ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ФОРМИРОВАНИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья

Дробышева Ольга Викторовна

Ведущее значение в организации игровой деятельности принадлежит личности педагога (психолога, родителя), проводящего игру. Им необходимо «развивать в себе способность услышать ребенка». Эффективность игры напрямую зависит от ее привлекательности, интереса для детей и ее эмоциональной насыщенности. Игра - это партнёрство, основанное на готовности играть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_drobyshevoy_o.v.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Практико-ориентированный подход к дошкольному и начальному общему образованию в контексте ФГОС: теория и практика: Сборник методических работ. Вып. 4. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015. – 320 с.

 ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

ПРИ ФОРМИРОВАНИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

О.В. Дробышева, МБДОУ Д/С № 72

городского округа город Воронеж.

В игре должна быть обеспечена двухпозиционность: сочетание ситуативной (воображаемой) и надситуативной (смысловой) позиции. Иначе это будет не игра, а действия по правилам. Важно также переключать внимание детей с процессуальной стороны игры на эмоциональное отождествление с тем или иным героем, персонажем, партнером, другом. «…Чтобы быть врачом, надо не столько делать укол или выслушивать пациента, сколько почувствовать себя врачом, который заботится о других, хочет помочь слабым и т.п.»

Умение адекватно воспринимать проигрыш является для ребенка профилактикой стрессов при неудачах в будущем. С другой стороны, если в группе игроков постоянно выигрывает один и тот же ребенок, это формирует зависть и отказ от игры у остальных. Поэтому для «слабого», конкурентно неспособного ребенка предпочтительна индивидуальная игра и соревнование с самим собой (Sims, 1928). В любом случае ему необходимо одобрение, поощрение, положительный опыт успеха для сохранения веры в свои силы и возможности. Похвалив ребенка, мы даем ему новый импульс к достижениям, а порицание может помешать реализовать даже имеющиеся возможности. А.С. Спиваковская (1981) предлагает прием поэтапного поощрения, когда награда (фишки) дается не только за правильное выполнение всего трудного игрового действия, но и за правильно выполненные его этапы.

В развивающем обучении особое значение имеет вопрос об организации дидактических игр. Учащиеся знакомятся с каждой новой дидактической игрой под руководством преподавателя следующим образом: преподаватель говорит (или читает), как называется игра. Затем он знакомит детей с предметами (материалами), с которыми им придется иметь дело во время игры. Этот момент имеет важное психологическое значение, поскольку он должен создать у детей соответствующий психологический настрой, который поможет им внимательно выслушать правила игры. Они должны быть сформулированы кратко, точно и ясно.

Преподаватель сам решает, есть ли необходимость давать учащимся более полное объяснение игры в сочетании с показом части (или всего целиком) игрового действия. Следует приветствовать, если дети участвуют в обсуждении правил игры или предлагают их модификации, не забывать хвалить детей за все то новое, что они придумали. Потом начинается игра. Учитель контролирует, чтобы соблюдались правила. Он может участвовать в игре в качестве ведущего или же в качестве простого участника на общих основаниях. Игра оценивается в соответствии с полученными результатами и с тем, как соблюдались правила игры ее участниками. Поощрения всегда должны преобладать над порицаниями и запретами.

Игра не должна быть слишком длительной, чтобы не вызывать пресыщения и утомления ребенка. Сидячие игры необходимо чередовать с паузами, заполненными активными двигательными упражнениями. Повышенно нервозных и робких детей не следует сразу активно включать в групповую игру: если дать ему сначала возможность просто посидеть и понаблюдать за другими, опытный педагог скоро заметит, что малыш готов включиться в игру.

Число участников дидактической игры может колебаться от одного ребенка (соревнующегося со своим предыдущим результатом) до многочисленной группы. Численность игроков не определяет качества и эффективности игры. «В группе из двух человек игра может достигать высокого уровня развития, а в более многочисленной группе стоять на более низком уровне. Есть все основания предполагать, что уже при переходе к игре вдвоем при наличии ролей, воссоздающих определенную систему социальных отношений, происходит качественное изменение в ходе развития игры, а дальнейший рост количества играющих совместно не представляет особого значения».

Если дидактическая игра носит коллективный характер, то вопрос, связанный с ее оценкой, решается при участии всех игроков. Преподаватель также развивает умения учащихся к самоорганизации: объединяет их для проведения игры, учит правильно распределять имеющиеся для игры предметы, выбирать руководителя, когда это необходимо, подчиняться правилам игры. Преподаватель должен поощрять умение учащихся самим организовывать проведение дидактических игр, их желание придумать свою, оригинальную игру. Играя с детьми, педагог (родитель) должен чередовать более простые и более сложные задания с тем, чтобы давать отдых ребенку и поддерживать стойкую мотивацию к участию в игре через переживание удовлетворения от победы в предыдущей игре.

Иногда полезно предупредить ребенка о том, что сейчас будет более сложная игра, с тем, чтобы тренировать его способность концентрировать собственные усилия. Важно, чтобы дидактические игры не превращались бы в принуждение, тренинг. Их эффективность, прежде всего, зависит от мотивационной включенности ребенка в игру, удовольствия от нее. Формирование способности к усвоению нового знания, возможности охотно и целенаправленно его усваивать важнее в коррекционно-развивающем обучении, чем само знание нового правила или умение его применять. Эта способность поможет ребенку в школе не механически заучивать предлагаемую в школе информацию, а сознательно ее усваивать, включая в ранее сформированные в игре понятия и умения.

Ведущее значение в организации игровой деятельности принадлежит личности педагога (психолога, родителя), проводящего игру. Им необходимо «развивать в себе способность услышать ребенка». «Непринужденность, терпение, такт - это основные требования к поведению взрослых, взявших на себя дело руководства детской игрой. Не стесняйтесь подыграть ребенку. Если вы взяли на себя игровую роль, придайте вашему голосу соответствующую интонацию. Не прерывайте резко игру, не забывайте, что дети не способны к быстрому переключению. Если ваш выход из игры необходим, обыграйте и это. Проявление активной эмоциональной и речевой заинтересованности к игровым действиям ребенка.

Организация групповых занятий с детьми во многом определяется их возрастом, от которого зависит не только степень когнитивного развития, но и уровень общения ребенка, и соответственно характер нарушений поведения в случае недосформированности этого уровня.

И в заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что эффективность игры напрямую зависит от ее привлекательности, интереса для детей и ее эмоциональной насыщенности. Игра - это партнёрство, основанное на готовности играть.

Литература

1 Глозман Ж.М. (ред.) Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе. – М.,  2006.

2. Житникова Л.М. «Учите детей запоминать» Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Изд-во Просвещение, 1985.

3. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях/ С.А. Миронова. - М.: Просвещение, 1991.

4. Сохин М. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детских садов/ Под ред. М. Сохина. - М.: Просвещение, 1976.

ОБЛОЖКА СБОРНИКА

  ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

К ДОШКОЛЬНОМУ И НАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ В КОНТЕКСТЕ ФГОС:

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Выпуск 4

ВОРОНЕЖ 2015


БК 7.1+74.202

     П 69

Составители:

О.Е. Жиренко, канд. пед. наук, доцент (ВИРО);

Н.С. Махина, канд. пед. наук, доцент (ВИРО);

Н.Ф. Китасова, И.Л. Пигарева (ВИРО);

Н.П. Харьковский (ВГПУ), А.В. Калагастова (ВГПУ);

В.И. Поспехова, М.Б. Головешкина, Е.И. Хлебникова, методисты, 

И.В. Насонова, начальник отдела ИиНИР МБОУ ДПО (ПК)  «СОГИУУ»

Рецензенты:

В.И. Прасолова, учитель начальных классов МБОУ СОШ №94

им. Генерала А.И. Лизюкова г. Воронежа,

Почетный работник общего образования,

Победитель конкурса национального проекта;

В.А. Яровенко, учитель начальных классов

МБОУ гимназия №2 г. Воронежа,

Победитель конкурса национального проекта

П 69        Практико-ориентированный подход к дошкольному и начальному общему образованию в контексте ФГОС: теория и практика: Сборник методических работ. Вып. 4. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015. – 320 с.

В сборнике методических работ представлен опыт организации образовательной среды и, прежде всего, среды развивающей, направленной на реализацию ФГОС второго поколения в начальной общеобразовательной школе и дошкольных образовательных учреждениях.

Материалы публикуются в авторской редакции.

ББК 7.1+74.202

© Воронежский государственный педагогический университет,

редакционно-издательское оформление, 2015



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенку нужно научиться руководить сво...

Организация работы по развитию речи детей дошкольного возраста.

Материал содержит информацию об актуальности проблемы речевого развития детей дошкольного возраста, условия успешного речевого развития детей, аналитическую справку по результатам тематического контро...

Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста.

Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста. ...

Мастер- класс "Организация работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"

Мастер- класс "Организация работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"...

Формирование речи детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения

Огромное внимание уделяется именно процессу активизации словаря дошкольников , что обусловлено возрастными и психологическими особенностями детей, а также меняющейся системой образования, в рамках кот...