"Знакомство детей дошкольного возраста с осенними изменениями в природе"
методическая разработка

Щербань Анжелика Викторовна

Осень - одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. Знакомить детей с осенней природой важно начинать уже с первых дней учебного года. Начинается этот процесс в первую очередь на ежедневных прогулках. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.odt29.38 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство детей дошкольного возраста с осенними изменениями в природе

Автор: Щербань Анжелика Викторовна

Организация: ГБДОУ № 48 Калининского района

Населенный пункт: г Санкт-Петербург

Осень - одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. Знакомить детей с осенней природой важно начинать уже с первых дней учебного года. Начинается этот процесс в первую очередь на ежедневных прогулках. Детям предлагается понаблюдать за явлениями неживой природы Младших дошкольников учат замечать изменения погоды:

  • солнце светит, но не такое жаркое, как летом (в солнечную погоду - предложить протянуть рукик солнцу, чтобы они ощутили тепло «Сегодня солнышко греет, тепло»).Наблюдение в пасмурный день( небо серое, солнца нет, тучи спрятали солнце).
  • Часто идут дожди (в дождливый день наблюдение ведем за дождем из окна: как капли стучат по окну, как струйки воды стекают по стеклу, дождик холодный,не такой как летом, люди ходят в резиновых сапогах и под зонтиками).
  • Холодно (обращаем внимание на то, что люди стали тепло одеваться - «Одень куклу на прогулку», показываем, что одеваем кукле).
  • Ветер качает деревья (в ветряный день выносим на улицу вертушки, играя с ними дети наглядно представляют как дует ветер). Ветер срывает листья, которые падают кружась в воздухе (проводим игру «Мы осени листочки»).Длительные наблюдение за клёном и берёзой (учить детей сравнивать деревья по форме листьев и по цвету).
  • Окраску листьев (игра «Найди такой же»), принеси красный (желтый) листочек. Сделать карточки из листьев (найди листья одного дерева, одинаковые по цвету, величине, по убывающей величине листьев).
  • Наблюдение за осенними цветами (бархатцы, астры). По возможности пересадить цветы с клумбы в группу и наблюдать.

Воспитателю важно вызвать у детей первые эстетические переживания от восприятия красоты осенних деревьев. Это способствует не только слова педагога, но и осязательные ощущения дошкольников во время листопада: они ходят по сухим листьям, прислушиваются к их шуршанию.

Обратите внимание на цветники, рассматриваем вместе, обращаем внимание на форму и окраску цветов, на их красоту (астры, ноготки ) " Угадай растение по описанию"; урожай овощей «Вершки и корешки», «урожай на вкус» (овощи и фрукты), «Угадай что в мешочке» (овощи и фрукты), " Узнай по запаху" ( овощи и фрукты). Провести беседы " Как мы одеваемся осенью", "Что выросло на нашем огороде". Следует обратить внимание младших дошкольников на птиц. Лучше всего это делать, прикармливая птиц. В процессе кормления сообщаем, что прилетают разные птицы после наблюдений в группе в уголке природы вывешиваем картинки с изображением птиц, которые видели сегодня). Птиц все меньше с каждым днем, говорим, что птицы собираются в большие стаи и улетают в теплые края. В младшем возрасте дети узнают простейшие повадки остальных живых существ: насекомые прячутся, заяц меняет шубку, медведь ищет берлогу.

В среднем возрасте дети начинают усваивать более сложные понятия и закономерности. Наблюдая за явлениями неживой природы, они устанавливают причинно - следственные вязи: солнце светит мало, поэтому стало холодно, птицам не хватает пищи, их надо подкармливать. Ежедневно во время прогулки  отмечаем с детьми состояние погоды ( солнечный и пасмурный,дождливый день («Какая сегодня погода?» возвращаясь с прогулки, дети поворачивают на ту картинку, которая соответствует наблюдаемой погоде).

Отмечаем какие места освещены солнцем утром и во время вечерней прогулки. После многократных наблюдений дети делают вывод, что солнце совершает определенный путь. Осенью путь солнца короче.Проводим опыты ( солнце высушивает предметы). Повесить на солнечном участке кукольное бельё, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить в песочнице песок и понаблюдать как за время прогулки он высохнет. Обращаем внимание, как одеты дети, взрослые. (Одень куклу» - предлагаем подумать как одеваться на прогулку). «Две фотографии» -акая фотография сделана осенью? Как вы догодались?3ачем надели сапоги, куртку, тапку?3ачем девочке зонт?

Наблюдаем за облаками (на что вообще похоже облако?) темные облака на небе - тучи, сравниваем летний и осенний дождь (долгие, моросящие). После дождя лужи (можно предположить обойти и убедиться, "Какие они большие, задание детям средней группы где раньше высохнут на солнце или в тени).

В ветряную погоду - как двигаются облака (налево, направо), деревья качаются - почему? Сравниваем летний ветерок и осенний, предложите побегать в сторону ветра и против ветра (вертушки5 флюгер).

Проведем наблюдение за почвой: стала твердой, ее сложнее вскопать. Когда появляется ней (т.е настают первые заморозки).

Обращаем внимание на листья деревьев. Показать красоту осени (посмотрите с детьми вдаль на фоне неба какой лес, каких цветов больше). «Узнай дерево», «От какого дерева лист», «Деревья» - дети изображают деревья в руках листья, выполняют действия: дует ветер — качаются деревья, закружились листочки, полетели на землю. Сравниваем листья какого цвета были летом и осенью.

Знакомство с понятием «листопад», посидеть на скамейке и прислушаться как при ветре падают листочки с деревьев. Когда все листья упадут можно сравнить хвойные и лиственные деревья.

Предлагается в средней группе наблюдать за растениями цветника. Цветущих растений становится намного меньше («отгадай, что задумали - дети описывают цветущие растения»). Можно выкопать кустик астры, ноготков и принести в группу для наблюдений. Дети средней группы могут собирать семена (сравнивать), овощи («Помоги зайцу разложить овощи» по форме, по цвету, по размеру. «Магазин овощей» - описывают величину, цвет и форму. «Вершки и корешки» - дети делают движения руками.)

Наблюдение за птицами. Вместе с детьми прислушиваемся к звукам. Становится тише, ласточки и скворцы улетели, появились у домов новые птицы: галки, сороки, вороны.

Дошкольники средней группы не просто наблюдают, а сами подкармливают птиц. В холодное время очень трудно найти корм птицам. Кормушка на участке (внешний вид, повадки, поведение) зимующие, перелетные. Ребята средней группы замечают, что совеем невидно насекомых: бабочек, жуков. Мы рассказываем о лесных обитателях леса: белка запасает корм, еж ищет себе норку, медведь берлогу, заяц меняет шубку.

В старшей группе детей более подробно знакомят с доступными их пониманию связями в неживой природе, с влияниями неживой природы на жизнь растений и животных, труд человека.

Обратить внимание на дующие прохладные ветры,приносящие дожди и пасмурную погоду.Обратить внимание на утренние туманы и росы и объяснить причину этих явлений ( большая разница между дневной и ночной температурой воздуха.. Утренний туман, на лужах хрупкий ледок («Осень студит воду» почему так говорят в народе). В начале осени дети старшего возраста наблюдают что нeбo ясное с небольшими облаками, воздух прозрачен. В конце небо серое, часто в тучах.

Обратить внимание на то что насекомых стало меньше, объяснить почему, куда они исчезли, предложить поискать насекомых на участке.

Отмечают силу и направление ветра. Дети этого возраста уже могут характеризовать погоду: пасмурная, дождливая, холодная, ветряная.

Благодаря наблюдением за погодой у детей старшего возраста формируются представления о влиянии солнца на смену дня и ночи, о том, что солнце является источником света и тепла о роли его в жизни растений и животных. Использовать модель (Путь солнца», «Кому нужно солнце». Пословицы и объяснение пословиц.

Педагог помогает установить связь между листопадом и первыми заморозками.

Старшие дошкольники должны понимать знание листопада: опадая, листья оберегают деревья от потери влаги и замерзания, предотвращают обламывание

веток во время сильных ветров и снегов. Кроме того, опавшие листья защищают корни дерева от морозов, почву делают питательней.

Стихи об осени (воспитатель читает стихи по строчкам, а дети должны выбрать

соответствующие картинки). Кроме листьев наблюдаем за шишками и плодами

хвойных деревьев (шишки) - «С чьей ветки детки?». Интерес вызовет и такая игра - плоды одного дерева кладут к листья другого и предлагают детям устранить путаницу.

Поздней осенью детям старшего возраста показываем почки (находятся в состоянии покоя).

«Разведчики леса» - принесите красные листья и узнайте с какого дерева, где растет это дерево. На каком дереве больше желтых листьев. Показываем вблизи самое высокое и самое низкое дерево.

В старшем дошкольном возрасте знакомят с цветами осенними: однолетние,

многолетние - «Найди его по описанию».

Дети старшей группы сами участвуют в подготовке почвы (очищают цветник от сухих листьев, перекапывают).

Овощи: выставка овощей, привлечение детей к приготовлению овощного блюда.

Продолжается наблюдение за животными, птицами (зимними и перелетными).

Птицы улетают не от того, что холодно, ребята должны осознать связь между

падением температуры и оттоком пернатых: похолодание — увядание растений - исчезновение насекомых - отлет птиц. Первыми улетают стрижи, ласточки. В

начале осени журавли, а в конце скворцы, грачи, утки, гуси, лебеди.

Продолжается знакомство с повадками животных, воспитатель знакомит с сезонными особенностями образа жизни земноводных, связанных с условиями

среды (лягушка в тени бодрствует, а при наступлении холодов засыпает).

Подготовительная группа:

На прогулке дети самостоятельно находят признаки осени в окружающей природе.

При наблюдении за температурой и осадками дети находят различия между затяжными и кратковременными дождями.

Наблюдая за ветром дети должны самостоятельно дать характеристику ветру сильный, порывистый, слабый, кратковременный, ураганный.На пргулку выноситься флюгер.

Наблюдение за продолжительностью дня проводится с одного и того же места на участке детского сада.

Длительное наблюдения за созреванием плодов и семян деревьев и кустарников. В результате наблюдений сделать вывод, что у растений нет молодых побегов и свежей зелени, так как осенью прекращается рост растений.В конце месяца составляем календарь окрашивания листьев деревьев на участке детского сада.  

  • Ознакомление с термометром
  • Ведение календаря погоды
  • Кормушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дымковские сказки" блочно-тематический план знакомства детей дошкольного возраста с ДПИ

Данный блочно-тематический план разработан на основе новейших требований  в соответствии с государственным образовательным стандартом. В основе лежит личностно – ориентированный подход (реб...

Знакомство детей дошкольного возраста с русскими народными традициями. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Прощай, масленица!»

«Свой обычай в чужой дом не вноси» «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе» Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась у...

«Волшебный мир природы» ( Знакомство детей дошкольного возраста с миром природы в процессе проектной деятельности).

Введение.Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления.Дети открывают для себя новый мир, стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать,...

Консультация "особенности знакомства детей дошкольного возраста с природой".

В период дошкольного детства, в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры - осознанно правильного отношения к явлениям, объектам ж...

ЛЕПБУК КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ

Исследование иффективности использования новых интегративных технологий на базе детского сада....

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках программы «Хранители природы» по направлению «Открываем мир природы».

раВоспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.боты:...