Сборник бесед и сказок о культуре поведения за столом для детей младшего дошкольного возраста
проект (младшая группа)

Целью разработки данного сборника является - оказание методической помощи педагогам  ДОУ  в   представлении  материала  познавательного и обучающего характера, связанного с культурой  поведения  дошкольников за столом.

 В сборник вошли поучительные беседы  и забавные сказки известных   писателей и поэтов о правилах поведения за столом для детей младшего дошкольного возраста.

 Данный сборник  предназначен  воспитателям и педагогам дошкольных образовательных учреждений,  а также всем, кто интересуется правилами столового этикета.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Этикет151.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 142» города Оренбурга

Сборник бесед и сказок

о культуре поведения за столом

для детей младшего дошкольного возраста

http://88zykova88.ucoz.net/i0649.png

      Составитель: воспитатель 1 категории        

           Козлова Н.С.

Содержание

1.Содержание и методика обучения правилам этикета детей

младшего дошкольного возраста …………………………………………..…4

2. Беседы о культуре поведения за столом с детьми младшего

 дошкольного возраста………………………………………………………....6

       Беседа на тему «Посуда и столовые приборы»……………………….....6

       Беседа на тему: «Как правильно и красиво накрыть на стол»……….....7

       Беседа на тему: «Поведение за столом»……………………………….....8

       Беседа на тему: «Как есть суп»…………………………………….……10

       Беседа на тему: «Как есть бульон»………………………………….…..10

       Беседа на тему: «Как есть хлеб»…………………………………….…..10

       Беседа на тему: «Чаепитие друзей»……………………………….....….11

       Беседа на тему: «Друзья у меня в гостях» ………………………..…....12

       Беседа на тему: «Я в гостях у друга»……………………………....…...12

3. Сказки о культуре поведения за столом для детей младшего

 дошкольного возраста………………………………………………….....….14

        Сказка про  Катюшину Капризку (Ольга Быкова)……………….…....14

        Сказка  полезных овощах (Мария Шкурина)……………………….…15

        Сказка о грустной тарелочке (Мария Шкурина)…………….…....…...16

        Сказка про мальчика Сашу, который плохо кушал

       (Екатерина Кубасова)……………………………………………....….…17

        Сказка про то, как Кирюша свою маму спас (Катя Сим)…………......18

        Сказка о том, как Илюша животик кормил (Татьяна Холкина)…...…20

        Сказка о том, почему нужно кушать (Ирина Гурина) ……………......21

        Сказка для детей, которые плохо кушают (Мария Митлина) ………..22

        Сказка про принца Гордея, который плохо кушал  (Светлана Колесникова) ………………………………………………………………….26

        Сказка,  про мальчика Петю, который превратился в поросенка

       (Мария Шкурина)………………………………………………………...27        

        Сказка о мальчике, который кричал и топал ногами

      (Анна Сальникова)………………………………………………………..28

Аннотация:

Целью разработки данного сборника является - оказание методической помощи педагогам  ДОУ  в   представлении  материала  познавательного и обучающего характера, связанного с культурой  поведения  дошкольников за столом.

 В сборник вошли поучительные беседы  и забавные сказки известных   писателей и поэтов о правилах поведения за столом для детей младшего дошкольного возраста.

 Данный сборник  предназначен  воспитателям и педагогам дошкольных образовательных учреждений,  а также всем, кто интересуется правилами столового этикета.

Организация детского питания в ДОУ – задача огромной социальной значимости и одна из основных забот коллектива учреждения. При этом имеет значение не только то, что ест ребенок, но и то, как он это делает. Не меньшее внимание необходимо уделять эстетике питания и культуре поведения за столом. И чем раньше у ребенка сформируются навыки столового этикета, тем прочнее они закрепятся, станут хорошей привычкой уже в детском возрасте. Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач – формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребенку быть уверенным в себе. Задача воспитателей, а также родителей – научить дошкольника правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительным в застольном общении.

Уже с раннего возраста следует вырабатывать правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками. Воспитатель учит мыть руки перед едой, правильно сидеть во время приема пищи: не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол. Педагог должен следить, чтобы во время еды воспитанники не спешили, не отвлекались и не играли столовыми приборами, не набивали рот и не разговаривали при этом и т.д. Обучать правилам поведения за столом можно как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель должен демонстрировать им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения.

Формировать культурно-гигиенические навыки необходимо последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка. Обучение правилам этикета начинается с 3-летнего возраста с последующим усложнением на каждом возрастном этапе дошкольного детства. Во время приема пищи на чистом столе должны находиться общие предметы, необходимые во время еды: хлебница салфетница, солонка, по возможности ваза с цветами.

По необходимости следует разрешать детям обращаться к сидящим за столом людям, при этом не следует одергивать, делать им бесконечные замечания. Воспитателю целесообразно находиться за столом вместе с детьми, поскольку взрослый человек способен создать дружескую атмосферу. Своим примером он ненавязчиво приучает их к хорошим манерам, может оказать помощь в трудный момент. Не следует допускать, чтобы прием пищи превратился в поле битвы за хорошие манеры детей. Они приобретаются путем многократных упражнений, а также благодаря среде, в которой постоянно находятся дети. Приучая малыша к новому блюду, рекомендуется подавать не весь его объем, а немного, делая акцент на том, что его порция меньше. Прежде всего, следует обеспечить постоянное выполнение установленных гигиенических правил, объясняя их значение. На первых порах важно помочь ребенку освоить тот или иной навык. Не следует торопить дошкольника, если он сосредоточенно повторяет одно и то же движение (например, намыливает руки). Ни в коем случае нельзя выполнять за него это действие. Осваивая новый навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он приучается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. При этом взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли дошкольник сделать необходимое действие. В дальнейшем воспитатель предоставляет ему почти полную самостоятельность, но постоянно проверяет соблюдение навыков. Хорошо сформированные действия выполняются ребенком легко и быстро, по собственной инициативе и без каких-либо напоминаний. Если он и забудет о чем-то, например, сядет за стол, не вымыв руки, то малейшего напоминания оказывается достаточно, чтобы он исправил свою ошибку.

Общение с детьми во время еды требует тщательной психологической подготовки. Известно, что поддерживать беседу – это мастерство, научиться которому не так уж легко. Главное – разговоры не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера. Темы должны быть нейтральными, например, можно поговорит о продуктах, из которых приготовлен обед, о том, что из еды больше всего детям нравится, и т.д. При этом пожелание «приятного аппетита» обязательно! Следует обратить внимание и на гостевой этикет. Воспитатель должен ознакомить дошкольников с правилами в различных этикетных ситуациях, связанных с общением.

Как правило, дети любят ходить с родителями в гости и приглашать к себе друзей. Они могут чувствовать себя в чужом доме свободно или, наоборот, скованно, могут быть радушными или равнодушными и эгоистичными. Знание гостевого этикета способствует освоению навыков  доброжелательного общения. Поэтому дошкольников надо обучать правилам поведения в гостях и приема их в своем доме. В гостевых отношениях большую роль играет этикет подарка, и важно учить детей правильно его выбирать, преподносить и принимать.

Психологические аспекты организации питания детей требуют внимания к качеству предлагаемых им блюд, соответствию пищи требованиям растущего организма, разнообразию меню и непосредственно процедуре приема пищи.

Все эти задачи – слагаемые культуры поведения за столом. Решить их необходимо прежде всего на уровне семьи, но и не без помощи педагогов дошкольного учреждения.

Беседы о культуре поведения за столом с детьми младшего дошкольного возраста

Беседа на тему «Посуда и столовые приборы».

 Предварительная работа с детьми: - прочитать сказку К.Чуковского «Федорино горе»; - организовать игры: настольное лото «Посуда», «Разрезные картинки» и др.

 Содержание беседы: сервировка стола – искусство, с которым хорошо знакомы все мамы и бабушки, но каждый ребенок с удовольствием может помочь взрослым накрыть на стол. Для этого необходимо знать, какой посудой мы пользуемся. Она различна по материалу изготовления и назначению Есть посуда стеклянная, деревянная, металлическая, глиняная (керамическая), даже пластиковая и бумажная. Из фарфора и хрусталя сделана самая красивая и нарядная посуда. В одной посуде мы готовим еду. Это, к примеру, кастрюли, сковороды, горшочки. Из другой – едим и пьем, называя ее столовой, чайной, кофейной. Столовая глубокая тарелка предназначена для любого первого блюда, в котором много жидкости и которое обычно подают горячим. Глубокая тарелка размером поменьше называется десертной. Мелкие тарелки тоже различаются размерами, каждая из них используется для определенных блюд. Самая большая – столовая – для вторых горячих блюд: мяса, рыбы, дичи. К ним добавляется гарнир: картофель, овощи, рис, макароны. Иногда мелкую столовую тарелку ставят как подставную под тарелку с супом. В тарелку поменьше – закусочную – кладут салаты и холодные закуски: колбасу, ветчину, сыр, шпроты. Тарелка, которая еще меньше, называется хлебной или пирожковой. Она нужна для того, чтобы пирожок или кусок хлеба не лежал на столе. Для сладостей и фруктов подается мелкая десертная тарелка. Для чая, какао, кофе предназначены чашки с блюдцами. Чашка и блюдце дружат и очень скучают друг без друга. Не разлучайте их и всегда ставьте на стол вместе: чашку на блюдце. Тогда капельки чая не попадут на скатерть. Для холодных жидкостей – воды, сока, киселя, компота – удобны бокалы и стаканы. Для хлеба на стол ставится хлебница, для масла – масленка, для сыра – сырница. Помимо этого есть салатница, супница, селедочница, икорница, сахарница, кофейник, молочник, большой и маленький фарфоровые чайники. Все это для того, чтобы было удобно есть и пить. Но одной посуды недостаточно – нужны столовые приборы: ножи, вилки, ложки. Самые большие из них – столовые нож и вилка – предназначены для вторых горячих блюд. Для салатов, овощей и холодных закусок используется нож и вилка размером поменьше. Рыбным ножом и вилкой едят рыбу. На кончике этого ножа сделаны специальные изгибы, а в середине вилки, между вторым и третьим зубчиками – углубление, чтобы отделить мясо от костей. Такой нож, в отличие от столового, тупой. Для фруктов и фруктовых салатов используются десертные приборы. Столовой ложкой едят супы и молочные каши; ля бульона, компота, мороженого и других сладких блюд используется ложка поменьше – десертная; для чая и кофе – чайная или кофейная ложечка. Половник необходим для разливания супа, нож для масла, лопаточка для торта, щипцы для сахара, вилочка для лимона, ложка с длинной ручкой для варенья – все эти приборы, в нужный момент оказываясь на столе, помогают нам красиво и правильно есть. Кроме того, на стол ставятся приборы для специй – соли, горчицы и перца и к ним маленькие ложечки. Солонку с дырочками не ставят: вытрясать соль не совсем удобно, гораздо проще достать ее ложечкой.

Беседа на тему: «Как правильно и красиво накрыть на стол».

 Предварительная работа с детьми: - прочитать стихотворение Ю. Тувима «Овощи»; - организовать праздник красивого застолья».

 Содержание беседы: и в праздник, и в обычный день на обеденном столе должно быть красиво, но сервировка праздничного стола отличается особой торжественностью. Начинают накрывать на стол с того, что стелют скатерть – белую или цветную, но обязательно чистую. Ее края опускают со всех сторон одинаково, но не ниже сидений стульев. Каждому человеку за столом выделяется место, где для него ставят тарелки и бокалы, кладут приборы. Чтобы выяснить размеры этой части, сделайте следующее: поставьте стул к столу и сядьте, затем положите руки на стол так, чтобы было удобно. Вот вы и заняли свою часть стола: длиной 50 – 70 см, шириной до середины стола. Обычно середину скатерти заглаживают в складку, и она делит стол по длине на две равные части. Когда вы сидите за столом, локти не должны лежать на нем. У стола ставят стулья по количеству человек, участвующих в застолье. Напротив каждого стула – закусочная тарелка, слева от нее – хлебная. Между ними закусочная и столовая вилки зубчиками вверх так, чтобы они не упирались в стол. Справа от закусочной тарелки – столовый и закусочный ножи, повернутые лезвием к тарелке. Столовые нож и вилка располагаются ближе к закусочной тарелке, но не под ее краями, закусочные приборы – дальше от тарелки: ими нужно пользоваться в первую очередь, так как застолье начинается с закусок. Когда хозяйка уберет закусочные приборы и тарелки, поставит на стол второе горячее блюдо и подаст для нег столовые тарелки, следует взять в руки столовые приборы. Есть такое правило: начинаем пользоваться теми приборами, которые лежат дальше от тарелки. Суповую ложку необходимо положить между ножами, углублением вниз. Если же застолье начинается с первого горячего блюда, тогда при сервировке стола столовую ложку кладут справа от закусочного ножа. Расстояние от края стола до ручек приборов и края закусочной тарелки должно быть примерно 2 см (2-3 пальца), до хлебной – 5 см. Бокал для воды ставится с правой стороны от закусочной тарелки за ручкой столового ножа. Полотняные салфетки кладут каждому гостю на закусочную тарелку. Бумажные салфетки не раскладывают, а ставят в салфетницы. Приготовив место для каждого гостя, следует заняться общей сервировкой. Нужно разместить на столе приборы со специями, салатницу с салатом, тарелки с закусками. В баночках, под которые ставятся подставочные тарелочки, - шпроты и сардины. У каждого блюда – приборы; для салата – салатные ложка и вилка, для закусок – маленькие вилочки. Закуски с общего стола на свою тарелку следует перекладывать ими, а не вилкой. Стол можно украсть цветами или свечами. На праздничный стол ставится супница, и хозяйка разливает суп в тарелки на глазах у гостей. Когда переходят ко второму горячему блюду, на стол выставляется блюдо с мясом и гарниром. Гости могут сами разложить еду по тарелкам, либо это делает хозяйка. Стол постоянно должен быть красивым, и если произойдет неприятность (кто-то прольет воду или испачкает скатерть), можно накрыть это место плотной салфеткой и поставить сверху тарелку с закуской.

Беседа на тему: «Поведение за столом».

Предварительная работа с детьми: провести беседу о том, какие правила поведения за столом следует помнить и выполнять.

Предложить ребятам закончить фразы: -есть и пить надо… (беззвучно и аккуратно), не оставляя на скатерти следов пищи; -не склоняться низко… (над тарелкой), лишь слегка наклонить…(голову); -на столе лежат только кисти рук, локти на стол…(не ставим); -обе руки либо свободны, либо…(заняты); нож в правой руке, вилка…(в левой); -если вилка или ложка в правой руке, то левая…(придерживает тарелку); -за столом нельзя говорить…( громко или с полным ртом); -если во рту пища, воду…(не пьют);

-если ложка или вилка упала на пол, не спешим ее поднимать, попросим другую, но при выходе из-за стола…(поднимем ее); -упавшую на пол полотняную салфетку…(поднимаем сами) и не меняем на другую; -бумажные салфетки меняем…(по мере надобности и при новом блюде); -не спешим в еде, но и не сидим…(долго) за одним блюдом; -всегда благодарим за угощение хозяйку добрыми словами…(«Спасибо, очень вкусно!» или «Спасибо, такая вкусная солянка»). Содержание беседы Приятно сидеть за столом среди красивых людей и есть вкусную еду! Даже говорят: аппетит приходит во время еды. Но чтобы хорошо выглядеть во время застолья, надо соблюдать правила столового этикета. Одно из них – красиво сесть за стол. Мужчины и мальчики помогают дамам и девочкам. Кавалер легко и красиво отодвигает стул от стола. Для этого нужно взять его за спинку, приподнять и передвинуть. Чтобы стул не выскользнул из рук, следует браться не за верхнюю часть спинки, а за боковины, большие пальцы рук – с внешней стороны. Дама встает между стулом и столом, как можно ближе к столу, чуть сгибая ноги в коленках. Кавалер придвигает стул к ее ногам. Она садится и обязательно словами и улыбкой благодарит его за помощь. Следующее правило – уметь пользоваться салфеткой. Полотняную салфетку, сложенную пополам, кладут на колени, чтобы она защищала костюм от крошек и капель. Ею нельзя вытирать нос или лоб, можно лишь промокнуть уголки губ. Когда мы едим, салфетка лежит на коленях, выходим из-за стола – кладем ее аккуратно сложенной между пирожковой и закусочной 9столовой0 тарелками. Когда совсем закончили трапезу, следует положить салфетку на пирожковую тарелку. Во время застолья ее не меняют. Если она упала на пол, ее надо поднять, отряхнуть и снова положить на колени. Бумажные салфетки меняют со сменой блюд и по мере надобности. Промокнув губы, сложите салфетки так, чтобы следы оказались внутри нее, и положите салфетку под закусочную тарелку. Закончив есть блюдо, вытрите салфеткой губы, затем руки (а не наоборот) и положите ее на использованную тарелку. Каждое новое блюдо следует есть новыми приборами и использовать чистую бумажную салфетку. Важное правило – пользоваться ножом и вилкой. Ножом разрезают на маленькие кусочки мясо, колбасу, ветчину, сыр, огурцы, помидоры, яблоки и груши. Владея этими столовыми приборами, мы легко нарежем удобные для еды кусочки, ломтики и дольки. Тогда зубам будет значительно легче раскусить, а желудку перемолоть и переварить пищу. Неприятно смотреть на человека, пытающегося прожевать большие куски. В правой руке держат нож, лезвием вниз. В левой руке вилка, зубчиками вниз, если пищу (мясо, колбасу, сыр) надо прокалывать, или зубчиками вверх, если кладем на вилку гарнир. При этом ручки приборов находятся в ладонях, придерживаем их большими и средними пальцами, а кончики указательных пальцев опираются на них. Оба прибора должны быть одновременно либо в руке, либо на тарелке. Положим нож и вилку на тарелку, возьмем в руки кусок хлеба или бокал с водой. Когда мы прожевываем пищу или что-то рассказываем, нож и вилку держим в руках так, чтобы кончики приборов лежали на краю тарелки. Во время перерыва в еде кладем приборы на тарелку так: нож лезвием к центру тарелки ручкой вправо – к правой руке, вилку зубчиками вниз ручкой влево – к левой руке. Завершив трапезу, нож кладем также, а вилку – слева от ножа, зубчиками вверх. Не следует разрезать мясо на несколько кусочков, а затем, отложив нож, есть только вилкой: мясо быстро остынет и станет невкусным. Отрезаем кусочек, съедаем, затем отрезаем следующий. Несколько советов: - чтобы не испачкаться, отрезаем кусочек подальше от себя; - вилку держим крепко и под небольшим наклоном, чтобы кусок не выскользнул; - нож двигаем легко и свободно вдоль зубчиков вилки, отрезая небольшой кусочек, чтобы легко его прожевать; - если вилка осталась в большом куске, то, придерживая этот кусок ножом, вынем вилку, проткнем ею отрезанный кусочек и поднесем ко рту. Нож не только разрезает пищу, он помогает положить гарнир на вилку. Двигая по тарелке вилку зубчиками вверх, набираем на нее гарнир, а нож придерживает его, словно заборчик. Никогда не следует накладывать гарнир на вилку ножом. Ко рту подносим только вилку, а не нож. Если вас попросили подать столовые приборы, протяните правой рукой нож или вилку ручкой к попросившему. Держите прибор в том месте, где его ручка соединяется с лезвием. То, что легко разделать вилкой, едим без ножа: вареную картошку, котлеты, омлет. Вилку держим в правой руке, а левой придерживаем тарелку: большой палец лежит на краю тарелки, остальные – под краем.

Беседа на тему: «Как есть суп».

Предварительная работа с детьми: провести беседу о том, какие правила поведения за столом следует помнить и выполнять.

 Содержание беседы: левой рукой придерживаем суповую тарелку. Столовая ложка в правой руке: ее ручка лежит на среднем пальце, а большой и указательный придерживает прибор. Ко рту ложку подносим чуть наискосок и, захватывая ее губами, отправляем содержимое в рот. Очень горячий суп не прихлебываем и не дуем на него, подождем, пока немного остынет. В гостях не доедаем суп, а дома можно осторожно, чтобы не испачкать скатерть, наклонить тарелку от себя. Чтобы капельки супа не капали на стол или одежду, ведем ложку в тарелке не к себе, а от себя. Тогда капли упадут в тарелку. Во время еды не кладем ложку на стол: она либо в руке, либо в тарелке. Когда едим, ложка лежит углублением вниз, а закончили – положили углублением вверх, а ручка направлена к правой руке.

                                                                                 

Беседа на тему: «Как есть бульон».

Содержание беседы: бульон подают в чашке с блюдцем. На блюдце под ручкой лежит десертная ложка. Иногда хозяйки кладут десертную ложку не на блюдце, а на стол, справа от чашки. Во время еды чашку поворачиваем ручкой влево и придерживаем ее левой рукой. Удобнее поворачивать чашку рукой к себе, а не от себя (по часовой стрелке). Бульон едим десертной ложкой из чашки как суп, его остатки можно допить. Для этого повернем ручкой вправо и правой рукой поднесем ее ко рту, левой придерживаем блюдце. Есть специальные бульонные чашки – с двумя ручками: их не надо поворачивать, но и допивать из них не следует.

Беседа на тему: «Как есть хлеб».

Содержание беседы: кусок хлеба берем из хлебницы рукой, стараясь не касаться других кусков, и кладем на свою пирожковую тарелку. Левой рукой отламываем от куска небольшой кусочек и съедаем. Если нет хлебной тарелки, заменим ее бумажной салфеткой. Пирожок к бульону тоже лежит на этой тарелке, но мы его не разламываем, а подносим левой рукой ко рту и откусываем. Не рекомендуется с помощью хлеба класть еду на вилку – для этого используют нож. Так поступают совсем маленькие дети. Нельзя играть хлебом: делать из него шарики и катать по столу. У каждого из нас может случайно разбиться бокал, пролиться вода. В таком случае обязательно попросите прощения у хозяйки дома и скажите, что это нечаянно. Не привлекайте к своей ошибке большого внимания, т.е. не хмурьте брови, не плачьте, не жалуйтесь. Чтобы не произошло подобных неприятностей, не протягивайте руки через стол к блюду, стоящему от вас далеко, а попросите передать или положить вам на тарелку угощение. Не кладите на тарелку более двух закусок, например, колбасу, ветчину, шпроты, огурец, помидор и др. Съешьте одно – положите другое. За столом мы не только едим, но и общаемся: разговариваем, слушаем, улыбаемся. Разговаривать нужно негромко, немного и свободным от пищи ртом. Никогда не говорим за столом плохо о приготовленных блюдах, а также о том, что может испортить аппетит и настроение. Не поворачиваемся к собеседнику спиной: сидим прямо, поворачивая только голову. Не спешим выходить из-за стола. Взрослые всегда подскажут, когда это удобнее сделать. Основное правило: первой садится за стол и выходит из-за стола хозяйка дома. Существует много правил поведения за столом, они легко запоминаются, а также помогают нам хорошо выглядеть во время застолья и создают добрые отношения между людьми.

Беседа на тему: «Чаепитие друзей».

 Предварительная работа с детьми: организовать игру «Кукольное чаепитие». Содержание беседы: сервировка чайного стола имеет свои особенности. Напротив стула на стол ставится чашка, под ней – блюдце. Ручка чашки смотрит вправо. Под ней на блюдце лежит чайная ложка ручкой к краю стола. Слева от чашки – пирожковая тарелка, на ней – полотняная салфетка. Чайная салфетка меньше столовой. Справа от чашки можно положить нож для масла, повернутый острием к чашке. На чайный стол ставят различные сладости: торт в коробке или на тортнице, в вазочках печенье, конфеты, орешки, пирожные – каждое угощение отдельно. Конфеты можно подать в коробке. Сахар – в сахарнице, лимон, нарезанный кружочками, - на тарелке. Для торта кладется специальная лопаточка, для сахара – щипцы, для лимона – маленькая вилочка. Этими приборами мы пользуемся , когда берем угощение с общего блюда. Если в сахарнице нет щипцов, берем сахар рукой, стараясь не касаться других кусочков. Рукой с общего блюда можно взять хлеб, печенье, конфету, яблоко, грушу, апельсин. На столе стоят два фарфоровых чайника: большой – для кипятка, маленький – для заварки. Чайник, в котором на плите кипятят воду, на стол не ставится. Зато может красоваться самовар, из которого хозяйка разливает гостям горячий чай.

Беседа на тему: «Друзья у меня в гостях»

 Предварительная работа с детьми: - организовать сюжетную игру «В гости»; - прочитать русскую народную сказку «лиса и журавль», сказку С.Маршака «Кошкин дом». Содержание беседы: гости в доме – это праздник, потому что собираются друзья. Прежде чем их пригласить, надо продумать цель визита. Если вы хотите вместе поиграть – это одна ситуация, а отметить свой день рождения – другая. В последнем случае подготовка к приему гостей будет более основательной. Пригласить в гости можно друзей из группы, братьев и сестер, всех тех, с кем интересно и весело. Желательно, чтобы в компании были мальчики и девочки. Накануне праздника следует чисто убрать квартиру, поскольку в неубранный дом приглашать нельзя. Для гостей можно приготовить сувениры, призы для победителей и пр. Следует обдумать игры, конкурсы, развлечения. В этом помогут взрослые они возьмут на себя приготовление угощений. Накрывать на стол и подавать гостям угощениедолже6н виновник торжества. Каждого гостя надо встретить. Только когда все соберутся, можно приглашать к столу. Мальчиков и девочек лучше рассадить вперемежку, чтобы первые ухаживали за девочками. Хозяин праздника ухаживает за всеми гостями. Для развлечения можно приготовить лотерею с призами, аттракционы, концерт. Главным сюрпризом дня рождения может быть праздничный пирог со свечами. Ни в коем случае не следует кричать, плакать, злиться на своих гостей. Им должно быть хорошо и уютно в вашем доме. Хозяин праздника доложен веселиться со всеми, говорить комплименты, добрые и приятные слова, угощать гостей. В конце мероприятия нужно поблагодарить друзей за отличный праздник. Когда гости разойдутся, надо помочь маме убрать дом после праздника. Вместе наводить порядок быстрее и веселее.

Беседа на тему: «Я в гостях у друга».

 Предварительная работа с детьми: - инсценировка прихода Вини-Пуха в гости к Пятачку»; - Чтение сказки К.Чуковского «Муха-цокотуха». Содержание беседы: собираясь на День рождения, хороший гость должен, во-первых, приготовить подарок для друга и цветы для его мамы, а во-вторых, обдумать свое участие в общем веселье. Можно разучить песню, стихотворение, мелодию на музыкальном инструменте – то, что умеешь делать лучше всего. Праздник пройдет весело, если каждый сделает что-то хорошее и веселое для других. В-третьих, надо взять с собой хорошее настроение и доброжелательное отношение ко всем, кто будет в гостях. Нельзя обижать именинника своими капризами, ссорой с друзьями. В конце праздника надо поблагодарить хозяев дома.

  Правила этикета, которые надо соблюдать:

 - гости приходят с подарками и цветами;

- они всегда хорошо одеты, приносят сменную обувь;

 - хозяином праздника является именинник, его родители помогают ему;

 - гости приходят с хорошим настроением, приготовленными для праздника выступлениями (если гость отказывается выступать, не надо его заставлять); - в конце праздника приглашенные благодарят хозяев за гостеприимство; - нельзя капризничать, кричать, плакать, ссориться, обижать и обижаться, говорить плохие слова

Сказки о культуре поведения за столом для детей младшего дошкольного возраста

Сказка про  Катюшину Капризку (Ольга Быкова)

В одном городе жила-была Девочка. Маленькая такая Девочка, с курносым носиком, лучистыми глазами и тоненькими косичками. Звали девочку Катюша. Девочкины мама и папа ходили на работу, а она оставалась дома с бабушкой.

Всё бы хорошо, только не любила Катюша кашу. Она вообще не очень любила кушать, но кашу просто терпеть не могла. Бабушка уговаривала её и так, и эдак. Объясняла, как полезна каша маленьким детям, пела ей песни, рассказывала сказки, даже танцевала и показывала фокусы. Ничего не помогало. Наша Катюша сначала просила добавить масла, потом сахара, потом соли, а потом наотрез отказывалась есть «эту гадость».

А в это время от одного рассеянного волшебника сбежала мелкая вредная Капризка и пустилась по свету в поисках убежища, пока волшебник не хватился и не вернул её обратно в темный сундук.

Капризка кралась по городу, как вдруг услышала громкий крик девочки: «Не хочу! Не буду есть эту вашу кашу!» Капризка заглянула в открытое окно, и увидела, как Катюша кушает.

«Чудесно!» - подумала Капризка и прыгнула прямо в широко открытый Катюшин рот.

Никто, конечно, ничего не заметил, но с этого дня Катюша стала совершенно невыносимой. Она отказывалась есть даже вкуснейшие котлетки, приготовленные бабушкой, даже пышные румяные оладушки с клубничным вареньем! А Капризка с каждым днем все росла и росла. Катюша наоборот становилась все тоньше и прозрачней. Больше того, Капризка стала постепенно высовывать свой нос и задевать родных Катюши.

И однажды бабушка вдруг сказала: «Я не буду больше убирать дом, и готовить я тоже больше не буду, все равно это никто не хочет есть!» И она села на балконе и стала вязать длинный-предлинный полосатый носок.

А мама сказала: «Я больше не хочу ходить в магазин покупать продукты, одежду и игрушки!» Она легла на диван и стала читать толстую книжку.

А папа сказал: «Я больше не хочу идти на работу!» Он расставил на доске шахматы и начал бесконечную партию сам с собой.

И среди всего этого безобразия сидела довольная Капризка, любуясь тем, что она натворила. А Катюша подошла к зеркалу и посмотрела на себя. Она не увидела своих лучистых глазок - они потухли и обзавелись серыми кругами. Носик опустился, а косички топорщились в разные стороны, как веточки елки. Катюше стало себя жалко, и она заплакала. И ещё ей было так стыдно, что она обидела бабушку.

Даже непонятно, откуда у такой маленькой девочки взялось так много слез! Слезы текли и текли. Они превратились в речку! И эти слезы были такими искренними слезами раскаяния, что просто смыли зазевавшуюся Капризку на улицу, прямо в руки разыскивающему её волшебнику.

И Катюша вдруг поняла, как же она проголодалась. Она пошла на кухню, достала из холодильника кастрюльку с остатками каши и съела её всю, даже без масла, сахара и соли. Наплакавшись и наевшись, она уснула тут же за столом. И не слышала, как папа перенес её в кроватку и, поцеловав в щечку, побежал на работу. Мама поцеловала дочку в другую щёчку, солёную от слез, и тоже ушла. А бабушка, забросив куда-то свой полосатый носок, гремела на кухне кастрюлями и сковородками, вознамерившись приготовить для всей семьи вкуснейший ужин!

Сказка  полезных овощах (Мария Шкурина)

Как-то летом гостил Серёжа у бабушки в деревне. Хорошо в дерене — солнышко, речка, чистый воздух. На улице можно играть с ребятами с утра и до самой темноты! Только вот часто Серёжа с бабушкой ссорился. А всё почему? Бабушка для внука готовила вкусные  обеды из фруктов и овощей, а мальчик их есть не хотел. «Это я не люблю. Это я не буду. Вот это красненькое я не ем! Вон то зелёненькое убери!» — вот что слышала бабушка каждый раз, когда уговаривала мальчика сесть за стол. Бабушка расстраивалась, да и самому Серёже было неприятно её обижать, но вот ничего поделать с собой он не мог.

Одним утром, перед завтраком, вышел мальчик во двор, с солнышком поздороваться. Вдруг услышал Серёжа со стороны бабушкиных грядок с овощами чьи-то голоса. Огляделся он, нет никого. Подошёл поближе к грядкам и рот разинул от удивления. Это разговаривали друг с другом овощи на грядках. Да не просто разговаривали, а спорили.

- Я самый главный! – заявлял картофель. – Я лучше всех овощей насыщаю, даю силы на целый день!

- Нет, я самая главная! – не соглашалась оранжевая морковка. – Знаете, сколько во мне витамина – бета-каротина? Он очень для глаз полезен. Кто будет его много кушать, тот до самой старости будет видеть хорошо.

Слушает Серёжа морковку, а сам головой кивает. Вот оказывается, почему бабушка так хорошо видит, и не надевает очки даже когда шьёт или вяжет. Она, наверно, морковку любит.

- Не только ты, подружка, богата бета-каротином, — ответила тыква. – И во мне его много. Как и других полезных витаминов! Я помогаю человеку бороться с осенними болезнями, когда на улице сыро и ветер. Во мне и витамин С есть!

- О, если зашла речь о витамине С, то это вы ко мне обращайтесь! – рассмеялся мясистый сладкий красный перец. – Во мне его ого-го сколько! Больше чем в лимонах и апельсинах! При простудах помогает, организм укрепляет.

- А я вообще один из самых полезных овощей! – улыбнулась кудрявая капуста брокколи, поправляя свои зелёные листочки. – И чего во мне только нет! Хоть вари меня, хоть сыро кушай – сплошные витамины! А вкус! Знаете, какой из меня супчик получается?

- Ну-ну, друзья, не горячитесь, — сказал басом лук. – Разве вы не слышали поговорку «Лук от семи недуг»? Это про меня. Значит, что я от многих болезней человека могу вылечить. Да и вообще меня во все блюда добавляют. Без меня они не такие вкусные.

Тут вдруг овощи заметили, что за ними наблюдают и разом затихли, как будто только что не спорили друг с другом.

- Вот чудеса! – прошептал Серёжа, и тут бабушка позвала его завтракать.

Мальчик понял, что ужасно проголодался и побежал мыть руки. По пути он вспоминал, что сегодня приготовила бабушка на завтрак. А когда вспомнил, что она говорила про тыквенную кашу, обрадовался. Теперь-то он всегда будет кушать бабушкины супчики, кашки и салатики и станет сильным, ловким и здоровым.

Сказка о грустной тарелочке (Мария Шкурина)

Жила-была девочка Катя. Хорошая девочка была Катя: добрая,  вежливая, заботливая. Только вот не любила Катя кушать. И чего ей только мама не готовила: и супчики, и кашку, и котлетки с макаронами – а у Кати на всё один ответ: «не хочу, не буду».

Как-то бабушка подарила девочке новую тарелочку. Красивую, розовенькую. Говорит: «Вот, Катенька, новая тарелочка для тебя, не обычная она. Любит, когда детки хорошо кушают». Катя бабушку поблагодарила за подарок, но вот лучше кушать так и не стала.

Один раз положила мама Кате на новую тарелочку картофельное пюре с куриной котлеткой, и сама вышла из кухни по делам. Катя сидит перед тарелочкой, не ест, а только развозит по ней вилкой картофельное пюре. Вдруг слышит девочка, кто-то плачет. Огляделась Катя по сторонам, а понять ничего не может.  Даже испугалась немного, а потом осмелела и спрашивает:

- Кто это плачет?

- Это, я тарелочка. Я плачу.

- А почему ты плачешь? – спрашивает девочка.

- Я расстраиваюсь, что ты плохо кушаешь, и никогда моей улыбки не видишь, — отвечает тарелочка.

- А ты умеешь улыбаться? – удивилась Катя.

- Конечно, умею. Вот съешь всю еду до самого дня и сама увидишь, — ответила тарелочка.

Девочка сейчас же взялась за вилку и съела всю котлетку и картофельное пюре. И как только дно тарелочки стало пустым, Катя увидела, что та действительно улыбается, и больше не плачет.

С тех пор Катя всегда съедала то, что готовила её мама, а тарелочка ей за это всегда благодарно улыбалась.

Сказка про мальчика Сашу, который плохо кушал (Екатерина Кубасова)

Саша плохо кушал. Он любил только конфеты и другие сладости. Но мама заставляла его кушать еще и кашу, борщ, суп, макароны, салаты и многое другое. - Не хочу, не буду есть!- повторял Саша. Мама говорила, что отдаст все собачке, кошке, но это не помогало. Тогда мама обещала не пускать Сашу на улицу, не разрешать смотреть «мультики», играть, не читать ему книжки и не давать конфет, если он не будет кушать.

Саша обиделся. «Вот уйду от мамы на совсем, никто тогда не будет заставлять меня кушать». И ушел. Он оделся, положил в карман булочку, яблоко, конфету и пошел, куда глаза глядят. Долго он шел и встретил собачку. Собачка сидела на дороге и скулила. Саша спросил:

-Почему ты плачешь?

-Я хочу есть,- сказала собачка.- Я долго ничего не ела и стала совсем слабая. Чтобы быть сильным, надо хорошо есть.

Саша был добрый мальчик. Он пожалел собачку и отдал ей свою булочку.

Пошел он дальше. Видит, лежит под кустом зайчик и плачет.

-Почему ты плачешь?- спросил Саша.

- Я хочу кушать. Если я не буду есть, мои ножки совсем ослабеют, и я не смогу убежать ни от лисы, ни от волка. Зайчика Саша тоже пожалел и отдал ему свое яблоко.

Потом он осмотрелся вокруг. Дом его не было видно, потому что Саша ушел очень далеко. Он задумался: "Я устал, ножки у меня болят, кушать хочется. Я тоже стал слабым, как собачка и зайчик, от голода. Он достал из кармана конфетку и съел ее, но сил у него от этого не прибавилось. «Какая польза от конфетки?- подумал Саша, - сейчас бы поесть каши, или борща, или лапши с котлеткой. Хоть бы молочка стакан выпить!» И Саша решил вернуться домой. Кто же его накормит, кроме мамы?!

Он быстро побежал обратно. Хоть Саша и устал, но собрал все силы и добежал до своего дома. Дверь ему открыла мама.

-Мама, скорее дай мне покушать,- прямо с порога попросил Саша. -Я голодный, как собачка, я голодный, как зайчик, я такой слабенький.

-Что ты будешь кушать?- спросила мама.

-Я теперь все буду кушать. Я хочу быть сильным, здоровым, крепким, хочу вырасти большим. Теперь Саша стал хорошо кушать и дома и в детском садике. Даже просил добавки. Он ведь не хотел быть слабым и оставаться маленьким!

Сказка про то, как Кирюша свою маму спас (Катя Сим)

Проснулся как-то Кирюша поутру, потянулся, откинул одеяло и побежал искать маму. На кухне нет, в зале тоже… Куда же она подевалась? Может быть к соседке на минутку вышла? Ждал Кирюша, ждал, а мамы все нет и нет. Забеспокоился мальчик и стал плакать. И тут он вдруг видит, как из-под подушки вылез его любимый плюшевый Медвежонок.

- Ты что плачешь, Кирюша? – спросил Мишутка.

- Я маму потеряяяял! Везде ее искал, нигде нет! – горько проговорил мальчик.

- Не плачь, пожалуйста. Я помогу твоей беде. Я знаю, кто украл твою маму! Это недобрая колдунья Злюка-Бяка унесла ее в свое царство. Не понравилось ей, что мама о тебе заботится, играет с тобой, спать укладывает, гуляет, кушать готовит, целует, обнимает тебя. Разозлилась Злюка-Бяка и выкрала твою маму.

- И что же теперь делать? – спросил Кирюша. – Медвежонок, ты знаешь, где царство злой колдуньи находится?

- Знаю и покажу тебе туда дорогу, только ты перестань плакать! – ответил плюшевый друг.

И вдруг, все вокруг закружилось, и оказались Медвежонок с мальчиком на лесной опушке.

- Пойдем, сказал Мишутка. Видишь там тропинку? Если по ней идти, то она как раз нас выведет к царству Злюки-Бяки, – и они, взявшись за руки, дружно побежали по лесной дорожке.

Бегут они, бегут и видят, что на их пути встала лесная гора, которую обойти никак невозможно.

- Придется нам на эту гору взбираться – сказал Кирюше плюшевый Медвежонок.

- Ох, – прокряхтел мальчик. – Что-то ноги у меня совсем не идут, – и слезы снова покатились из глаз!

- А это все потому, что ты кашу не хотел кушать, – ответил Мишутка. – Смотри как я резво сейчас взберусь на эту гору. Я кашу каждый день ем!

И не успел мальчик даже взглядом моргнуть, а Медвежонок уже был на вершине горы.

- Что же мне делать? – подумал мальчик. – Поглядел он по сторонам и вдруг видит, как неподалеку стоит стол, а на нем тарелка с ароматной кашей.

- Угощайся, – захихакали белки, свисая с веток деревьев! – Мы слышали, что ты свою маму идешь спасать! Поэтому наша мама специально для тебя сварила вкусную кашу. Не стесняйся!

Покушал Кирюша кашу и сразу почувствовал, как в ногах и во всем теле появилась сила. Поблагодарил он веселых белок и побежал скорее догонять Медвежонка.

- Ну, наконец-то и ты преодолел гору! – ласково сказал Мишутка. – Теперь нам нужно идти дальше. Солнышко уже садится, а мы только половину пути с тобой прошли.

Спустились они с другой стороны горы и вновь оказались на тропинке.

- Видишь, там вдалеке, башни?- спросил Кирюшу Медвежонок. Вот там и живет злая колдунья.

- Нет, ничего не вижу, – удивленно ответил мальчик и развел руками.

- Ааааа, я понял! Ты не видишь, потому что морковку отказывался кушать. А в ней много витамина А, который очень полезен для глаз, – сказал умный Мишутка.- Подожди, сейчас я позову Кролика, он как раз здесь рядом живет. У него точно есть для тебя морковка!

Прибежал кролик на зов, выслушал Кирюшу и угостил его морковкой.

- Спасибо, – поблагодарил Кролика мальчик и с удовольствием съел морковку, ведь он очень хотел спасти свою маму.

И они, вместе с Медвежонком, еще быстрее побежали по тропинке.

Когда же они подошли к замку Злюки-Бяки, было совсем-совсем темно.

- Это хорошо, что ночь уже наступила, – сказал плюшевый Мишка. – Колдунья уже спит. А ты прокрадешься в ее владения, найдешь свою маму и спасешь ее.

- А как же я туда попаду? Смотри какая высокая дверь! И ключа у меня нет! – горько ответил мальчик.

- Не беда, – послышалось сверху. – Я сейчас слетаю в спальню к колдунье и тихонечко сниму с ее шеи ключ. А твою маму я видела. Злюка-бяка ее в высокой башне спрятала. Я покажу. Посмотрел Кирюша наверх, а это оказывается с ним птичка - синичка разговаривает.

Обрадовался Кирюша такой помощи, помахал Синичке рукой и стал ждать ключ. Прилетела вскоре птичка-Синичка, отдала мальчику ключ и стала ждать, когда он дверь в царство откроет. Взял Кирилл ключ, а дотянуться до замочной скважины не может.

- Это все потому, что ты картошку совсем не кушал! В ней очень много белка, который помогает вырасти большим и сильным. Сейчас я тебя ей угощу, – пропела Синичка. – Попробуй, это очень вкусно!

Съел мальчик картошку и вдруг стал расти. Вырос и достал до замочной скважины. Открыл дверь и побежал скорее за Синичкой.

Так они добрались до высокой башни. Взбежал Кирилл по лестнице, распахнул тяжелую дверь и увидел свою маму. А его мама так обрадовалась сыну! Обняла, поцеловала и вдруг, все снова закружилось, завертелось и очутились? Медвежонок, Кирюша и его мама в своей квартире. А тут и папа пришел!

С тех самых пор Кирюша кушал все, что готовила мама. Пусть Злюка-Бяка знает, что Кирилл теперь будет большим и сильным, и у него всегда хватит сил прийти маме на помощь. Ведь неизвестно, какие испытания могут ждать его снова!

Сказка о том, как Илюша животик кормил (Татьяна Холкина)

Жил-был мальчик. Звали его Илюша. И было ему столько же лет, что и тебе.

Съел Илюша перед обедом конфетку, а тут его мама за стол позвала. Налила ему суп, а Илюша закапризничал:

- Я не голодный, я уже конфетой пообедал!

- Но ты же нагулялся, набегался, тебе хорошо покушать надо, - убеждает его мама.

- Не хочу! - Капризничает Илюша.

И вдруг слышит: кто-то плачет. Оглянулся - никого нет. Кто же это? Прислушался Илюша к себе. А это, оказывается, его животик плачет!

- Что с тобой? - Испугался Илюша. - Кто тебя обидел?

- Вот сижу, жду обеда, а горлышко мне ничего не дает! А я кушать хочу!

Илья горлышко строго спрашивает:

- Ты почему животику кушать не даешь? Он там с голоду умирает!

А горлышко отвечает:

- У меня самого с утра маковой росинки не было! Я тоже голодное! Меня ротик не накормил!

Стал Илюша ротик ругать:

- Ты почему горлышко не кормишь? Из-за него и животик плачет!

А ротик отвечает:

- Ты же, Илюша, суп не ел. И я, ротик, суп не ел. И горлышку ничего не досталось. Поэтому и животик голодный.

- Я же тебе конфетку дал, - возмущается Илюша. - Надо было поделиться!

- Этой конфетки мне одному мало. Разве это еда?! Она во рту растаяла, и нет её. До животика ничего не дошло.

Что же делать? Жалко Илье свой родной животик.

Схватил он ложку и стал суп в рот складывать. Ротик сразу обрадовался, жуёт и горлышко угощает. А горлышко в животик суп отправляет. Илюша всю тарелку супа съел и спрашивает:

- Ну что, животик, наелся?

Нет ещё, - кричит животик. - Второе хочу! Илюша и картошку съел.

- Ну, теперь наелся?

-А компот? - спрашивает животик. Илюша у мамы компот попросил.

- Ну, наелся?

А у животика даже сил ответить нет - такой полный. Только булькать может.

- Буль-буль. Спасибо тебе, Илюша, - пробулькал животик. - Вот теперь я наелся. А маме спасибо за вкусный суп!

Илюша маме и говорит:

- Мама, тебе мой животик спасибо сказал!

- Пожалуйста, мои дорогие! - довольно улыбнулась мама.

Сказка о том, почему нужно кушать (Ирина Гурина)

Жила-была девочка Настенька. Она очень не любила кушать.

- Смотри, какая вкусная кашка, - говорила ей бабушка. - Съешь хоть ложечку. Ты только попробуй - тебе обязательно понравится.

Но Настенька только крепко сжимала губы и мотала головой.

- Скушай творожок, - уговаривал Настеньку дедушка. - Он очень вкусный и полезный.

Но и творожок она есть не хотела.

- Смотри, какой вкусный супчик, - говорила мама. - Посмотри только, какой он красивый! Там красная морковка, зелёный горошек, белая картошечка!

- Не буду! – кричала Настенька и убегала из кухни.

День шел за днем. Как-то пошла Настенька с подружками гулять. Решили они покататься с горки. А на горку вела высокая лесенка. Подружки топ-топ-топ и поднялись на самую вершину, а Настенька стоит внизу и расстраивается:

- Вон, вы, все какие большие да сильные! А почему же я такая маленькая? На ступеньки мне не подняться, за перильца не удержаться, с горки не покататься!

- И правда! - удивились подружки. - Что же ты такая маленькая?

- Не знаю, - расстроилась Настенька и пошла домой. Заходит она в дом, раздевается, а слезки так и капают: кап да кап, кап да кап. Вдруг слышит она шёпот.

Зашла Настенька в свою комнату. Нет никого, тихо. Зашла к бабушке с дедушкой. Тоже пусто. Заглянула она в комнату к родителям - и там никого.

- Ничего не понимаю, - пожала плечами девочка. - Кто же шепчется?

Прокралась она на цыпочках к кухне. Приоткрыла дверь - шёпот стал громче. На стуле пусто, в углах пусто. Только на столе стоит тарелка супа.

Ой, - удивилась Настенька, - да это же овощи разговаривают!

- Я тут самая главная, - сердилась морковь. - Во мне есть витамин А - это самый главный витамин. Он помогает детям расти. А ещё тот, кто ест витамин А, хорошо видит, почти как орёл. Без меня нельзя!

- Нет, мы! Нет, мы главные! - подпрыгивали горошинки. - В зеленом горохе тоже есть витамин А. И нас больше, значит, мы главнее! И вообще, в нас ещё и витамин В есть!

- Во мне тоже есть витамин В. Я же не хвастаюсь, - проворчало мясо. - Во мне вообще много всяких витаминов, которые нужны, чтобы хорошо работало сердечко и чтобы зубки и десны были здоровыми.

- А во мне витамин С, - подпрыгнула картошка. - Он важнее всех остальных. Кто ест витамин С, тот не простужается!

Тут они закричали все хором и чуть не подрались. Большая столовая ложка, тихо дремавшая рядом с тарелкой, поднялась, шлепнула по бульону и сказала:

- Хватит спорить! Вот услышит Настя про то, что суп волшебный и что тот, кто хорошо кушает, быстро растёт и не болеет, обрадуется и съест Вас всех вместе с витаминами!

- А я слышала, слышала! - закричала Настенька, вбегая в кухню. - Я очень хочу вырасти и кататься с горки вместе со всеми! Взяла она ложку и съела суп.

С тех пор Настенька хорошо кушала каждый день. Вскоре она выросла и даже стала выше подружек!

Сказка для детей, которые плохо кушают (Мария Митлина)

Жила-была девочка Маша. Маша очень не любила есть кашу. И суп. И котлеты. Сама. А когда мама Машу кормила, то Маша все ела. Ну и что, - подумаете вы, - наверное, это была очень маленькая девочка. Конечно, если бы Маша была очень маленькой, то ничего удивительного не было бы в том, что мама кормит её с ложечки. Но наша Маша была вовсе не маленькая, а уже совсем большая. Ей было три года с половиной, даже почти четыре.

И вот в одно прекрасное утро, когда мама как обычно сидела за столом с Машей и уговаривала её съесть ложечку очень вкусной и сладкой манной каши за любимого папу, Маша вдруг превратилась в маленькую-премаленькую девочку.

– Ой! – сказала мама удивленно. – Маша, какая ты стала маленькая! Совсем крошка. Теперь, чтобы тебя кормить, мне придется достать твой старый детский стульчик. И мама полезла в шкаф за Машиным стульчиком. Когда мама открыла дверцы шкафа, то на самой верхней полке Маша увидела коробочку с шоколадными конфетами, которую мама от Маши спрятала.

Захотела Машенька попросить у мамы конфетку, а не может, говорить-то она разучилась! Вместо слов какие-то непонятные звуки получаются: мя-мя-мя и дя-дя-дя. Смотрит мама на Машу, а разобрать не может, что её любимая доченька говорит.

– Машенька, ты кушать хочешь? Сейчас, сейчас я твой стульчик найду, и мы кашку доедим.

А Маша опять:

– Дя! Дя!

– Да? Да! Да! – радуется мама. Какая же ты у меня Маша умница, такая маленькая, а все понимаешь и маму слушаешь. Да, сейчас кашку поедим. А вот и стульчик!

Расплакалась Маша, так ей грустно стало, что мама её не понимает и конфету не дает. А мама продолжает:

– Ну что же ты плачешь, маленькая, ну потерпи немножко! Вот, видишь, я достала уже твой стульчик, вот, садись!

– Не! Не! – кричит Маша. – Не хочу маленькой быть! – это она опять большой стала.

– Мама, – говорит Маша, – я сама теперь есть буду! Я уже большая.

Обрадовалась мама, дала Маше ложку в руки:

– Держи, доченька, кушай!

Взяла Маша ложку, крутит её в руках, вертит. Такая ложка большая, блестящая. Смотрит Маша на ложку, смотрит и говорит:

– Мама, как же я буду этой ложкой кашу есть? Она ведь тяжелая!

Услышала ложка, что Маша не хочет ею кушать и … обиделась!

Мама говорит Маше:

– Давай другую ложку поищем для тебя, легкую.

И только они отвернулись, как ложка прыг со стола и убежала! Мама к ящику подошла, где все столовые приборы лежали, открыла его, а там пусто! Ни одной ложки, ни одной вилки нет! Они тоже на Машу обиделись, что она ими есть не хотела, и тоже убежали.

– Ой, – говорит Маша, – а как же я буду кашу доедать? Придется мне ручками её есть. Стала Маша кашу руками есть.

Каша липкая, руки у Маши грязные стали, а что делать? Ложек-то ведь нет. Ест Маша, ест… и чувствует, что нос у неё зачесался и расти стал… А руки в маленькие копытца превращаться. Поняла Маша, что если она руками есть не перестанет, то превратится в поросеночка. Пошла Маша, пока не поздно, руки помыла. Сидит за столом и думает:

«Нет, языком я тоже есть не буду, а то вдруг еще в кошку превращусь. Или в собаку».

Мама говорит:

– Придется нам доченька идти в магазин и покупать новые ложки и вилки.

Оделись мама с дочкой, и пошли в магазин «Посуда», где посуду продают: тарелки, кружки, кастрюли и вилки с ложками. Заходят они в магазин, спрашивают у продавца:

– А ложки у вас есть?

– Конечно, отвечает продавец, – есть. Вот здесь они у нас лежат, смотрите. Подошли они к полке со столовыми приборами, то есть ложками и вилками, а она пустая! Это ложки и вилки испугались, что их Маша заберет и все убежали.

– Странно,– удивился продавец. – Куда же все ложки и вилки подевались?

Стал он на других полках искать. Весь магазин обыскал – ничего не нашел. Пришлось маме и Маше идти домой и ложится спать голодными.

Лежат они в кроватках, а Маша маме и говорит:

– Мамочка, если ложки вернуться, я больше никогда не скажу, что они тяжелые, я сама буду есть.

Утром Маша проснулась, смотрит, опять все ложки на своем месте лежат, в ящике. И вилки тоже. Это они услышали, что Маша маме перед сном говорила, пожалели её и решили назад возвратиться.

Обрадовалась Маша! Разбудила маму, показала ей, что все ложки вернулись. Мама тоже очень обрадовалась и стала кашу варить на завтрак. Сварила она вкусную-вкусную кашу – геркулесовую – и зовет Машу завтракать.

Села Маша за стол, ложку в руки взяла, съела одну ложечку каши, сидит, ложкой вертит, в окошко смотрит. Вместо того чтобы кашу есть, думает, какое на улице солнышко яркое и как там сейчас гулять хорошо. Мама говорит:

– Ешь, Маша!

– Я ем, ем, – отвечает Маша.

А сама на столе из кружки и тарелки башню строит.

– Маша, ешь! – сердится мама.

– Я ем! – отвечает Маша.

И еще маленькую ложечку себе в рот кладет. Вдруг Маша услышала, что в другой комнате, где телевизор был включен, мультики начинаются. Маша встала из-за стола и побежала мультики смотреть.

Мама кричит:

– Маша, садись за стол, кашу доедай!

А Маша маме отвечает:

– Сейчас, мамочка, я только одну минуточку посмотрю, и приду.

Обиделась каша на Машу, и пока Маша мультики смотрела, убежала из тарелки. Кончились мультики, Маша на кухню пришла, смотрит, а каши в тарелке нет!

– Мама, где же моя каша? – спрашивает она у мамы.

– Не знаю, дочка, – отвечает мама.

Стали они кашу искать, нигде нет каши – ни на столе, ни под столом, ни в кастрюле.

– Ну и ладно, – подумала Маша, – подумаешь, кашу не поела. Это же не конфетки, а всего лишь каша. И убежала играть и телевизор смотреть.

А мама вздохнула и стала суп варить. На обед.

Сварила мама суп, зовет Машу обедать. Пришла Маша, села за стол. Взяла ложку в руки, суп есть. Ложку съела, и сидит, в окошко смотрит и ногами под столом болтает.

Мама говорит:

– Ешь, Маша!

– Я ем, ем, – отвечает Маша.

А сама ложкой по тарелке стучит.

– Маша, ешь! – опять мама сердится.

– Ем я! – отвечает Маша.

И вдруг у неё с ноги тапок соскочил, пока она ногами болтала. Полезла Маша под стол, тапок поднимать, а суп взял и убежал из машиной тарелки. Искали–искали Маша с мамой суп, не нашли. Осталась Маша без обеда. Но она не расстроилась, а побежала с куклами играть. А мама только вздохнула грустно.

И так целых три дня Маша ничего не ела – сядет она за стол, а когда от тарелки отвернется, сразу от неё еда убегает. Проснулась Маша через три дня и поняла, что заболела. Живот у неё очень сильно болит. И не может она с кровати встать. Испугалась Маша, хотела маму позвать – даже крикнуть не смогла, еле слышно прошептала:

– Мамочка…

Но мама услышала и прибежала к Маше.

– Доченька, что с тобой?

А Маша ответить ничего не может. Лежит она, даже руку не может поднять, совсем у неё сил не осталось.

Испугалась мама и стала скорую помощь  вызывать.

Приехал дядя врач в белом халате, прошел в комнату к Маше, посмотрел её и говорит:

– Так. Все понятно. Вашу девочку надо срочно кормить. Есть у вас какая-нибудь еда.

Мама головой кивнула:

– Конечно, есть, я вот только что кашу сварила. На завтрак. Только доктор, от моей дочки почему-то вся еда убегает.

– Еда убегает, – отвечает доктор, – от того, кто за столом отвлекается все время. Несите кашу, будем вашей девочке зонд вставлять и через зонд кормить, чтобы каша убежать не успела.

И достал такую длинную трубку, через которую каша будет прямо в живот попадать.

Испугалась Маша. Еле-еле слышно прошептала:

– Не надо мне зонд! Я сама есть буду.

Собрала Маша последние силы, села и съела всю кашу, которую мама принесла. И почувствовала, что уже она может не только сидеть, но и встать может, и опять может бегать и играть. И живот у Маши сразу болеть перестал. Кричит Маша радостная:

– Ура, мамочка! Положи мне скорее еще добавки!

Положила мама Маше добавки и Маша быстро всю добавку съела не отвлекаясь.

И с тех пор стала  Маша  аккуратно  есть. Сама. И за столом баловаться перестала, потому что знает, что если отвлекаться за столом, то еда может убежать. А без еды заболеть можно очень сильно.

А когда Маша чуть-чуть подросла, то мама научила её готовить – и кашу, и суп, и даже котлеты! И теперь мама и Маша вместе делают завтрак, и обед, и ужин. А папа и мама Машу хвалят, и едят с удовольствием все, что Машенька готовит. Знает Маша теперь, как это приятно, когда то, что ты готовишь, другие с удовольствием едят. И поняла, как обидно маме было, и грустно, и больно, когда Маша её еду есть не хотела.

А еще папа (только это по секрету) говорит, что у Маши даже вкуснее чем у мамы получается.

Сказка про  принца Гордея, который плохо кушал (Светлана Колесникова)

Было это давно. Настолько давно, что уже никто и не помнит. В одной далёкой, далёкой стране жили-были король с королевой. И был у них маленький принц – сынок. Было ему четыре года, и звали его Гордей. Рос Гордей, как и полагается всем принцами немного капризным и ленивым мальчиком.

Были у нашего принца в соседнем государстве бабушка царица и дедушка царь. Очень любил бывать Гордей у своих бабушек  и дедушек. Там он мог делать то,  что захочет и все вокруг него хлопотали.

А ещё была у нашего принца одна особенность. Он решил, что не любит есть. Причём он не ел почти всё. Гордей решил, что может кушать иногда кашу, да творог. Мама королева очень расстраивалась по этому поводу. И пробовала хоть как-то накормить маленького принца. Но сыночек же был капризным, и он всё время говорил: «Не хочу, не буду».

И вот однажды вечером, когда все в  королевстве пожелали друг другу «спокойной ночи» и легли спать, нашему Гордею приснился сон…

Будто-то бы он не принц вовсе, а робот. И находится он в команде роботов спасителей мира. Вся команда роботов готовится дать отпор нападающим на их государство другим роботам - завоевателям. А для того, чтобы наши роботы-воины могли дать отпор, надо всегда хорошо питаться. Робот - повар привез обед: это была рыба и картофель, а ещё салат из огурцов и помидор. Все знают, чтобы вырасти большим, сильным и  здоровым надо хорошо есть. Вот все роботы стали быстро поглощать еду. А наш принц – робот ведь капризный, он не ест ни рыбу, ни салат, ни хлеб. И сидит, ковыряется: «Не хочу, не буду».

Стали все роботы-воины смеяться над принцем – роботом. Огорчился принц во сне. Огорчился и разу проснулся.

 Проснулся принц и думает: « Нет, нельзя больше так жить. Пора становиться самостоятельным, и есть всё, что подают на обед».  Подумал так принц, и произнёс: « Сегодня и навсегда! Ем всё и без капризов!»

Сказал и сделал. Он же был настоящий принц. А настоящие принцы держат слово! Спустился Гордей к столу. Там мама королева уже сидела. На столе была разная еда. Был приготовлен суп, мясо с картошкой, салат и компот.

Гордей подошёл к столу, но капризы опять стали пробираться наружу. Как-то еда вроде не так выглядела, да и пахла тоже не так. Тогда Гордей взял себя в руки и произнёс « Сегодня и навсегда! Ем всё без капризов!»

Сел и съел всё! В королевстве все не поверили, что их принц становится взрослым и перестал капризничать!

- Сыночек! Ты мой любимый! Ты совсем стал взрослым! – произнесла мама и расцеловала Гордея.

Прошло немного времени и снится принцу тот же сон. Будто он и не принц вовсе, а принц-робот, спаситель мира. И слышит команду «К бою»! А для того, чтобы воевать, надо хорошо поесть.

- Вот, робот – повар приносит обед. На стол выкладывают мясо, рыбу, салат, кашу. Наш Гордей сел, быстрее всех съел. Да так, что все роботы и ахнули! Ну,  ты молодец! Всё съел и готов к бою!

Быстро роботы воины, благодаря Гордею победили своих завоевателей.

Проснулся наш принц  очень радостным. С тех пор Гордей  стал есть всё и без капризов!

Сказка,  про мальчика Петю, который превратился в поросенка (Мария Шкурина)

Жил-был мальчик Петя. Был он неплохой мальчик, вот только не умел он вести себя за столом. Он размазывал кашу по столу, играл с макаронами, разливал какао, а когда ел йогурт, то почему-то умудрялся измазать им все лицо, даже лоб. Очень часто Петя гостил у своей бабушки в деревне. У Пети была очень хорошая бабушка, она очень расстраивалась, когда он так себя вел. Бабушка качала головой и говорила: «Петя, Петя, если ты будешь так некрасиво кушать, то однажды превратишься в поросенка». Петя смеялся и отвечал: «Не превращусь, бабушка!»

И вот, как-то утром, проснулся Петя, сел на кровати и хотел позвать бабушку, но получилось у него лишь: «Хрю, хрю!». Испугался мальчик, вскочил с кровати и подбежал к зеркалу. Вместо мальчика Пети на него из зеркала смотрел маленький розовый поросенок, хвост крючком, нос пяточком. Тут в комнату вошла бабушка, увидела поросенка и испугалась, всплеснулась руками и заохала: «Где же мой внучок Петя и что здесь делает этот поросенок?». Петя хотел сказать ей: «Это я, бабушка, — но получилось лишь, — хрю, хрю».  Испугался Петя и бросился бежать, выбежал он из дома и побежал по улице.

Бежит он и плачет, вдруг видит в одном дворе свинья с поросятами, остановился он и стал за ними наблюдать. В это время принесла им хозяйка полное ведро еды и вылила его в корыто. Поросята бросились к корыту и стали жадно есть. Да так неаккуратно, все пятачки измазали в еде, да и на землю половину пролили, друг друга отталкивают, дерутся. Увидела свинья Петю-поросенка и говорит ему: «Хрю, хрю, ты, что не кушаешь?» Еще больше испугался мальчик, не понравилось ему, как едят поросята, совсем не хотелось ему остаться поросенком на всю жизнь. Говорит он сам себе: «Никогда, никогда больше, честное слово, я не буду некрасиво вести себя за столом, разбрасывать и размазывать еду! Вот только бы мне стать снова мальчиком!»  Вдруг, смотрит,  появились у него руки и ноги, потрогал и голова на месте. Превратился наш Петя снова в обычного мальчика. Обрадовался он и побежал домой к бабушке. А бабушка дома места себе не находит, не знает, что делать и где искать внука.

Прибежал Петя домой, бабушка его и спрашивает: «Где же ты был внучек?» «А я, бабушка, ходил смотреть, как поросята кушают, — отвечает ей Петя, — и обещаю тебе, что больше никогда я не буду так плохо вести себя за столом!» Обрадовалась бабушка, положила Пете целую тарелку каши, после дала булочку с компотом. Петя все съел и совсем не испачкался. Вот такая вот сказка,  про мальчика Петю.

Сказка о мальчике, который кричал и топал ногами (Анна Сальникова)

Жил - был мальчик. Звали его Андрейка. Он был очень непослушным мальчиком. Чаще всего он говорил - "не хочу, не буду" и топал ногами. Утром мама будила Андрейку и звала его завтракать. Андрейка садился за стол и говорил: " Это гречневая каша, а я хотел манную. А эту не хочу!" Если была манная каша, то ему хотелось пшенную. Когда мама собирала его в детский сад, он кричал: «Я не буду одевать этот свитер! Я не хочу эти ботинки!" А когда Андрейка приходил в детский сад, он отбирал у детей игрушки, дрался и на каждом шагу кричал - "Не хочу, не буду!"

Как - то раз мама забрала Андрейку из садика, и они отправились в магазин. Нужно было купить домой продукты. Андрейка увидел красивую игрушку в магазине и стал просить маму купить эту игрушку. Мама сказала: «Андрейка, сегодня нам надо купить продукты, а завтра мы с тобой пойдем и купим эту игрушку». Андрейка закричал: «Я не хочу завтра, хочу сейчас! Мне не нужны твои продукты!».  И он стал топать ногами и бросать продукты на пол. Мама очень расстроилась, собрала продукты,  и  они пошли домой. Всю дорогу домой они молчали. Маме было обидно и стыдно за Андрейку.

Но вот однажды ночью, когда все спали, у него в комнате вдруг появилась настоящая Фея. Андрейка открыл глаза, увидел Фею и спросил у нее - "Кто вы такая и как сюда попали?" Она ответила - " Я Фея, влетела сюда через открытое окно. Я очень долго наблюдала за тобой и решила преподать тебе урок. Я отправляю тебя на остров Нехочухия." "А что это за остров?"- спросил Андрейка. " На этом острове живут такие же мальчишки , как и ты. Они дерутся, обзываются и говорят только - " не хочу, не буду. Придется тебе со стороны посмотреть на себя. И только если ты изменишься, тогда ты сможешь вернуться домой."

Фея взмахнула своей волшебной палочкой , и вдруг Андрейка очутился на острове Нехочухия. На этом острове не было взрослых, только одни мальчишки, которые постоянно дрались, кричали и обзывались друг на друга. Так прошел целый день. Когда Андрейка лег спать, ему захотелось, чтобы мама почитала ему сказку, но мамы рядом не было. Он поплакал и уснул.

Утром он проснулся от криков детей. Андрейка захотел позавтракать, но некому было варить кашу, и он остался голодным. Целый день он прятался от драчливых мальчишек. Вечером Андрейка лег спать, но ему не спалось. Он думал – « Как было хорошо рядом с мамой. Она рассказывала на ночь сказки, укрывала меня одеялом. А утром варила вкусную кашу и провожала в детский сад. Там были хорошие дети и добрые воспитатели. А я только капризничал, кричал и топал ногами. Если бы я смог вернуться, я бы никогда больше не стал обижать свою маму, не дрался бы и не отбирал игрушки у детей. Я хочу быть добрым и послушным мальчиком».

И как только он об этом подумал, так сразу очутился дома в своей кроватке. Он услышал голос мамы: « Андрейка, вставай, иди , умывайся и садись завтракать». И Андрейка радостно сказал: «Хорошо, мамочка». Он съел всю кашу, поблагодарил  маму, оделся , и мама повела Андрейку в детский сад. Он целый день дружно играл с детьми, никого не обижал, делился игрушками и слушался воспитателей. А когда пришел с мамой домой, поужинал и лег спать, мама стала читать ему сказку, а Андрейка лежал с закрытыми глазами и думал - " Сон это был или он на самом деле был на острове?" И он сказал, не открывая глаз, - " Мамочка, я всегда буду добрым и послушным мальчиком, потому что очень люблю тебя!" А мама подумала, что это он во сне и поцеловала его. Вот так Фея помогла Андрейке стать хорошим мальчиком.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод моделирования сказок как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выр...

Консультация для родителей "Роль сказок в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста"

Данный конспект предназначен для информационного просвещения родителей. Так же, конспект оформлен в виде красочных иллюстраций, которые можно использовать для оформления родительского уголка. Иллюстра...

Воспитание детей на традициях русской культуры. Игра-занятие для детей младшего дошкольного возраста «Петушок и его семья»

Цель: развить у своих воспитанников жизнерадостность, каждый момент общения с ними, будь это утренний прием, завтрак, прогулка и т. п., строить так, чтобы ребенку было интересно и радостно, чтобы...

Сборник речевых игр на основе детского фольклора для детей младшего дошкольного возраста

Одним из средств речевого развития является детский фольклор. Детский фольклор помогает детям лучше усваивать звуковую систему языка, овладевать основными грамматическими формами, у детей начинают поя...

План работы по самообразованию на тему "Формирование культуры поведения и общения детей младшего дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – время активного приобщения детей к культурным ценностям и нормам. Воспитание культуры общения и поведения определяется социальной востребованностью личности, способной к сам...

Статья на тему «Сборник подвижных игр как средство развития физических качеств детей младшего дошкольного возраста.»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской областиГосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области«Камышловский педагогический кол...

Сборник речевых игр на основе детского фольклора для детей младшего дошкольного возраста

Сборникречевых игр на основе детского фольклорадля детеймладшего дошкольного возраста...