ПОТЕНЦИАЛ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Орлова Елена Владимировна

В статье рассматривается проблема социализации личности ребенка дошкольного возраста в процессе работы с народной сказкой. Автор исходит из понимания дошкольного детства как возраста постижения культуры и «выращивания» в ней личности, периода социализации личности ребенка, приобщения его к культурному наследию социума.

Ключевые слова: социализация личности, сказка, поликультурное образование, дошкольный возраст.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2_orlova_e.v.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Е.В. Орлова,

ГБОУ г. Москвы школа 842,

elenaorlova.elena@yandex.ru

ПОТЕНЦИАЛ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ

ВОСПИТАННИКОВ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В статье рассматривается проблема социализации личности ребенка дошкольного возраста в процессе работы с народной сказкой. Автор исходит из понимания дошкольного детства как возраста постижения культуры и «выращивания» в ней личности, периода социализации личности ребенка, приобщения его к культурному наследию социума.

Ключевые слова: социализация личности, сказка, поликультурное образование, дошкольный возраст.

ФГОС ДО определены воспитательные ориентиры дошкольного образования, направленные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою Родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Приоритетом развития личности ребенка дошкольного возраста является социализация [3].

Поликультурное воспитание – чрезвычайно важный аспект в педагогике, так как оно содействует полноценной социализации личности в полиэтническом мире, создает основу для уважительного отношения к культуре своего народа в сочетании с аналогичным отношением к культурам других народов.

Период дошкольного детства – это возраст постижения культуры и становления в ней личности. Поэтому одной из основных задач, поставленных перед педагогами, является приобщение детей к культурному наследию социума, введение ребенка в него. В нашем образовательном учреждении (ГБОУ № 842, дошкольные отделения) проводится работа, направленная как на социализацию ребенка дошкольного возраста, так и работа, направленная на формирование и сохранение культурного многообразия народов России, развитие у дошкольников духовных ценностей, уважения и доброжелательного отношения к культуре и традициям народов других стран, формированию умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и вероисповеданий. В дошкольном отделении (г. Москва, г. Зеленоград, к. 115) создана необходимая среда: приобретен дидактический материал, оформлены фотоальбомы, созданы презентации для ознакомления дошкольников с символикой, обычаями, традициями разных народов, действует музей. Педагоги создали аудиотеку фольклора народов России (стихи, песни, сказки). Составлен каталог народных игр. Для проведения фольклорных праздников и развлечений были сшиты детские национальные костюмы. Разработана и успешно реализуется программа познавательного развития «Фольклорные праздники». Уже несколько лет школа является инновационной площадкой, на которой реализуется проект «Современная технология эффективной социализации детей в ДОУ и школе: проектирование модели взаимодействия».

Социализация – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизведения индивидом социального опыта, социальный норм. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу [3].

Социализация выполняет в обществе три основных задачи: интегрирует индивида в общество, в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей; способствует взаимодействию людей в следствии принятия ими социальных ролей; сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ образцов поведения.

Ч. Кули считает, что личность проходит такие стадии социализации: имитацию – копирование поведения взрослых; игровую –  детское поведение как исполнение роли; групповые игры – роль как ожидаемое от нее поведение. В процессе социализации различают первичные и вторичные формы [3].

Для эффективного взаимодействия в обществе надо обладать определенным набором навыков и знаний, необходимых для существования.

«Образовательная ситуация Московского региона характеризуется культурно-языковым многообразием, языковая среда московского региона нестабильна, в Москве процессы движения мигрантов весьма активны, в перспективе активность данных процессов вряд ли будет снижаться» [4: с. 9].

Ребенок, который родился в данном социокультурном обществе, испытывает большие проблемы адаптации к данному обществу; для ребенка, рожденного в другой культурной среде, этот процесс будет еще более трудным Каждый из нас хотя бы раз выезжал на отдых в страны с другим культурным укладом: традициями, языком; вспомните, как неловко чувствуем мы себя порой в тот момент. Именно так чувствует себя маленький ребенок в еще чужой стране. И наша задача как педагогов помочь ему не только адаптироваться, но и социализироваться в чужой для него культуре.

Современная реальность такова, что уже на уровне дошкольных учреждений мы сталкиваемся с многонациональным составом дошкольных групп. Группа, где работает автор настоящей статьи, тоже является поликультурной. Это группа детей младшего возраста, и в силу возрастных особенностей набор методов и приемов ограничен. Но есть одно средство, которое универсально подходит для детей любой национальности, – это сказка.

Педагогический подход к воспитанию ребенка с помощью сказки в психологии называют сказкотерапией. Это практическое направление с хорошо развитыми практическими данными и слабым теоретическим обоснованием, как отмечает И.В. Вачков. Как указывает он же, сказка выполняет две задачи: «задачу зеркала» и «задачу кристалла». Сказка помогает взглянуть на себя, на свои отношения со стороны, тем самым развивает самосознание [2].  Сказка помогает увидеть по-другому свои отношения и отношения между людьми, тем самым способствуя выстраиванию новых более конструктивных отношений.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождая его на протяжении всего дошкольного детства, и остается на протяжении всей жизни. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с человеческими взаимоотношениями и с окружающем миром в целом. Сказка играет особую роль в жизни ребенка. Через сказку ребенок знакомится с народной культурой, бытом, с пословицами и поговорками. А ведь именно это и есть социализация личности. Для ребенка, у которого русский язык неродной, сказка – это способ общения на понятном и доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки жизни в новом для него обществе.

Через сказку детям гораздо проще обучиться правильному звукопроизношению неродного для них языка, выполняя различные игровые задания, способствующие социализации личности. Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка и помогает развитию речи.

Сказка помогает понять ребенку, что он и его товарищи не такие разные. В.В. Анисимов провел исследование, где показал, что сюжеты многих народных сказок, песенок, поговорок схожи между собой [1]. Именно это позволяет успешно строить работу в нашей группе. В этом учебном году мы начали разрабатывать проект «Социализация ребенка дошкольного возраста в процессе театрализации сказки» и это не случайно, ведь дошкольный возраст – возраст сказки. В этом возрасте ребенок проявляет тягу ко всему волшебному.

С помощью сказки разработаны специальные упражнения, которые основаны на последовательном включении в деятельность ребенка сказок разного типа. Начиная с потешек и песенок, которые способствуют развитию моторики, переходят к сказкам формирующие пространственные представления и представления границ. Так, сказка «Колобок» формирует пространственное представление. Сказки «Рукавичка», «Теремок» формируют представления о границах. В сказках «Теремок» и «Рукавичка» нет главного героя, не отображены характеры, в них есть только проблемная ситуация и те, кто ее создают. Следующий уровень сказок - это сказки о социальных границах – правилах, например, «Кот, петух и лиса» или «Лиса и снегурочка» [1]. Эти сказки формируют противоположности можно-нельзя и свой-чужой, наглядно объясняя, почему это так. Следующий уровень направлен на осознание эмоциональной сферы ребенка. Постепенно сказка переходит от взаимоотношений зверей к отношениям людей, затем к отношениям людей с разным социальным положением. Таким образом, сказки формируют представления о социальных взаимоотношениях.

В каждой сказке всегда ставится проблема, которая социально значима и, как правило, разрешается и заряжает оптимизмом. При этом каждая сказка имеет свою мораль, каждая освещает какую-то новую ситуацию, с которой подрастающему человеку придется столкнуться в реальной жизни.

Но при выборе сказки надо руководствоваться не только ее занимательностью, доступностью ее содержания пониманию ребенка, но и ее моральной стороной, приемлемой для детей различных национальностей. Так, для народов Северного Кавказа волк – священное животное, и сказки, где волк оказывается в глупом, унизительном положении для них неприемлемы. Эти нюансы можно выявить при общении с родителями или во время «круга рефлексии» при общении с детьми [3].

Хотелось бы поделиться тем, как мы планируем строить нашу работу: так как дети еще маленькие, сначала мы знакомим их со сказками, проводим беседы о сказках (обсуждение сюжета, чему учит сказка, есть ли похожие сказки в культуре ребят, для которых русский язык не является родным). Широко используются игры, упражнения, микроэтюды, импровизации, иллюстрации, направленные на понимание морального аспекта пословицы, поговорки, сказки, а также игры по развитию речи; проводится работа по бытовым деталям сказки.

После этого проводится отработка интересных этюдов и сцен, создание на их основе инсценировки. Результатом (инсценировка сказки «Курочка Ряба») работы мы поделились с воспитанниками и педагогами.

Большим достоинством такой работы по социализации детей в поликультурной группе можно считать то, что и родители ребенка с неродным русским языком вовлекаются в эту работу. Ведь сам проект «Современная технология эффективной социализации детей в ДОУ и школе: проектирование модели взаимодействия» предполагает активную включенность родителей в группы и классы образовательного учреждения. Знакомство с культурой народа, традициями, языком страны проживания поможет всей семье адаптироваться к условиям жизни в новом для них обществе, понять и принять новые социокультурные отношения.

Литература

  1. Анисимов, В.В Тропою русской старины. – М.: Два капитана. 2016. 175 с.
  2. Горский, А. В. Мир первостихий. – Ростов н/Д.: Феникс, СПб.: Северо- Запад. – 2006. – 320 с.
  3. Гришаева, Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. Методическое пособие. – М.: Изд. «Вентана – граф», 2017 г. – 270 с.
  4. Модернизация комплексной системы обучения русскому языку детей мигрантов на начальной ступени образования: коллективная монография / Науч. ред.: Т.И. Зиновьева. – М.: Издательство «Перо», 2016. – 209 с.
  5. Чудо чудное: Русские народные сказки от А до Я. Составление, послесловие В.Г. Сокольского; художник С. Ковалев. – М.: Дом. – 2013. – 208 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Сочетанные диагнозы не являются препятствием на пути к освоению общеобразовательных и коррекционных  программ обучения, однако,требуют определенной корр...

Конкурс. Сценарий музыкальной сказки "Двенадцать месяцев" для воспитанников дошкольных учреждений

Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, в сказке отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем....

Социализация личности ребенка дошкольного возраста поликультурной группы в процессе работы над сказкой

Аннотация. В статье рассматривается социализация личности ребенка дошкольного возраста в процессе работы с народной сказкой.Период дошкольного детства - это возраст постижения культуры и «выращи...

План работы учителя-логопеда по социализации воспитанников

   Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими речевые нарушения, в коррекционно-логопедический процессе предполагает определенные цели и программу работы....

Работа по социализации воспитанников дома-интерната, имеющих интеллектуальные нарушения

В данной статье представлен материал о работе по социализации воспитанников дома-интерната, имеющих интеллектуальные нарушения...

Опыт работы «Социализация воспитанников ДОУ через трудовое воспитание»

Приобщение детей подготовительной группы  к труду...