Требования к педагогу дошкольного образования в условиях современного времени
методическая разработка

   Образовательная деятельность в условиях реализации ФГОС дошкольного образования ориентирована на развитие педагогических умений педагога, которые находят отражение в профессиональном стандарте педагога:

   - исследовательские умения;

   - проектировочные умения;

   - организаторские умения;

   - коммуникативные умения;

   - конструктивные умения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Требования к педагогу дошкольного образования в условиях современного времени

Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации системы образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования фиксируется в Стратегии развития российского образования до 2020 года, в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и в ФГОС дошкольного образования.

Социальный заказ на подготовку специалистов нового поколения сформулирован в докладе Госсовета Российской Федерации «Об образовательной политике России на современном этапе»: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за её социально-экономическое процветание».

Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком (Е.В. Бондаревская, Л.И. Божович, М. И. Лисина, В.С. Мухина). Только зрелость личностной, профессиональной позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника и, следовательно, и повышение качества его образования.

В ряде нормативных документов чётко прописаны обязанности воспитателя. Это такие документы как:

- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;

- профессиональный стандарт, Утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н;

- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г.  № 1155;

- должностная инструкция;

- трудовой договор;

- санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13.

В соответствии с этими документами педагог дошкольного образования должен выполнять свои обязанности.

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми, что подразумевают наличие ряда компетенций у педагога: умение вызвать интерес ребёнка к разным видам деятельности, умение поддержать собственную активность ребёнка, развивать любознательность, стремление постигать этот мир, растить «почемучек», а не просто передавать какие-либо знания.

Педагог должен уметь выбрать адекватные формы педагогической поддержки для каждого конкретного ребёнка. Это означает, что педагог должен уметь обеспечить индивидуализацию и, вместе с тем, равные возможности полноценного развития. Данная проблема влечёт за собой переосмысление работы методической службы детского сада.

Образовательная деятельность в условиях реализации ФГОС ДО ориентирована на развитие педагогических умений, которые находят отражение в Стандарте педагога.

Взаимосвязь между требованиями, предъявляемыми ФГОС дошкольного образования и Профессиональным стандартом педагога

ФГОС ДО

Профессиональный стандарт педагога

Исследовательские умения

- умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС (родительское собр-ание, массовое мероприятие, семинар и др.);

- изучать индивидуальные психологичес-кие особенности личности ребёнка;

- провести анализ результативности образовательной деятельности, методичес-кой работы и др. по итогам года или по отдельному направлению;

- умение провести самоанализ работы с позиции требований ФГОС

- владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе

 

 

Проектировочные умения

- умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия и др. в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современ-ными требованиями в области воспитания в условиях перехода и реализации ФГОС;

- разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей

- уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования;

- уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

- владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Организаторские умения

- умение применять в педагогической практике современные образовательные технологии;

- современные подходы к образовательной деятельности;

- умение включить детей в различные виды деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям

- знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;

- знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детской деятельности в раннем и дошкольном возрасте;

- уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников;

- реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями;

- участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

Коммуникативные умения

- умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием

- владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнёрское взаимодействие с ними для решения образовательных задач

Конструктивные умения

- умение отбирать оптимальные формы, методы и приёмы воспитательной работы; соблюдать принципы (деятельностного подхода) реализации образовательной деятельности

- владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Чтобы педагог дошкольного образования качественно выполнял свои профессиональные обязанности, он должен не только обладать профессиональными качествами, но и определёнными качествами личности:

Профессиональная направленность

В основе такого качества личности, как профессиональная направленность, лежит интерес к профессии воспитателя и любовь к детям, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Именно эти факторы побуждают к стремлению овладеть педагогическими знаниями и постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень.

Эмпатия

Это чувство характеризуется умением сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка. Педагог, зная возрастные особенности дошкольников, должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях.

Педагогический такт

Тактичность – это чувство меры, которое проявляется в умении соблюдать правила приличия и вести себя должным образом. Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твёрдость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя. Наравне с требовательностью к участникам образовательной деятельности (детям, родителям, коллегам) воспитатель дошкольного образования остаётся к ним доброжелательным, верит в их силы и возможности.

Педагогический оптимизм

Основой педагогического оптимизма является вера воспитателя в силы и возможности каждого ребёнка. Педагог, любящий детей, всегда настроен на восприятие их положительных качеств. Создавая условия для проявления способностей каждого ребёнка, воспитатель помогает раскрыться личному потенциалу дошкольника. Оптимистически настроенный воспитатель не будет плохо говорить о ребёнке, жаловаться на него родителям. Воспитатель-оптимист характеризуется умением вдохновлять, жизнерадостностью, чувством юмора.

Культура профессионального общения

Педагог должен уметь строить правильные взаимоотношения с детьми, родителями, коллегами, то есть, со всеми участниками педагогического процесса. Во-первых, обладать высоким культурным уровнем и безукоризненным поведением. Дети – хорошие «подражатели», именно поведению воспитателя они подражают в первую очередь. Во-вторых, стараться наладить партнёрские отношения с родителями, уметь предупредить и разрешить конфликтные ситуации. В-третьих, с уважением и вниманием относиться к коллегам, обмениваться опытом, воспринимать критику.

Педагогическая рефлексия

От способности к педагогической рефлексии во многом зависит успешность профессиональной деятельности педагога. Рефлексия подразумевает умение анализировать проделанные шаги, оценить полученные результаты и сравнить их с запланированной целью. На основе полученных выводов педагог корректирует последующую деятельность для того, чтобы получить лучшие результаты.

Авторитетность

Доверие родителей – вот первый шаг на пути к завоеванию авторитета. Пользоваться авторитетом у детей, родителей и коллег – это значит получить оценку своим нравственным качествам, культуре, эрудиции, преданности профессии. Способность бороться за свой авторитет, дорожить им, поддерживать авторитет родителей и коллег, дана только воспитателю, преданному своему делу.

К необходимым качествам личности педагога дошкольного образования также можно выделить: добросовестность, требовательность к себе, инициативность, терпение и выдержку. Хорошо, если педагог умеет мастерить, рисовать, хорошо петь, имеет актёрские навыки. В этом случае педагог всегда будет интересен своим воспитанникам. Не последняя роль принадлежит и его внешности, детям нравятся обаятельные, опрятные педагоги, имеющие модную причёску и стильно одевающиеся.

Таким образом, для того, чтобы педагоги соответствовали современным требованиям, необходима грамотная организация методического сопровождения, создание условий, способствующих развитию кадрового потенциала в каждой дошкольной организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОВЛАДЕНИИ СОВРЕМЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ"

Доклад раскрывает сущность профессиональной компетенции, которая является базисом для внедрения в педагогический процесс компетентсного подхода, который позволяет педагогу дошкольного образования инте...

Н.В.Хрулёва. Статья."Профессиональная компетенция педагога дошкольного образования в овладении современными образовательными технологиями."

Доклад раскрывает сущность профессиональной компетенции, которая является базисом для внедрения в педагогический процесс....

Мотивация и демотивация педагогов дошкольного образования в условиях реформирования системы образования.

Исследование современной системы дошкольного образования позволило мне и моему соавтору Новосельцевой Натальей Михайловной характеризовать и объективно оценить работу и работников детских садов на при...

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования в условиях современной действительности

В статье рассматривается профессиональная компетентность как интегративное качество современного педагога ДОУ. ...

Семинар – практикум Тема: «ФГОС дошкольного образования в условиях современной социокультурной ситуации»

Перемены… Наверно большинство из нас боится перемен. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень непрерывного образования. Конечно, многие не готовы менять что-то в...

Использование ИКТ в практике педагога дошкольного образования в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитате...

«Инновационная технология «ЛЭПБУК» в развитии профессионально-педагогических компетенций педагогов дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО»

Интересный  способ представления продукта совместной деятельности детей и взрослых по реализации той или иной лексической темы – ЛЭПБУК....