Коммуникативная компетентность педагогов.
статья
Коммуникативная компетентность, а именно способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми, является базовой для педагога. От этого зависят благоприятный морально-психологический климат, эффективность общения, удовлетворенность педагога своим трудом и так далее. В данном материале предоставлены некоторые правила и упражнения, выполнение которых помогает педагогу стать более компетентным в коммуникативной сфере.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональная компетентность педагога не сводится к набору знаний и умений, а определяется эффективностью их применения в реальной образовательной практике.
Базовой компетентностью педагога является коммуникативная компетентность, то есть способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми. По мнению многих исследователей, это сердцевина профессионализма педагога, потому что общение с детьми составляет сущность педагогической деятельности. От коммуникативной компетентности педагога зависят благоприятный морально-психологический климат, эффективность общения, удовлетворенность педагога своим трудом и т.д.
Существуют правила, выполнение которых помогает стать более компетентным в коммуникативной сфере:
- Нельзя приступать к сообщению мысли, если она непонятна или не до конца понятна самому себе.
- Постоянная готовность к пониманию. Наличие большого количества личностных барьеров часто приводит к неполному или неточному пониманию сообщений.
- Конкретность. Следует избегать неопределенных, двусмысленных выражений и без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециализированными терминами.
- Контроль за невербальными сигналами, то есть за мимикой, жестами, интонацией, позой.
- «Собственная неправота». При коммуникации всегда нужно допускать, что личная точка зрения моет быть неправильной. Это предостерегает от ошибок.
- «Место и время». Эффективность любого сообщения резко возрастает в случае его своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации, в которой оно реализуется.
- Открытость, то есть готовность к пересмотру своей очки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств.
- Обратная связь. Она обеспечивает достижение главной цели общения – взаимопонимания.
Практическая часть.
А сейчас предлагаю вам несколько игр, направленных на развитие коммуникативной компетентности.
- Игра-разминка «Поменяйтесь местами». Предлагаю поменяться местами всем, кто любит яблоки, любит разгадывать кроссворды, читает на ночь, работает педагогом более 10 лет, мечтал быть педагогом с детства, хочет в отпуск.
Для эффективного общения педагога с коллегами, родителями необходимо сознательно использовать тактические приемы. Один из таких приемов – форма приветствия. Суть приема состоит том, чтобы при знакомстве постараться повторить имя собеседника в самые первые минуты общения и лучше несколько раз.
- Упражнение «Шушаника Минична».
Упражнение выполняется по кругу. Каждый участник получает карточку, на которой написаны имя и отчество. Затем один из участников спрашивает соседа слева: «Скажите, пожалуйста, как вас зовут?». Тот читает вслух имя на своей карточке. Например: Шушаника Минична. (Имена и отчества должны быть сложно произносимыми). В ответ первый участник должен ответить двумя любыми фразами, при этом обязательно повторить услышанное имя. Например: «Очень приятно, Шушаника Минична. Какое у вас красивое имя, Шушаника Минична». После этого «Шушаника Минична» задает вопрос своему соседу слева и так далее, пока не дойдет до первого участника.
- Упражнение «Я-высказвание» и «Ты-высказывание»
Умение говорить является очень важным. Каждый день мы сталкиваемся с ситуациями, когда требуется заявить о своей точке зрения. При этом мы рискуем вызвать защитную реакцию со сторон другого человека, особенно если указываем ему, что он должен делать, а чего не должен. Чтобы избежать защитной реакции, в разговоре лучше использовать схему Я-высказывания.
Задание: Участники делятся на две группы. Предлагаются ситуации для составления разных видов высказываний. В каждой ситуации нужно составить «Я-высказывание» и «Ты-высказывание». Затем сравнить их и выказать свое мнение, какое более эффективно.
Ситуации:
- Вы зовете дочь обедать. Она отвечает: «Сейчас», и продолжает заниматься своими делами.
- У ребенка в дневнике очередное замечание о плохом поведении.
- Воспитатель объясняет, как делать поделку, ребенок в это время разговаривает.
- Вы приходите домой усталая. У сына друзья, музыка, веселье, беспорядок вокруг.
4.Упражнение «Испорченный телефон»
Цель: показать, насколько важно внимательно слушать собеседника; показать, насколько может меняться информация.
Задание: Пять добровольцев выходят за дверь. Затем, по приглашению психолога по оному входят. Каждому дается инструкция: «Представьте себе, о вы получили телефонограмму, содержание которой должны передать следующему члену группы. Главное – как можно точнее отразить содержание».
Телефонограмма
Звонил Иван Иванович. Он просил передать, что задерживается в управлении образования, так как договаривается о получении нового импортного оборудования ля детского сада, которое, впрочем, не лучше отечественного. Он должен вернуться к 17.00 – началу педсовета, но если он не успеет, о надо передать методисту, чтобы он изменил расписание репетиций к празднику в средних и старших группах на понедельник и вторник, выделив в нем дополнительно время для встречи с родителями, которые будут принимать участие вместе с детьми.
Схема Я-высказывания
СОБЫТИЕ - «Когда…» (описание нежелательной ситуации).
НАША РЕАКЦИЯ – «Я чувствую…» (описание своих чувств).
ПРЕПОЧИТАЕМЫЙ МЕТОД – « Мне хотелось бы, чтобы…».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коммуникативная компетентность педагога-психолога в работе с родителями
Презентация к докладу....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-442413-1410873229.jpg)
Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"
В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/08/picture-516510-1415455989.jpg)
Семинар-практикум для педагогов "Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов"
Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/04/picture-282853-1570164158.jpg)
Педагогический практикум для педагогов "Культура речи- основа коммуникативной компетентности педагога"
Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами - лучшая опора, самое верное подспорье, самая надежная ...
Конспект коммуникативного тренинга «Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями ДОУ»
Формированиепредставления о коммуникативной компетентности как важнейшем условии эффективности образовательного процесса....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/10/picture-1287940-1605000860.jpg)
«КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА. Культура речевого общения педагога»
Великий мудрец Эзоп, говорил «Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета! Что ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/23/picture-927124-1498226250.jpg)
Практическая консультация для педагогов «Повышение коммуникативной компетентности педагога в условиях внедрения ФГОС»
Цель: познакомить педагогов с основными теоретическими подходами по проблеме развития навыков эффективной коммуникации; отработать навыки презентации, эффективного владения навыками вербальной и невер...