Экологический проект "Такие разные деревья"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Никитишина Наталья Анатольевна

Представленный образовательный проект поможет сформировать у детей представление о деревьях; научит сравнивать и обобщать. У детей будет развиваться познавательный интерес ко всему живому. Они будут стремиться получать новые знания при помощи книг, глобальной сети интернет, телевидения. Дети приобретут опыт исследовательской деятельности. У них возникнет желание оберегать и охранять природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_proekt_takie_raznye_derevya.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Старооскольского городского округа Белгородской области

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка –

детский сад № 47 «Лесовичок»

Экологический проект

«Такие разные деревья»

группа № 7

Воспитатели:

Никитишина Н.А.,

Болотских Н.В.

Экологический проект «Такие разные деревья»

Тема: Такие разные деревья

Тип проекта: проектно - исследовательский

Характер проекта: творческо - исследовательский

по характеру контактов:  дети, педагоги, родители

по количеству участников:  групповой

по продолжительности:  долгосрочный (с 01.06.2015 – 01.09.2015)

Предмет исследования: деревья.

Проблема:

Деревья окружают нас постоянно. Дерево - прекрасный объект для фенологических наблюдений. Так деревья имеют ярко выраженные сезонные изменения. На их примере могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами. Деревья играют важную роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Деревья – это крупные объекты. С ними ребенку проще общаться «на равных», легче представить его другом.

Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты. Поскольку у них нет способов передвижения, аналогичным тем, которые есть у животных.

Цель проекта: выяснить представления детей о деревьях; заинтересовать их проблемой; провести наблюдение за изменениями жизни деревьев; сформировать исследовательские способности в процессе изучения; поддерживать естественный интерес старших дошкольников к природе.

Задачи проекта:

Образовательные: формировать у детей представление  о деревьях; формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.

Развивающие:  развивать умственные операции сравнения и обобщения; развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать   новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию; приобретать детьми опыт исследовательской   деятельности, формировать умения реализовывать интересы; развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Воспитательные: воспитывать эмоциональное отношение к деревьям, воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее и охранять.

Ресурсное обеспечение: иллюстрации, фотоматериалы, книги, художественные произведения и материалы («Почему деревья не ходят» Борис Заходер. А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». «Березка» И. Семенова. «Липка» П. Воронько. «Листья» Н. Нищева «Хорошо у нас в лесу!»  Г. Ладонщиков. «Растет лес» Ш. Галлиев. «О чем мечтает зернышко?» Н. Красильников. «Почему у дуба листья облетели?» В. Бояринов. «Сосчитай!» .И. Демьянов. «Теплый дождь» З. Александрова. «Тополиный парикмахер» Г. Демыкина. Н. Тужилин. Глава 5. Лесная сказка), просмотр мультфильмов «Чудо-дерево», «Дерево и кошка», «Сказки старого дуба», использование ИКТ (интернет, мульти-медийные презентации и т.д.).

Этапы проекта

1. Подготовительный этап:

- выявить знания детей о деревьях;

- подобрать детскую и методическую литературу, картины, аудиозаписи, дидактические игры и др.;

- продумать темы бесед и вопросы к ним;

- привлечь родителей к оформлению выставки «Такие разные деревья».

2. Основной этап:

Коммуникация

«Беседа о деревьях». 

Цель: выяснить представления детей о деревьях, их отношении к ним. Предложить детям схему знакомства:

- Как зовут тебя дерево?

- Какого ты роста?

- Какого ты роста будешь, когда станешь взрослым?

- Есть ли у тебя цветы?

- Какие семена созреют на месте твоих цветов?

- Можно ли увидеть твои семена, или они будут спрятаны в плод?

- Какая у тебя кора (цвет, гладкая или морщинистая)?

 «Деревья нашего края,  участка детского сада»

Цель: закреплять знания детей о деревьях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе. Воспитывать бережное отношение к «зеленому другу», учить беречь природу.

«Профессии, связанные с охраной деревьев»

Цель: познакомить детей с профессиями, связанными с природоохранной деятельностью.

Словарный минимум:

Профессии - эколог, лесник, дровосек,

Деревья – береза, дуб, липа, рябина, каштан, клен, тополь, ива, вяз, ясень, ель, сосна.

Орудия труда - лопата, грабли, лейка

Трудовые действия - фотографировать, конструировать, наблюдать

Качества труда - качественно, вежливо, внимательно, успешно, ответственно.

«Сочиняем сказки»

Цель: развивать монологическую речь, словотворчество, фантазию у детей; учить выразительности повествования.

Проделанная работа: Сказки: «Про деревья», «Зачем дереву корни», «Сказка об Иве», «Красавица-берёза», «Сказка про Елочку», «Сказка про тополь».

Познание

Работа с гербарием: рассматривание листьев, плодов и семян различных деревьев

Наблюдение за деревьями, растущими на территории детского сада.

Опыт с веточками «Животворное свойство воды».

Проведение эксперимента с образцами древесины.

Заучивание загадок о деревьях.

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры:  «Путешествие в лес», «Магазин семян».

Дидактические игры: «Домик для листочков», «Деревья и кустарники», «С какого дерева листочки», «Найди дерево по описанию»,

«Какое дерево», «Найди свое дерево», «Портрет дерева», «Наше дерево умеет».

«Сравни», цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим.

«Что лишнее», цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка).

«Назови плод»,  цель: дети должны правильно указать плод этого растения.

«Определи дерево по листочку», цель: дети по листочку должны назвать дерево.

«Скажи по-другому», цель: назвать листья по-другому (лист клена - кленовый, осины – осиновый и т.д.).

«Найди свое дерево», цель: учить находить дерево по описанию.

 

Наблюдения и исследовательская деятельность

 Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе.

Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы. Исследование дерева.

Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам; знать строение дерева: корень, ствол, ветки, листья. Рассматривание деревьев.

Цель: выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно называется; выяснить, растут ли такие деревья на нашем участке.

Дать детям задание: познакомиться со своим деревом - подойти к нему, шепнуть свое имя, сказать, как его зовут, обнять, погладить кору, послушать, что оно ответит. Хорошо ли они знают свое дерево?

У детей, как и у всех людей, есть руки, ноги, другие части тела. А какие части есть у дерева? Рассмотреть и ответить. Для чего людям нужны ноги, руки; дереву – листья, корни, ствол, кора? Пусть погладят кору, прижмутся к ней щекой. Какая она - теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая? Дети могут понюхать кору. Если дерево старое, обратить внимание на то, что кора толстая. Кора для дерева как для нас одежда: она защищает, согревает и охлаждает.

Пусть дети обнимут свое дерево и попробуют вытащить его из земли. Получается? Почему нет? Что держит дерево в земле? Видны ли корни? Какие они? Толстые, крючковатые, прямые, тонкие, твердые, мягкие? Пусть дети представят, как они растут в земле – уходят в глубину или располагаются в стороны?

У детей есть знакомые: друзья, соседи, а у дерева? Кто бегает рядом с ними? Растет рядом с ними? Прилетает к нему? Предложить детям понаблюдать за окружением дерева,  порассуждать: нравятся ли дереву такие соседи? Почему?

Изодеятельность

Предложить нарисовать соседей дерева. У каждого есть семья: папа, мама, бабушка, дедушка, другие родственники. А у дерева? Пусть дети внимательно рассмотрят территорию рядом с деревом и постараются отыскать его семью. Потом можно нарисовать семейный портрет дерева. Предложить детям найти место, где ствол у дерева самый широкий, самый узкий.

Рисование: «Лесные скульптуры», «Деревце за деревце», «Портрет семьи дерева», «Соседи дерева».

Аппликация: «Дерево жизни».

Лепка: «Кисть рябины».

Чтение художественной литературы:

«Зеленая страна» Е. Серова. Цель: прививать любовь к зеленым братьям и сестрам.

«Мудрость дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.

«Жизнь дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям.

«Липкины дары» А. Лопатина. Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства.

3. Заключительный этап

Итоговое игровое мероприятие-развлечение «Деревья – наши друзья»

Цель: закреплять знания детей о деревьях, об их красоте и пользе; воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

Мультимедийная презентация «Самые необычные деревья нашей планеты»

Продукт детской деятельности

Оформление альбомов: «Памятники деревьям», «Деревья нашего края».

Взаимодействие с родителями

Оформление выставки «Такие разные деревья».

Выводы:

 Проект строился на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности, чтобы дети испытывали радость от организованной деятельности.

В ходе реализации проекта большое внимание  уделялось развитию исследовательской работе дошкольников, формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека поведения.

Работа над проектом способствовала развитию мышления, памяти, речи, кругозора детей, интереса к окружающему миру, воспитанию любви, уважения к природе.

Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе деревьев. Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации: всем людям необходимо бережно относиться к деревьям. Деревья, очень нужны всем.

 

Перспектива:

Считаем целесообразным продолжить работу по формированию основ экологической культуры дошкольников. Особое внимание обратить на природоохранную деятельность человека и правила поведения его в природе.

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект НОД "Такие разные деревья"

План конспект НОД по ФГТ в средней группе...

Конспект занятия по рисованию "Такие разные деревья"

- учить детей дорисовывать изображение, обдумывать новое, составлять компози-цию в рисунке;- продолжать учить видеть особенности крон деревьев: берёзы, ели, каштана;- продолжать учить детей творчески ...

Консультации для родителей "Какие разные деревья" в рамках долгосрочного проекта "Чудо - деревья"- прогулки с детьми осенью

В рамках долгосрочного проекта  "Чудо-деревья" в младшей группе необходимо добиться того. чтобы у детей осталось как можно больше разнообразных впечатлений и знаний о деревьях в разное время года...

Консультации для родителей "Какие разные деревья" в рамках долгосрочного проекта "Чудо - деревья"- прогулки с детьми зимой

В рамках долгосрочного проекта  "Чудо-деревья" в младшей группе необходимо добиться того. чтобы у детей осталось как можно больше разнообразных впечатлений и знаний о деревьях в разное время года...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии в подготовительной группе "Такие разные деревья"

Методический материал предназначен для воспитателей подготовительных групп для актуализаци знаний о свойствах деревьев....

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в 1 младшей группе «Такие разные деревья»

Цели: коррекционно – образовательные: Уточнение, расширение знаний по теме «Деревья». Активизация словаря, совершенствование грамматического строя речи (Р.П. сущ.).Коррекционно – развивающие: Развитие...

План- конспект НОД для средней группы «Такие разные деревья» «Деревья»

План- конспект НОД для средней группы «Такие разные деревья»«Деревья»Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация»...