РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА
статья (младшая группа)

Философова Мария Николаевна

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…» Е. И. Тихеева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvivayushchaya_predmetno.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ  СРЕДА В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА

С каждым годом количество ясельных групп в дошкольном учреждении увеличивается, что соответствует возрастающей потребности общества. Возрождение такой системы работы осуществляется не только на базе традиционных методов , но и с использованием современных концепций.

Основу одной из них составляет особое внимание к социальным условиям жизни детей раннего возраста, складывающимся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды. При этом в центре внимания находится современный интерьер групповых помещений, включающий в себя оборудование, мебель, игрушки как необходимую составляющую развивающей предметно-пространственной среды.

Значение окружающей среды для детей раннего возраста сложно переоценить. Именно в этот периода интенсивно развивается центральная нервная система, анализаторы, с помощью которых ребенок получает разнообразную информацию из окружающего мира. Поэтому важно создать вокруг него атмосферу ярких впечатлений.

Камфорной является среда, которая эстетически и функционально выдержана для пребывания в ней детей раннего возраста. При ее создании следует учитывать следующие принципы:

  • Научности-составляет основу всех разработок, посвященных проблеме раннего возраста, позволяет принимать решения исходя из объективной реальности и прогнозирования конечного результата;
  • Опоры на зону ближайшего развития- личность ребенка может формировать только в тесном сотрудничестве со взрослым ( Л.С. Выготский)
  • Непрерывности и целостности-реализуется через систему групп кратковременного пребывания ( когда ребенок переходит из одной группы в другую, обеспечивается его всестороннее развитие: физическое, эмоциональное, познавательной, речевое и т.д.;
  •  Совмещение игровой и познавательной деятельности детей;
  • Постепенного усложнения обучающих заданий и условий игр.

Кроме того, особенностями развивающей среды должны быть яркость и насыщенность помещения. Окружающий мир пробуждает в нас различные эмоции. Чтобы украсить пространство, человек использует цвет, который представляет собой мощное средство, способное менять настроение и поднимать жизненный тонус. Ребенок, заходя в первый раз в дошкольное учреждение, групповую комнату, опирается на визуальный анализатор, т.е. вначале оценивает помещение, окружающие предметы, а потом уже обращает внимание на доброжелательность и приветливость воспитателей. Хотя это тоже немаловажный фактор в деле адаптации детей раннего возраста.

        Душевное благополучие малыша зависит от микроклимата социальной среды, в которой он растет. Таким образом, центральной задачей при организации развивающей среды становится обеспечение здоровья, т.е. полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни.

        Для того, чтобы среда выполняла свое основное назначение -создавала условия для полноценного развития ведущих видов детской деятельности, она должна удовлетворять следующие требования:

  • Соответствовать возможностям ребенка на границе перехода к следующему этапу его развития;
  • Содержать как известные ребенку компоненты, так и проблемные, подлежащих исследованию, т.е. соответствовать уровню развития когнитивной сферы ребенка;
  • Быть неисчерпаемой, информативной для ребенка, удовлетворяя его потребность в новизне, преобразовании и самоутверждении;
  • Соответствовать корригирующей и компенсирующей направленности содержания воспитательного процесса; быть системной, т.е. отвечать определенному возрасту и содержанию деятельности детей, а также отражать основы национально культуры.

По мнению доктора медицинский наук Н.М. Щелованова, в групповой комнате должны быть задействованы все три пространственные зоны: пол, стены, потолок. С одной стороны, это призвано обеспечить концентрацию внимания на выделяемых фрагментах, а с другой- направлено на обеспечение комфортного пребывания ребенка в ДОУ.

        При помощи мебели помещение можно разделить на шесть зон. В первой –игровой зоне для мальчиков- размесить крупный конструктор, большие машины, гараж, подъемный кран и т.д. Дети свободно могут подойти к полке, взять нужную игрушку, сеть на коврик и поиграть с ней. Во второй-игровой зоне для девочек- обустроить парикмахерскую, магазины и театр. Третья-зона отдыха, или релаксации. Сидя в креслах или лежа на удобном диванчике, дети могут рассматривать книжки, вместе с воспитателем играть в пальчиковые игры. Четвертая-зона продуктивной деятельности. В ней расставлены столы, за которыми воспитанники учатся разукрашивать, клеить, изучать цвет, форму и .т.д.

В пятой зоне- природном уголке- представлен широкий выбор материала, с помощью которого дети знакомься с животными и растительным миром., временами года, их признаками и .т.д. И последняя, шестая, зона призвана обеспечить взаимодействие с родителями. Актуальную информацию они могут получить благодаря витринам, на которых выставляются поделки детей. О жизнедеятельности воспитанников в ДОУ можно судить по фотографиям в фотоальбоме , на снимках которых изображены дети во время самостоятельной игровой , организованной образовательной деятельности и различных мероприятий.

        Созданная среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности детей. Для расширения творческого потенциала, а также создания побудительного положительного эмоционального настроя педагогами ДОУ широко используется подвески, которые крепятся непосредственно к потолку. Они позволяют дополнить целостный образ какого-либо уголка.. Так, например, подвеска над природным уголком, сделанная из картонных труб с добавление природного материала, позволяет расширить и обогатить кругозор детей. Подвеска над зоной отдыха имеет округлые формы и оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние: сидя на мягком диване или кресле, воспитанники разглядывают плавно крутящий шар, что способствует релаксации и снятию напряжения. Подвеска над театром вносит завершенность в театральную композицию, придает ей элементы волшебства и сказки.

        Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в группе детей раннего возраста должна быть комплексной, т.е. отвечать не только санитарным нормам, но и эстетическим требованиям и носить развивающий характер. Наряду с эти она должна быть гармоничной, соответствующей возрастным психофизическим показателями развития детей, а следовательно, учитывать передовые принципы зарубежного и отечественного дизайнерского искусства. В этом случае использование особых стилевых решений , инновационных пособий помогает снизить уровень психоэмоциональной напряженности, улучшить микроклимат в группе, смягчить последствия стрессовых ситуаций, что способствует всестороннему и гармоничному развитию ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Конспект коррекционно - развивающего занятия во второй группе раннего возраста Познавательно- конструктивная деятельность. Тема: «Ворота»

Вниманию педагогов, представляю конспект коррекционно - развивающего занятия  во второй группе раннего возраста. Познавательно- конструктивная деятельность. Тема: «Ворота»...

Конспект коррекционно - развивающего занятия во второй группе раннего возраста Развитие речи Тема: «Транспорт»

Вниманию педагогов предлагаю конспект занятия для детей второй группы раннего возраста.Тема: "Транспорт"В котором использованы различные виды деятельности....

Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.

Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...

Конспект коррекционно - развивающего занятия во второй группе раннего возраста Познавательно конструктивная деятельность. Тема: «Дорожка».

Конспекткоррекционно - развивающего занятия во второй группе раннего возрастаПознавательно конструктивная деятельность.Тема: «Дорожка»....