самообразование
консультация

Суяргулова Римма Галяутдиновна

Предварительный просмотр:

 

ПРОГРАММА

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

По теме: «Формирование основ пожарной безопасности у детей средней группы»

Воспитателя  

Июдиной Натальи Валерьевны

Пояснительная записка

Самое ценное в жизни взрослых – это дети. Зачастую наших детей подстерегают множество опасностей. Задача взрослых остерегать и защищать ребенка, правильно подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными ситуациями.

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. При этом важно не только оберегать его от опасностей, но и формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения.

В соответствии с Законом РФ «О пожарной безопасности Российской Федерации», принятым Государственной думой 18 ноября 1994г. (статья 25, «Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности»), а также на основании ФГОС ДО  формирование основ пожарной безопасности является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это объясняется следующим.

Одной из причин возникновения пожара является детская шалость. И, как правило, последствия такой шалости очень трагичны. На пожарах гибнут дети, уничтожаются материальные ценности. Причиной жертв среди детей становится отсутствие у малышей навыков осторожного обращения с огнем, недостаточный контроль за их поведением, а в ряде случаев – неумение взрослых правильно организовать досуг детей. Установлено, что дети очень часто проявляют интерес к огню именно тогда, когда не находят какого-либо занятия, когда взрослые не интересуются их играми или отсутствуют дома. Поэтому следует снова и снова возвращаться к этой теме.

Главное в работе по формированию у детей основ пожарной безопасности – это совокупность мероприятий с детьми, педагогами и родителями по обучению правилам пожарной безопасности, задания поисковой, познавательно – практической, социально значимой направленности начиная со среднего дошкольного возраста.

Следует подчеркнуть, что только целенаправленная работа по обучению, воспитанию и привитию основ пожарной безопасности является наилучшим способом снижения количества пожаров и уменьшения их последствий. Чем раньше человек изучит основные принципы самозащиты и осознает свою ответственность за свои действия, тем эффективнее будут результаты.

Формирование основ пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста возможно при достижении и решений следующих целей и задач.

Цели:

1.Формирование у детей среднего дошкольного возраста основ пожарной безопасности.

2.Повысить свой теоретический, научно-методический уровень и профессиональное мастерство путем изучения новых методов в обучении и воспитании детей среднего дошкольного возраста.

3.Повышение уровня знаний об основах пожарной безопасности.

Задачи:

1.Изучение нормативно-правовых документов об образовании.

2.Изучить общепедагогическую и психологическую литературу с целью расширения и совершенствования психологических методов воспитания и обучения дошкольников среднего возраста.

3.Изучить разнообразные формы работы с детьми среднего дошкольного возраста и их родителями (законными представителями), обобщить и распространить собственный психолого-педагогический опыт.

Срок реализации: 3 года (2017-2020 гг.)

п/п

Направление и формы работы

Сроки

Время реализации

Теоретический этап

1.

Изучение нормативных документов:

- Закона «Об образовании РФ»;

- нового СанПиН;

- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования

- приказы Министерства образования и науки РФ  

- и другие правовые акты РФ

Практический этап

1.

Изучение опыта педагогов ДОУ по данной теме

2.

Изучение методик о технологиях педагогов в сети Интернет

3.

Повышение квалификации через систему курсов повышения квалификации

4.

Изучение различных методов работы педагогов дошкольного образования

5.

Использование современных педагогических технологий в области формирования основ пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста

6.

Участие в профессиональных конкурсах

7.

Совершенствование форм и средств организации психолого-педагогического сопровождения

8.

Изучение литературы по теме самообразования

9.

Составление учебно-тематического плана формирования основ пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста

10.

Разработка программы по работе с родителями по приоритетному образованию

11.

Обобщение и распространение собственного опыта по данной теме

12.

Пополнение портфолио на уровне требований современности

Изучение литературы по профессиональной самоподготовке

п/п

Название

Автор

Издательство, год

1.

Закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года №273, от 01.09 2013

01.09.2013 г.

2.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», который вступил в силу с 1 января 2014 года.

Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384

3.

Комментарии к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования

Журнал «Дошкольное воспитание»

М., №6, 2014

4.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

http://минобрнауки.рф

5.

Изучение опыта педагогов

Сеть Интернет,периодическая печать

6.

«Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду»

Бабаева Т. И., Михайлова З. А., Гурович Л.

Москва, издательство «Детство – Пресс», 2011 г.

Изучение литературы по психологии

п/п

Название

Автор

Издательство, год

1.

Детская психология

Люблинская А.А.

Москва: Просвещение, 1971 г.

2.

Психология детства

Зеньковский В.В.

Москва: «Академия», 1996 г.

3.

Воспитание культуры личной безопасности // Психолого-педагогические проблемы личностно ориентированного воспитания.

Под редакцией Лукьяновой З. Н., Мошкина В. Н.

Барнаул: АГИИК, 1999 г.

Изучение литературы по основам пожарной безопасности

п/п

Название

Автор

Издательство, год

1.

Нормативно-правовая база МКДОУ №4 имени В.П.Чкалова

2.

Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности

Аралина Н.А.

Москва,Скрипторий 2003, 2007 г.

3.

Конспекты занятий в средней группе детского сада по правилам пожарной безопасности

Волочкова В. Н., Степанова Н. В.

ТЦ «Учитель», 2004г.

4.

Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС

Каюрова А. Н. 

Москва, 2014 г.

5.

Воспитание культуры личной безопасности. Психолого-педагогические проблемы личностно ориентированного воспитания.

Под редакцией Лукьяновой З. Н., Мошкина В. Н.

Барнаул: АГИИК, 1999 г.

Изготовление методического материала

п/п

Название

Цель

1.

Оформление в группе  уголка по пожарной безопасности

Работа с детьми и их родителями. Создать оптимальные условия для формирования основ пожарной безопасности

2.

Формирование методической базы конспектов занятий по теме самообразования

Для проведения воспитательных мероприятий

3.

Создание архива методик, игр, мероприятий по пожарной безопасности

Формирование основ пожарной безопасности

4.

Приобретение настольных игр по пожарной безопасности в ДОУ

Для проведения воспитательных мероприятий

5.

Создание макета детского сада

Совместная работа: дети, родители, воспитатели. Организация профилактической работы по правилам поведения во время пожара

Перспективный план формирования основ пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста

п/п

Название блока

Тематика занятий

Цель и задачи

1.

Моя группа, мой детский сад

1.Ознакомление с планом эвакуации ДОУ

2. «Средства пожаротушения. Знаки безопасности»

3. «Служба спасения – 01»

4. «Почему случился пожар»

5. «Злой и добрый огонь»

1. Знакомство детей с наиболее вероятными причинами возникновения пожаров в помещении.

2. Формирование представления об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара.

3. Формирование навыков адекватного поведения в пожароопасных ситуациях.

4. Воспитание осознанного и ответственного отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

2.

Осень

1.«Осень в лесу и в городе»

2. «Не играй с огнём»

3. «Чудо-дерево»

4. «Спички детям не игрушка»

1. Углублять и систематизировать представление детей о причинах возникновения пожаров в лесу и на улицах города.

2. Формировать правила пожарной безопасности на природе, представления о нормах поведения во время пожара, негативное отношение к нарушителям этих правил.

3.

«Огонь в литературе»

Чтение произведения Б.Жидкова «Пожар».

Литературная викторина.

«Огонь в картинках и загадках»

Формирование у детей основ пожарной безопасности

4.

«Дом, жилище человека»

1.«Моя семья, дом»

2. «Бытовая техника»

1.Сформировать у детей  понимания личной безопасности и безопасности окружающих.

2. Закрепить знания детей о причинах возникновения пожара в квартире.

3. Обогащать знания детей об электроприборах, их назначении в жизни людей, правилах пользования ими.

4. Закрепить знания о мерах предосторожности, действиях во время пожара в квартире.

5.

Профессия пожарник

1. Знакомство с пожарной техникой, экипировкой бойцов.

2. «В жизни всегда есть место подвигу»

3. Просмотр видеофильма о пожаре и работе пожарных по спасению людей. (Фрагменты из телепередач, новостей с сообщениями о пожаре).

1.Раскрыть значимость труда пожарных.

2.Углублять и расширять знания детей о профессиональных действиях пожарных, диспетчерах пожарной части, о технике, помогающей людям тушить пожар.

Виды деятельности и формы занятий с воспитанниками

1. Формирование правил пожарной безопасности на природе, представления о нормах поведения во время пожара, негативное отношение к нарушителям этих правил. Блок «Осень».

1.1.Познавательно - исследовательская деятельность:

- рассматривание иллюстраций «Пожар в лесу», отображающих работу пожарных;

- беседа «В гостях у доктора Айболита»;

- моделирование правил поведения в природе;

- проблемная ситуация «Что будет, если… поджечь траву, развести костер?»;

- викторина «Защитим лес от пожара»;

- экскурсия в парковую зону.

1.2.Коммуникативная деятельность:

- общение «Спички не тронь, в спичках огонь»;

- составление рассказа по картине «Пожар в лесу» на тему «Почему это случилось?»;

- дидактические игры: «Огонь и вода», «Разрешается – запрещается».

1.3.Игровая деятельность

- сюжетно – ролевая игра «Семья. Отдых на природе»;

- дидактическая игра «Собери картинку»;

- моделирование игровой ситуации «Вызов службы 01»

1.4.Продуктивная деятельность

- рисование «Чтобы не было беды»;

- аппликация «Осенний лес»;

- конструирование из конструктора «Пожарная машина».

1.5.Чтение художественной литературы:

- «Как неразлучные друзья в огне не горели» А.Иванова;

-«Малышам об огне»Н.Пороховник;

-«Пожар в лесу»;

- «Пожар в поле»;

-«Щепочка»;

-«Как мы с братом играли».

1.6.Двигательная деятельность

- подвижные игры: «Птенчики в гнезде», «Зонт над головой»;

- спортивные эстафеты «Не затушенный костер»;

- «Мы помощники пожарных».

1.7.Трудовая деятельность

- уборка сухих листьев и травы на участке;

- составление коллажа «Чего нельзя делать в лесу»;

- изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Семья. Отдых на природе».

2. Воспитание осознанного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих. Блок «Дом, жилище человека»

2.1.Познавательно - исследовательская деятельность

- беседы: «Электричество в нашем доме и его опасность», «Электроприборы. Правила пользования ими»;

- дидактические игры: «1,2,3, что может быть опасно, найди», «Что можно, что нельзя», «Дорисуй, чего не хватает»;

- моделирование проблемной ситуации «Если в доме что-то загорелось, что делать?»;

- работа со схемой «Найди выход из горящего дома»;

- тренинг «Вызови пожарных».

2.2.Коммуникативная деятельность

- общение «Будь самостоятелен, но осторожен и внимателен», загадки о бытовых приборах;

-дидактические игры: «Отгадай слово», «Назови действие»;

- викторина «Береги свой дом от пожара»;

- составление творческого рассказа «Почему это случилось?»;

2.3.Игровая деятельность

- сюжетно – ролевая игра «Семья. Мамины помощники»;

- игровые ситуации «Дым в квартире», «Сестра обожгла палец, что делать?»;

- дидактические игры «Найди лишнее», «Чрезвычайные ситуации»

2.4.Продуктивная деятельность

- рисование отгадок «Электроприборы»;

- выставка рисунков «Береги свой дом от пожара».

2.5.Чтение художественной литературы:

- «Как ловили уголька» Ж. Толмазова;

-«Кошкин дом» С. Маршак;

-«Рассказ о неизвестном герое»;

-«Обыкновенная история» К. Орлова;

-«Загадки об электроприборах» Л. Сумина;

-«О спичках»;

-«Об опасных предметах»;

-«О средствах бытовой химии» А. Шевченко.

2.6.Двигательная деятельность:

- подвижные игры «Убери на место», «Огненный дракон»;

- игры – эстафеты «Окажи помощь при пожаре», «Ловкие и быстрые».

2.7.Трудовая деятельность: изготовление масок к игре – драматизации «Кошкин дом»

3. Воспитание у детей уважения и интереса к профессии пожарного. Блок «Профессия пожарный».

3.1.Познавательно - исследовательская деятельность:

- беседа «Пожарные – кто они?»(Встреча с работниками ГУ МЧС России по Нижегородской области г.Чкаловска);

- рассматривание иллюстраций, отображающих работу пожарных;

- дидактические игры: «Что необходимо пожарному?», «Собери картинку»;

- викторина «Пожарный герой – он с огнем вступает в бой»;

- моделирование правил «Чего нельзя делать в отсутствии взрослых»;

- экскурсия в ГУ МЧС по Нижегородской области г.Чкаловска.

3.2.Коммуникативная деятельность:

- общение «Одежда пожарных»;

- составление рассказа по серии сюжетных картин «Бой ведет отряд пожарных»;

- дидактические игры: «Подбери предметы с одним назначением», «Одежда пожарных», «Назови правильно».

3.3.Игровая деятельность:

- сюжетно – ролевая игра «Пожарная часть»;

- моделирование игровой ситуации «Разговор с диспетчером пожарной части», «Помоги себе сам».

3.4.Продуктивная деятельность:

- рисование «Мчаться красные машины»;

- аппликация «Пожарная машина»;

- конструирование из конструктора «Пожарная часть»;

- выставка рисунков «Осторожно – огонь!».

3.5. Чтение художественной литературы:

- «Кем быть?» Л. Сумина;

- «Красная машина» К. Оленев;

-«Пожарная часть» З. Бурлева;

- «Куда спешат красные машины» Т. Фетисова;

-«Служба 01» З. Бурлева;

- «Экипировка» З. Бурлева;

-«Пожарные рукава» З. Бурлева;

-«Антошка – пожарник» К. Ибрагимова;

-«Как Тимошка царевну спас».

3.6.Продуктивная деятельность:

- подвижные игры «Спички в коробке», «Пожарные на ученьях»;

- спортивное развлечение «Мы - юные пожарные».

3.7.Трудовая деятельность:

- оформление альбома «О труде пожарных»;

- изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Пожарная часть»

Ожидаемые результаты формирования основ пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста

У воспитателя сформируются основы педагогического мастерства:

- умение правильно подбирать методику для занятий и анализировать научно-методическую литературу;

- умение применять полученные знания на практике;

- повышение уровня компетентности педагога по данной теме;

- создание условий, отвечающих современным требованиям образования и потребностям получателей социальных услуг.

У детей планируется достижения следующих результатов:

- знать существование явления «пожар», его опасность и последствия;

- знать источники возникновения пожаров, пожарную опасность природных явлений;

- уметь видеть наиболее пожароопасные окружающие предметы и знать правила обращения с ними;

- знать элементарные требования пожарной безопасности (не разжигать костры, не жечь спички, не трогать электрические приборы без разрешения взрослых и т.д.);

- знать правила поведения при пожаре;

- формирование основ безопасного поведения с огнем;

- уметь адекватно вести себя в пожароопасных ситуациях дома, в ДОУ, на природе, взаимодействии с пожарными;

- уметьобращаться с электроприборами, предметами повышенной пожарной опасности;

- дети проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению к другим людям;

- у дошкольников развивается возможность осознания своего здоровьесберегающего поведения.

Список литературы

  1. Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. – Москва: Скрипторий 2003, 2007 г.
  2. Белая К. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. – Москва, 2001
  3. Каюрова А. Н. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС. – Москва, 2014 г.
  4. Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности//Основы безопасности жизнедеятельности. – Москва, 2000 г., №8.
  5. Прилепко Е.Ф. Пожарная безопасность для дошкольников. – Москва, Скрипторий 2003, 2009 г.
  6. Стеркина Р. И др. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – Москва, 1998 г.
  7. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М.: Сфера, 2008 г.
  8. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях / Глав.ред. В. А. Володин. – Москва: Аванта,2001.



Предварительный просмотр:

Самообразование  

воспитателя  

Гридиной Натальи Александровны.

Актуальность:

Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса и созданием транспортных средств, для перевозки людей и грузов. Взаимоотношения водителей транспортных средств и пешеходов всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность. Еще в 1720 году вышел указ Петра 1, связанный с правилами дорожного движения. Самый строгий порядок на дорогах в России был при Екатерине 2. В 1764 году она издала указ о применении смертной казни к кучеру или извозчику, виновных в гибели ребенка.

      В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому  проблема безопасного поведения на дорогах стала актуальной в нашей стране. Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.  

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.

  Именно в младшем возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда.  Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения

  Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.

Тема:

 Система работы педагога в ДОУ в формировании навыков безопасности дорожного движения и профилактики ДТП с участием детей.

Цель:

  1. Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.
  2. Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне решить следующие задачи:

Задачи:

  1. Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
  2. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
  3. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике
  4. Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей
  5. Развивать  логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  6.  Сплотить детский коллектив.

СРОКИ

Формы и приемы работы

Взаимодействие

 с

воспитанниками:

  • Реализация

      проекта

           ПДД  

Сентябрь

Работа с литературой:

  • Изучение литературы по теме.

Октябрь

Работа с методическим материалом:

  • Разработка перспективного планирования по безопасности.
  • Разработка проекта по ПДД

Ноябрь

Взаимодействие с педагогическим коллективом:

  • Подготовка  и проведение консультации.

Декабрь

Взаимодействие с родителями:

Анкетирование родителей

  • Обработка анкетных данных

Январь

Взаимодействие с родителями:

  • Подбор наглядно – информационного и консультативного  материала для родителей.      

Февраль

Взаимодействие с педагогическим коллективом:

  • Подготовка и проведения мастер-класса.

март

Взаимодействие с родителями:

  • Привлечение родителей к участию в реализации проекта.

Апрель

Работа с методическим материалом:

  • Подготовка и оформление документации.

Май

Распространение опыта:

  • Участие в конкурсе «Зеленый огонек».
  • Обмен опытом через Интернет.

Формы представления результатов самообразования

  • Консультация для воспитателей по формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения по ПДД.
  • Мастер класс для педагогов ДОУ.
  • Консультации для родителей.
  • Проект по ознакомлению воспитанников с ПДД.
  • Участие в конкурсе «Зеленый огонек».
  • Обмен опытом через Интернет.



Предварительный просмотр:

Самообразование  

воспитателя  

Гридиной Натальи Александровны.

Актуальность:

Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса и созданием транспортных средств, для перевозки людей и грузов. Взаимоотношения водителей транспортных средств и пешеходов всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность. Еще в 1720 году вышел указ Петра 1, связанный с правилами дорожного движения. Самый строгий порядок на дорогах в России был при Екатерине 2. В 1764 году она издала указ о применении смертной казни к кучеру или извозчику, виновных в гибели ребенка.

      В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому  проблема безопасного поведения на дорогах стала актуальной в нашей стране. Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.  

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.

  Именно в младшем возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда.  Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения

  Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.

Тема:

 Система работы педагога в ДОУ в формировании навыков безопасности дорожного движения и профилактики ДТП с участием детей.

Цель:

  1. Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.
  2. Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне решить следующие задачи:

Задачи:

  1. Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
  2. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
  3. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике
  4. Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей
  5. Развивать  логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  6.  Сплотить детский коллектив.

СРОКИ

Формы и приемы работы

Взаимодействие

 с

воспитанниками:

  • Реализация

      проекта

           ПДД  

Сентябрь

Работа с литературой:

  • Изучение литературы по теме.

Октябрь

Работа с методическим материалом:

  • Разработка перспективного планирования по безопасности.
  • Разработка проекта по ПДД

Ноябрь

Взаимодействие с педагогическим коллективом:

  • Подготовка  и проведение консультации.

Декабрь

Взаимодействие с родителями:

Анкетирование родителей

  • Обработка анкетных данных

Январь

Взаимодействие с родителями:

  • Подбор наглядно – информационного и консультативного  материала для родителей.      

Февраль

Взаимодействие с педагогическим коллективом:

  • Подготовка и проведения мастер-класса.

март

Взаимодействие с родителями:

  • Привлечение родителей к участию в реализации проекта.

Апрель

Работа с методическим материалом:

  • Подготовка и оформление документации.

Май

Распространение опыта:

  • Участие в конкурсе «Зеленый огонек».
  • Обмен опытом через Интернет.

Формы представления результатов самообразования

  • Консультация для воспитателей по формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения по ПДД.
  • Мастер класс для педагогов ДОУ.
  • Консультации для родителей.
  • Проект по ознакомлению воспитанников с ПДД.
  • Участие в конкурсе «Зеленый огонек».
  • Обмен опытом через Интернет.



Предварительный просмотр:

 

План работы по самообразованию

Воспитателя III старшей группы

Каргановой Анны Валерьевны

Квалификационная категория: первая

Образование: среднее-специальное

Педагогический стаж работы:  7 лет

 

Тема: «формирование социальной безопасности дошкольников через игру».

Направление: Познавательно-речевое

Дата начала работы над темой: 

Предполагаемая  дата окончания работы над темой:    

Образовательная область : Познавательное развитие

Актуальность данной темы:

Увы, очень часто мы страдаем из – за своей собственной неосторожности, беспечности, из-за неумения или нежелания предвидеть последствия своих необдуманных поступков. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными и подготовленными к действию в подобных ситуациях оказались наши дети. И как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу, так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях. По данным статистики МЧС России ежегодно большое количество детей становятся жертвами ЧС, вследствие, своего незнания и легкомыслия. Это не может не вызвать тревогу.

Очень важно каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т.д.

Ребенок должен осознанно действовать в той или иной обстановке. У дошкольников обязательно нужно развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни, они всегда могли адекватно действовать. Ведь столкнувшись с опасной ситуацией, дети начинают ее решать методом проб и ошибок. На это уходит время и не всегда достигается лучший результат. В опасной же ситуации ребенок должен уметь найти быстрое решение проблемы и желательно с наименьшим ущербом для здоровья. Нужно помочь ребенку вступить в мир готовым к любым неожиданностям.

Поэтому  безопасность  на сегодняшний день  является актуальной  проблемой современности.

Есть некая формула безопасности, которая изложена для детей  стихотворной форме:

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности - все избежать,

А где надо - на помощь позвать.

Цель:

Познакомить детей дошкольного возраста с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта.

Задачи:

  создавать условия по ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения;

  воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения в различных чрезвычайных ситуациях;

  формировать представление дошкольника о безопасности поведения в различных ситуациях;

  учить детей регулировать свои поведенческие реакции;

  учить детей выходить из сложных, проблемных ситуаций не навредив своему здоровью и здоровью окружающих;

  развивать у детей самостоятельность и ответственность;

  развивать у детей способности к предвидению возможной опасности и построения адекватного безопасного поведения;

  обогащать словарный запас детей и развивать связную речь.

Форма самообразования: индивидуальная.

Работа с детьми

Сроки:  

        I квартал

«По грибы и ягоды»

Проведение беседы:

Грибы съедобные и несъедобные.

«Один дома»

Проведение бесед:

Убережем дом от пожара; У меня зазвонил телефон; Звонок в дверь;

Опасные лекарства; Открытый кран; Осторожно газ;

Просмотр анимационного фильма: «Аркадий Паровозов».

«Я пешеход»

Проведение бесед по  ПДД:

Правила перехода дороги; Правила для пассажиров; Правила для водителей будущих и настоящих; Правила для велосипедистов и водителей мопедов.

Просмотр анимационного фильма «Смешарики: Азбука Безопасности»

II квартал

«Осторожно Незнакомец»

Беседа о правилах поведения с незнакомыми людьми.

Просмотр анимационного фильма: «Аркадий Паровозов».

Проведение опроса: Что знают дети о личной безопасности?

«Опасность зимой»

Проведение бесед:

Осторожно гололёд; Опасные горки.

Просмотр анимационного фильма «Смешарики: Азбука безопасности»

III квартал

«Весна в городе»

Проведение бесед:

Осторожно сосульки; Тонкий лёд.

Просмотр анимационного фильма «Смешарики: Азбука безопасности».

Работа с родителями

Сроки:  

I квартал

Консультация для родителей: «Грибы».

Папка передвижка: «О правилах дорожного  движения».

Анкетирование родителей: «Изучение отношения родителей к необходимости обучения детей правилам дорожного движения».

II квартал

Ознакомление родителей с результатами опроса: «Что знают дети о личной безопасности».

Консультация: «Зимние травмы».

Папка передвижка: «Первая помощь при обморожениях»

III квартал

Памятка: «Как не надо лечить ребенка».

Консультация: «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста».

Памятка: «Клещевой энцефалит».

IV квартал

Консультация: «О летнем отдыхе детей».

Памятка: «Кусают?»

Самореализация

Участие в системе работы в ДОУ.

Посещение ООД у воспитателей своего ДОУ.

Посещение педсоветов, семинаров, конференций.

Самоанализ и самооценка ООД в своей группе.

Используемая литература

Методическая

Программа «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А.

Авдеева Н.Н., Князева О.Л. «Безопасность»

Гризлик Е.А. «Познаю мир»

Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников старших групп с окружающей и социальной действительностью»

«Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» Извекова Н.А., Медведева А.Ф.

Официальный текст «Правила дорожного движения Российской Федерации» 2007 г.

«Изучаем дорожную азбуку» Майорова Ф.С.

Р.Б.Стеркина“Безопасность” - С.П. “Детство-Пресс” 2004

О.А.Скоролупова“Правила и безопасность дорожного движения” – М.2004

Э.Я.Степаненкова “Дошкольникам о правилах дорожного движения” – М.1978

Т.А.Шорыгина “Безопасность для малышей” - М.2005

Т.А.Шорыгина“Основы безопасности” – М.2006

Т.А.Шорыгина“Правила пожарной безопасности для детей” – М.2007

Художественная литература:

Нуждина Т.Д.  Энциклопедия для малышей. «Чудо – всюду. Мир вещей и машин»

С.Михалков «Дядя Степа – милиционер», «Велосипедист»

В Кожевников «Светофор»

А.Северный «Светофор»

Я. Пишумов «Песенка о правилах»

Н.Носов «Автомобиль»

А. Дорохов «Подземный ход», «Заборчик вдоль тротуара»

Так же использовались анимационные фильмы:

«Смешарики: Азбука безопасности»

«Аркадий Паровозов».

Приложение 1

Опрос детей:

«Что знают дети о личной безопасности?»

  1. Какие бывают грибы?

Назовите несъедобные грибы.

  1. Чего нельзя и что можно делать, если вы остались один дома?

  1. Знаете ли вы как вести себя на дороге?

  1. Как себя вести с незнакомым человеком?

  1. Что делать если вы потерялись в общественном месте?

  1. Какие опасности могут вас поджидать во время зимних прогулок?

  1. Чем опасен выход на лёд весной?

  1. Как надо себя вести во время поездки на природу?

По результатам ответов детей на заданные вопросы, будут даны рекомендации родителям и проведены дополнительные беседы с детьми.

Приложение 2

Грибы

Наступил очередной грибной сезон. Из укромных мест извлечены корзины и походная одежда.

Сбор грибов - занятие, таящее в себе определённый риск. Увы, отравление грибами не столь уж редки.

Кто не слышал о чрезвычайной ядовитости бледной поганки? И всё же этот гриб, маскируясь то под шампиньон, то под сыроежку, нет- нет, да и попадёт к неопытному грибнику. В один из летних дней пятилетняя девочка, отправившись на прогулку в лес со своей двенадцатилетней сестрой, нашла гриб и попробовала его. Через несколько часов у неё началась тошнота, рвота. Её срочно госпитализировали. В больнице сделали промывание желудка и кишечника. После этого самочувствие девочки стало настолько хорошим, что родители вопреки советам врача поспешили забрать её из клиники. А спустя несколько часов состояние ребёнка ухудшилось, и вскоре девочка умерла. Как было установлено, причиной смерти явилось отравление бледной поганкой.

Именно так в большинстве случаев и происходит отравление детей, когда их оставляют без должного присмотра. Бледная поганка уже давно снискала себе дурную славу своей ядовитостью. Каждый год из-за неё страдают во всём мире сотни людей, многие из них погибают. Столь высокая смертность объясняется не только сильным действием яда, входящего в состав этих грибов, но и его необычными свойствами. Основную роль в механизме отравления бледной поганкой играет аманитотоксин. 25- ЗО миллиграммов этого яда, содержащегося в одном грибе бледной поганки, вполне достаточно, чтобы вызвать смертельное отравление. Кроме того, аманитотоксин совершенно не растворяется в воде, сохраняет свою ядовитость даже после 20- минутного кипячения. А, попав в организм, яд даёт знать о себе не сразу, а несколько часов спустя. Когда появляются признаки отравления, то спасать человека уже трудно: токсин гриба, проникший в кровь, удалить из организма сложно. Поэтому лечение не всегда даёт надёжные результаты.

Каковы же симптомы отравления? Чаще всего возникают они через 6-12 часов после употребления грибов. Это - обильное слюнотечение, сильные коликообразные боли в животе,

неукротимая рвота, расстройство кишечника. Из-за большой потери жидкости у пострадавшего развивается мучительная жажда. Сильные боли в печени сопровождаются быстрым развитием желтухи. Нередко возникают судороги, затруднённое дыхание, лицо принимает синеватый оттенок. С каждым часом больной слабеет, впадает в забытье. А через день-два может наступить трагическая развязка.

Чтобы избежать опасной встречи с ядовитыми грибами, нужно знать отличительные признаки грибов. Некоторые люди всерьёз думают, что ядовитые грибы как-то сигнализируют о своей ядовитости: неприятным запахом или вкусом, тем, что их не трогают черви и улитки. Как это ни печально, но подобные взгляды - опасное заблуждение. Отравившиеся, например, бледной поганкой нередко с большой похвалой отзывались о её вкусе, а запах её очень напоминает запах шампиньонов. Чем же тогда отличается этот гриб от шампиньона? Бледная поганка на нижней части ножки всегда имеет клубневидное вздутие, покрытое пленчатым чехлом. В верхней части ножки - пленчатое кольцо белого, зеленоватого или бледно-жёлтого цвета. Пластинки на нижней поверхности шляпки частые, белые, не меняющие своей окраски. В то же время у шампиньона эти пластинки - от бледно- розового до тёмно-бурого тонов, кольца, клубневидные утолщения на ножке и плёнки отсутствуют. Что же касается сыроежек, то главное отличие то же: у этого гриба нет клубневидного вздутия с пленчатым чехлом и кольца на ножке, характерных для бледной поганки.

Доскональное знание "портрета" бледной поганки позволит избежать опасных последствий. Разумеется, малыши не в состоянии всё это запомнить, поэтому за ними нужен, как говорится, глаз да глаз.

На первый взгляд разговор об отравлении мухоморами представляет лишь теоретический интерес: мухомор, особенно красный, трудно спутать с каким-нибудь съедобным грибом. И всё- таки даже красным мухоморов отравляются. А ведь существуют ещё серо-розовый и пантерный мухоморы, которые куда более скромны по виду.

И всё же отравления мухоморами крайне редки. Ядовитость мухоморов сильно преувеличена. Смертельные отравления очень редки и случаются лишь при поедании большого количества

мухоморов. Объясняется это просто. Яд мухоморов оказывает только функциональное действие на нервную систему пострадавшего и не вызывает повреждения внутренних органов. Химический состав яда мухоморов и механизм его действия на организм человека сейчас хорошо изучены. Основное ядовитое начало мухоморов - мускарин. Несмотря на название ("муска" - в переводе с греческого "муха"), мускарин совершенно безопасен для насекомых, но зато очень вреден для человека. 3-5 миллиграммов этого яда способны убить отравившегося. Принято считать, что такое количество мускарина содержится в 3 или 4 мухоморах. Своим названием мухомор обязан другим веществам, которые действительно убивают мух. Называются они токсоальбуминами. Симптомы отравления красным мухомором обычно развиваются спустя 30-40 минут 9реже через 1 -2 часа). Пострадавший обычно потеет, у него начинается слюнотечение, расстройство кишечника с болями в животе, сужаются зрачки, замедляется сердцебиение, падает артериальное давление, наступает удушье. Если же человек съел пантерный мухомор, расстройство центральной нервной системы выявляется более резко. Наиболее тяжело отравление мухомором протекает у детей. Приведём довольно характерный по обстоятельствам пример. В одной из сибирских деревень два мальчика в возрасте трёх и четырёх лет съели сушёные красные мухоморы, которые родители берегли для приготовления отравы для мух. Спустя полчаса у обоих ребят развилась рвота и расстройство кишечника, затем возникло обильное потоотделение и слюнотечение. К вечеру появились судороги, пульс стал плохо прощупываться, оба ребёнка потеряли сознание.

К счастью, медицинская помощь подоспела вовремя, и всё закончилось благополучно. Уже на пятый день дети совершенно здоровыми были выписаны из стационара. А эта история произошла в одном из дачных посёлков. Девочка трёх лет, гуляя по опушке леса рядом с домом. Нашла красный мухомор и решила попробовать его. К счастью, как потом выяснилось, она съела лишь часть гриба. Поэтому развилось не тяжёлое отравление. Однако девочку пришлось поместить в больницу.

Как видите, и в том и в другом случае виноваты родители, оставившие без присмотра маленьких детей. А ведь такая беспечность и неосторожность со стороны взрослых могла стоить жизни ребятам! Взрослые обязаны всячески стремиться оградить детей от нежелательных встреч. С этой целью необходимо организовать на протяжении всего летнего периода повсеместный утренний просмотр лужаек, мест прогулок и игр детей в учреждениях и на дачах, с тем, чтобы своевременно удалить замеченные ядовитые растения и грибы. В период лесных прогулок родители, воспитатели и другие взрослые должны осуществлять строжайший надзор со всеми детьми и особенно за теми, кто собирает цветы, грибы и травы, пробует их. Не следует так же забывать о тщательном контроле за использованием в пищу грибов, собранных более старшими детьми.

Чтобы проводить эти мероприятия, и родители, и работники детских учреждений должны сами хорошо знать существо данного вопроса. Нелишне также запастись специальной литературой, красочными таблицами, буклетами и плакатами. Как говорится, всякий гриб в руки берут, да не всякий - в кузовок кладут. Каждый взрослый. Которому доверено здоровье детей, должен хорошо знать, какой гриб взять, а какой выбросить. Итак, для того чтобы избежать отравления ядовитыми грибами, нужно собирать только те, которые вы хорошо знаете. Здоровье , и даже жизнь отравившегося грибами во многом зависят от того, насколько своевременно ему окажут медицинскую помощь. Следует помнить, что при любом отравлении грибами, пусть даже на первый взгляд не тяжёлый, необходимо немедленно обращаться к врачу. Но и до прихода врача нужно действовать быстро и решительно. При отравлении любым из ядовитых грибов следует постараться вывести ядовитые вещества из организма: принять слабительное, промыть желудок раствором марганцовокислого калия. Пострадавший ребёнок должен находиться в постели, ему вредно ходить и сидеть. Любое отравление грибами сопровождает рвота и расстройство кишечника, вызывающие обезвоживание организма и мучительную жажду. Чтобы облегчить состояние больного ребёнка, нужно давать ему холодную, слегка подсоленную воду, холодный чай, кофе, молоко.

Лечат отравление грибами, как правило, только в больницах. Чтобы врачу легче было разобраться в причинах отравления, остатки грибов следует сохранить для исследования в лаборатории.

Консультация о Правилах Дорожного Движения

Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?

На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.

На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного чада нарушаем эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают?

Когда же ребёнок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, школа, Госавтоинспекция. Почему не научили, не показали, не уберегли? Забывая при этом, что в первую очередь родители своим примером должны научить и уберечь. Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге", Она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше используйте движение в детский сад и обратно для отработки навыков поведения на дороге.

Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Но и в данном случае никто не может гарантировать его безопасность. Поэтому, прежде чем выйти на дорогу, остановитесь с ребёнком на расстоянии 50см - 1 метра от края проезжей части, обратите его внимание, что посмотреть налево и направо надо обязательно с поворотом головы, и если с обеих сторон нет транспорта представляющего опасность, можно выйти на проезжую часть. Переходить дорогу надо спокойным размеренным шагом и не в коем случае не бегом. Большую опасность для детей представляют не регулируемые пешеходные переходы, здесь ребёнку важно убедиться, что расстояние до автомашин с обеих сторон позволит ему перейти дорогу без остановки на середине проезжей части.

На регулируемом пешеходном переходе объясните ребёнку, что красный и жёлтый сигнал светофора - запрещающие. Особенно опасно выходить на дорогу при жёлтом сигнале, потому что некоторые машины завершают проезд перекрёстка и при этом увеличивают скорость. Зелёный сигнал - разрешающий, но он не гарантирует пешеходу безопасный переход, поэтому прежде чем выйти на дорогу надо посмотреть налево и направо и убедиться, что все машины остановились, опасности нет. Часто ребята оказываются под колёсами транспорта, когда, выйдя из автобуса или троллейбуса, пытаются перейти на другую сторону дороги. Объясните ребёнку, что в данном случае опасно обходить транспортное средство как впереди, так и сзади, потому что оно большое и из-за него ничего не видно. Надо подождать пока автобус или троллейбус уедет. Большую опасность для детей представляют предметы загораживающие обзор это заборы, стоящие автомашины, зимой - сугробы, летом - кустарники, деревья. Лучше отойти от них подальше и перейти дорогу, где безопасно. Если ваш ребёнок скоро идёт в первый класс, то уже сейчас неоднократно пройдите с ним маршрут от дома до школы и обратно, обращая внимание малыша не все опасности, которые могут встретиться ему в пути. Заранее оговорите, что в сложной ситуации надо обратиться к помощи взрослых. Дайте возможность ребёнку пройти этот маршрут самостоятельно, наблюдая за ним со стороны. Затем детально проанализируйте вместе с ним все его действия.

Консультация: "Первая помощь при обморожениях "

Переохлаждение:

В результате длительного воздействия низкой температуры окружающего воздуха у ребёнка возникает ознобление. Повреждённые участки кожи внешне представляют собой уплотнения красного или синюшнее-багрового цвета. Ознобление сопровождается зудом, жжением, болью, которая усиливается, если этот участок быстро согревать. Переохлаждаются чаще ноги и руки. Воспитатель, собирая детей на прогулку, следит за тем, чтобы у них были сухими обувь и варежки. В особом внимании нуждаются дети ослабленные, перенесшие заболевания.

Резкое понижение температуры тела приводит к замерзанию.

Ребёнок в таком состоянии теряет сознание, кожные покровы бледнеют, пульс редкий. После принятия первой помощи у замёрзших отмечается сонливость, ослабление памяти, расстройство психики. Частым осложнением замерзания является воспаление лёгких, почек, острые расстройства пищеварения.

Первая помощь замёрзшему ребёнку заключается в согревании его в горячей ванне, одновременно проводится массаж. Как только ребёнок придёт в сознании, ему необходимо дать горячее питьё, еду, уложить в постель, срочно вызвать врача или доставить в лечебное учреждение.

Обморожение:

Чаще наблюдается у детей ослабленных, у тех, кто носит слишком тесную обувь. Оно может быть даже при О температуре. Дети отмораживают пальцы рук и ног, уши, кончик носа.

Различают три степени обморожения: Обморожение 1 степени бывают при кратковременном действии холода. После отогревания поражённые участки кожи краснеют и припухают, появляется небольшая боль, жжение. Через 2-3 дня краснота и отёк проходят и на коже никаких следов обморожения не остаётся. Обморожение 2 степени наступает при длительном действии холода. Кожа при обморожении резко бледнеет. Позднее появляются пузыри. Наполненные светлой или кровянистой жидкостью.

Обморожение 3 степени и 4 степени возможно при длительном действии низких температур, при этом омертвевают не только мягкие ткани, но и кости, развивается гангрена. Характерно повышение температуры, общая интоксикация, беспокойное поведение и озноб. Первая помощь при обморожении заключается в скорейшем восстановлении кровообращения на участке поражения. Обмороженные руки или ноги отогревают в тёплой воде. Повреждённое место осторожно обнажают, погружают в тазик с водой 18-20° и проводят лёгкий массаж. Массировать начинают с пальцев вверх. Во время массажа надо заставлять ребёнка шевелить пальцами, чтобы быстрее восстановить кровообращение. При полном отогревании кожа становится ярко-розовой и появляется боль. Затем отмороженное место осторожно вытирают, протирают спиртом, накладывают сухую стерильную повязку и тепло укутывают.

При обморожении щёк и носа отогревают их прямо на улице, растирая поражённый участок круговыми движениями. Не следует обмороженное место растирать снегом, так как мелкие льдинки могут оцарапать кожу, кроме того можно занести инфекцию, тереть лучше мягкой шерстяной варежкой или рукой до полного восстановления кровообращения. При более тяжёлых формах срочная госпитализация в больницу.

КАК НЕ НАДО ЛЕЧИТЬ РЕБЕНКА.

  1. Не надо искать в каждой болезни ребенка чью-то, в том числе и свою вину. Не на каждую беду есть вина. Даже при правильнейшем образе жизни и прекрасной наследственности некоторые болезни практически неизбежны.
  2. Не укладывать насильно в постель, если ребенок бодр и активен, даже при повышенной температуре, не лишать возможности играть, а при не заразности - общаться с детьми.
  3. Не купать; здоров ли ребенок или болеет, ни в коем случае не закупоривать и не перегревать помещение.
  4. Не кормить насильно и не навязывать еду.
  5. Не пичкать лекарствами. Любое лекарство - только по предписанию врача. Никаких лекарств «на всякий случай». Ни в коем случае не устраивать коктейли из разных рецептов. Лучше, меньше да лучше. Перелечить так же страшно, как не долечить.
  6. Не стесняться в вызове врача к ребенку. Если приходится показывать ребенка многим врачам, и диагнозы не совпадают, то необходимо решиться сделать выбор в пользу какого то одного врача и следовать его предписаниям.
  7. Не таскать ребенка без явной надобности по различным обследованиям. Перестраховка, могущая принести вред.
  8. Не создавать в доме обстановки тревожного ожидания всевозможных болезней. Ребенок доверчив, внушаем! Если вы постоянно тревожитесь о его здоровье, если ждете болезней, то ваш настрой может превратиться в его трудно излечимый невроз и действительно породить уйму недугов, которых могло и не быть.
  9. Не приставить с расспросами относительно самочувствия, стараться вообще не спрашивать, наблюдать незаметно для ребенка. Не забудем всякий вопрос, как и взгляд, вздох, движение есть прямое или косвенное внушение.
  10. Не ублажать сверх обычного во время болезни. Следить за тем, чтобы ребенок не получал впечатления, что болеть выгодно это чревато и порчей характера, и многими дополнительными болезнями. Похвалы, подарки, ласки, все внешние проявления внимания и заботы - лишь в степени, необходимой для поддержания спокойствия и уверенности в выздоровлении.

Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста.

Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого гола жизни у ребенка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный - выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый - выпуклостью назад. Крестцово- копчиковый кифоз формируется первым. еще на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку. появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить

четкие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам

жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нередко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект - вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение. Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние

условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных

учреждений, должны контролировать позы детей при сидении,

стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

Своевременное правильное питание;

Свежий воздух;

Подбор мебели в соответствии с длиной тела; Оптимальная освещённость;

Привычка правильно переносить тяжёлые предметы; Привычка правильно сидеть за столом;

Расслаблять мышцы тела;

Следить за собственной походкой

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.

Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 23 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1, 52 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка - невысокой (1517 см). Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание. Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий: Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;

Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление - от 6 до 12 сек.

Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.

Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты. Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке. Следует проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.

КЛЕЩЕВОЙ ЭНЦЕФАЛИТ!

Клещевой энцефалит протекает в виде тяжелого заболевания с поражением нервной системы, и нередко приводит к инвалидизации.

Переносчиком инфекции являются иксодовые клещи, в организме которых происходит размножение и накопление вируса. Вирус сохраняется в клещах долгое время и может перезимовывать в них.

Инфицирование человека вирусом клещевого энцефалита происходит во время кровососания зараженных вирусом клещей. При присасывании клеща ощущения боли, как правило, не возникает, и укус остается незамеченным. При этом передача вируса может происходить уже в первые минуты присасывания клеща к человеку. Даже удаление клеща не устраняет передачу инфекции, поскольку в коже человека сохраняется слюна клеща, содержащая вирус. В жилые помещения клещи попадают на одежде, с цветами, а также животными.

Заболевания человека связаны с периодом наибольшей активности клещей - весенне- летний период. Сезон нападения иксодовых клещей начинается каждый год с 20 чисел апреля и заканчивается в конце октября месяца. Болеют преимущественно люди, которым приходится чаще бывать за городом, в лесных массивах, хотя подвергнуться нападению клещей можно и при посещении кладбищ, пригородных парков.

В Московском районе в 2008 г. от укусов клещей пострадало 636 человек, из них детей до 14 лег - 124; клещевым энцефалитом заболело 4 взрослых; клещевым боррелиозом заболело 20 человек, из них детей до 14 лет - 1.

Единственным надежным способом профилактики клещевого энцефалита является вакцинация. Только своевременно сделанная прививка защитит вас от этого опасного заболевания, Начинать прививаться следует с октября месяца. Вакцина от клещевого энцефалита вводится двухкратно с интервалом в б месяцев между прививками с ревакцинацией через год или по экстренной схеме в течении года. Сделать прививку бесплатно вы можете в прививочных кабинетах поликлиник по месту жительства.

При посещении лесопарковых зон и лесных массивов НЕ ЗАБЫВАЙТЕ руководствоваться следующими правилами:

-во время пребывания в лесу необходимо носить закрытую одежду, плотно прилегающую к телу, хорошо заправленную в сапоги, головной убор;

«постоянно проводить осмотры для обнаружения клещей: каждые 10-15 минут поверхностные осмотры и каждые 2 часа со снятием одежды для просмотра внутренних швов, карманов;

-в лесу не садится на траву, для стоянки выбирать участки, лишенные растений или сухие сосновые места;

-применять репелленты, которые можно приобрести в аптеках или хозяйственных магазинах;

-обязательно кипятить козье молоко в период с апреля по сентябрь;

-в случае присасывания клеща обратится за медицинской помощью;

Если нет такой возможности, удалить клеща самостоятельно пинцетом, ниткой, завязанной у хоботка, или пальцами, обернутыми марлей, раскачивая из стороны в сторону, а место извлечения клеща смазать йодом или спиртом; снятого клеща сжигают или можно отнести для исследования в поликлинику больницы №30 им.С.П.Боткина;

Нельзя раздавливать клеща руками, так как вирус может попасть через микротрещины на руках в организм человека и вызвать заболевание;

При повышении температуры, появлении головной боли, головокружении, тошноте, рвоте в течении 21 дня после укуса клеща немедленно обратится к врачу.

Отдел здравоохранения

администрации Московского района

Территориальный одел Роспотребнадзора

        

Если вас укусил клещ

Если Вас укусил клещ, обратитесь в медицинское учреждение. В первые 2-е суток после укуса клеща лечебное учреждение удаляет клеща и направляет в лабораторию для обнаружения вируса клещевого энцефалита, выдав на руки пострадавшему направление на бесплатное исследование клеща. Клещ в пробирке доставляется в лабораторию пострадавшим самостоятельно. Адреса лабораторий:

Невский проспект, 146, вход с пр. Бакунина, д. 1 (М «пл. Восстания»)

с 9-00 до 17-00 часов ежедневно (в т.ч. в выходные и праздничные дни)

ул. Оборонная, д. 35 (М «Нарвская») с 9-00 до 16-00 по рабочим дням педели. В течение 3 суток с момента укуса:

Детям до 18 лет вводится противоклещевой иммуноглобулин в Детской инфекционной больнице № 3 (Большой пр. В.О., д.77/17, круглосуточно).

Взрослым экстренная профилактика клещевого энцефалита проводится в Клинической инфекционной больнице им. СП. Боткина (ул. Миргородская, д.З, круглосуточно) препаратом «йодантипирин».

Информация отдела здравоохранения администрации района

        

Консультация "О летнем отдыхе детей "

О путешествиях с детьми

Солнце хорошо, но в меру

Осторожно: тепловой и солнечный удар! Купание - прекрасное закаливающее средство

Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным временем. Вместе с тем возникает немало вопросов, как это лучше сделать. И здесь, как нам кажется, в известной мере вам могут пригодиться наши советы.

О путешествиях с детьми

Ехать или не ехать с ребёнком на юг? - вопрос встаёт перед родителями довольно часто.

Что можно посоветовать по этому поводу? Если вы живёте в средней полосе и если речь идёт о грудном ребёнке, то вряд ли стоит отправляться с ним в продолжительную поездку. Поэтому самое лучшее - вывезти его на дачу. Точно так же нужно поступить и в тех случаях, если вашей дочери или сыну не исполнилось ещё трёх лет. Чем меньше ребёнок, тем тяжелее он приспосабливается к изменениям обстановки и климата. В этих благодатных местах в первые дни малыши становятся капризными, у них пропадает аппетит, появляются нарушения пищеварения и сна. Приспособление к новым климатическим условиям у детей первых трёх лет жизни продолжается иногда неделю, а то и две. Едва ребёнок успеет привыкнуть к новому климату, как надо собираться в обратный путь. Такой отдых для ребёнка чреват развитием различных заболеваний. В результате все затраты, заботы и хлопоты могут пойти впустую.

Солнце хорошо, но в меру

Летом дети максимальное время должны проводить на воздухе. Это касается и самых маленьких - грудных детей. Однако если более старшим дошкольникам разрешается понемногу загорать, то малышам прямые солнечные лучи могут причинить вред. Самая большая опасность - перегрев организма, солнечные ожоги, солнечный удар, поскольку маленький ребёнок обладает менее совершенной терморегуляцией и кожа его очень нежна. До трёх лет световоздушные ванны можно проводить под навесом или в тени деревьев. При этом нужно соблюдать принцип постепенного обнажения тела ребёнка. Сначала от одежды освобождаются руки и ноги, а затем остальные части тела. Уже с 1,5 летнего возраста световоздушные ванны ребёнок может принимать в одних трусиках. Продолжительность первой такой ванны - 5 минут, затем время постепенно увеличивается до 30-40 минут. Световоздушные ванны особенно рекомендованы детям с ослабленным организмом. Лучшее время проведения - с 9 до 12 часов, на юге - с 8 до 10 часов. Каждую световоздушную ванну лучше всего заканчивать водной процедурой.

Дети дошкольного возраста после недельного курса световоздушных ванн могут начать принимать солнечные ванны. Загорать ребёнок может лёжа, а ещё лучше во время игр и движении.

Солнечные ванны в сочетании со световоздушными ваннами, а также водными процедурами оказывают прекрасное укрепляющее действие. Дети становятся устойчивее к гриппоподобным заболеваниям, нежели те ребята, которые мало загорали.

Осторожно: тепловой и солнечный удар! Специалисты не делают больших различий между этими состояниями. В основе как теплового, так и солнечного удара лежит перегревание организма. Причиной теплового удара является затруднение теплоотдачи с поверхности тела. Часто это связано с длительным пребыванием в жаркой, влажной атмосфере. При солнечном ударе возникает нарушение кровообращения в головном мозге. Чем меньше возраст ребёнка, тем он чувствительнее к действию жары и солнечных лучей. Поэтому перегрев организма у маленького ребёнка иногда может уже случиться во время приёма световоздушных ванн. При лёгком солнечном или тепловом ударе симптомы в основном однотипны. Это - головокружение, слабость, головная боль. У малышей часто отмечается расстройство кишечника. В тяжёлых случаях могут появиться судороги, рвота, потеря сознания. Во всех таких ситуациях нужно срочно вызвать врача, а до его прихода перенести ребёнка в тень, смочит голову и грудь холодной водой, не переносицу положить холодный компресс, приподнять голову. Дайте ребёнку попить и успокойте его.

Купание - прекрасное закаливающее средство Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребёнку возможность войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, тины, коряг, острых камней. В воде вместе с ребёнком обязательно должен находиться взрослый.

При купании необходимо соблюдать правила: Не разрешается купаться натощак и раньше чем через 1-1,5 часа после еды

В воде дети должны находиться в движении При появлении озноба немедленно выйти из воды Нельзя разгорячённым окунаться в прохладную воду.

Кусают ?

Лето... Для многих это сезон отпусков, а значит, хорошего настроения.

Однако все положительные эмоции могут свести на «нет» болезненные укусы агрессивных насекомых и членистоногих, максимальная активность которых выпадает как раз на лето. И если бы дело ограничилось только испорченным настроением, было бы лишь полбеды. Но ведь вся это враждебно настроенная жаляще-кусачая «братия» способна доставить серьезные проблемы, угрожая в некоторых случаях не только здоровью, но и жизни человека!

Укусы комаров

Уж кто-кто, а комары настолько часто кусали каждого из нас, что информация о возможной опасности таких укусов кажется преувеличенной. Тем не менее она существует...

Чаще всего при укусах комаров возникает местная реакция в виде небольшой отечности, покраснения и зуда. Как правило, через несколько часов или в ближайшие дни эти симптомы бесследно исчезают. Иногда реакция бывает более выраженной, и тогда опухает не только место укуса, но и вся «прилегающая территория». Многие при виде распухшей руки или ноги впадают в панику, однако такие реакции в большинстве случаев не имеют каких-либо серьезных последствий.

Гораздо страшнее, если человек страдает аллергией на укусы комаров. Огромный, долго заживающий волдырь в месте укуса, сыпь по всему телу и даже приступы удушья - это признаки аллергии. Неблагоприятные симптомы могут возникнуть и в случае множественных комариных укусов: появляется общая слабость, головная боль, повышается температура, возможны тошнота и рвота.

Дополнительную опасность представляют расчесы, через которые в организм легко могут проникнуть самые различные болезнетворные микробы. Заживление укушенных мест при этом замедляется, может появиться гной.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что комары могут быть переносчиками опасных инфекционных заболеваний, а также некоторых паразитов, развивающихся и живущих в теле человека.

Что делать?

Если укусил комар, старайтесь не поддаваться искушению «от души» почесать место укуса. Лучше промокните этот участок кожи марлевым шариком, пропитанным спиртом или другим спиртосодержащим раствором. Это уменьшит зуд, позволит предупредить распространение комариной слюны по организму и в несколько раз снизит риск возможного заражения инфекцией и паразитами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...