Дополнительная программа для групповой и индивидуальной работы по развитию речи для детей старшей группы "АБВГДЕЙКА"
рабочая программа (старшая группа)

Ажигулова Жулдуз Темирбековна

Актуальность программы.

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx31.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад»с.Добровольское

                                                                                                                Утверждаю

                                                                                                  Заведующая МДОУ

                                                                              «Детский сад» с.Добровольское                                  

                                                                                    ________Дуйсенбенова.И.С

 

Дополнительная программа для групповой и индивидуальной работы по развитию речи для детей старшей группы

 «АБВГДЕЙКА»

                                                                              Выполнила: Ажигулова Ж.Т.

                 

                 

                                                     2018-2019год.

1.Пояснительная записка

Программа «От слова к звуку» составлена на основе авторской программы

Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».

Программа соответствует ФГОС ДО. В Программе используется

системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности. Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания)

Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников. При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей.

Программа направлена на общее, интеллектуальное   речевое развитие детей.

Актуальность программы.

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Цель программы

осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и

подготовки их к усвоению грамоты.

Задачи программы

Образовательные:

-  Формирование и развитие фонематического слуха

-  Развитие произносительных умений

-  Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией

-  Знакомство со слоговой структурой слова

-  Формирование умения правильно строить предложение, использовать

предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.

-  Формирование умения пересказывать, составлять небольшие рассказы по

картинкам, используя простые предложения

-  Расширение словарного запаса детей

-  Формирование и развитие звуко - буквенного анализа

-  Подготовка руки ребёнка к письму

Развивающие:

-  Развитие слухового восприятия

-  Развитие графических навыков

-  Развитие мелкой моторики

-  Приобщение детей к художественной литературе

Воспитательные:

-  Воспитание умения работать самостоятельно при выполнении заданий

-  Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы. (Продолжительностью образовательного процесса) – 1 год.                                                                                                                                                                                                         Занятие проводятся с подгруппой детей.                                                                   Занятие проводятся один раз  в неделю в соответствии с учебном планом.          

                                             

                                           Формы и методы

  • Словесные формы обучения.                                              Устное изложение.                                                                                                     Беседы.                                                                                                                                                      
  • Наглядный метод обучения.                                                                                         Показ иллюстраций; показ, исполнение педагогам.                                               Наблюдение.                                                                                                              Работа по образцу.
  • Практические методы о бучения.                                                                         Игры, игровые упражнения, ситуации.                                                                      

Учебно - тематический план

Месяц

Тема занятий

Формы работы

   Сентябрь

Занятие №1.                                        Звук и буква «А».

Занятие №2                                           Звук и буква «О».

Занятие №3                                        Звук и буква «У».

Занятие №4                                       Звук и буква «Ы».

Графическое изображение звука «А». Рисование матрёшек, написание буквы «А» в клетке. Место звука и буквы в слове.

Графическое изображение звука «О». Рисование мячей, написание буквы «О» в клетке. Игра «Схема – слова».

Графическое изображение звука. Рисование крючков, написание буквы «У». Игра «Соедини правильно».

Звук и буква «Ы». Графическое изображение « Ы».                                                     Игры «Слово, схема », «Ну – ка, буква, отзовись.

   Октябрь

Занятие №5                                                 Звук и буква «Э»

Занятие №6                  

Закрепление пройденного материала, написание и чтение слов АУ, УА.

Занятие №7                                       Звук и буква «Л», чтение слогов

Занятие №8                                          Звук и буква «М», написание буквы «М», чтение слогов.

Написание буквы «Э» в клетке.  «Закончи предложение», «Напиши правильно», «Кто больше».  

«Кто в каком домике живет?», «Закрась правильно», «Звуки и буквы».

Написание буквы «Л», чтение слогов. Игры «Схема – слово». Раздели правильно». Графическое изображение звука «Л»

Графическое изображение звука «М». Игры «Загадки и отгадки», « Слоговые домики». Чтение слов «мама», «мыло». Знакомство с ударением.

    Ноябрь

Занятие №9                                           Звук и буква «Н», написание буквы «Н», чтение слогов.

Занятие №10                                        

Звук и буква «Р», написание буквы «Р», чтение слогов, знакомство с предложением, чтение предложения.                

Занятие №11                                  

Закрепление пройденного материала, гласные и согласные звуки и буквы, чтение слогов, слов.

Занятие №12                                  

Буква «Я», написание буквы «Я», чтение слогов, знакомство с твёрдыми и мягкими согласными»

Написание буквы «Н», чтение слогов. Игры «Соедини правильно», « Подскажи словечко», «Слово, схема, предмет».

Игры «Подскажи словечко», «Закрась правильно», «Слова и слоги».

Игры: «Звук потерялся», «Как зовут мальчика», «Закрась правильно», «Звук и буква».

Игры: « Загадки и отгадки», « Как зовут девочку. Чтение предложения и его графическая запись.

    Декабрь

Занятие №13                                  Буква «Ю», написание буквы «Ю».  Чтение слогов, твёрдые и мягкие согласные.                

Занятие №14                                      Буква «Е», написание буквы «Е», чтение слогов, твёрдых и мягких согласных.            

Занятие №15                                     Буква «Ё», написание буквы «Ё». Чтение слогов, твёрдые и мягкие согласные.                

Занятие №16                                    

Звук и буква «И», написание буквы «И». Чтение слогов, твёрдые и мягкие согласные.

Игры «Напиши правильно», «Закрась правильно», «Как зовут девочку и мальчика», Чтение слов и графическая запись.            

Игры «Подскажи словечко», «Соедини правильно». Составление предложения и его графическая запись.

Игры: «Слушай, смотри, пеши», «Буквы рассыпались», «Подскажи словечко».

Игры: «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове», «Предмет, схема, слово».

      Январь

Занятие №17                  Закрепление пройденного материала. Твёрдые и мягкие согласные.                                  

Занятие №18                                      Звук «К-КЬ», «Г-ГЬ», буквы «Г – К ». Написание букв                « Г - К ». Чтение слов.                            

Занятие №19                        

Звуки «Д – ДЬ », «Т-ТЬ», буквы «Д – Т». Написание букв «Д-Т», чтение слогов, предложения.

Занятие №20                      

 Звуки «В-ВЬ», «Ф – ФЬ». БУКВЫ « В-Ф», чтение слогов.      

Иры: «Напиши правильно», «Кто больше». Чтение предложения.

Игры: «Подскажи словечко», «Слово, схема». Составления предложения и его графическая запись.

Игры: «Загадки и отгадки», «Узнай, какой звук потерялся».

Игры подскажи словечко», «Определи место звука в слове». Запись слов знаками, фонетический разбор слов.

    Февраль

 Занятие №21                                          Звуки «З - ЗЬ», «С –СЬ», Буквы « З –С ». Написание букв «З-С». Чтение слов.                    

Занятие №22                                   Звуки «Х - ХЬ»,  буква «Х», написание буквы « Х», чтение слогов, слов, предложения.                              

Занятие №23                                  

Звуки «Б – БЬ», « П – ПЬ». Буквы  «Б – П », написание букв «Б –П», чтение слогов.

Занятие №24                                    Звуки и буквы «Ж – Ш ». Написание букв «Ж – Ш».  Чтение слогов.                                  

Игры: «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове», «Допиши и прочитай».  Фонетический разбор слов.

Игры подскажи словечко», «Закончи предложение».

Игры «Загадки и отгадки», «Соедини правильно», «Буквы распались». Чтение предложений.

Игры «Подскажи словечко», «Предмет, слово, схема», «Запись и чтение слов».

        Март

Занятие №25                                               Звуки и буквы «Ч –Щ». Написание букв  «Ч –Щ», чтение слогов, стихотворения.  

Занятие №26                                      Звук и буква «Ц».  Написание буквы «Ц». Чтение слогов, стихотворения.                          

 

Занятие №27                                    Звук и буква « Й», написание буквы «Й». Чтения слов, стихотворения.                  

Занятие №28                                           Буква «Ь», Написать «Ь».  Чтение слов, стихотворения, фонетический разбор слов.      

                                                                         

Игры «Подскажи словечко», «Соедини правильно». Фонетический разбор слов.

Игры « Загадки и отгадки», «Буквы рассыпались»

Игры «Подскажи словечко», «Предмет, слово, схема».

Игры «Буква потерялась», «Слово, схема», «Допиши слово».

   Апрель

Занятие №29                                 Буква «Ъ», написание буквы  «Ъ», чтение слов, стихотворения.            

Занятие №30                    Закрепление пройденного материала.

 

Занятие №31                   Закрепление пройденного материала.

         

Занятие №32

Закрепление пройденного материала.                                

Игры: «Слова, схема», «Звук буква, слово». «Найди букву»

Игры: «Кто катается на карусели»,  «Какой звук потерялся»,  «Допиши правильно», «Разгадываем ребусы», «Отгадываем загадки»

Игровые упражнения «Допиши буквы и прочитай слова», «Составь и запиши предложения» Игра « подскажи словечко».

Чтение стихотворения, знакомство с алфавитом.

    Май

Занятие                                Закрепление пройденного материала.                      

Можно использовать материалы занятий 25 -31.

4. Целевые ориентиры

Ребенок:

-  знает буквы русского алфавита;

-  понимает и использует в речи термины «звук», «буква»;

-  правильно произносит все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;

-  определяет место звука в слове: в начале, середине, в конце;

-  различает гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;

-  делит слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную

-  пользуется графическим обозначением звуков;

-  произвольно регулирует темп, силу голоса, речевое дыхание;

-  записывает слово, предложение условными обозначениями, буквами

-  составляет 4-5 предложений по картине; по серии картинок, из личного опыта.

-  пересказывает простые сказки;

-  отвечает на вопросы по содержанию сказки.                                                                      -  заучивает стихотворения.

- понимает и выполняет учебную задачу.

5.Методы отслеживания (диагностика) успешность овладения воспитанников содержанием программы.

1. Тестирование.                                                                                                                                                                                                                                              

5.Содержание программы

     Месяц

Номер занятия

Тема занятия

Итого  занятий

    СЕНТЯБРЬ

№1  №2                    №3  №4

Звук и буква А                                                    Звук и буква О                                                      Звук и буква У                                                              Звук и буква Ы

1

1                    1                     1

    Октябрь

№5

№6

             №7

            №8

Звук и буква Э

Чтение слов АУ, АУ, закрепление пройденного материала.

Звук и буква Л, чтение слогов.

Звук и буква М, чтение слогов, чтение слов, ударение.

1

        1

1                              

1

      Ноябрь

           №9

№10

№11

№12

Звук и буква Н, чтение слогов, чтение слов.

Звук и буква Р. Чтение слогов,  знакомство с предложением, чтение предложения.                                                                

Закрепление пройденного материала, гласные и согласные звуки и буквы, чтение слогов, слов.                                                                

Буква Я, чтение слогов, предложений

1

1

1

1

     Декабрь

№13

№14

№15

№16

Буква Ю, чтение слогов, слов.                                    

Буква Е, чтение слогов, слов, составление предложений.

Буква Ё, чтение слогов, слов.                                      

Звук и буква И, чтение слогов, слов.

1

1

                      1

1

   Январь

        №17

        №18

        №19

        №20

Закрепление пройденного материала.                                        

Звуки Г-К, ГЬ – КЬ, буквы Г, К, чтение слогов, составление и условная запись предложения.                                                              

Звуки Д- ДЬ, Т – ТЬ, буквы Д, Т, чтение слогов, предложений.                  

Звуки В – ВЬ, ф - фЬ, буквы В, Ф, чтение слогов, предложений.

1

1

1

1

   Февраль

        №21

        №22

     

         №23

         №24

Звуки З – ЗЬ, С- СЬ.                 Буквы З, С, чтение слогов, слов.                                                      

Звуки Б – БЬ, П- ПЬ, Буквы Б, П, чтение слов, предложений.                                                                

Звуки Х – ХЬ, буква Х, чтение слогов, слов, предложений.                                                          

Звуки и буквы Ж-Ш, чтение слогов, слов.

1

1

1

1

      Март

№25

№26

№27

№28

Звуки и буквы Ч- Щ, чтение слогов, предложений.                                                                    

Звук и буква Ц, чтение слогов, слов, стихотворение текстов.                                            

Звук и буква Й. чтение слов, стихотворных текстов.                                                                            

Буква Ь, чтение слов, стихотворных текстов.

1

1

1

1

    Апрель

№29

№3О

№31

№32

Буква Ъ, чтение слов, стихотворных текстов.

Закрепление пройденного материала: чтение слов, слогов, предложений.

Закрепление пройденного материала: чтение слов,  составление и записи предложений.                                                        

Закрепление пройденного материала: алфавит, чтение стихотворений.

1

1

1

                   1

       Май

              №33

Закрепление пройденного (можно использовать материалы занятий  25-31)

1

Количество занятий

В неделю

В ГОД

1

36

              Методическое обеспечение программы:

Ф.и.о. Автора

    Название

 Издательство

Е.В. Колесникова

«Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5-6 лет» Учебно – методическое пособие к рабочей тетради «От А доЯ»

Е.В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2012 год.

Е.В. Колесникова

«От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.

 Е.В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2017год. год.

Е.В. Колесникова

Звуки и буквы. Демонстрационный материал для занятий с детьми 5-7 лет.

Е.В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2012 год.

Алфавит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная работа по развитию речи в старшей группе

Основная задача  - развитие личностных функций, связанных с речевой деятельностью, памятью, восприятием, воображением, мышлением, эмоционально- волевой сферой ребенка. Раскрыть содержание индивид...

ПЕРСПЕКТИВНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

Тематическое планирование по развитию речи старших дошкольников для детей с ЗПР...

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Программа предназначена для кружковой работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Программа рачитана на 72 часа, занятия 2 раза в неделю по 25-30 минут. Данная программа составлялась ...

Дополнительная программа для групповой и индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего возраста "Развивай-ка"

Цель и задачи основной образовательной программы ДОУЦелью программы  является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышле...

Рабочая программа «Дополнительная общеразвивающая программа по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Грамотейка"

Программа курса “Грамотейка” предназначена для занятий с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.Курс нацелен на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фо...

Дополнительная программа "Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"

В  младшем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Цель: повышение своего теоретического уровня, профессиона...

Индивидуальная работа по развитию речи с детьми старшей группы

Плани ндивидуальной  работы по развитию речи с детьми старшей группы...