессий или почетные гости (ветераны войны, труда). Благодаря  встречам  у детей развивается любознательность, формируются представления о других людях и разных профессиях.

Организация и проведение мероприятий в соответствии с календарем праздничных дат: День знаний, День здоровья, День воспитателя, День матери, Новый год и т.д.

В процессе подготовки и проведения праздников дети объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Родителей включают в подготовительную работу и организацию праздников.

3) Региональным компонентом

Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.

Задачи:

Социально-коммуникативное развитие

1.Использовать знания о родном крае в игровой деятельности.

2.Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям Югры, стремление сохранять национальные ценности.

Познавательное развитие

1.Развивать у детей познавательный интерес к родному городу, Ханты-Мансийскому автономному округу.
2.Развивать способности чувствовать красоту природы своей малой родины и эмоционально откликаться на нее.
3.Развивать представления детей об особенностях и культурных традициях жителей родного края.
Речевое развитие

1.Овладение речью как средством культуры.
2. Обогащение активного словаря с учетом региональной тематики.
Художественно-эстетическое развитие

1.Развивать интерес детей к народной культуре (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм).
2. Формировать умение отражать полученные знания, умения в разных видах художественно-творческой деятельности.
3. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.

Физическое развитие

1.Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы народов ХМАО-Югры.

Решение задач по региональному компоненту осуществляется через целевые прогулки, беседы, проекты «Моя родина – Югра», «Мир камней», «Зима в нашем крае», «Традиции народов Югры» и др.

4) Национально – культурным компонентом

        В группе 1 раз в месяц проводятся занятия по реализации программы «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте», авторы И.А. Кузьмин, А.В. Камкин. Занятия направлены на освоение духовно-нравственных категорий и ценностей, развитие социокультурного опыта, формирование коммуникативных и управленческих навыков у всех участников образовательного процесса. В течение месяца воспитатель планомерно организует работу с детьми и родителями. Восприятие и освоение категорий и ценностей осуществляется через разные виды детской деятельности:

- Игру;

- Чтение;

- Изобразительную деятельность;

- Музыкальную деятельность;

- Театрализованную деятельность;

- Эколого-познавательную деятельность;

- Трудовую деятельность;

- Конструктивную деятельность;

- Физкультурно-оздоровительную деятельность.

В подготовительной группе целями воспитательной программы являются:

- Первоначальное освоение детьми отечественных традиций Слова, Образа, Дела, Праздника;

- Дальнейшее развитие умений и навыков деятельностного, познавательного и личностного общения со сверстниками в ходе активных занятий (умение понять сверстника, встать на его точку зрения, поделиться своими знаниями, участвовать в общем деле);

- Создание условий для успешной адаптации ребенка в школе.

  • Объем времени для реализации вариативной части программы

         Время, необходимое для реализации вариативной части Программы, зависит от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, составляет: 150 мин. (2,5 часа), 25%.

III. Организационный раздел

3.1. Оформление развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда в группе ДОУ  

соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 и обеспечивает развитие ребенка по направлениям: познавательному, речевому, художественно-эстетическому, социально- коммуникативному, физическому развитию.

Пространство группы организованно в виде хорошо разграниченных зон («центры активности»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение центров активности меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В группе созданы центры:

-Математика/ манипуляция

-Искусство

-Наука и природа

-Драматизация

-Кулинария

-Строительство

-Литература

-Песок и вода

-Движение

    Для детей и родителей в группе создана широкая и открытая информационная среда.

Для детей - информационная стена расположена на месте утреннего сбора и хорошо просматривается детьми. На информационной стене находятся:

-    доска выбора;

  • календарь погоды, природы;
  • модели недели, месяца;
  • правила группы;
  • распорядок дня;
  • темы проектов и конечные продукты (обозначены крупными буквами);
  • продукты детской деятельности (рисунки, поделки, альбомы и т.д.)
  • учебные таблицы и плакаты в соответствии с темой проекта.

Рядом с информационной стеной находится полочка с пособиями для проведения группового сбора.

В группе работают интерактивные стенды:

 «Мастерская дел» – участие детей  в делах группы и детского сада и стенд «Деловые хлопоты» – ежедневное распределение ролей детьми, участие в ежедневной работе группы в соответствии с обязанностью, ролью, которую он сегодня выбрал: «официант», «швейцар», «главный специалист по чтению сказок», «специалист по задвиганию стульев», «специалист по завязыванию шнурков», «гонец или рассыльный», «главный специалист по поддержанию порядка в группе», «миротворец», «метеоролог», «точильщик карандашей», «счетовод», «детектив по полу», «впереди идущий», «замыкающий в колонне», «парикмахер», «специалист по открыванию баночек с гуашью», «мойдодыр».

       Информационная среда для родителей оформлена в приемной группы, чтобы зрительно подтвердить внимание к каждому ребенку в группе.

  1. Плакетки с именами ребенка и родителей на шкафчиках.
  2. Стенд «Наши успехи» – информация об умениях, достижениях, интересах детей.
  3. Персональные конвертики на шкафчиках каждого ребенка – ежедневное поощрение детей «дариками» за успехи и достижения.
  4. Стенд «Лесенка успеха» – благодарность родителям за участие в образовательном процессе детского сада, активизация на совместное сотрудничество.
  5. Стенд «Наши дни рождения» – информация о дне рождении каждого ребенка, стилизованные по сезонам в морской теме.  
  6.  Стенд «Наше настроение» –  отслеживание эмоционального состояния каждого ребенка в течение дня.
  7. Стенд «Наша звездочка» – интервью ребенка-победителя по итогам выбора за неделю, пожелание детей, родителей, воспитателей.
  8. Стенд «Что я знаю?», «Что я хочу знать?», «Как я узнаю?» – вопросы и высказывания, рассуждения детей о том, что их интересует, тревожит, занимает.
  9. Стенд «Наше творчество» –  демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка, выставка продуктов его творчества.
  10.  Стенд «Почта для родителей» (почтовый ящичек для каждого ребенка) – переписка с родителями, обмен информацией о развитии детей.
  11.  Информационное письмо к родителям – приглашение к сотрудничеству родителей, информирование родителей о теме проекта и о том, какую помощь могут оказать родители: в поисках материалов, информации по теме проекта.
  12.  Информационный лист «Мы сегодня …» – ежедневная информация для родителей о деятельности в центрах активности на сегодняшний день.
  13.  Стенд с объявлениями для родителей.
  14.  Портфолио ребенка – формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни.

В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек, дети обеспечены игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки), смена игрушек, стимулирующих двигательную активность, несколько раз в день.

    Развивающая среда соответствует санитарно-гигиеническим  требованиям  и  обеспечивает  все направления развития детей.

3.2. Режим дня

Режим дня строится с учетом сезонных изменений. В теплый период года увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе, сокращается количество непосредственно образовательной деятельности; при наличии условий, некоторые режимные моменты переносятся на прогулочный участок (занимательные игры, гимнастика, закаливание). 

При осуществлении основных моментов режима важен индивидуальный подход к ребенку: сон может быть у детей разным по длительности; в рационе питания могут быть замены блюд и др.

п/п

Режимные моменты

Время проведения

1.

Утренний прием детей в группе, осмотр

7.00 – 7.20

2.

Утренний прием детей на воздухе, осмотр, игры.

Беседа с родителями. Ритуал встречи. Игры, дежурство, индивидуальная, подгрупповая работа с детьми

7.20 – 8.13

3.

Утренняя гимнастика

8.13 – 8.25

(10 – 12 мин)

4.

Подготовка к завтраку, завтрак

8.25 – 8.55

5.

Утренний  сбор

8.55 – 9.10

(15 мин)

6.

Работа в центрах активности по выбору детей,

физическое развитие, музыкальное развитие, обучение грамоте

9.10 – 10.10

10.20 – 11.00

(до 100 мин)

7.

II завтрак (сок, фрукты)

10.10 – 10.20

8.

Подготовка к прогулке,

прогулка («открытая площадка»),

физкультура на воздухе, возвращение с прогулки

11.00 – 12.30

9.

Подготовка к обеду, обед

12.30 – 13.00

10.

Гигиенические процедуры, дневной сон

13.00 – 15.00

11.

Постепенный подъем,  закаливающие процедуры

15.00 – 15.20

12.

Подготовка к полднику, полдник

15.20 – 15.40

13.

Игры, деятельность в центрах активности, студиях, самостоятельная деятельность

15.40 – 16.55

14.

Совместная и самостоятельная деятельность, индивидуальная работа

16.50 – 17.00

15.

Вечерний сбор

16.55 – 17.10

(15 мин)

16.

Подготовка к ужину, ужин

17.10 – 17.30

17.

Подготовка к прогулке, прогулка, игры с детьми по интересам, уход детей  домой

17.30 – 19.00

3.3. Расписание НОД, занятий в кружках, студиях и совместной деятельности взрослых и детей

Продолжительность совместной деятельности по реализации тематических проектов составляет:

1) Групповые сборы – 15 мин.

2) Работа в центрах активности – до 100 мин.

День недели

Время

НОД, занятия в  студии

8.55 – 9.10 Утренний сбор   17.00 – 17.15 Вечерний сбор

9.10 – 10.10, 10.20 – 11.10 Работа в центрах активности

15.30 – 16.40 Совместная деятельность в центрах активности

Понедельник

1)9.00 – 9.30 (I подгруппа)

2)9.40 – 10.10 (II подгруппа)

Обучение грамоте

ЛЕГОконструирование

  10.20 – 10.50

Обучение игре в шахматы

15.40 – 16.10

Физическое развитие

16.40 – 17.10

Занятие в творческом объединении «Я – исследователь» (исследовательская деятельность)

Вторник

10.20 – 10.50

Занятие в творческом объединении «Волшебная кисточка» (изодеятельность)

15.40 - 16.10

Музыкальное развитие

16.40 – 17.10

Обучение игре в шахматы

Среда

1)9.00 – 9.30 (I подгруппа)

2)9.40 – 10.10 (II подгруппа)

Обучение грамоте

11.00 – 11.30

Физическое развитие на свежем воздухе

15.40 – 16.10

Занятие в творческом объединении «Я – исследователь» (исследовательская деятельность)

16.35 – 17.05

«Волшебная кистиочка» (изодеятельность)

Четверг

10.50 – 11.20

Физическое развитие

15.40 – 16.10

«Роботенок» (робототехника)

16.10 – 16.40

Занятие в творческом объединении «В королевстве шахмат» (основы обучения игре в шахматы)

Пятница

9.00 - 9.30

Музыкальное развитие

16.10 – 16.40

Занятие в творческом объединении «Я – исследователь» (исследовательская деятельность)

3.4. Система закаливания

Закаливание в подготовительной группе

Элементы закаливания осуществляются в повседневной жизни — умывание, мытье рук до локтя, мытьё шеи. Специальные закаливающие процедуры проводятся в виде воздушных ванн и водных воздействий. Температура воздуха для проведения воздушных ванн изменяется несущественно по сравнению с предыдущей группой (разница составляет 2-4° С в сторону уменьшения).

Виды

закаливания

Местное воздействие

Общее воздействие

Начальная температура

Конечная температура

Начальная температура

Конечная температура

Воздушные ванны

+22 С

+18 С

+20 С

+19 С

3.5. Режим двигательной активности

Формы работы

Виды деятельности

Режим

двигательной активности

Организованная образовательная деятельность по физическому развитию

а) в спортивном зале

2 раза в неделю 30 мин

б) на улице

1 раза в неделю 30 мин

Физкультурно-

оздоровительная

работа в режиме дня

а) утренняя гимнастика

Ежедневно 8-10 мин

б) подвижные и спортивные

игры и упражнения на прогулке

Ежедневно 2 раза

(утром и вечером)

по 25-30 мин

в) физкультминутки (в середине статического занятия)

Ежедневно в зависимос

ти от вида, содержания статического занятия

1-3 мин

г) взбадривающая гимнастика после дневного сна

Ежедневно 10-12 мин

Активный отдых

а) физкультурный досуг

1 раз в месяц 25-30 мин

б) физкультурный праздник

2 раза в год до 60 мин

в) день  здоровья

1 раз в квартал

Самостоятельная

двигательная

деятельность

а) самостоятельное использование физкультурного и спортивно-игрового

оборудования

Ежедневно 25 мин

б) самостоятельные подвижные и спортивные игры

Ежедневно 25 мин

3.6. Календарное планирование  

Режимные моменты

Содержание

Время

Время реализации ООП

Обязате

льная

часть

Вариати

вная

часть

Прием детей, игры, совместная (индивидуальная, подгрупповая),    самостоятельная деятельность

Утренняя гимнастика

Подготовка к завтраку, завтрак

Самостоятельная деятельность детей

Утренний сбор

Работа в центрах активности по выбору детей

НОД по физическому/ музыкальному развитию

II завтрак

Подготовка к прогулке, прогулка («открытая площадка»), физкультура на воздухе, возвращение с прогулки

Подготовка к обеду, обед

Гигиенические процедуры, дневной сон

Постепенный подъем,  закаливающие процедуры

Подготовка к полднику, полдник

 Совместная деятельность в центрах активности (индивидуальная, подгрупповая,

самостоятельная  деятельность, занятия в студиях

Подготовка к ужину, ужин

Подготовка к прогулке, прогулка,  уход домой

Объем реализации образовательной программы  10ч

450 мин.

7ч.30м

150м

2ч.30м.

Итого: 10+2 (дневной сон) = 12 часов

3.7. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе

Методические пособия

Физическое развитие

Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду»

Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3-7 лет.    

Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Подготовительная группа.                                      

Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика: Комплексы упражнений для детей

3-7 лет.

Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр.                                                            Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду.                                                           Степаненкова  Э.Я. Сборник подвижных игр 2-7 лет.                                                                              

Утробина К.К. «Занимательная физкультура для дошкольников.                                                     

Познавательное развитие

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.                                                Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве.                                          

Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет).

Дыбина О.В. Ознакомление с предметами и социальным окружением: Подготовительная группа (6-7 лет).

Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир.                                                                                             Дыбина О. Б. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников.                            

Дыбина О. Б. Творим, изменяем, преобразуем: Игры-занятия с дошкольниками.                                

Дыбина О. Б. Рукотворный мир: Игры-занятия с дошкольниками.                                                     Дыбина О. Б. Из чего сделаны предметы: Игры-занятия с дошкольниками.                                      

Дыбина О. Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей.  

Крашенинникова Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников (5-7 лет).                            

Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3-7 лет).  

Пономарева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная группа (6-7 лет).  

Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.                                                                                                                                                                              

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная группа (6-7 лет).                                                                                                            

Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке (3-7 лет).                                 

Речевое развитие

Варенцова Е.С. обучение дошкольников грамоте.

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду.                        

Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада.

Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе.

Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников.

Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх.

Социально – коммуникативное развитие

Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3-7 лет).                                      

Буре  Р.С.  Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет)

Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Подготовительная группа (6-67лет).                                      

Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду.                                                                                                                

Кузьмин И.А. «Сказочное слово» (6-7 лет)

Кузьмин И.А. «Напутственное слово» (6-7 лет)

Кузьмин И.А. «Светлый образу» (6-7 лет)

Кузьмин И.А. «Мастера и рукодельницы» (6-7 лет)

Кузьмин И.А. «Семейные традиции» (6-7 лет)

Кузьмин И.А, Камкин А.В. Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»

Кузьмин И.А, Камкин А.В.  Научно-методические сборники, учебные пособия и тетради, книги для развития по программе «Истоки».

Кузьмин И.А. Социокультурный системный подход к истокам в образовании.

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду.                                                Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду.                                                                                    

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.  Как играть с ребенком.                                                Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.  Игры с правилами в дошкольном возрасте.            

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.  Организация сюжетной игры в детском саду.

Пертова В.И., Стульник Т.Д. Эстетические беседы с детьми 4-7 лет.      

Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3-7 лет).                                                                                                        

Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет.

Шипицина Л.М. и др. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет).     

Художественно – эстетическое развитие

Буренина А.И. Ритмическая мозаика.

Гербова В.в. Приобщение детей к художественной литературе.

Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду.                                                               Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду.                                              Зацепина М.Б., Антонова Т.Б. Праздники и развлечения в детском саду.                                  

Комарова Т.С. Детское художественное творчество.                                                                       Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада.

Комарова Т.В. Развитие художественных способностей дошкольников.                                     Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.  

Подготовительная группа (6-7 лет).  

КаплуноваИ., Новоскольцева И. Программа «Ладушки».  

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.

Куцакова Л.В. Конструирование их строительного материала: Подготовительная группа (6-7 лет).      

Лыкова И.А. Программа по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников «Цветные ладошки».

Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

3.8. Система мониторинга развития детей

      Для того чтобы добиться эффективного баланса между индивидуальными интересами и потребностями детей, с одной стороны, и образовательными задачами, которые ставит перед собой педагог, с другой стороны, нужно, знать каковы эти интересы и потребности, и как они изменяются со временем. Программа, ориентированная на ребенка, нацелена на индивидуальное раскрытие и развитие каждого ребенка.

      Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха.

Наблюдение за развитием ребенка осуществляется ежедневно, в течение года. По итогам наблюдений проводится 2 раза в год оценка развития каждого ребенка и заполняется карта. 

Карта наблюдений и оценки развития детей 6-7 лет

(подготовительная группа)

Ф.И.ребенка_____________________________________

Дата оценки:

1. сентябрь

2. декабрь

3. май

Способность

Показатели

1

2

3

Контролировать свое поведение

1.Делится с другими.

2.Спрашивает разрешения на пользование чужими вещами, аккуратно с ними обращается.

3.Обосновывает свои суждения: почему лгать и присваивать чужие вещи плохо, а защищать малышей и помогать им хорошо. 4.Разрешает конфликты со сверстниками, пользуется приемами замещения, убеждения и обсуждения.

Формулировать свой интерес, предпочтение, намерение

1.Выбирает самостоятельно центры  активности, способ действия, партнера при поддержке взрослого.

2.Критически оценивает и анализирует результаты (достижения и ошибки) при поддержке взрослого.

3.Предлагает, высказывает свое мнение.

4.Выражает словами свои мысли, планы, чувства, желания, потребности.

5.Формулирует причины своих чувств.

6.Аргументируе  свою

точку зрения с помощью наводящих вопросов.

7.Предлагает  свое достижения, связно рассказывает,  что получилось или чему научился.

Анализировать и комментировать свои действия

1.Отвечает на вопросы взрослого: у тебя получается сделать, как хотел или ты поменял план?  Почему ты поменял свой план? В чем допустил ошибку?

2.Комментирует 4-5 действий.

Выполнять простые правила, договариваться о правилах

1.Устанавливает и выполняет 5 правил поведения.

Организовывать свою работу

1.Понимает учебную задачу с помощью вопросов (что? для чего?), выполняет.

2.Определяет замысел и  реализует его

(описывает результат, отбирает нужный материал, составляет план действий с помощью знаковых средств, контролирует промежуточный результат по схеме, плану, оценивает результат по трем заданным критериям).

3.Оценивает способ действия как ошибочный или приводящий к результату, самостоятельно меняет способ достижения цели или обращается за советом к взрослым.

4.Выполняет действия по словесной инструкции и схемам.

5. Выдвигает и проверяет гипотезы с помощью взрослого.

6.Применяет   способы познания в соответствии с ситуацией с помощью взрослого, самостоятельно (работа с книгой, обращение к другим людям, наблюдения, обследовательские действия, опыты, эксперименты).

7.Выполняет 7-12 операций.

8.Доводит действия до результата.

9.Кооперируется со сверстниками для достижения результата (работа в микрогруппе).

Задавать вопросы и отвечать на вопросы  

Задает и отвечает на вопросы: для чего? как? почему? зачем?

Работать  с информацией

1.Называет источники знаний, (взрослый, сверстник, книги, собственный опыт, СМИ, Интернет);

2.Отбирает нужную информацию (с помощью взрослого); присваивает (запоминает, обобщает, изображает). 

3.Предоставляет информацию с помощью схемы, модели самостоятельно.

Высказываться в пределах темы

1.Делает спонтанные  высказывания в связи с высказываниями других в пределах определенной заранее темы.

Использовать элементарные нормы общения

1. Внимательно слушает взрослого и сверстника, соблюдая правила.

2.Вступает в контакты с окружающими.

3.Хвалит, поддерживает, приходит на помощь и обращается за помощью в соответствии с ситуацией.

4. Знает и говорит слова приветствия и благодарности.

5.Сопереживает окружающим.

6.Дает оценку своим  действиям и действиям сверстников.

Сотрудничать со взрослыми, сверстниками, детьми разного возраста

1.Договаривается, распределяет действия, действует согласованно и приходить к общему результату в микрогруппе.

2.Инициирует и осуществляет взаимодействие со сверстниками.

3.Участвует в групповых играх с принятием совместных решений, распределением ролей, соблюдением правил.

 

Шкала оценки:

0 баллов  -  способность не проявляется;

1 балл – способность проявляется иногда;

2 балла – способность проявляется периодически;

3 балла – способность проявляется.  

     Полученная информация позволяет выработать индивидуальные задачи для дальнейшего развития ребенка, оказать ему поддержку на основе его индивидуальных интересов, возможностей и особенностей.

      Индивидуальный учебный план

Ф.И. ребенка__________________________

Возраст ребенка_______________________

Воспитатели__________________________

Дата ____________

Основные достижения за предыдущий период______________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задачи   развития_____________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стратегии (действия)

                 В детском саду                                                                 Дома

________________________                                           _____________________

________________________                                           _____________________

________________________                                           _____________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекции речи воспитанников 6-7 лет офтальмологической подготовительной группы

Рабочая программа учителя-логопеда офтальмологической подготовительной группы включает в себя: целевые ориентиры, характеристику речевых расстройств, описание форм и средств непосредственно образовате...

Здоровьесберегающие пространство досугов и тематических развлечений в организации жизнедеятельности воспитанников.

Здоровьесберегающие пространство досугов и тематических развлечений в организации жизнедеятельности воспитанников....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ 5-6ЛЕТ СТАРШЕЙ «Б» ГРУППЫ

Рабочая программа  по организации жизнедеятельности воспитанников старшей группы «Б» группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учётом их возрастных ...

рабочая программа по организации деятельности педагога с детьми 6-7 лет подготовительная группа общеразвивающей направленности, разработанная на основе образовательной программы МАДОУ.

в данной разработке представлено планирование на учебный год для работы в подготовительной группе на основе программы "От рождения до школы" Вераксы....

Рабочая программа по организации сотрудничества с семьями воспитанников ДОО

В данной программе представлены современные формы работы по организации сотрудничества с родителями. Предложен перспективный план работы с родителями на 2 года....