Конспект НОД по экологии с детьми младшего дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Хмелёва Ирина Николаевна

v

Особенности деятельности наблюдения в разных возрастных группах

v

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aeai12ua_14nonthnssa_oaooaioa_iaa_0.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности экологического содержания с детьми дошкольного возраста

Особенности деятельности наблюдения в разных возрастных группах

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная гр.

Кратковременные  наблюдения.

Часто повторяющиеся

Выделяют 4-5 признаков объекта, яркие признаки, у животных- движущиеся части тела

У детей расширяется кругозор

Накапливается знания, появляется опыт общения с природой, выделяют до 6 признаков у наблюдаемого объекта (цвет, величина, форма, поверхность, толщина…) Появляются длительные наблюдения (1,5 месяца)

Самостоятельность в деятельности наблюдения.

Наблюдение, рассматривание  объектов по предложенному воспитателем плану .Выделяют  до 8 признаков

Длительные наблюдения, планирование наблюдений, постановка цели детьми, мотивация. Выделяют в наблюдаемом объекте до 10 признаков, малозаметные детали ( вибрисы у кошки)

Приемы наблюдения

  1. Если наблюдаем живой объект,то части тела наблюдать исходя из проявлений объекта. Воспитатель должен уметь организовывать проявления объекта.( Например,позвать котенка,спросить у детей,почему повернулся? Услышал. А чем услышал? Где уши? На что похожи, большие или маленькие?)
  2. Вопросы репродуктивные( кто это? Что это? Какого цвета? И т.д.
  3. Вопросы подсказывающие,наводящие( большой или маленький?)
  4. Внесение игрового персонажа( зайчик, белочка, лисичка и т.д.
  5. Игры на звукоподражание и подражание действиям персонажа. Например, надуйте щечки, как у хомячка, покажите, как листочек держится за веточку.
  6. Внесение атрибутов
  7. Обследовательские действия( погладь,подуй…)
  8. Трудовые действия( принесем снежок к корням дерева, ему будет тепло, нальем молочка котенку и др.)
  9. Чтение коротких стихотворений
  10. Приемы направленные на интеграцию образовательных областей
  11. Игра. Например, «Большая рыбка и маленькие»,» Раз,два,три к дереву бег

1)Наблюдение от проявления объекта.

2) Вопросы:

-репродуктивные

-поисковые ( почему бабочка летает?)

3) Сравнение

( первая половина года- различие, вторая- еще и сходство.

4) загадки

5) модели структуры объектов (собрать растение по частям,найди ошибку)

6) Остальные приемы те же , что в младшей группе

 

Как и в младшей группе, нет определенного плана наблюдения. Начинаем наблюдение с того, что больше привлекает внимание детей Например, сначала рассматриваем цветок,потом листья,стебель

1) Наблюдение проводится по предложенному плануНапример: ребята, вы сами попытаетесь рассмотреть животное,комнатное растение,.дерево по плану:

- Внешний вид- это перечислить части тела животного,растения

- Характеристика частей тела животного,растения

- Чем покрыто тело?

2) Вопросы:

- поисковые( почему набухли почки? Почему стало тепло?

- вопросы – задания

( когда ребенок должен дать ответ, выполнив задание) Одинаковая ли глубина снега на участке? Из предложенного корма ,выбери,чем будешь кормить птицу

- вопросы на установление связей

( почему панцирь у черепахи желто-коричневого цвета?)

3.-элементы ТРИЗА

(дождь хорошо,  дождь плохо)

4) Внесение игрового персонажа( Петрушка,Незнайка…)

1) Рассматривают объекты по плану.

2) Вопросы:

-поисковые

-вопросы - задания

3) Использование моделей

4) Дети составляют сами загадки ,короткие стихи

5)элементы ТРИЗА.

6) Интеграция - чтение коротких рассказов.

Образовательные задачи

  • Создать условия  для ознакомления детей с внешними видом объекта.
  • Создать условия  ознакомления с  повадками.
  • Создать условия для обучения способам снятия пыли и поливки растения (пыль снимается мокрой тряпочкой, поливают вместе с воспитателем)  
  • Создать условия для понимания детьми того, что объект живой (дышит , питается , растет )
  • Создать условия  для принятия детьми задачи наблюдения

  • Создать условия для закрепления знаний о внешнем виде объекта.
  • Создать условия для ознакомления с повадками.
  • Создать условия для понимания того, что способ снятия пыли зависит от характера поверхности листьев (опушенные листья-сухая кисточка, алоэ – влажная кисточка), опрыскивают растения  с тонкими листьями)

  • Создать условия для ознакомления с внешним видом объекта, выделять 7-8 признаков.
  • Создать условия для самостоятельного ознакомления с повадками животных, внешним видом растений по предложенному плану
  • Создать условия для понимания детьми зависимости внешнего вида животных и растений от среды их обитания.
  • Создать условия для установления детьми зависимости сезонных изменений и приспособления растений и животных к среде обитания

  • Создать условия для выделения  до 10 признаков объекта и малозаметных деталей внешнего вида
  • Создать условия для установления связи строения ротового аппарата и способа питания
  • Создать условия для ознакомления с сезонными изменениями погоды и изменениями образа жизни животных, растений
  • Вывести детей за пределы наблюдаемого ,  создать условия для получения детьми  знаний о жизни объекта в природных условиях.

Общеразвивающие задачи( на развитие познавательных психических процессов,мыслительных операций

  • Создать условия для активизация словаря детей с помощью слов (пишутся конкретно)

Создать условия для обогащения словаря с помощью слов (пишутся конкретно)

  • Обогащение и активизация словаря (слова пишутся конкретно)

Создать условия для обучения  детей составлять рассказы об объекте.

 Создать условия для обучения детей умению сравнивать объекты.

  • Создать условия для развития воображения, памяти, умения анализировать.

  • Создать условия для развития речи -доказательства.
  • Создать условия для развития  умения грамматически правильно строить предложения

Создать условие для развития мышления,памяти, воображения

                                                                        Воспитательные задачи

  • Создать условия для воспитания  любви и бережного отношения к объекту( указывается конкретный объект)

вызвать положительные эмоции к объекту

Создать условия для воспитания бережного и заботливого отношения к объекту (указать конкретный объект)

  • Создать условия для воспитания  умения детей создавать для объекта среду, близкую к естественной.

Создать условия для воспитания интереса  к жизни( конкретных растений, животных)

  • Создать условия для воспитания чувства жалости ,сочувствия, восхищения объектами природы, умения удовлетворять потребности  объектов, осуществлять уход по необходимости, а не по указке воспитателя.
  • Создать условия  для воспитания умения видеть красоту и неповторимость объектов природы, бережно и заботливо относиться к ее объектам

Структура образовательной  деятельности  носит комплексный характер и реализуется в различных видах деятельности

1часть.  Организационно- мотивационная.  Направлена  на мотивацию активной деятельности детей

_  Привлечь внимание детей( создать неординарную ситуацию, сесть в развивающую среду и начать беседу) Прослушать   фрагмент рассказа  об объекте, загадать загадку, прочитать стихотворение …(Какой  главный персонаж, о чем(ком) сегодня будем разговаривать?),что бы вы хотели узнать? Как?

Например,тема: « Зайчишкина зима»

2 часть   Организация познавательной деятельности через различные виды деятельности

-Воспитатель  предлагает сказать, как можно помочь зайчишке? Дети рассказывают, чем питается зайчик зимой, как проводит день (выбирают из предложенных изображений ямку-лежку зайца) Дают советы зайчику, как не попасться лисе,волку…Придумывают,как запутать следы

3 часть  Оценочно- рефлексивная Результат (продукт)

Аппликация, рисование. Рисуют следы, куст, под которым лежка зайца

Задачи программного содержания

Предполагаемый результат

Способы достижения результата (методы,приемы)

Образовательные задачи:

1.Создать условия, для понимания детьми того, что для зайцев зима- тяжелое время года

2.

Дети понимают, что зайчик целый день лежит в ямке- лежке под кустом, его не видно на снегу, к ночи идет искать корм: горькую кору осин, ив. Путает следы, чтобы отвлечь хищников

Игра: « Пройди по запутанным следам»

Игра: « Зайчишки в ямке- лежке»

Общеразвивающие  задачи:

Обогащение словаря детей

В речи детей появляются слова: лежка, путать,грызть

Дети проговаривают слова хором и по одному

Воспитательная задача:

Вызвать у детей сочувствие к трудной жизни зайцев зимой

Дети предлагают, как можно помочь зайцам

Дети рисуют весеннюю травку,чтобы порадовать зайцев

ХОД  НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Части НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по обучению аппликации "Желтый одуванчик"

Цель: продолжать учить отражать в аппликации особенности внешнего вида растенияОбучающие задачи:  Закрепить умение дифференцировать предметы по цвету;Закрепить представление о строение цветущего ...

Конспект совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. «Приключения Стёпы в лесу»

Цель: Расширить представление детей о съедобных и ядовитых грибахЗадачи:Научить различать ядовитые и не ядовитые грибы; научить элементарным правилам безопасности (не уходить с незнакомыми людьми, не ...

Конспект совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. «В гости к белочке»

Цель: развитие  речи младших дошкольников.Задачи:обогащение словаря (знакомство со словами: «шуршит», «листопад», «кружат» «боровик»; овладение средствами выразительности языка;развитие арти...

Сценарий совместной образовательной деятельности по экологии с детьми младшего дошкольного возраста. Тема: «Что растёт на огороде»

Сценарий совместной образовательной деятельности по экологии с детьми младшего дошкольного возраста. Экологическая викторина: «Что растёт на огороде»...

Игры по экологии с детьми младшего дошкольного возраста

Игры по экологии с детьми младшего дошкольного возраста. Методический материал в помощь воспитателю. Теария и практика....

Игры по экологии с детьми младшего дошкольного возраста

Игры по экологии с детьми младшего дошкольного возраста    Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Ребёнок начинае...