Программа кружка "Мы исследователи"
методическая разработка

Копырина Лидия Васильевна

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhkovoy_raboty.docx40.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад №89 «Парус» Городского округа «г. Якутск»

Программа кружковой работы

«Мы исследователи»

Автор составитель: Копырина Лидия Васильевна

Содержание

1.        Пояснительная записка

2.        Цели и задачи программы

3.        Педагогическая работа с детьми.

5.        Ожидаемые результаты

6.        Используемая литература

Пояснительная записка

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.

Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.

На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Цель программы – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.

Задачи программы:

  • Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
  • Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
  • Развивать познавательные умения (анализировать наблюдаемое, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);
  • Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
  • Побуждать детей к соблюдению правил техники безопасности при проведении экспериментов.

Педагогическая работа с детьми.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 30 минут. Гибкая форма организации деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенность детей, желание, состояние здоровья, уровень овладения навыками. Каждый ребёнок работает на своём уровне сложности.

Организационно-методическое обеспечение программы

(возраст детей, сроки реализации, режим занятий,

наполняемость групп)

Программа «Мы исследователи» рассчитана на 2 года (старший дошкольный возраст, с 5 до 7 лет).

Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять 10 человек. Занятия проводятся четыре раза в месяц, с сентября по май, продолжительностью 25 и 30 минут соответственно каждому году обучения.

Год обучения

Количество занятий в месяц

В год

Кол-во детей в группе

1

4

34

15

2

4

34

15

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 30 минут. Гибкая форма организации деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенность детей, желание, состояние здоровья, уровень овладения навыками. Каждый ребёнок работает на своём уровне сложности.

Ожидаемые результаты.

  • Дети будут использовать усвоенные способы экспериментальных действий в различных видах деятельности.
  • Изменятся качества умственной деятельности детей старшего дошкольного возраста (умение видеть проблему, практическая реализация активности и самостоятельности).
  • Повысится уровень познавательных способностей детей.

Основные направления работы, формы и способы их реализации.

Основные направления работы

Способы и формы их реализации

1.

Создание предметно-развивающей среды

Создание уголка экспериментирования;

Создание полочки «умных книг» для детей и взрослых.

2.

Формирование у старших дошкольников навыков экспериментальной деятельности

Обучение старших дошкольников методам и приемам экспериментальной деятельности на занятиях, в режимных моментах, в продуктивной и самостоятельной деятельности.

Календарно тематический план

1-ый год обучения

Октябрь

№ п/п

Тема

Цель

1.

«Прозрачная вода»

Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес)

2.

«У воды нет вкуса и запаха»

Закрепить знания детей о том, что у воды нет запаха и вкуса

3.

«Вода принимает форму»

Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита

4.

«С чем дружит вода?»

Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ

Ноябрь

1.

«Что в пакете?»

Обнаружить воздух в окружающем пространстве

2.

«Игры с соломинкой»

Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его

3.

«Воздух повсюду»

Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость

4.

«Игры с воздушным шариком и соломинкой»

Закреплять знания детей о свойствах воздуха

Декабрь

1.

«Как из снега получить воду»

Формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле)

2.

«Изготовление цветных льдинок»

Познакомить с одним из свойств воды

3.

«Свойства льда».

Познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности

4.

«Что в коробке»

Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы

Январь

1.

«Знакомство с камешками»

Познакомить детей со свойствами камешек (твердый, тяжелый, тонет в воде, стучит)

2.

«Древесина, ее качества и свойства»

Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде)

3.

«Бумага, ее качества и свойства»

Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит

Февраль

1.

«Ткань, ее качества и свойства»

Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит)

2.

«Магнит и его друзья»

Познакомить со свойством магнита- притягивать металлические предметы

3

«Глина и песок»

Познакомить с глиной, песком, их свойствами, со структурой поверхности, учить сравнивать между собой; воспитывать культуру поведения; развивать трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и содержать рабочее место в чистоте и порядке.

4.

«Легкий – тяжелый»

Познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые)

Март

1.

«Почему все звучит?»

Подвести детей к пониманию причин возникновения звука

2.

«Что звучит»

Научить определять по издаваемому звуку предмет

3.

«Угадай-ка»        

Показать детям, что предметы имеют вес, который 
зависит от материала      

4.

«Поплывет не

поплывет»

Развивать представление о весе предметов

5.

«Посадка лука» 

Уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

Апрель

1.

«Волшебная кисточка»

Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого – оранжевый; синего и красного – фиолетовый; синего и желтого – зеленый)

2.

«Чудесный мешочек»

Познакомить с органами чувств, научить определять предметы на ощупь, запах, вкус, определять их размеры температурные качества, качество поверхности

3.

«Таинственные картинки»

Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла

4.

«Все увидим, все узнаем»

Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением

Май

1.

«Здравствуй, солнечный зайчик».

Дать представление о том, что «солнечный зайчик» - это луч солнечного света, отраженный от зеркальной поверхности

2.

«Водяная мельница»

Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы

3.

«Поиграем с солнышком»

Определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени)

4.

«Делаем дорожки и узоры из песка».

Повторение свойств песка, ознакомление со свойством сухого песка - возможность выполнить любой узор, из мокрого – нет

2-ой год обучения

Сентябрь

Название занятия

Задачи:

1

Знакомство с оборудованием для экспериментов

Познакомить детей с приборами, которые необходимы для проведения экспериментов и опытов. Вспомнить и закрепить правила безопасности при работе с оборудованием.

2

Почему осенью листья желтеют?

Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Показать детям взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора: с понижением температуры изменяется цвет листьев (осенью холоднее, чем летом)

2

Вода

Повторить знания детей о свойствах воды:  

вода прозрачная,

вода не имеет вкуса, запаха,

вода жидкая, может течь;

4

«Ветер»

Просмотр презентации.

Опытным путём показать, что ветер – это движение воздуха.

Определить - для чего человеку нужен ветер, как его использует в жизни.

Октябрь

1

Воздух и ветер

Закрепить знания детей о воздухе. Опытным путём доказать, что там, где двигаются и встречаются тёплый и холодный воздух, появляется ветер.

2

Живой кусочек

Помочь детям установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения.

3

«Песок путешествует по пустыне»

Опытным путём показать, как с помощью ветра песок путешествует по пустыне.

4

Парашют

Помочь выявить, что воздух обладает упругостью, понять, как может использоваться сила воздуха.

Ноябрь

1

«Пластмасса: ее качества и свойства»

Учить детей распознавать предметы из пластмассы. Побуждать детей определять её качества (гладкая или шероховатая, изделия из неё окрашены в разные цвета), и свойства (водонепроницаемая, ломкая, плавится, гибкая). Воспитывать интерес к современным материалам.

2

«Металл: его качества и свойства»

Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск). Помочь понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом.

3

«Бумага: ее качества и свойства»

. Познакомить детей с появлением бумаги, с ее производством, видами, использованием в быту и народном хозяйстве; воспитывать экономное, бережное отношение к бумаге.

4

«Древесина: ее качества и свойства»

Научиться узнавать вещи, изготовленные из древесины (вычленять ее качества (твердость, структура поверхности- гладкая, шершавая; степень прочности (толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

Декабрь

1

Нужен ли растениям снег зимой?

Помочь детям выявить роль снега в жизни растений.

2

Лед и снег –

тоже вода

Закрепить и продолжать знакомить детей со свойствами воды.

Подвести детей к пониманию того, что лед – это тоже вода в твердом состоянии.

3

Изготовление цветных льдинок

Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.

4

Опыт: «Вода – растворитель»

Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека. Закрепить свойства воды – вода растворитель. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке и дать элементарные представления о процессе фильтрации.

Январь

1

«Ткань: ее качества и свойства»

Узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

2

«Стекло: его качества и свойства»

Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность).

3

Магнит - фокусник

Знакомство с понятием "магнит".

Формирование представлений о свойствах магнита.

Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

4

Монета в стакане

Продемонстрировать, как монетка под силой тяжести упадёт в стакан.

Февраль

1

Опыты: «Чудо прическа»,

2

Солнечные зайчики

Познакомить с естественным источником света – солнцем. Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.

3

Теневой театр

Продолжать знакомиться со свойствами света и тени.

Развивать творческое воображение.

Воспитывать наблюдательность.

4

Как увидеть и услышать электричество?

Продемонстрировать детям проявление статического электричества.

Март

1

Песок и глина

Сравнить свойства песка и глины:

Песок – сыпучее вещество, легко пропускает воду.

Глина обладает связывающим свойством, почти не пропускает воду.

Песок рыхлый, в отличие от глины.

2

Знакомство с камнями. Какими бывают камни?

Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Показать изделия из драгоценных камней. Учить классифицировать камни по разным признакам.

3

«Живые камни» 

Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.

4

Знакомство со свойствами воздуха

Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле.

Апрель

1

Сделай флюгер

Знакомство с устройством флюгера (просмотр презентации). Почему она вертится (ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывает движение вертушки). Игры с вертушкой на улице; дети наблюдают, при каких условиях она вертится быстрее.

2

Неизвестное – рядом

Расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку.

3

Этот загадочный космос

Познакомить детей с символикой созвездий. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость.

4

Круговорот воды в природе

Познакомить детей с круговоротом воды в природе, с процессом конденсации.

Май

1

Неизвестные семена

Дать детям возможность, проведя опыт, убедиться в необходимости почвы для жизни растений, понять, как качество почвы влияет на рост и развитие растений.

2

Испарение влаги с листьев растений

Дать детям возможность проверить, куда исчезает вода с листьев растений.

3

Итоговое занятие

Обобщить и систематизировать знания за год.

                               

                                                        Картотека опытов.

Опыт № 1 «Песок»

Цель. Рассмотреть форму песчинок.

Материалы. Чистый песок, лоток, лупа.

Процесс. Возьмите чистый песок и насыпьте его в лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотрите форму песчинок. Она может быть разной; расскажите детям, что в пустыне она имеет форму ромба. Пусть каждый ребенок возьмет в руки песок и почувствует, какой он сыпучий.

Итог. Песок сыпучий и его песчинки бывают разной формы.

Опыт № 2 «Свойства  воды»

Цель. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

Материалы. Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.

Процесс. В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.

Итог. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

 Опыт №3 «Вкус воды»

Цель. Выяснить имеет ли вкус вода.

Материалы. Вода, три стакана, соль, сахар, ложечка.

Процесс. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?

Итог. Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

Опыт№4 «Запах воды»

Цель. Выяснить имеет ли запах вода.

Материалы. Стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор.

Процесс. Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?

Итог. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

Опыт №5 «Цвет воды»

Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.

Материалы. Несколько стаканов с водой, кристаллики разного цвета.

Процесс. Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?

Итог. Вода бесцветная,  принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.

Опыт № 6 «Испарение»

Цель. Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.

Материалы. Горелка, сосуд с водой, крышка для сосуда.

Процесс. Вскипятите воду, накройте сосуд крышкой и покажите, как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз.

Итог. При нагревании вода из жидкого состояния переходит в газообразное, а при остывание из газообразного обратно в жидкое.

Опыт №7 «Агрегатные состояния воды»

Цель: Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится втрех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар.

1) Если на улице тепло, то вода находится в жидком состоянии. Если на улице минусовая температура, то вода переходит из жидкого в твердое состояние (лед в лужах, вместо дождя идет снег).

2) Если налить воду на блюдце, то через несколько дней вода испарится, она перешла в газообразное состояние.  

Опыт №8 «Свойства воздуха»

Цель. Познакомить детей со свойствами воздуха.

Материал. Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д.

Процесс. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Итог. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.

Опыт № 9 «Зависимость таяния снега от температуры»

Цель.  Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.

1) В морозный день предложить детям слепить снежки. Почему снежки не получаются? Снег рассыпчатый, сухой. Что можно сделать? Занести снег в группу, через несколько минут пытаемся слепить снежок. Снег стал пластичный. Снежки слепили. Почему снег стал липким?

 2) Поставить блюдца со снегом в группе на окно и под батарею. Где снег быстрее растает? Почему?

Вывод:Состояние снега зависит от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее тает снег и изменяет свои свойства.

Опыт № 10 «На свету и в темноте»

Цель. Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Материалы. Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.

Процесс. Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через 7 – 10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак.

Итоги. Через 7 – 10 дней вновь зарисовывают результат (лук на свету позеленел – значит в нем образовалось питание).

Опыт № 11 «Лабиринт»

Цель. Установить, как растение ищет свет.

Материалы. Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном – отверстие.

Процесс. В коробку помещают клубень, закрывают ее, ставят в теплое, но не жаркое место, отверстием к источнику света. Открывают коробку после появления из отверстия ростков картофеля. Рассматривают, отмечая их направления, цвет (ростки бледные, белые, искривленные в поисках света в одну сторону). Оставив коробку открытой, продолжают в течение недели наблюдать за изменение цвета и направлением ростков (ростки теперь тянутся в разные стороны, они позеленели).

Итоги. Много света – растению хорошо, оно зеленое; мало света – растению плохо.

 Литература.

1. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников, Веракса Н. Е., Галимов., О. Р., изд. «Мозаика Синтез», М. 2012г.

2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, изд. «Детство – Пресс», С-П, 2011г.

3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром» (экспериментирование), изд. «Детство – Пресс», С-П, 2011г.

4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ «Сфера» - Москва, 2002 г.

5. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность, изд. «Детство – Пресс», С-П, 2013 г.

6. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами, М.: Карапуз, 2005 г.

7. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой, Москва: Педагогическое общество России, 2005г.

8. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М, 1997.

9. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. - 2005, N 7. С. 2-5; N 11. - с. 51-54. ъБалаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. - 2002. - N 5. - с. 80-82.

10. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 36-42.

11. Бондаренко Т.М.  «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»

12. Вербицкий А.А. Игровое моделирование: Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. - Новосибирск, 2006. - 145 с.

13. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 7. - с. 31-34.

14. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.

15. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 3. - с. 10-12.

16. Левина Р. Метеоцентр в детском саду, или экология и творчество // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 8. - с. 49-53.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составительская программа "Маленькие исследователи"

Эта программа была создана с целью      развития у детей раннего возраста  познавательного интереса, знакомства со свойствами различных предметов и материалов, закрепление элемента...

Авторская программа "Юные исследователи"

Актуальность программы заключается  в создании организационно-педагогических условий в ДОУ, необходимых  для развития мотивации к познанию и творчеству, формировании  предпосылок исслед...

программа кружка "Исследователь"

программа рассчитана на 3 года...

Рабочая программа "Юный исследователь"

Данная рабочая программа направлена на разработку специфических особенностей содержания, организации и методики применения исследовательского обучения в  детском саду....

Дополнительная образовательная программа «Я – исследователь» (средняя группа)

Цель программы: создание условий для успешного освоения дошкольниками основ исследовательской деятельности. Задачи программы:  формировать представление об исследовательском обучении как ведущем спос...

инновационная программа "Юный исследователь"

программа для детей старшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности....

Программа "Маленькие исследователи"

«Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму»...