Доклад на тему: «Русское народное творчество»
консультация (подготовительная группа)

IШальнева Людмила Владимировна

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи?

 Необходимо объяснить детям, что они являются носителями русской народной культуры и воспитывать детей в национальных традициях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkoe_narodnoe_torchestvo.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:
«Русское народное творчество»

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи?

 Необходимо объяснить детям, что они являются носителями русской народной культуры и воспитывать детей в национальных традициях. Это возможно через приобщение детей к фольклору, так как он отражает жизнь нашего народа, его опыт, мысли, чувства наших предков. Соприкосновение с народным творчеством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории, культуре. Человек, незнакомый с традициями, историей и культурой своего народа –человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего. Приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Детские впечатления неизгладимы. Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты и любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство – это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Необходимо  формировать в душе ребёнка любовь, бережное отношение к окружающему миру, восхищение красотой предметов, изготовленных народными умельцами, интерес к красоте поэтического слова. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.

Древние люди говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Но как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою страну, Родину, патриотизм?

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Ребёнок как можно раньше должен впитывать культуру своего народа через:

  • народный фольклор (потешки, пословицы, сказки),
  • народные песни, музыкальные инструменты,
  • умение найти и выделить русский народный костюм,
  • знание народных игрушек и народных игр,
  • произведения народного декоративного искусства,
  • знание народных примет и особенностей быта и труда русских людей.
  • знаний, чем питались и каким блюдам отдавали предпочтение русские люди,
  • как отмечали праздники, какие обычаи соблюдали.

Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес к русской культуре.

  Развивая у детей представления о человеке, мы в первую очередь обращаемся к истории и культуре собственного народа и ставим перед собой задачи:

  • Приобщать детей к истокам народной культуры.
  • Расширять представления о народных и православных праздниках.
  • Знакомить детей с русскими хороводами, плясками.
  • Показать и рассказать о народном костюме.
  • Показать значение русского языка. Формировать желание использовать в речи потешки, поговорки.
  • Расширять интерес к участию в народных праздниках.
  • Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен, частушек.
  • Продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа через сказки, пословицы и т.д.
  • Воспитывать патриотов.

Произведения народного творчества обогащают словарь детей. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.

Недаром К.Д.Ушинский писал: «Мы учим русскому народному языку на пословицах, ибо лучшего народного языка, чем тот, который сохранен в пословицах, не знаем». То же можно сказать о потешках, сказках, былинах.

В младшем дошкольном возрасте знакомство с русским фольклором начинается с потешек, песенок. Во второй младшей группе вводятся новые потешки, но и старые повторяются. Потешки подготавливают ребенка к восприятию первых сказок. Поэтому необходима системная работа при отборе содержания фольклорной тематики от потешки к сказке.

В устном народном творчестве хорошо сохранились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре и зле, правде, храбрости, трудолюбии.

Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.  

В загадках сфокусированы наблюдения за характерными изменениями в природе, поведение животных, насекомых, птиц и многое другое.

Загадки полезное упражнение для детского ума. При отгадывании загадки, ребёнок разоблачает то, что хитро спрятано и скрыто. Загадки используются на занятиях, прогулках, индивидуальных беседах с детьми.

Загадки требуют от ребёнка наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность.

Русские народные игры являются жанром устного народного творчества и содержат в себе большой потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, сообразительность, внимание.

Игра – своеобразная школа ребёнка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. Игры – залог полноценной душевной жизни ребёнка в будущем. Игры были обязательным элементом народных обрядовых праздников.

Игра имеет большое воспитательное и образовательное значение в жизни ребёнка. Широко внедряя народные игры, мы привлекаем детей к мысли о таких понятиях, как дружба, добро, трудолюбие. «Жмурки», «У медведя во бору», «Гуси – лебеди», «Лиса и куры» , «Молчанка», «Воробушки», и др. В этих играх звучит художественное слово, позволяет ребёнку прикоснуться к духовному богатству народного творчества, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей. В народных играх проявляется смекалка, ловкость, чувство товарищества, любознательность, интерес.

Много внимания в каждой группе необходимо уделять русским народным сказкам. Это такие любимые и знакомые детям сказки «Репка», «Колобок», «Три медведя», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят» и много других. Сказка помогает разобраться, что такое хорошо, а что плохо, отличить добро и зло, расширить кругозор, фантазию, воображение, а также духовно- нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

Сказки лучше не читать, а рассказывать, глядя на детей. Дети должны видеть мимику, эмоции рассказчика. Это помогает детям понять смысл и содержание сказки. Для того, чтобы создать атмосферу сказки, достаточно накинуть шаль и сказать: - «Здравствуйте, я бабушка Сказочница!» Слушая, сказочный голос, дети легко запоминали сказку, а после с удовольствием пересказывали. Во время самостоятельной деятельности дети часто обыгрывают сказки, используя кукольный театр. На гимнастике прыгают, как зайчики, изображают походку хитрой лисы, косолапого медведя.

Пословицы используются в старших группах. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключённые в них очень легко запоминаются. «Семеро одного не ждут», «Поспешишь – людей насмешишь», «Труд человека кормит, лень портит», «Весна красна цветами – а осень плодами» и т.д.

Помогают в работе по воспитанию и считалки, которые используются в подвижных играх для установления очерёдности, для определения кому начинать игру.

Благодаря считалкам у детей развивается память и чувство ритма. Разучивая с детьми всевозможные считалки, тренируется память, чувство ритма
Считалки зачастую придумывают сами дети, и их изобретательность в этом безгранична.

   Приобщать детей к народному творчеству невозможно без таких занятий, как рисование, лепка, ручной труд. Познавая народные промыслы, дети с удовольствием расписывают дымковскую барышню, хохломские ложки, жостовские подносы. Данные занятия позволяют детям узнать об игрушках прошлого века, научиться их делать. А так же отметить, как умело люди мастерили и расписывали красивые и очень добрые по внешнему виду игрушки, которые радовали и детей и взрослых.

Рассматривая изделия прикладного искусства, мы любуемся  их красотой, сравниваем роспись разных видов, для того что бы  использовать узоры  в своих рисунках.

    Раскрытие личности в ребёнке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. А это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции посредством вхождения в годичный праздничный круг. Это помогает детям лучше ориентироваться во временных понятиях, понимать зависимость деятельности людей от природных условий, запоминать названия и понятия.

Фольклорные праздники – это наиболее яркое, интересное, красивое, весёлое, артистичное, коллективное, насыщенное яркими впечатлениями действие. Каждый ребёнок может принять участие в таком развлечении, ведь он будет участвовать в народных играх, песнях, плясках, отгадывать загадки.

Главным показателем успешности праздника является эмоциональная окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведения детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действием персонажа. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей.

В нашей группе уже стало хорошей традицией отмечать следующие праздники:

Рождество. На музыкальных занятиях дети разучивают рождественские колядки, на занятиях по изодеятельности и конструированию готовят рождественские подарки, педагоги устраивают детям представления и рассказывают им, что святки – это радостное событие, когда можно поделиться любовью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь.

Проводы зимы – Масленица с весёлыми шутками и прибаутками, играми со скоморохами, с пением закличек, с угощением детей блинами и сжиганием Масленицы.

В Вербное воскресенье ставим веточки вербы в вазу, делаем различные поделки с изображением вербы.

Праздник Пасха проходит с изготовлением атрибутов, росписью яиц и народными играми.

В работе с детьми  используются различные формы: занятия, экскурсии – путешествия в историю отдельных вещей и традиционного быта в целом (история самовара, утюга, сундука), целый ряд занятий построен в форме инсценировок – это «посиделки в светёлке», где дети становятся участниками событий, на которых не только веселились, но и работали.

Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, надо  создавать соответствующую развивающую среду в группе. В интерьер группы: картотеку с элементами русского декоративно – прикладного искусства: предметы утвари (горшки, ухват, кочерга, самовар и др.), мини – музей «Куклы наших бабушек».

Создавать библиотечки красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. Уголок ряженья с элементами костюмов, шапочки для игр – драматизаций и инсценировок сказок, настольный и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе по сюжетам русских народных сказок «Курочка Ряба» «Теремок», «Гуси – лебеди», «Маша и медведь». В группе имеются дидактические и настольно – печатные игры «Подбери картинку», «Собери сказку», «Мои любимые сказки», «Ты чей, малыш?», «Из какой сказки герой?» и др.

Только  углублённая, комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры будет  иметь положительные результат.

Русское народное творчество является богатейшим источником познавательного и духовно – нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.

От того, насколько наши дети будут доброжелательны, трудолюбивы, как будут сформированы в них привычки нравственного поведения, во многом зависит успешность ребёнка в жизни, становление его как личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раскраски на тему "Русское народное творчество"

Данные раскраски обязательно пригодятся для организации самостоятельной художественной деятельности детей по данной тематике....

Проект на тему «Русское народное творчество, как средство формирования патриотических и общечеловеческих ценностей дошкольников».

Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества формирует у детей патриотические чувства и общечеловеческие ценности, которые помогут им стать патриотом и гражда...

Доклад по теме: "Устное народное творчество как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников"

воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей....

Конспект проектной деятельности в группе среднего возраста Тема: "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Конспект проектной деятельности в группе среднего возрастаТема: "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"...

Доклад на тему: «Русские народные сказки в жанровом многообразии»

Сказка - один из древнейших жанров традиционного русского фольклора. Рассказывание сказок на Руси воспринималось как искусство, к которому мог приобщиться каждый, независимо от пола и возраста, и хоро...

Доклад по теме: «Устное народное творчество, как фактор духовно-нравственного развития дошкольника».

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на окружающий мир, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчест...

«Народное искусство и нематериальное культурное наследие в дошкольном образовании по ФЦКМ в средней группе».НОД по ФЦКМ в средней группе. Тема «Русское народное творчество». "Посиделки"

laquo;Народное искусство и нематериальное культурное наследие в дошкольном образовании по ФЦКМ в средней группе».НОД по ФЦКМ в средней группе. Тема «Русское народное творчество».&qu...