Воспитание экологической культуры у дошкольников
статья (старшая группа)

Понкратова Анна Владимировна

                          Статья по экологическому воспитанию в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovaya_statya_po_ekologii.docx16.6 КБ

Предварительный просмотр:

                          Статья по экологическому воспитанию в ДОУ

В настоящее время экологическое воспитание приобрело архиважное значение. На сегодняшний день и  у детей, и у взрослых преобладает потребительский подход к природе. Это обуславливается  низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. Среда крайне загрязнена, её ухудшающееся состояние носит угрожающий характер. Настало время предпринимать все возможные шаги к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой и необходимость ее сохранения для будущих поколений.  

Дошкольный возраст характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, накоплению личного опыта взаимодействия с окружающим миром. Главной  целью экологического воспитания является формирование экологической культуры как совокупности экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности  через воспитание любви к природе,  понимание происходящих в ней процессов.

Задачи экологического воспитания:

воспитание любви к природе через непосредственное общение с ней;

формирование элементарных естественно-научных представлений, знаний о природе;

формирование навыков поисково-экспериментальной деятельности;

воспитание потребности бороться за сохранение природы.

Профессор М.М. Камшилов утверждал: «Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т.е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения… будущее человечества окажется в серьезных руках».

Особое внимание следует придавать формированию экологически грамотного поведения ребёнка в природе. Вопрос этот недостаточно разрешен, так как родителями чаще всего предлагаются образцы поведения в окружающей среде запретительного характера и преимущественно в готовом виде: “не рви!”, “не шуми!”, “не вреди!”, “не ломай!”, “не топчи!”. А ведь К. Д. Ушинский предупреждал, что подобная “сухая сентенция нисколько не поможет делу, но, напротив, только повредит”.

Ребенок должен знать правила поведения, понимать необходимость их выполнения: он будет тихо и спокойно идти по лесу, если поймёт, что шум беспокоит и пугает лесных обитателей, и сам он не увидит и не услышит ничего интересного, потому что всё живое спрячется. Детям важно понимать необходимость выполнения запретов и предписаний в природной и социальной среде, поэтому при рассмотрении конкретных экологических ситуаций важно показать значения поведения и деятельности человека в окружающей среде. Это позволит мотивированно и обоснованно подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природных объектов, нашего общего земного дома.

Во время образовательной деятельности происходит последовательное формирование у детей системы элементарных знаний и представлений о многообразии природных явлений, расширение представлений о домашних и диких животных и их детенышах, о растениях, как живых существах.  

Уже в раннем возрасте,  дети получают первые элементарные представления о мире природы.  В дальнейшем, расширяя и углубляя представления детей об объектах живой природы, природных явлениях, знакомя с сезонными изменениями в природе у дошкольников формируется первоначальная научно- обоснованная система   представлений о природе, о неразрывной связи её с человеком. Очень важный путь к познанию окружающего мира – детское экспериментирование. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. При этом, очень важно, чтобы ребенок делал все сам, а не был в роли наблюдателя.

В живой природе проводили опыт по определению потребности в воде различных растений: толстянки и бальзамина. Выясняли на примере зеленых черенков бальзамина,  как протекает процесс корнеобразования в разные времена года, чтобы дать понятие «периода покоя» в жизни комнатных растений.

Проводили опыт, чтобы выяснить -  как влияет на рост растений внесение удобрений на примере плюща.

Проводили опыты с целью выяснить, как влияет на рост и внешний вид растений изменения светового режима, например, как изменяется вид отростка бальзамина, если его поместить в темное место (он вытягивается, листья становятся мелкими). Или что произойдет с колеусом, если с окна ее перенести в дальний угол комнаты (листья теряют красную окраску, становятся зелеными).

Надо заметить, что проведение подобной работы вызывает у детей самый живой интерес, побуждает их к размышлениям, позволяет на практике познавать законы природы.  

Наряду с наблюдениями,  играми, чтением художественной литературы, огромное значение, воспитательное и образовательное, имеет трудовая деятельность, а именно труд в природе.   В труде как нигде, воспитывается любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. Кроме того  формируются  практические навыки ухода за растениями и животными. В процессе труда в природе,  у детей формируются знания о растениях (их строении, потребностях, основных стадиях развития, сезонных изменениях), о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения и др.). У своих детей   мы с самого раннего возраста стараемся поддерживать эту заинтересованность, привлекая их к уходу за растениями в группе, давая им посильные задания в оказании помощи воспитателю, индивидуальные поручения (полив, рыхление, помощь в пересадке растений).  

Каждую зиму один подоконник в группе мы выделяем под «зеленый огород»: совместно с детьми выращивали из семян укроп, щавель, высаживали в горшок корешки петрушки, комнатные томаты,  выращиваем всю зиму  на подоконнике зеленый лук.

Огромную роль в воспитании экологической культуры детей, гуманного отношения к природе играет семья, родители ребенка, поскольку именно родители являются главными авторитетами для него. Для родителей оформляем папки-передвижки: «Экологические законы», «Деревья-целители», «Комнатные растения и экология жилища» и др., провожу родительские собрания на темы: «Учите детей чувствовать природу», «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников», «Ребенок и природа». Привлекаем родителей к совместному с детьми творчеству по изготовлению поделок из природного, бросового материала, участию в конкурсах поделок.

Формирование экологической культуры, экологического сознания процесс длительный и не простой. Решающим фактором в формировании практических навыков   экологически осознанного поведения    является поведение взрослых, в первую очередь педагогов и родителей.   Если ребенок видит, как взрослые любовно ухаживают за растениями и животными, общаются друг с другом, как продуманно ведут себя в природе, он фиксируют соответствующие эмоциональные реакции взрослых, формы их поведения, включает эти сведения в структуру личности и сохраняет на всю жизнь в качестве исходной базы данных. Поэтому экологическое образование и воспитание  должно вестись исподволь, ненавязчиво, без налета обязательности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и взрослых.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Проектная деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников"

Одним из перспективных методов воспитания экологической культуры у дошкольников является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, о...

«Воспитание экологической культуры старших дошкольников»

Сформировать представление об окружающей среде, как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на Земле; о зависимости жизнедеятельности живых организмов от чистоты окружающей среды...

Опыт работы по теме: «Познавательно-речевое развитие ребенка в старшем возрасте» («Воспитание экологической культуры у дошкольников с использованием моделей и дидактических игр»)

Цель образования и воспитания дошкольников в области окружающей среды – формирование их экологической культуры, включающей в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и спос...

Воспитание экологической культуры у дошкольников

У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Будущее человечества зависит от уровня экологич...

отчёт по воспитанию экологической культуры у дошкольников 2-ой младшей группы

Экологические знания наши дети получают не только на специально отведённых занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, в совместном труде с педагогами на участке д/с, проведения эк...