Игры по экологии с детьми младшего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа)

Ильчишина Татьяна Аркадьевна

Игры по экологии с детьми младшего дошкольного возраста. Методический материал в помощь воспитателю. Теария и практика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл экология14.82 КБ

Предварительный просмотр:

Игры по экологии с детьми младшего дошкольного возраста. Экологическое воспитание имеет особое важное значение в становлении высоконравственного отношения ребенка к природе.

Основной целью экологического воспитания является формирование культуры поведения и социальной ответственности детей за природу, которая в свою очередь является сама неиссякаемым источником воспитания через ее многообразие и красоту.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, экологическое воспитание детей в детском саду строится на игровой основе, с большим включением разных видов игр.

Разнообразные игры с экологическим содержанием не только знакомят ребенка с окружающим вокруг миром, но и помогают сформировать систему социальных ценностей, ориентированных на бережное отношение к природе.

Хотелось бы немного остановиться на значении экологических игр.

• Большое влияние оказывают экологические игры и на умственное развитие. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщать, при этом тренируются их внимание, память.

• Так же в процессе экологических игр обогащается словарный запас: дети узнают названия животных, птиц, растений, насекомых, учатся описывать их внешний вид, характерные особенности.

• Экологические игры способствуют и развитию математического мышления – ребенок отсчитывает необходимое количество предметов, сравнивает их по величине и форме, совершенствуется ориентировка во времени.

Взрослые должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Воспитание в детях положительного отношения к природе возможно лишь тогда, когда сами взрослые обладают экологической культурой. Эффективность воспитания детей во многом зависит от того, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно важные необходимые. Большое влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи ребенка. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые.

 Мы поставили цель: как с помощью игр экологической направленности можно учить детей беречь и охранять природу.

Игра «Цепочка». Вы называете объект живой или неживой природы, а ребёнок называет один из признаков данного объекта, далее вы называете признак, далее опять ребёнок так, чтобы не повториться.

Например, объект живой природы «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т. д.

Игра «Да» или «нет». На все вопросы в игре можно отвечать только словами «да» или «нет». Ребёнок загадывает какое-либо животное (растение). Вы спрашиваете, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Ребёнок должен отвечать только двумя словами «да» или «нет». После отгадывания игроки меняются ролями в игре.

Игра «Ассоциации». В этой игре загадывается объект природы, животного и растительного мира. Взрослый и ребёнок по очереди называют слово, связанное какой-либо ассоциацией с заданным объектом, далее игрок, чья очередь говорит уже слово, которое ассоциируется у него с последним словом, прозвучащим в игре. Таким образом, в игре выстраивается ассоциативная цепочка. Пример: муха-тепло-жара-солнце-лето-каникулы-зоопарк-слон.

Игра «Береги природу». Взрослый предлагает из нашего мира убрать что либо, например, солнце, облака, реки, леса и т. д., а ребёнок должен рассказать (можно с Вашей помощью, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет названного объекта.

Игра «Я знаю». Вы называете ребёнку класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок говорит: «Я знаю пять названий зверей:» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень). Аналогично называются другие классы объектов природы.

Игра «Земля, вода, воздух». Взрослый бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «срока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. В ответ на слово «дельфин» - ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д. Возможен и другой вариант игры: взрослый называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. В ответ на слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.

Игра «Мое облако». Взрослый предлагает пофантазировать и рассказать, на что похожи облака, куда они могут плыть.

Игра «Птица, рыба, зверь». Вы бросаете мяч ребёнку и произносите слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например: «воробей», и бросить мяч обратно. Аналогично проводится игра со словами «зверь» и «рыба» и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Развитие движений пальцев рук должно соответствовать возрасту ребёнка, тогда и речевое развитие будет в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развит...

Игры по экологии с детьми старшего дошкольного возраста

Картотека игр по экологии с детьми старшего дошкольного возраста...

Сценарий совместной образовательной деятельности по экологии с детьми младшего дошкольного возраста. Тема: «Что растёт на огороде»

Сценарий совместной образовательной деятельности по экологии с детьми младшего дошкольного возраста. Экологическая викторина: «Что растёт на огороде»...

Конспект НОД по экологии с детьми младшего дошкольного возраста

vОсобенности деятельности наблюдения в разных возрастных группахv...

Игры по экологии с детьми старшего дошкольного возраста

Игры по экологии с детьми старшего дошкольного возраста...

Игры по экологии с детьми младшего дошкольного возраста

Игры по экологии с детьми младшего дошкольного возраста    Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Ребёнок начинае...

Дидактические игры по экологии для детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры по экологии для детей младшего дошкольного возраста...