Конспект НОД "Без печи не поешь калачи"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Здорик Ольга Анатольевна

Убранство дома на Руси

Скачать:


Предварительный просмотр:

7 занятие

Тема: «Без печи не поешь калачи»

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Задачи:

Коррекционного  обучения:

  • Знакомство с устным народным творчеством: пословицами, поговорками и прибаутками «Познавательное развитие»
  • Обогащение словаря названиями предмета быта:  самовар, веретено, печь, лапти и т.д. «Социально-коммуникативное развитие»

Коррекционного развития:

  • развивать интерес и уважение к истории и культуре русского народа «Познавательное развитие»

развивать координацию движений детей «Физическое развитие»

Коррекционного воспитания:

  • Воспитывать  любовь и бережное отношение к предметам старины.

Материалы и оборудование:

  • Видеоаппаратура: ноутбук, мультимедийный проектор или интерактивная доска, экран, аудио проигрыватель.
  • Мультимедийная презентация «Без печи не поешь калачи».
  • Аудио запись песни «Ах вы сени мои сени».

Весь демонстрационный материал см. в  Приложении на  диске:  папка № 2.

Логика образовательной деятельности

Деятельность  педагога

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

1

Звучит русская народная мелодия. Педагог  с детьми приветствуют гостей. Одевает  шаль, приглашает детей в русскую избу.

Педагог: Русь деревянная - края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Звучит русская народная песня.

Моя изба встречает вас красивыми деревянными углами.

Дети отвечают на вопросы и загадки заданные педагогом.

Развивается интерес и уважение к истории и культуре русского народа

2

Дети отвечают на приветствие известными им пословицами:

«Домом жить – не лукошко шить»

«Хозяюшка в дому, что оладушек в меду»

«Домом жить – обо всем тужить»

«Что есть в печи – на стол мечи»

« Много гостей – Много новостей»

Хозяюшка просит объяснить детей, о чем говорят некоторые пословицы, затем сама подводит итог.

Дети повторяют пословицы.

3

Педагог: А вы знаете, почему Русь называли деревянной?

Давным-давно, на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называют избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель и многое другое.

А о каком предмете я сейчас вам загадаю загадку?

«Всех кормлю с охотою, а сама безротая»      (ложка)

Дети отгадывают загадку. Один из детей (заранее подготовленный) рассказывает про деревянную ложку: «Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматней и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили котелок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. Ложки мастера изготавливали из осины, березы и клена».

Педагог и дети благодарят ребенка за рассказ.

 А еще деревянные ложки на Руси были музыкальным инструментом.

Педагог предлагает детям взять деревянные ложки и поиграть на них. (Звучит песня «Ах, вы, сени мои сени»).

- Но не только на Руси плясали и пели, но и трудиться умели.

Педагог предлагает детям отгадать загадку:

«Верчусь по горнице сработаю моею,

Чем больше я верчусь, тем больше я толстею» (веретено)

Дети отгадывают загадку, подходят к другому в-лю, который рассказывает и показывает, что такое веретено и как на Руси пряли пряжу.

- А еще в избе, кроме веретена, было много предметов-помощников, которые хозяюшки использовали почти каждый день (раздает карточки с названиями предметов и загадывает загадки.Дети должны отгадать загадку и прикрепить название к предмету).

Стоит толстячок, блестит бочок

Шипит, кипит, всем чай пить велит.    (Самовар)

 

Он по горнице гуляет

Пыль и мусор собирает.             (Веник)

 

В лесу родился, на руках крестился, на ногах умер.   (Лапоть)

То назад-то вперед ходит-бродит пароход

Остановишь – горе! Продырявит море.       (Утюг)

Тело бело, душа льняная, маковка золотая.     (Свеча)

Хозяюшка хвалит детей.

- В старину темными зимними вечерами люди собирались в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки. Такие вечера назывались посиделками.

Хозяюшка предлагает детям поиграть в хороводную игру «Арина».

(Играющие встают в круг, в середине водящий – Арина.

Ей завязывают глаза. Все дети  поют:

Дорогая Арина, встань выше овина,

Рученьки сложи, чье имя укажи!

Арина ходит, напевая:

Хожу, гуляю вдоль караваю,

Вдоль по караваю, кого найду, узнаю!

 Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот будет Ариной).

- Вот в такой обстановке наши предки сидели в одной из изб и пряли шерсть, вязали, плели лапти.  А еще стряпали всякие вкусности: пряники, булочки, пироги.

А я вам предлагаю сделать крендельки к чаю.

В это время помощники выкладывают на стол тесто, досточки и лист для крендельков.

(Звучит легкая Русская народная песня)

-Ребята, перед вами доски, тесто и лист для крендельков. Сейчас мы с вами раскатаем крендельки (вспоминают последовательность изготовления). Дети выполняют не сложную работу.

Когда крендельки слеплены, они укладываются на лист и лист устанавливают в печь, где уже стоит лист с готовыми крендельками.

- А пока наши крендельки пекутся мы узнаем много интересного о русской печи.(Подготовленный ребенок рассказывает про русскую печь. «В старину русская печь заменяла кровати целому семейству. Печь использовали вместо бани. Залезал  прямо в нее, там парились и мылись! Она всегда стояла в центре дома». Я знаю много сказок, где упоминается русская печь: Емеля, разъезжающий на печке; Баба Яга грела свои косточки на печи; «Гуси - лебеди»; А Илья Муромец вообще 33 года на печи пролежал.)

Хозяюшка благодарит ребенка.

Из печи достаются готовые крендельки, включается русская народная музыка, дети угощают гостей и угощаются сами. 

Отгадывают загадки

4

Педагог оценивает работу каждого ребёнка.

Дети благодарят педагога и говорят спасибо.

Воспитывается у детей

отзывчивое отношение к окружающим.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Без печи не поешь калачи для детей старшего дошкольного возраста. Подготовила воспитатель Миронова О.А. .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по формированию целостной картины мира. " Хочешь есть калачи, не сиди на печи."

Закрепляются знания детей о хлебе как одном из величайших богатств земли. Расширяются представления о роли труда в жизни человека....

«Выпекали мы в печи пироги и калачи»

План мероприятий по реализации проекта для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект мероприятия в старшей группе «Калач - наша малая родина»

Тема: Калач - наша малая Родина. Цель: формировать знания детей о родном городе. Задачи:расширять представления детей о родном городе;формировать у детей понятие «м...

Конспект НОД по рисованию "Баранки-калачи" во второй группе раннего возраста

Конспект НОД по рисованию "Баранки-калачи" во второй группе раннего возраста....

Конспект НОД «Печем печенье»

Создать условия для процесса изготовления печенья. Познакомить с процессом изготовления печенья. Обогатить словарь детей: тесто, противень, духовка, выпечка, скалка...

Конспект по патриотическому воспитанию "Русский калач"

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста на основе русских традиций в данной конспекте  освещены вопросы патриотического воспитания дошкольник...

- Ай, качи - качи - качи, Глянь, баранки, калачи. Глянь, баранки, калачи, С пылу, с жару из печи.

Учимся рисовать круг, замыкать линию в кольцо. Продолжаем учиться правильно держать кисть и карандаш, раскрашивать карандашом, не выходя за контур, закрашивать полностью всё изображение, контролироват...