Духовно - нравственное воспитание дошкольников
консультация

Наталия Малая

В дошкольном возрасте у ребенка формируются задатки нравственности, которые необходимо поддерживать и развивать. Только совместные усилия педагогов и семьи могут дать положительные результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Духовно-нравственное воспитание дошкольников.


         Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Они помогают сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры.      Но  воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и общества.


         Принципы духовно-нравственного воспитания
дошкольников.
 

Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства.

Гуманистическая  направленность  воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним). 

Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном пони мании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту). 

Кулътуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям регионов). 

Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ). 

Направления работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

  • Духовно-образовательное (ИОС, беседы, устные поучения).
  •  Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные ролевые, строительные, прогулки, экскурсии, походы).
  • Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты).
  • Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Формы работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию

  •  Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
  • Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
  • Проведение совместных праздников.
  • Просмотр презентаций, фильмов, использование ИКТ.
  • Экскурсии, целевые прогулки (по городу, району).
  • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
  • Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.
  • Творческие вечера.
  • Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.

             
Принципы организации ИОС по духовно-нравственному воспитанию.
Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход. В работе используются следующие методы: наглядный, словесный, практический. 

Наглядный метод

 используется во время: 

  • чтения педагогом рассказов;
  • экскурсий в картинную галерею;
  • наблюдений;
  • показа сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • проведения дидактических игр;
  • экскурсий по городу, целевых прогулок;
  • моделирования сказок.


Словесный метод

 представляется наиболее эффективным в процессе:

  • чтения литературных произведений воспитателем;
  • чтения стихотворений детьми, воспитателем;
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
  • ответов на вопросы педагога, детей;
  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
  • сообщения дополнительного материала воспитателем;
  • загадывания загадок;
  • рассматривания наглядного материала;
  • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
  • разбора житейских ситуаций;
  • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
  • чтения литературных произведений родителями.
    Практический метод

используется, когда необходимо: 

  • организовывать продуктивную деятельность;
  • провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
  • сшить кукол к сказкам;
  • организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, конкурсы, викторины;
  • провести экскурсии различной направленности;
  • организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
  • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Формы взаимодействия с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей

  • родительские собрания на духовно-нравственные темы;
  • открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
  • вечера вопросов и ответов;
  • проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ИКТ);
  • анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
  • индивидуальные консультации специалистов;
  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы.

Результаты работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

  • Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование, формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе;
  • Субъективное психо-эмоциональное благополучие.
  • Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
  • Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
  • Деятельное отношение к труду.
  • Ответственность за свои дела и поступки.


Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. 

                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"

Консультация для родителей  по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...