"Познавательное путешествие по чеховским местам города Таганрога"
план-конспект занятия (старшая группа)

Гродская Ирина Константиновна

Знакомство с жизнью и творчеством А.П. Чехова. Создание     неповторимого образа великого писателя-земляка  в сердцах и умах  детей и взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina23_yanvarya_vecher.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

«Познавательное путешествие  по чеховским местам города  Таганрога»

Ребята, скоро у нашего земляка А.П.Чехова день рождения. По традиции  в нашем детском саду мы отмечаем этот день. И в этом году, помня этот день, мы отправляемся в путешествие по чеховским местам города Таганрога и его первым произведениям.

                    Слайд №2        (Показ портрета)  

Готовы?  Начинаем.

    Утопая в ярких лучах южного солнца, широкой дугой раскинулся на берегу Азовского моря старинный портовый город.

  • Как называется город, в котором мы живём?

             Слайд № 3

Гостеприимством, уютом тенистых зелёных улиц встречает наш город каждого желающего познакомиться с его достопримечательностями. Таганрожцы бережно хранят в памяти имена замечательных людей, которые  жили и были здесь.

     Но особенно дорого таганрожцам имя А.П.Чехова, который провёл в Таганроге почти половину своей жизни

И первая наша остановка будет - догадались где?   ( Дети - у домика А.П.Чехова)

               Слайд №4       (Показ домика А.П.Чехова)

  • Как вы думаете, чтобы попасть в домик А.П.Чехова, по какой улице нам нужно ехать?                                                                      ( Дети – по улице А.П.Чехова)
  •  А почему она так называется?
  •  А как она называлась раньше?

   Скромный, малозаметный с улицы, этот домик приветливо  смотрит на мир окошками  с зелёными глазами. Здесь родился писатель А.П. Чехов.

  • Кто помнит, когда родился Чехов?

               Слайд № 5

 Всего в семье Чеховых было шесть детей: 5 братьев и сестра. Мать писателя заботливо и нежно относилась к детям, научила маленького Антона читать, писать, считать.

  • Как звали мать Антона?-                                            (Евгения Яковлевна)

Отец был купцом, приобщал своих детей к труду, обучал их торговле.

  • Как звали отца Антона?                               (Павел Егорович)

- Посмотрите на фотографию дома. Рассмотрите внимательно.

  • Назовите те предметы, которыми мы сейчас не пользуемся. (счёты, лампа, рукомойник, весы.)

В этом доме сейчас находится музей, а во дворе установлен бюст писателя.

      Следующая остановка?

  • Кто может сказать, что вы видите?               ( Дети  - «Лавка Чеховых» )  

                    Слайд № 6      

Это старинное торговое помещение с прилавками, товарами, весами, интересными предметами быта. На первом этаже была лавка отца писателя. Здесь продавали чай, сахар,  кофе и другие товары.

 На втором  этаже  жила вся семья. Антон после занятий в гимназии помогал отцу торговать в лавке. Ему даже некогда делать уроки, он со слезами отказывался от  всего того, что необходимо детскому возрасту.

  • Что любил Антон (голубей, у него бала голубятня, ловить рыбу, купаться в море, петь в хоре,…)

 Сейчас это литературно-мемориальный музей «Лавка Чеховых»

  • Какая вывеска сохранилась на лавке Чеховых?  Чай,сахар, кофе и др кол.товары)

 А где учился А.П.Чехов?         ( Дети- в гимназии  А.П.Чехове)

               Слайд № 7                    (Показ фото гимназии)

     Да, эта остановка - гимназия имени А.П.Чехова. Это сейчас она так называется.  В те времена здесь учились только мальчики. Годы учения  Чехова в гимназии – это годы его детства. Учиться ему было нелегко, так как много времени отнимала работа в лавке отца. Здесь создан музей, в котором хранятся письма, рукописи, личная библиотека писателя. Сохранилась школьная парта, за которой сидел А.П.Чехов.

  • Как подписывал свои произведения, учась в гимназии? (Дети - Антоша Чехонте)
  • Где учился после окончания гимназии А.П.Чехов?    (В московском медицинском университете)

   Да,  учиться было тяжело. Мы сейчас проверим, готовы ли наши ребята учиться.

       Игры: Слайды  №№ 8,9,10

  • «Говорящий рисунок» (показ детских рисунков к произведениям А.П.Чехова – дети называют рассказ, который послужил основой для рисунка)

               Слайд № 11                                                                                              

  • «Что лишнее?» Выберите из предложенных картинок те, на которых изображены животные, не являющиеся героями произведений А.П.Чехова (картинки волчицы, щенка, собаки, слона свиньи, коровы)

  Зарядка  

  Слайд № 12       ( Показ  фото библиотеки)

  • Как называется здание, которое вы видим?  (Дети - это городская библиотека.

 А.П.Чехов, живя в Москве, постоянно помогает библиотеке: он покупает книги и отсылает их в Таганрог.  В знак признательности таганрожцы назвали библиотеку его именем.

  • А назначение библиотеки вы знаете?....

А любите ли вы слушать сказки и рассказы? Сыграем с вами в игру. Я  буду читать отрывок, а вы назовите, из какого он произведения.

Игра «Угадай рассказ» (по рассказам А.П.Чехова)…...

             Слайд № 13

1.«..молодая рыжая собака – помесь таксы с дворняжкой, очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперёд по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам..»

  • Как звали хозяина Каштанки?               (Лука Александрович)
  • С кем познакомилась Каштанка на новом месте?
  • Какое имя дал новый хозяин Каштанки?

               Слайд № 14

2. «…он судорожно вздохнул и опять уставился на окно.  Он вспомнил, что за ёлкой для господ всегда ходил в лес. Дед  брал с собой внука.»

  • Кому писал письмо Ванька?
  • О чём просил Ванька дедушку?
  • Какое время года описывается в рассказе?

             Слайд № 15

3 «..голодная волчиха встала, чтобы идти на охоту. Её волчата, все трое, крепко спали, сбившись в кучу, и грели друг друга. Она облизала их и пошла…»

  • Чем закончился рассказ?
  • А почему Игнат  приговаривал: «Ходи в дверь?»

Вы молодцы, справились с этим заданием.

 А теперь отгадайте загадку:

Что за дом?

Музыку услышишь в нём,

Пенье, танцы, плач и смех –

Удовольствия для всех!  (театр)

Слайд № 16

Верно, это театр. Ещё в гимназические годы Антона началось горячее увлечение всех братьев театром. Чтобы попасть в театр, Антон изменял внешность. Посещать театр гимназистам строго запрещалось, однако, Антону удавалось бывать в нём часто. Сняв гимназическую форму, он приклеивал усы и бороду, чтобы его не узнали, и пробирался в театр. Став взрослым, приезжая в гости в Таганрог, он обязательно посещал театр. Сейчас театр носит его имя.

Наш путь лежит к скверу, в котором установлен памятник А.П.Чехову.

            Слайд № 17     (Показ  фото Памятника)

Памятник находится в сквере на улице Чехова  в сквере   имени А.П. Чехова.

  • Скажите, о каких достопримечательностях мы ещё не говорили?
  • Кто – нибудь догадался, о чём идее речь?       («Египетская пирамида»)

                     Слайд № 18

  • Какому рассказу посвящёна эта скульптурная композиция?
  • Как звали зверей в рассказе «Каштанка»?

гусь (Иван Иваныч), кот (Федор Тимофеевич) и поросенок (Хавронья Ивановна)

  • Итог. Дорогие девочки и мальчики! Вот и закончилась наша прогулка  по городу. Мы посетили места, которые связаны с именем нашего знаменитого земляка А.П Чехова и  вспомнили рассказы А.П.Чехова.

А что вам понравилось? Что запомнилось?