СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «СУПЕРМАРКЕТ (для детей старшего дошкольного возраста)
план-конспект занятия (старшая группа)

Шемякина Оксана Сергеевна

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «СУПЕРМАРКЕТ

(для детей старшего дошкольного возраста)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_5.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛОТИННОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД, ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД № 189 «СОЛНЫШКО»

 

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «СУПЕРМАРКЕТ

(для детей старшего дошкольного возраста)

Воспитатель: Шемякина О.С.

                                                 2019 год

Задачи:

  • познакомить детей с понятием «Супермаркет»
  • сформировать у детей умение развивать сюжет на основе полученных математических знаний, передавать в игре трудовые действия работников супермаркета
  • способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия в игре между детьми, активизировать диалогическую речь
  • воспитать уважение к труду работников супермаркета

Предварительная работа:

Беседа «Поведение в общественных делах»

Беседа «Деньги, вчера, сегодня, завтра»

Экскурсия в магазины «Магнит». «Теремок», «Монетка» с родителями, наблюдение за работой продавца, покупателя, кассира.

Дидактическая игра «Магазин», «Назови магазин»

Просмотр мультфильма «Осторожно обезьянки» (2 серия) – случай в кондитерской

Роли-

Ролевые действия:

Администратор - Подбирает товары для магазина (продовольственные и промышленные); выдаёт товар в разные отделы продавцам, делает объявления, помогает продавцам в рекламе товара.

Продавцы продтоваров и промтоваров — Раскладывает товар на витрине, обслуживает покупателя, берут выбранный у него товар, взвешивают его, наклеивают ценник.

Покупатели — Покупают нужный им товар, оплачивают покупку на кассе, складывают покупки в сумку, соблюдают правила поведения в общественных местах.

Кассир — Пересчитывает товар, берёт деньги (или карточку), выдает сдачу, чек, товар

Построение ролевого диалога:

Администратор -Распределяет товар по отделам, следит за порядком.

Продавцы - Общаются между собой о количестве проданных товаров, их качестве.

Покупатели - Рассказывают о качестве предлагаемых товаров, рекламируют их, советуют что купить.

Атрибуты игры: вывеска «Супермаркет»; вывески отделов «Игрушки», «Хлеб», «Фрукты-овощи», «Молоко», «Книги», «Бытовая химия», «Кондитерские изделия», макеты хлебобулочных изделий (соленое тесто), муляжи конфет, шоколада, печенья, фруктов, овощей, бейджики, столы-прилавки, кассовые аппараты, весы, упаковочный материал, тележки, корзинки для товара, ценники, сумки, деньги, карточки, кошельки различные коробки, банки, мелкие игрушки, книжки, волшебный мешочек.

Примерный ход игры:

Дети стоят полукругом.

Воспитатель: Ребята, как выдумаете, откуда к вам домой попадают продукты, одежда, мебель?

Дети: Из магазина.

Воспитатель: А какие магазины вы знаете?

Дети: Продуктовый, промтоварный, мебельный, магазин бытовой техники, магазин игрушек, книжный магазин, магазин канцелярских товаров.

Воспитатель: Молодцы! Много назвали магазинов! А скажите, ребята, если такой магазин, в котором можно купить все сразу: молоко и хлеб, мыло и стиральный порошок, посуду, игрушки, тетради с ручками и даже ошейник для собаки? Прямо волшебство какое-то! А ведь такой магазин существует на самом деле! Называется он «Супермаркет». Кто-нибудь слышал про такой магазин?

Дети: Да!

Воспитатель: Хорошо! Как вы думаете, чем отличается супермаркет от обычного магазина?

Дети: В супермаркете товары можно брать самим, а в магазине нет.

Воспитатель: Правильно, ребята. Если в обычном магазине товар нам выдает продавец, то в супермаркете товар мы выбираем сами и кладем в корзину или в тележку.

Как вы думаете, для чего нам нужна тележка в супермаркете?

Дети: Чтобы класть туда продукты, чтобы было удобно нести к кассе.

Воспитатель: Правильно, ребята! В супермаркете предлагают нам не только большой выбор товаров, но и некоторые услуги: например, корзины,  камера хранения, где люди могут оставлять пакеты и сумки (воспитатель обращает внимание на фотографии). А также, в супермаркете предлагается не одна касса, а несколько.

Как вы думаете, почему?

Дети: Много людей.

Воспитатель: Правильно, ребята, обычно в супермаркете много покупателей. И каждый хочет побыстрее расплатиться за товар. Поэтому для людей предложено несколько касс.

Обратите внимание, ребята, как в супермаркете расположены товары. Товары лежат на полках, в холодильниках,  в корзинах так, чтобы покупатели могли свободно взять их, посмотреть цену, внешний вид товара, определить срок годности (не испорчен ли продукт) .

Супермаркет разделен на отделы. Каждый отдел имеет название. «Отдел бытовой химии», «Отдел молочных продуктов», «Отдел хлебобулочных изделий», «Мясной отдел», «Отдел игрушки».

Как вы думаете, для чего?

Дети: Чтобы человек находил тот товар, который ему нужен.

Воспитатель: Правильно!

Давайте теперь поговорим о том, кто работает в «Супермаркете». Может, вы мне поможете?

Дети: Продавцы, охранники.

Воспитатель: Итак, в супермаркете работают продавцы, которые помогают найти тот или иной товар, взвешивают, упаковывают; кассиры, которые считают общую стоимость покупки, принимают деньги, карточки, за товар, выдают сдачу, чек и пакеты (по желанию покупателя). Есть еще человек, который следит за состоянием товара, его сроком годности, раскладывает товар на прилавке, развешивает ценники. Это администратор. Также ни один супермаркет не обходится без охранников. Они следят за порядком, смотрят, чтобы люди не прятали товар в кармане или не съели его по пути к кассе.

Воспитатель: Ну, что, ребята, может мы поиграем в игру?

Давайте распределим роли. В этом нам поможет волшебный мешочек. Каждый из вас достает картинку, с изображением того, чью роль он будет исполнять.

Перед началом игры, после распределения ролей, напомнить детям о том, как должен покупатель разговаривать с продавцом, а продавец с покупателем. Предложить одно из главных условий игры: без слов «Будьте добры», «Пожалуйста», «Спасибо» товары не отпускать, не предоставлять услуги.

Администратор   магазина объявляет об открытии «Супермаркета», приветливо встречает покупателей. Покупатели расходятся по отделам и делают покупки. Все товары имеют цену в рамках программного материала (счет до 10-20). В игру введены весы для взвешивания продуктов.

По ходу игры дети выполняют свои роли:

Продавец вежливо здоровается с покупателями, предлагает товар, рассказывает о нем, дает посмотреть, показывает, как с ним обращаться, говорит, сколько стоит, взвешивает товар, упаковывает его и наклеивает ценник.

Покупатель выбирает товар, подходит с ним к кассе, заплатив названную сумму (деньгами, карточкой) и взяв чек, получает у него свой товар.

Кассир считает общую стоимость покупки, принимают деньги, карточки, за товар, выдают сдачу, чек и пакеты (по желанию покупателя).

Охранник следит за порядком, смотрит, чтобы люди не прятали товар.

В ходе игры в отделе «Кондитерские изделия» ставится проблемная ситуация.

Администратор  по радио объявляет о новом поступлении товара, предлагает покупателям купить его.

Игра «Расфасуй печенье»

Дети приходят в кондитерский отдел, где им предстоит расфасовать печенье в коробки нужной геометрической формы, расположив их правильно (согласно цифре и количеству углов на коробке)

Дети, располагая коробки рядом с цифрами, выясняют, что лишней остается круглая коробка.

Вопрос: Можно без пересчета узнать, где больше (меньше) печенья? (нет)

Администратор: Уважаемые покупатели, если вам понравился вновь поступивший товар, то можете его купить.

Окончание игры

Администратор  по радио предупреждает, что рабочий день «Супермаркета» заканчивается, предлагает покупателям определиться со своими покупками и приглашает завтра посетить магазин. После того, как покупатели покидают магазин, продавцы наводят порядок в «Супермаркете» и на своих местах.

В конце игры подводим итоги.

Воспитатель: Ну что, ребята, понравилась вам игра?

Дети: Да!

Воспитатель: Вы заметили, как работники супермаркета разговаривали с покупателями? Как они помогали им, вели себя культурно, были вежливыми. Но и покупатели показали себя с лучшей стороны.

Хотелось бы вам, чтобы в настоящей жизни так и происходило?

Дети: Да!

Воспитатель: На память о сегодняшней игре я хочу вам подарить книги (детские книги).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проект сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей старшего дошкольного возраста»

1.Расширять  знания детей о труде врача, медицинской сестры, о способах оказания первой медицинской помощи. Формировать умение заботиться о собственном здоровье.2.Учить детей передавать в игре пр...

Роль сюжетно-ролевой игры в социализации детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевые игры - это особый вид игровой деятельности дошкольников. Они становятся ведущим видом деятельности, в которой развивается личность ребенка; происходит развитие всех психических процесс...

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.

Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...

Конспект сюжетно- ролевой игры « Банк» для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» Раздел: «Игра»

Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие  способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значе...

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Тема: «Сюжетно-ролевая игра «Банк» для детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Формирование у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк».Задачи:Систематизировать знания детей о банке и банковских служащих на основе полученных знаний.Расширять словарный з...