" Использование блоков Дьенеша в ФЭМП с детьми старшего возраста."
статья (старшая группа)

Дорофеева Татьяна Викторовна

    Познавательное  развитие детей  и  формирование элементарных математических представлений одна из важных  задач дошкольного возраста. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad_word_7.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  логических блоков  Дьенеша  в формировании  элементарных  математических  представлений.

                                                        СП «Детский сад»

         ГБОУ СОШ п.г.т.Балашейка

                                                          воспитатель Дорофеева Т.В

    Познавательное  развитие детей  и  формирование элементарных математических представлений одна из важных  задач дошкольного возраста. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.      

      В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Эффективным пособием в настоящее время  являются логические блоки Дьенеша. Этот дидактический материал, разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем, успешно используется для развития логического мышления у детей во многих странах мира. Последнее десятилетие он завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны. Основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра.  

Определены задачи использования логических блоков в работе с  детьми:

  1. Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множествами. Формировать представления о математических понятиях;
  2. Развивать умение выявлять свойства в предметах, называть их, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия;
  3. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной предметов;
  4. Развивать пространственные представления. Развивать самостоятельность;
  5. Воспитывать инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей;
  6. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции;
  7. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

   Логический материал представляет собой набор из 48 цветных  блоков, различающихся четырьмя свойствами:

  1. Формой –  имеются круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
  2. Цветом –  используется  только 3 цвета красные, желтые, синие;
  3. Размером –  есть   большие и маленькие;
  4. Толщиной – толстые и тонкие.

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками.

Формы  организации   работы  детей с логическими блоками Дьенеша.

  • Занятия    по математике,  а также конструирование. На занятиях по математике логические блоки  предлагаются как раздаточный материал, который очень привлекает внимание детей, интересен им, удобен в использовании, отвечает всем требованиям.
  • Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры). Вне занятий, в  предметной среде.

        Логические блоки Дьенеша на занятиях по математике широко используются.

     В разделе «количество и счет», для  совершенствования навыков счета и отсчета в пределах 10, по усвоению понятий поровну, не поровну, больше, меньше; в упражнениях на закрепление знаний о составе числа из единиц в пределах десяти и из двух меньших чисел. Также блоки помогут усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания, научить детей составлять арифметические задачи в одно действие.

     В разделе «величина» - сравнение предметов по размеру (большие, маленькие), по толщине (толстые, тонкие) путем непосредственного соизмерения и сравнения на глаз.

     В разделе «форма» блоки помогут углубить и расширить представления о геометрических фигурах и формах предметов. В этом разделе хорошо использовать в работе с детьми  карточки-символы. В процессе организации упражнений с блоками у детей развивается наблюдательность, они учатся видеть особенности различных фигур, подмечать их сходство и различие.

     «Ориентировка в пространстве», для закрепления пространственных  представлений. Например, дать задание взять в левую руку квадратный красный блок, а в правую – круглый желтый;    или слева положить пять тонких фигур, а справа – толстых на один больше.

      Блоки  Дьенеша  хорошо дополняют  предметно- развивающую среду,  таким  образом,  в старшей группе организован  центр  конструирования,  где находятся не только разнообразные конструкторы ,  но   и наборы палочек Кюизенера.

       С Блоками   возможны  разные   игры. Начинать   необходимо  с младшего возраста,   простые  игры «Найди по цвету», «Найди домики». Игра  «Цепочка,  или бусы»,  где ребёнок выполняет задания  по предложенному образцу.  Собирает бусы,  из геометрических  фигур.

В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей предусматривается, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования фигурами. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. В процессе манипуляций с блоками дети установят самостоятельно, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

В комплекте  с наборами  предложены альбомы.  Дети самостоятельно берут  альбомы и выкладывают  животных и различные предметы. Наборы  и альбомы находятся в свободном доступе   в уголке конструирования.

В дальнейшем используются игры с усложнением, по карточкам,  где

 цвет обозначается пятном;

форма - контур фигур (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный,);

величина - силуэт домика (большой, маленький);

толщина -  условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

Используя блоки Дьенеша,  формируется устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими в жизни, стремление самостоятельно их приобретать.   

       В работе с блоками на занятиях по фэмп  предоставляется возможность по разному варьировать задания с ними, используя их на разных этапах обучения. Педагог может использовать логические фигуры в игровой форме и добиться того, чтобы обучение стало интересным, содержательным, ненавязчивым.

     Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития, в том числе развития математических способностей дошкольников, поставленные в «Программе воспитания и обучения в детском саду» .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста

В статье "Возможность использования блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста" представлено описание пособия, варианты его использования для решения образовательных задач в процес...

перспективное планирование по теме "Использование блоков Дьенеша в работе с детьми старшей группы "

Представлено перспективное планирование дидактических игр с использованием Блоков Дьенеша в старшей группе детского сада, а также перечислены  материалы, используемые в играх . Даны...

Использование блоков Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста

В статье рассказывается об основных умениях и навыках, которые формируются у детей в процессе игры с блоками Дьенеша, объясняется, как начинать играть с детьми, заинтересовать детей....

«Использование блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель этой игры является развитие логики и математических навыков у дошкольников .Задачи:- научить анализировать формы предметов и постепенно совершенствовать это умение;- научить сравнению предметов п...

Чек - лист по самообразованию "Использование блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Тема: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ - ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

Дьенеш придерживался мнения, что для детей лучший способ учиться – не сидеть чинно за партой, внимательно слушая педагогов, а свободно развиваться в игре...