"Что такое экологический проект"
консультация

Алитовская Светлана Владимировна

консультация для воспитателей "что такое экологический проект"

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Сравнительно новой формой работы с дошкольниками являются экологические проекты, в рамках которых дети и взрослые проводят исследовательскую работу. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. А так же делает образовательную систему МБДОУ открытой для активного участия родителей. В переводе с греческого проект - это путь исследования.

Проект - это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.       Экологические проекты - одна из наиболее перспективных и актуальных форм работы современного педагога с детьми! Цель проектов - создать условия для подготовки детей к обучению основам экологии, сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательную, исследовательскую, творческую (художественно-эстетическую), коммуникативную.

Задачи: 1. Формирование основ общей экологической культуры ребенка.

Создание базы знаний об окружающем мире, развитие которой продолжится в начальной школе.

 По продолжительности экологические проекты разделяются на:

Краткосрочные – период их реализации может длиться от трех дней до недели. Среднесрочные – рассчитанные на срок от одного месяца до трех. Долгосрочные – укладывающиеся по продолжительности в один учебный год. Более длительные проекты для детей дошкольного возраста планировать нецелесообразно! С воспитанниками младших групп можно реализовать лишь краткосрочные проекты, которые решают задачу, доступную для их уровня понимания. Наиболее эффективно работают проектные исследования с воспитанниками старших групп. Экологический проект: обязательно предполагает проведение исследования и требует активного вовлечения всех участников в его процесс.

   Основные методы реализации экологического проекта в детском саду: Наблюдение

Эксперимент

 Способы обобщение и оформление результатов исследований : Тематические рисунки.

Составление рассказов.

Подбор загадок, пословиц и поговорок по тематике

Составление коллажей (накладывание друг на друга).

 Составление мини-книжки.

Участвуют в инсценировках, праздниках.

Составление фото-отчета (с помощью родителей) .

Типы проектов: 

 исследовательский проект (дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна, например, «Дерево», «Птицы нашего края» «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье» и др.);

 информационно - практико-ориентированный (дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи, «Праздник у ворот» и др.);

 творческий (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя», «Цветы в вазе», «Сказки наоборот», «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России» и др.);

 игровой (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы, например, сюжетно-ролевая игра «Колобок и его друзья», «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Сказки о любви» и др.).

Алгоритм проектной деятельности с дошкольниками: Для того чтобы подобная деятельность была результативной, педагог должен выстроить четкую последовательность действий.

1- этап. Выбор темы проекта, его типа.

2- этап. Продумывается проблема, которой будут заниматься под руководством воспитателя юные исследователи. Для того чтобы дошкольники заинтересовались темой проекта, она должна быть им понятна. Не стоит придумывать сложные научные исследования для 5-6-летних детей.

3- этап. Постановка цели.

4- этап. Выделяются задачи.

5- этап. Подбор методов проведения обследования.

6- этап. Поиск информации, связанной с темой проекта. На данном этапе вместе с родителями, педагогом, представителями других организаций, ребята получают теоретические знания по своему проекту.

7- этап. Разрабатывается план, где прописываются последовательность исследовательских событий и обсуждение их результатов. Полученные знания постепенно накапливаются и систематизируются, на их основе составляется схема. Именно она станет основой всей последующей работы маленьких исследователей.

8- этап. Практическая деятельность. Ребятам предлагаются эксперименты, сделать которые они могут и в детском саду, и дома.

9-этап. Оформление проекта. На данном этапе основная нагрузка ложится на плечи родителей и воспитателя. Все исследования отражаются наглядно: в рисунках, поделках, чтении и обсуждении тематических рассказов, составлении рассказов и размещении их в стенгазете или иной форме. Вместе с детьми взрослые готовят презентацию в виде игры, творческого представления, компьютерной презентации.

10- этап. Все результаты, которых удалось добиться по мере выполнения проекта, представляют на открытом мероприятии, например, Празднике Лета, или Дне птиц.

  Какие экологические проекты можно реализовать в детском саду? С детьм и младшего возраста, возможно, организовать проекты «Вода - водичка», «Волшебное семечко», «Наши деревья», «Ребятки с грядки». «Лаборатория неживой природы», «Любимые игрушки», «Азбука здоровья». Малыши могут наблюдать и участвовать в проведении опытов с водой, песком, травой, семенами и плодами растений. При изучении свойств воды, можно поставить опыт «Растворение сладких и соленых веществ». Семена высаживаются в горшки и проращиваются. Результаты опытов, которые производятся в проекте, проговариваются с детьми на занятиях и отражаются в продуктивной деятельности. Дети средней группы могут принять участие в проектах: «Маленькие огородники», «Наши младшие друзья». « Птицы наши друзья»- дети наблюдают за птицами, развешивают кормушки, скворечники. Здесь проводятся наблюдения за домашними животными, и организуются эксперименты с растениями. Проект «Мир воды» При реализации этого краткосрочного проекта дети не просто приобщаются к самому важному на Земле веществу, но и учатся бережному отношению к водным ресурсам. Воспитатель рассказывает своим малышам о том, что они на 90 процентов состоят из воды. Чтобы привлечь внимание дошкольников к теме проекта, он может рассказать им сказку о капельке, которая во время своего путешествия превращалась то в пар, то в лед, то снова в капельку. Так ребята познакомятся с агрегатными состояниями воды, круговоротом ее в природе. Есть в данном проекте и практическая часть. Малыши учатся «превращать» воду в лед, воспользовавшись холодильниками. Эстетические навыки также предполагаются в данной деятельности. Вооружившись обычными листами белой бумаги и ножницами, юные дизайнеры создают необычные по форме и размерам снежинки. К готовым изделиям вместе с воспитателем ребята прикрепляют нитки, и такие самодельные украшения используются для новогодних елок. Проект «Мир воды» предполагает привлечение музыкального работника МБДОУ. Он знакомит ребят с песнями, в которых упоминается вода, снег, лед. Результатом такого сотрудничества станет разучивание песни о воде, снеге, дожде. Выбирают песенку все вместе: воспитатель, музыкальный работник, дети. Дети старшей и подготовительной групп – проекты: «Мастерская природы» позволяет узнать, как ветки, спилы, семена, листья растений можно использовать для декорирования бытовых предметов. В проекте «Растение – доктор» дети учатся распознавать лекарственные растения и узнают об их целебных качествах. Проект «Метеобюро по народным приметам» позволяет изучить погодные явления и научиться их предсказывать по подсказкам природы. Проект «Коровье молоко и его целебные свойства» позволяет узнать этапы появления молока, какую пользу молоко приносит организму человека, и узнать многие интересные факты о коровах. Проекты: «Природа вокруг нас», « Люблю березу русскую », «Волшебница – вода», «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»; Темы краткосрочных проектов в подготовительной группе могут быть связаны с домашними животными. К примеру, воспитатель знакомит детей с образом собаки в произведениях русских писателей и поэтов, художников и кинематографистов. После того как теоретическая часть проекта будет представлена, дошкольники получают задание по группам. Одной команде предлагается изобразить домашнего питомца, второй – написать сказку, третьей – придумать загадки, связанные с собакой. На завершающем этапе проекта каждая группа представляет результат своей деятельности, конечным итогом занятия становится создание полной картины о лучшем друге человека. Такие краткосрочные проекты в подготовительной группе направлены на художественноэстетическое развитие подрастающего поколения.

  СОВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЮ ПО РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ: 

  1. Глубоко изучить тематику проекта.
  1. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
  1. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
  1. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
  1. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
  1. Тактично рассматривать все предложенные детьми вари анты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

     7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

  1. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
  1. Развивать творческое воображение и фантазию детей.
  1. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
  1. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

     12. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Такие разные деревья"

Представленный образовательный проект поможет сформировать у детей представление о деревьях; научит сравнивать и обобщать. У детей будет развиваться познавательный интерес ко всему живому. Они будут с...

Экологический проект "Такое маленькое семечко"

Познавательно - исследовательский экологический проект для детей подготовительной группы...

Творческий образовательный экологический проект "Кто такие насекомые?"

На нашей планете живет два миллиона видов насекомых.   Это больше ,  чем всех остальных животных  и растений ,вместе взятых.    Насекомые     оби...

Краткосрочный экологический проект "Такие разные рыбы"

Тип проекта: познавательно-игровой;Продолжительность проекта: 7 дней (12.03-18.03.2018);Участники проекта: воспитатели, дети, родители группы компенсирующей направленности «...

Экологический проект с детьми подготовительной группы "Такая разная капуста"

Как выяснилось,  не все ребята  любят употреблять в пищу капусту.  Поэтому  было решено узнать о капусте как можно больше....

Экологический проект «Такие разные грибы»

Актуальность проекта:Осенняя пора - время ярких листьев, дождей и грибов. Забайкальскийкрай богат и разнообразен по растительному миру. Грибы появляются спервыми лучами теплого весеннего солнца. В лес...

Экологический проект "Такие разные комнатные растения"

Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к комнатным растениям...