Мотивация и демотивация педагогов дошкольного образования в условиях реформирования системы образования.
занимательные факты по теме
Исследование современной системы дошкольного образования позволило мне и моему соавтору Новосельцевой Натальей Михайловной характеризовать и объективно оценить работу и работников детских садов на примере одного из образовательных холдингов г. Москвы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professiya_vospitatel.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мотивация и демотивация педагогов дошкольного образования в условиях реформирования системы образования.
На примере одного из образовательных холдингов Западного административного округа города Москвы было проведено исследование по выявлению факторов мотивации и демотивации современных воспитателей в дошкольных образовательных учреждениях.
Профессия воспитатель – творческая и многогранная, но вместе с тем серьезная и ответственная. Случайных людей в этой профессии нет, а если они и появляются, то быстро оставляют ее. Подавляющее большинство представителей этой прекрасной профессии - женщины от 30 до 50 лет, молодежь до 25 лет идет работать по профессии воспитатель не охотно, и это вполне объяснимо: во-первых отсутствие конкурентно способной заработной платы; во-вторых, в связи с объединением в образовательные холдинги в большинстве учреждений в штате отсутствуют такие должности как методист и старший воспитатель, а значит, отсутствует методическая поддержка и помощь; в-третьих, амбициозность молодого поколения убивает отсутствие карьерного роста, так как профессия воспитателя подразумевает развитие специалиста только в горизонтальной плоскости.
При выборе профессии большинство респондентов руководствовалось тем, что им нравится работать с детьми (91% опрошенных), а это, пожалуй, главная мотивация в профессии педагога дошкольного образования. Некоторые оптимисты, а именно, 2,5% опрошенных, считают профессию престижной, и достойной нашего времени.
Треть респондентов отметили преимуществом профессии – удобный график. В связи с тем, что рабочее время воспитателя дошкольного учреждения составляет 36 ч. в неделю (приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2075 г. Москва «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников»), а в день 7 часов 12 минут – это неоспоримое превосходство, как для молодых мам, так и для более зрелых специалистов.
Попав в «храм детства» однажды, и оставшись в нем надолго, 39% опрошенных педагогов дошкольного образования ни разу не задумывались о смене профессии, тогда как умы 43% респондентов подобные мысли посетили хотя бы раз.
В связи с достаточно нестабильной экономической и политической ситуацией в стране 44% опрошенных воспитателей выбрали бы работу в частном ДОУ. Это обуславливается более высоким уровнем заработной платы, и наименьшей загруженностью «бумажной» работой, а также меньшим количеством детей в группах. Однако, 30% работающих в госучреждениях не задумывались о переходе в частные структуры. 19% опрошенных считают совмещение работы в частном и государственном ДОУ неплохим компромиссом в работе.
Как сильно ни любили бы свою работу воспитатели, фактор физической усталости и эмоционального выгорания у них все-таки присутствует. Так, 20% опрошенных утверждают, что к концу рабочей смены у них наблюдается сильная физическая усталость, и на 7% больше определили у себя эмоциональную усталость. Это сигнализирует о том, что группы в детских садах переполнены, так считает 21% респондентов, 27% отмечает наличие проблемных детей в группе, что не может не сказаться как на эмоциональном, так и на физическом здоровье воспитателя. Несмотря то, что профессия воспитателя считается довольно престижной, 14% опрошенных жалуются на отсутствие уважения со стороны родителей, что тоже способствует эмоциональному негативизму педагога.
Бичом всех поколений воспитателей государственных детских садов является огромное количество бумажной волокиты, которая из года в год становится все обширней и серьезней, так считают 38% респондентов. Ведение табелей посещения, написание перспективных и календарно - тематических планов, высчитывание детодней и деточасов, отчеты, мониторинги, ведение своих персональных страниц на веб-сайтах, различные диагностики порядком отвлекают воспитателя от его основной функции - работы с детьми, а некоторых даже утомляет и раздражает. Люди старшего поколения, которые не владеют в должной мере современными информационными технологиями, зачастую испытывают трудности, нервозность, и даже профнепригодность в образовательном учреждении. Современные веяния в образовании внесли некоторые негативные моменты в повседневную жизнь педагогов. На фоне создания инклюзивного образования и ликвидации компенсирующего компонента у детских садов, все больше «проблемных» детей стало посещать группы, в которых основная масса воспитанников имеют возрастное развитие в пределах нормы. Естественно, это осложняет работу воспитателя, продуктивность образовательной деятельности сводится к минимуму, поскольку временные затраты на работу с «проблемными» детьми не могут быть оправданными.
Законодательство предусматривает наличие тьютеров в штатном расписании учреждения, но на практике функционал тьютера входит в обязанности обычного воспитателя. Работа индивидуальная, кропотливая, которую выполняет тьютер должна оплачиваться с учетом специфики его должностных обязанностей. Учреждения, в которых нет ставки тьютера, и которые возлагают его функционал на воспитателя, не могут обеспечить воспитателям компенсацию за тьютерский труд.
43% респондентов испытали разочарование в своей профессии. То, как они представляли себе профессию воспитателя, и профессия воспитателя в реальности оказались двумя полярностями одной сферы.
Но тем не менее, больше половины опрашиваемых воспитателей ответили, что стабильный, пусть и небольшой заработок, является для них одним из важнейших критериев определения места работы. 38% воспитателей считают эту работу – удачным совмещением профессиональной реализации и семьи, ибо в силу сокращенного рабочего времени, женщины, коих в профессии подавляющее большинство, имеют возможность работать рядом с домом, успешно вести домашнее хозяйство и заниматься собственными детьми. Треть опрашиваемых работают в детском саду потому, что хотят быть любимыми детьми, а признание и востребованность, как известно, для женщин играют немаловажную роль. Примерно столько же опрашиваемых хотят стать профессионалами в своем деле, что не может не вносить яркий позитивный акцент в наше исследование.
44% работников ДОУ не посоветовали бы своим близким и друзьям выбрать профессию воспитателя, руководствуясь трудностями, которые приходится каждый день преодолевать, работая в детском саду. 30% опрашиваемых объективно оценивают как преимущества, так и недостатки профессии воспитателя, поэтому они затруднились ответить на вопрос: посоветовали бы вы своим близким и друзьям выбрать профессию воспитателя. И только 26% респондентов не задумываясь, утвердительно ответили на поставленный вопрос.
И все же, нет более женской, гуманной и творческой профессии, чем профессия воспитателя. Когда два, а то и три десятка пар глаз пытливо смотрят на тебя, когда осознаешь, что ты формируешь душу маленькой личности, когда осознаешь весь груз ответственности, который возложили на тебя родители, администрация, государство, наконец, невозможно не гордиться своей профессией. Конечно, трудности есть, как показало наше исследование, есть сложности, которые воспитатели, и даже руководители учреждения, решить не в состоянии. Но есть к чему идти, есть вопросы, которые решаются, есть те, которые еще только предстоит решить. Но наша цель - это дети, и наша задача, организовать свою работу так, чтобы взрослый, уже состоявшийся человек, с улыбкой на лице вспоминал свои годы в детском саду и рассказывал своим детям: «А у нас в детском саду…», «Я на всю жизнь запомнил свои дошкольные годы, как самое счастливое время своей жизни!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс дошкольного образования как условие повышения качества образования"
Введение инноваций в образовательный процесс - это не прихоть, не равнодушное отношение к творческому поиску эффективных форм работы с детьми, это - требование времени....
Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования в условиях современной действительности
В статье рассматривается профессиональная компетентность как интегративное качество современного педагога ДОУ. ...
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования как условие качества дошкольного образования
Автор прослеживает развитие системы качества дошкольного образования в Российской Федерации, выделяет Федеральные государственные стандарты дошкольного образования как условие создания качествен...
Использование ИКТ в практике педагога дошкольного образования в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)
Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитате...
Требования к педагогу дошкольного образования в условиях современного времени
Образовательная деятельность в условиях реализации ФГОС дошкольного образования ориентирована на развитие педагогических умений педагога, которые находят отражение в профессиональном стан...
«Инновационная технология «ЛЭПБУК» в развитии профессионально-педагогических компетенций педагогов дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО»
Интересный способ представления продукта совместной деятельности детей и взрослых по реализации той или иной лексической темы – ЛЭПБУК....