Моделирование развивающей предметно- пространственной среды как фактор выявления и развития способностей дошкольников
статья

Организация дошкольного образования в сельской местности имеет свою специфику по сравнению с городскими. В отличие от города здесь нет театров, минимальное количество детских студий и секций для дошкольников, поэтому дети ограничены в развитии своих способностей, общении со сверстниками, а детский сад является единственной возможностью для развития дошкольников. В связи с этим необходимо сделать все, чтобы посещение детьми детского сада было праздником, чтобы они не зависели от регионального месторасположения поселения, социального положения своих родителей и чувствовали себя равноправными членами современного общества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_razvivayushchey_sredy.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Моделирование развивающей предметно – пространственной среды как фактор выявления и развития способностей дошкольников».

Организация дошкольного образования в сельской местности имеет свою специфику по сравнению с городскими. В отличие от города здесь нет театров, минимальное количество детских студий и секций для дошкольников, поэтому дети ограничены в развитии своих способностей, общении со сверстниками, а детский сад является единственной возможностью для развития дошкольников. В связи с этим необходимо сделать все, чтобы посещение детьми детского сада было праздником, чтобы они не зависели от регионального месторасположения поселения, социального положения своих родителей и чувствовали себя равноправными членами современного общества.

Эффективные возможности для развития индивидуальности воспитанников с учетом их возраста, склонностей, интересов, уровней активности представляет предметно – пространственная среда, которая при правильной организации стимулирует развитие любознательности, инициативности, ответственности, исследовательского интереса, интеллектуальной и познавательной сферы. Среда становится основой для развития способностей каждого ребенка, воздействуя на эмоции детей, побуждает их к деятельности.

В соответствии с требованиями Стандарта дошкольного образования, в детском саду среда должна быть трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная.

 Чтобы соответствовать этим требованиям, необходимо дополнять и обновлять развивающую предметно – пространственную среду   новыми компонентами, изготовленными руками педагогов, которые стимулируют познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.  

Среди пособий, выполненных педагогами, особое место занимают тематические чехлы или маркеры игрового пространства.

С помощью маркеров дети могут самостоятельно организовать и преобразовать игровое пространство, разграничить зону игры. Они способствуют развитию мелкой моторики, координации, обогащению словарного состава, воспитывают культуру общения. Тематические чехлы способствуют развитию игровой деятельности, творческих и познавательных способностей.

Обучение дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эмоциональную, чувственную сторону его личности.

Доступной и интересной является музейная педагогика, как инновационная технология в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно – пространственную среду.

В беседах с детьми выяснили, что большая часть воспитанников ни разу не была в музее. Причины самые разные. Это и привело нас к идее о создании мини – музеев.

Каждый мини – музей - результат общения и совместной работы педагога, детей и родителей. Вместе с детьми приносят из дома экспонаты, пополняя музеи.

В «Кубанской горнице» дети имеют возможность окунуться в историю и национальный быт наших предков, проявить интерес к народному творчеству и родной культуре.  

Кубань – благодатный край, опоясанный горными хребтами и омываемый волнами Черного и Азовского морей. Благодаря огромным полям, засеянных пшеницей, Кубань заслуженно именуется житницей России.

В мини-музее хлеба дети могут узнать, как растили хлеб в старину и как это происходит сейчас, как выращивают злаковые культуры, формируют представление о ценности хлеба. Ребята знакомятся с профессией хлебороба, с их нелегким трудом. Работа, которая ведется в данном направлении, дает возможность прививать детям бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.  

А в мини – музее моря ребята могут познакомиться с загадочным и таинственным подводным миром, с его обитателями.  Сувениры и поделки из ракушек, разные виды кораблей - притягивают взгляды детей. Ребята с удовольствием используют в играх творческие экспонаты музея.  

Проведенный в детском саду конкурс поделок среди воспитанников, посвященный дню космонавтики, привел к созданию мини - музея «Космос – далекий и близкий». Попадая в музей космоса, дети с удовольствием рассматривают макеты космических объектов и планет Солнечной системы, знакомятся с разными созвездиями, знаменитыми космонавтами и их трудом. У детей развивается интерес к космонавтике как к науке, появляется первоначальное понимание астрономии. 

Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы на сегодняшний день очень актуально.

Игра в шахматы воспитывает усидчивость, способствует развитию у детей умения ориентироваться на плоскости, логическому мышлению, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, что благотворно влияет на дальнейшее обучение в школе. Решение всякого рода загадок, головоломок становится главным содержанием их познавательной деятельности. Но самое главное – учит создавать внутренний план действий, действовать в уме, что является ключевым для развития мышления в целом.

Обучение игре в шахматы – направление, в котором достижение эффективных результатов возможно только при условии привлечения родителей. Они посещают открытые занятия, принимают участие в круглых столах, мини – турнирах.  Организация семейного досуга посредством игры в шахматы помогает закрепить навыки, полученные детьми на занятиях, играет большую роль в создании дружеской, доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в старшем дошкольном возрасте

Активизация самостоятельной деятельности детей в развивающих цетнтрах старшей группы....

СОВРЕМЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА- ДОШКОЛЬНИКА

Помогает решить проблемы вовлечения  социальных партнёров в воспитательно-образовательный процесс и проблемы социализации детей....

Развивающая предметно - пространственная среда как фактор развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Развивающая предметно - пространственная средакак фактор развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников в соответствиис требованиями ФГОС ДО...

Развивающая предметно- пространственная среда как фактор развития ребенка

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной....

Комфортная развивающая предметно - пространственная среда как фактор развития детей дошкольного возраста

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.        ...