Консультация "особенности знакомства детей дошкольного возраста с природой".
консультация по музыке (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Домникова Евгения Васильевна

В период дошкольного детства, в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры - осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_prirody_na_rebyonka_ogromno.docx16.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Влияние природы на ребёнка огромно. Дети ежедневно, в той или иной форме сталкиваются с её объектами или явлениями. Такое общение с окружающим обогащает чувственный опыт ребёнка, будит фантазию, и способствует возникновению различных вопросов, ответы на которые он не всегда может найти самостоятельно, без помощи взрослых.

Детей 3 – 5 лет желательно знакомить с явлениями и объектами ближайшего окружения: с растениями и животными, живущими в парке, в лесу, дома, во дворе; с сезонными явлениями, со свойствами воды и песка и т. д.

В этом возрасте ребёнку важно взаимодействовать с этими объектами и явлениями: посмотреть, потрогать, понюхать, послушать, попробовать на вкус, поэкспериментировать. В то же время взрослому не стоит перегружать детей информацией, так как это может привести к хаотичности знаний.

 Опираясь на чувственный опыт ребёнка, и используя наглядность во время прогулки, взрослый обращает внимание ребёнка на состояние погоды (Посмотри какая сегодня теплая погода, ярко светит солнышко, ему радуются птички, бабочки, цветочки…. И нам с тобой весело гулять). Если пошёл дождь, можно предложить ребёнку подставить ладошки, и таким образом он почувствует холодный дождь (осенью) или тёплый (летом).

Заинтересовать и привлечь внимание ребёнка может любой сказочный персонаж, например, старичок - лесовичок, его можно сделать из крупных еловых шишек, грецкого ореха и тонких веточек деревьев. Этот персонаж будет приходить в гости к ребёнку, приносить разнообразный природный материал, из которого получаются интересные поделки; приглашать на прогулку в парк или лес собирать природный материал.

Ребёнок будет рассматривать материал, ощупывать исследовать его. В результате будет развиваться восприятие ребёнка: он станет различать форму, цвет и другие части предметов.

Работа с природным материалом разовьёт внимание и мышление ребёнка: он рассматривая сделанный образец поделки или рисунок игрушки, анализирует из каких частей она состоит, из чего её можно сделать, и придумывает какой дополнительный материал потребуется. Не нужно забывать похвалить малыша, вместе с лесовичком, полюбоваться сделанной совместно игрушкой. Это вызовет у него желание выполнить новые, более сложные поделки, поможет преодолеть трудности, будет способствовать развитию таких качеств как настойчивость, умение доводить дело до конца.

Знакомясь с растениями парка, сквера, леса ребёнок учится отличать деревья от травянистых растений (У деревьев толстые, прочные стволы, у трав – тонкие и гибкие стебли, они легко гнутся и ломаются). Обратите внимание на разнообразную форму листьев, окраску и запах цветов. Прочтите ребёнку небольшое стихотворение, загадайте простые загадки о тех деревьях и цветах, которые встретились вам на прогулке.

Детская художественная литература о природе воздействует, как на сознание ребёнка, так и на его чувства. В сочетании с природоведческим наблюдением, книга поможет ребёнку внимательней присмотреться к окружающей природе, научит правильно её воспринимать.

Знакомя ребёнка с природой можно пользоваться условными значками обозначающими - домик, лес, воду; введение понятий «овощи», «фрукты», «грибы», «семена» помогут значки , которые можно придумать вместе с  ребёнком.

Вначале значки должен предложить взрослый, позднее ребёнок начинает придумывать их по аналогии со знакомыми.

Условными значками обозначают погоду, состояние природы, времён года и т. д.

Знакомство с сезонными изменениями в природе открывает широкие возможности для детского экспериментирования.

С наступлением холодов поведите простой опыт. Приготовьте несколько мисочек с сильно окрашенной водой и поставьте их на ночь на улицу. Утром обнаружив, что вода превратилась в лёд, спросите у ребёнка, кто подменил  ваши мисочки. Очень важно, чтобы он сам пришёл к выводу, что холод заморозил воду. Выясните, навсегда ли она такой останется, понаблюдайте за её таянием вспомните, бывают ли такие явления в природе (таят сосульки, снег, лёд). Почему это происходит? Подведите ребёнка к выводу, что при похолодании вода замерзает, при потеплении нет.

Интересными объектами для экспериментирования являются снег, лёд, вода, песок, воздух.

Знакомясь с природой, получая необходимый чувственный опыт, ребёнок открывает для себя новый мир. Поддерживая интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу, и эту любовь старались привить детям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дымковские сказки" блочно-тематический план знакомства детей дошкольного возраста с ДПИ

Данный блочно-тематический план разработан на основе новейших требований  в соответствии с государственным образовательным стандартом. В основе лежит личностно – ориентированный подход (реб...

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СКАЗКОЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

В статье дан анализ работы по проекту "За добро добром платят", итогом которого является экологическая сказка "Об одиноком красавце дубе"....

Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром через проектную деятельность

Проектная деятельность дошкольников является уникальной современной технологией обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно ориентированного подхода к образованию: в мат...

Знакомство детей дошкольного возраста с русскими народными традициями. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Прощай, масленица!»

«Свой обычай в чужой дом не вноси» «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе» Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась у...

«Волшебный мир природы» ( Знакомство детей дошкольного возраста с миром природы в процессе проектной деятельности).

Введение.Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления.Дети открывают для себя новый мир, стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать,...

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ ЛЕТОМ. ПРОГУЛКИ В ПРИРОДУ

Окно в природу ребенку приоткрывают прежде всего родители. С первых шагов человек постигает мир, учится понимать время, осваивает пространство. Природа занимает, радует, а иногда пугает ребенка. Дети ...

"Знакомство детей дошкольного возраста с осенними изменениями в природе"

Осень - одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. Знакомить детей с осенней природой важно начинать уже с первых дней учебного года. Начинается этот процесс в первую о...