Мастер-класс "Игра, как механизм социализации в рамках социально-коммуникативного развития"
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Родионова Татьяна Алексеевна

Показать педагогам, каким образом и через какие игры, упражнения можно формировать у дошкольников коммуникативные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_dlya_rmo.docx29.87 КБ

Предварительный просмотр:

  Мастер-класс «Игра, как средство социально-коммуникативного развития»

Добрый день, уважаемые коллеги!

«Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений.

Игра- это искра, зажигающая огонь любознательности». Сухомлинский.

Цель моего мастер – класса: показать вам, каким образом и через какие игры, упражнения можно формировать у дошкольников коммуникативные навыки.

Всем известно, что в настоящее время нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще мы взрослые (педагоги, родители) сталкиваемся с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Общение приобретает новое качество: информационные технологии вытесняют «живую речь», ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка - это телевизор или компьютер, а любимое занятие - просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений, поэтому так важно научить ребенка общаться, ведь успешность адаптации личности в социальной среде, в первую очередь зависит от уровня развития коммуникативных навыков.

Так как, игра в дошкольном возрасте – это ведущий вид деятельности, она и является наиболее эффективным и доступным способом формирования коммуникативных навыков дошкольников.

Перед нами стоит трудная, но разрешимая задача: помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, научить их вступать в речевой контакт и активно в нем участвовать, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.

Игры и упражнения, которые я вам сегодня представлю можно условно разделить на 4 блока:

1 блок, включает в себя игры, которые направлены на сближение детей друг с другом, способствуют снижению уровня дезадаптации у проблемных детей, укреплению эмоционального благополучия, развития эмоциональной сферы, сближению детей в новом коллективе.    

 Мастер-класс для педагогов ДОУ: практическая часть

1. Приветствие, обсуждение настроения участников, сокращение дистанции в общении.

У меня в руках мягкая игрушка. Сейчас мы будем передавать ее по кругу, и каждый, у кого в руках она окажется, будет называть свое имя и рассказывать нам о том, что он любит делать больше всего. Я начну, а продолжит тот, кто сидит слева от меня. Итак, я - Татьяна. Я люблю свою весеннее солнечное утро.

2.Упражнение «Хорошие новости»

Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера (сегодня, на этой неделе). Причем, пока вы говорите, мячик находится у вас в руках. Когда вы закончите рассказывать, передайте мячик соседу и так по кругу.

3. Упражнение «Дружественная ладошка».

 Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память. Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого выполним упражнение, которое так и называется. Участникам раздаются листки бумаги.

 Ведущий: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по команде, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание.

 Выполнение задания участниками.

 - Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть, и помогают в какой-то сложный момент.

2 блок, предусматривает игры для развитие эмоций – с помощью которых, дети знакомятся с «азбукой эмоций».

4. Разговор через стекло

Цель игры: обучение использованию мимики и жестов в общении.

Дети делятся на пары. Педагог дает задание: представьте себе, что один из вас зашел в магазин, а другой остался на улице, но забыл сказать товарищу, что необходимо купить в магазине. Попробуйте с помощью жестов договориться о покупке. Голос использовать нельзя, потому что в магазине очень толстое стекло и через него ничего не слышно.

Примечание. Начинать игру стоит с работы одной пары, остальные наблюдают. Затем следует обсудить, правильно ли играющие поняли друг друга и что им помогло догадаться.

3 блок игр направлен на формирование навыков социальной перцепции (восприятия) в процессе взаимодействия детей друг с другом, для этого используют обыгрывание конфликтных (проблемных) ситуаций и моделирование выхода из них.

5. Игра «Сладкая проблема»

Цель: научить детей решать небольшие проблемы путем переговоров, принимать совместные решения, отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу.

Ход игры. В этой игре каждому игроку понадобится по одному печенью, а каждой паре игроков — по одной салфетке.

Игра, в которую нам предстоит поиграть, связана со сладостями. Чтобы получить печенье, вам сначала надо выбрать партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг против друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке будет лежать печенье, пожалуйста, его пока не трогайте. В этой игре есть одна проблема. Печенье может получить только тот, чей партнер, добровольно откажется от печенья и отдаст его вам. Это правило, которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия своего партнера печенье брать не имеете права. Если согласие получено, то печенье можно взять.

Затем воспитатель ждет, когда все пары примут решение и наблюдает, как они действуют. Одни могут сразу съесть печенье, получив его от партнера, а другие печенье разламывают пополам и одну половину отдают своему партнеру» Некоторые долго не могут решить проблему, кому же все-таки достанется печенье.

- А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на этот раз.

Вопросы для обсуждения:

  -Кто отдал печенье своему товарищу? Скажите, как вы себя при этом чувствовали?

-Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? Что вы делали для этого?

-Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем-нибудь?

-В этой игре с каждым обошлись справедливо?

- Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?

- Как вы при этом себя чувствовали?

- Как иначе можно прийти к единому мнению со своим партнером?

- Какие доводы вы приводили, чтобы партнер согласился отдать печенье?

                           слайд

Носителями моделей социализации являются родители и педагоги ДОУ. Ведь именно на значимых для ребенка людей, малыш хочет быть похожим, копирует модель поведения.

Немаловажную роль играют ролевые игры. Примеряя различные роли, ребенок переживает, определяет для себя модель поведения.

Социальные ритуалы и образцы - учат устойчивой модели поведения в различных ситуациях.

Но ни один из вышеперечисленных механизмов не может реализован без различных видов деятельности в образовательной среде.

Основной вид деятельности дошкольника – это игра. И сейчас я покажу некоторые формы работы для социального развития с использованием материалов и предметов группы.

6.Игра «Качели»

Для этого я прошу выйти из зала 2 человека. Вот я вам дам маски ЕЖА и КОТИКА, одевайте их и возьмите слова. Сейчас мы обыграем ситуативную игру – историю на обучение навыкам поведения. Игра называется «Котик и еж». Обращение к залу - Представьте двух друзей, каждый из которых хочет покачаться на качелях.  Качелью у нас будет вот этот стул.

Обращение к залу: «Скажите, можно ли друзьям поссориться из-за качели?. ответ зала … «Как помочь друзьям не поссориться!». (выслушать ответы)

Правильно. А сейчас мы изобразим происходящую ситуацию.

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга - Котик и Ёжик.

Как-то они на прогулку пошли и на поляне качели нашли.

Ежик навстречу качелям шагнул,

Котик качели к себе потянул,

Котик: «Я первый!»,

а Ёжик: «Нет. Я!»

Не уступают друг другу друзья.

Котик обиделся: «Значит, ты, Ёж,

Мне как товарищ совсем не хорош».

Вопрос к залу: Как помирить друзей, сделать так, чтобы не было обидно? … Ответы

Давайте проинсценируем еще раз, но с веселым концом.

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга - Котик и Ёжик.

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ежик навстречу качелям шагнул….

Котик качели к себе потянул,

Котик сказал: «Покачаю тебя.

Мы ведь с тобою, Ёжик, друзья!»

Итак, чтобы не ссориться - Нужно уметь договариваться.

Вывод: Проведение этих игр и упражнений способствует формированию у детей умений замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей и персонажей, умения выражать черты характера и эмоции свои лично и партнера, усвоению моральных норм и правил поведения.

4 блок игр, сделан акцент на формирование целостного представления о собственном «Я» и отработку коммуникативных навыков в коллективе. Цели и задачи упражнений на данном этапе – формировать у ребенка умение принимать во внимание точку зрения другого, структурирование и систематизация представлений о себе и другом ребенке, формирование устойчивого межличностного взаимодействия, оценочного отношения к себе, сверстникам, своему поведению и поведению других.

Примером этого блока игр могут служить коллективные музыкальные игры, я предлагаю в нее поиграть всем.

7.Игра «Чух-чух паровозик..»

- Завершить нашу встречу я хотела бы притчей, которая передается из уст в уста уже более тысячи лет. Она взята из жизни и повторяется даже в наше время, когда мы наблюдаем трудности в семье, разногласия между отцом и матерью, ссоры между детьми и проявления агрессии в отношениях родителей и детей.

Восточная притча «Пророк и длинные ложки».

Один православный человек пришел к Илье-пророку. Его волновал вопрос об аде и рае, ведь он хотел прожить праведную жизнь.

«Где ад и где рай?» — с этими словами он приблизился к пророку, но Илья не ответил. Он взял, спрашивающего за руку и повел через темные переулки в какой-то дворец. Через железный портал вошли они в большой зал.

Там толпилось много людей, бедных и богатых, закутанных в лохмотья и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на открытом огне стоял большой горшок с бурлящим супом. По всему помещению распространялся приятный аромат. Вокруг горшка толпились люди с худыми щеками и запавшими глазами, каждый из которых пытался достать себе немного супа. Человек, который пришел с Ильей-пророком, удивился, потому что ложки, которые имелись у каждого из этих людей, были такого же размера, как и они сами. Только на самом конце ложки были из дерева, а в остальной своей части, в которую поместилось бы столько еды, что она могла насытить человека, они были из железа и поэтому раскалялись от горячего супа. С жадностью голодные пытались зачерпнуть себе еды, но никому это не удавалось. С трудом они вытаскивали свои тяжелые ложки из супа, но, так как они были очень длинные, даже самому сильному не удавалось донести ложку до рта. Самые быстрые обжигали себе руки и лицо или выливали суп на плечи своих соседей.

С руганью они кидались друг на друга и дрались теми самыми ложками, с помощью которых могли бы утолить свой голод. Илья-пророк взял своего спутника за руку и сказал: «Это ад».

Они вышли из зала, и адского крика стало не слышно. Пройдя через длинные мрачные коридоры, они оказались еще в одном зале. Здесь тоже было много народу. В середине зала тоже бурлил в котле суп. У каждого из присутствующих в руке было по такой же громадной ложке, как и у тех, кого Илья и его спутник видели в аду. Но люди здесь были упитанные, и в зале слышен был только легкий, довольный гул голосов и шорох опускаемых в суп ложек. Каждый раз у котла стояло по два человека. Один набирал ложкой суп и кормил другого. Если для кого-то ложка была слишком тяжелой, то помогали двое соседей, так что каждый мог спокойно поесть. Как только один утолял голод, подходил следующий. Илья-пророк сказал спутнику: «Это рай!»

Ведущий: - «Ад» — это работа рядом друг с другом, но напротив друг друга; каждый только за себя самого и против других. «Рай», напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения с другими. Обе группы — люди в раю и люди в аду — имеют одинаковые или похожие проблемы. Но где они живут, в раю или в аду, зависит от того, как они эти проблемы пытаются решить.

- Рай и ад — в нас самих. Мы имеем возможность выбирать. Насколько велик этот шанс выбора, определяется большей частью нашим опытом, тем, как мы научились решать свои проблемы, и нашей готовностью использовать свой опыт.Спасибо всем за участие!» Пусть исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Всего вам большого и светлого...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация многофункционального дидактического пособия «Весёлый куб» на методической площадке по теме: «Игра как механизм социализации, в рамках социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»

Пособие представляет собой куб из шести граней-решеток для раковины, соединенных при помощи цветных ленточек, которые имеют задания, носящие игровой характер. Внутри куба расположены пластмассовы...

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...

Механизм управления реализацией задач социально-коммуникативного развития детей в рамках ФГОС дошкольного образования (текст)

Текст к презентации на тему:  "Механизм  управления реализацией задач социально-коммуникативного развития детей в рамках ФГОС дошкольного образования"...

Механизм управления реализацией задач социально-коммуникативного развития детей в рамках ФГОС дошкольного образования (презентация)

Механизм  управления реализацией задач социально-коммуникативного развития детей в рамках ФГОС дошкольного образования...

Экскурсия в кабинет медицинской сестры в рамках социально - коммуникативного развития. Подготовительная к школе группа

Целью данной экскурсии были сразу несколько программных задач: расширить представления детей о профессии врача и медсестры; познакомить с медицинским кабинетом его оборудованием и назначением; ра...

Метод проектов, как средство достижения образовательных результатов в рамках социально-коммуникативного развития детей

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» стоит на первом месте во всех примерных дошкольной образовательной программы неслучайно. Главной её целью является формиро...

Экскурсия в кабинет медицинской сестры в рамках социально - коммуникативного развития. Подготовительная к школе группа

Целью данной экскурсии были сразу несколько программных задач: расширить представления детей о профессии врача и медсестры; познакомить с медицинским кабинетом его оборудованием и назначением; ра...