Доклад "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников".
консультация

Маслова Миляуша Мансуровна

Ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_mnemotehnike.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме:

«Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Воспитатель:  Маслова Миля Михайловна

Цель: познакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Задачи: раскрыть проблемы речевого развития современных детей, познакомить с приемами мнемотехники от простого к сложному, показать на практике приемы мнемотехники в речевых и словесных играх

Ход мастер класса:

Уважаемые педагоги, я рада видеть вас на своем мастер-классе. Тема сегодняшнего мастер класса «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

(Слайд №2,3)С целью и задачами мастер класса, вы можете ознакомиться посмотрев презентацию.

(Слайд №4)В современном мире давно назрела проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Наши дети разучились рассказывать, рассуждать, красиво говорить. Необходимость общаться, разговаривать стали заменять современные гаджеты, не секрет что речь детей засорена подчас жаргонными и сленговыми словами, словарный запас достаточно бедный, детям в большинстве случаев трудно выразить свои мысли, ведь диалогическая и монологическая речь у них как правило развиты плохо. Поэтому главной   задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

(Слайд № 5) Проблемные зоны в развитии речи детей:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
  • Неспособность, грамматически правильно построить распространённое предложение;
  • Бедность речи;
  • Недостаточный словарный запас;
  • Употребление нелитературных слов и выражений;
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

(Слайд №6)К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

 (Слайд № 7) На основании анализа научной литературы выделила следующие подходы в работе с технологией мнемотехника:

-  Системный - технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания;

- Личностный - с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;

-  Деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои;

-  Диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога;

- Культурологический- ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;

-  Информационный - ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;

Новизна методической разработки заключается в создании системы методов и приемов мнемотехники с младшего дошкольного возраста до старшего дошкольного возраста и соблюдения принципа интеграции, который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей.

Преимущество мнемотехники- использование её в совместной и в самостоятельной деятельности (пересказ, инсценировки, игры-драматизации)

(Слайд № 8,9) Немного об истории мнемотехники… Слова «мнемотехника» и «мнемоника» означают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 в. до н. э.) в честь древнегреческой богини Мнемозины – богини памяти. В мнемотехнике существует шесть направлений:

1. Народное. Каждый человек с древних времён в течение жизни вырабатывает свою систему запоминания.

2. Классическое. Первые работы датируются 86 годом до рождества Христова. Именно эта дата считается датой возникновения классической мнемотехники. Цицерон в совершенстве владел техникой запоминания с помощью образной кодировки.

3. Педагогическое - Полностью педагогическая мнемотехника сформировалась  в 16 веке. Основателем можно считать П. Рамуса. Педагогическая мнемотехника была более доступна и понятна большинству людей. И главное, не устанавливала таких высоких планок, как классическая мнемотехника. Логика педагогов предельно проста – учить нужно всех, а не только людей, у которых работает визуальное мышление.

4. Цирковое направление использует принципы классической мнемотехники.

5. Спортивное, когда проходят регулярно соревнования по искусству запоминания. В Кембридже с 1997 года.

6. Современное (система Джордано и др)

(Слайд № 10) С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:

• Развивается связная и диалогическая речь.

• Развивается умение с помощью графических ассоциаций запоминать и рассказывать знакомые сказки и стихи

• Развивается детей умственная активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

• Развиваются психические процессы: мышление, внимание, воображение, память

(Слайд №11)Мнемоническое запоминание  состоит из четырёх этапов:

1 этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней  изображено.

2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов  слов в образы.

 3 этап. После перекодирования осуществляется воспроизведение  стихотворения. В младшей и средней группе с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

4 этап. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы

(Сл № 12,13,14)

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

 (Сл №15)Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, стихов, правил

Составляем мнемотаблицы

Мнемотаблица может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж. На начальном этапе обучения, лучше рисовать небольшие по объему таблицы-ленты, расположив 3-4 картинки в ряд. Детям интересно раскрашивать эти картинки, а позже и подсказывать вам свои идеи для рисунка.

Чтобы составить мнемотаблицу, нужно:

  1. Разбить рассказ на части, определяя важные моменты (каждые 2-3 слова), расчертить лист бумаги на квадраты;
  2. Нарисовать на каждый такой момент картинку (описывая существительные или прилагательные);
  3. Непонятные слова (глаголы или вопросы) по возможности как-нибудь изобразить или просто поставить знак «?». Это надо будет прокомментировать ребенку.

Разные загадки или сказки легче и веселее воспринимаются маленькими детьми, если они разобраны на ситуации и изображены на картинках. Затем ребенку предлагается запомнить описанное и рассказать поэтапно, смотря на картинки.

Ребенок старшей группы садика может самостоятельно рисовать картинки для мнемотаблицы, после того, как воспитатель разбил рассказ на ситуации и рассказал, что рисовать. Просто и интересно можно изобразить мнемотаблицу по временам года. Вот описание зимы:(Слайд № 16)

Начинать работать по мнемотаблицам с детьми лучше с возраста 4 лет, когда у них уже сформирован начальный словарный запас. В этом возрасте можно учить детей правилам, ориентируясь на таблицы. Это могут быть алгоритмы одевания или умывания, также существуют мнемотаблицы по ПДД, чтобы ребенок быстрее усвоил правила дорожного движения.(Слайд № 17)

Можно составлять мнемотаблицы по звуковой культуре речи.

Если вы не можете или нет времени рисовать мнемотаблицы, их можно легко найти в Интернете и скачать, а затем распечатать и заниматься с ребенком. На компьютере лучше не показывать, ребенок не будет воспринимать экран так же, как листок бумаги перед ним.(Слайд № 18)

(Слайд № 19)Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

(Слайд №20) Стихотворения.

Стихи: мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.  Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагать  готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Требования предъявляемые к стихотворениям для малышей:

1. Простота и четкость ритма.
2. Краткость самого стихотворения и отдельных строк.

3. Простота и ясность знакомых детям образов.

(Слайд№ 21) Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно, важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Творческие рассказы. Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы

(Слайд№22) Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

(Слайд № 23) Где можно использовать мнемотаблицы?

Обогащение словарного запаса

Обучение пересказу

Составление рассказов

Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок

Отгадывание загадок.

(Слайд № 24)Результат использования мнемотехники у детей:

расширяется круг знаний об окружающем мире;

-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

-появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;

-словарный запас выходит на более высокий уровень;

-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Практическая часть:

 Сейчас уважаемые педагоги я предлагаю перейти к практической части нашего мастер класса: я предлагаю вам разделиться на команды и немного побыть детьми. Сначала мы поработаем с вами по готовым схемам, вам нужно выбрать схему и составить по ней рассказ или сказку.

Сейчас я предлагаю вам составить мнемосхемы предложенных загадок.

«Загадка (репка)»

Круглая,

а не мяч.

Желтая,

а не солнце.

С хвостом,

а не мышь.

«Загадка (ёжик)»

Под соснами,

под ёлками

бежит мешок с иголками.

«Загадка (огурец)»

Без окон,

без дверей

полна горница людей.

Загадка прозвезды:

Угли

пылают,

совком не достать.

Ночью их видно,

а днем не видать.

 небо, солнце

Голубой платок

Красный колобок

По платку катается

Людям улыбается

 Теперь попробуйте составить мнемосхемы небольших всем хорошо известных детских стихотворений. Каждая команда составляет схему для другой команды. Схемы передаем друг другу и пытаемся рассказать стихотворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотаблица – один из видов мнемотехники в развитии речи дошкольников

Обзорная консультация для педагогов и спользованием ИКТ, знакомящая с одним из видов МНЕМОТЕХНИКИ - мнемотаблицами. Ссылка для скачивания: http://files.mail.ru/TKT6SW...

Консультация и презентация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Консультация и презентация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»...

Использование инновационной технологии "мнемотехника" для развития речи дошкольников

Использование инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи дошкольников.Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Г...

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников.

Материал полезен для педагогов дошкольных учреждений для развития речи, памяти, мыслительных процессов старших дошкольников.Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — сис...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

МНЕМОТЕХНИКА – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, т.к. мысли...

Мнемотехника в развитии речи дошкольника

Уважаемые педагоги и родители!В современном мире очень актуальна проблема речевого развития ребенка, а особенно дошкольника. Подавляющее большинство детей имеют очень низкий уровень коммуникативного...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников"

Актуальность использования мнемотехники в развитии речи дошкольников заключается в современном подходе к проблеме развития речи детей дошкольного возраста. ...