Формирование культуры поведения дошкольников в игровой деятельности.
методическая разработка (старшая группа)

Кауфман  Евгения Викторовна

Формирование культуры поведения дошкольников в игровой деятельности.

Старицына  Евгения Викторовна

Цель опыта работы ‒ представить педагогические возможности игровой деятельности для успешного формирования культуры поведения дошкольников.

Проблема: Воспитание этических норм поведения у ребенка — имеет социальную значимость. В условиях нивелирования обществом на современном этапе отдельных культурных эталонов, недостаточного внимания в семье к обозначенному аспекту воспитания дошкольному образовательному учреждению отводится ведущая роль в обозначенном направлении. 

Гипотеза: успешному воспитанию культуры поведения у детей дошкольного возраста будут способствовать следующие педагогические условия:

-  обогащение представлений о правилах и этике поведения;

-  формирование положительного эмоционального отношения к выполнению правил поведения;

-  использование проблемных и реальных жизненных ситуаций, моделируемых в игровой деятельности, для закрепления усвоенных правил поведения; пополнения личного опыта культурного поведения;  - подбор, разработка и использование системы игр, направленных на воспитание культуры поведения, которые опираются  на коммуникативный подход, учитывают речевое  и возрастное  развитие детей.

Актуальность. В настоящее время размыты нравственные ориентиры, что выражается в не сформированности на достаточном уровне культуры поведения  подрастающего поколения. Прослеживается тенденция сегодняшнего дня, когда педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками, зачастую грубо нарушают элементарные нормы поведения. Преимущественно  это находит выражение в несоблюдении отдельных общепринятых правил поведения, неумении согласовывать свои действия, адекватно реагировать на замечания и выражать свои желания, просьбы. Поэтому в отечественной педагогике и психологии особое внимание уделяется формированию культуры поведения дошкольников и культуры общения со взрослыми и сверстниками как ключевого ее компонента.

В обозначенном контексте, с учетом особенностей возрастной категории целесообразно использовать природную потребность ребенка-дошкольника в игре и желание играть. Включаемая в целостный педагогический процесс, игра будет являться средством воспитания и обучения.

Современная педагогическая наука выделяет специальное направление - игровую педагогику, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия.

В связи с этим, перед системой дошкольного образования стоит важная задача  - в различных формах  и видах деятельности, используя педагогический потенциал игры, в системе формировать  культуру поведения воспитанников.

Объектом представленного опыта работы выступает культура поведения дошкольников.

Предмет – игровая деятельность как оптимальная форма воспитания культуры общения дошкольников.

 

Задачи:

- изучить, проанализировать научную, научно-педагогическую, методическую литуратуру по проблеме формирования культуры поведения дошкольников посредством использования педагогического потенциала игры;

- систематизировать методические, дидактические материалы из опыта работы формирования культуры поведения и культуры общения дошкольников в игровой деятельности; представить собственные разработки в обозначенном направлении;

- усовершенствовать  систему формирования культуры поведения и культуры общения дошкольников посредством разработки и апробации методических и дидактических материалов в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, использования различных форм работы по взаимодействию дошкольного учреждения и семьи в обозначенном направлении.

- определить условия эффективного использования игровых форм работы, обосновав их потенциальные возможности при формировании культуры поведения и культуры общения дошкольников.

Целевая направленность опыта работы:

– способствовать формированию в поведении дошкольника этических стереотипов;

- формировать умение выбирать нужное поведенческое решение соответственно ситуации;

- развивать умение говорить и слушать других;

- способствовать овладению основами этических норм.

Приоритетные методы в опыте работы:  включенное наблюдение, учебно-теоретические и практические (изучение и анализ педагогической и методической литературы, образовательных интернет-ресурсов; анализ, обобщение и систематизация практических разработок из передового опыта работы педагогов в направлении использования игровой деятельности в процессе формирования культуры поведения дошкольников, разработка авторских материалов соответствующей направленности; использование контрольно-диагностического инструментария для отслеживания уровня сформированности культуры поведения и культуры общения воспитанников.

Методологическая база. Имеется ряд содержательных работ философского, социологического, этнографического, психологического, педагогического характера в обозначенной области. Так, проблеме культуры поведения, определению ее наиболее важных характеристик, трактованию категорий «культура поведения» и «культура общения» посвятили свои исследования А. Леонтьев, Н. Богуславская, М. Лисина, Н. Стадник,                 О. Кульчицкая, А. Мудрик, В. Семиченко, Ф. Хмель и др.. Проблема воспитания культуры поведения дошкольника нашла свое отражение  также в научно-методических разработках Т.И.. Бабаева, Т. И. Ерофеева, М. Н. Сокольникова, которые подчеркивают значение культуры взаимопонимания в старшем дошкольном возрасте для развития дружеских, гуманных отношений к сверстникам; в работах Р. С. Буре, 3.С. Целенко, Е. В. Субботского, Л. С. Римашевской — вопросы сотрудничества и партнерства.

Изучение игровой деятельности старших дошкольников дает основания рассматривать культуру взаимопонимания как необходимое условие развития детских игровых и реальных взаимоотношений, так как процесс игры выступает как игровой диалог, способ понимания и проникновения в смысл действий и намерений партнера, связанные с организацией общей деятельности (А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева, Н. Я. Михайленко и др.).

Практическая значимость.

На сегодня:

- представлено теоретическое основание ведущей роли игровой деятельности в формировании культуры поведения дошкольников;

- создан банк игровых заданий, дидактических игр, электронных ресурсов по обозначенной проблеме, ведется систематизация существующих и разработанных игр, презентационных материалов, программных средств по различным возрастным группам, уровням сложности и тому подобное.

- определены условия эффективного применения игровой деятельности в представленном направлении;

 - в систему работу включены разработанные и систематизированные материалы;

- осуществлен промежуточный контроль и диагностика уровня сформированности культуры поведения.

Результативность и перспективность разработки опыта работы. На данном этапе разработки опыта работы систематизированы материалы и проведена диагностика блока «Культура общения» как составляющего представленного общего направления формирования культуры поведения дошкольника. Анализ диагностики детей  свидетельствует об эффективности выбранных методических подходов, что обуславливает в дальнейшем разработку блоков «Культура деятельности» и «Культурно-гигиенические навыки и привычки».

Методические рекомендации по формированию культуры поведения дошкольников посредством игровой деятельности.

Формирование навыков культуры поведения имеет определенные закономерности, которые непосредственно связаны  с возрастными особенностями дошкольников. В тот или иной возрастной период определенные способы педагогического воздействия более или мене действенны. При этом ведущими универсальными (подходящими для каждой возрастной группы) способами, которые необходимо использовать в комплексе, можно назвать следующие: приучение, упражнение, проблемные ситуации (в общении), пример для подражания, словесные методы (беседа, разъяснение), дидактические игры.

Осуществление работы  по развитию культуры поведения дошкольников проходит непосредственно в образовательной деятельности, совместной и самостоятельной  деятельности воспитателя и родителей с детьми, которая позволяет каждому ребёнку с учётом возрастных, индивидуальных особенностей развивать коммуникативные способности, соблюдать общепринятые правила поведения. Особенность этой работы заключается в том,  что вся деятельность носит игровой и занимательный характер, что и обуславливает выбор дидактической игры как наиболее оптимального метода формирования культуры поведения дошкольников.

Учитывая  результаты проведенной диагностики, базируясь на необходимости организации работы по формированию культуры поведения дошкольников, взяв за основу воспитательно-образовательный потенциал игры как  методического приема, можно обозначить логику работы по воспитанию культуры поведения дошкольников средствами игры.

Обозначенная работа предполагает определение цели и задач,  составление перспективного плана  по данному направлению, подбор форм работы с педагогами и родителями, повторную диагностику.

В  работе по формированию культуры поведения средствами игры следует соблюдать  такие принципы: учёт возрастных особенностей дошкольников; комплексный подход; активное сопровождение организации и проведения дидактической игры словесными методами (беседа, проблемная ситуация, игра-драматизация, художественное слово);

-сочетание различных форм организации деятельности (занятия, совместная, самостоятельная деятельность);

Работу логично разбить на следующие этапы:

I этап: подготовительно- диагностический: направлен на изучение уровня культуры поведения, уровня коммуникабельности, психологии общения, стилей взаимодействия воспитателя детского сада с детьми 4 – 6 лет в рамках учебно-воспитательного процесса, изучение представления дошкольников о культуре поведения и речевого общения, диагностику культуры поведения у детей дошкольного возраста (инструментарий для проведения диагностики и её результаты представлены в блоке «Мониторинг процесса реализации методической темы»).

II  этап: обучающий: освоение ребёнком правил культуры поведения с помощью дидактических игр, проведение просветительской работы среди родителей, повышение методической грамотности педагогов в аспекте организации и проведения дидактических игр, направленных на формирование культуры поведения (игры как материал для обучения правилам общения предложены в блоке «Методическая продукция»); перспективный план по формированию навыков культуры поведения, разработанный на основе данной темы, определяющий  деятельность педагогов и детей во всех формах взаимодействия, представлен  в блоке «Методическая продукция»).

III этап: заключительный: закрепление полученных знаний, количественный и качественный анализ повторной диагностики, сравнительный анализ с результатами первичной диагностики.

Следует отметить, что проводимая работа наиболее результативна, если находит продолжение в семье. Поэтому в блоке «Методическая продукция» представлены формы взаимодействия с родителями, используемые для решения задач.

Результат по формированию культуры поведения (со стороны деятельности воспитателя) проявляется в режимных моментах, где дошкольники, кроме учебных занятий, ведут себя в естественных для них условиях и применяют усвоенные навыки и знания. Если же возникают проблемы асоциального плана (например, дети приносят ненормативные эталоны поведения из семьи, улицы и т.п.), то педагогу необходимо внести корректирующий момент в свою деятельность по воспитанию культуры поведения.

Разрабатывая определенную методологическую тему, апробируя в педагогической деятельности игровые подходы при формировании культуры поведения, мы пришли к определенным ВЫВОДАМ:

1.              Одним из оптимальных и эффективных средств воспитания культуры поведения дошкольников является игра, поскольку она выступает не только средством оптимизации и стимуляции процесса обучения, но и важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения детей.

2.              Игра обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, даёт возможность отдохнуть, вносит в содержание досуга бесконечные сюжеты, сохраняя при этом свою самоценность, способствуя неосознанному решению детьми сложных жизненных проблем.

3.              Культура поведения дошкольника рассматривается как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями. В содержании культуры поведения дошкольников условно выделяют следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.

4.              Воспитание культуры поведения непосредственно связано с воспитанием культуры общения. Культура общения рассматривается как важнейшая составная часть общей поведенческой культуры и необходимое условие нравственного развития личности. Выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками основано на уважении, доброжелательности, соблюдении требований вежливого, тактичного поведения в общественных местах, в быту.

5.              Успешно сформированные навыки культуры поведения дают дошкольнику направление деятельности и по мере их усвоения становятся нужными самому ребёнку: он начинает опираться на них. А заложенные в детстве основы культуры общения  с помощью умелого использования педагогом направлений в работе и методов по формированию культуры общения дошкольников во многом определяют формирование личности ребёнка в будущем.

6.              В дошкольном возрасте, а особенно в старшем дошкольном возрасте, навыки культуры поведения  детей постепенно переходят в привычку, становятся естественной потребностью, потому, что дети овладевают элементарными представлениями о нормах, элементарных правилах и т.д.  Поэтому наряду с показом образцов культуры поведения  детей в различных ситуациях следует специально упражнять их, создавать в игровой и занимательной форме различные проблемные ситуации.

7.              Процесс воспитания культуры поведения достаточно сложен, предполагает сознательное и глубокое применение педагогом богатого арсенала различных методов и приемов, среди которых игра занимает одну их ведущих позиций, что обусловлено возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста: именно в игре формируется произвольность поведения, подчинение требованию «надо», а не «хочу», снимается познавательный эгоцентризм, когда ребенок начинает учитывать наличие других точек зрения на события и предметы действительности. Изменяются в игре и познавательные процессы.

8.              Среди  оригинальных методов и приемов организации игровой деятельности дошкольников, направленных на формирование культуры поведения, выделяют дидактическую и сюжетно-ролевую игры в качестве оптимальных и эффективных методических приемов.

9.              Развивающий и воспитывающий потенциал игровой деятельности обеспечивает формирование и воспитание культуры поведения, совершенствование языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций, способствует воспитанию нравственных качеств личности, её эмоциональной и волевой сфер.

10.          Результаты диагностики уровня сформированности навыков культуры поведения у дошкольников свидетельствуют о том, что воспитание культуры поведения детей должно начинаться с личности взрослого – воспитателя и родителя, его активизация зависит от уровня развития профессиональной рефлексии педагога и от грамотно построенной работы по взаимодействию дошкольного учреждения и семьи. Совместная деятельность дошкольного учреждения и семьи - главный фактор решения общей задачи - воспитания культуры поведения дошкольников.

11.          Педагогическими условиями успешного использования игр в процессе воспитания культуры поведения дошкольников выступают следующие: гуманизация взаимоотношений между взрослыми и детьми во всех формах учебно-воспитательной работы в дошкольном учреждении, создание позитивного эмоционального климата взаимоотношений детей в коллективе, взаимодействие дошкольного учебного учреждения с родителями, повышение педагогической культуры родителей как активных участников формирования основ культуры поведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_1.docx49.6 КБ

Предварительный просмотр:

                          Методическая разработка.

Дидактические игры тренингового характера, направленные на воспитание культуры поведения дошкольников в общении

«Найдем волшебные слова»

Цель: упражнять детей в выполнении правил речевого этикета.

Ход игры

Водящий сидит или стоит спиной к детям. Нужно подойти к нему и ласково сказать какие-нибудь волшебные слова. Водящий должен угадать, кто его позвал, и ответить. Нужно называть друг друга ласково, по имени, например: «Спасибо, Сережа» — «Пожалуйста, Наташа».

«Секрет»

Цель: учить детей различным способам установления контактов со сверстниками на основе этикетных норм.

Оборудование: сундучок с мелкими вещицами и игрушками.

Ход игры

Всем участникам игры ведущий раздает из красивого сундучка по «секрету» (пуговицу, бусинку, брошку, мелкую игрушку и т. д.), кладет «его» в ладошку и зажимает в кулачок. Игроки ходят по комнате и ищут способы уговорить кого-то показать свой секрет. Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким детям найти общий язык со всеми участниками игры.

«Подарок на всех»

Цель: развивать умение выбирать позитивный стиль поведения в конфликтной ситуации, сотрудничать со сверстниками.

Оборудование: цветик-семицветик.

Ход игры

Детям предлагается ситуация: «Вы получили в подарок для группы цветик-семицветик. У него только семь лепестков, а детей гораздо больше. Каждый ребенок может загадать только одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Но лепестков на всех не хватит. Как быть?

Вариант 1. Участники игры спонтанно решают возникшую конфликтную ситуацию. После необходимо обсудить с детьми, удаюсь ли каждому высказать свое желание, и как сделать так,   чтобы можно было высказать желания всех детей.

Вариант 2. Провести конкурс на лучшее желание и загадать лучшие, выбранные детьми.

Вариант 3. Предложить детям разделиться на 7 групп по числу лепестков и договориться о желании.

Дети могут выбирать группу в соответствии со своими желаниями. Необходимо проследить, чтобы желания в каждой группе не повторялись.

«Рукавички»

Цель: развивать умение налаживать партнерские отношения в совместной деятельности.

Оборудование: вырезанные из бумаги пары рукавичек в количестве, равном количеству пар участников игры, по три карандаша или фломастера на каждую пару.

Ход игры

Ведущий раскладывает рукавички с одинаковым, но не раскрашенным орнаментом по всему помещению. Дети расходятся в поисках своей «пары». Отыскавшиеся пары с помощью трех карандашей (фломастеров) стараются как можно быстрее совершенно одинаково раскрасить рукавички.

Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются.

Победителей награждают аплодисментами.

«Гуляем по парку»

Цель: формировать у детей способность устанавливать отношения сотрудничества с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Ход игры

Участники игры-тренинга делятся на «скульпторов» и «глину». Скульпторы «лепят» из глины свои скульптуры: зверя, рыбу, птицу, игрушку и т. д. Затем скульптуры замирают, а скульпторы гуляют по парку, отгадывая их названия. Только участники меняются ролями. Педагог — главный эксперт, ему нравятся все изваяния и он их хвалит.

«Поводыри»

Цель: развивать эмпатию, учить ролевому поведению, способам общения с людьми, имеющими какие—либо особенности.

Ход игры

Вариант 1. Играющие разбиваются на пары. Один ребенок с открытыми глазами стоит впереди. Другой — на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впередистоящего, встает с закрытыми глазами. Это «собака-поводырь» и «слепой». Поводырь сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, затем скорость движения постепенно увеличивается. Пары меняются ролями.

Вариант 2. «Поводырь» и «слепой» активно общаются друг с другом, согласовывая направление и скорость движения.

Вариант 3. «Бабушка» и «внук», «дедушка» и «внучка», держась за руки должны вместе преодолеть препятствия (пройти по узкой тропинке, обойти лужу, перешагнуть через ручеек, начерченный мелом, и т. д.). «Внуки» заботливо подсказывают «слепым» старикам, как им лучше двигаться.

«Луноход»

Цель: способствовать усвоению детьми норм и правил отношений управления и подчинения в условиях сотрудничества.

Оборудование: индивидуальные «пульты управления».

Ход игры

Участники игры делятся на пары. Половина детей — «луноходы», вторая половина — работники «центра управления», которые на расстоянии с помощью «кнопок» и команд управляют движением «луноходов» к определенной цели. В эту игру хорошо играть на участке, на пересеченной местности.

Выигрывает та пара, которая благодаря четкому выполнению команд «центра управления» наиболее согласованно и дружно преодолевает все препятствия, не допустив при этом никаких столкновений и аварий. Затем дети меняются ролями.

«Приветствие гостей»

Цель: упражнять детей в применении норм этикета, принятых в нашем обществе и других странах при встрече гостей, используя при этом вербальные и невербальные средства общения; воспитывать доброжелательность и гостеприимство.

Ход игры

Вариант 1. В гости к детям прилетели в голубом вертолете известные сказочные герои: Чебурашка и Крокодил Гена, Буратино, Дюймовочка, Карлсон и доктор Айболит. Необходимо по-разному поприветствовать и принять гостей, учитывая, что Чебурашка еще маленький, а доктор Айболит уже старенький.

При приветствии использовать вербальные и невербальные средства общения (мимику, жесты), соблюдать следующие правила:

  • смотреть в глаза гостю,
  • улыбаться, слегка наклонив голову.

В ходе игры уточняется, когда уместно говорить слово «привет». Можно ли его говорить своему другу? взрослому?

Вариант 2. Гостями могут быть представители разных стран. Как приветствовать иностранцев? Что означают их приветствия?

«Прощание»

Цель: способствовать усвоению норм и способов общения, принятых при прощании.

Ход игры

Воспитатель сообщает, что гостям пора улетать. Выясняет, что прощаться можно не только с помощью слов, но и движений — можно попрощаться кивком головы, глазами и т. д. Детям предлагается прощаться, используя вербальные и невербальные средства общения. Каждый ребенок может сам выбрать способ прощания.

«Приветствия»

Цель: учить детей употреблять «формулы вежливости» с учетом ситуации.

Оборудование: магнитофон.

Ход игры

Дети делятся на две подгруппы и встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии нескольких шагов. По сигналу партнеры приближаются друг к другу и обмениваются разнообразными приветствиями (рукопожатия, объятия, реверанс, кивок). Дети должны с помощью жестов, мимики, пантомимики, взглядов показать, как они рады друг другу.

«Назови ласково»

Цель: учить детей подбирать ласковые слова, образовывать уменьшительно-ласкательные слова и говорить их друг другу. Воспитывать дружелюбие, ласковость, нежность.

Игровые действия: дети встают в круг. Выбирается водящий – Фея Нежность. Этот ребенок по очереди дотрагивается волшебной палочкой до всех детей в круге. Выбранный ребенок говорит нежные слова соседу справа (слева). Например, милый, дорогой Ванечка. И т.д.

Правила игры: думать, правильно образовывать и подбирать слова, слушать внимательно ответы товарищей, при необходимости – помогать.

Оборудование: волшебная палочка.

«Круг желаний»

Цель: содействовать развитию речи детей, коммуникативных навыков, мышления. Воспитывать миролюбие, твердое желание творить добро.

Игровые действия: дети становятся в круг и, передавая игрушку по очереди, друг другу, высказывают свои пожелания. Например, «Я хочу, чтоб все зло на планете исчезло». И т.п.

Оборудование: любая игрушка (мяч, кукла, мишка и т.п.).

«Вспомни сказку»

Цель: закреплять у детей знания содержаний сказок, рассказов. Учить анализировать и оценивать поступки героев. Воспитывать в детях желание совершать добрые дела

Игровые действия: дети вспоминают знакомые сказки и их героев, которые совершали добрые и злые поступки, анализируют и дают им оценку. За каждый ответ дети получают фишку. В конце игры педагог

Правила игры: вспомнить сказки, героев, дать оценку их поступков.

Оборудование: цветные фишки. Приз для победителя.

«ДОБРО — ЗЛО»

Цель: учить детей различать добрые и злые поступки. Воспитывать мирность, дружелюбие, взаимопомощь и согласие.

Игровые действия: дети становятся перед взрослым. Взрослый по очереди называет детям любые слова, обозначающие какие-либо поступки, действия. Если слово обозначает добро, добрые дела, то дети хлопают в ладоши. Если это слово – зло, дети грозят пальцем и топают ногами.

Водящим можно выбирать детей.

«ТАЙНЫЙ ДРУГ»

Цель: формировать доброжелательное, уважительное отношение к сверстникам.

Игровые действия: Сложить конверты с фотографиями детей в коробку и предложить каждому ребенку вытянуть один из них. Попросить детей не рассказывать, кто им достался на фотографии. Если кто-то вытянул свою фотографию, он вытягивает конверт снова. Объяснить детям, что тот человек, чью фотографию они вытянули, отныне становится их «тайным другом», и в течение последующих трех дней они должны тайно проявлять к нему как можно больше внимания. Предложить детям нарисовать портрет своего «тайного друга». Через несколько дней попросить детей угадать, кто был их «тайным другом» и провести с ними беседу о дружбе.

Оборудование: конверты по количеству детей, детские фотографии.

«Благородные поступки»

Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал: мячик

Ход игры:

Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию. Например, благородные поступки для мальчиков: называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку; защищать девочку; помогать девочке переносить тяжелые вещи; когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь девочке одеться, подать пальто и т. д.

Благородные поступки для девочек: называть мальчика только по имени; при встрече с мальчиком здороваться; хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, особенно в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки; и т. д.

ИГРА – ТРЕНИНГ «МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ ИЛИ ПОДРУГА»

Цели:

1. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера,

представление о дружбе.

2. Воспитывать уважение друг к другу.

3. Способствовать развитию творческого воображения и фантазии.

4. Воспитывать культуру общения между мальчиками и девочками.

- предложить вспомнить (а если надо и найти глазами) своего друга или подругу;

-увидеть какое настроение у них;

- передать все это в рисунке с помощью цветных карандашей;

- дополнить рисунок не хватающей частью лица (рот, глаза).

После выполнения задания дошкольники кладут свои работы на стол,

любуются ими, поддерживают дружескую беседу.

«КРАСИВЫЙ НАРЯД»

Цели:

1. Учить детей играть вместе, согласовывать замыслы, исполнять роли,

использовать атрибуты.

2. Предоставить возможность занять позицию взрослого.

3. Отражать в игре личный опыт и знания.

4. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Лада и Ваня играют в семью. Ваня предлагает девочке принарядиться. Для этого Лада сначала гладит кофточку, затем снимает юбку с вешалки и одевает все на себя. Ваня оценивающе смотрит на Ладу и говорит о том, что она прекрасно выглядит, ну как его мама всегда.

ИГРА-СИТУАЦИЯ «КИНОТЕАТР»

Цели:

1. Рассказать об устройстве кинотеатра.

2. Уточнить знания детей как надо вести себя в кинотеатре (культура общения).

После беседы педагога об устройстве кинотеатра, создается ситуация для проверки культуры общения мальчиков и девочек. Мальчики (не все) помогли отнести стулья девочкам. Потом все расселись и началось обсуждение – какое кино будем смотреть. Педагог при необходимости напоминает форму общения.

«МОСТИК»

Цель: учить детей реализовывать знание правил этикета в игровых и жизненных ситуациях; способствовать формированию навыков культуры поведения в общении с детьми разного пола.

Оборудование: гимнастическая доска или гимнастическая скамейка.

Организация и методика проведения

На полу лежит гимнастическая доска — это «мостик».

Вариант 1. Дети делятся на две команды: мальчиков и девочек. С двух сторон одновременно к «мостику» подходит по одному игроку от каждой команды. Кому идти первым? Мальчик вежливо помогает девочке пройти по «мостику» первой, подает ей руку, помогая сойти с «мостика», а затем идет сам. И так поочередно все дети. Воспитатель подчеркивает, что девочки нуждаются в особой заботе и внимании со стороны мальчиков. Но и мальчики «рыцари» заслуживают благодарности со стороны девочек. Поэтому в знак признательности девочки улыбаются мальчикам и благодарят за услугу и помощь.

Вариант 2. Группа произвольно делится на две команды. К «мостику» с каждой стороны подходит по одному ребенку. В зависимости от того, кто встретился у «мостика», дети сами решают, кому следует идти первым, и договариваются, кто кого пропустит (мальчик—девочку; старший — младшего; тот, кто вежливее, первым уступит дорогу) Тот, кого пропустили первым, не забывает поблагодарить сверстника.

Вариант 3. Игра-соревнование двух команд: кто лучше знает и выполняет правила этикета при прохождении по «мостику».


Перспективный план работы «Воспитание культуры речевого общения как составляющей культуры поведения детей  дошкольного возраста»

Ме-

сяц

Образовательно-воспитательная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Сентябрь

Дидактическая игра «Будем знакомы».

Цель: способствовать умению составлять представление об основных правилах знакомства с окружающими взрослыми и сверстниками, об употребляемых этикетных выражениях в определённых случаях.

Методы и приёмы: беседа; игровое упражнение на развитие чувства близости «ласковое имя»; проигрывание игровых ситуаций «знакомство».

Дидактическая игра-тренинг «Найдем волшебные слова».

Цель: упражнять детей в выполнении правил речевого этикета.

Чтение художественных произведений: Г. Остер «Будем знакомы»; “Я утром в детский сад иду… .” Б. Ивляева. Игры «Молчок», «Вежливый котёнок».  Игровые ситуации знакомства (обыгрывание диалогов)

Сюжетно - ролевые игры «Семья», «Знакомство», «Встреча друга».

Дидактическая игра «Без слов»

Цель: познакомить детей с тем, что можно общаться без слов и понимать, о  чём говорят другие, их настроение при помощи мимики, жестов.

Методы и приёмы: беседа; игра на раскрепощение; проигрывание проблемных ситуаций; игровое упражнение.

Дидактическая игра-тренинг «Секрет»

Цель: учить детей различным способам установления контактов со сверстниками на основе этикетных норм.

Чтение художественных произведений:

«Телефон» Н. Носова, сказка «Умей обождать».

Игра «Подари хорошее настроение», Этюд «Эмоции». Рассматривание и обсуждение фотографий, иллюстраций. Игровое упражнение «Мимическая гимнастика».

Включение в ролевые игры, ситуации «Придумай и покажи». Драматизация художественных произведений без слов с помощью мимики.

Октябрь

Дидактическая игра «Волшебное слово «здравствуй».

Цель: раскрыть значение слова «здравствуй», употребление в зависимости от партнёра, времени суток вариативных слов приветствия.

Методы и приёмы: беседа; разъяснение; моделирование и анализ ситуаций приветствия; художественное слово.

Дидактическая игра-тренинг «Подарок на всех»

Цель: развивать умение выбирать позитивный стиль поведения в конфликтной ситуации, сотрудничать со сверстниками.

Чтение “Бабушкины дела” Л. Воронкова, А. Кондратьева «Добрый день», А. Барто  «Шла вчера я по садовой», М. Дружининой «Кто знает волшебное слово». Игра – драматизация «В стране вежливости».

Использование этикетных формул во время приветствия, сюжетно-ролевая игра «К нам пришли гости»

Октябрь

Дидактическая игра «Всё начинается со слова «спасибо».

Цель: раскрыть значение слова «спасибо», употребление в зависимости от ситуации.

Методы и приёмы: беседа; разъяснение; моделирование и анализ ситуаций приветствия; художественное слово.

Дидактическая игра-тренинг «Рукавички»

Цель: развивать умение налаживать партнерские отношения в совместной деятельности.

Чтение А. Кондратьева «Добрый день», А. Барто  «Шла вчера я по садовой», М. Дружининой «Кто знает волшебное слово». Игра – драматизация «В стране добрых поступков».

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

Ноябрь

Дидактическая игра «Волшебное слово «до свидания».

Цель: раскрыть значение слова «до свидания», употребление в зависимости от партнёра различных форм прощания.

Методы и приёмы: слушание отрывков из художественных произведений; моделирование и анализ ситуаций прощания.

Дидактическая игра-тренинг «Гуляем по парку»

Цель: формировать у детей способность устанавливать отношения сотрудничества с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Чтение художественных произведений:

“Советы непослушным детям” Г. Остера, “Дорогие слова” А Шибаева.

Игра «До свидания». Упражнение «Карлсон». Моделирование ситуаций прощания.

Использование этикетных формул при прощании.  Игра  «Вокзал».

Дидактическая игра «Волшебное слово «Извините».

Цель: обучить уместному использованию различных слов, формул благодарности.

Методы и приёмы: моделирование, проигрывание и анализ ситуаций; прием ТРИЗ «Что было бы, если бы…»; чтение отрывков  из художественных произведений,  проигрывание ситуаций; игровые упражнения.

Дидактическая игра-тренинг Поводыри»

Цель: развивать эмпатию, учить ролевому поведению, способам общения с людьми, имеющими какие—либо особенности.

Чтение художественных произведений:

“Невежливая вежливость” И. Кульской, «Подруги» Фоминой.

Игра – драматизация «Я виноват». Игры «В гостях у инопланетян», «Подарки друзьям».

Использование различных формул благодарности в ролевых играх. Игры парами «Подари другу хорошее настроение»

Декабрь

Дидактическая игра «Вежливая просьба»

Цель: познакомить с доступными формами выражения просьбы, адресованной разным партнёрам по общению: незнакомым, знакомым людям, близкому человеку, взрослому и сверстнику.

Методы и приёмы: беседа; художественное слово; приём ТРИЗ «Что было бы, если …»; проигрывание ситуаций.

Дидактическая игра-тренинг «Луноход»

Цель: способствовать усвоению детьми норм и правил отношений управления и подчинения в условиях сотрудничества.

Чтение художественных произведений: Вежливая сказка или этикет для детей. Н. Галаева, С. Маршак «Ежели вы вежливы», И. Пивоварова» «Был ослик очень вежливый», С. Погореловский «Что значит быть вежливым». Игра – драматизация «Как Буратино стал вежливым». Литературная викторина «Здравствуйте, пожалуйста, спасибо…». Сочинение этикетной сказки.

Драматизация отрывка из сказки «Цветик-семицветик». Использование форм выражения просьб в дидактических, ролевых играх. Сюжетно-ролевая игра «На отдыхе»

Дидактическая игра «Я могу быть уступчивым»

Цель: объяснить, как важно в любой совместной деятельности уступать друг другу, применяя специальные этикетные стереотипы: советы, извинения, согласие, одобрение.

Методы и приёмы: беседа; художественное слово; моделирование и проигрывание ситуаций; игровые упражнения; приём ТРИЗ «Цепочка слов».

Дидактическая игра-тренинг «Вспомни сказку»

Цель: закреплять у детей знания содержаний сказок, рассказов. Учить анализировать и оценивать поступки героев. Воспитывать в детях желание совершать добрые дела

Чтение художественных произведений: рассказы о дружбе, “Помощник” М. Пляцковского, басня «Два барана». Игра-драматизация «Катание на горке».

Этюд «Кто виноват?».

Обыгрывание ситуаций «Что такое хорошо, что такое плохо».

Игры парами «Мозаика», «Рукавички».

Игры «Помоги бабушке», «На улице всякое бывает».

Январь

Дидактическая игра «Моё настроение»

Цель: обучить выражать своё настроение речевыми и неречевыми средствами общения, а так же понимать настроение окружающих и детей.

Методы и приёмы: дидактическая игра: слушание музыкального произведения; рисование своего настроения; беседа, этюды на выражение эмоций.

Дидактическая игра-тренинг «Добро-зло»

Цель: учить детей различать добрые и злые поступки. Воспитывать миролюбивость, дружелюбие, взаимопомощь и согласие.

Чтение художественных произведений:

“Как ослик Алфавит учился уважать старших” М. Пляцковский, “Добрый поступок Вани” («Азбука общения»).

Упражнение «Настроение». Игра «Покажи настроение». Этюды «Облака», «Любопытный»,  «Усталый», «Обида», «Солнышко» и другие. Обсуждение фотографий и пиктограмм.

Применение разученных этюдов в ролевых играх. Сюжетно-ролевая игра «Праздник». Этюд  «Мои эмоции».

Дидактическая игра «Я умею культурно разговаривать»

Цель: познакомить с правилами культурного поведения при общении с окружающими.

Методы и приёмы: беседа; художественное слово; игра- драматизация.

Дидактическая игра-тренинг «Тайный друг»

Цель: формировать доброжелательное, уважительное отношение к сверстникам.

Чтение художественных произведений: произведения устного народного творчества., “Дружба” (Литовская сказка).

 Игры–обсуждения «Взаимоотношения», «Воздушный шарик, прилетай!». Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Сюжетно-ролевая игра «Я иду в первый класс». Упражнения «Часы», использование в речи скороговорок, потешек, прибауток.

Февраль

Дидактическая игра «Грамотная речь»

Цель: совершенствовать умения общаясь со взрослыми, сверстниками, говорить понятно, красиво, чисто, выразительно.

Методы и приёмы: игровое упражнение; артикуляционная гимнастика; упражнения на регуляцию дыхания.

Дидактическая игра-тренинг «Круг желаний»

Цель: содействовать развитию речи детей, коммуникативных навыков, мышления. Воспитывать миролюбие, твердое желание творить добро.

Чтение художественных произведений:

“Два товарища” Л. Толстой, “Два друга” Л. Квитко

Артикуляционная гимнастика. Упражнение на регуляцию дыхания «Ветерок». Игра – драматизация «Заяц-хвастун». Игра «Испорченный телефон».

Хороводная игра «В тёмном лесе есть избушка…», словесные игры, сюжетно-ролевая игра «Школа»

Дидактическая игра «Разговор с другом»

Цель: обучать умению слушать собеседника, быть внимательным к партнёру по общению.

Методы и приёмы: игровые упражнения; моделирование и проигрывание  ситуаций.

Дидактическая игра-тренинг «Благородные поступки»

Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Чтение художественных произведений: В. Катаев «Цветик-семицветик», В. Осеевой «Три товарища». Игровые упражнения «Опиши товарища», «Подари подарок», «Сравнения». Игра – драматизация «Три товарища».

Сюжетно-ролевая игра «В гостях» кукольные  спектакли по желанию детей (по подгруппам: зрители –артисты).

Март

Дидактическая игра «Учимся сопереживать»

Цель: учить соединять сопереживание со словесными  выражениями сочувствия, утешения, употребляя для этого специальные этикетные формулы.

Методы и приёмы: беседа; художественное слово; моделирование и проигрывание ситуаций; приём ТРИЗ «Хорошо - плохо»; рассматривание иллюстраций; игра-драматизация.

Дидактическая игра-тренинг «Мой лучший друг (подруга)»

Цель: формировать у детей понятия о положительных чертах характера, представление о дружбе.

Чтение художественных произведений:

“Пусть никто не удивляется” В. Орлов, «Не мешайте мне трудиться” Е. Благинина, рассказ Р. Зернова «Как Антон полюбил ходить в детский сад», сказка «Кукушка».

Упражнения «Связующая нить», «Цветок вежливости».

Игры – драматизации сказок, сюжетно-ролевая игра «В больнице»

Дидактическая игра «Добрые дела»

Цель: формировать доброжелательное отношение к окружающим и взрослым, сверстникам, малышам, умение выбирать правильную формулу выражения своих чувств, и мыслей.

Методы и приёмы: рассматривание иллюстраций; беседа; сочинение сказок – перевёртышей; этюд; игровое упражнение.

Дидактическая игра-тренинг «Мостик»

Цель: учить детей реализовывать знание правил этикета в игровых и жизненных ситуациях; способствовать формированию навыков культуры поведения в общении с детьми разного пола.

Чтение художественных произведений:

“Хорошие манеры для дошколят”          Г. П. Шалаева, “Волшебное слово” В. Осеева, “Бабушкины дела” Л. Воронкова.

Сочинение сказок-перевёртышей, вежливых сказок.. Игры «Улыбка», «Комплимент», «Добрые мысли». Разъяснение вежливых обращений. Моделирование и анализ ситуаций.

Обыгрывание волшебных слов в ролевых играх. Сюжетно-ролевая игра «Спасатели»

Апрель

Дидактическая игра « Я не плакса и не ябеда»

Цель: учить адекватному культурному общению в конфликтной ситуации.

Методы и приёмы: игровое упражнение; приём ТРИЗ «Цепочка слов»; моделирование и проигрывание ситуаций; игра - драматизация.

Дидактическая игра-ситуация «Кинотеатр»

Цель: уточнить знания детей как надо вести себя в кинотеатре (культура общения).

Чтение художественных произведений: Б. Житков «Как слон спас хозяина от тигра», Л. Квитко «Два друга». Игры «Ситуации», «Морозко», «Волшебное зеркало».

Подвижные, ролевые игры парами, сюжетно-ролевая игра «На стадионе»

Культура речевого общения.

Цель: совершенствовать навыки использования речевых и неречевых средств общения согласно предложенной ситуации.

Методы и приёмы: по желанию педагога.

Дидактическая игра-тренинг «Научи друга»

Цель: обобщить и скоректировать навыки культуры общения между детьми

Чтение художественных произведений:

“Доброе утро”, “Доброго пути”, “Спасибо” и т. д. А. Кондратьева, «Азбука вежливости»

По желанию педагога, направлена на закрепление знаний у детей дошкольного возраста.

По желанию детей на закрепление полученных навыков.

Май

Повторная  (контрольная) диагностика родителей, детей, педагогов


Формы взаимодействия педагогов с родителями

Цель: привлечь родителей к работе над формированием культуры  поведения дошкольников. Работа педагогов в тесном контакте с родителями позволит выработать общие требования к поведению ребенка, что окажет существенное влияние на формирование у него культуры поведения.

Форма взаимодействия с         родителями

Цели

Индивидуальная беседа

Выявление особенностей воспитания культуры поведения и речевого общения в семье. Выявление трудностей семейного воспитания по заявленной проблеме. Ознакомление с работой педагогов детского сада с детьми по формированию культуры поведения.

Консультации

Изучение разных стилей общения родителей с детьми. Совершенствование приёмов работы с детьми по формированию культуры поведения. Рекомендации по совершенствованию культуры поведения в ходе внутрисемейного общения с детьми.

Круглый стол

Совершенствование коммуникативных умений родителей. Развитие навыков воспитания и понимания себя и других в процессе общения. Совершенствование навыков культуры поведения в процессе общения с окружающими.

Родительское собрание

Ознакомление с понятием, составляющими, направлениями культуры поведения. Углубление знаний родителей о психолого-педагогических основах культуры поведения детей дошкольного возраста .

Анкетирование

Выявление особенностей поведения ребёнка в семье

Приглашение родителей в группу: открытые просмотры деятельности педагогов с детьми; посещение дней открытых дверей; приглашение участвовать в театрализованных играх; участие в конкурсах.

Ознакомление родителей с жизнью группы. Выработка общих требований к воспитанию детей. Участие родителей с детьми в совместных проектах.


Целевая направленность игровой деятельности

на формирование культуры поведения дошкольников

Задачи

Формирование доброжелательности

Формирование умения делиться

Формирование помощи другу

Выявление сформированности навыков культуры поведения у детей, уважительного отношения к окружающим людям. Развивать и воспитывать осознанные взаимно-доброжелательные отношения со сверстниками.

Развивать умение обращаться к взрослому по имени и отчеству, соединить прямое обращение с выражением радости.

ОД: «В мире вежливых слов», «Знакомство», «Культурная среда».

Чтение произведения В.Осеевой «Волшебное слово».

Беседа «Зачем нужен друг».

Упражнения с использованием вежливых слов и выражений и т. д.

Д/и «Вежливый котик», «Хорошо и плохо», «Принеси мне воды».

С/р. игра «Магазин».

Игра — путешествие с использованием проблемной ситуации «Жизнь в лесу»;

Игра «Веселые переглядки»;

Игра «Мои ощущения».

«Коробочка добрых дел».

Рассматривание и обсуждение сюжетных картинок на тему «О хороших людях», «Добрые эльфы».

Инсценировка сказки «Колобок»;

Просмотр мультфильма «Белоснежка и семь гномов»;

Вечер загадок, скороговорок, пословиц о дружбе, товариществе.

Знакомить с традиционными приветствиями, сформировать навыки вежливого разговора по телефону, развивать умение избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных привычек, развивать добрые, теплые отношения между детьми.

ОД: «Утреннее приветствие», «Вежливый разговор по телефону»,

«Долг платежом красен».

Д/и «Дразнить, обижать»;

Чтение пословиц и поговорок о дружбе, товариществе.

Чтение стихотворения А.Барто «Медвежонок — невежа» и т. д.

Д/познавательная игра «Что такое хорошо и что такое плохо»;

С/ролевая игра «Стол звонков»;

Игры «Птенцы», «Муравьи».

«Индивидуальная выставка рисунков каждого ребенка»;

Игра «Дочки–матери»;

Создание альбома «Вот мы какие!»;

Настольно-дидактическая игра «Азбука настроений»;

Отгадывание загадок.

Игра «Театр теней», «Ожившие игрушки»

Формировать навыки культуры поведения в повседневной жизни. Научить высказывать свое мнение о выполнении правил культуры поведения. Находить определения для оценки поведения реальных людей. Научить относиться к окружающим с заботой и терпением.

ОД: «Культурный человек»;

Решение кроссвордов;

Чтение стихотворения Е.Карганова «В автобусе»;

Викторина «Правила культуры поведения» и т. д.

С/р. игра «Гостям всегда рады»;

Игра «Клубочек»;

Театрализованная деятельность: «Сказка о глупом мышонке»;

Д/и «Наши добрые слова»;

Игровые ситуации;

Игра «Вежливый ручеек» и т. д.

Рассматривание иллюстрации к произведениям С. Я. Маршака;

Слушание песни из мультфильма «День рождения Леопольда»;

Рассматривание книги Д.Хармса «Поведение в общественном транспорте» и т. д.

 

 

Научить видеть связь между своими поступками и поступками взрослых. Познакомить с правилами взаимоотношения людей друг с другом.

Сформировать осознанное понимание значимости родственных отношений. Научить детей адекватным формам поведения.

ОД: «Мы и взрослые»;

ОД: «В гостях у Маши»;

«Правила этики»;

Чтение художественной литературы;

Беседа «О товариществе»;

Беседа «О дружбе»;

ОД «Братья и сестры».

Коллективные игры с куклами;

Н/д игра «Любить прекрасное»;

Игровые ситуации:

— Звонок в справочное бюро;

Д/и «Принеси мне воды»;

Д/и «Цветок доброты»;

Игра-ОД «Книжный доктор».

Игра «Ладушки»;

Игра «Едем в гости»;

Игра «Выбери меня»;

Просматривание иллюстраций к произведению К.Чуковский «Мойдодыр»;

Изготовление индивидуальных альбомов «Что любит ребенок»;

Нарисовать портрет доброго, вежливого человека.

 

 

Формировать у ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Закреплять навыки бережного отношения к вещам. Развивать умение избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных. Научить сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов, находить слова для оценки поведения

 

 

ОД: «Гостям всегда рады»;

Чтение русских народных сказок;

Беседа: «Братья и сестры»;

Составление рассказов о правилах поведения.

Чтение детям книги Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»;

ОД: «Долг платежом красен».

 

 

Н/и «Домино — Как правильно»;

Театр открывается: кукольный спектакль по мотивам сказки «Заюшкина избушка»;

С/р игра «Напоим Катю чаем»;

С/р игра «Детский сад»;

П/игра «Вежливый ручеек»;

Н/печатная игра «Оцени поступок»;

Игра «Я поступил хорошо, когда…»..

 

 

Самостоятельное рассматривание детьми книг с рисунками Е.Чарушина;

Создание проблемной ситуации во время режимных моментов;

«Расскажи стихи руками» (М.Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»);

Вечер загадок, скороговорок, пословиц о дружбе.

Научить относиться к окружающим с заботой и терпением.

Формировать навыки культуры поведения в общественном транспорте.

Сформировать навыки вежливого разговора по телефону.

ОД: «Дразнить, обижать»;

«Вместе с друзьями»;

Беседа о культуре поведения;

ОД: «Я — пассажир»;

Чтение сказки Носова «Живая шляпа» и обсуждение прочитанного.

Создание проблемной ситуации.

С/р игра «Дочки-матери»;

Игровая ситуация: «Звонок на работу маме»;

Драматизация сказки «Два жадных медвежонка»;

Беседа по телефону.

Открытки разрезанные пополам «Лучшее знакомство»;

Просмотр книг с произведениями А.Барто, В.Осеевой;

Слушание песни В.Шаляпина «Улыбка»;

Беседа по телефону;

Просмотр мультфильма «Котенок Гав».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Формирование культуры здоровья дошкольников посредством игровых технологий

В методической разработке представлена подборка игр по здоровьесбережению. Прописаны требования к подбору игр по ЗОЖ. Все игры и игровые упражнения классифицированы. Так же представлен опыт ДОУ в рабо...

Художественная литература, как средство формирования культуры поведения дошкольников

Формирование морально-нравственного отношения к окружающему миру; воспитание доброжелательных отношений с товарищами; обобщение правил культуры общения со сверстниками; план работы на учебный год...

О формировании культуры поведения дошкольников

Формирование культуры поведения - одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям....

Формирование культуры здоровья через совместную игровую деятельность. Развитие речи младших дошкольников

Речь не отделима от мира мыслей в ней отражаются логика и мышление ребенка его умение осмысливать ...