Перспективное планирование на тему "Народная культура и традиции".
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Данилова Оксана Викторовна

Перспективное планирование в старшей группе на тему "Народная культура и традиции".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnaya_kultura.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Народная культура и традиции с 11.03. – 29.03.2019г.

Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель). Расширять представления о народных игрушках (матрешки - городецкая, богородская; бирюльки). Знакомить с национальным декоративно-прикладным искусством. Рассказывать детям о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежды. Продолжать способствовать формированию интереса к театру.

 Фольклорный праздник «Масленица». Игры и забавы. Мини – музей «Малахитовая шкатулка».

Работа с родителями

Сроки

Форма

Тема

Ответственный

1-я неделя

Родительское собрание

Игра и игрушка в жизни дошкольника.

Воспитатель группы

2-я неделя

Наглядно – текстовая информация

Как перестать кричать на ребёнка

Воспитатель группы

3-я неделя

Дискуссия

«Безопасность и здоровье детей»

Воспитатель группы

Планирование организованной образовательной деятельности

Развитие речи

11

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч

18

Пересказ русской народной сказки «Жихарка»

25

Шутку шутить - людей насмешить

ФЭМП

12

Счет до 10

19

Деление круга на две равные части

26

Деление квадрата на две равные части

Развитие речи

13

Составление рассказа на тему «Если был бы я художником»

20

Составление рассказа по набору игрушек

27

Небылица в лицах, небывальщина

Рисование

Знакомство с искусством гжельской росписи

Роспись кувшинчиков

Домики трех поросят

Ознакомление с окружающим миром

14

В гостях у художника

21

Песня колокольчика

28

Профессия артист

Рисование

Гжельские узоры

Дети делают зарядку

Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы - ледяная

Лепка/

аппликация

15

Кувшинчик

22

Сказочная птица

29

Панно «Красивые цветы» (Коллективная работа)

Детская деятельность

Формы работы

Игровая

Сюжетно - ролевая игра «Путешествие в прошлое». Цель: учить соблюдать правила поведения в игре. Побуждать детей творчески использовать полученные знания, развивать инициативу.  Использовать игру для формирования интересов и способностей детей. Воспитывать доброжелательность между детьми, умение учитывать желания сверстников.

Материал:  пульт управления, наушники, «тубы с провизией», походная аптечка, пробирки, фотоаппарат, блокнот с ручкой, микрофон, скафандр, звукозаписи, старинная изба, костюмы.

Ход игры:

Тай, тай, налетай,
В интересную игру поиграй,
Всех принимаем и не обижаем! 
А кто опоздает – 
В небо улетает.

Раздаётся голос. Как вы думаете, что это такое? Дети размышляют. Воспитатель: Дети, по-моему, это слышен голос. Кто-то тоскует, надо бы узнать кому так печально. Когда же жили наши прадеды? (В далёком прошлом). А мы с вами где находимся? (В настоящем.) А завтра где будем? (В будущем.)

Прошлое все то, что было, 
Никакая в мире сила,
Всё обратно не вернёт, 
Время лишь вперёд идёт.

То, что видим мы сейчас, – 
Настоящее для нас, 
Будущее – то, что будет, 
И его не знают люди.

Как же нам попасть в прошлое? (Построить машину времени, летающую тарелку, космический корабль и т. д. ) Поднимите руки, кто хочет лететь в прошлое? Я буду руководителем полёта. Людей, каких профессий нам необходимо взять с собой? (Штурман – помощник руководителя полёта; врач – вдруг кто-то заболеет ; учёного – он будет выходить из машины времени;  журналистов – они сделают снимки о прошлом, напишут статью в газету; повара – он будет кормить экипаж во время полёта; остальные дети  будут туристами). Занять места в машине времени. (Дети берут на себя ту или иную роль, готовятся к её выполнению, запасаясь необходимым материалом).Руководитель полёта предупреждает, что в полёте могут быть лишь две  остановки, после которых машина вернётся домой в настоящее. Перед полётом врач выдаёт всем витамины.

Руководитель полёта: Объявляю  готовность!

Штурман: Есть готовность!

Руководитель полёта: Экипаж к полёту во времени готов?

Штурман: Экипаж готов к полёту во времени!

Штурман: Есть пуск! (Запись пуска ракеты).

Руководитель полёта: Штурман! Приём! Приём! Как слышите? Есть перегрузки?

Штурман: Спасибо! Всё нормально, полёт продолжается!

Руководитель полёта: Предлагаю сделать первую остановку во времени. Учёным приготовиться к выходу из корабля. Экипаж остаётся на своих местах.

Учёный выходит из корабля, берёт пробы воды и воздуха,  возвращается на корабль. На корабле происходит обсуждение того, что увидел учёный в прошлом, пробуют воду, рассматривают воздух в пробирке, делают вывод, что вода пригодна для питья, а воздухом можно дышать. Полёт продолжается дальше.

Руководитель полёта: Полёт продолжается!

Штурман: Есть продолжить полёт!

Руководитель полёта: Повар, накормите экипаж! (Повар раздаёт экипажу тубы с продуктами).

Руководитель полёта: Приготовиться к остановке во времени!

Штурман: Есть, остановка во времени!

Руководитель полёта: Стоп машины!

Штурман: Есть стоп машины!

Руководитель полёта: Экипажу приготовиться к выходу из корабля!

Штурман: Есть приготовиться к выходу из корабля!

Руководитель полёта: Смотрите, какая деревня, мы с вами попали в прошлое, в старину! Раздаётся голос, появляется домовёнок. Знакомится с туристами.

Журналист: Скажите, Кузя, кто здесь жил?

Кузя: Давно здесь жили люди, ваши прадеды, а я жил в этой избушке за печкой. Разведут старики огонь в печи, кашу варят, а мне тепло. Да и весело было тогда, соберутся они на посиделки, поют, танцуют и мне плясать хотелось. 

Журналист: А чем вы сейчас занимаетесь? Сколько вам лет?

Кузя: С тех пор не стало стариков, а я по-прежнему живу за печкой в этой ветхой избушке, только теперь мне очень скучно, я один остался. Мне уже сто лет. Проходите, посмотрите мою избу.

Журналист делает снимки на память. Кузя предлагает наряды из сундука. Дети наряжаются в старинные костюмы, веселят Кузю, поют ему частушки. Кузя даёт детям альбомы с фото на память, угощения из печки. Просится в настоящее.

Руководитель полёта: Приготовиться к возвращению в настоящее!

Штурман: Есть приготовиться к возвращению в настоящее!

Руководитель полёта: Пристегнуть ремни, пуск.

Штурман: Есть пуск!

Воспитатель: Куда на земле мы поместим свои материалы? ( Отдадим в музей).

Руководитель полёта: Приготовиться к приземлению!

Штурман: Есть, приготовиться к приземлению!

Руководитель полёта: Экипажу приготовиться к выходу из корабля!

Штурман: Есть, приготовиться к выходу из корабля!

Руководитель полёта: Разрешаю всем покинуть корабль! Итог игры.

Дидактические игры.  «Раздели по цвету», «Веселые прятки», «Чей костюм», «Собери картинку»,  «Эмоции», «Покажи». Цель: создать увлекательную атмосферу игр; вызывать эмоциональную отзывчивость и чувство сопереживания в играх. 

Детская студия. Обыгрывание сказки «Маша и медведь», обыгрывание сказок народов мира, обыгрывание стихотворения «В театре». Цель: развивать умение брать на себя роль, выразительность речи, артистичность.

Коммуникативная

Беседы: «Масленица».  Цель: расширение представлений о народных традициях. «Народы. Цель: дать понятие о народах. «В театре». Цель: дать знания о том, как вести себя в театре.

Словесные игры: «Что общего». Цель: развивать навыки понятийного обобщения. «Запоминай-ка». Цель: активизировать словарный запас по лексическим темам. «Кто подберет больше слов?» Цель: развивать мышление, активизировать словарный запас.

Познавательно –исследовательская

Наблюдения: № 1  За работой дворника. Цель: активизировать познавательную деятельность; развивать умение видеть целесообразность трудовых действий;   учить оценивать результаты труда.

Ход. Воспитатель задает детям вопросы.    Кто обрезает деревья? Какие ветки он обрезает и чем? (Специальными ножницами - секатором). С какой целью обрезают ветки у деревьев и кустарников? (Придать форму, освободить от лишних или больных веток.)  Почему профессия называется - дворник?

№ 2 За  ветром. Цель: закреплять знание детей о ветре, его свойствах; определение направления ветра.

Ход. Художественное слово

Свищет, гонит, вслед ему кланяются (ветер).

Осторожно ветер

За калитку вышел, (руки вверх и махи руками вправо-влево)

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками в воздухе)

Покачал тихонько

Ветками черемух, (руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)

Пожурил за что-то

Воробьев знакомых. (погрозить пальчиком)

И, расправив гордо

Молодые крылья,

Полетел куда-то

Вперемешку с пылью. (махи руками)

№ 3 За снегом. Цель: расширять представления о весне, разобрать свойства снега.  Сравнивать цвет снега (серый, грязный) с тем, каким он был зимой. Установить связь между солнечным светом, теплом и снеготаянием. Обратить внимание, что днем, когда солнце пригревает, на последних снежных сугробах появляется ледяная корочка — наст.

Ход.  Художественное слово А. Плещеев

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь.

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики.

Мы с тобой снежок лепили. Лепят снежок

Круглый, крепкий, очень гладкий вместе, Показывают круг, сжимают ладони гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальником.

Раз - подбросим. Подбрасывают.

Два - поймаем. Приседают, ловят.

Три - уроним. Встают, роняют

И... сломаем. Топают.

№ 4 За  улицей. Цель: - уточнять и расширять представления детей об улице, дороге, тротуаре; о грузовых и легковых автомобилях; дать элементарные знания о правилах поведения на улице, развивать наблюдательность.

Художественное слово загадка

В два ряда дома стоят,

Десять, сорок, сто подряд.

И квадратными глазами

Друг на друга глядят (улица)

№ 5 За весенним небом. Цель:  учить детей отмечать признаки весны, связанные с цветом неба, изменением вида облаков, положения солнца над горизонтом. Рассказать о появлении кучевых облаков, причинах данного явления.

Ход. Художественное слово А. Блок

Лениво и тяжко плывут облака...

Лениво и тяжко плывут облака

По синему зною небес.

Дорога моя тяжела, далека,

В недвижном томлении лес.

Подбор слов – эпитетов к слову «облака» -

пышные, ватные, белоснежные, легкие - обогащать речь детей выразительными средствами. 

№ 6 За сосульками. Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды, различными её состояниями; способствовать развитию экологического мышления.

Художественное слово Ю. Клюшников

Шаловливые сосульки

Сели на карниз.

Шаловливые сосульки

Посмотрели вниз.

Надоело им свисать,

Стали капельки бросать.

Целый день идет трезвон

 Кап-кап! Дон-дон!         

№ 7 За проталинами. Цель:  учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе;  формировать знания взаимосвязях, происходящих в неживой природе.

Художественное слово «Проталинки» М. Тахистова

Проталинки, проталинки –

Веснушки на снегу!

На них подснежник маленький

Проклюнется: ку-ку!

И в роще, за околицей,

Откликнутся грачи,

Земля водой умоется,

И зашумят ручьи!

Зима всё упирается

И ловит тишину,

А тропка обрывается,

Споткнувшись о весну!

Всё началось с проталинок,

И каждый солнцу рад.

Ботинки вместо валенок

Подковами стучат!

№ 8 За сезонными изменениями. Цель: провести наблюдение за весенней природой, развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, интерес к природе, стремление заботиться о ней, беречь ее.

Художественное слово: «Весенняя арифметика»

Эмма Мошковская

Вычитаем!

Начинаем

Изо всех ручьев и рек

Вычитать и лед и снег.

Если вычесть снег и лед,

Будет птичий перелет!

Сложим солнышко с дождем...

И немного подождем...

И получим травы.

Разве мы не правы?

№ 9 За солнцем. Цель: обратить внимание детей на солнце, рассказать как оно сегодня светит, рассказать об изменениях которые происходят в неживой природе с приходом весны.

Художественное слово: загадка

Утром добрая девица,

В каждый дом попасть стремится,

Чтобы стало всем светло,

И уютно и тепло.

Ну, а вдруг раздухарится,

Эта рыжая девица,

Будет и жара и зной,

Не поспорите со мной! (Солнце)

№ 10 За кормушкой. Какие птицы прилетают к дереву? Какая еда им больше нравиться? Что едят воробьи, синицы, голуби? Какого цвета перья у синицы? У голубя? Кто из них больше? Что помогает птицам летать? А можем ли мы летать? Почему?

Загадка: Рук нет, а строить умеет (птица).

Опыты. Эксперименты. «Родственники стекла». Цель: узнавать предметы, изготовленные из стекла. «Упрямый воздух». Цель: дать детям представление о том, что сжатый воздух обладает силой. «Уличные тени». Цель: дать детям понятие о том, как образуется тень.

Восприятие художественной литературы

Чтение произведений. С. Маршак «Как печатали книгу?», А.К. Толстой «Колокольчики». Р.н.с. «Горшочек каши». «Лиса и журавль». Дж. Родари «Какого цвета ремесла?», «Чем пахнут ремесла?», Я. Аким «Неумейка». А. Шибарев «Почтовый ящик». П. Воронько «Мальчик Помогай», Т. Александрова «Домовёнок Кузя».

Трудовая

Хозяйственно – бытовой труд. «Ремонт книг» Цель: приучать детей подклеивать книги. «Чистые стульчики». Цель: продолжать учить детей помогать няне, выполнять  работу последовательно. «Стирка кукольной одежды». Цель: продолжать учить детей стирать кукольную одежду правильно.

Труд в природе. Посадка пшеницы, рыхление почвы у комнатных растений, мытьё поддонов. Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; дать детям знания о том, для чего необходимо рыхлить почву растений; закреплять приёмы рыхления и правила пользования необходимыми предметами для этого. 

Самообслуживание. Закреплять  умение одеваться и раздеваться. Упражнять в  умении складывать и убирать одежду и обувь на место. Учить аккуратно заправлять постель.

Поручение, дежурство. «Дежурство по столовой». Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: правильно сервировать стол: ставить столовые приборы,  приготовленные помощником воспитателя.

Конструктивно - модельная

«Катер». Цель: познакомить детей с новыми деталями – кольцами, возможностью их использования.

«Дом». Цель: учить детей делать более сложное перекрытие, сооружать достаточно сложную конструкцию, украшать постройку; формировать умение анализировать образец, находить отдельные конструктивные решения.

«Мост».  Цель: учить сооружать разные по протяжённости мосты – длинные и короткие.

Изобразительная

Творческая мастерская.  «Ветер по морю гуляет». Цель: познакомить детей с новым приемом лепки - цветовой растяжки.

«По морям, по волнам». Цель: учить детей создавать из бумаги разные кораблики.

«Космические просторы». Цель: вызвать желание создания космического пространства разными способами.

Музыкальная

Музыкальные игры: «Громко-тихо запоем», «Звездочка». Цель: развивать диатонический слух

«Песня, танец, марш». Цель: дать представления о первичных жанрах музыки.

Слушание музыкальных произведений: М. Глинка «Полька», С. Прокофьев «Утро», Л. Шульгин «Марш», Г. Свиридов «Парень с гармошкой», одиннадцатая соната для фортепиано.

Двигательная

Комплекс утренней гимнастики № 13

Часть

Содержание физкультурной работы

Дозировка, темп, дыхание

I

Ходьба и бег в колонне по одному, ходьба и бег с остановкой по сигналу воспитателя.

II

Общеразвивающие упражнения

  1. И. п. —  о. с., палка внизу. 1 – поднять палку на грудь; 2 – палку вверх; 3 – палку на грудь; 4 – и. п.
  2. И. п. – ноги врозь, палка внизу. 1 – палку вверх; 2 – наклон к правой ноге; 3 – выпрямиться, палку вверх; 4 – и. п. То же к левой ноге.
  3. И. п. – о. с., палка на плечах. 1 – 2 – присесть медленным движение, спину и голову держать прямо; 3 – 4 – и. п.
  4. И. п. – лежа на животе, палка в согнутых руках перед собой. 1 – прогнуться, палку вперед – вверх; 2 – и. п.

5.        И. п. – о. с., палка хватом сверху шире плеч внизу. 1 – прыжком ноги врозь, палку вверх; 2 – прыжком ноги вместе.

6-8 раз

5-6 раз

6-7 раз

6-8 раз

6-7 раз

III

Ходьба в колонне по одному.

Гимнастика-побудка

Комплекс № 13

1. «Щенки резвятся». И.П. - лежа на спине. Поднять руки и ноги - вдох, опустить руки и ноги - выдох.

Вдох, поднять правую руку и правую ногу вверх - выдох; то же левой ногой и рукой. Руки вверху, перекатывание на правый бок, затем - на левый.

2. «Котята резвятся». И. п. - стоя на четвереньках. Выгибать и прогибать спину. На четвереньках: отвести правую руку через сторону вверх, то же левой.

3.«Рыбки резвятся». На животе: «плаваем». Лежа на животе приподнять туловище, руки за голову.

4. «Детки резвятся». Лежа на спине, вдох, руками захватить колени - выдох.  Руки за головой: «Велосипед». Лежа на спине, отвести руки в стороны, ноги согнуть в коленях. Руки в стороны, поворот вправо, положить ладонь на ладонь. Поднять правую ногу, согнуть ее, выпрямить, то же левой. Руки под головой, сделать круг прямой правой ногой, то же ясной. Повторять каждое упражнение 3-5 раз.

Физминутки.

Любопытная Каркуша (Дети поднимают и опускают плечи.)

Смотрит влево, (Дети поворачивают корпус влево.)

Смотрит вправо, (Дети поворачивают корпус вправо.)

Смотрит вверх, (Поднимают голову вверх.)

Смотрит вниз, (Опускают голову.)

Чуть присела на карниз, (Делают полуприседания.)

А с него свалилась вниз. (Резко приседают.)

Матрёшки

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Ванька-встанька, Прыжки на месте.

Приседай-ка. Приседания.

Непослушный ты какой! 

Хлопки в ладоши.

Нам не справиться с тобой!

Подвижные игры. «Не оставайся на полу», «Хитрая лиса», «Мы веселые ребята», «Караси и щука», «Пятнашки», «Кошка и мышки», «Удочка», «Совушка».

Основные виды движения

1 - я неделя. Игровые упражнения. Равновесие: ходьба и бег, перешагивая и перепрыгивая через шнуры, бруски; ходьба по гимнастической скамейке прямо и боком приставным шагом. Прыжки: из обруча в обруч на двух ногах, на правой и левой; в длину с места. С мячом: перебрасывание мячей друг другу; бросание мяча вверх и ловля его двумя руками с хлопком.

2 – я неделя.  Игровые упражнения. Прыжки: в длину с места, с разбега; перепрыгивание через шнуры. С мячом: ведение мяча в ходьбе; перебрасывание друг другу, через сетку. Лазание: на гимнастическую стенку; под шнур, дугу; ползание по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь двумя руками. Подвижные игры:

3 – неделя. Игровые упражнения. Лазанье: ползание по наклонной доске на четвереньках. Равновесие: Ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на голове; с передачей мяча перед собой и за спиной. Прыжки: на двух ногах, продвигаясь вперед; из обруча в обруч; через шнуры.

Работа в группе

1.Пополнить педагогическую копилку (развивающие игры для детей шестого года жизни).

2.Дополнить мини – музей «Малахитовая шкатулка».

3.Обновить дидактические игры в природном центре.

4.Продолжать оформлять «Огород на окне».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по валеологической культуре детей 6-7 лет

Перспективное планирование по валеологической культуре детей 6-7 лет формирование здорового образа жизни у детей....

Перспективное планирование по физической культуре в старшей группе

Перспективное планирование  по физической культуре разработано для старшей группы детского сада по методическому пособию Л. И. Пензулаевой " Физкультурные занятия в детском саду" Старшая группа....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НОД «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» II МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

Планируемые результаты развития интегративных качеств...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НОД «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Планируемые результаты развития интегративных качеств...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НОД «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Планируемые результаты развития интегративных качеств...

Блочное комплексно – тематическое планирование. Весна. Народная культура и традиции.

Март, 1-я неделя: «8 марта – Международный женский день»Цели:  способствовать воспитанию бережного и чуткого отношения к самым близким людям, формированию потребности радовать их добрыми делами; ...

Блочное комплексно – тематическое планирование. Весна. Народная культура и традиции. Март, 2-я неделя: «Народные промыслы»

Цели: расширять представление детей о народном искусстве и художественных промыслах; знакомить с народными песнями и плясками, в том числе и коренного населения; воспиывать интерес к промыслам родного...