«Традиции и ремесла русской культуры»
проект (подготовительная группа)

Проект НОД с использованием современных образовательных технологий с детьми подготовительной группы

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nod.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

Проект НОД

с использованием современных образовательных технологий

с детьми подготовительной группы

Тема: «Традиции и ремесла русской культуры»

Сотавитель:

Педагог-психолог

                                                                                         Первой квалификационной категории

Шувалова Екатерина Владимировна

Цель:

Расширить представления детей о традициях русской культуры.

Задачи:

Обучающие:

  • Формировать опыт применения знаний у детей о русских национальных традициях и праздниках, об особенностях русского костюма и народных ремеслах, через знакомство с предметами одежды и домашнего обихода (косоворотка, сарафан, кокошник, лапти, картуз, кузнец, дружинник, пахарь, гончар, купец, ткачиха, прядильщица, кружевница и др.);

Развивающие: 

  • Развивать речевую активность, совершенствовать навык анализа предложений, навык фонематического анализа и синтеза, обогащать активный словарь за счет слов: ремесло, ткет, кует, прядет, вышивает, выжигает, лепит, пашет, торгует, стоит на дозоре,  и др.
  • Развивать интерес детей, их любознательность и познавательную мотивацию, зрительно-моторную координацию, понимание пространственных отношений, концентрацию внимания,  память, мышление и  творческие способности;
  • Развивать навык балансировки и равновесия, координацию движений крупной и мелкой моторики.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение и любовь к русской народной культуре.
  • Воспитывать интерес к совместной деятельности со сверстниками, развивать чувства общности, формировать внимательное и уважительное отношение к людям и окружающему миру в целом.

Реализуемые образовательные области:

  1. Социально-коммуникативное развитие;
  2. Познавательное развитие
  3. Речевое развитие
  4. Физическое развитие
  5. Художественно – эстетическое развитие

Оборудование:

  • развивающая игра « Формидо»,
  • развивающая игра  «Подбери пару»,
  • развивающая игра «Сенсино»,
  • игровой тренажер « Кочки на болоте»,
  • развивающая игра «Тастаро»,
  • развивающая игра «Пощупай рукой, определи ногой»

Проектирование НОД

  • чтение художественной литературы

«Русские народные сказки, былины, древнерусские повести»

изд. Детская литература 1979 г.

Русские народные сказки: «За дурной головой – ногам работа», «Горшок», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Мужик и медведь», «Барин-кузнец», «Летучий корабль», «Чудесная рубашка», «Два Мороза», «Как Весна Зиму поборола», «Пастушья дудочка», «Чудесные лапоточки», «Волшебная дудочка».

«Рассказы и сказки русских писателей» изд. Детская литература 1980 г.

Ушинский К. «Хлеб», «Как рубашка в поле выросла», «Как Мите сшили сюртук», «Куй железо, пока горячо».

Маршак С. «Двенадцать месяцев»

Одоевский В. «Мороз Иванович»

  • Проведение олимпиады «Я люблю свою Родину», совместных праздников «Масленица», «Сбор урожая».
  • беседы с детьми о традициях и праздниках русской культуры
  • просмотр фильмов, видио роликов «Ремесла Древней Руси»
  • рассматривание картин русских художников, иллюстраций, изображений одежды, ремесел и праздников на Руси
  • рисование, лепка из глины, роспись по дереву
  • взаимодействие с родителями, посещение экскурсий «Гончарное дело»
  • посещение Русского музея и Эрмитажа

Ход совместной деятельности

Педагог: (От лица куклы в национальном русском костюме)

Здравствуйте гости дорогие!

Приветствую, вас, девицы-красавицы и добры молодцы!

Милости прошу в мою избу!

Горница у меня небольшая

Да красивая какая!

На убранство поглядите.

Да про всё мне расскажите!

Как вы думаете, куда мы попали? (Ответы детей)

Педагог: Ребята, отгадайте, о чем в загадке говориться?

В избе — изба,

На избе — труба.

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идёт. (Печка)

Педагог: Да, печка, а как вы думаете, для чего же нужна была печь в избе? (Ответы детей)

В ней готовили еду, она дом обогревала, на ней и спали.

В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину этой комнаты занимала русская печка. Про неё в народе говорили:  «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная».

Педагог: В каждой избе есть «красный угол».

Кто знает, что значит красный угол?  (Ответы детей)

(Красный значит красивый, красный угол самое красивое место в избе.

Почетного гостя всегда усаживали за стол в «красный угол»).

Педагог: Ребята, а вот еще послушайте загадку.

Прячет бабушка там вещи 
сапоги, кафтан, сюртук. . 
Вы мне дружно все скажите 
Этот шкаф зовут ...(сундук)

Педагог: А вам интересно посмотреть, что в этом сундуке? Вот только сундук закрыт, а ключ зашифрован. Давайте откроем сундук?

Развивающая игра « Формидо».

Дети работают по образцу, собирают ключ к  зашифрованному замку.

Педагог: Давайте посмотрим, что же носили раньше на Руси?

Подскажите, как они называются? (Ответы детей)

(Сарафан, косоворотка, лапти, картуз, кокошник и др.)

Ребята скажите, а почему рубашка так интересно называлась - косоворотка?

(Ответы детей)

(Косоворотка - это рубаха с косым воротом, их носили на выпуск, не заправляя в штаны).

Как вы думаете, каких цветов носили сарафаны и что означали их цвета? (Ответы детей)

(красного обозначающего тепло, праздник, желтого олицетворение солнца, голубого символ неба молодости и коричневого обозначающего Землю – кормилицу.)

Педагог - психолог:

Предлагаю вам устроить поудобнее и послушать рассказ «СМОРОДИНКА» 

Евгений Пермяк

Танюша много слышала о черенках, а что это такое - не знала.
Однажды отец принёс пучок зеленых прутиков и сказал:
- Это смородиновые черенки. Будем, Танюша, смородину сажать.
Стала Таня разглядывать черенки. Палочки как палочки - чуть длиннее 
карандаша. Удивилась Танюша:
- Как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков, 
ни веточек?
А отец отвечает:
- Зато на них почки есть. Из нижних почек пойдут корешки. А вот из этой, 
верхней, вырастет смородиновый куст.
Не верилось Танюше, что маленькая почка может стать большим кустом. И 
решила проверить. Сама решила смородинку вырастить. В палисаднике.
Перед избой, под самыми окнами. А там лопухи с репейником росли. Да такие
цепкие, что и не сразу выполешь их.
Бабушка помогла. Повыдергали они лопухи да репейники, и принялась 
Танюша землю вскапывать. Нелёгкая это работа. Сперва надо дёрн снять,
потом комья разбить. А дёрн у земли толстый да жёсткий. И комья твёрдые.
Много пришлось поработать Тане, пока земля покорилась. Мягкой стала да 
рыхлой.
Разметила Таня шнурком и колышками вскопанную землю. Все сделала, как 
отец велел, и посадила рядками смородиновые черенки. Посадила и 
принялась ждать.
Пришел долгожданный день. Проклюнулись из почек ростки, а вскоре 
появились и листочки.
К осени из ростков поднялись небольшие кустики. А еще через год они 
зацвели и дали первые ягоды. По маленькой горсточке с каждого куста.
Довольна Таня, что сама смородину вырастила. И люди радуются, глядя на 
девочку:
- Вот какая хорошая "смородинка" у Калинниковых растет. Настойчивая. 
Работящая. Черноглазая, с белой ленточкой в косе.

Как вы думаете, какая была Таня?

(Ответы детей)

Качества есть  и у предметов.

Развивающая игра «Тастаро» - (можно заменить пазлами)

Педагог-психолог:

Перед вами  перевернутые картинки с изображением разных предметов.

Вы берете одну картинку, называете ее изображение и описываете одним словом:

какой он? Например: «Рыбка - золотая»  и кладете на стол.

(На столе оказывается 8 картинок).

Подумайте –  что общего есть у этих предметов, назовите пары и объясните почему? (звезда  – месяц, рыба – рожок,  машина  – корабль,  цветок – башня).

Запомните,  кто с кем дружит, проговорим вслух все вместе: звезда яркая – месяц серебристый, рыба золотая – рожок вкусный и т.д.

Возьмите каждый одну картинку с фоном, назовите  ее с качеством  и слово пару.

Найдите вашей картинке ее образ, силуэт внешний и внутренний. Вернитесь к изображениям  и составьте последовательность: картинка, фон, силуэт внешний, силуэт внутренний, сам образ. (Дети выкладывают последовательность)

 Вы справились с трудной задачей и назвали  различные качества, характеризующие не только людей, но и предметы.

Педагог: Ребята, как вы думаете, что помогло сформировать у мужчин - силу, смелость, ловкость, а у женщин  – аккуратность, мягкость, трудолюбие? (труд)

На Руси люди всегда много трудились и детей к труду приучали рано. Девочки осваивали прялку, шили одежду, вышивали, помогали по дому. Мальчики помогали  в поле пахать землю, сеять пшеницу, пасти скот, работали на мельнице, в кузнице.

 ( рассматривание слайдов ).

Развивающая игра « Сенсино»

Педагог: А давайте мы выберем ремесло, которым бы мы хотели заниматься! (Используется два настольных «Сенсино».

Дети делятся на команду девочек и мальчиков. На 12 магнитов ставятся магнитные фишки, на которых наклеены картинки с изображением различных видов труда. Задача игроков найти в норках пару геометрической фигуре.

Определить мужской это или женский труд)

Учитель - логопед: Ребята, а мы с вами знаем много пословиц о труде. Давайте вспомним их.

Игра «Доскажи пословицу».

Учитель –логопед: Я буду говорить начало пословицы, а вы продолжаете.  (Дело – мастера… боится. Труд кормит, а… лень портит. Делу - время,… потехе - час. Без труда не вытащишь… и рыбку из пруда. Терпенье и труд… все перетрут. Маленькое дело,  лучше… большого безделья. Сделал дело,… )

Игровой тренажер «Кочки на болоте»

 Ребенку, правильно продолжившему пословицу, необходимо  прошагать слова пословицы по кочкам, четко проговаривая их. Остальные дети выкладывают пословицу из фишек.

Развивающая игра «Пощупай рукой, определи ногой»

 Игра «Зашифрованное слово». Картинки наклеены на диски с поверхностями (Ремень, Ель, Мельница, Емеля, Сарафан, Лапти, Облако)

Учитель-логопед: Ребята, посмотрите, тут спряталось слово. Разгадать его мы сможем, назвав первые звуки в названии этих картинок. Но прежде нам нужно определить в какой последовательности эти картинки должны быть. (Какой звук будет первый, какой второй и т.д.)

Учитель-логопед: Возьмите каждый по картинке, и я возьму одну. Найдите пару той поверхности, которая оказалась у вас в руках, положите диск в отверстие на коробке сверху. (Коробки пронумерованы от 1 до7.) У меня первая картинка-  Репа, первый звук [РЬ], это согласный звук, он мягкий. У кого на коробке была цифра два? Назови свою картинку и первый звук в названии этой картинки.(Ель, первый звук [Е] это гласный звук. По первым звукам отгадать слово (РЕМЕСЛО). Затем выкладываем схему слова из синих, зеленых и красных геометрических форм).

Учитель-логопед: Ребята, слово ремесло мы сейчас употребляем редко, вместо него мы используем слово профессии. Я предлагаю вам поиграть в слова, у которых одно значение, но разное произношение.

Игра «Тогда и сейчас»

Показывается слово и называется старинное слово, а детям предлагается назвать это же слово, как звучит сейчас (очи-глаза, изба-дом, рушник-полотенце, лучина-лампочка, колыбелька-кроватка, кушак-пояс, чугунок-кастрюля, картуз-кепка)

Педагог: Мы с вами и узнали, что на Руси люди трудились от мало до велика, но не забывали про отдых и праздники.  Наши предки любили водить хороводы в чистом поле, общались с природой. И я предлагаю вам отдохнуть на природе! Посмотрите, перед нами два дерева, дуб и береза. Дуб, какой? ( Дуб сильный, могучий, ).

 А березка какая? (Береза  стройная, ласковая, нежная)  Как вы думаете, какое дерево олицетворяло мужской мир, а какое женский?( Дуб –мужское, а береза- женское)  Почему? (Дуб как мужчина сильный , могучий. Береза как женщина нежная, стройная, ласковая)

Педагог: Как в древности, так и сейчас  дуб олицетворяет мужское начало, а березка женское. Наши предки использовали силу природы, они могли подойти в трудную минуту к деревьям, обнять их, попросить помощи. Перед нами два дерева, и мы сейчас оденем их листьями, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?

( о мужских и женских качествах, одежде,  ремеслах). И сейчас вам нужно назвать мальчикам - качество, одежду и ремесло мужское, а девочкам - женское.

Развивающая игра «Сырный ломтик»  

Педагог: Ребята, договоритесь, кто из вас проведет  фишку вверх, кто вправо, кто влево. Все стороны очень важны, ведь листья у дерева есть со всех сторон. Закрепите листочки.( используется два  «сырных ломтика. Дети проводят фишку «одевают» деревья)

Педагог: Девочки и мальчики скажите, где мы с вами побывали?( в избе девицы –красавицы) Что вам понравилось? Действительно - Мальчики и девочки разные, но у нас много общего, мы любим играть и в дружбе обогащаем друг друга, любим свой народ и дорожим историей.

Педагог: 

Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела – 
Далеко ушла Россия
От страны, какой была!
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперед,
Но преданья старины
Забывать мы не должны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание детей на традициях русской культуры (из опыта работы)

В статье рассказывается о духовно-нравственном воспитании детей на традициях русской культуры....

Нравственно-патриотическое воспитание детей на традициях русской культуры.

Методы работы, успешно применяемых не только мной, но и воспитателями нашего детского сада в работе с семьей по патриотическому воспитанию...

Коспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Путешествие в старину (Русская культура и традиции)"

Изучение наследия русской культуры и исскуства помогает составить представление об окружающем мире и исторических преобразованиях, происходящих в сознании человека, а приобщение к мааетиальной ультуре...

Использование знаний русской культуры и традиций русского народа в ООД и режимных моментах.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают чувство гордости за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. ...

Конспект занятия для детей второй группы раннего возраста «Пчёлки» по нравственно-патриотическому воспитанию Тема: «Дорога в волшебный мир русских традиций» Приобщение к истокам русской культуры.

Цель: Знакомство с русскими народными играми и потешками, через русскую сказку «Репка».Задачи:Обучающие: обогащать кругозор детей и развивать их эмоциональный потенциал;Развивающие: развив...

Творческий проект "Русская обереговая кукла - источник приобщения детей к русской культуре и традициям"

Проект приобщен к году народного единства и нематериального культурного наследия народов России...