Коррекционно - развивающий проект по сопровождению неполных материнских семей "Ты да я - вместе мы семья!"
проект

Третьякова Наталья Юрьевна

Представлен коррекционно - развивающий проект по сопровождению неполных материнских семей "Ты да я - вместе мы семья!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ty_da_ya_-_vmeste_my_semya_proekt.pptx497.45 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ты да я – вместе мы семья! (проект предназначен для матерей и детей) КОРРЕКЦИОННО – Развивающий Проект по сопровождению неполных материнских семей Составитель: Третьякова Наталья Юрьевна, воспитатель, первая квалификационная категория

Слайд 2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОекта Актуальность проекта В условиях современного мира, семья как социальный институт является основным, начальным звеном формирования и развития личности, где человек получает минимальные социальные знания, умения, навыки, необходимые ему для успешной социализации. Прежде всего, речь идёт о полной семье. Один из признаков нашего времени – появление большого числа детей, растущих без отца. В современном обществе неполная материнская семья уже давно перестала считаться феноменом, чем-то отличающимся от нормы. Однако в настоящее время очень остро стоит вопрос и проблема неполной материнской семьи: как вырастить из ребёнка духовно-богатую и творчески-активную личность, затрачивая при этом усилия одного родителя. Материнская семья является наиболее распространённым типом неполной семьи. Существует три типа неполных семей: когда один родитель ушёл, а оставшийся не вступил в повторный брак; одинокий человек официально усыновил (удочерил) ребёнка; незамужняя женщина одна воспитывает сына или дочь.

Слайд 3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОекта Неполная материнская семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребёнка, смерти одного из родителей или их раздельного проживания. В связи с этим различают следующие основные типы неполных материнских семей: осиротевшая, внебрачная, разведённая, распавшаяся. Работой над данной проблемой занимались как российские, так и зарубежные учёные: Ю.П. Азаров, А.Г. Волков, Матейчек З., Э.Г. Эйдемиллер . Учёные в своих трудах рассматривают различные подходы к проблемам и особенностям неполных материнских семей. Поэтому, в настоящее время как никогда важно выявить проблемы неполной материнской семьи, продумать пути их решения, определить основные направления и специфику работы с неполными материнскими семьями, для того чтобы оказать психолого-педагогическую помощь семье, помочь детям из рассматриваемой категории семей успешно социализироваться в общество. Таким образом, очень важно изучать подобные семьи, выявлять основные проблемы и трудности, с которыми сталкиваются одинокие матери, воспитывающие детей.

Слайд 4

Цель и задачи проекта Цель – оказание психолого-педагогической помощи неполным материнским семьям Задачи: изучение и диагностика характера семейного взаимоотношения в неполной материнской семье; социально – педагогическая защита неполной материнской семьи и личности; психолого-педагогическое просвещение матерей; обобщение и распространение опыта семейного воспитания; формирование адекватной самооценки у ребенка из неполной семьи .

Слайд 5

Назначение проекта Проект предназначен для оказания психолого-педагогической помощи неполным материнским семьям. Характеристика контингента Проект охватывает семьи, в которых одна мать воспитывает ребенка. В основу проектирования целей и содержания проекта положены следующие принципы: Общенаучные принципы: интеграция и согласованность действий, вариативность, непрерывность и системность, структурность, спиральность, рефлексия. 2) Непосредственно принципы комплексного сопровождения : рекомендательный характер советов сопровождающего, непрерывность сопровождения, стремление к автономизации. 3) Принципы социального консультирования: профессионализм и компетентность, доверительность, конфиденциальность, результативность, системность, уважение личности. Наиболее эффективными способами работы с семьями являются следующие методы: круглый стол, игровые приемы и упражнения, индивидуальные консультации, тренинги, наблюдение.

Слайд 6

Критерии и показатели эффективности проЕКТА : формирование активной позиции матерей; повышение психолого-педагогической грамотности матерей; участие матерей в учебно-воспитательном процессе; снижение уровня конфликтности в семье, «мирное» разрешение проблем между матерью и ребенком; устойчивость в поведении и адекватная самооценка у детей.

Слайд 7

Условия реализации ПроЕКТА установление контакта с неполной материнской семьей; оказание квалифицированной помощи другими специалистами; взаимодействие специалистов различного профиля образовательной организации, обеспечивающее системное сопровождение неполных материнских семей; профессиональное взаимодействие образовательной организации с внешними социальными институтами: служба занятости, органы здравоохранения, органы социальной защиты населения; наличие материально – технической базы в образовательной организации; создание информационной образовательной среды. Сроки реализации проекта: сентябрь-май

Слайд 8

Реализация данного проекта для семей: матери смогут сами находить пути решения проблемы, применять полученные знания, умения и навыки в воспитании своих детей, предупреждать и разрешать конфликтные ситуации. Реализация данного проекта для специалистов: повышение воспитательного потенциала семьи через просвещение матерей.

Слайд 9

Основные этапы работы Подготовительный этап 1) Формирование команды специалистов, обеспечивающих реализацию программы; Выявление неполных материнских семей; Разработка и согласование программы занятий на год; Подготовка оборудования и материалов.

Слайд 10

Основные этапы работы Основной этап Диагностика неполных материнских семей Реализация программы по направлениям: Диагностическое направление: изучение особенностей функционирования неполной материнской семьи и степени влияния микросреды на членов семьи с помощью диагностики, анкетирования. Организационно-коммуникативное направление: психолого-педагогическое просвещение одиноких родителей, организация общения родителей и детей с помощью круглых столов, тренингов, презентаций книг, викторины. Профилактическое направление: предотвращение различного рода проблем, возникающих в неполной материнской семье с помощью беседы, индивидуальных консультаций, просмотр фильма, наглядной агитации. Правозащитное направление: консультирование неполных материнских семей в вопросах защиты их прав, свобод, социальных гарантий, отстаивание интересов одиноких родителей и детей с помощью лекций, правового и индивидуального консультирования, наглядной агитации. Организаторское направление: обеспечение культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной деятельности с помощью конкурсов, праздников, выставки, игр, чаепитий, похода. Взаимодействие с другими специалистами и социальными институтами: психолог, логопед, социальный педагог, работники ОСЗН, центра занятости, педагоги дополнительного образования, родители.

Слайд 11

Основные этапы работы Заключительный этап: анализ и обработка данных реализации проекта; соотношение результатов с целью и задачами проекта; корректировка проекта с целью повышения качества выполнения.

Слайд 12

Методическое сопровождение проекта Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.– М.:Класс , 2003. – 336 с. Асташина И. Развивающие игры для детей от 3 до 7 лет.- Ростов н/Д: Владис , 2008.-416 c . Баркан А. Большая книга о воспитании детей.-М.:АСТ,2000.-670с. Безруких М.М. Родитель и учитель: Как понять друг друга и помочь ребенку.- Екатеринбург: Рама Паблишинг , 2010.-200с. Воробьева У.Т. Счастливый ребенок деловой мамы.-Екатеринбург: Рама Паблишинг , 2011.-200с. Ган М. П. Я сама: В помощь неполной семье. – М.:Комментарий , 2003.– 45 с. Гусева Ю.Е. Нежные мальчики, сильные девочки.-СПб.-Вектор, 2015.-192с. Дрейкурс Р., Золц В. Манифест счастливого детства:Основные идеи разумного воспитания.-Екатеринбург:Рама Паблишинг , 2011.-296с. Евдокимова Л.М. Большие заботы маленького школьника.- Екатеринбург: Рама Паблишинг , 2012.-256с. Журавлев Д. Неполные семьи: как помочь детям? // Народное образование.–2006. –№ 1.–С. 211-218.

Слайд 13

Коррекционно – развивающий проект по сопровождению неполных материнских семей «Ты да я – вместе мы семья!» №п/п Мероприятие Цель Ответственные Сроки проведения Диагностика неполных материнских семей 1 Посещение семей Выявление неполных материнских семей Социальный педагог , воспитатели Сентябрь 2 Диагностика стиля семейного воспитания А.Я.Варга, В.В.Столин Выявление родительского отношения у матерей, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними Психолог, воспитатели Сентябрь 3 Диагностика характера внутрисемейных отношений «Рисунок семьи», «Три дерева» Определение психологического микроклимата в семье и психологического комфорта Психолог, воспитатели Сентябрь 4 Анкетирование «Предстоящие каникулы» Выявление занятости детей в летний период воспитатели, социальный педагог Май Организационно – коммуникативное направление 5 Круглый стол «Особенности воспитания мальчиков» предоставить матерям возможность высказать свою точку зрения на данную проблему и расширить представления об особенностях воспитания мальчиков Социальный педагог, психолог, медицинский работник, воспитатели октябрь

Слайд 14

6 Викторина «Семейные традиции на Руси» Расширять и углублять представления учащихся о старинных семейных обычаях Социальный педагог, психолог, воспитатели октябрь 7 Круглый стол «Особенности воспитания девочек» расширить представления об особенностях воспитания девочек Социальный педагог, психолог, медицинский работник, воспитатели октябрь 8 Тренинг «Неполная семья. Какая она?» раскрыть понятие «неполная семья», функции матери и отца Психолог , социальный педагог, воспитатели Ноябрь 9 Тренинг «Счастье материнства» развитие когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов материнства в неполной семье Психолог, воспитатели, социальный педагог февраль 10 Презентация книг по вопросам воспитания: Ю.Б. Гиппенрейтер Общаться с ребенком Как?, Росс Кэмпбелл «Как на самом деле любить детей», Я. Корчак "Как любить ребенка" Владимир Леви "Как воспитывать родителей, или Новый нестандартный ребенок". осуществлять педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, способствовать формированию позитивного эмоционального контакта между родителями и детьми, побуждать к чтению данных книг психолог, воспитатели март 11 Презентация книг по вопросам воспитания: М.В. Осорина «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых», Г.Т.Хоментаускас. Семья глазами ребенка, Е.В. Мурашова «Понять ребенка. Психологические проблемы ваших детей». Социальный педагог, психолог, воспитатели март 12 Наглядная агитация по проблемам воспитания и обучения ребенка в неполной материнской семье Повышение педагогической культуры и грамотности матерей Социальный педагог, психолог, воспитатели В течение года

Слайд 15

Профилактическое направление 13 Индивидуальные консультации Оказание помощи по проблемам, возникающим у матерей Социальный педагог 1 раз в месяц (9 раз в год) 14 Беседа «Проблемы в неполной материнской семье» повышение психолого-педагогической грамотности родителей. Психолог , социальный педагог Январь 15 Просмотр и обсуждение фильма «Сережа» Выявить и увидеть в фильме трудности воспитания ребенка в неполной семье и найти пути решения Социальный педагог , психолог, воспитатели Апрель 16 Беседа «Проблемы в школьном возрасте и пути их преодоления» Помочь родителям понять значение физиологических и психологических изменений ребенка, дать представление о проблемах в школьном возрасте и выбор наиболее оптимального решения ситуации Психолог, воспитатели апрель 17 Наглядная агитация по проблемам воспитания и обучения ребенка в неполной материнской семье Повышение педагогической культуры и грамотности матерей Социальный педагог, психолог, воспитатели В течение года

Слайд 16

Правозащитное направление 18 Лекция «Права и обязанности детей» обобщить знания детей и родителей об основных правах ребенка; разделить понятия «права» и «обязанности» Социальный педагог, воспитатели ноябрь 19 Лекция «Права, обязанности и ответственность родителей» формирование у родителей обучающихся ответственного отношения к воспитанию своих детей Социальный педагог, воспитатели ноябрь 20 Правовое консультирование защиты их прав, свобод, социальных гарантий, отстаивание интересов одиноких родителей и детей, взаимодействие с другими социальными институтами и учреждениями Социальный педагог , воспитатели март 21 Индивидуальные консультации Оказание помощи по проблемам, возникающим у матерей Социальный педагог, воспитатели 1 раз в месяц (9 раз в год) 22 Наглядная агитация по проблемам воспитания и обучения ребенка в неполной материнской семье Повышение педагогической культуры и грамотности матерей Социальный педагог, психолог, воспитатели В течение года

Слайд 17

Организаторское направление 23 Конкурсы для детей «Наши дети – цветы жизни» создание приподнятой эмоциональной атмосферы в канун Нового года; раскрытие творческих способностей детей и родителей Родители, воспитатели декабрь 24 Выставка семейных газет «Семейные традиции» Формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях; актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях Родители , дети , воспитатели Декабрь 25 Чаепитие «Сладкие посиделки» сплочение коллектива семей, создание благоприятной, доброжелательной атмосферы распространение семейного опыта воспитания детей Родители, дети, воспитатели декабрь 26 Конкурс рисунков «Как мы провели зимние каникулы» Развитие творческих способностей, воображения у детей воспитатели январь 27 Спортивное мероприятие «Мамы и дети» Пропаганда здорового образа жизни, усиление связи семьи и школы воспитатели Февраль

Слайд 18

28 Семейный праздник ко Дню защитника Отечества развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, объединение классного коллектива, усиление роли семьи в воспитательном процессе Воспитатели, родители февраль 29 Семейный праздник к 8 марта «Подарю я маме…» март 30 Ролевая игра «Моя семья» установление позитивного взаимодействия в группе, осознание ролевых функций членов семьи, мотивация участников на социально значимые семейные ценности. Психолог, социальный педагог, воспитатели апрель 31 Поход «Мы вместе отдыхаем на природе» Усиление и укрепление связей между матерью и ребенком, совместное времяпровождение Родители, Воспитатели, социальный педагог май 32 Чаепитие «Домашние пироги» сплочение коллектива семей, создание благоприятной, доброжелательной атмосферы, обобщение семейного опыта воспитания детей Родители , дети , воспитатели Май

Слайд 19

Взаимодействие с другими специалистами и социальными институтами 33 Консультация психолога оказание помощи в решении проблем во взаимоотношениях с детьми, разработка рекомендаций по улучшению психологического климата в данной семье Психолог В течение года 34 Консультация медицинского работника, органы здравоохранения вопрос здоровья всех членов семьи Оказание помощи матерям и детям по возникающим проблемам Медицинский работник В течение года 35 Консультация логопеда Оказание помощи матерям и детям по возникающим проблемам логопед В течение года 36 Консультации работников ОСЗН предоставление одиноким матерям и их детям всех видов пособий и пенсий; Работники ОСЗН В течение года 37 Консультации работников центра занятости поиск удобной для одиноких матерей работы Работники центра занятости В течение года 38 Экскурсии для детей "В мире профессий" Познакомить детей с разнообразием профессий родители В течение года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра, воспитанника средней группы ДОУ

Коррекционно-развивающая программа психологического сопровожденияребенка с расстройством аутистического спектра, воспитанника средней группы ДОУ2016-2017 учебный год   Составитель:педаг...

Дополнительная коррекционно – развивающая программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению «Скоро в школу»

Дополнительная коррекционно –  развивающая  программа    психологического сопровождения дошкольника при подготовке  к школьному обучению   «Скоро в школу...

Коррекционно-развивающий проект «Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ 4-5 лет»

Коррекционно-развивающий проект«Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работес детьми с ОВЗ 4-5 лет» Тема...

РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА логопедического сопровождения в условиях ДОУ на 2021 - 2022 учебный год

Данная коррекционно – развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам , имеющим различные  речевые нарушения.Овладение правильным произношением речевых...

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа тьюторского сопровождения для детей с умственной отсталостью легкой степени 5-6 лет на 2021-2022 уч.год

Данная программа разработана в соответствии со всеми нормативными документами , касающиеся образования детей с ОВЗ .Коррекционно-развивающая образовательная программа направлена на индивидуальное, все...

Коррекционно – развивающая программа «Психологическое сопровождение воспитанников с РАС (с учетом психофизических особенностей ребенка с умственной отсталостью) подготовительного возраста в ДОУ (третий год обучения)»

Взоры многих современных исследователей всё чаще обращаются в сторону различных видов искусства в качестве профилактических, лечебных, коррекционных средств. Арт-терапия в наши дни становится все боле...

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут тьюторского сопровождения воспитанника ДОО в группе компенсирующей направленности

Маршрут разрабатывается и составляется тьютором на основании рекомендаций ПМПК, ППк ДО; с учетом рекомендаций ИПРА, с учетом АОП ДО. Рекомендованная программа обучения: АОП ДО с нарушениями речи...