Статья на тему "Развитие языка и устной речи у детей"
статья

Середа Лариса Валерьевна

Статья посвещена теме развития языка и речи у детей в онтогенезе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_rechi.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие языка и устной речи у детей

Проблемой формирования и развития речи занимаются ученые разных областей: психологической (Л.С. Выготский) [4], лингвистической  (А.Н. Гвоздев) [5, 6], педагогической (Д.Б. Эльконин) [13]. При этом особое место среди многих теоретически и методически значимых проблем современной педагогики занимает формирование и совершенствование умений строить предложения.

Выдающийся лингвист А.Н. Гвоздев говорит о том, что предложение в развитии детской речи играет существенную роль. Оно содержит в себе функции других элементов языковой системы, представляет собой цельное высказывание, является основной единицей общения и речи, соотносится со структурой логического суждения [5]. Овладение родным языком протекает непосредственно в виде усвоения предложений разных типов. Именно в предложениях формируются как отдельные словосочетания, так и грамматические категории с их внешним морфологическим выражением. Развитие предложения у ребенка и состоит во все большем усложнении предложений в отношении количества включаемых им элементов (слов) и разнообразия взаимоотношений этих элементов между собой [6].

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Л.С. Выгодский отмечает, что овладение ею являет собой сложный, многосторонний психический процесс [4].

М.М. Безруких, Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер в своих исследованиях по психофизиологии речи и мышления ребенка говорят о том, что речь начинает появляться тогда, когда головной мозг, слух и артикуляционный аппарат ребенка достигнут нужного уровня развития [2]. В то же время А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард подчеркивают, что ребенку для появления и правильного развития фразовой речи, помимо физиологических возможностей, необходимо наличие речевого окружения, или речевой среды, а также собственная потребность пользоваться речью как основным средством коммуникации [3].

Как показывают лингвистические исследования А.Н. Гвоздева [5, 6] и психолого-педагогические исследования Д.Б. Эльконина [13], овладение фразовой речью детьми в норме осуществляется спонтанно и по подражанию. В развитии речи ребенка, относящегося к категории возрастной нормы, также наблюдаются определенные закономерности.

А.А. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей [9]:

  1. Подготовительный (до одного года);
  2. Преддошкольный этап первоначального овладения языком (до 3 лет);
  3. Дошкольный (до 7 лет)
  4. Школьный.

На подготовительном этапе происходит развитие отделов и органов речевого аппарата, принимающего участие в речевом акте, отделов головного мозга и органов слуха. С момента рождения голосовые реакции ребенка, такие как крик и плач, способствуют развитию основных отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного [7].

И.В. Королева, прослеживая путь развития детей с нормой слуха, говорит о том, что уже через две недели после рождения нормально развивающийся ребенок начинает реагировать на чужой голос: прислушивается, плачет при испуге, замирает, когда к нему обращаются. К концу первого месяца он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами, после чего научается реагировать на интонацию взрослого [8].

Примерно в два месяца жизни у ребенка появляется гуление, за которым следует следующая ступень развития речи — лепет, являющий собой слогоподобные вокализации («агу-агу», «тя-тя», «па-па» и т.п.), с помощью которых ребенок выражает свои желания и требования.

С пяти месяцев жизни ребенок пытается подражать движениям губ взрослых, что, в свою очередь, ведет к закреплению двигательного навыка. С шести месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги («ма-ма- ма», «па-па-па», «дя-дя-дя» и др.) [7].

В дальнейшем путем подражания ребенок постепенно перенимает все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию [8].

Во втором полугодии нормально развивающийся малыш способен воспринимать определенные звукосочетания и связывать их с предметами или действиями («тик-так» — часы, «дай» — хочу что-то, «бух» — упало). Это помогает образованию временных связей между запоминанием слов и реакцией на них. А к концу первого года жизни у ребенка появляются непосредственные реакции на сами слова, независимо от ситуации и интонации взрослого, а также

  • собственные первые слова.

Преддошкольный этап, пишет Н.С. Жукова, характеризуется как этап становления активной речи. В это время у ребенка развивается выраженное внимание к артикуляции окружающих его людей:  он много и с интересом повторяет услышанные слова и пытается конструировать свои. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает [7].

Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер: одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. По утверждению Д.Б. Эльконина, понять малыша в этом случае можно только в ситуации, в которой происходит его общение со взрослым, поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок почти всегда сопровождает жестами, мимикой [13].

На протяжении второго и третьего года жизни жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. М.М. Алексеева и В.И. Яшина отмечают, что в этот период особенно быстро развивается понимание речи, активная речь, резко возрастает словарный запас, появляется элементарная фразовая речь («мама, пить», «папа, дай»). Дети в этом возрасте начинают говорить со своими игрушками, домашними животными. Так, речь постепенно становится основным средством коммуникации для ребенка, в то время как язык естественных жестов и мимики начинает постепенно уходит на второй план [1]. В это же время, по утверждению А.Н. Гвоздева, у ребенка начинает складываться представление о грамматическом строе речи [6].

На дошкольном этапе у ребенка оттачивается навык слухового контроля за своим произношением, умение исправлять самого себя. Иначе говоря, формируется фонематическое восприятие [5].

В этот период продолжается активное накопление словаря, однако зачастую дети неверно истолковывают или используют слова. Вместе с тем такое явление свидетельствует о том, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству. К.Д. Ушинский придает особое значение чувству языка, которое, по его  словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, установку акцента на слово или словосочетание в предложении, способ сочетания слов в предложении [12].

Н.С. Жукова замечает, что примерно к четырем годам дети по-прежнему используют в речи простыми и доступными им осложненными предложениями, а к пяти годам уже относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Начиная с этого возраста высказывания детей начинают напоминать короткий рассказ [7].

На протяжении дошкольного периода постепенно происходит переход от ситуационной речи к контекстной: ребенок начинает интенсивно объединять продуцируемые им фразы в текст (овладевает монологом) (А.Н. Гвоздев, А.К. Маркова, Ф.А. Сохин и др.) [5, 10, 11].

Главная особенность развития речи у детей в школьном возрасте состоит в овладении детьми звуковым анализом, усвоении грамматических правил построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит письменной речи, в связи с чем происходит целенаправленная перестройка речи ребенка — от базовых восприятия и различения звуков до осознанного использования всех доступных языковых средств [13].

Список используемой литературы:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд. — М.: Академия, 2000. — 400 с.
  2. Безруких М.М., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 144 с.
  3. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М.: Просвещение, 1972. — 143с.
  4. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. – М.: Гос. соц-эко. изд., 1934. — 362с.
  5. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. — М.: Изд- во АПН РСФСР, 1948. — 60
  6. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка, ч. 1. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. — 267 с.
  7. Жукова Н.С. Формирование устной речи: Учеб-метод. пособие. — М.: Соц.- полит. журн., 1994. — №4. — 96 с.
  8. Королева И.В. Помощь детям с нарушением слуха. — Спб.: КАРО, 2016. — 304с.
  9. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. — М.: Просвещение, 1969. — 214 с.
  10. Маркова А.К. Периодизация речевого развития. URL: https://studfiles.net.
  11. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада . — М.: Просвещение, 1979. — 223 с.
  12. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. — М.: Просвещение, 1968. — 178 с.
  13. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. — М.: ИНТОР, 1998. — 112 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Преодоление дизартрических расстройств устной речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФН"

Преодоление дизартрических расстройств усной речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФН...

Методические рекомендации по преодолению трудностей в усвоении устной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Методические рекомендации по преодолению трудностей в усвоении устной речи у детей старшего дошкольного возраста. Материал содержит  актуальность, цели, задачи, методы и приёмы по данной те...

Технология формирования связной устной речи у детей Ткаченко Т.А.

Технология формирования связной устной речи у детей Ткаченко Т.А. Презентация....

Презентация "Основные компоненты языка и устной речи дошкольников"

--- "Основные компоненты языка и устной речи дошкольников"...

Статья "ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА КАК БАЗА ДЛЯ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА"

При наличии правильно построенного педагогического процесса достигается переход к новым формам общения – речевым. Повышение эффективности восприятия детьми с нарушением слуха фонетической ...

Макет электронной формы для проведения обследования речи детей «Диагностика устной речи» для детей старшего дошкольного/начального школьного возраста (по адаптированной методике Т.А.Фотековой)

Обеспечение процессов диагностики развития речи является одним из основных направлений деятельности в работе учителя-логопеда.В общем случае в ходе процессов диагностики должно быть обеспечено решение...