Технология личностно-ориентированного обучения.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Титова Александра Игоревна

Технология личностно-ориентированного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otvet_lichnostno_orientirovannyy_podhod.docx39.29 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЙ  ТЕХНОЛОГИИ

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.

   Основная и очень ответственная задача ДОУ, школы - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной учебных учреждениях. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих работать с каждым ребенком в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

   Личностно-ориентированная  технология -  это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Личностно-ориентированная  технология:

Задачи

Формы организации

1.Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ, школы.

2.Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов.

3.Приоритет личностных отношений.

4.Индивидуальный подход к воспитанникам.

1.Игры, занятия, спортивные досуги.

2.Упражнения, наблюдения,

экспериментальная деятельность.

3.Упражнения, игры, гимнастика, массаж.

4.Тренинги, этюды, образно-ролевые игры.

Критерии оценки в личностно-ориентированной модели общения с детьми, которые  помогут педагогу в его взаимоотношениях с детьми:

     Личностно- ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому моя педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему:

-обращаюсь с детьми ласково, с улыбкой, поглаживаю, обнимаю: утром при встрече, во время еды, подготовки ко сну, одевании и т. д;

- стремлюсь установить доверительные отношения, проявляю внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам;

- поощряю самостоятельность в выполнении режимных процедур, учитывая их индивидуальные  особенности (привычки, темперамент, предпочтение к той или иной пище);

- чутко реагирую на инициативу в общении, потребность в моей поддержке;

- слушаю детей внимательно и уважением;

- вежливо и доброжелательно отвечаю на вопросы и просьбы, обсуждаю проблемы;

- успокаиваю и подбадриваю расстроенных детей, стремятся помочь в устранении дискомфорта;

- разговаривая с детьми, выбираю позицию «на уровне глаз» - общаясь с ребенком, присаживаюсь рядом или беру его на руки;

- в течение дня общаюсь не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально.

   Находясь рядом с детьми, создаю условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками:

- собственным поведением демонстрируют уважительное отношение ко всем детям;

- знакомя детей друг с другом, называю их имена, ласково поглаживаю рукой ребенка руку сверстника, стимулирую взгляды в глаза, проявление положительных эмоций, в то же время, не навязывая детям контакты, если они уклоняются от них;

- привлекаю внимание к эмоциональным состояниям друг друга, собственным примером и предложениями побуждая детей к проявлениям сочувствия, жалости, чувства радости за другого;

- при организации совместных эмоциональных, подвижных, предметных игр помогаю координировать свои действия, учитывать желания друг друга, выступаю в качестве доброжелательного участника игр;

- стремлюсь разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия или переключения внимания на другие виды деятельности или предметы;

- помогаю овладевать речевыми способами общения: называть друг друга по имени, формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий, благодарить за помощь и т.д.

   Работая длительное время с детьми, я взяла за правило:

- не ограничивать естественный шум в группе (оживленную деятельность, игру, смех, свободный разговор);

- мой голос не доминирует над голосами детей;

- приучаю разговаривать спокойно, чтобы не мешать другим детям играть и общаться, используя мотивацию игровые приемы;

- служу примером спокойного общения: разговариваю с детьми спокойным, но не монотонным голосом.

   Воспитательно- образовательного процесс я выстраиваю таким образом, что :

- в ходе организованной образовательной деятельности учитываю возрастные возможности и интересы детей;

- организовываю образовательную деятельность в форме совместной игры;

- организовываю игру в совместной деятельности преимущественно с одним ребенком или небольшой группой детей таким образом, чтобы в ней участвовал каждый ребенок;

- обучение провожу в мягкой форме, без насилия: обучая ребенка пользоваться ложкой, расческой или заводить машину, мягко направляю его движение своей рукой, а затем даю ему возможность выполнить действие самостоятельно, при необходимости помогая ему, но, не принимая всю инициативу на себя;

- откликаюсь на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, а в случае невозможности их осуществления спокойно объясняю причину и прошу подождать;

- в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности нахожу время и возможность обратиться к каждому ребенку по имени, проявить заинтересованность к тому, что он делает, подбодрить, помочь справиться с трудным действием;

- организуя совместные игры или организованную образовательную деятельность, не заставляю участвовать в них всех детей: если ребенок отказывается слушать сказку или смотреть спектакль, разрешаю ему заняться чем-либо другим, не мешая остальным детям;

- организовываю игры детей, стремясь заинтересовать ребенка сюжетом игры, вызвать у него желание играть;

- стараюсь пробудить инициативу, вовлекая ребенка в игру, предлагаю и обсуждаю с ним разные варианты развития сюжета с учетом его желания;

- помогают наделить персонажи игр именами, характерами, разговариваю от их имени, стимулирую развертывание диалога;

- увлекаю поисками предметов-заместителей, открывая для ребенка новые возможности игры;

- проявляю интерес к самостоятельной игре детей, выражаю одобрение, радуюсь находкам, оригинальным действиям и высказываниям детей;

- помогаю разнообразить игру ребенка ненавязчиво, не нарушая замысла;

- организуя совместные игры, помогаю распределить игрушки, роли, наладить взаимодействие.

    Поддерживая положительное самоощущение детей, способствую формированию у них знаний о себе:

- предоставляю детям самостоятельность в выборе игрушек, занятий, партнеров

по игре;

- время от времени подвожу ребенка к зеркалу для рассматривания частей тела

         (обычно невидных – ушки, прическа и т.д.), соотношу отражение в зеркале с

         соответствующими деталями одежды ребенка (рассматривают рисунок на

         карманчиках);

- обращаюсь к ребенку по имени, подчеркивая его достоинства;

- поощряю высказывание детьми их чувств и мыслей, рассказывание о событиях,

  участниками, которых они были (о своей семье, друзьях, предпочтениях, мечтах,

  переживаниях и т.д.);

- чаще пользуюсь поощрением, поддержкой, чем порицанием и запрещением,       порицание относится только к отдельным действиям ребенка, не адресуется его

 личности; неудачи обыгрываются в шутливой форме, чтобы не формировать у

 малыша неуверенности в своих силах;

- не прибегаю к физическим наказаниям или к другим негативным

  дисциплинарным методам, которые обижают, пугают или унижают детей, если ребенок отказывается есть или идти в туалет, стараюсь мягко уговорить его перевести нежелательные действия в игровую форму, а в случае неудачи дать малышу побыть одному; если ребенок высказывает явное неповиновение, идет на открытый конфликт, мешает другим детям или обижает их, спокойно объясняю ему причину нежелательного поведения;

- после разрешения конфликта ласково обнимаю малыша, говорю о своей любви к нему и выражаю уверенность в том, что плохой поступок больше не повторится.

   Формируя положительное отношение к сверстникам:

- собственным поведением демонстрирую уважительное отношение ко всем детям;

- привлекаю внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряю

  проявления сочувствия, сопереживания сверстникам;

- поддерживаю эмоциональный комфорт непопулярных детей в группе, создаю

  условия для их принятия сверстниками;

- организуя совместные игры, обучаю детей координировать свои действия,

  учитывать желания друг друга;

- чутко отношусь к жалобам детей, обучая их социально приемлемым формам

  взаимодействия.

    Взаимодействуя с детьми, учитывают их возрастные и индивидуальные особенности:

- в ходе режимных процедур терпимо отношусь к затруднениям детей: позволяю им действовать в своем темпе, не акцентирую внимание на неуспехах ребенка, оказываю ему необходимую помощь и поддержку и т.д.;

- предлагая детям образцы деятельности, не настаиваю на их точном          воспроизведении;

-указывая на ошибки детей, делаю это мягко, не унижая перед сверстниками и, не ущемляя достоинства ребенка;

- контролируя усвоение материала, учитываю такие особенности ребенка, как

  смущение, застенчивость, не допуская возникновения у него негативных

  переживаний;

- предоставляю детям возможность самим выбрать деятельность по интересам:

  во время прогулки, в нерегламентированных видах деятельности, в свободное

  время;

- в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности

  обращаюсь к ребенку по имени, смотрю ему в глаза, веду себя заинтересованно

  и доброжелательно, помогая освоить трудное действие;

 - откликаюсь на любую просьбу ребенка о совместной деятельности, а в случае

   невозможности их осуществления спокойно объясняю причину и прошу подождать;

- поддерживаю положительное самоощущение детей, способствую формированию у них знаний о своих возможностях и способностях.

     Чаще пользуются поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением;

- порицания отношу только к отдельным действиям ребенка, но не адресую их к

        его личности;

- порицая действия ребенка, предлагаю образец желаемого действия или средства

         для исправления ошибок;

-отмечаю новые достижения ребенка в разных видах деятельности, обращаю

  внимание на его новые возможности и способности: достижения ребенка не

  не сравниваются с достижениями других детей, а лишь с его собственными

 (говорю: «Так далеко ты сегодня прыгнул, дальше, чем вчера». «Ты

        поступил плохо», но не говорю: - «Ты плохой мальчик»;    

- намеренно создаю ситуацию успеха, в которой ребенок достигает успеха: предлагая ребенку младшего дошкольного возраста попасть мячиком в корзинку, ненавязчиво включаются в действие, обеспечивая его успех и поощряя его достижение, а ребенку старшего возраста в случае неудачи в трудном для него задании предлагаю более простую деятельность;

- не прибегаю к физическому наказанию или другим негативным дисциплинарным

         методам, которые обижают, пугают или унижают детей.

        Создаю условия для возникновения и развертывания игры детей:

- создаю условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре: читаю вместе книги, прослушиваю диски, обсуждаю события жизни детей, рассказываю о себе и других людях, организовываю экскурсии, прогулки, посещение культурных мероприятий;

- обращаю внимание детей на содержание деятельности людей и их взаимоотношений, на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе;

- побуждаю к развертыванию игры: обращаюсь к малышам: «Посмотрите, у зайчика болит ножка, давайте его полечим», детям постарше предлагаю поиграть в конкретную игру или выбрать сюжет, побуждаю к принятию роли и наделению ею партнера, договариваюсь о правилах игры со старшими детьми;

- в качестве непосредственного участника игры предлагаю образцы различных игровых действий: кормлю, купаю куклу, привлекая к игре малышей, показываю, как строить дом.


    Каждый педагог вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Индивидуальность педагогическая определяется уровнем осмысления содержания программы, оснащением педагогического процесса, условиями в которых находятся дети.  Поэтому и считается, что каждая конкретная технология считается авторской.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

    Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы образования и воспитания  личность ребенка, обеспечение ему комфортных условий в учреждении, в котором он находится, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации имеющихся природных потенциалов. Личность ребенка в данной технологии не только субъект, но и субъект приоритетный: она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология личностно-ориентированного обучения.

Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у...

Технологии личностно ориентированного обучения дошкольников

Технологии личностно ориентированного обучения дошкольников...

Опыт работы на тему"Использование технологии личностно ориентированного обучения в образовательном процессе дошкольников"

Опыт работы на тему: Использование технологии личностно ориентированного обучения в образовательном  процессе дошкольников...

«Профессий много разных есть… » Конспект НОД по развитию речи с использованием образовательной игровой технологии, технологии личностно-ориентированного обучения для детей старшей группы

Цель: обобщать и активизировать знания детей о труде, профессиях. Задачи:1. Закреплять знания дошкольников о различных профессиях. 2. Учить определять профессию по описанию, делить раз...

Технология личностно-ориентированного обучения

Материалы для организации семинаров и консультаций по дошкольной педагогике в соотвествии с требованиями ФГОС дошкольного образования....

Использование технологии личностно-ориентированного обучения в процессе взаимодействия с детьми в работе учителя-дефектолога.

Образовательные технологии. Технологии личностно-ориентированного обучения  в работе учителя-дефектолога....

Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Технологии личностно-ориентированного обучения.

Современный  этап   педагогической   практики -   это   переход   к   деятельностно-развивающей, лич...