Экскурсия "Чеховские места Таганрога"
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Стукань Ольга Ивановна

В данном материале дети-экскурсоводы рассказывают о музеях: "Домик Чехова", "Гимназия им. А. П. Чехова", "Лавка Чеховых", о театре и библиотеке им. А. П. Чехова. Во время экскурсии ребята выполняют задания: "Герой рассказа", "Кто лишний", "Говорящий рисунок". Заканчивается экскурсия в сквере у памятника А. П. Чехову. Знакомясь с историей Таганрога, его достопримечательностями, расширяя свои знания о жизни и творчестве А. П. Чехова, дети приобщаются к культурным традициям родного города, к богатствам национальной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domik_chehova.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия «Чеховские места Таганрога»

для детей старшего дошкольного возраста

     Цели и задачи: расширять знания детей о творчестве А. П. Чехова; развивать у детей разговорную и монологическую речь; формировать умение слушать рассказы в исполнении товарищей; обогащать словарный запас; содействовать воспитанию интереса к родному городу, культурному наследию.

     Словарная работа: экскурсовод, памятник, бюст, таганрожец, земляк, прилавок, лавка, гимназия, достопримечательности, поклонники, фасад.

     В роли экскурсоводов выступают дети.

Ход мероприятия

Воспитатель: - Ребята, скажите, как называется город, в котором мы живём?

(Ответы детей.)

     - Утопая в ярких лучах южного солнца, широкой дугой раскинулся на берегу Азовского моря старинный портовый город Таганрог.

     Ребёнок читает отрывок из стихотворения И. А. Федорчук «Таганрог»:

Вот и солнце встаёт над водой.

Город-песня всегда со мной.

Расплескался вокруг залив,

Как прекрасен морской прилив!

Тихий шелест волны у ног –

Это всё мой родной Таганрог!

     Воспитатель: - Гостеприимством, уютом тенистых зелёных улиц встречает наш город каждого, желающего познакомиться с его достопримечательностями. Таганрожцы бережно хранят в памяти имена замечательных людей, которые жили и бывали здесь. Это актриса Фаина Раневская, поэт А. С. Пушкин, композитор

П. И. Чайковский и многие другие. Но особенно дорого таганрожцам имя

А. П. Чехова, потому что наш город – родина этого великого русского писателя. Здесь Антон Павлович родился, здесь прошли его детские и юношеские годы.

     Места, которые связаны с его именем, мы называем «чеховскими местами». И сегодня я приглашаю вас на экскурсию по чеховским местам, а расскажут нам о них экскурсоводы.

    Первая наша остановка у домика Чехова. Нас встречает экскурсовод.

Домик Чехова

     Экскурсовод: - Здравствуйте, ребята и взрослые. Я расскажу вам о домике Чехова. Скромный, малозаметный с улицы, этот домик приветливо смотрит на мир окошками с зелёными ставнями. Здесь 29 января родился писатель

А. П. Чехов.

     Всего в семье Чеховых было шесть детей: пять братьев и сестра. Мать писателя (Елена Яковлевна) заботливо и нежно относилась к детям. Учила их читать, считать и писать. Отец (Павел Егорович) был купцом, приобщал своих детей к труду, обучал их торговле.

     Обстановка комнат была скромной и простой. Самая большая комната служила и гостиной, и кабинетом, и столовой. В ней раздвижной стол с венскими стульями, конторка, шкаф для посуды. На стенах икона, часы, семейные фотографии.

     В этом доме сейчас находится музей, а во дворе установлен бюст писателя.

Чеховский домик – уютный, пленительный,

Где обитала большая семья.

В маленьких комнатках дух удивительный,

В них так свежа, так жива старина!

Домик, тропинка, в цветах подоконники,

Низкая дверь, невысокий порог.

Тянутся в дом восхищённо поклонники,

В дом, куда сам он вернуться не смог.

Воспитатель: - В доме своего рождения А. П. Чехов прожил недолго. Едва ему исполнился год, как родители покинули квартиру. Но он всегда помнил об этом домике и говорил: «Родился я в доме… на Полицейской улице, в маленьком флигеле во дворе. Дома этого, вероятно, уже нет.»

     Не мог знать тогда Антон Павлович, какая счастливая жизнь предстоит этому домику, потому что он стал музеем. Здесь побывали люди из разных уголков нашей страны и из других стран. К порогу этого дома из года в год идут поклонники чеховского таланта.

     Мы благодарим нашего экскурсовода и отправляемся дальше, где нас тоже ждёт интересный рассказ. (Физминутка.)

Лавка Чеховых.

    Экскурсовод: - Здравствуйте! Я расскажу вам о «Лавке Чеховых».

     Перед вами двухэтажный дом, в котором жила семья Чеховых. Фасад украсила большая вывеска «Чай, Сахар, Кофе и другие колониальные товары».

     На первом этаже дома была лавка отца. Перед вами старинное торговое помещение с прилавками, весами, разными товарами.  В этой лавке можно было купить всё, что тогда завозили в Таганрог.

     На втором этаже жила вся семья. Здесь располагались детские комнаты, спальни и большая светлая гостиная. В ней -  круглый стол и красивые стулья на ковре, а также музыкальный инструмент – пианино, стены украшены картинами и часами.

     Отец Павел Егорович, уважаемый купец, вёл своё хозяйство. Мать Евгения Яковлевна, добрая и приветливая, несла на своих плечах всё домашнее хозяйство.

Отец был строг: сыновья учились в гимназии, помогали торговать в лавке, обучались иностранным языкам, пели в церковном хоре. «День начинался и заканчивался трудом», - вспоминал брат Михаил.

     В этом доме Чеховы прожили 5 лет. И эти годы совпали с детством Антона Павловича. Сейчас это музей «Лавка Чеховых».

     Воспитатель: - Спасибо за рассказ, а мы продолжаем нашу экскурсию. (Физминутка.) Делаем остановку у гимназии имени А. П. Чехова.

Гимназия.

    Экскурсовод: - Я приветствую вас в гимназии. В те времена здесь учились только мальчики. Учиться Антону было нелегко, потому что много времени отнимала работа в лавке отца.

     Сейчас здесь находится литературный музей А.П. Чехова, в него входят: актовый зал, карцер и класс, в котором учился Антон Чехов. В актовом зале проводились торжественные мероприятия, в классе сохранилась парта, за которой сидел Антон Чехов, а в карцере «отбывали наказание» непослушные гимназисты.

     В залах этого музея можно увидеть личные вещи писателя, документы и фотографии. Здесь хранятся его письма, рукописи, книги.

     Воспитатель: - Да, учиться в гимназии было тяжело. Мы сейчас проверим, готовы ли наши ребята учиться.

Задание «Говорящий рисунок». Экскурсовод показывает рисунок, а вы, ребята, называете рассказ, который послужил основой для рисунка.

Задание «Кто лишний?»  Выберите из этих картинок те, на которых изображены животные, не являющиеся героями рассказов А. П. Чехова.

     Воспитатель: - Мы благодарим экскурсовода и продолжаем экскурсию. (Физминутка.) У красивого большого здания нас встречает экскурсовод.

Библиотека имени А. П. Чехова

     Экскурсовод: - Здравствуйте, дорогие друзья. Я расскажу вам о библиотеке имени А. П. Чехова.

     В Таганроге Антон Павлович прожил 19 лет и 5 раз приезжал сюда потом. Чехов очень хотел, чтобы таганрожцы были людьми образованными, культурными. Благодаря ему в городе была открыта библиотека. Все свои книги, собранные за многие годы, Антон Павлович подарил городской библиотеке. Живя уже в Москве, он постоянно покупает книги и отправляет их в Таганрог. Поэтому в знак благодарности главную библиотеку нашего города жители назвали именем А. П. Чехова.

     Воспитатель: - Ребята, а вы любите слушать рассказы и сказки? Сыграем с вами в игру «Герой рассказа». Я буду читать отрывок, а вы назовёте героя  рассказа Чехова.

1. «Старик лет семидесяти, который всё кашлял и разговаривал сам с собой: прежде чем остановиться, кричал себе: «Стоп, машина!» и прежде чем пойти дальше: «Полный ход!» (Сторож Игнат из рассказа «Белолобый».)

2. «… у него есть стол, верстак, рубанки, стамески, пилы,.. в квартире всегда стоит туман и великолепно пахнет клеем, лаком и стружками».

(Столяр Лука Александрович из рассказа «Каштанка».)

3. «Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижной старикашка лет 65-ти, с вечно смеющимся лицом… .Днём он спит в людской кухне или балагурит с кухарками, ночью же, окутанный в просторный тулуп, ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку.»

(Дед Константин Макарыч из рассказа «Ванька».)

     - Мы благодарим экскурсовода и продолжаем путь. (Физминутка.)

Останавливаемся у красивого здания. А вот и экскурсовод.

Театр имени А. П. Чехова

     Экскурсовод: - Здравствуйте! Загадаю вам загадку.

Что за дом? Музыку услышишь в нём,

Пенье, танцы, плач и смех – удовольствие для всех! (Театр.)

     - Верно, это театр. В нашем городе есть театр. Это очень красивое здание. Зал театра уютный, украшен лепниной. Наш театр носит имя А. П. Чехова.

     В гимназические годы Антон Чехов здесь часто бывал. Посещать театр гимназистам строго запрещалось. Чтобы попасть туда, Антон изменял внешность. Он снимал гимназическую форму, приклеивал усы, бороду, пробирался на самый верх, на балкон и любовался игрой актёров.

     Когда Чехов стал взрослым и приезжал в гости в Таганрог, он обязательно посещал театр. На сцене нашего театра были поставлены все пьесы А. П. Чехова.

     Воспитатель: - Мы благодарим экскурсовода за интересный рассказ и отправляемся дальше. Наш путь лежит к скверу, в котором установлен памятник А. П. Чехову. Антон Павлович любил свой родной город, заботился о его жителях. В благодарность город подарил Чехову прекрасный памятник.

     Антон Павлович сидит с бронзовой книгой в руке. Его задумчивый взгляд устремлён вдаль улицы, которая носит его имя.

     Мы с вами будем бережно хранить в памяти имя нашего великого земляка – писателя А. П. Чехова.

    Ребёнок читает отрывок из стихотворения Г. Корнеева «Город Чехова».

Над зеркальной гладью залива

Ты стоишь в изумрудных садах,

Город Чехова, город красивый,

Молодой и счастливый всегда!

     Воспитатель: - Вот и подошла к концу наша экскурсия по чеховским местам города Таганрога. Я благодарю всех за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Улицы города Таганрога"

Занятие  по    развитию  речи в  старшей  группе,  содержит  дидиактические  игры   по  формированию  познавательного  интереса  к...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ВОСПИТАННИКОВ МБДОУ Д/C № 2 г.ТАГАНРОГА

Обобщение опыта работы воспитателя МБДОУ д/c № 2 г.Таганрога по  использованию проектного метода в познавательно-речевом развитии дошкольников в условиях реализации федеральных государственных тр...

Организация работы МБДОУ д/с №2 г. Таганрога по формированию у воспитанников основ пожарной безопасности.

Пожар- это нередко результат несоблюдения правил безопасности, основ эксплуатации электрооборудования и электроприборов, неосторожного обращения с огнём.Часто причиной пожара является детская шалость....

Дети нашего детского сада ежегодно участвуют в соревнованиях по мини-футболу "Канавинские волгорята", 2015г 1 место, 2016г 2 место, 2017г 3 место. В марте 2019 года наши дети заняли 2 место в турнире по футболу "ВЕСЕННИЙ КУБОК"

17 ноября 2017 года на базе нашего детского сада проходил отборочный этап районных соревнований "Веселые старты" среди муниципальных дошкольных образовательных учреждений Канавинского р...

"Познавательное путешествие по чеховским местам города Таганрога"

Знакомство с жизнью и творчеством А.П. Чехова. Создание     неповторимого образа великого писателя-земляка  в сердцах и умах  детей и взрослых....

Познавательное виртуальное путешествие по чеховским местам г. Таганрога.

Это материал по ознакомлению дошкольников с историческим, культурным своеобразием родного города Таганрога. Город Таганрог – родина великого русского писателя Антона Павловича Чехова. Знак...